Почему у бабы яги такое имя сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Мы познакомим вас с самыми популярными версиями.

По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.


Николай Рерих
„Изба смерти“ (1905)

Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева). Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.


Актер Георгий Милляр бесподобно сыграл роль Бабы-Яги во многих фильмах-сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы-Яги — грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы.

В. М. Васнецов

Эта сказочная ведьма живет в лесу в избушке на курьих ножках, летает в железной ступе (которую могут нести черти), питается человеческим мясом, похищает детей. Внешне напоминает полуистлевший труп (у нее костяная нога, а то и по всему телу выступают голые кости).

Баба-яга, яга-баба… В названии страшной лесной ведьмы соединились два слова. Одно из них вполне понятно: баба — это ‘женщина’, ‘старуха’. Но что значит яга и откуда такое слово появилось? По этой теме высказывалось много предположений.

Яга — ‘змея’

Не сброшена окончательно со счетов в наши дни версия, что слово яга с точки зрения этимологии родственно литовскому angis ‘змея, гадюка’, праславянскому *ǫžь (откуда современное русское название змеи уж) и др. Иными словами, предполагалось, что первоначальное значение слова яга — ‘змея’, ‘змеиная’. В пользу данной версии трактовались некоторые особенности образа лесной колдуньи. Например, она может летать (такой же способностью часто обладают змеи и змееподобные существа в фольклоре многих народов). При этом в ее образе прослеживается явная связь с землей или подземным миром. Среди ее детей — пресмыкающиеся. Обратили исследователи внимание и на то, что в украинском языке язi-ба́ба — это не только ‘ведьма’, но и ‘волосатая гусеница’. Впрочем, в настоящее время гипотеза о связи слова яга с названиями змей признана малоубедительной.

Яга — ‘злая, ужасная’

Более вероятно, что яга родственно по происхождению таким словам балтийских языков, как латышское îgt, îgstu ‘чахнуть, досадовать’; литовское éngti, éngiu ‘давить, душить, теснить, мучить’, ‘сдирать кожу’. Этимологически родственными словами в славянских языках считаются также старославянское ѩза и древнерусское ꙗза ‘болезнь, недуг’; болгарское еза́ ‘му́ка, пытка’; сербохорватское jéза ‘ужас, страх’ и jèзив ‘опасный’; словенское jéza ‘гнев’; старочешское jězě ‘ведьма’ и др. Можно предположить, что первоначальное значение слова яга — ‘злая, ужасная’. Так назвали существо, воплощавшее в себе боль и кошмар.

Возможно, к данной группе этимологически родственных слов следует отнести и русский диалектный глагол ягать ‘кричать, ругаться’. Но с этим соглашаются не все исследователи. Ягать обычно соотносят с латышским indzêt ‘стонать’, литовским iñdzti ‘плакать, сетовать, жаловаться’; связаны ли эти слова с нашей ягой, пока неясно.

По принадлежности к частям речи слово яга первоначально могло быть либо именем существительным, либо кратким прилагательным.

Но вернемся к лесной ведьме. Существовали и иные этимологии. Исследователи соотносили слово яга то с венгерским ángy ‘жена старшего брата’, то с самодийским ŋga ‘бог’, то с латинским aeger ‘расстроенный, больной’, то объявляли заимствованием из финского или тюркских языков… В наши дни данные гипотезы признаны несостоятельными или весьма сомнительными.

Подведем итог. На вопрос об этимологии слова яга пока нет окончательного ответа. Но, скорее всего, оно первоначально значило ‘злая, ужасная’ и родственно некоторым балтийским и славянским словам со значениями ‘страх’, ‘мучение’, ‘душить, теснить’.

Прописная или строчная?

Перейдем от этимологии к орфографии современного русского языка. Дело в том, что в разных текстах можно встретить разные варианты написания составного существительного баба-яга. Оба элемента пишутся с прописной буквы, или оба — со строчной, или с прописной только первый элемент… Какой же вариант верен?

Баба-яга (первая буква прописная, если речь идет о сказочном персонаже);

баба-яга (первая буква строчная, если слово употреблено как нарицательное по отношению к какой-нибудь безобразной злой старухе).

Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 2. — М., 2008.

Аникин А. Е. Этимология и балто-славянское лексическое сравнение в праславянской лексикографии. — Новосибирск, 1998.

Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд / Под ред. О. Н. Трубачева. — Вып. 6. — М., 1979.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 4. — М., 1987.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. 4. — М., 1866.

Эта избушка — сторожевая застава. За черту герой попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее.

Долгое время исследователи недоумевали: почему Баба-яга — женщина, если в охотничьей инициации участвовали только мужчины? Оказалось, что во многих племенах шаманы и вожди для проведения обряда переодевались в женскую одежду. Ученые предположили, что так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени. В этом контексте особенно любопытно, что лучшей Бабой-ягой в кино стал мужчина — Георгий Милляр, который играл Ягу, переодеваясь в старуху, в фильмах режиссера Александра Роу.

Долгое время исследователи недоумевали: почему Баба-яга — женщина, если в охотничьей инициации участвовали только мужчины? Оказалось, что во многих племенах шаманы и вожди для проведения обряда переодевались в женскую одежду. Ученые предположили, что так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени. В этом контексте особенно любопытно, что лучшей Бабой-ягой в кино стал мужчина — Георгий Милляр, который играл Ягу, переодеваясь в старуху, в фильмах режиссера Александра Роу.

Баба-Яга – один из самых популярных персонажей русских сказок. Жители села Кукобой в Ярославской области уверены, что сказочная колдунья издавна жила в здешних лесах и открыли даже музей Бабы-Яги. Как этот персонаж попал в русские сказки, и почему ее так назвали, волнует ученых не одно столетие. Версий высказано много, но к общему мнению исследователи пока не пришли.

Почему Баба Яга так называется

  • Почему Баба Яга так называется
  • Почему самый популярный русский сказочный герой Иван-дурак
  • Мистическая достопримечательность Праги - Ежи Баба

Читайте также: