Письменные источники христианской культуры сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Православие — это очень сложно. По крайней мере, когда человек со стороны пытается понять его, голова идёт кругом: свечи, просфоры, молитвы, акафисты, посты.

Кажется, что до понимания православной веры — как до вершины Эвереста: ползти можно, но трудно и вряд ли достигнешь. На самом деле, не всё так жутко. И есть вещи главные — основы православия, а есть побочные.

В этой статье поговорим о ядре православия.

Основы православия изложены в Символе Веры

В этой короткой молитве изложены все основы православного христианства. Но, пожалуй, будет справедливо не оставить читателя одного с этим фактом, а разобрать основные представления этой молитвы. Этим мы и займёмся дальше.

Самое главное для православия — вера в триединого Бога

В православии Бог не такой, как в других религиях. Он — это Троица. Тем, кто знаком с индуизмом, не нужно отождествлять Троицу и Тримурти.

Тримурти — это всё же три разных божества в едином образе, а Троица — это именно Триединый Бог.

Православный Бог триедин

Православный Бог триедин

Триединство — странное и непонятое для человека состояние. Оно парадоксально. Но парадоксы невозможны только с точки зрения материального мира.

Православные Христиане просто принимают как факт, что Бог одновременно один, но в то же время в Нём три элемента:

  • Бог-Отец — в ветхозаветной традиции Его именуют Яхве или Элохим, но никто не знает, насколько точно реставрировано первое имя и насколько уместно второе, так что в рамках православного вероучения Его называют просто: Господь, Бог, Саваоф и т.д. Это не личные имена, а титулы, но такой подход считается достаточным. Представление о имени Иегова — ошибка, возникшая вследствие небрежной реставрации еврейского произношения.

А что же такое вера в Бога? Это не просто вера в Его существование, как, например, можно верить в пришельцев. Вера — это полное доверие Богу, любовь к Нему, отношение как к заботливому родителю.

3 источника христианской веры: Ветхий Завет, Новый Завет и Предание

Главный источник христианской веры — это Священное Писание, Библия. Это сборник книг, который составлялся многие века. Эта книга чётко делится два раздела:

Ветхий Завет. Это собрание рукописей, созданных до рождества Христова. Технически они описывают отношение народа Израиля с Богом Яхве, но многие наставления, которые там содержатся, применимы к жизни современного верующего христианина.

Вокруг происхождения текстов ведётся широкая полемика, сегодня исследователям очевидно, что в основе преданий Ветхого Завета лежит Шумеро-аккадская мифология, а сами тексты — поздняя обработка какого-то промежуточного письменного источника.

Библия чётко делится на два раздела: до рождения Иисуса Христа и после

Библия чётко делится на два раздела: до рождения Иисуса Христа и после

Новый Завет. Эти книги описывают всё, что произошло после рождения Иисуса Христа. Главное часть этого раздела — наставления Спасителя. За изложением сведений о жизни и учении Христа идут апостольские послания, которые уточняют и детализируют некоторые аспекты христианства.

Эти книги принято считать безусловным авторитетом христианства. Завершается Новый Завет пророчеством о конце мира и втором пришествии Иисуса Христа.

Предание. Это всё информация о христианстве, которая заслуживает доверия и не противоречит Библии. Сюда включают устные и письменные свидетельства о чудесах, житиях святых, явлениях и т.д.

Евангелие — 4 главные книги Библии

Евангелие — это первые четыре книги Нового Завета. Они анонимны, но по традиции им в качестве ярлыка указали авторов:

  • Матфей;
  • Марк;
  • Лука;
  • Иоанн.

Это четыре рассказа о жизни Иисуса Христа и Его учении. Они не являются продолжением друг друга, а просто по-разному передают одну и ту же историю. Евангелия считают ядром православного учения и христианства.

10 заповедей — основа праведной жизни

В основе жизни православного человека лежит соблюдение базовых моральных, этических и религиозных принципов. Они перечислены в ветхозаветной книге Исход:

1. Я Господь, Бог твой , Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно ; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою , чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

7. Не прелюбодействуй.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего ; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Моисей приносит 10 заповедей

Моисей приносит 10 заповедей

Ряд заповедей нуждаются в пояснениях, и рядом комментаторов понимаются по-своему. Например:

  • кто такой кумир — авторитет или идол?
  • не убивать вообще никого или только людей?
  • работать нельзя именно по субботам или главное выделять время для Бога?

Лучший выход здесь — прислушаться к голосу сердца, а не доверяться чужому мнению, поскольку перед Богом каждый отвечает сам за свои поступки.

11 заповедь, дарованная Христом: любите друг друга

Новый Завет учит, что Бог — это любовь. А потому представление о любви так много значит в жизни христианина. Сам Иисус Христос пришёл в наш мир и оставил одну единственную, но самую главную заповедь:

Человек, который поступает из любви, никогда не совершит плохой поступок, так что соблюдение одной единственной заповеди позволяет соблюдать все 10 старых.

Смерть Иисуса Христа — жертва ради спасения душ

По православному учению, грешные души попадают в ад. Это не место, где всё горит, а демоны пытают людей. Это просто мрачная темница, где обречённые души дожидаются Страшного Суда.

Страшный Суд — это последнее событие в истории человечества, после которого прощённые души обретут вечную жизнь в Царстве Божием, а грешники попадут в геенну огненную.

Грех искупается одним единственным способом — смертью для жизни вечной.

Но Бог из любви дал верующим шанс спастись: Он добровольно умер на кресте в облике Иисуса Христа. Теперь любой грешник может сделать следующее:

  • Раскаяться в грехах;
  • Признать Иисуса Христа своим Спасителем;
  • Начать праведную жизнь.

Церковь — цепочка, которая ведётся от апостолов

После смерти Иисуса Христа апостолы продолжили Его дело: они проповедовали и обращали в христианство всё больше людей.

Тех, кто принимал учение Христа, признавали частью Церкви Божьей — то есть совокупности всех верующих праведников.

12 апостолов. Апостолы продолжили дело Иисуса Христа: они проповедовали и обращали в христианство всё больше людей

12 апостолов. Апостолы продолжили дело Иисуса Христа: они проповедовали и обращали в христианство всё больше людей

Земная Церковь — это лишь материальное выражение Церкви духовной. И книга Откровения Иоанна Богослова предупреждает человечество, что в некий момент земная Церковь утратит свои духовные качества.

Но до той поры Церковь — это многочисленные верующие христиане и священнослужители, которые ведут свою историю от первых апостолов.

Православие — не единственная ветвь христианства

Весь христианский мир делится на три ветви:

  • Католицизм;
  • Протестантизм;
  • Православие.

Для разделения церквей были причины — в основном политического, организационного, иерархического и богослужебного характера. Впоследствии обозначились и некоторые отличия в вероучении.

Нельзя сказать, что это фундаментальные разногласия.

Хотя, например, папа Римский Иоанн Павел II выражал надежды и многое сделал для того, чтобы стереть границы между церквями, потому что она одна — Церковь Христова.

7 церковных таинств

Все аспекты богослужебной жизни православного не перечислить. Стоит называть самый важный — 7 таинств.

Два открывают доступ к другим таинствам:

  • Крещение — духовное рождение человека, его вход в Церковь;
  • Миропомазание — печать Святого Духа.
  • Покаяние — возвращение человека к Богу;
  • Елеосвящение — призвание благодати на больного.

Два открывают новые виды служения:

Одно делает человека частицей Церкви Христовой:

Дети узнавать о православной жизни должны постепенно, а родитель должен быть примером

Нет ничего хорошего в том, чтобы навязывать ребёнку какие-то идеи. Если верующий христианин хочет воспитать ребёнка таким же, как он, то родитель сам должен приложить все усилия, чтобы Церковь Христова стала осознанным выбором его чада.

Верой нужно заинтересовать. Для начала лучше всего познакомить ребёнка с библейскими историями:

  • про Данила;
  • про Христа;
  • про потоп.

Нельзя заставлять ребёнка быть православным, это может быть только его выбор.

А вот тащить в Церковь на причастие и заставлять соблюдать посты — это абсурд и издевательство.

Популярное издание Детской Библии

Популярное издание Детской Библии

Родитель сам должен стать для ребёнка примером христианского благочестия, чтобы тот захотел стать таким же.

Единственное, чем действительно стоит озадачиться, — это воспитанием праведного человека. Для этих целей полезны поучительные сказки, мультфильмы и, конечно, библейские сказания. Лучший вариант их изложения представлен в детской Библии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

13. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык.

Цели и задачи:

способствовать формированию бережного отношения к родному языку.

Показать историю возникновения письменности в Древней Руси;

Дать понятия глаголица, кириллица, титло, ер, устав, полуустав, вязь;

Рассказать о появлении древнерусских литературных жанров;

Дать понятие о монастырях, как центрах просвещения;

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Продолжить формирование умений работать с текстом.

Продолжать знакомить учащихся с историей христианской культуры и историей своего государства;

Показать, что история распространения христианства на Руси неразрывно связана с историей государства.

Способствовать уважительному отношению к святыням родной земли;

Воспитывать чувства патриотизма.

Основные понятия: Равноапостольный, церковнославянский язык: Глаголица. Кириллица. Буквица. Титло. Ер. Устав. Полуустав. Вязь. Просвещение. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, митрополит Илларион, Нестор Летописец. Литературный жанр. Слово. Повесть. Летопись. Житие. пророк Давид. Псалтырь.

Оргмомент. (2мин.)

Проверка готовности к уроку

Повторение пройденного материала (7 мин.)

Казанская Божья Матерь Является заступницей всей Русской земли (нет)

Первый каменный храм «Успения Пресвятой Богородицы был построен Владимиром Святым (да)

Владимирская икона Божьей матери была написана во Владимире (нет)

Державная икона Божьей Матери была явлена в 1917 году в день отречения Николая 2 от престола (да)

Фёдоровская икона Божьей Матери является святыней дома Романовых (да)

Выполнение задания в презентации

На прошлых уроках вы научились читать символику иконы, узнали строение православного храма и иконостаса, их духовный смысл. Какой вид искусства более всего нам может рассказать о духовной культуре нашего народа? Итак, тема урока:

Задание на урок: Составить и записать два интересных вопроса по теме.

Изучение нового материала. (25мин.)

На иконах, в храмах, предметах декоративно-прикладного искусства мы можем увидеть не только изображения, но и слова, написанные красивыми буквами. Это буквы церковнославянской азбуки.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

За 100 лет до Крещения Руси, в 862 году, святые Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку, перевели книги Священного Писания с греческого на славянский .

После изобретения азбуки и перевода Священных Книг, претерпевая гонения, святые братья просвещали знанием Закона Божьего славянские народы, утверждая их веру. За великие труды по просвещению славян Церковь причислила братьев Кирилла и Мефодия к лику святых и назвала их равноапостольными .

Посмотрите сюжет и ответьте на вопросы:

Для чего была создана славянская азбука?

Кто сподвиг святых Кирилла и Мефодия на ее создание?

Какие слова были записаны на славянском языке первыми?

Буквы славянской азбуки составлены на основе

треугольника (символ Святой Троицы),

креста (символ Крестных мук Спасителя),

круга (символа Царствия Божиего).

Азбучное послание

У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится:

«Азъ буки веде. Глаголъ добро есте.

Живите зело, земля, и, иже како люди,

мыслите нашъ онъ покои.

Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ.

Искусство первой буквы

Первые книги писали на пергаменте и богато украшали.

Бу́квица, или инициа́л , - крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги.

Заставка – орнаментальная полоса в начале раздела.

Концовка – небольшой рисунок в конце главы.

Устав, полуустав, вязь…

Уста́в — письмо с чётким рисунком, без наклона, с малым числом выступающих.

Полуустав – письмо с менее четким рисунком и наклонам, с выступающими элементами.

Вязь - особое декоративное письмо, где буквы связываются в орнамент.

Искусство первой книги

Древнейший памятник славянской письменности – Остромирово Евангелие (1056 – 1057гг.) Оно было переписано дьяком Григорием для новгородского посадника Остромира. Рукопись написана на пергаменте и богато украшена.

Монастырь – центр просвещения на Руси

Каждый монастырь имел богатое собрание книг. Там же воспитывались многие деятели русской письменности.

В первые века на Руси вырабатываются собственные литературные жанры:

Слово – торжественное красноречие.

Повесть – повествование о важном историческом событии.

Летопись - повествование о важных исторических событиях, расположенных по летам.

Авторы первых книг

Митрополит Илларион

Преподобный Нестор Летописец

Псалтирь царя и пророка Давида

Для обучения грамоте на Руси использовалась одна из книг Священного Писания – Псалтирь царя и пророка Давида.

Псалти́рь - книга, входящая в состав Библии, которая состоит из 150 хвалебных, молитвенных, покаянных песней или псалмов.

Наименование Псалтири взято от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении.

Закрепление изученного материала (5 мин.)

Выполните задание в учебнике:

Ответьте на вопросы.

Выполнить задание, данное в начале урока.

За что были прославлены братья-монахи Кирилл и Мефодий как святые равноапостольные?

Почему их называют просветителями?

Как сначала называлась славянская азбука? Как стала называться потом?

Какие три символа послужили основой для написания букв?

Расскажите об «азбучном послании Кирилла и Мефодия.

Расскажите об искусстве первой буквы. Буквица, заставка, концовка.

Какие типы древнерусского письма вы знаете? Устав, полуустав, вязь.

Назовите самый известный памятник древнерусской письменности.

Что такое Псалтирь и кем он написан?

Назовите древнерусские литературные жанры.

Назовите первые самые известные произведения древнерусской литературы и их авторов.

Подведение итогов. (1 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами узнали об основных положениях православия. Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение?

Апокрифы

Источники изучения раннего христианства делятся на две основные группы: христианские и нехристианские. Христианские источники в свою очередь делятся на три категории: канонические книги так называемого Нового завета; неканонические сочинения – апокрифы и др.; произведения апологетов и других раннехристианских писателей.

Евангелия нередко противоречат одно другому. Например, в евангелиях Матфея и Луки приводится генеалогия Иисуса от царя Давида, причем, по Матфею, эта генеалогия насчитывает 28 поколений, а по Луке – 42; дедом Иисуса по отцу Матфей называет Иакова, а Лука – Илию. По рассказу Матфея, родители Иисуса жили в иудейском городе Вифлееме; после рождения ребенка они бежали в Египет, чтобы спасти его от царя Ирода, который приказал произвести поголовное истребление младенцев. Когда же Ирод умер, они переселились из Египта в галилейский город Назарет. По рассказу же Луки, родители Иисуса всегда жили в Назарете и лишь в момент рождения Иисуса оказались, по случаю переписи, в Вифлееме, после чего спокойно вернулись в Назарет. Таких противоречий в евангелиях много. По всей видимости, текст евангелий многократно переделывался, перередактировался, в него делались новые вставки, нередко противоречившие прежнему содержанию. Поэтому пользоваться евангелиями как историческим источником очень трудно. Что касается Деяний апостолов, то они признаются тоже одним из самых поздних новозаветных сочинений, написанным не ранее середины II в.

Первое вполне правдоподобное свидетельство о христианах в нехристианских источниках мы находим в переписке Плиния Младшего. Будучи наместником провинции Вифинии (Малая Азия), Плиний написал около 113 г. императору Траяну письмо, прося его указаний, как поступать с христианами, на которых ему доносили как на членов преступного сообщества: наказывать ли их за совершенные преступления или за самую принадлежность к секте. Траян, отвечая на запрос Плиния, дал указание соблюдать в этом деле умеренность и наказывать только упорствующих в своем суеверии. Судя по переписке Траяна с Плинием (впрочем, академик Виппер считает эти письма целиком подложными), в Малой Азии в начале II в. было уже много христиан.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выполнил: студент 1 курса

Проверил: Рузанова Ю.П.___________

У бога нет религии.

Христианство (от греческого слова- christos ( . ) - "спаситель мира", "Мессия") религия созданная учением Иисуса Христа и основанные на ней формы организации общественной религиозной жизни.

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство одна из так называемых мировых религий. Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности - в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют, хотя по некоторым данным их число составляет около 2,5 миллиардов христиан.

Перед богом мы все одинаково мудры - или одинаково глупы.

Исторические предпосылки христианства

Христианство возникло в I в. нашей эры в Палестине, находившейся после завоеваний Помпея в составе Римской империи. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов, уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией, проникло в большинство малоазиатских провинций, в Армению, Сирию, Египет, в части Палестины и также Северную Африку.

Христианство появилось в период острого социально-экономического кризиса рабовладельческой Римской империи. Этот кризис охватил как беднейшую часть общества, так и состоятельные слои населения.

Так же сыграло роль в становлении христианства падение авторитета античных богов, которое сопровождалось распространением слухов, мистики, суеверий, шарлатанства, веры в колдовство и магию. Все это, с одной стороны, было следствием разложения социально-экономических порядков Римской империи, а с другой, содействовало дальнейшей дезорганизации общественной жизни, падению нравов и процветанию цинизма. Общественность изнемогала под бременем безверья и всеобщего одичания и страстно надеялась на спасение от беззакония и беспутства.

Все это требовало возникновения новой религии, способной объединить людей, положить конец безверью и распаду общества.

Появляющаяся в таких условиях новая религия, претендующая на широкое внимание и распространение, должна была откликнуться на запросы своего времени и предложить какие-то, пусть иллюзорные, но достаточно весомые в глазах миллионов людей пути и способы разрешения раздирающих общество противоречий, сглаживания их, и направляя в иное русло. Новой религии следовало также решительно отказаться от этнической ограниченности, свойственной ранним религиозным системам. Это было необходимое условие, так как в противном случае она не смогла бы овладеть умами людей, независимо от их происхождения и социального положения. И, наконец, еще одно: новая религия должна была быть достаточно интеллектуально развитой и насыщенной, включать в себя все то, чего достигли уже существовавшие до нее религиозные системы обширного ближневосточно-средиземноморского региона.

Уже задолго до христианства сложилась идея мессианства - пришествии спасителя мира. Представления о божественном спасителе можно найти в древнеегипетских текстах, в религиозных мифах Вавилона, иранской религии, иудаизме.

Христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на огромные массы людей.

Христианство положило начало совершенно новой культуре - культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как на высшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.

Новая религия запретила жертвоприношения и отказалась от жесткой регламентации поведения человека в быту. Вместе с тем, христианская церковь не отказалась от наиболее распространенных, привычных обрядов, обосновала правомерность их заимствования, что облегчало переход в христианскую веру. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия включала как собственно христианские произведения образовавшие Новый Завет, так и священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет.

Раннее христианство в первые два-три века своего существования, будучи религией бесправных и гонимых, не только стояло в оппозиции к властям, подвергаясь жестоким гонениям с их стороны, но и не было лишено радикальных элементов - революционного настроя.

Революционный настрой раннего христианства нашел свое отражение в акцентировании внимания на двух важнейших сторонах новой религии. Во-первых, на проповеди ею всеобщего равенства. Во-вторых, на осуждении богатства и стяжательства, на подчеркивании всеобщей обязанности трудиться. Сам факт провозглашения новых принципов и следования им был вызовом господствующим общественным порядкам. Неудивительно, что членами первых христианских общин (особенно после перемещения в начале нашей эры усилиями сторонников и последователей апостола Павла центра нового учения с периферии империи в Рим) оказались прежде всего обиженные и угнетенные, бедняки и рабы, неимущие и изгои а образованные и выходцы из состоятельных слоев были исключением. С конца I в., на протяжении II-III вв. в общинах увеличивается число людей сенаторского и всаднического звания. Участие в христианском движении знати и образованных людей сказалось на изменении его отношения к миру.

Культурно-исторические корни христианства

На рубеже нашей эры иудаизм, переживал глубокий кризис. Несмотря на то, что число иудеев, по подсчетам современных специалистов, исчислялось в ту пору несколькими миллионами (что было большой цифрой для той эпохи) и что солидные иудейские колонии распространились уже по всему Средиземноморью, включая Египет и Малую Азию. Конкретная историческая ситуация и реальное соотношение сил все более очевидно вели иудейское общество к кризису. Кризис усилился после подчинения Иудеи Риму. Светская власть династии Ирода не пользовалась авторитетом. Жрецы иерусалимского храма и близкие к ним партии и группировки (фарисеи, саддукеи, зелоты) также теряли власть и влияние, чему способствовала и их явная зависимость от наместников Рима в Иудее. Неудивительно, что это состояние перманентного политического и социально-религиозного кризиса вело к оживлению различных пророчеств, активизации деятельности различного рода сект с их ожиданием мессии, который вот-вот придет и от спасет запутавшийся в противоречиях, но все же богоизбранный народ. Мессию (греческий эквивалент этого иудейского термина - Христос) ждали почти все со дня на день.

Столь напряженно ожидавшийся мессия просто не мог не появиться. И он появлялся, причем неоднократно. Все чаще то в одном, то в другом районе Иудеи, а то и вне ее, на периферии, среди евреев диаспоры, руководители отдельных сект, бродячие проповедники или экстравагантные странники объявляли себя мессиями, призванными спасти иудеев. Власти болезненно реагировали на проповеди подобных деятелей. Все самозванцы сразу объявлялись лжемессиями, и их деятельность жестоко пресекалась. Это, однако, не могло приостановить процесс. На смену неудачникам приходили новые, и все повторялось снова. Иногда главы влиятельных сект оказывались достаточно могущественными, чтобы бросить вызов всесильному Риму. В результате следовавших за этим восстаний и войн (иудейские войны) Иудея как государство, а вместе с ней Иерусалим и иерусалимский храм во II в. н. э. перестали существовать.

Тем не менее, именно постоянные гонения на спорадически появлявшихся харизматических лидеров и пророков, чьи деятельность и проповеди в условиях кризиса становились все более заметными и созвучными общим ожиданиям, и привели в конечном счете к укреплению в умах поколений идеи о великом мессии, Христе, который пришел, не был узнан и понят, погиб (приняв на себя грехи людей) и, чудесным образом воскреснув, стал божественным спасителем человечества. Эта идея и была взята на вооружение в тех ранних иудео-христианских сектах, которые стали появляться как в самой Иудее, так и в ближайших к ней районах расселения евреев диаспоры (Египет, Малая Азия и др.) на рубеже нашей эры.

Христианство с точки зрения библии

Христианство- это религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Христианство объединило в единый семантический комплекс содержание как Ветхого, так и Нового Заветов, обеспечивая единство Библии как общего для всех христиан источника. Главным делом Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте: искупительная жертвенная смерть для спасения человечества. Из Нового Завета мы знаем, что Христос предназначил апостолам проповедовать свое учение. Апостолы были людьми простыми, неучеными. После Его вознесения, на учеников (Апостолов) сходит Дух Святой обещанный им Дух Утешитель. От которого они получают достаточные силы и знания, в том числе и знания разных языков, для того чтобы распространять христианское вероучение по всему миру. Еще они получают от Иисуса Христа власть рукополагать в священники.

Основы христианского миропонимания

Основная идея христианской религии - спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире. Порождающей причиной зла христианство называет грех, т.е. акт личности, направленный против совести, Бога, против нравственного закона, который составляет исключительно достоинство и красоту человека среди мира живых существ. Грех обезображивает человека, разрушая природу души внутренне, а часто и внешне, в результате чего вся деятельность человека приобретает ненормальный характер. Своей смертью на кресте Христос искупил все человеческие грехи. Тем самым он спас человечество и каждого человека, открыл ему путь к вечной жизни. За это Христа называют Спасителем.

Важнейшей составной частью христианства является эсхатология - учение о конце света, втором пришествии Христа, телесном воскрешении мертвых и Страшном Суде, после которого на новой земле под новым небом должно утвердиться царство праведников.

На протяжении двух тысячелетий в христианстве возникали различные направления. Из них наиболее известны три: католицизм, православие, протестантизм. Наряду с названиями (а так же внутри них существует множество более мелких церквей, сект и культов.

христианство библия человек спасения

Евангельские жизнеописания Христа, хорошо известные по вошедшим в обиход образам, фразам, по многочисленным описаниям и изображениям, создали облик божественного спасителя, великий подвиг которого, потрясший человечество, будто бы и открыл людям глаза на истинную религию, христианство. Нет сомнений, что и сами евангелия, как сравнительно поздний документ (не ранее II в. н. э.), и вся евангельская традиция - это в основном образно воспетая, ярко расцвеченная и явно нарочито персонифицированная запись переинтерпретированных событий, явлений и божественных деяний, уже встречавшихся ранее в других религиях. Вопрос лишь в том, все ли здесь заимствовано и сочинено или же в основе записанных в евангелиях описаний жизни Иисуса есть какая-то реальная историческая основа, пусть даже видоизмененная до неузнаваемости.

Значение христианства для развития культуры

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. Европейское искусство есть качество, сформированное христианской духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между естественным и искусственным , ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческого преобразования. Так были заложены смысловые основы для появления экспериментальной науки. Конечно, необходимо отличать появление общих смысловых предпосылок от адекватного осознания и практической реализации новых смыслов. Поэтому между возникновением христианства и появлением первых ростков нового естествознания лежит полтора тысячелетия.

Верить в бога невозможно, не верить в него абсурдно.

Можно еще много сказать о том, какой конкретный вклад христианство внесло в отдельно взятые сферы человеческой деятельности, будь то любое искусство, живопись, или архитектура, лучше обратить внимание на плоды нравственного преображения отношений вплоть до 21 века. Именно церковь стала хранилищем демократии для Западной цивилизации. После темного средневековья благодаря христианству возникли демократические режимы, отменено рабство и заявлено о правах человека. Христианство проникло на американский континент и покончило там с человеческими жертвоприношениями. Христианство, благодаря своим идеям о равноценности всех людей, содействовало возникновению либерализма, более свободной и открытой мировой системы, эффективной экономики и современной мировой культуры. Но этот процесс либерализации общественных отношений служит прогрессу, и приносит пользу человечеству. До христианства отношение к женщине во всех религиях и народах было действительно второстепенным. Христианство изменило мир, благодаря ему отношение к женщине улучшилось. Феномен науки возник в христианской Европе. Именно благодаря христианству укоренилась идея прогресса и принцип историчности. Именно благодаря католическим университетам возникли первые очаги науки. Христианство своими человеколюбивыми принципами внедряясь в сферы жизни смягчало нравы людей, тем самым вытягивало человечество из жестокости и варварства где жизнь человека ни стоила подчас ничего.

Читайте также: