Петр 1 чудо или чудовище сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Форма урока: урок-исследование.

  • обобщение и систематизация знаний по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований;
  • формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, сравнительного анализа источников;
  • Обучающие: через оценку личности Петра I и характер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; систематизация знаний.
  • Развивающие: развитие умений самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, умений аргументировать и отстаивать свою позицию, вести культурную дискуссию.
  • Воспитательные: создание ситуации, требующей от учеников занять собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I. помощь в определении собственного отношения к ключевым явлениям истории;

“Нет, не чародей, а Гений, Петр”. (М.Н.Погодин “Петр Великий”, 1846 г.)

“Великий Петр был первый большевик,
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и правам вопреки,
За сотни лет к ее грядущим далям”

“… Что такое Петр? Чудо или чудовище?…” (Дм. Мережковский “Грядущий хам”, 1905 г.)

План урока:

1. Организационно-мотивационный этап:

Работа с презентацией – оценка деятельности Петра (Приложение 1)

3. Рефлексия – работа с карточками (Приложение 2)

При подготовке к уроку учащиеся самостоятельно выбирают свою роль – обвинения или защиты – “прокурор”, “адвокат”, присяжные заседатели”. Учитель дает им задание: используя материал учебника, хрестоматию по истории России с древнейших времен до конца XVIIIв., определить положительные и отрицательные стороны деятельности Петра.

1. Организационно-мотивационный этап

Работа с презентацией – оценка деятельности Петра (Приложение 1)

Учитель: Сегодня, мы с вами ребята, рассмотрим на уроке тему“…Что такое Петр? Чудо или чудовище?…”чтобы осмыслить ту эпоху, в которой оставил свой след первый император России Интерес к этой исторической личности не ослабевает, и по сей день. Личность Петра I вызывала и вызывает споры среди ученых. Вокруг имени Петра сложилось немало легенд. Петр первый – фигура противоречивая. О нем говорили: “Царь – плотник, “Петр, прорубивший окно в Европу”, “Суровый, но справедливый и демократичный”. К этим суждениям присоединяются и другие, подчеркивающие, что Петр “выражал интересы господствующего класса” и “драл по три шкуры с трудового крестьянства”. Кто же был Пётр Великий? Злой гений или отец нации? В чем он был прав и в чем он был виноват – вот главные вопросы нашей дискуссии. Форма сегодняшнего урока необычная. Это урок-суд. На нем присутствуют прокурор, адвокат, свидетели обвинения и защиты, а также присяжные заседатели, которые обобщают выступления учащихся и дадут заключительную оценку правления и личности Петра I. Предоставляю слово прокурору.

Видеоролик о первом русском императоре (ссылка не приводится. Спрашивайте материал у автора статьи – прим. ред.)

3 этап – прение сторон

4 этап – оглашение приговора.

Яркая личность Петра как магнит привлекает исследователей, писателей, политиков. В историографии эпоха Петра трактуется крайне противоречиво.

Давайте и мы включимся в этот спор, используя знания, полученные на уроках истории, при изучении исторических источников, попробуем ответить на вопрос: каким был Петр I, что привлекает вас в его политике, а что вы осуждаете?

И патриот, и ненавистник

Реформаторская деятельность Петра оценивается неоднозначно. В первом случае акцент делается на преданности Петра России, во втором – в большей степени подчеркивается жестокость и насилие. Факт преобразования был верен, но формы его были не русские, не национальные, а нередко и прямо противоречившими духу народному.

Вы правильно заметили, что к концу правления Петра увеличились расходы на содержание государственного аппарата, на администрацию. Это связано с реформами в области управления.
Вывод: В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. Эти результаты были достигнуты благодаря огромным усилиям самого монарха и всего народа.

Общая организация деятельности учащихся.

Заключительное слово учителя: Итак, споры о значении личности Петра и его реформ не утихает третье столетие. Мы можем спорить. Но Пётр был и это меняет всё, даже наше восприятие времён, предшествовавших петровским реформам. Спустя более двухсот лет они не стали только историей, а продолжают быть реальностью, повседневной нашей жизнью .В подтверждение хочу привести высказывание историка М.П. Погодина, жившего в пушкинские времена. В книге “ Пётр Великий” М.П. Погодин писал: “Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года – Пётр Великий велел считать месяцы от января.
Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым… суть выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Пётр великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы.
За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом.
Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство… Фабрики, заводы, каналы, дороги… Военные училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности и его гения”.

В истории России было множество правителей, но не каждого из них можно назвать успешным. Но попробуем рассмотреть такую личность как Пётр 1. Однозначно его правление для России было более положительно, так как благодаря его активной внутренней и внешней политики государство смогло повысить свой социальный статус, а также укрепиться на политической арене. Но все же что такое Пётр 1- чудо или чудовище?

Петр стал полноправным царем в 1689 году, в десятилетнем возрасте. С юных лет его интересовали всевозможные науки, а также европейский образ жизни. Так Пётр пробыл долгое время в путешествие по странам западной Европы и по возвращению он сразу поставил себе цель сделать из своего государства мощную российскую империю. Впоследствии он провел ряд реформ для улучшении страны.

Эти реформы были направлены в первую очередь на армию, политику, церковь, экономику, а также они затрагивали все слои населения.

Император также отличался энергичностью и целеустремленностью и благодаря этому было построено много промышленных предприятий, появились новые отрасли производства, улучшилась внутренняя и внешняя торговля. Петр показал себя прекрасным полководцем, ярым сторонником просвещения и науки, освоил оружейное, корабельное, типографское, столярное и еще многие другие ремесла.

Но в тоже время Пётр 1 был противоречивой фигурой. Практическая сметливость и сноровка, веселость, кажущаяся прямота сочеталась со стихийными порывами в выражении как ласки, так и гнева, а иногда и с необузданной жестокостью. его боялись даже самые близкие люди.



Но все же как правитель Пётр внес огромный вклад в управление государством. Поэтому с одной стороны Петра можно назвать чудом, возвысившего Россию, а с другой как чудовище, не считавшегося с чужими жизнями.

У каждого правителя есть положительные и отрицательные стороны правления. Но кто же все-таки Пётр 1- чудо или чудовище? Я думаю на этот вопрос нельзя ответить однозначно, но можно с уверенностью сказать, что он был одним из самых сильных и значимых правителей в мировой истории.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В середине 18 века князь М. М. Щербатов в своём памфлете "О повреждении нравов в России" положил начало негативной оценке Петра в публицистике. Щербатов идеализировал патриархальные порядки 17 века, которые были нарушены Петром 1.
Н. М. Карамзин также порицал Петра за осмеивание русских обычаев и насаждение иноземных порядков, насилие, перенесение столицы из Москвы в Петербург.
В 40-е годы 19 века представители одного из течений раннего русского либерализма-славянофилы, стали утверждать, что Пётр "свернул Россию с естественного пути развития", чем нанёс России непоправимый ущерб, лишив её национального своеобразия. Историки "государственной школы", особенно С. М. Соловьёв, писали о личности и реформах Петра в восторженных тонах, приписывая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике России.

Великий Пётр был первый большевик
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и нравам вопреки ,
За сотни лет к её грядущим далям.
М. Волошин.
Время Петра, его преобразования, личный клад в строительство гос-ва, увеличение Российской славы не могут не вызывать уважение. Проведенные Петром преобразования сделали Россию более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав. То, что Петр сделал за свою не очень долгую жизнь для развития экономики, армии, флота, внешней политики, Россия продолжала развивать в течение почти двух столетий. Петр Великий – фигура противоречивая, сложная. С одной стороны он отличался простотой в обращении, непритязательностью в быту. Но привычка к власти, раболепие окружающих породили в Петре такие качества как грубость, пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и быту. Он считал себя абсолютным монархом. Все, что он делал – все это для блага гос-ва и народа, говорил Петр. При всей его демократии, царя боялись как огня даже самые близкие люди. Он не терпел возражений и взрывался гневом по малейшему пустяку. Сотни людей было обложено увеличенными налогами, поборами, принудительными мобилизациями, работами и т. д. Но как правитель Петр Великий внес огромный вклад в управление гос-вом. Привлек к делам одаренных, талантливых людей, воспитывал, направлял их. Поэтому с одной стороны Петра можно рассматривать как чудо, преобразившего Россию, ас другой как чудовище, тирана с его деспотизмом и грубостью.
Решающую роль в проведении преобразований сыграла личность Петра I, его энергия и воля в выполнении намеченных реформ. Но нельзя забывать, что реформы он проводил насильственными мерами, был жесточайшим самодуром-крепостником. Преклонялся перед Европой зачастую в ущерб русской культуре. Все реформы Петра I были направлены на создание сильной армии европейского типа и упрочение международного авторитета России. Он выдвигал и решал
военно-государственные задачи путем проб и ошибок, подчас бездумно перенимая опыт других стран. При Петре I была создана Российская империя, страна стала сильным европейским государством, сложились условия быстрого развития буржуазных отношений.
Чудовище- показательно, что Петру нравилось когда его сравнивали с иваном Грозным. В достижении поставленных целей он не гнушался никакими средствами, был не просто жесток к людям ( лично, например, рубил головы стрельцам в 1689 г ), но вообще смотрел на человека как орудие, материал для создания того, что было им задумано для блага империи. Петр не останавливался перед применением самых изощрённых методов средневековья: пыток, слежки, поощрения доносов. Он был убеждён что во имя государственной "пользы" можно пренебречь моральными нормами. "

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Департамент образования города Москвы

ГБОУ лицей 1568 имени Пабло Неруды, северо-восточный округ

VIII открытый межрегиональный конкурс

исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся

Тема работы:

Оплетаев Валерий Александрович

Ученик 9 класса

Купневский Пётр Павлович

Учитель истории, аспирант 1курса МГПУ

Глава I . Петр I глазами историков……………………………………………. 4

Глава II . Петр I – кто он на самом деле. 6

Глава III . Что сделал Петр I для России. 9

Список используемой литературы и интернет-источников…………………. 12

Актуальность данной темы обусловлена противоречивостью оценок деятельности Петр I , как политика, поднявшего Россию на небывалую высоту или человека, который начал разрушать устои русского общества, и внес в русское общество западные ценности.

Целью данной работы является создание объективной оценки, с нашей точки зрения, деятельности Петра I .

Глава I . Петр I глазами историков.

Лучше всего о нём высказался Д.С. Мережковский: «Я уже раз говорил и вновь повторяю и настаиваю: первый русский интеллигент - Петр. Он отпечатлел, отчеканил, как на бронзе монеты, лицо свое на крови и плоти русской интеллигенции. Единственные законные наследники, дети Петровы, - все мы, русские интеллигенты. Он - в нас, мы - в нем. Кто любит Петра, тот и нас любит; кто его ненавидит, тот ненавидит и нас.

Что такое Петр? Чудо или чудовище? Я опять-таки решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно. Я только знаю - другого Петра не будет, он у России один; и русская интеллигенция у нее одна, другой не будет. И пока в России жив Петр Великий, жива и великая русская интеллигенция.

Бесспорно, что для кого-то Петр тиран, для кого-то блестящий политик и полководец, для кого-примерный труженик, в этом и была изюминка Петра I , что он не был похож ни на одного другого правителя, он являлся образцом для подражания (Александра Фёдоровна Романова обращалась к своему мужу Николаю II с просьбой разогнать I Государственную думу и стать таким как его предок Петр — дерзким и решительным).

Глава II . Петр I – кто он на самом деле?

В наше время мы говорим о Петре I с восторгом по той простой причине, что он сделал очень много для России. Но мы не уделяем особое внимание тому, как он это сделал и какой он был человек по своей сути.

На данные вопросы мы попробуем ответить в этой главе. Петр I вызывает много дискуссий у ученных, к примеру – одна из них является ли Петр действительно сыном Алексея Михайловича Романова — потому что его внешность очень отличалась от его предшественников (рост и прекрасное здоровье).

Петр боялся опоздать или что-нибудь не успеть, поэтому характерной чертой его была торопливость — из-за чего он очень быстро ходил и люди, следующие за ним еле поспевали. Так же негативной его чертой были беспардонность и отсутствие хороших манер (это часто замечали придворные и приближенные).

«Рожденны к Скипетру, простер в работу руки,

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

Личный труд Петра не был забавой, странной причудой — это была программа, утверждение равенства всех в службе. Государственная служба приобретала для Петра почти религиозное значение грандиозной, непрерывной литургии в храме Государства. Работа была его молитвой. 7

Сейчас мы можем представить Петра как труженика, который не жалел себя и народ на благо Родины. Однако мы заметили в нём черту присущую любому русскому мужчине — употребление алкоголя. К сожалению, в нашем сознании сложилось представление о том, что политики должны быть идеальными и любая оплошность политика будет означать постепенное разочарование в нём.

Петр совершил много дел, не зря его эпоху называют переломным веком. Но сколько должны были страдать простые крепостные крестьяне от строительства русского флота, сколько мужей полегло на полях сражений. Человеческая жизнь тогда не ценилась и не имела никакого значения — одним больше, одним меньше, так же как и сейчас на примере США в этой стране дети ходят в школу под градом пуль, но при этом правительство никак на это не реагирует.

Глава III . Что сделал Петр I для России?

Петр I сделал очень много для России, но то, как он это делал и что именно он изменил, а самое главное, что с подвигло его на эти изменения мы разберемся в этой главе.

Первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Как ни тяжелы были для современников его рекрутские наборы (которыми он не только пополнял свои войска, но строил города и заселял страну), введенная им безжалостная финансовая система, монополии, усиление крепостного права, одним словом, запряжение всего народа в государственное тягло,- всем этим заслужил он себе имя Великого - имя основателя русского государственного величия. Но деятельностью второго рода он не только принес величайший вред будущности России (вред, который так глубоко пустил свои корни, что досель еще разъедает русское народное тело), он даже совершенно бесполезно затруднил свое собственное дело; возбудил негодование своих подданных, смутил их совесть, усложнил свою задачу, сам устроил себе препятствия, на борьбу которых должен был употреблять огромную долю той необыкновенной энергии, которою был одарен и которая, конечно, могла бы быть употреблена с большею пользою. К чему было брить бороды, надевать немецкие кафтаны, загонять в ассамблеи, заставлять курить табак, учреждать попойки (в которых даже пороки и распутство должны были принимать немецкую форму), искажать язык, вводить в жизнь придворную и высшего общества иностранный этикет, менять летосчисление, стеснять свободу духовенства? К чему ставить иностранные формы жизни на первое, почетное, место и тем накладывать на все русское печать низкого и подлого, как говорилось в то время? Неужели это могло укрепить народное сознание? Конечно, одних государственных нововведений (в тесном смысле этого слова) было недостаточно: надо было развить то, что всему дает крепость и силу, т.е. просвещение; но что же имели общего с истинным просвещением все эти искажения народного облика и характера? Просвещение к тому же не насаждается по произволу, как меняется форма одежды или вводится то или другое административное устройство. Его следовало не насаждать извне, а развивать изнутри. Ход его был бы медленнее, но зато вернее и плодотворнее. 9

Как бы то ни было, русская жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад. Самобытность России при Петре I была забыта вместо того, что Россия делилась с Западом своими знаниями и служила идеалом подражания, Петр внес в русское общество то, что пожинаем мы сейчас, те нравы которые, возможно, отвернули Россию от её истинного пути развития. Но не будем так суровы в оценке Петра, всё, что он хотел это показать себя как царя сильного государства. Разумеется, его эгоизм и сыграл главную роль в проведении реформ. Реформ перевернувших полностью всю систему ценностей русского общества, а особенно политической элиты.

Петр I – фигура исторической важности, им можно восхищаться, а можно находить негативные стороны его правления.

Он дал очень многое России — знания, флот, возможность дальше развиваться и за это ему большое спасибо. Но человек должен всегда оставаться человеком. И в-первую очередь должен думать о том как сделать жизнь своего народа лучше, не прибегая жестким мерам и жертвам, но такого никогда не было и не будет. Примером этому служит ситуация на Украине, где правитель пытается сделать, якобы, жизнь народа лучше, но на самом деле приносит огромные жертвы на алтарь своей алчности.

Двоевластие это: 1) ситуация в России после падения самодержавия, когда наряду с Временным правительством по некоторым вопросам общественной жизни общегосударственные решения выносил и осуществлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,

Ответьте На Вопросы Письменно: 1. Когда Начался И Когда Закончился Поход Александра Македонского На Восток? Почему Александр Расправился С Жителями Тира? Почему Египет Сдался Без Боя? После Какой Битвы Персидское Царство Перестало Существовать?

Читайте также: