Песни о степане разине сообщение

Обновлено: 30.04.2024

Итак, существует такая русская народная песня про Стеньку Разина под названием Из-за острова на стрежень , посвященная тому, как Степан Разин утопил юную княжну. Появилась она в 1883 году, когда известный фольклорист Дмитрий Садовников написал стихи о мятежном атамане

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.

А она, закрывши очи,
Ни жива, и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.

В общем, такая вполне пиратская песня, ничего путного в ней нет, и лишь в советское время из нее сделали гимн трудовому крестьянству:)))) княжну жалко, капитан Разин так же и капитан Морган просто занимались самодурством и насилием, однако же вот песня осталась. про "подарочег" Волге-реке в лице утопленной девушки. Сложно понять как можно петь песню про утопление невинной девушки и при этом говорить о красотах России и Волги-реки, ну да ладно:)))

Песня эта, русская народная, привлекла внимание композитора Тома Спрингфилда, который написал в 1965 году песню Carnival Is Over:) Ее в числе прочих исполняла группа Boney M, и Nick Cave

Boney M

Nick Cave

Но если бы история на этом заканчивалась. Был еще один вариант исполнения этой русской народной мелодии. и назвался он Abgeschmiert aus hundert Metern , то есть С высоты сто метров, которая в Германии сейчас считается народной песней. Собственно говоря, сайты немецких народных песен , на которых я и увидел эту мелодию, часто пишут, что она на самом деле русская народная.

Песня шутливая - о том что парашютист после смерти не мождет найти себе покой ни в аду ни в раю, где все его гонят прочь, как "зеленого дьявола", и только в Валхалле он находит много девушек и пива:)

Abgeschmiert aus hundert Metern,
Aus der alten Tante Ju,
Mit geschlossenem Schirm zur Erde,
Find' ein Fallschirmjäger seine Ruh'

Kameraden steh'n im Kreise,
Schauen sich das Unglück an.
Jeder denkt auf seine Weise:
Morgen bist Du vielleicht selber dran.

Seine Knochen sind gebrochen
Und der Schirm liegt obendrauf.
Kommt der Sani angekrochen
Sammelt seine Überreste auf

In dem Himmel angekommen
Steht der Petrus vor der Tür
Bist Du auch so ein grüner Teufel
Kehrt! marsch marsch, wir haben Angst vor Dir!

In der Hölle angkommen
Steht der Teufel vor der Tür:
Kehrt kehrt marsch marsch,
von euch ist keiner hier.

In Walhalla angekommen
Steht Big Odin vor der Tür:
Bist du auch ein Fallschirmjäger,
Komm herein, wir haben Frauen und Bier.

Во времена войны, эта песня стала также военной, и стала одной из песен парашютистов Люфтваффе. Когда это увидел, был в шоке. Собственно говоря, я просто хотел послушать как звучит эта мелодия на немецком, и забрел на YouTube, там увидел этот клип , офигел и стал смотреть по Интернету правда ли это - оказалось. правда. Во всех сайтах, посвященных немецким военным песням, она есть. Вот представьте себе, что немецкие войска, сражаясь с нами, пели наши песни.

Разин не пошел на поклон к царю, он выступил не только против бояр, но и против царских воевод. Разин — смелый предводитель народной массы, восставшей против угнетения. Он выборный атаман, уверенный в правоте своего дела. Образ его опоэтизирован в песнях. Разин наделен необычайной силой и смелостью, его громоподобный голос наводит ужас на врагов, за одну ночь он проплывает все волжские города, он непобедим.

Я не царь и не царский сынок,

А родом — Емеля Пугач.

Много я вешал господ и князей,

По Рассей вешал я неправедных людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программа Г.С.Меркина

Тема. Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX века.

выявить исторические основысолдатских песен и песен о Степане Разине, особенности их поэтики;

воспитывать интерес к русской истории и фольклору.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Песни более короткие, стремительные, лиричные

Солдатские песни

Победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над Наполеоном в период Отечественной войны 1812 года

Особенности изображения персонажей

Суворов и Потемкин, Кутузов и Платов – персонажи песен

Воссоздание многочисленных деталей, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка

III. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над содержанием песен о Степане Разине. Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради, с.12-13, ч.1).

Восста́ние под предводи́тельствомСтепа́наРа́зина, Крестья́нская война́ 1670−1671 или Восста́ниеСтепа́наРа́зина — война в России между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших.

В советской историографии причинами указывается то, что срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, проявлялся чрезмерный феодальный гнет. Ещё одной причиной было усиление централизованной власти, введение соборного уложения 1649 г. Вполне возможно, что непосредственной причиной войны стало общее ослабление экономики страны в результате затяжной войны с Речью Посполитой и Османской империей за Украину. Увеличивается государственный налог. Начинается эпидемия моровой язвы и массовый голод.

Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война. От этого момента, а не от 1667 года, обычно отсчитывают начало восстания. Разинцы захватили Царицын (Волгоград) и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком.

После этого на сторону Разина свободно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара, Пенза), а также чуваши, марийцы, мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком.

В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск (Ульяновск), но не смогли взять его. На Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Долгоруким. Царские войска спустя месяц после начала осады нанесли повстанцам поражение, а тяжело раненного Разина сподвижники вывезли на Дон. Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; через несколько лет был также казнён его брат Фрол.

Несмотря на казнь предводителя, разинцы продолжали обороняться и смогли удержать Астрахань до ноября 1671 года.

Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек.

Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото.

Разин Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, — 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина — Иваном.

Весной 1667 Разин организовал поход казацкой голытьбы на Волгу и Каспийское море. Весной 1670 он возглавил новый поход на Волгу, который превратился в мощную крестьянскую войну, охватившую Поволжье и ряд других районов России. После поражения основных сил восставших под Симбирском (4 октября 1670) Pазин, получивший ранение, ушёл на Дон и, укрепившись в Кагальницком городке, стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 домовитые (богатые) казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок. Разин был взят в плен и привезён в Черкасск, затем в Москву, где был казнён на эшафоте возле Лобного места.

2.5. Лексическая работа.

Бунчук — конский хвост, насаженный на древко; символ власти атамана.

Есаул гребенский — помощник атамана.

Что во славном городе во Черкасске.Черкасск — центр Донского казачьего войска.

2.6. Слово учителя.

В многочисленных сохранившихся вариантах песен о Разине изредка лишь мелькают отголоски этих настроений — в более или менее откровенных нападках на царских воевод.

Но основная масса песен о Разине сохраняет сочувственное отношение народа к своему героическому атаману. С его именем связываются поэтические легенды. Они изображают Разина непобедимым героем, которого не берет ни сабля, ни ружье, ни пушка; чародеем, который заговаривает оружие, чудесно спасается из плена, выплеснув на себя стакан воды или нарисовав на полу тюрьмы углем или мелом лодку, которая переносит его на Волгу, и т.д. Фантастика, украсившая песенный облик любимого народом атамана, не исказила в общем исторического образа Разина: исторические воспоминания рисуют его таким же неустрашимым, наделенным огромной физической силой, щедрым и ласковым к своему войску и ко всей бедноте и беспощадным по отношению к врагам — воеводам, боярам, каким изображают его и песни.

Тема, историческая основа

Приезд царского дьяка Евдокимова с тайным поручением выдать Степана Разина

Романтический эпизод, проникший в разинский фольклор в более позднее время

Есаул гребенский, Степан Разин

Старославянские слова (стояти, ночевати, спати, заряжати).

Характерные признаки жанра

Нравственная оценка происходящего. Действуют исторические персонажи и обыкновенные люди

Нравственная оценка происходящего. Действуют исторические персонажи и обыкновенные люди

Сочувственное отношение народа к своему героическому атаману

Разин – непобедимый герой

3.Работа над содержанием солдатских песен.

3.1. Понятие о солдатских песнях.

3.2. Слово учителя.

Солдатские бытовые и исторические песни становятся в крестьянском репертуаре одной из значительных форм поэзии вплоть до Отечественной войны 1812 года.

В период Отечественной войны 1812 года в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В отличие от песен о предшествующих войнах, в песнях об Отечественной войне более отчетливо проявляется историзм. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.

Шведская крепость Нотебург была взята русскими войсками осенью 1702 года в ходе Северной войны. Сделано это было для того, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю.

Утром 26 сентября 1702 года передовой отряд Преображенского полка численностью 400 человек подошел к крепости и начал перестрелку. Еще засветло к ним присоединились 2 гвардейских батальона. 27 сентября вся осадная армия прибыла под Нотебург. Русские перетащили волоком 50 судов из Ладожского озера в Неву и взяли укрепление на другой стороне Невы. Попытка шведов отбить его осталась безуспешной. 12 октября была начата бомбардировка, которая частично повредила стены крепости. Однако к 22 октября почти все осадные орудия из-за плохой выучки артиллеристов вышли из строя. По приказу Петра I русские пошли на штурм, так и не пробив полноценных брешей. Кровопролитный штурм 22 октября продолжался с перерывами 13 часов. И шведы в этой битве потерпели поражение. Петр дал шведскому гарнизону самые почетные условия, они свободно могли присоединиться к своим войскам, стоявшим в Нарве. Такая же свобода уйти, куда пожелают, или оставаться была предоставлена всему населению.

За четыре дня активных боевых действий французы понесли тяжёлые потери. Однако Наполеону всё же удалось избежать полного разгрома под Красным, вполне возможного по мнению критиков, если бы Кутузов действовал более решительно и наступательно.

БЕРЕЗИНА, река в Белоруссии, на которой вблизи города Борисов 14-17 ноября 1812 произошло сражение междуотступавшей из России армий Наполеона и русскими войсками, пытавшимися отрезать ей пути отхода.

Наполеон силами решил форсировать Березину у деревни Студенка (в 15 км от Борисова вверх по течению), а чтобы отвлечь внимание русских от места переправы, предпринял демонстративные действия ниже по течению реки.

17 ноября по приказу Наполеона мосты у Студенки были сожжены. На левом берегу остались обозы и около 40 тысяч отставших солдат, большинство из которых утонуло при переправе или попало в плен. Всего противник потерял около 50 тысяч человек, а русские - 8 тысяч. Но Наполеону удалось избежать полного разгрома и отступить к Вильно, сохранив боевое ядро своей армии.

3.7. Слово учителя.

Характерной особенностью поэтической формы исторических песен об Отечественной войне 1812 года является включение в текст отдельныхформул, строк и даже целых эпизодов из военно-исторических песен о, прошлых войнах. Использовались уже готовые поэтические формы и даже произведения. Устное творчество не создало монументальных исторических песен с развернутыми новыми сюжетами, в которых могли бы отразиться значительные ситуации Отечественной войны. Песни отличаются схематизмом и шаблонностью в изображении батальных сцен, недостаточной мотивированностью переходов. Выросшее народное сознание уже не укладывалось в выработанные традицией художественные рамки жанра.

Формулы, образно-выразительные средства

Постоянные эпитеты, повторы, параллелизм

«Мы пойдем ко к неприятелю гостить, //

«Как бы, братцы, нам приняться, //

Смоленск город свободить, //

Смоленск город свободить, //

3.8. Слово учителя.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

3.Прочитать статью учебника, с.37-38, выполнить задание 5 рабочей тетради, с.15,ч.1.

5. Индивидуальные задания:


При изучении исторических песен встает вопрос о достоверности описываемых событий. Многие из вариантов составлялись спустя большое количество времени после непосредственной деятельности Разина. В этом случае имеют место различные анахронизмы, исторические неточности, а также сращивание образов самого Степана Разина с другими историческими персонажами (например, имя Разина встречается в сюжетах, относящихся к Ермаку). Таким образом, для выяснения ошибок в содержании следует использовать метод сравнительного анализа: сравнить события песен с другими источниками (свидетельства иностранцев, государственные документы, относящиеся к крестьянскому восстанию).

Легенды о Разине

Сам образ Разина стал поистине эпическим. Песни и сказания о нем начали создаваться еще при его жизни5. Его образ вобрал в себя лучшие качества, которыми мог обладать казачий атаман: казацкая удаль, гордость, дерзкая прямота, ненависть по отношению к врагу, свободолюбие, бесстрашие, находчивость, презрение к опасности, щедрость. Народное сознание приписывает ему колдовские способности и нечеловеческую силу: казак может выбраться из запертой тюрьмы, его не ранят ни пули, ни пушки. Фигура Разина надолго остается в памяти народа, а образ его смешивается с образами других народных популярных героев.

Сюжеты разинских песен очень разнооборазны. Можно выделить несколько больших групп: песни о неприходе Разина в казачий круг и о том, как Разин все же приходит в казачий круг, песни о сынке Разина, о выборе атамана, о поимке и смерти Разина, песни о походе на Астрахань.6 Есть несколько одиночных песен, встречающихся в единственном экземпляре. Чаще всего эти песни не прикреплены к конкретным историческим событиям, в них используется лишь имя атамана.





Сюжеты песен

Как по морюшку, морю синему, Бросил якори воровской корабль. На кораблике муравен чердак, В чердаке стоит золотой бунчук, С бунчуком рядом – царски знамячки.10

Сядемте мы, ребятушки, в свой легкий корабличек, Побежимте мы, ребятушки, в сине море, Станемте, ребятушки, раз- бивать бусы кораблики.12

Однако отношения Разина с казачьей верхушкой были враждебные. Поэтому слова песен о том, что атаман пришел в казачий круг и приглашал их в поход, не имеют основания. Лозанова дает пояснение, откуда мог появиться этот сюжет. Она пишет, что песни об участии Разина в делах зажиточных казаков могли появиться по прошествии долгого времени после восстания, когда не только острота противостояния сошла на нет, но и черты поведения атамана, а также его действий начали стираться. Учитывая то, что в войске Разина все дела решались также на казачьем круге (как и в захваченных повстанцами городах после свержения старой власти устанавливалось правление круга)13, можно предположить, что сочинителями была просто перестроена песня о неприходе атамана.14

Ты скажи, скажи, детинушка незнамой человек; Ты ли со Дану казак или казацкой сын? Ты казанец, аль рязанец, или астраханец, Ты из-за моря, купец иль купеческий сынок?16

С другой стороны, иностранец Л. Фабрициус приводит сведения о том, что сын Разина – это конкретный исторический персонаж.19 По его словам, сын был от пленной татарки, которую Разин якобы принес в жертву речному богу Гориновичу. После смерти матери Разин отправил мальчика к астраханскому митрополиту, чтобы тот воспитал его в христианской среде.

Библиография

Сноски

1 Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине: Историко-лит. исследов. и тексты. Новоузенск: Нижне-Волжское обл. науч. о-во краеведения, 1928. С. 42.

2 Соловьев В.М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. М.: ТИМР, 1994. С. 59-62. 3 Крестьянская война под предводительством Степана Разина: сборник документов: В 4 т. М.: Акад. Наук СССР, 1954.

4 Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине. С. 31. 5 Михайловичева З.И. Степан Разин. М., 1939. С. 34. 6 Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине. С. 172.

7 Крестьянская война под предводительством Степана Разина: сборник документов: В 4 т. Т. 1. С. 165. 8 Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине. С. 172, 204.

13 Соловьев В.М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. М.: ТИМР, 1994. С. 177. 14 Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине. С. 62. 15 Там же. С. 158. 16 Там же.

17 Там же. С. 84. 18 Чистякова Е.В. Астрахань в период восстания Степана Разина// История СССР. 1957. №5. С. 192. 19 Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Л.: Наука, 1968. С. 47

20 Крестьянская война под предводительством Степана Разина: сборник документов: В 4 т. Т. 1. С. 75. 21 Крестьянская война под предводительством Степана Разина: сборник документов: В 4 т. Т. 2. М.: Акад. Наук СССР, 1954. С. 19.

Читайте также: