Первый русский воздушный ас александр казаков сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Военная авиация Великой войны была, пожалуй, самым элитным и в то же время самым демократичным родом войск (вернее, так говорить нельзя, поскольку формально ВВС относились к инженерным войскам). Здесь не было места карьеризму, не работали связи — в цене были только индивидуальные качества каждого летчика, его умение и мужество. Не случайно в авиацию переводились самые инициативные, дерзкие и деятельные офицеры из разных родов войск, и за штурвалом самолета можно было встретить кого угодно — от флотского лейтенанта до казачьего сотника, от рядового-вольноопределяющегося до полковника. Но охотнее всего летчиками становились кавалеристы — им нравились присущие воздушному бою скорость и лихость, роднившие авиацию с конницей.

Два училищных года пролетели быстро. 5 июня 1908 года корнет Казаков был выпущен в 12-й уланский Белгородский Его Величества Императора Австрийского, Короля Венгерского Франца Иосифа полк, расквартированный в городке Проскуров Подольской губернии (ныне — Хмельницкий, Украина). Вместе с 12-м драгунским Стародубовским, 12-м гусарским Ахтырским и 12-м Донским казачьим полк входил в состав 12-й кавалерийской дивизии. Уланский Белгородский был одним из самых старых и заслуженных полков русской армейской кавалерии — белгородские уланы прославились доблестью во время участия в Заграничном походе 1813 года и Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, а старшинство полка считалось с 9 мая 1701 года.

2 декабря 1908 года Казаков получил свою первую награду — медаль, посвященную 60-летию правления императора Австро-Венгрии Франца Иосифа. Дело в том, что Франц Иосиф был шефом 12-го Белгородского полка, и юбилейной награды были удостоены все его офицеры. 10 июня 1911 года Казаков был произведен в чин поручика, а 18 августа 1913-го удостоился первого ордена, обычного для молодого офицера, — Святого Станислава 3-й степени.

Разразившаяся год спустя Балканская война подтвердила правильность мысли о том, что в XX веке авиация станет важным военным козырем — в 1912-м родились самолеты-разведчики, самолеты аэрофотосъемки и первые бомбардировщики. Казаков с волнением следил за новостями с фронта, в которых описывались действия русского добровольческого авиаотряда, сражавшегося в составе армии Болгарии.

К концу 1913 года поручик уже твердо сделал свой выбор в пользу авиации. Противодействовать подчиненному командир 12-го Белгородского полка полковник В.М. Тусский не стал, и 23 января 1914 года Казаков согласно прошению был командирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы для обучения полетам. Одновременно с ним учился другой в будущем легендарный ас Первой мировой — Евграф Николаевич Крутень.

Наставником Казакова стал сам начальник Авиационного отдела, 42-летний полковник Сергей Алексеевич Ульянин. Это был разносторонний, обладавший множеством талантов человек — пилот, изобретатель, авиаконструктор. И еще у Ульянина был дар прирожденного учителя. Он терпеливо возился с курсантами отдела, разъясняя им все тонкости техники пилотирования. И вот первый в жизни Казакова учебный полет. С собой в кабину аэроплана Александр взял маленькую иконку святителя Николая Чудотворца (и с тех пор никогда не отправлялся в полет без нее). Семь секунд разбега, последние 80 метров земли, по которым пробежали колеса шасси… И Гатчинский аэродром с расставленными на нем аэропланами уже где-то далеко внизу. Незабываемые минуты в жизни любого летчика.

Казаков горячо разделял эти убеждения и работал в школе серьезно, с полной самоотдачей, тем более что близость войны чувствовали все — летом 1914-го над Европой сгущались тучи. Громом прозвучал выстрел Гаврилы Принципа в Сараеве. А после того как в России была объявлена всеобщая мобилизация, Александр Казаков, как и другие ученики, жил только одним: скорей бы на фронт. Всех глубоко впечатлила героическая гибель выпускника Авиационного отдела 1912 года — штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова, 26 августа 1914 года ценой своей жизни таранившего австро-венгерский аэроплан. Полковник Ульянин тяжело переживал смерть своего ученика.

И вот наконец настал долгожданный день 24 сентября 1914 года. Перед строем Авиационного отдела полковник Ульянин вручил поручику Казакову свидетельство об окончании курса обучения по 1-му разряду. Отныне Александр был одним из 95 русских офицеров, имевших квалификацию военного летчика (как было модно сокращать в те годы — военлета). Казаков с гордостью прикрепил на погоны введенную в июле 1913-го эмблему военного летчика — серебряного двуглавого орла с вензелем Николая II и скрещенными мечом и пропеллером, а на левую сторону кителя — знак военного летчика: серебряный венок с двумя скрещенными мечами, крыльями и щитом.

На родном аэродроме мужественного военлета встречали как героя. Ликовали и ставшие свидетелем беспримерной воздушной схватки русские солдаты. Еще бы. Это был второй в истории авиации воздушный таран и первый, после которого совершивший его летчик остался в живых и смог удачно посадить машину. Забегая вперед скажем, что таран Казакова оказался и последним в истории Первой мировой войны — больше этот прием боя не повторил ни один пилот ни одной из воюющих сторон.

20 августа 1915 года инициативного и храброго офицера назначили командиром XIX корпусного авиационного отряда, воевавшего на только что созданном Северном фронте. Фронтовая жизнь по-прежнему состояла из постоянной боевой работы — разведки, аэрофотосъемки, бомбежек вражеских позиций… Но мысль о полноценном истребителе не переставала преследовать Казакова. Он уже знал, что на фронте появились первые самолеты, вооруженные пулеметами. Да и вообще русская авиация набралась боевого опыта, стала увереннее в своих силах. Всего к концу 1915 года ВВС России насчитывали 322 боевых самолета, русские летчики сделали 9993 боевых вылета, проведя в воздухе 14 647 часов.

В конце августа 1916 года 1-я БАГ прибыла на Юго-Западный фронт, в район Луцка. В то время в воздухе господствовала австрийская авиация, и перед русскими военлетами была поставлена внешне простая задача — изменить обстановку в нашу пользу.

Впрочем, даже в разгар хаоса, охватившего русскую армию, о Казакове не забыли бывшие сослуживцы — летчики XIX корпусного авиаотряда, входившего в 1-ю боевую авиагруппу. 17 декабря они единогласно избрали Казакова своим командиром, но службу в подобных условиях Александр Александрович продолжать уже не мог. Боевые действия на фронте не велись, летать было запрещено, а как командовать не выполняющими даже элементарных приказов солдатами, Казаков не знал. Воспользовавшись обострившимися последствиями ранений, он взял отпуск и 20 декабря 1917 года уехал для лечения в Киев, а оттуда в Москву.

Начало 1918 года прошло для Казакова, как и для многих русских офицеров, под знаком растерянности и непонимания происходящего. Ярко выраженных политических убеждений у военлета не было, а Москва была переполнена бывшими офицерами, по тем или иным мотивам служившим в новорожденной Красной армии. Под влиянием их рассказов у Казакова вполне могли появиться иллюзии по поводу того, что с советской властью можно сработаться. В итоге Казаков и его друзья-летчики С.К. Модрах, А.Н. Свешников и Д.А. Борейко добились аудиенции у наркома по военным делам Л.Д. Троцкого и предложили ему помощь по возрождению русской авиации в новом обличье. Некоторое время Троцкий, видимо, обдумывал предложение бывших офицеров, так как кандидатура Казакова рассматривалась на должность начальника Главного управления Военно-воздушного флота РСФСР. Однако возглавить советские ВВС Казакову все же не пришлось. Его и Свешникова всего лишь прикомандировали к ГУВВФ для выработки штатов, табелей и положений о службе истребительных авиагрупп.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Стоны казаков

Стоны казаков При удобном случае, казаки с жаром рассказывают о всем пережитом ими, о терроре, чинимом над ними красной властью, о расстрелах, о высылках, об искусственном голоде в 1933 голу и о всех несчастьях, постигших казачий край и казачьи станицы.Слушая рассказы

Юрий Казаков

Юрий Казаков Годы летят, а он все сидит за столом — набычась, опустив глаза долу, прикрыв их махонькими светлыми ресничками своими, сидит, сложив трубкой губы, так близко сведенные к дрожащим ноздрям, что они кажутся одним общим органом обоняния — этаким соплом, дыхалом

СУДЬБА РУССКОГО ГЕНИЯ

СУДЬБА РУССКОГО ГЕНИЯ В 1947 году я потерял самого близкого в моей жизни друга - Бориса. Ко времени моей демобилизации он окончил художественное училище. Женился. Имел дочь. Во время войны был в партизанах, сделал серию рисунков обороны Сталинграда, за которую был награжден

СУДЬБА РУССКОГО ВОИНА

СУДЬБА РУССКОГО ВОИНА В начале 1947 года в Москву приехал Василий. Я познакомил его с женщиной, с которой я короткое время работал в артели игрушек. Я числился инженером в этой артели. Мои обязанности заключались в том, чтобы подписывать какие-то бумажки. Я заметил, что это

Судьба русского писателя в Америке

Академик Александр Боярчук Жизнь и судьба звезд

Академик Александр Боярчук Жизнь и судьба звезд Их телескопы помогают и военным. В частности, когда нужно было найти пропавший спутник или последнюю ступень ракеты… А иногда телескопы с орбит смотрят на Землю: ищут то, что некоторые хотят надежно спрятать… Астрономы

Арест командира 15-го ККК генерала Паннвица, его штаба, казаков конвоя и его судьба

Арест командира 15-го ККК генерала Паннвица, его штаба, казаков конвоя и его судьба Генерал фон Паннвиц, после отхода его частей из Хорватии в южную Австрию (Кернтен), в район оккупированный англичанами и далее оставался во главе корпуса, объезжал и устраивал части его, а 24

Глава 14 Судьба России, русского народа и славянства. Выход из кризиса

СУДЬБА ИСКАНДЕРА Александр и Наталья Герцены

СУДЬБА ИСКАНДЕРА Александр и Наталья Герцены В ночь с 7 на 8 июля 1851 года в Турине, близ Кариньянского дворца, проезжала почтовая карета, в которой сидела женщина в белом. Тонкое лицо с выразительными темно-синими глазами под густыми бровями носило печать перенесенных

Глава 30. Судьба князя Тарановского – кровавая история русского XX века

Глава 30. Судьба князя Тарановского – кровавая история русского XX века Он потомок двух славнейших и древнейших родов.По отцу – рода Тарановских – Черниговских князей, по матери – рода Воротынских, представителя которого – князя Воротынского – Пушкин вывел действующим

1. Постройка Черепановыми первого русского паровоза и чугунной дороги

Он первым установил пулемет на аэроплан, был командиром первого в России истребительного соединения, был летчиком-асом. Александр Казаков — легенда русской авиации.

Александр Александрович Казаков родился 9 февраля 1889 года в Херсонской губернии. Потомственный дворянин. С детских лет Саша знал, что станет офицером русской армии.


Закончив Воронежский кадетский корпус, Александр поступил в кавалерийское училище, из которого вышел в 1908 году в звании корнета. Служил в 12-м Белгородском уланском полку почетным шефом которого был император Австро-Венгерской империи Франц-Иосиф I. 2 декабря 1908 года корнет Казаков получил свою первую награду — бронзовую юбилейную медаль с портретом императора Франца-Иосифа в маршальском мундире.

СТАНОВЛЕНИЕ ПИЛОТА

ПЕРВЫЙ ТАРАН КАЗАКОВА

ЛЕТЧИК АС

Противник потерял погибшими девять пилотов и наблюдателей, а семеро попали в плен. Наши потери составили: одна машина, два пилота и один наблюдатель.

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ

Социалистическую революцию 1917 года А. А. Казаков не принял. Летом 1918 года он перебрался в г. Мурманск, оккупированный войсками Антанты. Для борьбы с большевиками английское командование организовало авиакорпус — Славяно-Британский легион. Командиром 1 -го Славяно-Британского авиаотряда стал Казаков, которому присвоили звание лейтенанта ВВС Великобритании (в русской армии Александр Казаков был полковником). Казаков небезуспешно воевал с Красной гвардией, был ранен, дослужился до звания майора RAF.

После поражения войск Антанты в боях с красными на русском Севере, А. А. Казаков отказался эвакуироваться в Англию. 1 августа 1919 года самолет Александра Казакова разбился на аэродроме Березняки, врезавшись в землю около одного из ангаров. Большинство свидетелей этого происшествия были уверены, что летчик совершил самоубийство.

Но официальная версия гласила, что А. А. Казаков погиб в авиакатастрофе. Похоронили русского летчика в селе Двинский Березник в 250 км южнее Архангельска.

Ровно сто лет назад, 18/31 марта 1915 года русский ас Александр Казаков повторил подвиг Петра Нестерова, совершив воздушный таран вражеского самолета, после чего сумел благополучно приземлиться. Таким образом А.Казаков стал первым в истории авиации пилотом, применившим таран и оставшимся живым.

Александр Александрович Казаков родился 2 января 1889 года в дворянской семье в Херсонской губернии. Окончив Воронежский кадетский корпус (1906) и Елисаветградское кавалерийское училище (1908) А.Казаков в чине корнета начал службу в 12-м уланском Белгородском полку. Летом 1911 года он был произведен в чин поручика, а через два года удостоился первого ордена ‒ Св. Станислава 3-й степени. В это же время молодой кавалерийский офицер, как и многие его сверстники, увлекся зарождавшейся авиацией и в январе 1914 года по собственной просьбе был откомандирован в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине.

Здесь поручика Казакова и застала Первая мировая война. Успешно пройдя все испытания, в сентябре 1914 года Казаков получил свидетельство об окончании воздухоплавательной школы по 1-му разряду и столь желанное для него звание военного летчика. Однако сразу же оказаться на фронте, куда так стремился А.Казаков, ему не удалось ‒ из-за нехватки самолетов, он был оставлен в Авиаотделе на должности обучающего офицера.

Попасть на фронт Казакову довелось в декабре 1914 года. Став младшим летчиком 4-го корпусного авиационного отряда, он совершил свой первый боевой вылет на Рождество Христово, 25 декабря 1914 года, который едва не стал для него последним ‒ у самолета воспламенился двигатель и 25-летнему пилоту с трудом удалось посадить аэроплан. Зато последующие полеты были весьма успешны. Казаков проводил разведку вражеских позиций, а однажды даже пытался атаковать австрийский аэроплан, но противнику удалось скрыться за линией фронта.

Таран А.А.Казакова

Таран А.А.Казакова

Вражеский самолет был сбит, а русского военлета поздравляли со славной победой на родном аэродроме. Казаков совершил второй в истории мировой авиации таран (после П.Н.Нестерова) и остался невредим, чем на практике доказал возможность успешного осуществления этого крайне рискованного приема воздушного боя! Однако после подвига Казакова ни один из пилотов противоборствующих стран за весь период Первой мировой войны не решился повторить рискованный воздушный таран.

Русский ас Александр Казаков рядом с взятым им в плен австрийским летчиком, 1916 год

А.А.Казаков в британском мундире, 1919 год

Похороны летчика А.А.Казакова, 1919 год

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

Александр Александрович Казаков (2 января 1889, Херсонская губерния — 1 августа 1919) — наиболее результативный российский ас Императорского военно-воздушного флота в период Первой мировой войны. Он является вторым после Нестерова лётчиком в истории мировой авиации, применившим воздушный таран, и первым, оставшимся после тарана в живых.


Александр Казаков


А.А.Казаков у "Ньюпора-10"

В августе 1915 года Казаков становится штабс-ротмистром и начальником корпусного авиационного отряда, к февралю 1917 года — он уже командир 1-й боевой авиационной группы Юго-Западного фронта. Эта группа стала первым специальным истребительным соединением в русской авиации, но даже став начальником, Казаков продолжал лично летать на боевые задания В июне был в воздушном бою ранен в руку четырьмя пулями, но снова сумел благополучно приземлиться. В сентябре 1917 года он был произведен в подполковники. Под руководством Казакова это соединение достигло высокой степени эффективности, уничтожив только в течение сентября около десятка вражеских аэропланов и потеряв всего одну свою машину. Под вдохновляющим влиянием этих успехов на фюзеляжах машин авиагруппы вскоре появилась воинственная и устрашающая эмблема: череп со скрещенными костями. Сам Казаков к концу войны стал бесспорным рекордсменом среди русских истребителей, имея на счету 19 достоверных побед и 3-х вероятно сбитых противников.

Большевистский переворот, демобилизацию Русской армии и сдачу немцам фронта Казаков не признал, за что был отстранен от командования. Весной 1918 года он был поставлен на учёт как военный специалист и предупреждён о возможном зачислении в Красную армию. Не желая служить красным, в июне 1918 года он тайно уехал в Мурманск. Когда в августе 1918 года в Архангельске началось формирование 1-го Славяно-Британского авиационного отряда, Казаков был назначен его командиром. При этом он получил чин лейтенанта Королевских военно-воздушных сил, а остальные русские лётчики-офицеры (изначально в отряде было 34 русских пилота, затем их число увеличилось) были зачислены в отряд рядовыми.

При большевиках могила героя и памятник были уничтожены. Памятник восстановлен 1 августа 2009 года.

Читайте также: