Первые чувашские артисты сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Благодаря И.С.Максимову-Кошкинскому (чувашский режиссер, сценарист) и его жене Тани Юн (Т.С.Бурашникова), когда вышла первая чувашская кинокартина "Волжские бунтари" ("Атăл пăлхавçисем")

вышла на экраны в апреле 1926 года и тогда же организовали в Чувашии производство своих художественных фильмов. И пусть все основные роли в первом чувашском фильме сыграли русские артисты, чувашские артисты, среди которых был И.С. Максимов-Кошкинский и Тани Юн (Т.С.Бурашникова), снялись лишь в эпизодических ролях. Но начало было положено!

Фильмы демонстрировались в странах Европы и Америки, ее портреты украшали обложки журналов у нас и за рубежом. Вспыхнула звезда на небосводе, которая изумила всех ярким светом, но внезапно сгорела, по не зависящем от нее причинам.

После освобождения для Тани Юн оказалось, что нет квартиры (конфискована) и закрыты двери театра. Все отвернулись от нее, все видели в ней врага народа.
В рассвете сил Тани Юн поняла, что ее творческий путь закончен. А проработала она всего семь лет в кино и столько же в театре.
Тани Юн с мужем уезжают в Москву, живут в небольшой квартирке и на родину приезжают редко.
В 1956 году они оба были полностью реабилитированы, но годы уже прошли.
После всего пережитого Тани Юн не пала духом: начала работать над переводом русской, советской и зарубежной литературы. Совместно с И. Максимовым-Кошкинским она написала несколько пьес.

В 1957 году стала членом Союза писателей СССР.

В 1973 году за заслуги в развитии чувашской литературы и театрального искусства и в связи с 70-летием со дня рождения Татьяна Степановна была награждена Почетной грамотой обкома КПСС и Совета Министров Чувашской АССР.
Умерла в 1977 году в Москве, её актерское дело продолжил внук - заслуженный артист России Андрей Градов.
Наконец, через 42 года после смерти в Чебоксарах названа улица её именем.

Появился перевод воспоминаний Тани Юн. Чебоксарка Ольга Селимова по доброй воле и безвозмездно перевела книгу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История чувашского кино

Картинки по запросу камера СТАРАЯ картинки

Иоаким Максимов-Кошкинский.jpg

Иоаки́м Степа́нович Макси́мов-Кошки́нский

Основатель чувашского драматического театра, создатель первых чувашских кинофильмов, актер и режиссер, драматург, народный артист Чувашской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился в с. Кошки-Новотимбаево Буинского уезда (ныне Тетюшский район Республика Татарстан).

Иоаким Максимов-Кошкинский известен как выдающийся режиссер, актер, драматург, прозаик, театральный педагог. Член Союза писателей СССР.

Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский умер 20 августа 1975 года

http://www.kino-teatr.ru/acter/album/16324/142392.jpg

Картинки по запросу максимов-кошкинский картинки


Картинки по запросу максимов-кошкинский картинки

ТАНИ ЮН- ( 1903-1977)

Родилась Тани Юн 28 января 1903 г. в д. Чербай Балдаевской волости Ядринского уезда в семье крестьянина-середняка Стефана Федоровича и его жены Ксении Федоровны. В 1924 г. Тани Юн окончила студию при Чувашском драмтеатре. Она являлась исполнительницей практически всех женских ролей в чувашских фильмах, созданных киностудией "Чувашкино", работавшей в Чувашии в годах. Тани Юн (Татьяна Степановна Максимова-Кошкинская, урожденная Бурашникова ), популярная актриса советского кино, одна из первых чувашских актрис.

Литературная и переводческая деятельность

С 1935 г. Тани Юн начала работать над переводом лучших образцов русской, советской и зарубежнойлитературы. Совместно с И. Максимовым-Кошкинским она написала несколько пьес.

В 1957 году стала членом Союза писателей СССР.

В 1973 году за заслуги в развитии чувашской литературы и театрального искусства и в связи с 70-летием со дня рождения Татьяна Степановна была награждена Почетной грамотой обкома КПСС и СоветаМинистров Чувашской АССР.

Картинки по запросу камера СТАРАЯ картинки

Картинки по запросу картинки тани юн

Тани Юн

Чувашский драматический театр

На сцене театра выросла целая плеяда выдающихся деятелей сцены:

* народные артисты СССР
Алексей Ургалкин, Борис Алексеев, Вера Кузьмина, Валерий Яковлев
* народные артисты России и Чувашии
Нина Григорьева, Николай Григорьев, Нина Яковлева
* заслуженные артисты России и народные артисты Чувашии
Виктор Родионов, Ефим Никитин, Николай Степанов, Геннадий Терентьев, Иван Иванов, Валентина Трифонова, Любовь Федорова, Геннадий Большаков
* народные артисты Чувашии
Елена Шорникова, Валериан Лебедев, Николай Охотников, Валентина Иванова, Валентина Ситова, Вячеслав Александров.

Главными режиссерами театра в разные годы были: И. С. Максимов-Кошкинский, П. Н. Осипов, К. И. Иванов, Л. Н. Родионов.

С 1979 года художественным руководителем театра является народный артист СССР, лауреат Государственных премий Чувашии и России В. Н. Яковлев.

Главными художниками театра были:

* заслуженный деятель искусств ЧАССР Павел Дмитриевич Дмитриев
* заслуженный художник ЧАССР Николай Петрович Максимов
* заслуженный художник ЧАССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского Владимир Михайлович Мазанов.

Юрий Гусаров: О РАННЕМ (КАЗАНСКОМ) ПЕРИОДЕ ИСТОРИИ ЧУВАШСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ЕГО СВЯЗЯХ С ЧУВАШСКИМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

О раннем (казанском) периоде истории Чувашского драматического театра и его связях с чувашскими национальными организациями

Деятельность национальных организаций по поддержке театра отвечала культурной политике советской власти, рассматривавшей его (театр) как орган народного просвещения. Благодаря этому появились новые профессиональные театры, а самодеятельный театр приобрел массовость. Уже с конца 1917 г. при народных домах и клубах стали возникать чувашские кружки любителей театра. Одним из первых был учительский драмкружок в с. Акулево Чебоксарского уезда, зародившийся ещё в предреволюционное десятилетие[14]. Свой первый спектакль на родном языке он показал 22 декабря 1917 г.[15] Для Чувашии любительская сцена явилась предысторией профессионального театра – как русского, так и чувашского[16].

Максимов-Кошкинский утверждал, что организаторами упомянутых молодежных собраний были лидеры правых эсеров Г.Ф. Алюнов и И.В. Васильев, стремившиеся привлечь к себе чувашскую молодежь. Сам же он, якобы, не интересовался политикой и случайно побывал на двух – трех из них по приглашениям знакомых[34]. Однако известно, что на собрании 10 декабря 1917 г. он выступил при обсуждении доклада И.Е. Ефимова (Тхти) по истории чувашской литературы[35]. Собрания проходили по субботним и выходным дням в страховом отделе губернского земства в доме З.Н. Ушковой напротив Казанского университета – одном из красивейших зданий Казани. Здесь с политическими речами и лекциями по истории, этнографии и культуре чувашского народа и в прениях по ним выступали учёные Казанского университета В.Ф. Смолин, С.П. Покровский, П.К. Жузе, Н.В. Никольский, чувашские деятели Г.Ф. Алюнов, И.В. Васильев, И.Е. Ефимов (Тхти) и др.[36] П.Н. Осипов вспоминал, что лекции вызывали желание работать на благо родного народа и его культуры, отмечал сильное влияние эсеров на чувашскую интеллигенцию и молодежь[37]. По газетным заметкам и мемуарам известно об участии в собраниях М.П. Петрова, А.Д. Краснова, Л.М. Лукина, А.П. Прокопьева (Милли), А.А. Осанова, И.С. Михеева, П.Н. Осипова, О.И. Шестипаловой, Я.П. Ятманова, А.Г. Гавриловой и других представителей чувашской интеллигенции[38]. Максимов-Кошкинский и Васильев, например, писали о Федорове как одном из лидеров молодежи, его выступлениях на собраниях «по актуальным политическим вопросам[39].

В начале 1918 г. произошел раскол в партии чувашских эсеров, что заставило руководителя драмкружка и его друзей определиться с политическим выбором. В марте 1918 г. П.А. Федоров вступил сам и, по версии Максимова-Кошкинского, записал его во вновь образованный Чувашский левый социалистический комитет (ЧЛСК) [50], из членов которого формировались чувашские советские организации. В окружении Максимова-Кошкинского находился еще один политик – Д.П. Петров (Юман), доводившийся ему родственником по матери. Д.П. Петров вышел из партии эсеров и организовал чувашскую национально-социалистическую партию, создавшую свою фракцию в ЧЛСК. Без сомнения, он оказал влияние на политические взгляды Максимова-Кошкинского.

14 марта 1918 г. на заседании ЧЛСК был сформирован Комиссариат по чувашским делам при исполкоме Казанского губернского Совета. Заведующими его судебным отделом и внешкольным подотделом отдела народного просвещения были избраны П.А. Федоров и И.С. Максимов соответственно[57]. Должность второго указывает на то, что ЧЛСК традиционно рассматривал театр как элемент системы внешкольного образования. Комиссариат начал работу 25 марта[58], однако вскоре его структура, дублировавшая Казанский губисполком, была реформирована, поэтому И.С. Максимову поработать в нём не удалось. Он являлся активным работником ЧЛСК, хотя на допросах в ОГПУ утверждал, что был рядовым членом, никаких поручений организации не выполнял[59]. В ЧЛСК состоял еще один член драмкружка, упомянутый выше М.Ф. Филиппов (Спиридонов)[60]; его же, видимо, следует отождествлять с заведующим финансовым отделом Комиссариата по чувашским делам первого состава Филипповым[61].

Федоров играл заметную роль в чувашском драмкружке: участвовал в переводе русских пьес на чувашский язык, репетициях спектаклей, однако проявил себя на организаторском поприще. Не случайно, Максимов-Кошкинский называл его первым администратором чувашского театра. С его слов известно, что Федоров занимался набором членов в драмкружок, распространением билетов на спектакли, заказом афиш и др.[67]

Источники и литература

[1] Государственный архив современной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР). Ф. 2669. Оп. 2. Д. 2900. Л. 6.

[2] Алексеев В.А. Дорогой Октября. Чебоксары, 1971. С. 41; НА ЧГИГН. Отд. II. Ед. хр. 434. Инв. № 1115. Л. 16.

[3] Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Отд. V. Ед. хр. 444. Инв. № 3269. Л. 7.

[4] Романова Ф.А. Театр, любимый народом. Чебоксары, 1988. С. 6.

[5] НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 4726. Л. 2.

[6] Иванов-Ехвет А.И. Музы ищут приют: к истории дореволюционных русско-чувашских культурных взаимосвязей. Музыка. Театр. Чебоксары, 1987. С. 200–205.

[7] Максимов Кошкинский И.С. Мечта и сегодняшняя действительность // Советская Чувашия. 1960. 15 мая. С. 3; Его же. Аса кильнисем // Ялав. 1948. № 4. С. 32..

[8] НА ЧГИГН. Отд. X. Ед. хр. 736. Инв. №. 7. С. 46, 47.

[9] Там же. Отд. I. Ед. хр. 288. Л. 20.

[10] Резолюции и пожелания, принятые Общечувашским национальным съездом, состоявшимся в Симбирске с 20 по 28 июня 1917 г. Симбирск. 1917. С. 15.

[11] НА ЧГИГН. Отд. II. Ед.хр. 433. Инв. № 1114. Л. 26, 24.

[12] Кайук И. Чăваш спектаклĕпе концерт // Хыпар. 1918. 21 января. Документ предоставлен А.П. Леонтьевым.

[13] НА ЧГИГН. Отд. II. Ед. хр. 247. Л. 352; Кондратьев М.Г. Чувашская музыка: от мифологических времен до становления современного профессионализма. Чебоксары, 2007. С. 238.

[14] Иванов-Ехвет А.И. Музы ищут приют. Чебоксары. 1987. С. 281; Романова Ф.А. Роль Ф.П. Павлова и И.И. Илларионова в развитии чувашского театрального искусства // Ученые записки ЧНИИ. Чебоксары, 1969. Вып. 45. С. 59, 60.

[15] Шемшерти спектакль // Хыпар. 1918. 21 января.

[16] Иванов-Ехвет А.И. Указ. соч. С. 296.

[17] Есть основания считать, что Максимов-Кошщкинский не получил свидетельства об окончании художественной школы, т.е. не является ее выпускником. Более подробно см. нашу вводную статью к публикуемым в данном сборнике воспоминаниям К.М. Васильева.

[18] НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 297. С. 129.

[19] Максимов-Кошкинский И.С. Аса кильнисем // Ялав. 1948. № 4. С. 33.

[20] Максимов Кошкинский И.С. Пьесăсем, калавсем, аса илÿсем [Пьесы, рассказы и мемуары]. Шупашкар, 1963. С. 377, 379; Его же. Малтанхи спектакль // Ялав. 1946. № 2–3. С. 46.

[21] НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 297. С. 38.

[22] Общее собрание учащихся в г. Казани чуваш // Крестьянская газета. 1917 г. № 102. 25 ноября.

[23] НА ЧГИГН. Отд. II. Ед. хр. 741. Инв. № 2303. Л. 4.

[24] Чувашия в годы Гражданской войны. Образование Чувашской автономной области. С. 251.

[25] Верекенсен пурнаçе // Хыпар. 1917. 20 ноября.

[26] Чăваш пурнаçĕ // Хыпар. 1917. 25 декабря. Документ предоставлен А.П. Леонтьевым.

[27] Чувашский спектакль // Казанское слово. 1918. 18 января. С. 2; Чăваш пурнаçĕ // Хыпар. 1918. 21 января.

[28] Максимов-Кошкинский И.С. Малтанхи спектакль. С. 47.

[29] НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 297. Л. С. 136.

[30] Там же. С. 5, 134–135.

[31] Максимов-Кошкинский И.С. Малтанхи спектакль. С. 47.

[32] Чувашский спектакль // Казанское слово. 1918. 18 января. С. 2.

[33] Государственный архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. Р-499. Оп. 1. Д. 101. Л. 22.

[34] Там же. Ф. 2669. Оп. 2. Д. 2900. Л. 69, 125-126.

[35] Чăваш челхи // Хыпар. 1917. 14 декабря. С. 2.

[36] Г.Ф. Алюнов лекцийе // Хыпар. 1917. 11 декабря; Чăваш пурнаçĕ // Хыпар. 1917. 25 декабря.

[37] НА ЧГИГН. Отд. V. Ед. хр. 444. Инв. № 3269. Л. 1–3.

[38] Чăваш йĕррине шырани // Хыпар. 1917. 5 декабря. С. 3; Чăваш-пăлхар // Хыпар. 1917. 11 декабря; Чăваш челхи // Хыпар. 1917. 14 декабря; Чăваш пурнăçĕ // Хыпар. 1917. 25 декабря; НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 297. С. 36.

[39] НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 297. C. 19; Максимов-Кошкинский И.С. Малтанхи спектакль // Ялав. 1946. № 2–3. С. 46.

[40] Чăваш пурнăçĕ // Хыпар. 1917. 14 декабря. С. 2.

[41] НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 715. Л. 235 об.

[42] Лекция // Рабочее дело. 1918. № 94. 24 марта.

[43] Максимов-Кошкинский И.С. Пьесасем… С. 402.

[44] НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 297. С. 64.

[45] Там же. Отд. II. Ед. хр. 108. Л. 64–65.

[46] ГИА ЧР. Ф. Р-499. Оп. 1. Д. 26. Л. 20.

[47] Чувашский спектакль // Казанское слово. 1918. 18 января. С. 2.

[48] ГИА ЧР. Ф. Р-499. Оп. 1. Д. 26. Л. 20.

[49] Максимов-Кошкинский И.С. Пьесасем… С. 387.

[50] ГИА ЧР. Ф. 2669. Оп. 1. Д. 2900. Л. 341.

[51] Щербаков С.В. Государственные символы Чувашской Республики: история, создание, проекты, документы и материалы. Чебоксары, 2014. С. 59, 57.

[52] ГАСИ ЧР. Ф. 1046. Оп. 4. Д. 211. Л. 261; НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 715. Л. 183 об.

[53] Романова Ф.А. Гражданственность театра (на материалах истории чувашского театра) // Ученые записки ЧНИИ. Вып. 41. Чебоксары, 1969. С. 22.

[54] Максимов-Кошкинский И.С. Хĕвел туймасть инкеке…// Ялав. 1957. № 8. С. 16.

[55] ГИА ЧР. Ф. 2669. Оп. 2. Д. 2900. Л. 40.

[56] Там же. Д. 4572. Л. 17, 81 об.– 82 об.

[57] Краснов А.Д. Нарспа Йупа уйăхĕ [Февраль-Октябрь]. Чебоксары, 1931. С. 60; Любимов В.Н., Юлдашбаев Б.Х. Ленин и самоопределение наций (на примере народов Среднего Поволжья и Приуралья). Чебоксары, 1967. С. 162; НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 715. Л. 183 об.

[58] Хусан кĕпĕрнинчи чăваш комиссариачĕ хăйĕн ĕçĕсем çинчен каласа пăнă доклад [Доклад Чувашского комиссариата Казанской губернии о проделанной работе] // Канаш. Çĕртме-июнь уйăхĕн 26-мĕш кунĕ. С. 1.

[59] ГИА ЧР. Ф. 2669. Оп. 1. Д. 2900. Л. 325, 341.

[60] Там же. Оп. 2. Д. 4570. Л. 39.

[61] Краснов А.Д. Нарспа йупа уйăхĕ [От Февраля к Октябрю] . Шупашкар, 1931. С. 60.

[62] Федоров П. Социал тени // Хыпар. 1917. Çертме уйăхĕн 1-мĕшĕ. С. 2.

[63] Гусаров Ю.В. Социалисты-националисты чувашские // Чувашская энциклопедия. Т. 4. С. 85; ГАСИ ЧР. Ф. 1046. Оп. 1. Д. 441. Л. 41–41 об.

[64] ГИА ЧР. Ф. Р-499. Оп. 1. Д. 7. Л. 4, 7, 7 об., 37 об., 43.

[65] ГАСИ ЧР. Ф. 1046. Оп. 1. Д. 441. Л. 43 об.; ГИА ЧР. Ф. Р-499. Оп. 1. Д. 7. Л. 9 об., 10 об., 12.

[66] Подробнее о биографии П.А. Федорова см.: Гусаров Ю.В. Чувашские общественно-политические деятели… С. 24–34.

[67] Максимов-Кошкинский И.С. Такăр çул. С. 18.

[68] ГИА ЧР. Ф. 2669. Оп. 2. Д. 4572. Л. 18.

[69] Леонтьев А.П. Хыпар: минувшее и настоящее. Чебоксары, 2011. С. 155–156.

[70] НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 715. Л. 236.

[71] Цит. по: Павлов П.С. Из истории чувашского театра // Ученые записки ЧГПИ. Вып. 13. Чебоксары, 1961. С. 223.

СПРАВОЧНО.

ОБ АВТОРЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Гусаров Юрий Владимирович


  • кандидат исторических наук, доцент
  • ведущий научный сотрудник исторического направления
  • дата рождения: 1963.06.20

Родился 20 июня 1963 г. в пос. Урмары Чувашской АССР. В 1986 г. с отличием окончил историко-филологический факультет Чувашского государственного университета, в 1991 г.- очную аспирантуру при нём. В 1980-81 гг. работал столяром-сборщиком на Урмарской мебельной фабрике, в 1986-87 гг. учителем истории и обществоведения в Чубаевской средней школе Урмарского района. В 1991-2011 гг. на кафедре археологии, этнографии и региональной истории ЧГУ: ассистент, старший преподаватель, с 2006 г.- доцент. С 2011 г.- заведующий отделом истории ЧГИГН.

Читайте также: