Персонажи сказок пушкина в других видах искусства сообщение 5 класс короткое

Обновлено: 30.06.2024

Творчество великого русского поэта вдохновило многих художников на создание прекрасных иллюстраций к его произведениям.

Одно из самых первых изображений относится к 1820 году, иллюстрирует поэму "Руслан и Людмила" и, возможно, сам Пушкин регламентировал иллюстрации к первой публикации этого произведения. К сожалению, имя автора неизвестно.

Иллюстрации ко многим изданиям А. С. Пушкина начала 20-го века выполнены выдающимся русским книжным иллюстратором, художником Иваном Билибиным.

В 1919 году вышло издание сказок Пушкина с иллюстрациями художницы-авангардистки Любови Поповой. На этом этапе творчества автор работала и как авангардист, и как супрематист.

Иллюстрации художника, доктора искусствоведения Владимира Конашевича отличаются проработанными карандашными зарисовками, контрастными цветами, детализацией.

Привлекают своей яркостью и особенным стилем иллюстрации Татьяны Мавриной, обладательницы премии имени Г. Х. Андерсена за вклад в развитие детской иллюстрации. Художница много путешествовала по России, прониклась традиционной старорусской культурой, это отразилось на её художественной манере.

Нельзя обойти стороной иллюстрации палехских мастеров.

Иллюстрации Олега Зотова выполнены в стиле лубка. Это традиционный русский стиль иллюстрации, при котором простая графика сочетается с текстовым материалом.

В галерее "Солнцево" в 2019 году проходила выставка художника, педагога Владимира Коркина и его учеников. Яркие акварели Владимира Петровича никого не могут оставить равнодушным.

Мир иллюстрации удивителен и многообразен. Мы будем рады, если вы поделитесь именами своих любимых художников-иллюстраторов.

Друзья, подписывайтесь на наш канал, мы будем знакомить вас с художниками и талантливыми творческими людьми, рассказывать о выставках и культурных мероприятиях. Давайте вместе творить красоту! У нас много идей для творчества и необычных мастер-классов для детей.

Жиманова Екатерина Сергеевна

В работе отражены краткие биографические сведенияч отдельных авторов, иллюстрировавших сказки А.С.Пушкина, рассмотрены индивидуальные особенности творческой манеры художников (Б.В.Зворыкина, М.А. Врубеля и И.Я. Билибина). Цель исследования - показать значение работ художников в раскрытии идейно-художественного своеобразия сказок поэта.

ВложениеРазмер
pushkin_i_izobrazitelnoe_iskusstvodocx.docx 257.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Петропавловск-Камчатского городского округа

683002 г.Петропавловск-Камчатский ул.Савченко, 12, тел.49-89-54, 49-83-91

Вид материала: исследовательская работа

Направление работы: Пушкин и изобразительное искусство

Автор работы: Кайкова Таисия, обучающаяся 5 класса

Руководитель: Жиманова Е.С.,

учитель русского языка и литературы

В современном литературоведении немало работ, посвященных творчеству этого автора. Отрадно, что со многими монографиями можно ознакомиться в Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина. Особое впечатление на нас произвела книга Игоря Эммануиловича Грабаря "История русского искусства " (6 том), в обработке отдельных частей издания которого приняли участие А.Н.Бенуа, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов и другие художники. Кроме того, на электронном ресурсе библиотеки мы получили возможность ознакомиться с работами других художников, в разное время иллюстрировавших сказки А.С.Пушкина . Книги, посвященные творчеству этого замечательного поэта, а также полотна русских живописцев и вдохновили нас на данное исследование.

Цель исследования : показать значение работы художников в раскрытии идейно-художественного своеобразия сказок А.С.Пушкина.

  • познакомиться с биографическими сведениями русских художников их творчеством, мастерством в изображении сюжетов и героев литературных сказок А.С.Пушкина;
  • рассмотреть индивидуальные особенности творческой манеры отдельных авторов;
  • сформировать представление о сказочном жанре в живописи на примере творчества Б.В.Зворыкина, М.А. Врубеля и И.Я. Билибина.

Объект исследования: творчество художников, иллюстрировавших сказки А.С.Пушкина.

Предмет исследования: сказки А.С.Пушкина и репродукции картин русских художников рубежа веков.

Актуальность данной работы определяется необходимостью возрождения интереса к жанру литературной сказки и творчеств А.С.Пушкина в целом.

Гипотеза исследования: знакомство с творчеством художников побудит обучающихся к углубленному изучению творчества А.С.Пушкина, в частности тех сказок, которые не входят в курс школьной программы.

Практическая значимость работы: данное исследование обогатит обучающихся 5 класса дополнительной информацией о творчестве выдающихся иллюстраторов пушкинских сказок. Работа может быть использована на уроках литературы при изучении тем, связанных с творчеством А.С.Пушкина.

В исследовании использованы следующие методы:

  • метод информационного поиска;
  • метод наблюдения;
  • анкетирование;
  • анализ и синтез;
  • метод мысленного моделирования;
  • метод словесного рисования.

Работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

Сопроводительный материал: видеопрезентация.

Литературная сказка - это повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов (« Литературный энциклопедический словарь. // Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М., 1996).

Еще в детстве мы с увлечением рассматриваем иллюстрации в книгах со сказками, однако мало кто задумывается над тем, кто автор этих работ. Именно поэтому в процессе написания исследования для обучающихся 5 классов нами был разработан опросный лист (см.Приложение), в который были включены не только вопросы, ориентированные на знание текстов сказок А.С.Пушкина. Часть заданий предполагала выбор ответа из предложенных вариантов (задание 4); в других необходимо было процитировать текст или закончить данную фразу (задания №1, 2, 3). Задание № 6 носило межпредметный характер и было нацелено на выявление знания обучающимися имен художников, которые иллюстрировали пушкинские сказки.

Билибин Иван Яковлевич (1876 - 1942) - выдающийся русский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства, создавал различные росписи, панно, делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов. Но именно русской сказочной теме художник посвятил огромный пласт своего творчества. И.Я. Билибин разработал систему приемов, которые дали возможность объединить иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной странице. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, с чувством народного юмора.

Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) - русский театральный художник, график скульптор и архитектор, живописец, мастер картин на исторические, религиозные и сказочные сюжеты. В дохновение для многих своих работ он черпал в национальном русском фольклоре, былинах, эпосе, но не слепо переводил их на холст, а творчески обрабатывал, создавая свой самобытный мир, полный художественных особенностей, придавая героям черты, близкие художнику .

Картина М. Врубеля "Царевна-Лебедь" стала результатом серьезной работы, на которую вдохновила художника героиня "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина. М.Врубель взглянул на нее сквозь призму своего видения мира. В оригинальной сказке А.Пушкина образ Царевны-Лебеди светлый и позитивный. В работе М.Врубеля он тревожный, предостерегающий. Царевна не приближается, а, наоборот, уходит, скрывается из виду, обернувшись словно в последний раз. Царевна-Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу. Он передает ускользающее движение уходящей Царевны. Изображение кажется призрачным видением. М.Врубель изобразил Царевну-Лебедь со спины, обернувшись, она смотрит на зрителя печальными, полными загадочной грусти глазами. Картина словно является окном в волшебный мир. В русской мифологии лебедь - символ творческого полета, вдохновения, фантазии, воображения.

Это произведение любили многие поэты, а коллеги мастера совершенно серьезно изучали его, чтобы понять секрет передачи неуловимого движения и смешение красок. Работа была куплена меценатом С.Морозовым, в Третьяковскую галерею попала по завещанию коллекционера. Два подробных эскиза к картине хранятся в Государственном Русском музее в Санкт -Петербурге .

В заключение отмечу, что основной материал живописи - цвет, литературы - слово. Живопись и литературное творчество - искусства, которые связаны множеством нитей, взаимопроникающими и дополняющими друг друга. Думаю, что художники искренне желали, чтобы интерес к сказкам Александра Сергеевича Пушкина никогда не угас. Именно поэтому, несмотря на то что каждый автор рисовал в своей манере, цветом, рисунком они передавали настроение, свое отношение к изображаемому, искали в творчестве поэта созвучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становились соавтором великого поэта, поскольку стремились не только показать характер персонажей, но и выразить своё отношение к их поступкам, поведению.

Александр Сергеевич Пушкин в период наивысшего расцвета своего творчества создал уникальные поэтические сказки.

Они не были предназначены для детей. Это сложные произведения, которые побуждают взрослых читателей переосмыслять жизненные ценности.

Читая, сказки Пушкина, понимаешь, что перед тобой послание, а не только литературное явление.

Огромное значение Александр Сергеевич уделяет в поэмах нравственным образам героев. В его произведениях добро всегда побеждает зло.

Пушкин показывает губительность зла, эгоистичных устремлений, которые в конечном итоге приводят к гибели или наказанию отрицательных персонажей.

С другой стороны автор подчеркивает созидательную мощь добра.

Девушка несколько раз находится на краю гибели. Но автор и народное предание, которое послужило основой для литературной сказки великого русского поэта, награждают царевну.

От волшебного смертельного сна ее спасает королевич Елисей. По их возвращению домой гибнет от собственной злобы и зависти царица-мачеха, а царевна с королевичем празднуют свадьбу.

Написанные легким ритмичным стилем пушкинские сказки, полные чудес, привлекают внимание детей. Они прививают детям любовь к Родине, родному языку, взращивают почитание своей культуры, народа и истоков.

Волшебные поэмы Александра Сергеевича демонстрируют детям правильный образ поведения, отношения к окружающим. Учат детей отличать добро и зло, сопереживать героям, попавшим в беду.

Царевна радушно встречает нищую старушку-черницу, под видом которой затаилась царица-мачеха. Выносит ей хлеб, ласково разговаривает.

У пушкинских сказок много почитателей. Это отдельное культурное явление, которое входит в жизнь людей в раннем детстве и навсегда оставляет в душах светлый свет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию Администрации города Тобольска

VII научно-практическая конференция

в иллюстрациях русских художников.

Автор работы: Урамева Анжелика Джалильевна

г.Тобольск, Тюменская область

Научный руководитель: Игнатенко Евгения Александровна

учитель русского языка и литературы

в иллюстрациях русских художников.

Урамаева Анжелика Джалильевна

Россия, Тюменская область, г.Тобольск, МАОУ СОШ № 4, 5 класс

в иллюстрациях русских художников.

Обсуждая вопрос о допустимости того или иного заимствования, следует помнить, что плохи не сами заимствования, а их неточное, неправильное употребление, применение их без надобности, без учета жанров и стилей речи, назначения того или иного высказывания.

1. Введение.

3. Иллюстраторы сказок А.С.Пушкина.

5. Заключение. Разное и общее в иллюстрациях художников.

Много разных изданий к сказкам есть в школьных и городских библиотеках.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Поэтические и прозаические произведения Пушкина, в том числе и сказки, получили широкий отклик в изобразительном искусстве. Изобразительная Пушкиниана создавалась художниками разных поколений на протяжении нескольких столетий.

В своей работе я хочу сравнить иллюстрации разных художников и посмотреть, как один и тот же эпизод сюжета сказки изобразили Конашевич Владимир Михайлович, Дехтерёв Борис Александрович, Зворыкин Борис Васильевичич, Александр Михайлович Куркин.

Как иллюстратор детской книги Владимир Михайлович Конашевич начал активно работать с 1922 года. В том году с его иллюстрациями вышло несколько сказок Шарля Перро ("Кот в сапогах", "Мальчик с пальчик", "Красная Шапочка") и "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. В книжках этих - нарядных, изысканных - прослеживались традиции художников объединения "Мир искусства". Печатались сказки в Берлине, на хорошей бумаге, при помощи офсетной печати (которой в России тогда ещё не было), позволявшей воспроизвести все нюансы лёгкого акварельного рисунка, но в прессе подвергались нападкам за то, что были сделаны "скорее для библиофилов, чем для детей".

Борис Александрович Дехтерёв работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Многим из нас запомнились именно его иллюстрации к сказкам и стихам Пушкина.

Борис Васильевич Зворыкин — русский и французский художник, лучший график- орнаменталист начала XX века. Самобытное творчество художника до недавних пор могло быть оценено лишь немногими знатоками-коллекционерами .

Александр Михайлович Куркин занимался монументальной живописью, театрально-декорационным искусством, росписью мебели, книжной иллюстрацией (альбомы "Сказка о царе Салтане" (1972).

Читайте также: