Периодическая печать для детей сообщение

Обновлено: 30.06.2024

История возникновения детской периодической печати, ее отличительные особенности и требования к содержанию. Современные тенденции в их развитии и распространении, анализ конкурентных преимуществ. Знакомство детей со структурой периодических изданий.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 06.11.2017
Размер файла 25,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. История возникновения детской периодической печати

периодический печать издание детский

Детская периодика в нашей стране имеет богатую историю. До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трёхсот детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали своё существование на первой книжке. Прежде всего это было вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего потому, что являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям.

У первых журналов были и другие особенности: они выходили при полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о её создании уже стоял перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью населения - подавляющее большинство детей России не умело читать.

Это обстоятельство определило структуру, содержание периодических изданий для детей, которые выходили вплоть до середины XIX века. Они представляли собой обычный альманах, с очередностью номеров, как правило, один раз в месяц.

В 60-е годы детская журналистика значительно расширила сферу своего существования и влияния за счёт обращения к более массовому числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования, школа становилась значительно демократичнее, охватывала всё более широкие круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к иному, чем в начале века, наполнению их материалами, чтобы полнее отвечать устремлениям передовых педагогов к активному формированию и просвещению детского читателя. В лучших журналах того времени публикуются известные русские прозаики и поэты, учёные и педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Всё это способствовало становлению личности, прививало передовые для своего времени знания и взгляды.

Наша отечественная литература для детей многим обязана именно этому периоду - первой половине XIX века, золотому веку русского искусства. Столь бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей - научно-художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась ведущей темой детской литературы. И ещё одна важная особенность этого периода: крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.

Конец 50-х годов - эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.

Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года. К этому времени отечественная периодика для детей претерпела большие изменения: она получила широкое распространение по всей стране; некоторые издания выходили уже на протяжении десятилетий, достаточно надежно отладив весь редакционно-издательский механизм; всё чаще и чаще в журналах стали принимать участие писатели, педагоги. Но главное заключалось в другом - изменилось время! Под натиском революционной борьбы пролетариата постепенно многое начинает пересматриваться и в тематике детских журналов. На их страницы приходит социальный очерк о жизни бедных слоёв населения, о положении маленьких рабочих на заводах Петербурга, Москвы, о неурожаях и голоде в различных губерниях. Юный читатель начинает встречать публикации о последних политических событиях, комментарий к ним.

В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к читателям из рабочих семей. Публикуются в них произведения писателей-реалистов - сильные по эмоциональному воздействию и социальной направленности рассказы, повести, очерки, стихотворения. Таким образом, «ещё до 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы формирования духовного облика юного читателя - его взглядов на жизнь и окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему доступные научные знания.

Таким образом, всё развитие детской журналистики, зависимое от эпохи, от дальнейшего развития русского общества, от обострения борьбы классов, подготавливало появление нового типа периодического издания. Процесс его формирования занял много времени, но шаг за шагом газета представала в новом качестве, завоевывая себе популярность у юных читателей.

В своей ориентации газета пошла по пути освоения новой формы. Но нельзя забывать, что за формой стояло более существенное - иное содержание, пришедшее в детскую журналистику. Ни Министерство народного просвещения, ни царская цензура, ни духовенство уже не могли удержать периодику в сфере узко педагогических идей. Окружающая жизнь всё настойчивее заявляла о себе, и скрыть её проблемы от детей было невозможно. Детская журналистика от абстрактных рассуждений о добре и зле переходила к актуальным выступлениям на злобу дня. А это, в свою очередь, подсказывало публицистический, а не констатирующий способ отражения действительности. То есть затрагивались основополагающие принципы творчества, что свидетельствовало о новой расстановке сил в детской журналистике и о новом читателе, который появился в России.

2. Современные детские периодические издания

В настоящее время наблюдается возрождение детской литературы после периода рыночных реформ. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого - начала двадцатого века.

Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы средств массовой информации. Её специфика определяется чётко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами средств массовой информации, адресованными детям (детское телевидение, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).

Качественно новая информационная ситуация сложилась в последние годы, заставила детскую журналистику заново осознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить специфику. Становление и развитие современной детской газетно-журнальной прессы происходило в последние годы последнего 10-летия ХХ века. В 1986 г. по данным Всероссийской книжной палаты существовало 15 пионерских газет и 36 детских журналов, в 2006 - 40 газет и более 80 журналов.

Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.

В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности - науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и тд.

В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные и нравственные проблемы современного общества.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудиторию, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольники и младшие школьники, младшие школьники и подростки, подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу.

Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.

По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические; традиционные и юнкоровские.

Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а многотематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Специфической чертой современной детской журналистики России является возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта - от репортера до главного редактора работают сами дети и подростки. Издательства юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей и печатаются типографиями или компьютерными специалистами. Руководят ими опытные журналисты, стремящиеся придать содержанию и форме юнкоровских изданий профессиональный уровень. Юнкоровские издания - самые актуальные, непосредственные, интересные для юных читателей и непохожие на издания традиционной детской прессы.

3. Знакомство детей со структурой периодических изданий

Для знакомства детей с периодической печатью следует ввести в их лексикон следующие газетные термины.

Анонс - предварительное объявление, на первой странице газеты или журнала перечисление интересных материалов в номере.

Полоса - страница в печатном издании.

Колонка (гранка) - столбец газетного текста. Для удобства чтения текст бывает разбит на 3 - 6 колонок на странице.

Шапка - заголовок, объединяющий тематическую подборку.

Лид (лидер, подводка, вводка) - небольшое введение, объясняющее читателю содержание газетного материала.

Дайджест - перепечатка интересных материалов из других изданий.

Официоз - газета или журнал, выражающие точку зрения правительства, связанные с ним, но формально не являющиеся официальным органом правительства.

Колонтитул - надпись, включающая заглавие произведения или название его раздела, а также порядковый номер страницы. Помещается обычно вверху каждой полосы, отбивается от текста тонкими линейками.

Периодика - издание, выходящее в установленный срок.

Плагиат - выдача чужого труда за свой, опубликование произведения под своим именем без указания ссылок на источники.

Подвал - нижняя часть последней полосы газеты (не более ј от объема полосы), в которой помещают выходные данные издания.

Выходные данные - основные сведения о печатном издании (автор, заглавие, фамилии редакционного состава, номер газеты или журнала, тираж, периодичность, дата выхода, адрес, телефон редакции, цена экземпляра).

СМИ - средства массовой информации: газеты, журналы (печать, пресса), радио и телевидение.

Спецвыпуск - особый номер газеты, посвященный важному событию.

Тираж - количество экземпляров типа печатной продукции.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг. - М.: Университет, 1982. - С. 56.

3. Добролюбов Н.А. Обзор детских журналов // В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. - М., 1954, - с. 325.

4. Марголина С. О новых детских журналах // На путях к новой школе. 1926. №7-8. - С. 180.

5. Холмов М. Становление советской журналистики для детей. - М.: Логос, 2004. - 304 с.

Подобные документы

Понятие детского периодического издания. Возрастные и психологические особенности современной детской аудитории. Особенности электронных периодических изданий. Система российской прессы. Анализ детских электронных периодических изданий в Интернете.

курсовая работа [73,7 K], добавлен 28.05.2016

Понятие и типы периодической печати. Медицинская периодика как часть научной периодической печати. История медицинской периодики Императорской России. Становление периодических изданий в России на примере медицинских, определение их типа и вида.

дипломная работа [68,2 K], добавлен 06.09.2016

Специфика детской современной печати и определяющие ее факторы. Функции и задачи детской журналистики. Особенности текстов и визуальной составляющей современных детских изданий, требования к их шрифту. Специфика контента конкретных современных изданий.

дипломная работа [2,5 M], добавлен 06.09.2016

Становление периодической печати как системы, анализ причин выбора издания читателями. Реализация прессой социальных функций, влияние СМИ на общественное мнение. Требования к оформлению статьи в периодическом издании, рекомендации по ее содержанию.

курсовая работа [54,9 K], добавлен 07.07.2012

Выявление общественно-политических условий развития региональной прессы. Сравнительный анализ региональных средств массовой информации на примере нескольких изданий, новые форматы и тенденции их развития. Приоритетные жанры периодической печати регионов.


Детская периодика является уникальным педагогическим, нравственным и эстетическим потенциалом для воспитания ребенка.

Журналы для дошкольников в доступной форме разъясняют ребенку, где он живет, что вокруг него, открывают глаза на красоту природы, помогают познать добро и зло, стремятся удовлетворить детскую любознательность. Периодические издания служат цели практического освоения мира (самостоятельно или вместе с взрослыми): читать, чтобы применить полученные знания на практике. Поэтому на страницах журналов можно найти много развивающих игр, конкурсов, заданий и упражнений (викторины, тесты, загадки, математические задачи).

Современная система детской прессы отвечает разнообразным потребностям аудитории (развлекать, интересовать, объяснять, советовать и др.), дифференцирована по возрасту (журналы для дошкольников, для младшего и среднего дошкольного возраста), полу, интересам (природа, мода и красота, компьютер, футбол и др.), способу издания (тетрадь, альбом).

Проблемы детской периодики и ее репертуара имеют глобальный характер и постоянно актуальны. Однако, в современных российских ГОСТах, терминологических словарях и справочниках специфика изданий детской периодики почти не отражена.

В области изучения проблем репертуара детских изданий известны имена О. В. Алексеевой, Н. А. Рубакина, И. И. Старцева, М. В. Соболева, современных ученых и практиков И. А. Бутенко, Е. И. Голубевой, С. А. Карайченцевой, Г. Лямина, Ю. В. Просалковой, Е. Г. Ягановой, зарубежных специалистов С. Симсова, Л. Тейнил др.

На сегодняшний день отсутствует внимание к проблемам детской периодики, которых у нее достаточно много. Помимо неурядиц со спецификой изданий, детские журналы сталкиваются еще с рядом сложных задач. С каждым годом уменьшается количество авторов, желающих работать в данной сфере, сокращаются тиражи изданий для малышей, уменьшается спрос на продукцию детских издательств. Издательства же, в свою очередь, не готовы браться за журналы — однодневки. В большей степени, эти явления связаны с развитием информационных технологий и быстрым взрослением детей, которым интереснее сидеть в интернете и просматривать веб-страницы, чем читать иллюстрированные специализированные журналы. Важной проблемой является и высокая стоимость изданий для детей. Далеко не все родители могут позволить себе постоянно приобретать специализированную периодику для своего ребенка, оформлять подписку на неё. С одной стороны, журналы для малышей стали более яркими, привлекательными для детей, с другой — все это приводит к значительному увеличению их стоимости и понижению количества проданных тиражей.

Следует отметить, что, к сожалению, культура чтения периодических изданий в семьях потеряна, хотя родители должны прививать интерес к печатной продукции, воспитывать любовь и бережное отношение к ней. Да и мало кто из родителей знает о существовании массы журналов и газет для детей. Между тем разнообразие печатных детских изданий на российском рынке в последнее время столь велико, что охватить их все в одном небольшом обзоре просто невозможно.

Коммерциализация сегодня оказывает огромное влияние на издателей. В таком случае, возможность продажи своего продукта становится более важной, чем качество издания. За последние годы значительно расширилась тематика изданий для детей, в то время как такая литература далеко не всегда соответствует стандартам качества и требованиям морали. Детей привлекают яркие страницы, но ни они, ни родители не осознают, насколько негативным является влияние низкопробной массовой периодики. Как бы прискорбно это не звучало, но подъем прибыли стал более важен, чем обеспечение детей хорошей, доброй и качественной периодической печатью.

К сожалению, проблемы детских изданий для дошкольников не подвергаются научному исследованию. Внимание уделяется детской периодике в целом, невзирая на то, что она, с теоретической точки зрения, в рамках изданий для детей является актуальной для аудитории в возрасте от 0 до 18 лет, то есть пока ребенок не становится совершеннолетним.

Одним из важнейших условий изучения ситуаций на рынке детских периодических изданий является четкое их разделение на отдельные возрастные категории: для малышей от 0 до 3-х лет, для малышей-дошкольников, для детей младшего школьного возраста, для детей среднего школьного возраста, для подростков, детей старшего школьного возраста. Важно соотношение периодики, адресованной каждой из данных возрастных групп, с детьми соответствующего возраста и анализ периодики отдельно в каждом из них.

В наше время существуют различные периодические издания для дошкольников: журналы, электронные журналы, газеты, альманахи. Большой популярностью пользуются электронные журналы, так как современные дети предпочитают компьютерные технологии печатным изданиям. Периодическая печать в интернете сегодня намного доступнее для детей и родителей, и при этом не требует каких-либо затрат, но многие родители не задумываются, к сожалению, о здоровье ребенка.

Анализ образовательных программ для дошкольных учреждений подтвердил отсутствие в круге детского чтения периодики, хотя только в краевой детской библиотеке имени Г. Граубина Забайкальского края в отделе обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста насчитывается около 25 детских изданий.

В данный момент существует много различных периодических изданий, представленных по возрастам и категориям. Мы попытались составить перечень современных журналов для детей дошкольного возраста и их родителей. Вот некоторые из них.

Журнал про малышей, про возраст погремушек, ползунков, колыбелек. Про первые улыбки, узнавания, первый лепет, звуки. Чего ожидать? Что и как делать? К чему стремиться? Советы специалистов и необходимая информация даются просто и ясно. Наглядный материал в виде отдельных картинок, для ребенка именно этого возраста, подготовлен ведущей лабораторией Российской Академии Образования.

Принципиально новый вид издания — журнал-картонка. В основе каждого выпуска — серьезная методическая разработка по одному из направлений раннего развития. Тексты даны как примерный диалог родителя с ребенком, что создает хорошие условия для самовыражения и активизации речи.

Журнал дидактических игр на плотном картоне. Ведущая деятельность этого возраста — игра. Основная педагогическая задача — развитие ощущения и восприятия. Лучшие педагоги-новаторы объяснят, что нужно делать, зачем и как, чтобы позже не было проблем с подготовкой ребенка к школе.

На страницах журнала малыш встретится с любимейшими героями и проведет с ними не пару минут, как это стало в последнее время на телеэкране, а, возможно, не один день. Кроме того, услышит от взрослого или прочтет сам много веселых историй и стихов, будет раскрашивать, мастерить, разгадывать ребусы, головоломки, отвечать на вопросы, что в лучших традициях литературно-развлекательных журналов для детей. Журнал выходит на качественной бумаге, в нем яркие, а, главное, дорогие сердцу крохи рисунки.

Забавные игрушки, поделки из бумаги и пластилина, природного материала, коробок, проволоки и веревочек — все это ребенок сделает своими руками и будет играть, дарить, создавать уют в доме. Кроме конкретной пользы и трудовых навыков, журнал развивает фантазию и творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость [2].

Выходит при участии автора замечательных детских книг Эдуарда Успенского. Каждый номер открывает новая история из жизни дяди Федора и его друзей. Кроме того, в журнале много познавательных материалов, сопровождающихся комментариями мультипликационных героев из Простоквашино, рисунками и фотографиями. А также комиксы, игры, конкурсы и викторины [3].

Создан по образцу журнала для взрослых “GEO”. Интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби, первым романтическим чувствам (все в пределах разумного!). Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин с призами. И очень красочное оформление полосными фотографиями высочайшего качества и комментариями к ним. Все, как в “GEO”, только лучше, потому что для детей. Создается журнал российскими авторами, а потому вполне адаптирован к нашей действительности.

К сожалению, для современных периодических журналов характерен слишком большой охват читателей в рамках одного издания — от 0 до пяти, от трех до восьми, от семи до четырнадцати лет. В этом случае сложно учитывать психологические, познавательные интересы детей разного возраста. Мало принимается во внимание пол детей, хотя надо отметить, что в последнее время появилось несколько новых журналов для девочек (для мальчиков такого разнообразия нет).

От состояния культуры и уровня развития детства зависит прогресс в культурном, экономическом, социальном развитии общества. И забывать о значимости периодики в содействии становлению личности и социализации юных граждан нельзя.

4. Фролова С. В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. № 1. С. 108–113

Основные термины (генерируются автоматически): журнал, ребенок, детская периодика, издание, Россия, издательский Дом, младший школьный возраст, родитель, детская пресса, последнее время.

Похожие статьи

Специфика социальных функций детских периодических.

журнал, ребенок, детская периодика, Россия, издание, родитель, младший школьный возраст, издательский Дом, детская пресса, последнее время. Социальные функции кинематографа | Статья в журнале.

Детская периодика сегодня: к вопросу о целевой аудитории

До недавнего времени детскую субкультуру не принимали во внимание в процессе становления и развития ребенка, так же

Но все-таки все эти возрасты определяются одним понятием – дети, а пресса для такой социально-демографической группы – детская пресса.

Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений.

Тематические журналы. Издание книг.

Для того чтобы выяснить, насколько возраст родителей и детей влияет на общее время, выделяемое для просмотра телевизора, составлена наглядная таблица (табл. № 1).

Новейшая детская литература | Статья в журнале.

Тематические журналы. Издание книг.

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка.

Какие у нас современные дети и какие мы? | Статья в журнале.

Наблюдается тенденция пустых детских площадок, где еще каких-нибудь 10–15 лет назад можно было наблюдать, как дети разных возрастов весело проводили время вместе. Старшие заботились о младших, а младшие набирались опыта от старших.

Потенциал детской литературы в правовой социализации.

Издание книг.

Новейшая детская литература | Статья в журнале. детская литература, книга, ребенок, детская, сказка, автор, литература, Мой папа, произведение.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Молодой ученый — издательство

Ресурс включает разделы, содержащие ежемесячные и архивные издания научной периодики, актуальную информацию и анонсы о проводимых научных собраниях и международных конференциях молодых ученых. Есть раздел о правилах оформления и публикаций статей.

Детский научно-познавательный журнал как социально значимый.

Основные термины (генерируются автоматически): издание, Россия, детский журнал, детская журналистика, журнал, детская, США, дикая природа

Современные периодические издания для детей дошкольного. Помимо неурядиц со спецификой изданий, детские журналы.

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии.

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг.

«В младшем школьном возрасте ребенок впитывает в себя моральные ценности.

Проблемы изучения произведений детской литературы. Издание книг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Общая характеристика детской периодической печати, ее основных свойств и образовательно-воспитательных задач второй половины XX в. и начала XXI в.

На свете много разных стран,

Но есть средь них одна,

В которой можно побывать,

Открыв журнал, тогда —

Увидишь чудеса Земли

И неба, и морей.

Так не откладывай — вперед!

Читай журнал скорей!

Рассматривание и анализ журналов с точки зрения их структуры, содержания, целевой аудитории и периодичности издания .

Презентация отдельных изданий.

Весёлые картинки - это один из наиболее любимых журналов детей нашей страны. Его легко читают даже дошкольники. Потому что в журнале совсем мало текста, но много крупных иллюстраций, которые очень интересно рассматривать. В журнале вы найдёте короткие стихи и небольшие истории, самоделки, загадки, ребусы, различные задания и комиксы.

Миша . Это красочный, познавательный, развлекательный журнал. На его страницах вы найдёте комиксы, рассказы в картинках, а также рассказы, стихи и загадки лучших современных российских детских писателей. В журнале много познавательных материалов, которые помогут вам в учебе: весёлые уроки русского, английского и немецкого языков, нескучные уроки истории, рассказы о картинах великих русских художников, занимательные рассказы о природе и о животных. В каждом номере журнала вас ждут игры, весёлые тесты, загадки, самоделки.

Познайка Путешествия, приключения, народоведение, логические задания, большие настольные игры. Гармоничное сочетание литературного и познавательного материала, игровых и развивающих заданий. Наилучшая современная и классическая русская литература. В каждом номере проводится конкурс, где разыгрываются ценные призы и подарки! Материалы готовятся в соответствии с общеобразовательными программами для школ.

3/9 царство Детям нравится этот журнал, потому что помимо стандартного набора – комиксов, сказок и головоломок, в каждом номере есть игра-бродилка с неожиданными правилами. И еще, по признаниям детей, им нравятся повторяющиеся из номера в номер сказочные персонажи Лихо, Бабя-Яга, Иван, Кощей.

ПониМашка Журнал рассчитан в большей степени на нечитающих детей, то есть в идеале – на 4-5-летних. Он полностью состоит из головоломок, лабиринтов, простых заданий на логику, математику. Но его большим достоинством является хорошая подборка несложных, но интересных поделок. Например, как сделать игрушечного снеговика из пластиковой бутылки и махрового носка и съедобного – из риса, морковки, перца и пары зубочисток.

Коллекция идей В журнале подобраны самые яркие, необычные материалы и оригинальные идеи для развития творческих навыков, усидчивости, трудолюбия и внимания ребенка. В "Коллекции идей", поделки представлены с подробным описанием работы, готовыми выкройками, трафаретами, схемами разного уровня сложности на любой вкус. Идеи журнала, детская фантазия и умелые ручки ребятишек смогут создать необыкновенное.

Играя с нашим журналом, Ваш малыш даже не заметит, что он обучается каллиграфии, математике, языку, в том числе и английскому. Обучение будет происходить в форме игры, ненавязчиво и увлекательно. В каждом номере журнала Вы найдете задания, способствующие: развитию логического мышления ребенка; развитию фантазии, правильного восприятие формы и цвета; освоению навыков счёта и письма; развитию мелкой моторики; воспитания справедливости, доброты, вежливости. Оформление журнала включает в себя не только яркие рисунки и фотографии, но также композиции из пластилина, бумаги и природных материалов, что способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления малыша.

Журналистика для детей выполняет по отношению к обществу определенные функции. В качестве главных выступают:

Цель: создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории.

Специфика детской журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.

Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

Заметное место в детской журналистике занимает группа культурно-образовательных и рекреативных функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения . С каждым годом все больший вес приобретает рекламно-справочная функция. Целый ряд изданий публикует информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал.

Издания, адресованные разным возрастным детским группам, знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбору профессии .

Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.

Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности, приобщает ко многим областям знания.

Цель: Воспитание информационной культуры читателей.

Рассказать о значении периодики в мире информации;

Познакомить учащихся с периодическими изданиями библиотеки гимназии, подходящими по возрасту;

Вызвать интерес к чтению периодических изданий;

Форма организации обучения: урок ознакомления, обзор.

Тип урока: комбинированный.

Содержание темы: Что такое периодические издания? Как они поступают в библиотеку? Почему полезно читать журналы, как можно использовать информацию периодических изданий? Обзор 5-6 наиболее популярных периодических изданий для младшего школьного возраста. Свободное чтение (5 мин.).

Методы обучения:

работа с периодическими изданиями

Средства обучения: периодические издания, компьютер, мультимедиа проектор.

3. Обзор периодических изданий библиотеки с помощью презентации.

Пункты 1-3 — 25 минут.

5. Вопросы для закрепления и выводы.

1. Вступление

2.Объяснение понятий.

(Презентация. Слайд 1)

Увлекательная пресса… А что же такое пресса?

(Презентация. Слайд 2)

О журналах и газетах и пойдёт сегодня разговор.

Наверное, ваши родители выписывают или покупают газеты и журналы для себя и для вас, чтобы ознакомиться с новостями и узнать что-либо новое и интересное, и вы уже знаете, что пресса издаётся регулярно – под определённым названием выходят новые и новые номера. Т.е. журналы и газеты издаются периодически.

(Презентация. Слайд 3)

К периодическими изданиям относятся газеты, журналы, ежегодники, календари и др.

То есть газеты и журналы – это печатные периодические издания или пресса.

Журналы и газеты могут быть разных видов.

(Презентация. Слайд 4)

ежегодные и т. д.

литературно-художественные и т. д.

В периодических изданиях разных видов печатаются самые различные интересные вещи: статьи о научных открытиях, о жизни в обществе, о культуре разных народов, о спортивных достижениях. Также пресса освещает исторические открытия и факты, разные полезные советы по организации образа жизни и быта, интересные вещи о животном и растительном мире и т. д. Также из газет и журналов мы можем узнать о различных событиях в жизни общества и об отношении людей к этим событиям.

(Презентация. Слайд 5)

Область литературы об актуальных общественно-политических вопросах, а также обсуждение в печати этих вопросов мы называем публицистикой. Публицистика – это вид литературы.

3. Обзор периодических изданий библиотеки.

На периодические издания можно оформить подписку на почте, а можно купить их прямо на почте или в киоске. Давайте ознакомимся с некоторыми периодическими изданиями для младших школьников, которые выписывает наша библиотека.

(Презентация. Слайд 6)

Любознательные и активные!

Приглашаем вас окунуться в газетно-журнальное море нашей библиотеки! Здесь вы можете найти для себя много нового, увлекательного и интересного.

(В ходе рассказа приготовленные заранее газеты и журналы демонстрируются обучающимся).

(Презентация. Слайд 7)

Газета - периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка).

(Презентация. Слайд 8)

Рубрика - заголовок раздела, главы, абзаца какого - нибудь сочинения. (Толковый словарь Д. Н. Ушакова).

Рубрики газеты для детей:

Юным инспекторам движения;

Пост Юнкора (Материалы для юных корреспондентов - пропагандистов детской безопасности);

Игротека ДДД (публикуются настольные игры, пазлы, игры на воздухе, ребусы, кроссворды, викторины);

Собери коллекцию (фото и характеристики автомобилей, фото и сведения о гонщиках и т.д.);

Интервью со знаменитыми людьми;

Здоровый образ жизни и др.

А вот журналы нашей библиотеки. (Показать стопку журналов).

(Презентация. Слайд 9)

Я принесла несколько журналов.

(Презентация. Слайд 10)

(Презентация. Слайд 11)

Основные рубрики журнала:

Ребята и зверята

Рассказ за рассказом

Читаем всей семьёй

Чудеса в решете

История из истории

Издание можно почитать в Интернете. Электронный адрес журнала:

(Презентация. Слайд 12)

Популярный детский познавательный литературно-художественный журнал. Выходит 1 раз в месяц с 1924 г.

Главный его герой – жёлтый пушистик Мурзилка, сказочное существо. Он знакомит читателя с интересным миром сказок, рассказов, стихов, комиксов, загадок и кроссвордов.

(Презентация. Слайд 13)

Основные рубрики журнала:

Наши любимые писатели

Галерея искусств Мурзилки

Экологический урок Мурзилки

Приключения Мурзилки – рубрика коммиксов

Путешествия и открытия

Кроссворд Мурзилки и др.

Журнал можно почитать в Интернете!

(Презентация. Слайд 14)

Этот научно–популярный журнал издаётся 1 раз в месяц.

Он предназначен для детей с 12 лет, но и восьмилетним ребятам можно найти здесь понятный материал. "Детская энциклопедия" содержит интересные факты, он интересен и детям, и взрослым.

Каждый журнальчик посвящён отдельной теме и состоит из множества вопросов или глав, расположенных по алфавиту, раскрывающих содержание темы.

(Презентация. Слайд 15)

В каждом из номеров издания можно получить знания во всех областях науки, техники, искусства, побывать в самых интересных уголках Земли, окунуться в подводное царство, познать тайны природы.

(Презентация. Слайд 16)

Все цвета радуги

Преданья старины глубокой

Данила – мастер и др.

(Презентация. Слайд 16)

В нём можно найти информацию про всё на свете.

Выходит он 1 раз в месяц.

Журнал поможет в написании исследовательских и практических работ, в подготовке к урокам и повышении уровня эрудиции.

Обязательно должна вам сказать, что найти нужную информацию в журналах удобнее всего по содержанию.

(Презентация. Слайд 17)

В каждом журнале есть содержание.

Содержание - это список статей журнала с указанием страниц их начала.

Содержание может находиться в начале или в конце журнала.

Содержание поможет вам быстро найти нужный материал в журнале.

4. Практическое задание.

Итак, небольшое практическое задание: я раздаю вам журналы, вы рассматриваете в них:

На выполнение задания 3 минутки.

(Далее через 3 минутки проводится 5 минут опроса нескольких человек по желанию).

5. Вопросы для закрепления и выводы.

А теперь прошу ответить на мои вопросы (фронтальный опрос):

Что такое пресса?

Почему газеты и журналы называют периодическими изданиями?

Что такое газета?

Что такое журнал?

Какие виды периодических изданий вы запомнили?

Сколько названий журналов я сегодня показала?

Выписываете ли вы дома газеты и журналы? Покупаете ли их? Читаете ли их в библиотеке?

Итак, мы узнали сегодня…(рефлексия).

Вы сегодня молодцы. Вы были внимательны и заинтересованы.

(Презентация. Слайд 18)

Приглашаем вас читать обо всём, что вас интересует, а при выборе журналов для чтения не забывайте, для чего вы берёте журнал – для подготовки к уроку или для развлечения.

Помните о правилах пользования журналами: выполнении сроков чтения и бережном их использовании.

Увлекательного путешествия в море периодических изданий!

6. Свободное чтение (5 минут).

(Презентация. Слайд 19)

7. Заключение.

Вы большие умники и умницы! Приглашаю вас в библиотеку! Спасибо за внимание!

Читайте также: