Педология как комплексная наука о ребенке сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Лишь в 18 веке ребенок стал объектом специальных педагогических исследований, хотя предпосылки к этому существовали всегда. Первые исследования проводились в рамках такой науки как медицина и других естественных наук.

Исследования особенностей развития детей принадлежали в основном врачам и психиатрам. Так в 1970 гг И А Сикорским были обнародованы результаты исследования об утомлении в детском возрасте.

Американский ученый с. Холл начинает проводить исследования детского возраста, опираясь на биогенетический подход и теорию, согласно которой человек в своем развитии проходит все те же стадии, что и все человечество. Соотечественник Холла Жд. Болдуин считал необходимым применение индивидуального подхода к каждому из учеников. Интересен и подход немецкого ученого К. Гросса, создавшего теорию игры как формы развития и внесшем большой вклад в развитие педагогической мысли.

Если говорить о России, то в начале 22 века состоялись два съезда, на которых обсуждались проблемы педагогической психологии. Итогами съездов были выводы о том, что рекомендации психологов не могут быть применены на практике из-за отсутствия методов изучения детей, которые были бы адекватны задачам, поставленным педагогическим процессом.

Особое внимание стоит уделить тому, что на этих съездах интерес вызвали именно выступления педологов, так как именно с их стороны наблюдались попытки комплексного изучения ребенка.

основателем педологии принято считать американского психолога С. Холла, основателя первой педологической лаборатории (1889 г.). в 1904 году ы Петербурге были открыты педологические курсы, на которых проводились исследования психофизической природы детей, обоснование методов исследования особенностей развития каждого ребенка. Практической задачей стал сбор информация для будущего реформирования всей школьной системы.

Ученые, работавшие в этой сфере, стремились систематизировать данные, касающиеся развития детей, изучить законы, по которым это развитие происходит, а также установить определенную периодизацию его этапов. Но в то же время предмет педологии не был определен несмотря даже на то, что дискуссии по этому поводу велись многими учеными, среди них А.Б. Залкинд, П.П. Блонский, М.Я. Басов и др.).

Согласно определению Блонского педология – это наука о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. Такое определение можно дать и детской психологии, но нельзя отрицать большой сложности создания науки на стыке других дисциплин.

История возникновения психологических идей, как предпосылок возникновения педологии

Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины произошло в 60-х гг. 19 века. Причиной тому послужило внедрение эксперимента для изучения психических явлений. Основателем первой психологической лаборатории был немецкий ученый Вильгельм Вундт. Как полагал Вундт, в области сознания человека существует некая психическая причинность, которой и подчиняется человеческое поведение. Эта причинность и подлежала, по его мнению, объективному научному исследованию.

С его точки зрения сознание стоило разделять на несколько отдельных элементов: ощущения, чувства и образы. Психология как раз и призвана изучать эти элементы, считал немецкий ученый. Данный подход был назван структуралистским и в его рамках использовались такие методы как наблюдение, интроспекция и самонаблюдение.

Вундт выделил объективные и субъективные элементы сознания человека. К первым он отнес ощущения, а ко вторым чувства, такие как удовольствие и неудовольствие, успокоение и возбуждение, напряжение и разрядка. Кроме этого он считал что объединения этих элементов и являются чувствами. Например надежда – это объединение удовольствия и напряжения. Но впоследствии данная идея была признана несостоятельной, так как из предложенных простых элементов не получалось собрать сложнейшие состояния сознания.

Согласно бихевиористскому подходу ребенок с самого раннего детства подражает поведению окружающих его людей и выбирает из виденных им наиболее благоприятный вариант для подражания.

К недостаткам бихевиористического направления психологии можно отнести то, что последователи этого направления не учитывали сложность психической деятельности человека и игнорировали процессы сознания, творчество и самоопределение личности, что немаловажно при изучении детской психики.

В начале 20 века возникло такое направление как психоанализ, основателем которого стал Зигмунд Фрейд. Благодаря ему в психологии появились такие понятия как бессознательная мотивация, была поднята тема влияния психических травм, полученных в детском возрасте на жизнь человека в зрелости. Кроме этого он уделял внимание чувству неполноценности, которое также корнями уходило в детство. Но ученики Фрейда сошлись на мнении, что не сексуальные влечения, а только лишь чувство неполноценности определяет поведение человека на протяжении всей его жизни.

Изменить идеи психоанализа попробовали такие ученые как К.Хорни, Г. Салливан и Э.Фромм, считавшие, что человеческое поведение определяется не только биологическими бессознательными побуждениями, но также и влиянием социума на ребенка с самого раннего детства, приобретенными стремлениями к самореализации и безопасности.

Интерактивная психология Э. Берна рассматривала ребенка и человека вообще как существо, которому необходимо общение, поэтому целью психологии, по его мнению, должно было стать изучение взаимодействия людей.

Традиционной является связь психологии с педагогикой. Ведь для того чтобы правильно воспитывать ребенка его нужно сначала изучить. В процессе педагогической деятельности необходимо учитывать потребности детей, их возможности, интересы, а также психические свойства. Для того, чтобы иметь более подробное представление о связи педологии с педагогикой необходимо обратиться к истокам педагогической мысли.

История возникновения педагогической мысли

Потребность в образовании вынуждала множество людей создавать самые различные школы, методы обучения в которых очень часто сильно отличались друг от друга. Все это привело к тому, что педагогика оформилась в отдельную науку со своими задачами и способами их реализации.

Уже при первобытно общинном строе люди осознавали необходимость создания специальной системы воспитания детей для обучения их конкретным практическим навыкам и умениям, а также передаче жизненного опыта многих поколений. Поскольку в то время было развито лишь животноводство и земледелие, дети учились конкретным навыкам, помогающим выращивать растения и заниматься скотоводством. Девочки и мальчики были разделены, что естественно для того образа жизни, который был присущ людям первобытнообщинного строя. Но так как все обучение было очень тесно связано с бытом, в отдельную отрасль это не выделялось и о зарождении педагогики не могло быть и речи.

В Спарте практиковалось обучение военному искусству. Для этого мальчиков 7 лет забирали в специальные учреждения, в которых они и проводили несколько лет, до того как стать настоящими воинами. Девочек же обучали другим вещам, таким как управление рабами и

В Афинах же, в отличие от Спарты, превыше всего ставилось умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. физическому совершенствованию также уделялось большое внимание.

В школе грамматиста детей обучали таким навыкам как письмо, чтение и счет. Затем дети обучались в так называемых школах кифариста. Спецификой данных заведений было обучение литературе, музыке и навыкам декламирования. Но стоит упомянуть, что процесс образования был доступен только детям богатого сословия, всем остальным приходилось довольствоваться первоначальной ступенью образования, а девушки вообще не имели права на образование и обучались дома.

В средние века воспитание приобрело религиозный характер и ни о каких прогрессивных идеях в педагогике не могло быть и речи. Но со временем начали развиваться различные ремесла и светское образование начало возрождаться. Различные ремесленники создавали собственные школы для того, чтобы обучать молодых помощников.

Французский просветитель Ж. Ж. Руссо был приверженцем естественного воспитания ребенка, при котором воспитатель не мешает естественному развитию и учитывает возрастные особенности личности.

Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский внес большой вклад в развитие педагогики. Именно он выделил в педагогике принцип народности как один из ведущих принципов, которым следует руководствоваться в процессе обучения и воспитания.

Ушинский также считал важным принцип воспитания в труде, так как считал что именно трудовая деятельность является основой счастья для каждого человека. Он подчеркивал, что лишь при сознательном и систематизированном обучении будет достигаться результат.

В 20 веке основной целью, по мнению многих педагогов того времени, становится личностное развитие. Одним из таких ученых был Макаренко, разработавший методику воспитания через трудовую деятельность. Он уделял внимание воспитанию ребенка в кругу семьи, а также формированию сознательности и дисциплины в детском возрасте. Неотъемлемым компонентом воспитания, по его мнению, был гуманизм и умение видеть в ребенке лучшие стороны его личности и заниматься развитием положительных качеств. Таким образом данный ученый являлся первым педагогом, уделявшим внимание именно семейному воспитанию.

Перед педагогами каждого нового поколения встают 3 задачи:

1) Изучить опыт, переданный людьми прошлого

2) Обогатить данный опыт и привнести в него нечто новое

3) Передать его новому поколению ученых

Именно благодаря решению этих задач и стал возможен прогресс. Появление педологии объясняется как раз таким прогрессом, который объединил опыт как психологии, так и педагогики.

Педология как синтез множества наук

Основателем педологии – комплексной науки о ребенке, стал Холл. Данное научное течение основывалось на идее педоцентризма, которая провозглашала, что дети должны находиться в центре исследовательских интересов не только педагогов и детских психологов, но еще и биологов, антропологов, педиатров и многих других специалистов. Педология была призвана вобрать в себя ту часть самых разнообразных наук, которая относилась непосредственно к изучению ребенка, поэтому с полной уверенностью можно сказать, что она вобрала в себя все эти отрасли знаний, в первую очередь педагогику и психологию.

Педология очень быстро стала популярна среди ученых начала 20 века. Это объяснялось тем, что она была ориентирована на практические действия, связанные с педагогической деятельностью. Педагоги сталкивались со множеством проблем, среди которых были проблемы со здоровьем детей, разные социальные статусы, образование родителей ребенка и многое другое. Так как психология и педагогика не решали все эти задачи, педология была призвана исследовать детей с учетом всех этих факторов, влияющих на их развитие. Таким образом Холл соединил педагогическую практику с методами психологии и достижениями биологии того времени.

В начале 20 века объективными методами исследования владели именно биологи и врачи, в отличие от психологов. Но со временем именно психология стала одной из основных наук, методами которой пользовалась педология.

Выделяют 4 основных взгляда ученых-педологов на ребенка:

1. Ребенок является целостной системой, поэтому его нельзя изучать частично методами разных наук. Как раз для этого и существует педология, объединяющая знания из других дисциплин.

2. Применение генетического принципа, а именно – принятие во внимание постоянную динамику развития ребенка.

3. Изучение детей должно происходить только с учетом той социальной среды, в которой они находятся. Благодаря такому подходу педологи начала 20 века очень успешно работали с трудными подростками, что было в то время особенно актуально.

4. Наука о ребенке, по мнению педологов не должна быть чисто теоретической дисциплиной, она должна еще и применяться на практике.

Педологи работали как в школах, так и в детских садах, а также в учреждениях для подростков. Педологическая работа заключалась в консультировании родителей, проведении психодиагностических мероприятий, а также занятий, направленных на искоренение трудностей, возникающих во время педагогического процесса. В Ленинграде и Москве даже действовали институты педологии, в которых изучалось развитие детей в период от их рождения и вплоть до юности. Подход к подготовке педологов в таких учебных заведениях был очень серьезным. Данные специалисты получали знания по психологии, педагогике, физиологии и многим другим научным дисциплинам. При этом все теоретические знания, полученные на занятиях, применялись и на практике в школах и других учреждениях.

Русский ученый П.П. Блонский внес значительный вклад в развитие педологии, так как выступил за перестройку этой науки, основывая свои взгляды на идеологии марксизма. Благодаря ему в программу воспитания и обучения были включены педологические идеи, а также появились учебники по педологии.

Педология должна была решать проблемы ребенка в тесной связи с его особенностями его возраста, поэтому изучение процесса развития детей являлось основным направлением деятельности педологов. Основой для изучений составляла биогенетическая теория.

В 1920 году состоялся Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью и преступностью. Председатель организационного комитета Кащенко считал, что в появлении детей, называемых трудными, виновато само общество, породившее их. По его словам ребенка воспитывает не учитель или родитель, а вся обстановка, в которой ребенку приходится развиваться. Ведь каждое слово, услышанное ребенком и каждое увиденное им действие влияет на его психику.

В середине 20 годов Выготский сформировал новые принципы советской психологии, которые были ориентированы именно на практику. Он считал, что обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, так как только в этом случае обучение носит развивающий характер.

Анкета, заполняемая на каждого ребенка включала следующие пункты:

1) Сведения о семье ребенка.

2) Ориентировочные данные.

3) Эмбриональные факторы.

4) Развитие речи.

5) Особые проявления характера ребенка.

6) История развития каждого отдельного ребенка.

7) Способности, которые он проявил.

8) Трудности, возникающие с каждым отдельным ребенком в процессе его обучения и воспитания.

9) Социальные факторы, влияющие на развитие.

10) Адаптационные возможности.

11) Вывод педсовета школы.

С родителями ребенка проводились беседы, в ходе которых и выяснялись многие сведения, заносимые в индивидуальную анкету. Методом, заимствованным из психологии и ставшим основным в педологии, стало тестирование, призванное выявить умственную отсталость ребенка, на основании чего его следовало бы перевести в специальный класс.

После проведения исследований детей в таких классах оказывались преимущественно дети крестьян и рабочих, уровень образования которых был ниже в связи с их социальным положением. Минус комплектования таких классов был в том, что чаще всего туда попадали дети без умственной отсталости, так как тесты, в основном определяли уровень образованности, а не умственную отсталость.

Несмотря на все ошибки педологии и на ее недолгое существование, в ее русле было создано много работ, которые впоследствии легли в основу фундамента современных знаний о развитии ребенка.

Таким образом можно с полной уверенностью сказать, что педология вобрала в себя знания как из педагогики так и из психологии, став дисциплиной, ориентированной на решение практических проблем в воспитании детей.

Начался в 1907г. Этот этап связан с развитием психодиагностики, тестологии, появлением педологии. Для этого этапа характерна разработка различного диагностического инструментария: тесты, анкеты, опросники. По закону министерства образования Франции, в пригороде Парижа, была создана лаборатория для массового обследования детей. Бине и Симон (Великобритания) предложили понятие интеллектуального возраста и понятие биологического возраста. На основании этих 2 понятий был введён коэффициент интеллектуального развития. Iq=M age (интеллектуальный возраст)/Ch age(биологический). Это достаточно простой метод, которым могли пользоваться учителя. Использование этих тестов стало инструментом социальной селекции, поскольку дети из обеспеченных семей могли готовиться к тестированию. В классах для умственно-отсталых детей оказались дети из неблагополучных семей. Бине и Симон считали, что Iq величина постоянная, неизменная. Их тесты были достаточно популярны.

В это же время возникает педология – комплексная наука о ребенке, включающая элементы педагогики, психологии, педиатрии, психиатрии, анатомии, физиологии, гигиены и другие. В конце 19 столетия эта комплексная наука возникла в результате работ Меймана, Стенли, Болдуина. Их идеи нашли поддержку в России (Кащенко, Нечаев, Выготский). В 1901 г. В Петрограде открылась первая лаборатория экспериментальной педагогической психологии. Первый всесоюзный съезд педологов приветствовал Николай Бухарин (соратник Ленина). Он считал, что педологи должны вытеснить педагогику. Основные методы педологии: тестирование, анкетирование, опросы, причем, считалось, что тесты могут составлять школьные учителя. В 26 – 27 гг. все школьники СССР выполнили тестированные задания по всем предметам (тесты достижений). Основная мысль педологии: дети различны, каждый из них требует разных методов, приёмов, средств (а это противоречило идеологии партии).

Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял Педология как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что Педология была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов.

Все же можно выделить 4 основных принципа:

1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только "по частям" (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. и М. действовали ин-ты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

В 1936 г. педология была разгромлена. Учебники, результаты исследований были сожжены. Педологи были уничтожены. Iq у детей интеллигенции был выше (а по идеологии партии должно быть у рабочих). В 1936 г. запретили слово тест вообще. Приход к власти нацистских режимов в ряде стран Европы привёл к тому, что власти не были заинтересованы в педологических исследованиях. Арийцы выше всех и индивидуальность не нужна. Тестология, психодиагностика стали развиваться в русле экспериментальной психологии, и педология прекратила своё существование.




Начался в 1907г. Этот этап связан с развитием психодиагностики, тестологии, появлением педологии. Для этого этапа характерна разработка различного диагностического инструментария: тесты, анкеты, опросники. По закону министерства образования Франции, в пригороде Парижа, была создана лаборатория для массового обследования детей. Бине и Симон (Великобритания) предложили понятие интеллектуального возраста и понятие биологического возраста. На основании этих 2 понятий был введён коэффициент интеллектуального развития. Iq=M age (интеллектуальный возраст)/Ch age(биологический). Это достаточно простой метод, которым могли пользоваться учителя. Использование этих тестов стало инструментом социальной селекции, поскольку дети из обеспеченных семей могли готовиться к тестированию. В классах для умственно-отсталых детей оказались дети из неблагополучных семей. Бине и Симон считали, что Iq величина постоянная, неизменная. Их тесты были достаточно популярны.

В это же время возникает педология – комплексная наука о ребенке, включающая элементы педагогики, психологии, педиатрии, психиатрии, анатомии, физиологии, гигиены и другие. В конце 19 столетия эта комплексная наука возникла в результате работ Меймана, Стенли, Болдуина. Их идеи нашли поддержку в России (Кащенко, Нечаев, Выготский). В 1901 г. В Петрограде открылась первая лаборатория экспериментальной педагогической психологии. Первый всесоюзный съезд педологов приветствовал Николай Бухарин (соратник Ленина). Он считал, что педологи должны вытеснить педагогику. Основные методы педологии: тестирование, анкетирование, опросы, причем, считалось, что тесты могут составлять школьные учителя. В 26 – 27 гг. все школьники СССР выполнили тестированные задания по всем предметам (тесты достижений). Основная мысль педологии: дети различны, каждый из них требует разных методов, приёмов, средств (а это противоречило идеологии партии).

Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял Педология как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что Педология была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов.

Все же можно выделить 4 основных принципа:

1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только "по частям" (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. и М. действовали ин-ты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

В 1936 г. педология была разгромлена. Учебники, результаты исследований были сожжены. Педологи были уничтожены. Iq у детей интеллигенции был выше (а по идеологии партии должно быть у рабочих). В 1936 г. запретили слово тест вообще. Приход к власти нацистских режимов в ряде стран Европы привёл к тому, что власти не были заинтересованы в педологических исследованиях. Арийцы выше всех и индивидуальность не нужна. Тестология, психодиагностика стали развиваться в русле экспериментальной психологии, и педология прекратила своё существование.

Развитие ребенка и есть прямой и непосредственный предмет нашей науки. Но такое определение все-таки всегда остается очень неполным, потому что сейчас же встает такой вопрос: хорошо, педология есть наука о развитии ребенка, и что же такое развитие ребенка? К числу частных психологических дисциплин относится и психология ребенка, которая до самого последнего времени не занимала еще ни в европейской, ни в нашей психологии того серьезного места, которое принадлежит ей по ее методологическому праву.

Содержание

Введение…………………………………………стр.3
Педология как самостоятельная наука..………стр.3
Педология Стенли Холла…………………. ….стр.5
Заключение…………………………………. …стр.10
Список литературы……………………………..стр.11

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫ РЕФЕРАТ ИП.doc

  1. Введение…………………………………………стр.3
  2. Педология как самостоятельная наука..………стр.3
  3. Педология Стенли Холла…………………. ….стр.5
  4. Заключение…………………………………. … стр.10
  5. Список литературы……………………………..стр.11

В буквальном переводе на русский язык педология означает "наука о ребенке". Но, как это часто бывает, буквальный перевод какого-нибудь названия науки еще не выражает достаточно точно, что изучает наука в этом предмете. Можно изучать детские заболевания, патологию детского возраста, и это будет тоже, в известном смысле, наука о ребенке.

Можно изучать воспитание ребенка в педагогике, и это тоже будет, до известной степени, наука о ребенке. Можно изучать психологию ребенка, и это тоже будет, в известной степени, наука о ребенке. Поэтому нужно с самого начала установить, что именно в ребенке является предметом педологического изучения. Поэтому более точно следовало бы сказать, что педология есть наука о развитии ребенка.

Развитие ребенка и есть прямой и непосредственный предмет нашей науки. Но такое определение все-таки всегда остается очень неполным, потому что сейчас же встает такой вопрос: хорошо, педология есть наука о развитии ребенка, и что же такое развитие ребенка? К числу частных психологических дисциплин относится и психология ребенка, которая до самого последнего времени не занимала еще ни в европейской, ни в нашей психологии того серьезного места, которое принадлежит ей по ее методологическому праву. В частности, в практике научно-исследовательской работы вопрос об отношении детской психологии к педологии выдвигается в последнее время как один из насущных, острых, актуальных вопросов, требующих своего принципиального разрешения.

Педология как самостоятельная наука.

Как известно, в этом вопросе существует целый ряд разногласий, расхождение во мнениях здесь достигает огромного размера. Так, с одной стороны, совершенно четко намечаются тенденции полного принципиального отрицания педологии психологией и замещения ее рядом частных наук во главе с детской психологией. Имеются и более радикальные в этом отношении попытки просто провести знак равенства между педологией и детской психологией.[2 c.140]

С другой стороны, с такой же ясностью обозначались тенденции, идущие от педологии и направленные на то, чтобы отрицать закономерность детской психологии как самостоятельной дисциплины, чтобы рассматривать детскую психологию как интегральную часть педологического исследования. Между этими двумя крайними взглядами, которые, как это бывает с плохими крайностями, сходятся в отождествлении педологии и детской психологии, лишь называя по-разному эту единую науку, располагается целый ряд других мнений, которые объединяет признание как детской психологии, так и педологии. Но и среди этих мнений нет единства. Определение границ и связей, разделяющих и объединяющих обе науки, предмета и метода обеих наук — снова совершается по-разному у разных авторов.

Педология как единая самостоятельная наука о развитии ребенка может методологически и практически оформиться лишь на основе диалектически- материалистического понимания своего предмета. Целостность (новые качества и закономерности, представляемые синтезом отдельных сторон и процессов развития; специальная установка на вскрытие и изучение взаимозависимостей, связей, отношений, лежащих в основе этого синтеза) и развитие являются двумя основными моментами, определяющими методологическую установку педологии в целом и в каждом отдельном исследовании.

Педология может рассматриваться как своеобразное направление в развитии практической деятельности, как своеобразная область объединения и взаимного сопоставления данных различных наук, но никак не как самостоятельная наука. Можно легко представить себе, что педология есть в высшей степени важный в практическом отношении синтез различных научных сведений, используемый в практических целях, и с этой точки зрения педологию нужно разрабатывать. Но она никак не является единой и самостоятельной наукой.

Таким образом, можно дать определение, педология (от греч. pais – дитя и logos – слово, наука) — направление в психологии и педагогике, возникшее в конце ХIХ в. под действием эволюционных идей, связываемое прежде всего с именем С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его потенций. На данный момент термин устарел, и в настоящее время имеет лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была ассимилирована психологией детского возраста.[6 c.28]

Педология Стенли Холла.

Развитие детской психологии в конце XIX в. – начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом.

Начиная с конца прошлого века, Холл – один из ведущих ученых США – стал вместе с другими психологами организатором первых профессиональных сообществ американских психологов. По его инициативе в 1892 г. была создана Ассоциация американских психологов, он также сыграл большую роль в приглашении З. Фрейда в 1909 г. с лекциями, которые прошли с большим успехом, положив начало американскому психоанализу. [5 c.158]

В своей лаборатории Холл исследовал подростков и юношей, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики ребят. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как дети представляют окружающий мир. Вскоре их содержание расширилось, появились специальные анкеты для подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, дети должны были рассказать не только о своих знаниях, представлении о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в частности о своих моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, о радостях и опасениях. Полученные ответы статистически обрабатывались, что помогало составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Материалы, полученные в исследовании Холла, позволяли также составить комплексную характеристику детей, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с позиций самих подростков.

Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказав, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

В созданной им теории рекапитуляции Холл утверждал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генётически, и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может. [2 c.96]

Ученик Холла Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, связывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добывания пищи, который является (по мнению Гетчинсона) ведущим не только для биологического, но и для психического развития. Он выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:

1. от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;

2. от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

3. от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

4. от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

5. от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специфическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Холл был также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. [1 c.67]

— течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и педагогии экспериментальной. Связано прежде всего с именем С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. Основатели педологии — С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и пр. В России педология широко распространилась еще в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов.

В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях; целью ставилось помочь развитию всех его потенций. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, хотя эти подходы связывались между собой чисто механически.

Однако предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки, не был определен, и попытки найти специфику педологии были безуспешны, хотя в исследованиях отечественных педологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Возникла в конце ХIХ в. под действием эволюционных идей. Связана прежде всего с именем С.Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его потенций.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

(от греч. pais — дитя + logos — слово, наука) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

На Западе П. занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником рос. П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический ин-т в СПб. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.

Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.

П. стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял П. как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что П. была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить 4 основных принципа.

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. и М. действовали ин-ты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

Ряд работ Блонского (напр.: Развитие мышления школьника. — М., 1935), работы Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды Н. М. Щелованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина (см. Комплекс оживления), создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте, а психологические исследования Блонского Выготского обеспечили возможности разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране. При этом реальный психологический смысл исследований и их педологическое оформление долгое время не позволяли отделить одно от другого и по достоинству оценить их вклад в психологическую науку. (И. А. Мещерякова.)

Добавление: Несомненно, гос. произвол в отношении отечественной П. сыграл решающую роль в ее трагическом конце, но обращает на себя внимание тот факт, что и в др. странах П. в конце концов прекратила свое существование. Судьба П. как поучительный пример недолговечного проекта комплексной науки заслуживает глубокого методологического анализа. (Б. М.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

В самой идее всестороннего изучения ребенка ни с какой точки зрения невозможно было усмотреть ничего дурного. Однако для Советского Союза 30-х годов объективное изучение ребенка представляло собой реальную социальную угрозу. Разве можно согласовать идею гегемонии пролетариата с установленным педологами фактом, что дети гегемона хуже справляются с интеллектуальными задачами, чем дети непролетарского происхождения? По одной из версий (достоверность которой сегодня уже трудно проверить), особое негодование Отца Народов и Лучшего Друга Всех Советских Детей вызвал крайне низкий тестовый балл, выставленный его сыну Василию.

В результате главный удар пришелся именно на тестирование. И это в самом деле было уязвимым местом советской педологии. В качестве диагностических методик педологи-практики в широком масштабе использовали скороспелые поделки, торопливо скопированные с западных образцов, а то и сами западные тесты без их серьезной адаптации. К этой работе были во множестве привлечены недостаточно подготовленные энтузиасты, чьих навыков хватало на проведение тестовых процедур, но было явно недостаточно для глубокой интерпретации результатов. По результатам тестирования выводы зачастую делались поверхностные и чересчур категоричные.

Решение проблемы было найдено по-большевистски радикальное: если неумелые повара регулярно пересаливают пищу - поваров наказать, а соль и вовсе из рациона изъять. Отечественные науки о ребенке оказались на пресном пайке на несколько десятилетий.

Труды педологов переиздаются, причем не как архивные памятники, а как источник вдохновения для новых поколений исследователей детства.

Правда, настораживает и то, что нередки сегодня и рецидивы настоящих педологических извращений. Не стану развивать эту тему, дабы не обидеть кого-то из коллег. Скажу лишь: хочется надеяться, что с этими издержками мы разберемся сами, в рамках своего профессионального сообщества. Официальный декрет тут совсем не нужен.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

О науке этой я читал ещё в какой-то книге. Кажется, "Два капитана" Каверина. Но тогда был молод, глуп и моё сознание не зацепилось за незнакомое мне слово.

При общении с одним из подписчиков слово вспомнилось и заинтересовало.

Изначально, педология должна была заниматься исследованием детей, учитывая физические, психические, социальные факторы их развития. Данная наука утверждала зависимость судьбы ребёнка от вышеупомянутых факторов, включая генетическую предрасположенность. Первые упоминания о педологии как науке было в 1873 году, развитие в СССР данное направление получило в 20х годах двадцатого века. Был создан институт педологии.

Читая работы П. Блонского, одного из ведущих педологов того времени, я обнаружил подозрительно сходство некоторых формулировок с тем, что прописано в современных стандартах образования. Это не может не настораживать, потому что то, о чем нам говорят, как о требованиях современности, оказывается наследием глубоко забытого старого.

Была ли педология наукой или это алхимия в образовании?

Мнения в сети отличаются настолько кардинальным образом, что можно разделить их на две большие группы:

1 точка зрения. Педология - лженаука. Прочитал рассказ Музы Фёдоровна Тарасовой, участницы подобного исследования. Она пишет о том, что тесты были универсифицированны, они не учитывали индивидуальных особенностей детей и были написаны только на основании опыта самих исследователей. Что наука не выявляла одарённых или неординарных детей, а вычесывала всех под гребёнку исследователей. В школах зачастую было два коллектива - педагоги и педологи, причём педагоги считались второстепенным персоналом, всего лишь предметниками.

Трудно проводить анализ степени упадка образования того времени. Через четыре года началась война и упадок здесь все-таки объясняется кое-чем другим.

Я так и не сформировал свое мнение по этому вопросу. Возможно, подобная наука нужна. Но разница сейчас среди детей настолько велика, что универсальным тестами их способности не проверить. Они живут в слишком разных социальных, нравственных, этнических и пр. условиях, от мегаполисов до хуторов. Неоднократно видел комментарии, что именно из педологии растут ноги у ЕГЭ. Но ЕГЭ - это проверка обученности, а педология пыталась исследовать несколько иные параметры.

Некоторые проводят аналогию между педологами и современными тьюторами, упоминают о делении на кластеры.

В любом случае, для эволюции образования, как и для любого процесса, требуется время. Не десять дет, а десятки. Пока что образование идёт по катастрофическому типу эволюции, когда всех конкурентноспособных и устойчивых особей спалило вулканом, остались только плешивые и кривоногие.

Читайте также: