Педагогические ситуации взаимодействия с родителями в которых вы обратитесь к форме я сообщение

Обновлено: 06.05.2024

Составила: Варанкина Ю. Б.

педагог-психолог

Цель: повышение компетентности педагогов в решении трудных ситуаций общения с родителями.

1. осознать личностные проблемы, мешающие пониманию характера взаимодействия с другими людьми.

Содержание семинара.

1. Почему мы поступаем и чувствуем себя при общении так, а не иначе?

Человек – это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических стремлений. Как и любая система, он все время пытается прийти в состояние покоя.

Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые объекты.

Психические образы, управляющие нашим поведением, нагружены эмоциями. Когда мы говорим, что кого-нибудь любим, это значит, что образ человека в нашей психике нагружен конструктивными, нежными и благожелательными чувствами. Если же мы говорим, что кого-нибудь ненавидим, это значит, что образ этого человека нагружен деструктивными, яростными и неблагожелательными чувствами.

Когда вам не нравится кто-нибудь, вам не нравится образ этого человека, так как вы подчеркиваете в этом образе отрицательные качества. Образ, нагруженный отрицательными эмоциями очень сложно изменить.

Многим людям требуется около полутора месяцев, чтобы приспособить психический образ к новой действительности. Поэтому рекомендуется действовать как можно тактичнее, если вам предстоит приятная или неприятная задача общения с кем-нибудь.

Удачливый человек – это человек, образы которого ближе всего к действительности. Чтобы изменить отрицательный образ кого-нибудь, необходимо создать (придумать) новый образ с положительной эмоциональной нагрузкой.

2. Как чувства изменяют опыт.

Психические образы нельзя увидеть на экране. Но это не значит, что их существование сомнительно. Никто никогда не видел атома или электричества, но это не вызывает сомнения в их существовании. Каждый может убедиться, что у него в голове имеются образы кого-либо и чего-либо. Образы в нашей психике столь же реальны, как электрон или атом.

Итак, образ состоит из двух составляющих: представления и эмоциональной нагрузки. Нагрузка может быть положительной или отрицательной. В зависимости от нагрузки, мы формируем свое отношение к человеку или событию.

Иногда случается, что психика, некогда способная понимать окружающее и образовывать правильные представления, запутывается и начинает производить искаженные чувства и представления. Например, мы начинаем чувствовать, будто знакомый питает к нам личную вражду. В сомнительных случаях предпочтительнее, в конечном счете, исходить в своих действиях, чувствах и мыслях не из ненависти, а из любви.

3. Трансактный подход.

Французский психолог Эрик Берн, наблюдая за поведением людей, заметил, что в различных ситуациях общения люди думают, чувствуют и поступают, находясь в одной из трех позиций: позиции Ребенка, позиции Родителя и позиции Взрослого. Как разобраться, в какой роли находится человек в конкретный момент. Мы можем ориентироваться на сигналы, которые он подает.

В позиции Ребенка человек чаще просит, обижается, боится, его жесты умоляющие, интонации игривые или заискивающие. Его поведение спонтанно, импульсивно, он может, как подчиняться, так и бунтовать, если его потребности не удовлетворяются. Основная направляющая поведения – я хочу.

В позиции Родителя человек проявляет опеку, заботу, контроль (заботливый родитель) или ругает, наказывает, выговаривает (свинский родитель). Его взгляды надменны или снисходительны, жесты – указывающие или угрожающие, он может проигнорировать или быть навязчив. Основная направляющая поведения – должен.

В позиции Взрослого человек стремится разобраться в ситуации. Он отвечает на вопросы: зачем? Что происходит? Каковы перспективы? Какие точки зрения еще? и т. п. Он берет ответственность за происходящее на себя. Основная направляющая поведения – надо.

В различных ситуациях общения люди часто действуют дополнительно:

- позиция ребенка задает у другого человека позицию родителя и наоборот;

- позиция взрослого способствует проявлению взрослой позиции у другого человека.

Конечно, в разнообразных жизненных ситуациях важны все три позиции, каждая из них делает наше поведение гибким и приспосабливаемым к обстоятельствам.

4. Проблемные ситуации.

Например, приводят ребенка в детский сад после болезни (отпуска и т. п., предварительно не позвонив. Родители нарочито разговаривают детским голоском с педагогом, клятвенно обещают сообщать о приходе в последующие разы. Войдя в роль Родителя педагог может достаточно строго отчитать за такое поведение без аргументирования.

Выход: перейти педагогу на позицию Взрослого. Аргументированно изложить претензии, четко сформулировать требования к родителям и внятно объяснить, какие эмоции вызывают их поступки.

Выход: перейти педагогу на позицию Взрослого. Четко изложить все моменты ситуации, приведшей к появлению синяка. И, если имеется некий недосмотр со своей стороны, то извиниться.

Если родитель по отношению к педагогу бросил вызов, значит, у него есть на это пока непонятная потребность. Чаще это случается, когда между педагогом и родителем отсутствует открытость и искренность в общении.

Находясь в данных позициях (ролях, конфликты не возникают. Так как оба субъекта общения четко формулируют требования, аргументируют свою позицию и приходят к общему решению (согласию).

Предусмотрительность и корректность поведения педагога снижают напряжение в общении.

Способность педагога применить юмор (легкую иронию) быстро разряжает обстановку.

Вопросы для рефлексии.

Что было для Вас интересного?

Что узнали нового?

2. Попросите спокойно обосновать претензии.

Что Вас так расстроило (разозлило?

3. Попросите сформулировать желаемый результат.

Определите вместе с родителем возникшее недоразумение.

4. Предложите собеседнику высказать свои соображения по разрешению возникшей ситуации и свои варианты решения.

Не затрагивайте личности собеседника. Можно дать оценку только его действиям.

6. Отражайте смысл его высказываний и претензий.

8. Не бойтесь извиняться, если чувствуете, что виноваты.

Только уверенные и зрелые личности способны к извинению.

9. Оговорите конечный результат и взаимоотношения на будущее.

10. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.

Выразите свое уважение и расположение партнеру и выскажите сожаление по поводу возникших трудностей.

Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М. ,1995.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2000.

Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по А. Адлеру. СПб., 2000.

Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: повышение компетентности педагогов в решении трудных ситуаций общения с родителями.

1. осознать личностные проблемы, мешающие пониманию характера взаимодействия с другими людьми.

1. Почему мы поступаем и чувствуем себя при общении так, а не иначе?

Человек – это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических стремлений. Как и любая система, он все время пытается прийти в состояние покоя.

Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые объекты.

Психические образы, управляющие нашим поведением, нагружены эмоциями. Когда мы говорим, что кого-нибудь любим, это значит, что образ человека в нашей психике нагружен конструктивными, нежными и благожелательными чувствами. Если же мы говорим, что кого-нибудь ненавидим, это значит, что образ этого человека нагружен деструктивными, яростными и неблагожелательными чувствами.

Когда вам не нравится кто-нибудь, вам не нравится образ этого человека, так как вы подчеркиваете в этом образе отрицательные качества. Образ, нагруженный отрицательными эмоциями очень сложно изменить.

Многим людям требуется около полутора месяцев, чтобы приспособить психический образ к новой действительности. Поэтому рекомендуется действовать как можно тактичнее, если вам предстоит приятная или неприятная задача общения с кем-нибудь.

Удачливый человек – это человек, образы которого ближе всего к действительности. Чтобы изменить отрицательный образ кого-нибудь, необходимо создать (придумать) новый образ с положительной эмоциональной нагрузкой.

2. Как чувства изменяют опыт.

Психические образы нельзя увидеть на экране. Но это не значит, что их существование сомнительно. Никто никогда не видел атома или электричества, но это не вызывает сомнения в их существовании. Каждый может убедиться, что у него в голове имеются образы кого-либо и чего-либо. Образы в нашей психике столь же реальны, как электрон или атом.

Итак, образ состоит из двух составляющих: представления и эмоциональной нагрузки. Нагрузка может быть положительной или отрицательной. В зависимости от нагрузки, мы формируем свое отношение к человеку или событию.

Иногда случается, что психика, некогда способная понимать окружающее и образовывать правильные представления, запутывается и начинает производить искаженные чувства и представления. Например, мы начинаем чувствовать, будто знакомый питает к нам личную вражду. В сомнительных случаях предпочтительнее, в конечном счете, исходить в своих действиях, чувствах и мыслях не из ненависти, а из любви.

3. Трансактный подход.

Французский психолог Эрик Берн, наблюдая за поведением людей, заметил, что в различных ситуациях общения люди думают, чувствуют и поступают, находясь в одной из трех позиций: позиции Ребенка, позиции Родителя и позиции Взрослого. Как разобраться, в какой роли находится человек в конкретный момент. Мы можем ориентироваться на сигналы, которые он подает.

В позиции Ребенка человек чаще просит, обижается, боится, его жесты умоляющие, интонации игривые или заискивающие. Его поведение спонтанно, импульсивно, он может, как подчиняться, так и бунтовать, если его потребности не удовлетворяются. Основная направляющая поведения – я хочу.

В позиции Родителя человек проявляет опеку, заботу, контроль (заботливый родитель) или ругает, наказывает, выговаривает (свинский родитель). Его взгляды надменны или снисходительны, жесты – указывающие или угрожающие, он может проигнорировать или быть навязчив. Основная направляющая поведения – должен.

В позиции Взрослого человек стремится разобраться в ситуации. Он отвечает на вопросы: зачем? Что происходит? Каковы перспективы? Какие точки зрения еще? и т. п. Он берет ответственность за происходящее на себя. Основная направляющая поведения – надо.

В различных ситуациях общения люди часто действуют дополнительно:

- позиция ребенка задает у другого человека позицию родителя и наоборот;

- позиция взрослого способствует проявлению взрослой позиции у другого человека.

Конечно, в разнообразных жизненных ситуациях важны все три позиции, каждая из них делает наше поведение гибким и приспосабливаемым к обстоятельствам.

4. Проблемные ситуации.

Например, приводят ребенка в детский сад после болезни (отпуска и т. п., предварительно не позвонив. Родители нарочито разговаривают детским голоском с педагогом, клятвенно обещают сообщать о приходе в последующие разы. Войдя в роль Родителя педагог может достаточно строго отчитать за такое поведение без аргументирования.

Выход: перейти педагогу на позицию Взрослого. Аргументированно изложить претензии, четко сформулировать требования к родителям и внятно объяснить, какие эмоции вызывают их поступки.

Выход: перейти педагогу на позицию Взрослого. Четко изложить все моменты ситуации, приведшей к появлению синяка. И, если имеется некий недосмотр со своей стороны, то извиниться.

Если родитель по отношению к педагогу бросил вызов, значит, у него есть на это пока непонятная потребность. Чаще это случается, когда между педагогом и родителем отсутствует открытость и искренность в общении.

Находясь в данных позициях (ролях, конфликты не возникают. Так как оба субъекта общения четко формулируют требования, аргументируют свою позицию и приходят к общему решению (согласию).

Предусмотрительность и корректность поведения педагога снижают напряжение в общении.

Способность педагога применить юмор (легкую иронию) быстро разряжает обстановку.

2. Попросите спокойно обосновать претензии.

Что Вас так расстроило (разозлило?

3. Попросите сформулировать желаемый результат.

Определите вместе с родителем возникшее недоразумение.

4. Предложите собеседнику высказать свои соображения по разрешению возникшей ситуации и свои варианты решения.

Не затрагивайте личности собеседника. Можно дать оценку только его действиям.

6. Отражайте смысл его высказываний и претензий.

8. Не бойтесь извиняться, если чувствуете, что виноваты.

Только уверенные и зрелые личности способны к извинению.

9. Оговорите конечный результат и взаимоотношения на будущее.

10. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.

Выразите свое уважение и расположение партнеру и выскажите сожаление по поводу возникших трудностей.

Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М. ,1995.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2000.

Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по А. Адлеру. СПб., 2000.

Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.

1. Привлечение родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, к поиску удачных способов родительского поведения.

2. Расширение возможностей понимания своего ребенка.

Формирование у родителей навыков сотрудничества с ребенком.

Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком

4. Обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций, которые могут возникать у родителя при взаимодействии с ребенком.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром.

Общение со взрослым – необходимое условие психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность.

Каждый родитель стремится к гармоничным отношениям со своим ребенком. Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желания взрослого и ребенка однажды разойдутся. Жизнь достаточно сложна, чтобы интересы родителей и детей всегда совпадали. Столкновение интересов родителей и детей нередко представляют для взрослого затруднительную ситуацию в общении с ребенком. О том, как мы, взрослые, строим свое поведение в подобных ситуациях и насколько оно является эффективным во взаимодействии с ребенком, мы будем сегодня обсуждать на нашей встрече.

Психолог предлагает родителям объединится в малые группы по 4-5 человек для дальнейшей работы.

После обсуждения, представители каждой группы зачитывают свой список причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком.

Психолог записывает на доске самые распространенные причины, которые могут быть следующими:

- усталость, плохое самочувствие;

- беспорядок, который дети, устраивают в комнате;

- вмешательство детей в ваши дела;

- производимый детьми шум;

- неуемное требование ребенком внимания к себе со стороны взрослых и др.

Задание. Родителям предлагается в группах обсуждение ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком, которые могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом.

Примеры проблемных ситуаций для обсуждения в группах.

Задание. Предложите свой способ поведения в данной ситуации.

Задание. Предложите свой способ реагирования в данной ситуации.

Вопросы для совместного обсуждения ситуаций родителями:

Какой мотив поведения был у ребенка в данной ситуации?

Целесообразный ли способ реагирования на ситуацию был избран взрослым?

Какой из способов разрешения конфликтной ситуации можно признать конструктивным в каждой конкретной ситуации?

Взрослый в жизни ребенка не только друг и партнер, но и наставник и руководитель. И ребенок попытается подвергнуть испытанию на прочность вашу роль руководителя, причем с удивительным мастерством.

Дети испытывают безопасность, если права всех членов семьи защищены благодаря соблюдению определенных границ поведения, т. е. в знании точно определенных пределов заключено ощущение безопасности для ребенка. Ребенок должен знать, что можно, а что нельзя.

Вопрос родителям: Как часто в течение одного дня вам приходится принимать решения о наказании?

Вопрос наказания детей как путь воспитания – самый старый у человечества. Вряд ли найдутся такие родители, которые ни разу не прибегали к этому способу воздействия на поведение ребенка. Является ли наказание полезным, продуктивным методом воспитания? (Вопрос родителям).

Таким образом, взрослые используют различные виды поощрений и наказаний с целью воздействия на поведение ребенка.

Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания – для прерывания нежелательного поведения.

Если вы действительно хотите закрепить желательное поведение ребенка, то лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться.

Приемлемыми наказаниями могут служить запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на вашем лице и т. д.

Физические наказания совершенно недопустимы, бесполезны, они могут служить прерыванию нежелательного поведения (шлепок) только в очень раннем возрасте, до 2-3 лет, пока не воспринимаются ребенком как покушение на его личность. Физические наказания наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения, он скорее склонен считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны родителей.

Реакция на физическое наказание у детей бывает разной:

- маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче;

- ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным;

- ребенок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам;

- ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к самому себе и окружающим.

1. требование внимания или комфорта;

2. желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;

3. месть, возмездие;

4. утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как и взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

Существует конструктивный способ разрешения конфликтов. В нем выигрывают оба участника – и взрослый и ребенок. Алгоритм решения включает в себя несколько шагов:

- прояснение конфликтной ситуации;

- оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;

- выполнение решения, проверка.

Первый шаг – прояснение ситуации. Взрослый активно слушает ребенка, стараясь понять его чувства, мотивы, затруднения. При этом важно начинать именно с выслушивания ребенка. Если он убедится, что его слышат, тогда сможет выслушать и вас. Только после этого вы сможете перейти к совместному поиску решений.

Третий шаг – оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. Это очень важный этап. Доброжелательно обсуждаются и учитываются все мнения, без раздражения и обид. И постепенно у детей вырабатывается навык разрешения конфликтов мирным путем. Когда, в обсуждении участвуют несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников. (Если ребенок предлагает неприемлемое решение, тогда нужно исходить из реальной оценки ситуации. Если предложение ребенка опасно для жизни и здоровья, необходимо остановить его.)

Шаг четвертый – детализация принятого решения. Необходимо уточнить как оно будет выполняться. Например, решено: что сын сам будет заботиться о кормлении своей собаки. Что для этого понадобится? Покупка корма, кормление собаки в определенные часы и т. д.

Пятый шаг – выполнение, проверка. Не исключено, что на первых порах не все пойдет гладко. Через какое-то время стоит спросить у ребенка: не нужна ли какая-то помощь?

Обратная связь. Родителям предлагается высказать свое мнение по поводу данного семинара, поделиться впечатлениями

На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уваже­нии к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспи­тания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных ка­честв (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи ис­пытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимо­действия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обра­щаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касаю­щимися каких-либо текущих событий. Например, не кормить ребен­ка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т.д. Педа­гогов семья интересует прежде всего как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоя­тельности, какую пищу он предпочитает дома и т.д.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важ­но только, чтобы этот материал был динамичным, отражал теку­щие события и нес конкретные знания. Так, сетка занятий на не­делю очень мало что скажет родителям, с ней лучше познакомить их на первом групповом собрании, когда освещаются задачи и содержание образовательной работы на учебный год. Но зато ро­дителям будет интересно прочитать, чем дети будут заниматься в течение недели, что можно в дополнение к этому предложить ре­бенку дома.




Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с до­мочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки и отдарки, придумыва­ют сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. Обяза­тельно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

В курсе дошкольной педагогики вы изучали формы сотрудничества детского сада с семьей. Объясните:

а) почему в настоящее время предпочтение отдается тем формам, которые ориентированы на конкретную семью;

б) какие возможности открывает дифференцированный подход к семьям, на каких принципах строится такой подход.

¯Для любознательных

На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уваже­нии к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспи­тания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных ка­честв (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи ис­пытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимо­действия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обра­щаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касаю­щимися каких-либо текущих событий. Например, не кормить ребен­ка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т.д. Педа­гогов семья интересует прежде всего как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоя­тельности, какую пищу он предпочитает дома и т.д.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важ­но только, чтобы этот материал был динамичным, отражал теку­щие события и нес конкретные знания. Так, сетка занятий на не­делю очень мало что скажет родителям, с ней лучше познакомить их на первом групповом собрании, когда освещаются задачи и содержание образовательной работы на учебный год. Но зато ро­дителям будет интересно прочитать, чем дети будут заниматься в течение недели, что можно в дополнение к этому предложить ре­бенку дома.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с до­мочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки и отдарки, придумыва­ют сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. Обяза­тельно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

В курсе дошкольной педагогики вы изучали формы сотрудничества детского сада с семьей. Объясните:

а) почему в настоящее время предпочтение отдается тем формам, которые ориентированы на конкретную семью;

б) какие возможности открывает дифференцированный подход к семьям, на каких принципах строится такой подход.

¯Для любознательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины конфликтов между педагогами ДОУ и родителями. Решение часто возникающих ситуаций.


КОНФЛИКТ ПЕДАГОГ- РОДИТЕЛЬ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ:

КОНФЛИКТ ПЕДАГОГ- РОДИТЕЛЬ

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ:

Первая фаза общения с родителями : не включаться эмоционально в ситуацию разговора.

Вторая фаза : организация равноправного взаимодействия с родителем.

Вторая фаза : организация равноправного взаимодействия с родителем.

Сотрудничество

Сотрудничество

Третья фаза : поиск новых форм сотрудничества с родителями.

Третья фаза : поиск новых форм сотрудничества с родителями.

Типичные ситуации из практики общения педагогов с родителями воспитанников Ситуация 1 Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он

Типичные ситуации из практики общения педагогов с родителями воспитанников

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Вариант решения конфликта Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания. Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Вариант решения конфликта

Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Ситуация 2

  • Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Вариант решения конфликта

  • Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

Вариант решения конфликта

  • Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите

Ситуация 4

  • Зульфия — активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет "в штыки" и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.
  • В результате в последующие дни девочку в детский сад не приводили. Позже оказалось, что ее все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

Вариант решения конфликта

  • В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.

Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.

Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.

Вариант решения конфликта Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя как на соперника. Поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенного человека. Помните, родители и воспитатели — сотрудники в деле воспитания ребенка. Во-вторых, утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и необходимо в дошкольном возрасте. Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!

Вариант решения конфликта

Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя как на соперника. Поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенного человека. Помните, родители и воспитатели — сотрудники в деле воспитания ребенка.

Во-вторых, утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и необходимо в дошкольном возрасте.

Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!

Ситуация 6

Вариант решения конфликта

Ситуация 7 Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился. Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.

Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

Читайте также: