Паустовский и крым сообщение

Обновлено: 05.07.2024

19 (31) мая 1892 года родился писатель Константин Паустовский. Он много раз бывал в Ялте - работал там в Доме творчества имени Чехова. Для Константина Георгиевича Паустовского Крым был родной землей. 14 летним мальчиком он впервые посетил полуостров. Паустовский был заворожен красотой Севастополя, Ялты, Алушты. Пройдет время, и у литератора Паустовского мы увидим описание Алушты в рассказе "Лихорадка". Снова довелось побывать писателю в Крыму в 1916 году. Посещает Бахчисарайский дворец, осматривает Чатыр - Даг, Чуфут-Кале, начинает работать над романом "Романтики". В 1933- 1934 годах он живет в Севастополе, собирает материал для книги о Крыме, его истории, природе, быте. В 1936 году работа над повестью "Черное море" была закончена. В 1935 - 1936 годах Паустовский - частый гость ялтинского Дома творчества писателей. Общается с писателями Б. Лавреневым, А. Малышкиным, А. Гайдаром. Впечатления от встреч с литераторами легли в основу рассказов "Потерянный день", "Заметки об Александре Малышкине, Аркадии Гайдаре". Нашла отражение в творчестве писателя и тема Великой Отечественной войны. Рассказы "Бриз", "Снег", "Робкое сердце", посвящены суровым испытаниям, выпавшим на долю крымской земли и её защитников. После войны Константин Георгиевич пишет автобиографическую "Повесть о жизни". В 1956 году он приезжает в Крым в Севастополь, встречается с моряками и жителями города. Свой последний рассказ "Дорога Генриха Гейне" для журнала "Вокруг света" Константин Георгиевич написал в Ялте.

Здесь замерло время

В мире романтика

Создатели музея сумели сохранить здесь не только дух прошлого, но и воскресить запахи, звуки, которые окутывают внимательного посетителя, погружая его в то время, когда в этих стенах звучал голос писателя, скрипели от его шагов половицы.

Здесь, в звенящей тишине, в комнате с окном в сад, он наполнял свои повести и рассказы шумом морского прибоя, ветрами и туманами. Здесь ночами он беседовал с героями своих произведений, поэтому они воспринимаются нами живыми, реальными людьми, со всеми их бедами и радостями, мечтами.


Не его рука сорвала нежные стебельки и поставила скромный букетик в вазу. Но это неважно. Важно, что, глядя на него, вспоминаешь какие-то милые строчки из писем писателя. Например, эти:

Взяли в аренду осла с повозкой, будем ездить в Коктебель и Отузы (отсюда до моря 16 километров). Осёл молчаливый и склонный к размышлениям — перед каждой лужей он останавливается и о чём-то долго думает, — потом прыгает через лужу вместе с повозкой.

Так образно и зримо, будто ты сам едешь в этой повозке и ничуть не сердишься на ушастого за его черепашью медлительность.

Нельзя — музейный экспонат, но так хочется дотронуться до старенького патефона, поставить наугад любую пластинку, послушать то, что слушал он. Если не присесть, то хотя бы прикоснуться к дивану, на котором под тёплым светом ночника он что-нибудь читал и писал.

Такой уют редко встретишь сейчас, разве что в сельском доме: вязаные скатерти, салфеточки, вышитые искусными стежками ришелье, вазочка с таинственной лунарией, душистая герань на подоконнике. Сердце вдруг защемит, потому что вспомнишь бабушкину комнату, так отличавшуюся от всех остальных в квартире обычного панельного дома. И захочется за общий стол с вышедшей из моды супницей в центре стола.

Мне страшно хотелось сказать ему, как он украсил мою юность крылатым своим воображением, какие волшебные страны цвели, никогда не отцветая, в его рассказах.

Летучая гряда облаков стояла над Крымом, и непонятно почему этот вечер показался мне значительным. Теплоход гремел на рейде. В каждой малости была заключена великая глубина.

Мемориальный музей в Старом Крыму открыт в 2005 году. В мае 2007 года открыта мемориальная доска на доме станции мониторинга окружающей среды Карадагской биостанции, где в начале 1950-х годов жил К. Г. Паустовский.

Писатель – романтик был заядлым путешественником. Странствия по Крымскому полуострову привели К.Г. Паустовского в Коктебель, где он познакомился с Домом – музеем Максимилиана Волошина и его обитателями.

Старый Крым стал обителью прозаика на долгие годы. Именно в этом городе был создан музей писателя. В экспозиции музея представлены личные вещи, архивные документы, письма; детально воссозданы интерьеры трех домов, в которых в разные периоды жизни останавливался К.Г. Паустовский. В формировании музейной выставки принимали участие простые жители Крыма, ялтинские меценаты, Московский литературный музей К.Г. Паустовского, Феодосийский литературно-мемориальный музей А. Грина, а также родные и близкие писателя, среди которых приемная дочь Г.К. Арбузова.

Вне всякого сомнения, на Крымской земле К.Г. Паустовский написал свои лучшие произведения, отличающиеся своеобразием стиля и поэтичностью языка.

Шампольон и египетская письменность Имя Жана-Франсуа Шампольона известно каждому образованному.

Контроль за друзьями)) 1. Контроль за друзьями))

Есть особые ворота и особые дома.. Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке, Все никак не мо.

МОЛИТВА О МИРЕ ВО ВСЕМ МИРЕ СРЕДИ ЛЮДЕЙ И НАРОДОВ Молитва о мире во в.

Уже никогда. В небе, розовом до края, Тихо кануть в сумрак томный, Ничего, как жизнь, не зная, .

-Ссылки

-Музыка

-Фотоальбом

-Я - фотограф

Апрельская синь небесная

-Видео

-Всегда под рукой

-Поиск по дневнику

-Статистика

Несколько часов в мире Паустовского

50fd9ecf172886.23426328.1352 (604x456, 75Kb)

"Людям хотелось бы все сохранить - и розы, и снег" - эти слова Герцена, Паустовский вынес эпиграфом к своему роману "Дым отечества". Но возможно ли сохранить прошлое, перенести туда весь воздух, запахи, звуки, чувства, остановить время, т.е. невозможное сделать возможным. Оказывается, что иногда это удается. Пример тому - дом-музей Константина Георгиевича Паустовского, который находится в Старом Крыму. О нем и будет мой рассказ.


Старый Крым. Когда-то его прежнее имя - Солхат было известно далеко за пределами Крыма.
". B средние века Солхат считался одним из самых цветущих городов Востока. Одно время Солхат соперничал с Багдадом и Дамаском. Он был окружен богатыми садами."- читаем у Паустовского. И дальше: "Старый Крым был пустынен. Он напоминал нашу русскую деревню во время покоса, когда в избах остаются одни младенцы и старики. Мы долго бродили по улицам, где, кроме собак и дозревающего шиповника за оградами, никого и ничего не было. Гора Агармыш бросала синий отсвет на заброшенный город. " Ту же самую картину увидела и я - пустынные улицы и звенящая тишина.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x525, 129Kb)

Мне нужно было найти дом по улице Карла Либкнехта ( чувствуете, какое название!) под номером 31. А найти его было очень просто. Очень уж этот дом выделялся своей ухоженностью и опрятностью.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x489, 206Kb)

И встречала меня гостеприимно распахнутая калитка, от которой к дому вела тропинка, обсаженная самшитами, да белостовольные березки - такие редкие гостьи в этой выжженной солнцем части Крыма.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x466, 208Kb)

В небольшом дворике скромно сидела на скамейке приветливо улыбающаяся женщина - Надежда Семеновна Садовская. В Крыму это имя широко известно, но мне так хочется познакомить и вас с ней. Дом-музей Паустовского - ее детище в полном смысле этого слова. Дочка Надежды Семеновны киевлянка Александра Садовская купила этот дом у прежних хозяев. Надежда Семеновна создала в нем музей. А затем они подарили его Коктебельскому республиканскому эколого-историко-культурного заповеднику (КРЭИКЗ) "Киммерия М.А. Волошина".
Надежда Семеновна - заслуженный музейный работник. Ее знают в музеях Киева, Ленинграда, Москвы - там она приобретала свой опыт, чтобы затем, поселившись в Крыму, создать Старокрымский литературный музей, дом-музей Паустовского, принять участие в создании музея Цветаевых в Феодосии.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x539, 118Kb)

Почему же именно этот дом был выбран для создания музея Константина Георгиевича Паустовского? Любители чтения знают, как Паустовский любил Крым. Множество его изумительных произведений связаны с этим уголком земли. Мне не хочется перечислять их. Кто хочет - прочитает сам. Скажу только, что ни один писатель не вызывает во мне такого желания "увидеть и узнать весь земной шар".
В 1949 году Паустовский приезжает в Старый Крым со своей третьей женой Татьяной Алексеевной Евтеевой и поселяется именно в этом доме у медсестры Веры Романовны Олейниковой (Рутковской). Тогда дом был сравнительно новый - он был построен в 1939 году. Паустовский с женой занимали в нем две небольшие комнаты, куда мы сейчас и войдем.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (525x700, 107Kb)

Переступаем порог и сразу же попадаем совершенно в другое время и в другой мир - в мир человека, который подарил нам книги, наполненные морями, штормами, штилями, туманами, ветрами и людьми с их бедами, радостями, работами, мечтами и, конечно же, любовью.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x459, 153Kb)

Ничего здесь не напоминает музей. Скорее всего - это "живой приют писателя и человека". Кажется, что вот-вот из соседней двери выйдет Константин Георгиевич и что-то начнет говорить. Наверное, он расскажет, что этот букет бессмертника был сорван по дороге в Коктебель. "Взяли в аренду осла с повозкой, будем ездить в Коктебель и Отузы (отсюда до моря 16 километров). Осел молчаливый и склонный к размышлениям - перед каждой лужей он останавливается и о чем-то долго думает, - потом прыгает через лужу вместе с повозкой". (Из письма).

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x525, 141Kb)

Вот только фотографии на стенах немного напоминают о том, что все здесь - только музейные экспонаты.
Фотографии Коктебеля, где Паустовский жил неоднократно. Там он тесно общался с вдовой Максимилиано Волошина. Мария Степановна очень любила Паустовского. Из ее письма: " Я осиротела острее с уходом Константина Георгиевича, еще ушел духовный и душевный светоч. Мы были большие друзья. Я знала его, знала физические его страдания. Все знала, но как всегда было желание, радость быть только от сознания, что он тоже есть тут с нами. Поддерживает, знает и все понимает. "

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x525, 206Kb)

В экспозиции собраны архивные документы, письма, редкие фотографии, сведения о жизни и творчестве писателя, вещи, которыми он пользовался. Этот старый патефон, например, помогли найти местные жители.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x525, 135Kb)

Я ходила зачарованная по этим малюсеньким комнатам и ловила себя на том, что все здесь мне так знакомо по его рассказам: за этим столиком Варвара Гавриловна из "Дыма отечества" писала письмо своей дочери. А на этом диване, под этой лампой сидела Татьяна Андреевна и читала "В сердце моем было больше печалей, чем листьев на дереве". Старинный патефон с пластинками. Константин Георгиевич очень любил слушать музыку. В доме сохранилась коллекция пластинок тех времен. Вязанные скатерти, салфеточки-ришелье, вазочка с засушенной лунарией, герань на окнах. Такой милый, простой, обдуманный и спокойный уют.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x467, 128Kb)

И везде ракушки и морские камушки. Забытые традиции совместных обедов за круглым столом с супницей в центре стола. Пустая бутылка. Не она ли была когда-то выброшена морем?

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x463, 136Kb)

И тут мое внимание привлекла необычная фотография. Вы тоже, наверняка, обратили на нее внимание.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x525, 190Kb)

Да, да - это Марлен Дитрих и Паустовский. Факт, который был мне абсолютно неизвестен. Сейчас можно найти в Интернете много описаний этого события. Но я думаю, что самым достоверным будет рассказ дочери Татьяны Алексеевны:
"Константин Георгиевич хотел пойти на ее концерт в Дом литераторов, но врачи - к тому времени у него было несколько инфарктов и тяжелая астма - его не пускали. И, кроме того, он только что вернулся из больницы. Но его любимый домашний врач, Виктор Абрамович Коневский, сказал: "Ну хорошо, я пойду с вами". После концерта Марлен Дитрих задали несколько вопросов: "Знаете ли вы русскую литературу?", "Какой у вас любимый писатель?". Она сказала: "Я люблю Паустовского, и особенно его рассказ "Телеграмма". Когда она это сказала, то по залу пошел шумок: "Паустовский здесь, Паустовский здесь. " Переводчик ей это перевел, и она стала смотреть в зал, думая, что писатель сейчас поднимется. А Паустовский - я могу рассказать много историй, каким он был застенчивым человеком, - не вставал. Тогда зал стал аплодировать, как бы подталкивая его выйти на сцену. Константин Георгиевич вышел на сцену, и, не говоря ни слова, Марлен встала перед ним на колени в своем вечернем платье, расшитом камнями. Платье было таким узким, что нитки стали лопаться и камни посыпались по сцене. Люди на сцене, думая, что это драгоценные камни, бросились их собирать, чтобы отдать ей. А Марлен в своем узком платье стояла на коленях и не могла подняться. Доктор подбежал к сцене и сказал ему: "Ни в коем случае не поднимайте". Паустовский несколько мгновений стоял в растерянности. Марлен, наконец, помогли подняться, Паустовский поцеловал ей руку, и неловкость исчезла. Потом Дитрих прислала ему три свои фотографии на память. Одна из них висит у нас в Тарусе".
текст отсюда

50fd9ecf172886.23426328.1352 (463x640, 132Kb)

Рядом с портретом писателя - Ганс Христиан Андерсен. Один из любимых писателей Паустовского. Ему он посвятил свой рассказ "Сказочник", который написал именно здесь, в Старом Крыму. Маленькое пианино. Большая часть мебели, имеющаяся в музее сегодня, сохранилась еще с тех времен.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (525x700, 65Kb)

Ну и, конечно, очень хочется немного рассказать о жене - Татьяне Алексеевне, вместе с которой писатель жил в этих стенах. Она была артисткой в театре им. Мейерхольда. Первым ее мужем был драматург Алексей Арбузов. Помните пьесу "Таня"? Пьеса была посвящена ей. Не хочется ворошить все перепетии их знакомства, тайного романа и большой любви. С Татьяной Алексеевной Паустовский прожил последние 20 лет своей жизни. О том, какая это была любовь, говорит письмо Паустовского, продиктованное им за два месяца до смерти.
"Когда выйдет собрание сочинений, купите для Тани-мамы маленький домик около ее родного моря - в родном ее городе, и пусть там живет с ней кто-нибудь из настоящих друзей. Не давайте ей отчаиваться, - жизнь оборвалась у меня чуточку раньше, чем могла бы, но это пустяк в сравнении с той огромной, неизъяснимой любовью, какая была и навеки останется между нами и никогда не умрет. Золотое сердце мое, прелесть моя, я не сумел дать тебе ту счастливую жизнь, какой ты заслуживаешь, может быть, одна из тысяч людей. Но Бог дал мне счастье встретить тебя, этим оправдана и моя жизнь, и моя работа, - в общем, незаметная перед лицом моей любви. Благодаря тебе я был счастлив в этой земной жизни. И поверил в чудо. Да святится имя твое, Танюша!"

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x335, 114Kb)

Выходим в садик. И первое, что привлекает внимание - это лодка. Конечно, ее не могло здесь не быть. Ведь одной из страстей Паустовского была рыбалка. В доме даже сохранились его удочки.
Эта лодка - очень ценный экспонат. Недавно ее брали для съемок кинофильма. А будь моя воля, я бы из него сделала иллюстрацию к рассказу "Старый челн". "На берег был вытащен серый от старости, рассохшийся челн. Наташа выкупалась в озере, оделась и подошла к челну. На нем еще осталась скамейка. Наташа села на нее. Скамейка была теплая от солнца.В щелях челна проросли высокие цветы и травы. У самых ног Наташи тройным кустом расцветал розовый кипрей. На носу, где челн был стянут ржавым железным стержнем, рос бессмертник, а сквозь песок на дне челна пробились кукушкины слезы. Сильно и сладко пахло аиром и сосновыми стружками. Черный пес лег около челна и зевнул".

Рядом - дерево, которое несомненно помнит писателя. А еще - кусты бузины. Музейные работники предполагают сделать здесь сад Паустовского, т.е. высадить все те деревья и кусты, которые упоминаются в его произведениях.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x500, 182Kb)

Начало уже положено. Мне очень нравится эта идея.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x490, 229Kb)

30 мая 2010 года в Старом Крыму было положено начало фестивалю "Соранг". Дом-музей Паустовского в этот день приглашал на встречу всех романтиков: поэтов, бардов, художников. Сам слет был посвящен главным романтикам Старого Крыма - Грину и Паустовскому. И не случайно он носил символическое название "Соранг" - так называется теплый южный ветер, который приносит перемены и чудеса. Вот что о нем писал Паустовский: "У моряков есть поверье, что среди бушующих нордов и тремонтан, муссонов и сокрушительных тайфунов есть жаркий ветер соранг, дующий один раз за многие сотни лет. Соранг приходит с южных румбов горизонта поздней зимой и обыкновенно ночью. Он приносит воздух незнакомых стран, печальный и легкий, как запах магнолий. Сами по себе начинают звонить колокола сельских церквей, голубая заря поднимается к зениту, и сквозь снега пробиваются цветы, похожие на подснежники. У детей от радости темнеют глаза, а корабли зажигают приветственные сигналы, качаются и кланяются этому ветру. "

Запомните этот адрес: Крым, Старый Крым, ул.К.Либкнехта, 31. Дом-музей К.Г.Паустовского.

50fd9ecf172886.23426328.1352 (700x525, 100Kb)

И если вам посчастливится побывать в Крыму, обязательно зайдите сюда в гости и отдайте дань памяти волшебнику слова, большому писателю, романтику, путешественнику - настоящему Человеку, который был и остался для меня эталоном Чести и Порядочности.

Читайте также: