Пассажирское сообщение дальнего следования

Обновлено: 18.05.2024

Купить железнодорожные билеты можно всего за пару минут — достаточно выбрать удобные места в нужном поезде и оформить заказ.

Онлайн-возврат ж/д билетов

Не нужно идти до железнодорожной кассы, чтобы вернуть билет. Это можно сделать за час до отправления поезда, оформив возврат прямо на сайте.

Круглосуточная поддержка

Вы всегда можете обратиться за помощью через форму или позвонить по номеру 8 800 511-71-04 . Колл-центр работает круглые сутки 7 дней в неделю.

Акции и скидки

Подписывайтесь на нашу рассылку и сообщества в социальных сетях и будьте в курсе специальных предложений от Я.Путешествий и других сервисов Яндекса.

Выгодные предложения по ж⁠/⁠д билетам

Как купить билет на поезд РЖД онлайн

Укажите, куда и когда хотите поехать

Выберите удобные места в вагоне

Укажите данные пассажиров

Проверьте билеты и оплатите заказ по карте

Как купить билет на поезд по выгодной цене

Чем раньше, тем выгоднее

Билеты в купе обойдутся дешевле, если купить их за 90 суток до отправления поезда — после цена обычно растёт. Это касается большинства поездов дальнего следования, включая Сапсаны, Ласточки и Мегаполисы.

Верхние полки за полцены

РЖД часто предлагает скидки 50% на верхние места в купе, которые могут обойтись дешевле, чем в плацкарте. На Яндекс.Путешествиях показана точная цена для каждого места — его можно выбрать на схеме вагона.

Нижние полки по постоянной цене

Среди мест в плацкартном вагоне самыми популярными оказываются нижние полки подальше от туалета. Как правило, их цена остаётся одинаковой в течение всего периода продаж.

Скидки для школьников

Дети от 10 до 17 лет могут проехать в плацкарте по школьному тарифу со скидкой до 50%. Чтобы ей воспользоваться, при посадке нужно показать справку из школы.

Обратите внимание

Если вы отменили электронную регистрацию или она недоступна для вашего поезда, то вам понадобится посадочный купон. Его можно получить в кассе вокзала или распечатать в терминале самообслуживания. В кассе посадочные купоны выдают в порядке общей очереди, поэтому лучше приезжать на вокзал заранее.

Несмотря на все растущую популярность воздушного передвижения, железнодорожный транспорт по-прежнему популярен - и в нашей стране, и в мире. Маршруты поездов дальнего следования бороздят материки и государства. А давайте поближе познакомимся с этой категорией ж/д составов? Сначала определимся с ключевым термином.

Что это - поезд?

Чтобы в точности представлять, что это - поезд дальнего следования, нужно знать определение корневого слова-понятия.

Поезд сегодня - это сцепленный и сформированный самоходный ж/д состав, состояший из нескольких вагонов, а также локомотива (или же моторного вагона), который и приводит его в движение. У него обязательно должны быть звуковые и визуальные сигналы, которые определяют, где хвост, а где голова. Также почти все поезда имеют индивидуальный номер, позволяющий их идентифицировать.

поезд дальнего следования это

К данному транспорту также можно отнести:

  • моторные вагоны;
  • локомотивы, следующие без поезда;
  • самоходные дрезины;
  • автомотрисы.

Вошли в нашу жизнь поезда в 1825 году. Сегодня они способны передвигаться по железнодорожному полотну, монорельсу, с помощью контактной сети, на магнитной подушке. Рельсовые способны разгоняться до 575 км/ч, безрельсовые (магнитопланы) - до 581 км/ч. Существует также специальная дисциплина, изучающая эти транспортные средства, - тяга поездов.

Поезд дальнего следования - это.

Классификаций данных транспортных средств несколько. Нам же нужна та, что разделяет их по дальности преодоляемых расстояний. Здесь выделяется следующее:

  • Поезда дальнего следования - это пассажирские составы, чья длина маршрута более 700 км.
  • Прямые - следуют только по одному документу.
  • Местные - пассажирские составы, чей маршрут короче 700 км, следующие лишь по одной дороге. Сегодня этот раздел упразднен.
  • Пригородные - составы, чей маршрут менее 150 км (иногда - 200 км).
  • Сквозной - следует через несколько технических станций без формирования-расформирования.
  • Сборный - поезд, которые развозит вагоны по промежуточным станциям.
  • Участковый - состав, чей путь лежит от одной технической станции до другой.

билеты на поезда дальнего следования

Типы ж/д составов

Покупая билеты на поезда дальнего следования, не лишним будет знать о некоторых их особенностях. Перечислим самые важные и интересные.

Пассажирские поезда дальнего следования разделяются на:

  • Скоростные. Следуют с быстротой не менее 91 км/ч. При этом средняя их скорость - 140-200 км/ч.
  • Скорые. Средняя скорость по всему маршруту - 50-90 км/ч.
  • Пассажирские. Скорость движения - не более 50 км/ч.

пассажирские поезда дальнего следования

Отметим также, что скорые поезда имеют минимальное число остановок на своем пути, а также стоят на них гораздо меньше времени. Многие из них - фирменные. То есть обладают своим названием, уникальным стилем, предоставляют более комфортные условия поездки, удобное расписание. Если поезд дальнего следования - это моторвагонный состав, то он может быть либо без предоставления дополнительных услуг (эконом), либо повышенной комфортности.

По регулярности движения пассажирские составы можно разделить на разовые, сезонные и круглогодичные. По периодичности - следующие ежедневно, через день, по определенным дням недели или конкретным числам месяца.

О чем говорит нумерация?

Покупая билеты на поезда дальнего следования, взгляните на нумерацию. Что она может рассказать, мы поместили в таблицу.

Теперь перейдем к особенностям вагонов.

Типы пассажирских вагонов

В составе поезда дальнего следования могут быть следующего вида вагоны:

 маршруты поездов дальнего следования

При выборе места помните следующее:

  • Нижние полки - нечетные, верхние - четные.
  • Рядом с туалетом:
    • Всегда девятое купе - места 33-36 (в СВ - 17-18).
    • В плацкарте - 33-38.
    • В вагоне общего типа - 49-57.

    Поезда дальнего следования - всегда пассажирские. Между собой они также различаются по скорости передвижения, периодичности, регулярности рейсов. При выборе билета важно учитывать и тип вагона, и расположение места.

    После того как мы начали писать про поезда и электрички, выяснилось, что многие не знают таких очевидных (для нас) вещей, как душ в штабном вагоне поезда, возможность сойти на любой станции маршрута и разница между обменом и возвратом билета.

    Поэтому давайте мы сейчас выкусим весь изюм из правил перевозок основных пассажирских компаний на железной дороге, чтобы нести свет знаний в массы. И, возможно, немного снизить нагрузку на наш колл-центр на первой линии.

    — Когда перестают продавать билеты?

    В электронном виде — за один час до отправления. В кассах — за 15 минут до отправления. На современных станциях — в электронном виде за 15 минут до отправления со станции пассажира, если в поезде есть устройство контроля легитимности электронных билетов. В кассе можно купить билет прямо до отправления поезда, если технические возможности станции позволяют это сделать.

    В последний момент можно ухватить очень дешёвые билеты на Сапсан, например, но это лотерея. Вот тут ещё пара вещей именно про Сапсаны: например, у нас есть уведомление о поступлении первых билетов и даже фича с предзаказом (не только для Сапсанов).

    — По какому документу можно купить билет на поезд?

    По паспорту (обычному и заграничному) или временному удостоверению (например, выдаваемому при утере паспорта), свидетельству о рождении для ребёнка, по иностранному документу (например, если вы гражданин Германии — по немецкому паспорту), военному билету, временному удостоверению, удостоверению военнослужащего, паспорту моряка, справке заключённого.

    Посадка в поезд осуществляется только при наличии подлинного документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого приобретён проездной документ.

    — Сколько ошибок может быть в билете?

    Допускается одна ошибка на билет (приказ Минтранса РФ от 19.12.2013 № 473) в один знак ровно (в любом месте) в имени, отчестве, фамилии, серии или номере документа. Вы должны проверить билет при получении. Если допущена грубая ошибка в данных при оформлении заказа, то нужно делать возврат в претензионном порядке (например).

    Сейчас в билетах указывается дата рождения взрослого пассажира. В ней допускаются любые ошибки, если это не влияет на стоимость билета (то есть из-за ошибки он не становится детским). Если ошибка — в возрасте ребёнка, меняющая уровень оплаты, то надо будет или доплачивать на месте, или отказываться от поездки (ну или возвращать билет).

    Можно сесть в поезд по новому паспорту, поскольку в нём указаны сведения о старом.

    При перепутанных местами имени и фамилии у иностранца в теории нужен возврат, но на практике мы не знаем случаев отказа в посадке. Но мы не рекомендуем надеяться на авось, если есть время на возврат и новую покупку.

    — Что делать, если я купил билет на поезд, где нет электронной регистрации, и его негде получить на станции?

    Наверху — доказательство того, что мы это сделали.

    Ещё обратите внимание, что наличие или отсутствие услуги электронной регистрации относится не к поезду, а к каждому конкретному вагону. Поэтому надо смотреть скорее не на поезд, а на конкретный вагон на шаге выбора мест (на схеме вагона есть значок ЭР). У большинства поездов по России есть электронная регистрация.

    — Можно ли переоформить электронный билет?

    Да, можно. Можно сменить поезд, место, вагон, класс, поменять маршрут с сохранением конечной точки (с доплатой за более длинный или возвратом части денег за более короткий), возобновить поездку после опоздания или из-за болезни. Нельзя переоформить на другого пассажира, нельзя менять конечную и начальную станции, перевозчика, нельзя менять билет, если взрослому был куплен детский, или наоборот. Есть особый порядок обмена на Сапсаны и поезда, пересекающие границу страны. Стоимость билета при переоформлении рассчитывается на момент переоформления в кассе, неважно, электронный ваш билет или физический. Нужно обратиться в кассу лично пассажиру, на которого оформлен билет, показать билет (или его скриншот) и документ, по которому он был куплен. С 2018 года действует сбор за переоформление — 132 рубля 30 копеек ровно.

    Разница в том, что:
    — в диапазоне 8–24 часов до отправления вы экономите 60 рублей 40 копеек (разница со сбором за возврат), но должны идти к кассе ногами;
    — в диапазоне 0–8 часов до отправления переоформление выгоднее возврата и покупки нового билета на довольно существенную сумму.

    — Могут ли провожающих не пустить в вагон?

    Да, например, на территории Узбекистана действует такая же система входа и пропуска, как и в наших аэропортах: есть бюро пропусков для провожающих (например, если надо сопроводить инвалида), но в общем случае все остаются за территорией вокзала. В России провожающих обычно пускают в вагоны. И минут за 5–10 до отправления проводник просит провожающих покинуть вагон, а пассажиров — пройти с платформы внутрь вагона.

    — Как продлить поездку с промежуточной станции?

    Процедура была описана на бумажных бланках билета, но всё равно мало кто что-нибудь понимал. В общем, можно взять и выйти на любой станции по дороге. Потом через пару дней поймать другой поезд и поехать на нём. Это платно.

    Делается это так: в поезде надо предупредить проводника о выходе и на промежуточной станции обратиться в кассу (к администрации вокзала) в течение трёх часов с момента прибытия поезда, предъявить проездной документ и документ, удостоверяющий личность. Вам поставят отметку об остановке. Для продления поездки надо также обратиться к администрации. Вам поставят новую отметку. Остановиться на промежуточной станции можно не более чем на 10 суток.

    При возобновлении поездки оплачиваются стоимость плацкарты (деньги за то, что у вас есть место в вагоне), сбор за переоформление билета, а также возможны иные платежи в зависимости от изменений условий поездки. Возобновление поездки производится в вагон того перевозчика, у которого был оформлен первоначальный билет.

    Вы заплатили за билет в купе Екатеринбург — Москва и решили выйти на станции Казань на неделю.

    Вы платите за билет Екатеринбург — Москва 4 631,50 рубля.
    Вы платите за продолжение поездки Казань — Москва 1 328,10 рубля: это сбор 132,30 рубля и часть билета (плацкарта) 1 195,80 рубля. 5 941,60 рубля — за поездку с остановкой.
    Билеты Екатеринбург — Казань и Казань — Москва стоят тем же поездом 2 891 + 2 767,50 = 5 658,50 рубля.

    Вы заплатили за билет в плацкарте Екатеринбург — Москва и решили выйти на станции Казань на неделю.

    Вы платите за билет Екатеринбург — Москва 2 469,10 рубля.
    Вы платите за продолжение поездки Казань — Москва 774 рублей: это сбор 132,30 рубля и часть билета (плацкарта) 611,70 рубля. 3 213,10 рубля — за поездку с остановкой.
    Билеты Екатеринбург — Казань и Казань — Москва стоят тем же поездом 1 536,40 + 1 393,50 = 2 929,90 рубля.

    То есть происходит нечто похожее на льготный возврат билета от Казани до Москвы и покупку нового.

    — Можно сесть на промежуточной станции?

    Пунктом 16 Правил перевозок пассажиров установлено, что поездка пассажиров должна начинаться от станции, указанной в проездном документе (билете). Однако, как разъяснил ВС РФ в решении от 01.07.2004 № ГКПИ04-875, это означает лишь то, что пассажир не вправе осуществить посадку в поезд ранее пункта отправления, указанного в билете. Это не лишает пассажира права воспользоваться услугой перевозки начиная с любой следующей станции по пути следования.

    Например, был случай, когда человек опоздал на поезд на несколько минут, но смог быстро поймать такси и доехать до следующей остановки поезда.

    Это не касается электричек: заходить надо на своей станции.

    — Есть ли страховка в билете?

    С 24 января 2013 года перевозчики, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте и входящие в холдинг РЖД, прекратили взимать страховой сбор при продаже проездных документов. Обязательное личное страхование пассажиров отменено в соответствии с указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 19 января 2013 года № 36. Новые правила предписывают, что при наступлении страхового случая возмещать ущерб пассажирам будет страховая компания перевозчика (если пассажир самостоятельно не оформил страховку в какой-либо страховой компании).

    — Я не проходил электронную регистрацию и потерял свой билет. Что делать?

    Если поезд через границу — покупать новый. Если поезд внутри страны — бежать к дежурному по вокзалу станции отправления, назначения или продажи билета, платить 223 рубля 70 копеек ровно и показывать свой документ. И вспоминать поезд и вагон с местом.

    Кстати, места, как правило, хранятся в вычислительном центре первой станции отправления поезда.

    — Нужна ли виза в Калининград?

    Для разовой поездки литовская виза гражданам РФ не нужна. Достаточно оформить специальный упрощённый проездной документ на железной дороге (УПД ЖД). УПД ЖД оформляется в кассах на вокзале, которые одновременно направляют запрос в консульский отдел посольства Литовской Республики в Москве. Через 28 часов после подачи запроса пассажир должен обратиться в любую железнодорожную кассу и узнать, получил ли он разрешение на право транзитного проезда через Литву. Если разрешение не получено, то пассажир может сдать билет и вернуть деньги. Оформление УПД ЖД производится бесплатно.

    — Я еду с животным. Что делать?

    Если животное мелкое (до 20 килограммов), то надо купить документ в обычной кассе. Если животное крупное, то его надо взвесить на багажных весах и получить документ на него в багажной кассе. Это легаси, но с точки зрения логики обработки большие собаки — всё ещё багаж, а мелкие — ручная кладь. В зависимости от вашего вагона провоз мелких животных может быть бесплатным либо вообще не предусмотренным. Для крупных может потребоваться выкуп отдельного места, всего купе, или аналогично он может быть не предусмотрен. В одной клетке или ящике — не больше двух домашних животных. Собаки — в наморднике и с поводком. Каждая собака занимает одно место, их вместе с владельцами в купе не может быть больше, чем мест в этом купе. К собакам-поводырям применяются особые правила, с ними ехать куда легче: например, не надо платить за дополнительное место. Диких животных возить нельзя. Домашние животные перечислены в правилах перевозки: в частности, можно везти полоза. В зависимости от животного и назначения перевозки может понадобиться справка от ветеринара. Обратите внимание, что, если вы везёте животных на выставку, то правила строже, чем если вы везёте их просто покататься.

    — У меня суперсумка больше 180 см по трём измерениям. Что делать?

    Если багаж не укладывается в нормы ручной клади, то он оформляется либо в багажном отделении вокзала, либо онлайн на сайте РЖД. Его грузят в отдельный вагон, а выдача производится только при наличии у получателя багажной квитанции и проездного документа. Если пассажир ехал с пересадкой — то проездного документа от станции пересадки до станции назначения. В случае отсутствия у получателя проездного документа с него взыскивается доплата до тарифа грузобагажа.

    Железные дороги обязаны производить операции по выдаче прибывшего багажа на промежуточных станциях не позднее чем через час после проследования поезда, а на конечных станциях — после разгрузки багажного вагона.

    — Я потерял вещь, и теперь.

    При потере вещей в поезде нужно обратиться в камеру хранения вокзала конечного пункта следования поезда. То есть если вы потеряли вещь в поезде Петербург — Москва где-то в Ленинградской области, а ехали до Твери, то обращаться надо в камеру хранения в Москве.

    В ваши вещи заглянут.

    Если среди вещей есть съестные продукты, то они сразу же списываются по санитарному акту.

    Если в вещах есть документы или другие бумаги, по которым можно установить личность или связаться с владельцем, то сотрудники это делают.

    Хранятся вещи 30 дней, после чего, если не было обращений, утилизируются. При обращении нужно будет сказать сотруднику вокзала, где их потеряли, в каком поезде и т. д., что именно потеряли, как это всё выглядит. После этого вещи передаются владельцу с приложением их описи на день поступления. При возврате владелец должен оплатить каждый день стоимости хранения по тарифам примерно как в камере хранения: это защита от тех, кто целенаправленно терял объёмные сумки, чтобы их хранили на вокзале.

    — Если я вышел погулять на промежуточной станции и не успел сесть в поезд, то…

    1. Обратитесь к дежурному по станции, чтобы он связался с дежурным по станции дальше или сразу с проводниками (если есть возможность): это нужно, чтобы ваши вещи попали в FAQ выше более-менее целыми.
    2. В теории можно догнать поезд на такси: в некоторых городах на машине вполне реально проехать быстрее на следующую станцию. Это довольно дорого, вероятно, водитель будет нарушать правила, есть повышенный риск аварии.
    3. Обратитесь к дежурному по станции или начальнику вокзала. Есть вероятность сесть на следующий поезд, если есть свободные места. Но колл-центр РЖД на момент публикации не знает, как обрабатывать такие ситуации, поэтому всё довольно размыто.

    С 3:30 до 3:50 по Москве в Экспрессе-3 — технологический перерыв. По вторникам он чуть дольше, до 4:07. В это время при поиске билетов не будет возможности получить самое актуальное расписание поездов, цены и наличие мест. Из соседних стран очень заметные перерывы есть в финской системе бронирования, они начинаются в 23:00 по Москве и заканчиваются в случайное время.

    — На билете местное время или пункта прибытия?

    Раньше указывалось время станции отправления. Для трансграничных поездов — отправление по Москве, прибытие указывается местное. Для поездов не из России и не в Россию — местное. Для старта из Финляндии время будет местное (минус час от Москвы), а по прибытию в РФ будет указано время станции прибытия.

    С 1 августа 2018 года указывается местное время.

    — Можно ли посмотреть фактическое движение поезда?

    — Могу я сесть в любой вагон, если поезд на моей станции стоит две минуты?

    Ещё чуть больше деталей есть в посте про то, какие бывают поезда и вагоны.

    1) пригородные (внутригородские)=перевозки в пределах приг.зоны.

    2) местные=перевозки в пределах одной дороги.

    3) прямые (международные)=перевозки по 2 и более дорогам.

    Местные и прямые перевозки=перевозки дальнего следования.

    В 50-х гг. к пригородным относились перевозки до 50 км. Сейчас длина приг.зоны=150 км. Но в крупных узлах, если приг. зоны 2-х городов соприкасаются, длина приг. зоны увеличивается до 200 км и более.

    § Во-первых, это необходимо для анализа и планирования расходов, поскольку себестоимость пригородных и дальних перевозок неодинакова. В отчетах ж.дорог рассчитывается с/с-ть по видам перевозок, и кроме того расходы по пригородным перевозкам сейчас дополнительно распределяются отдельно по областям, поскольку каждая область должна покрывать убытки от пригородных перевозок в своих границах.

    § В-третьих, распределение также необходимо для определения потребности в вагонном парке, в инвестициях для разработки программы ремонта и для расходов на ремонт.

    Для пригородных и дальних перевозок требуется другая организация поездов. Решаются по иному вопросы скорости. В крупных узлах наиболее эффективным считается применение вагон-моторной тяги, при которой быстро гасится скорость во время остановок. Для дальнего следования наиболее важное значение имеет повышение маршрутной скорости. Требуется разная организация работы вокзалов, в частности количество билетных касс, разная площадь для отдыха пассажиров.

    1) по числу пассажиров:

    . Динамика средней дальности перевозок, пасс-км: (данные за 2000 г.)

    § в целом ср.дальность =120 км.

    На других видах транспорта, в частности на водных и автомобильных, в отдельную группу выделяются внутригородские перевозки. На ж.д. тт-те эти перевозки считаются пригородными.




    Средняя дальность пригородных перевозок – 40км;

    Средняя дальность дальних перевозок – 960 км

    Пригородные пер-ки. Применение чисто рыночного механизма может увеличить ст-ть поездки по железной дороге на порядок. Сегодня окупаемость пригородных пер-ок составляет 10-15%. Повышение ст-ти пригородных пер-ок приведет к возникновению ценового барьера для поездок населения. Поскольку до 60% поездок связаны с поездками на работу, то это повлечет сужение рынка трудовых ресурсов и приведет к менее рациональному их использованию. Кроме того, положительный эф-т увеличения объема произ-ва требует значительной концентрации работников на некоторых п/п. Невозможность расселения тысяч раб-ов рядом с п/п и наличие ценового барьера на поездки приведет к затруднениям функционирования таких п/п и, как следствие, к невозможности эф-го исп-я такого ресурса, как капитал.

    Городские жители активно работают на пригородных садовых уч-ах, добиться о которых без дешевого пригородного тр-а затруднено. Поэтому необходимо гос-ое регулироание тарифов на пригородные пас. пер-ки. Они должны дотироваться из гос-го или местного бюджета, на них должен устанавливаться гос-ый или региональный заказ.

    Дальние пас. пер-ки. Полезные ископаемые России находятся часто в отдаленных, климатически неблагоприятных эк-их р-нах и для их добычи и использования требуется привлечение в эти р-ны трудовых ресурсов, что невозможно без доступного тр-та. Поэтому необходимо обеспечить, с одной стороны, приток в эти р-ны страны рабочей силы, а с др. – возможность делового, культурного и социально-бытового общения населения с остальными регионами. Для этого на рынке дальних пас. пер-ок должно осуществляться некоторые гос-ое регулирование.

    Местные пас. пер-ки. На рынке местных пер-ок в основном отсутствует перелив ресурсов, поэтому для таких пас-их пер-ок можно применять чисто рыночный механизм. К этой категории пер-ок относятся пер-ки пас-ов на направлениях Москва-Брянск, Москва-Курск и др.

    Важной хар-ой рынка пас-их пер-ок явл. спрос на них.

    1) пригородные (внутригородские)=перевозки в пределах приг.зоны.

    2) местные=перевозки в пределах одной дороги.

    3) прямые (международные)=перевозки по 2 и более дорогам.

    Местные и прямые перевозки=перевозки дальнего следования.

    В 50-х гг. к пригородным относились перевозки до 50 км. Сейчас длина приг.зоны=150 км. Но в крупных узлах, если приг. зоны 2-х городов соприкасаются, длина приг. зоны увеличивается до 200 км и более.

    § Во-первых, это необходимо для анализа и планирования расходов, поскольку себестоимость пригородных и дальних перевозок неодинакова. В отчетах ж.дорог рассчитывается с/с-ть по видам перевозок, и кроме того расходы по пригородным перевозкам сейчас дополнительно распределяются отдельно по областям, поскольку каждая область должна покрывать убытки от пригородных перевозок в своих границах.

    § В-третьих, распределение также необходимо для определения потребности в вагонном парке, в инвестициях для разработки программы ремонта и для расходов на ремонт.

    Для пригородных и дальних перевозок требуется другая организация поездов. Решаются по иному вопросы скорости. В крупных узлах наиболее эффективным считается применение вагон-моторной тяги, при которой быстро гасится скорость во время остановок. Для дальнего следования наиболее важное значение имеет повышение маршрутной скорости. Требуется разная организация работы вокзалов, в частности количество билетных касс, разная площадь для отдыха пассажиров.

    1) по числу пассажиров:

    . Динамика средней дальности перевозок, пасс-км: (данные за 2000 г.)

    § в целом ср.дальность =120 км.

    На других видах транспорта, в частности на водных и автомобильных, в отдельную группу выделяются внутригородские перевозки. На ж.д. тт-те эти перевозки считаются пригородными.

    Средняя дальность пригородных перевозок – 40км;

    Средняя дальность дальних перевозок – 960 км

    Пригородные пер-ки. Применение чисто рыночного механизма может увеличить ст-ть поездки по железной дороге на порядок. Сегодня окупаемость пригородных пер-ок составляет 10-15%. Повышение ст-ти пригородных пер-ок приведет к возникновению ценового барьера для поездок населения. Поскольку до 60% поездок связаны с поездками на работу, то это повлечет сужение рынка трудовых ресурсов и приведет к менее рациональному их использованию. Кроме того, положительный эф-т увеличения объема произ-ва требует значительной концентрации работников на некоторых п/п. Невозможность расселения тысяч раб-ов рядом с п/п и наличие ценового барьера на поездки приведет к затруднениям функционирования таких п/п и, как следствие, к невозможности эф-го исп-я такого ресурса, как капитал.

    Городские жители активно работают на пригородных садовых уч-ах, добиться о которых без дешевого пригородного тр-а затруднено. Поэтому необходимо гос-ое регулироание тарифов на пригородные пас. пер-ки. Они должны дотироваться из гос-го или местного бюджета, на них должен устанавливаться гос-ый или региональный заказ.

    Дальние пас. пер-ки. Полезные ископаемые России находятся часто в отдаленных, климатически неблагоприятных эк-их р-нах и для их добычи и использования требуется привлечение в эти р-ны трудовых ресурсов, что невозможно без доступного тр-та. Поэтому необходимо обеспечить, с одной стороны, приток в эти р-ны страны рабочей силы, а с др. – возможность делового, культурного и социально-бытового общения населения с остальными регионами. Для этого на рынке дальних пас. пер-ок должно осуществляться некоторые гос-ое регулирование.

    Местные пас. пер-ки. На рынке местных пер-ок в основном отсутствует перелив ресурсов, поэтому для таких пас-их пер-ок можно применять чисто рыночный механизм. К этой категории пер-ок относятся пер-ки пас-ов на направлениях Москва-Брянск, Москва-Курск и др.

    Важной хар-ой рынка пас-их пер-ок явл. спрос на них.

    Читайте также: