Памятники культуры крымского ханства сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Крым – настоящая Мекка для туристов. И привлекает их здесь не только живописная природа, море и скалистые горы. На полуострове сосредоточено огромное количество историко-культурных достопримечательностей. Памятники Крыма – это пещерные монастыри, древние города, пышные дворцы и военные монументы. Ежегодно их посещают тысячи путешественников с разных стран и континентов.

О самых интересных архитектурных, культурных и исторических памятниках Крыма мы расскажем вам в нашей статье.

Крым и его сокровища

Крымская земля уникальна во многих аспектах. Географически это полуостров (практически остров), соединенный с материковой частью Европы лишь узким перешейком. Он омывается водами двух морей – Черного и Азовского. В северной и центральной части полуострова господствуют степи и полупустыни, а в южной плавно поднимаются Крымские горы, чтобы круто оборваться к морю грандиозным скалистым уступом.

В историческом отношении Крым является конгломератом многих культур и этносов. В его пределах проживают представители различных национальностей: русские, украинцы, крымские татары, армяне, греки, молдаване, болгары, цыгане, евреи, турки и многие другие. Каждый из этих этносов принес с собой на полуостров свои архитектурные и культурные традиции. Их многочисленные следы можно увидеть сегодня и в старинных крымских зданиях, и в быту современных крымчан.

памятники Крыма

Топ-20 историко-культурных памятников Крыма

В Крыму есть абсолютно все, что нужно туристу: море, идеальный климат, горы, леса, парки с экзотическими растениями и, конечно же, масса историко-культурных объектов. Это дворцово-парковые ансамбли, средневековые крепости, остатки древних городов, руины античных зданий, пещерные монастыри, курганы, таинственные городища и многое-многое другое.

Ниже мы перечислим те памятники Крыма, которые имеют наибольшую ценность и пользуются наибольшей популярностью среди туристов. Итак, вот эти объекты:

Некоторые из перечисленных памятников Крыма будут более подробно описаны далее в статье. Среди них – один исторический, один архитектурный, один военный и один памятник искусства.

Воронцовский дворцово-парковый ансамбль

Этот выдающийся памятник архитектурного и паркового искусства расположен в Алупке на берегу Черного моря. Он был создан в середине XIX века для графа М.С. Воронцова при участии лучших европейских зодчих и садоводов.

исторические памятники Крыма

Сам дворец в своем роде уникален: его северный фасад выполнен в стиле английской готики, а южный оформлен уже в мавританском стиле. Невообразимое сочетание! Визитной карточкой этого ансамбля является южная парадная лестница, украшенная тремя парами белых мраморных львов.

Неотъемлемой частью Воронцовского архитектурного ансамбля в Алупке является парк площадью 40 га. В нем собрана потрясающая ботаническая коллекция из экзотических растений, привезенных сюда из Азии, Америки и Южной Европы.

"Херсонес Таврический"

культурные памятники Крыма

До наших дней сохранилась главная площадь древнего города, античный театр (единственный на территории СНГ), фундамент средневековой базилики, оборонительная башня Зенона.

Картинная галерея Айвазовского

Художественная галерея им. И.К. Айвазовского находится в Феодосии. Это один из важнейших памятников искусства Крыма. В галерее представлены картины разных художников, которые объединены одной тематикой – морской. Здесь собрано около 12 тысяч полотен. 417 картин принадлежат кисти знаменитого мариниста И.К. Айвазовского.

Иван Айвазовский – русский художник армянского происхождения. Выдающийся живописец и маринист, картинами которого восхищались во всем мире. Родился и вырос в Феодосии, за свою долгую и плодотворную жизнь создал свыше пяти тысяч картин. Основная тема большинства его полотен – море.

памятники искусства Крыма

Памятник затопленным кораблям

Крым всегда был лакомым куском для многих империй и государств. Поэтому почти вся история полуострова представляет собой нескончаемую цепь вооруженных конфликтов и войн. В середине XIX века вспыхнула очередная война в Крыму. Памятник, установленный в 1905 году в Севастополе, является самым знаменитым объектом, посвященным событиям тех далеких лет.

памятники войны в Крыму

Памятник затопленным кораблям был возведен в память о тех судах, которые пришлось затопить с целью защиты города Севастополя от морских атак неприятеля. Это случилось в 1855 году во время так называемой Первой обороны Севастополя в Крымской войне. Прямо в море высится семиметровая колонна, увенчанная бронзовой фигуркой орла с опущенной головой и раскрытыми крыльями. Поза орла полностью передает всю трагичность и безысходность этого исторического события.

Общая высота монумента (вместе с пьедесталом) составляет 16 метров. Имя автора этого памятника стало известно лишь в 1949 году. Им оказался выдающийся эстонский скульптор Амандус Адамсон.


Есть в Крыму места, которые бережно хранят память о временах расцвета Крымского ханства и подвигах крымскотатарских героев… Мечети, выдержавшие природные катаклизмы и времена атеизма… Дома, которые еще помнят своих первых хозяев, обитавших здесь несколько веков назад… Мы составили для вас список самых значимых крымскотатарских достопримечательностей Крыма, которые вы непременно должны увидеть своими глазами. Если, конечно, еще не сделали этого ранее.

Ханский дворец, Бахчисарай

Символ крымскотатарского Крыма – резиденция ханов в Бахчисарае. Построенный в XVI веке Ханский дворец — единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Расписанные стены и мощеный двор все еще хранят память об удивительных временах Крымского ханства. Хоть раз в жизни здесь обязательно должен побывать каждый крымчанин и гость полуострова, без исключений.

ханский дворец

Зынджырлы медресе, Бахчисарай

Это поистине храм науки. Один из первых исламских университетов на территории Восточной Европы и Евразии – Зынджырлы медресе в Бахчисарае сохранился до наших дней. Его возвел Менгли I Герай в 1500 году. Хан велел повесить над входом кованую цепь. Первым войдя в эти двери, хан склонил голову под цепью в знак уважения науке. Выпускники Зынджырлы медресе занимали высокие посты по всему миру, а их труды используются в научных кругах поныне.

зынджырлы

ларишес

Мемориальный музей имени Исмаила Гаспринского, Бахчисарай

музей гаспринскго

мастерская уста

Дервиш эви, Бахчисарай

дервиш эви

Музей этнографии крымских татар, Старый Крым

Старокрымский дом-музей истории, культуры и быта крымских татар был открыт 12 августа 1999 года. Музей располагается в старинном доме типичной крымскотатарской архитектуры. Выставленные здесь предметы – это семейные реликвии крымских татар.

музей старый крым

Мечеть Хана Узбека, Старый Крым

Мечеть Хана Узбека — самая древняя из всех сохранившихся в Крыму. Она была построена в 1314 году во времена правления Мохаммед Узбек Хана. Именно он объявил Ислам единственной государственной религией на золотоордынской территории и внедрил его во все сферы жизни. Это была эпоха наивысшего могущества и культурного расцвета Золотой Орды. Одним из ее центров стал Старый Крым с его мечетью. Здание храма — аскетичное и строгое, но при этом обладает особой красотой и величием.

мечеть хана узбека

Кебир джами, Акмесджит (Симферополь)

Действующая соборная мечеть Акмесджита Кебир-джами – старейшее здание крымской столицы. Оно было построено в XVI веке по приказу хана Менгли I Герая. За время существования много раз реставрировалась. Сейчас на территории мечети располагается Духовное управление мусульман Крыма.

кебир джами

Хан джами (Джума джами), Кезлев (Евпатория)

Над Кезлевом , начиная с XVI века, возвышается мечеть Хан-Джами — самая большая по площади мечеть на полуострове. Она была заложена в Евпатории в 1552 году при хане Девлете I Герае по проекту известного турецкого архитектора Ходжи Синана. В мечети долгое время сохранялся древний акт, на котором расписались один за другим 18 ханов, властвовавших в Крыму. Крымские правители, получив в Стамбуле право на ханство, сходили с корабля в Кезлеве. Здесь, в мечети, хан предъявлял подданным свои права на власть и расписывался в документе.

Mecheti-Han-Dzhami

Комплекс Одун базар къапусы, Кезлев (Евпатория)

Одун-базар къапусы (Ворота дровяного базара) были главными крепостными воротами средневекового Кезлева. Построенные в конце XV века, они простояли более 500 лет, выдержав многочисленные атаки запорожских казаков и русско-турецкие войны. В сентябре 1959 года крепостные ворота были разрушены, а 2003 году — восстановлены по образу и подобию средневекового памятника на средства меценатов-предпринимателей. Сейчас здесь находятся музей с уникальным макетом средневекового Кезлева и уютная кофейня.

одун базар къапусы

Музей Амет-хана Султана, Алупка

Алупка известна во всем мире благодаря Дважды Герою Советского Союза, легендарному летчику Амет-хану Султану, который родился в этом южнобережном городке. Сейчас здесь находится музей Амет-хана Султана. В нем постоянно действует экспозиция, посвященная жизни летчика и его боевым заслугам. Среди экспонатов представлены, в частности, макеты самолетов, на которых летал Амет-хан Султан.

музей амет-хана

Памятник Алиму Айдамаку, трасса Акмесджит — Керчь

Необычный монумент стоит на керченской трассе на повороте в село Копюрликой (Черемисовка) Карасубазарского (Белогорского) района. В прямоугольной плите высечен силуэт мчащегося всадника. Когда солнечные лучи падают на памятник, он отбрасывает причудливую тень. Таким образом скульптор увековечил народного мстителя, крымскотатарского Робин Гуда — Алима Айдамака. Живший в 19-ом веке герой боролся за справедливость, наказывая тех, кто разбогател нечестным путем.

Крым обладает богатейшим историко-архитектурным наследием разных эпох и народностей - от таврских каменных ящиков и античных руин до великолепных дворцов русских вельмож, построенных руками крепостных мастеров. Подавляющее большинство памятников расположено в предгорной, горной и приморской частях полуострова, богатых строительными материалами и удобных для размещения городских поселений. Многие древние и средневековые сооружения представляют собой памятники комплексные - архитектурно-археологические.

Мавзолей Диляры Бикеч

Мавзолей Диляры Бикеч

В дальнем углу дворцового парка находится находится мавзолей Диляры Бикеч (в переводе - Прекрасной княжны) — любимой жены жестокого Крым-Гирея. Этот мавзолей, построенный в XVIII в. (но по образцам османской архитектуры XV-XVI веков) — лебединая песня средневекового бахчисарайского зодчества. Массивный восьмигранный мавзолей с куполом на восьмигранном барабане покрыт нарядным декором: каждая грань украшена двойным рядом изящных арочек. По преданию, здесь первоначально был установлен "Фонтан слёз". К приезду Екатерины II он был перенесен на нынешнее место в Фонтанный дворик дворца. Быть может, одна из декоративных арочек служила обрамлением плиты фонтана.

История Диляры Бикеч загадочна - не то быль, не то легенда. Экскурсоводы рассказывают, что татары после очередного набега на Польшу привезли Крым-Гирею во дворец необыкновенно красивую девушку. Она была в его полной власти, но чудо - хан влюбился! Повелитель кровавых разбойников, один из самых воинственных за всю историю крымского ханства, Крым-Гирей выжидал, надеялся, страдал и, наверное, вымещал злобу на всех, кто подворачивался под руку.

Мавзолей Эски-Дюрбе

Мавзолей Эски-Дюрбе

В непосредственной близости от ханского дворца (рядом со школой) находится еще один интересный мавзолей. О древности этого памятника говорит само название — Эски-Дюрбе (Старая гробница). Здание, почти лишенное декора, украшенное только скромными изящными розетками, отличается стройностью пропорций и мастерством кладки огромных каменных блоков. По форме это центрическое портально-купольное сооружение с классическим набором элементов: куб - восьмигранный барабан - килевидный купол. С восточной стороны к каменному кубу примыкает портал, сильно выступающий вперед. Портал образован пилонами и стрельчатой аркой, ничем не украшенной. Тимпан входа украшен круглыми розетками.

Признаки сельджукской архитектурый отсутствуют. Оригинальную черту памятника составляет открытый квадратный дворик, примыкающий к зданию с южной стороны. Стены дворика вверху прорезаны широкими стрельчатыми арками, внизу - узкими бойницами, имеющими здесь чисто декоративный характер. Дворик замкнут со всех сторон, вход сюда возможен только изнутри мавзолея.

Дюрбе Мухаммед-Шах-Бея-Бен-Юде-Султан (Старинное Дюрбе)

Дюрбе Мухаммед-Шах-Бея-Бен-Юде-Султан (Старинное Дюрбе)

К сожалению, этот весьма интересный памятник, по форме напоминающий некоторые арабские мавзолеи Каира, разрушается: наполовину обрушен купол, практически развалился и портик.

Дюрбе Ахмед-бея

Дюрбе Ахмед-бея

В архитектурном облике дюрбе Ахмед-бея, возведенного в XV веке, заметны черты малоазиатских мастеров. Восьмигранник, поддерживающий купол, установлен на квадратное основание. Несмотря на малые размеры, он весьма монументален. Простые геометрические формы лишены украшений, и это сближает его с памятниками Сирии.

Возле мавзолея раньше стоял мраморный саркофаг с именем Ахмед-бея и датой 1585 год, однако надгробие, надпись и дата могли относиться к более позднему захоронению: ведь вокруг таких мавзолеев возникали небольшие клабдища.

Мусульманские надгробия вокруг дюрбе Ахмед-бея и мимбера. 1920-е годы. В настоящее время на этом месте располагается Бахчисарайский рынок

К концу XVII – началу XVIII вв. города становятся торговыми и ремесленными центрами, в которых сосредоточивались ремесленники. Важную роль при этом играли базары. Ремесленники удовлетворяли прежде всего бытовые, хозяйственные потребности местного населения. Развитие ремесла способствовало росту городов, которые возникли на границе предгорных и степных районов Крыма еще в XVI в. Наиболее значительными из них были Бахчисарай – столица Крымского ханства – и Карасубазар (нынешний Белогорск) – центр бейлика беев Ширинских, постепенно все большее значение стал приобретать Гезлев (Евпатория).

Ханский дворец строился среди садов и виноградников, отсюда и название столицы Бахчисарай – город садов. Постепенно город растет, становится торгово-ремесленным центром государства. По масштабам средневекового Крыма это был большой город с ремесленными кварталами и оживленными базарами – хлебным, овощным, соляным, кварталами торговых лавок. В конце XVII в. в нем насчитывалось около 6 тыс. жителей: по численности это был второй после Кафы город Крыма (население всего полуострова не превышало тогда 250 – 300 тыс. чел.). Город делился на 30 с лишним кварталов-приходов с мечетью в центре.

Достигнутая в XVIII в. высокая степень развития ремесла привела к созданию ремесленных цехов. Ремесленники были объединены в 32 цеховые корпорации во главе со старшим мастером (уста-баши) и двумя помощниками: они регулировали производство и цены.

Ремесленные изделия пользовались большим спросом и были весьма разнообразны. Изготавливались медная посуда, обувь, одежда, ювелирные украшения, вышивки, ковры, войлок и пр.

Дюрбе, по примеру других мусульманских стран, является надгробным сооружением правителей, высокопоставленных лиц, богатых и влиятельных граждан и лиц духовного звания, отличившихся своей праведной жизнью или ученостью.

Прекрасное монументальное сооружение такого типа находится недалеко от бывшего ханского дворца. Это Эски-дюрбе.

Одним из самых ранних является дюрбе в Чуфут-Кале. В плане оно представляет восьмиугольник с сильно выдвинутым с южной стороны порталом в виде четырехугольника, перекрытого полукруглым куполом.

По стилю и строительным приемам дюрбе Джаныке-ханум очень близко дюрбе, находящемуся в Староселье (бывшем Салачике), построенному в 1501 г. по приказу Менгли-Гирея I над могилой его отца.

Большой интерес представляет как по своим размерам, так и по художественным архитектурным достоинствам дюрбе, относимое к Мухаммед-Гирею II, находящееся в новом микрорайоне города. Это величественное сооружение из тесаного известняка представляет собой восьмигранник высотой около 10 м. Основной восьмигранник переходит в шестнадцатигранный барабан, на котором находится полусферический купол, построенный из тесаного камня. Проемы стрельчатых окон на каждой грани расположены в два яруса, наличники нижнего ряда окон сделаны из мрамора.

Большое место в архитектуре занимали мечети. Одной из первых была большая мечеть – шестистолбная базилика под двускатной крышей, заложенная в 1314 г. в Солхате в честь хана Узбека. Ее деревянное перекрытие поддерживается изнутри двумя белокаменными аркадами, делящими мечеть на три нефа.

Одной из самых прекрасных после Хан-Джами является мечеть Эшиль-Джами (Зеленая мечеть), построенная в середине XVIII в. в правление Крым-Гирей-хана в Бахчисарае. Она являлась образчиком османского искусства этого периода. И несмотря на то что к этому времени османское зодчество переживало упадок, эта мечеть, предположительно построенная и расписанная талантливым иранским мастером Омером, представляет большой интерес.

Сочетая архитектурные формы Византии и Востока, используя местные строительные материалы, зодчий создал в Крыму архитектурное сооружение, исключительное по изяществу и простоте, по гармоничности и рациональности. Джума-Джами была одной из самых больших и прекрасных мечетей на всем Крымском полуострове. Наиболее вероятной датой постройки является 1552 г.

Все минареты отличаются совершенством кладки из тесаных камней, причем швы делаются особенно тонкими. Такая кладка требует мастеров высшей квалификации.

Памятником высокого строительного искусства является бывший ханский дворец.

Дворец, занимающий сегодня площадь в четыре гектара (а в прошлом еще большую), включал сады, окружавшие основные постройки.

Мусульманская архитектура, давшая образцы монументальной строгости и красоты, продуманности и правильности форм в культовых постройках – мечетях, медресе, мавзолеях, – при сооружении частных жилищ, казалось, предоставила полную свободу проявлениям причудливой восточной фантазии, народным вкусам и местным традициям.

Читайте также: