Памятник ломоносову в санкт петербурге сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Бюст М. В. Ломоносова на площади, которая сейчас носит имя выдающегося ученого, является первым в Санкт-Петербурге. Городская дума еще в 1890 году постановила соорудить памятник ученому и установить его в сквере близ Чернышева моста через Фонтанку.

История

Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый и естествовед, поэт и художник, приверженец развития отечественного просвещения. Его имя — символ российской науки, вклад Ломоносова в которую невозможно переоценить.

В Санкт-Петербурге имя ученого носят станция метро, улица, мост и площадь.


Открытие памятника состоялось в 1892 году. Площадь, на которой установлен памятник, и мост, перекинутый здесь же через Фонтанку, стали именоваться в честь Ломоносова с 1948 года.

Особенности композиции

Краткое описание памятника:

  • Скульптура – бронза
  • Постамент – серый гранит
  • Основание постамента – красный гранит
  • Высота бюста — 1,45 м
  • Высота постамента – 2,75 м


Барельеф на постаменте — читающий мальчик


Бюст Ломоносова при ночном освещении

На лицевой стороне постамента размещен барельеф, олицетворяющий Ломоносова в детские годы – образ читающего мальчика. Также здесь указаны годы жизни ученого и место его рождения.

На обратной стороне постамента выбиты стоки из стихотворения А. С. Пушкина, посвященного Ломоносову.

Создатель памятника

  • Проект скульпторы – Пармен Петрович Забелло
  • Проект постамента – А. С. Лыткин
  • Проект надписей на постаменте – И.И. Домонтович

Кандидатуру Пармена Забелло в качестве автора бюста ученого порекомендовал главный архитектор Петергофа Николай Леонтьевич Бенуа.

Бюст Ломоносова и барельеф на постаменте были отлиты на Фабрике художественной бронзы Адольфа Морана – французского подданного, открывшего собственное дело в России.

Где находится

Адрес

Центральный район, площадь Ломоносова, набережная реки Фонтанки

Метро

Как добраться

Любым видом городского общественного транспорта, курсирующего по многочисленным маршрутам.

Памятник Ломоносову находится возле Санкт-Петербургского государственного университета, на пересечении Менделеевской линии и университетской набережной. Это место для открытия памятника было выбрано не случайно, ведь Михаил Васильевич был студентом этого учебного заведения, а спустя годы был назначен ректором. Ко дню 250-летия основания российской Академии наук, возле здания университета был установлен гранитный камень, на котором была высечена надпись о том, здесь будет сооружен памятник, посвященный М.В. Ломоносову. Но он так и не был установлен, к этой мысли вернулись значительно позже.

Памятник М.В. Ломоносову в Санкт-Петербурге

В 1980 году местные власти вернулись к идее установить монумент к 275-летнему юбилею ученому. Спустя год был объявлен конкурс на лучший эскиз памятника, победу в котором одержали скульпторы В. Свешеников и Б. Петров. Также в работе по созданию монумента принимали участие архитекторы И. Шахова и Э. Тяхта. Торжественное открытие памятника состоялось 21 ноября 1986 г. в день 275-летия со дня рождения Михаила Васильевича.

Фигура Ломоносова выполнена из бронзы и установлена на красный гранитный постамент. Высота памятника составляет 3 м. Монумент выполнен в традиционном классическом стиле. Ученый изображен сидя, кажется, что он немного утомлен. На его коленях лежит рукопись. Его лицо одухотворено творческой мыслью, кажется, что в этот момент Ломоносов находится на грани нового научного открытия. Взгляд его устремлен на Неву. Место для закладки памятника было выбрано настолько удачно, что монумент гармонично вписался в окружающий ландшафт.


Первый памятник Ломоносову в Санкт-Петербурге был установлен в XIX веке по инициативе Государственной Думы. Отдавая дань великому ученому, город назвал его именем улицу, площадь и мост, расположенные между каналом Грибоедова и Фонтанкой. Последний объект, возведенный в честь М. В. Ломоносова в конце XX века - памятник около университета.

Гений Ломоносова

Михаил Васильевич – незаурядный человек. Он ученый с мировым именем, естествоиспытатель, химик, физик, энциклопедист, историк, поэт и писатель. Ему удавалось все, в какую бы область он ни направлял свой интерес. А интересовал его окружающий мир.

19-летний молодой человек, пришедший с рыбацким караваном из северной глубинки в столицу России, используя только свои природные способности, смог получить отличное образование в России и за рубежом. Приобретенные знания он щедро отдавал на благо своей страны.

Михаил Васильевич Ломоносов

Ломоносов сделал открытия, изменившие представление ученого мира, почти во всех областях. Им выдвинута идея о молекулярном строении материального мира, заложены основы физической химии, сформулированы законы термодинамики, изобретен прототип вертолета. Владея иностранными языками, он делал переводы художественных произведений. Находил время для написания исторических трагедий, и сочинял стихи.

Михаил Васильевич, пролетев ступени карьерного роста, долгое время был ректором ведущего учебного заведения города. Потому и установлен памятник Ломоносову в Санкт-Петербурге возле университета.

Бюст Ломоносова на Фонтанке

При царствовании императора Александра III, в 1890 году было принято решение об установке бронзового бюста М. В. Ломоносову на набережной реки Фонтанки, недалеко от Чернышева моста. Над скульптурным изображением работал академик П. П. Забелло, бюст был отлит на литейном заводе А. Морана. Торжественное открытие памятника Ломоносову в Санкт-Петербурге состоялось в сентябре 1892 года.

Бюст Ломоносова

Бюст в 2000 году прошел реставрацию и установлен вновь на постамент в октябре 2002 года.

Памятник Ломоносову в Санкт-Петербурге на Университетской

Это произведение, в отличие от бюста, рождалось не одно десятилетие. В 1959 году был объявлен официальный конкурс на проект памятника в честь поборника образования, способствовавшего развитию русской науки. 100 скульпторов боролись за право воплотить в жизнь свои идеи. Победил вариант, приближенный к социалистической действительности. Ученый в фартуке делает открытие, расположившись на низком постаменте, в знак его близости к простому народу. Но далее установки фундамента дело не продвинулось. Было сделано официальное заявление, что памятник получился слишком большим, и не впишется в предлагаемую местность.

Памятник вечером

В 80-е годы, в период подготовки празднования 275-й годовщины со дня рождения Михаила Васильевича, вновь был поднят вопрос об установке памятника Ломоносову в Санкт-Петербурге. Авторами нового проекта стали художники Б. Петров и В. Свешников. Открытие состоялось в юбилейный день ноября 1986 года.

Описание памятника

Современный памятник Михаилу Ломоносову в Санкт-Петербурге значителен и величав. Выполненный в стиле классических традиций, он соответствует значимости ученого, которому посвящен.

Фигура нашего великого соотечественника выполнена из бронзы. Михаил Васильевич свободно сидит на стуле, взгляд его направлен вдаль. С высоты десяти метров, он смотрит на изменившиеся окрестности, на старейший университет города, на современное студенчество. Его камзол расстегнут, в руках он держит рукопись. Что там написано, стихотворение или химическая формула, неизвестно.

Красив и одновременно строг высокий постамент памятника. Автор создал его из гранита темно-красного цвета, и он гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

На фоне синего неба

У университета есть хорошая традиция. Ежегодно 1 сентября сотни первокурсников начинают свой многолетний путь к вершинам наук от памятника Ломоносову в Санкт-Петербурге. Именно здесь администрация города, ректорат и деканаты проводят традиционное посвящение в студенты.

Помимо перечисленных ранее объектов, именованных в честь Михаила Васильевича, в городе есть станция метрополитена и музей Ломоносова. Город помнит и чтит человека, прославившего его и свою страну. О себе ученый писал:

«Я знак бессмертия себе воздвигнул

Вклад ученого в мировую науку и искусство, его патриотизм и служение Отечеству – это и есть знак бессмертия.

Памятник М.В.Ломоносову. Открыт 21 ноября 1986 г. Установлен на Менделеевской линии Васильевского острова. Скульпторы Валентин Дмитриевич Свешников, Борис Анатольевич Петров, архитекторы Игорь Александрович Шахов и Эдуард Александрович Тяхт. Бронза, гранит. Высота фигуры 360 см.

Памятник М.В.Ломоносову в Петербурге на Менделеевской линии Васильевского острова

Кстати, по версии Дегтярева (беседа с автором 27 нояб. 2006 г.), не подтверждаемой документально, был еще один, заказной, тур этого конкурса, который состоялся в 1972 г. Дегтярев участвовал в нем и подал проект вместе с архитекторами С.Б.Сперанским, С.Л.Михайловым и В.С.Масловым. По воспоминаниям Дегтярева, состоялось очень бурное обсуждение. Этот тур, как заявил Дегтярев, они выиграли, но победу присудили Габе — Торичу — Якимовичу, которые ваяли памятник до 1980 г., но вылепить так и не смогли, почему и были впоследствии отстранены от реализации проекта.

По итогам конкурса 1981 г. жюри определило пять проектов, которые допустило во 2-й тур, тоже заказной (встречных проектов уже не было), причем, первое место по итогам первого тура конкурса занял проект Рыбалко — Баграмяна — Гордлевского. Второй тур проходил осенью 1982 г. в Манеже, в нем участвовали Аникушин, Горевой, Петров — Свешников, Рыбалко — Баграмян — Гордлевский, Стамов. Аникушин занял последнее место, Стамов, предложивший статую изящного светского щеголя, не чуждого ученых занятий, — второе (см. фото конкурсной работы), Петров и Свешников — первое (см. фото бюста Ломоносова, представленного на 2-й тур конкурса, на с. 385; сам бюст хранится в мастерской БАПетрова).

Наиболее драматичной история конкурса предстала в воспоминаниях скульптора Гордиевского. По его версии, первоначально конкурс проектов памятника Ломоносову был объявлен управлением культуры Ленгорисполкома заказным и только с одним участником — Аникушиным. Однако многие скульпторы тоже работали над эскизами и выставили встречные проекты. В результате, когда Аникушин выставил свой проект на обозрение в Доме политического просвещения, другие скульпторы разместили рядом свои проекты. Аникушин при голосовании получил 2 голоса, тандем СвешниковПетров — то ли 2, то ли 3 голоса, оказавшись на шестом месте, Стамов — 8 голосов, а на первое место вышел проект Рыбалко — Баграмяна — Гордиевского. После этого Рыбалко, Баграмяна и Гордиевского, а также Свешникова и Петрова вызвали в управление культуры Ленгорисполкома и объявили, что конкурс будет продолжен. На втором туре конкурса в 1982 г. жюри возглавлял Пинчук, работы были выставлены в Манеже, победу одержали скульпторы Свешников и Петров, ученики Пинчука. По версии Гордиевского, опровергаемой Петровым, Валентина Лаврентьевна Рыбалко, профессор Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной, имела возможность ввести в жюри Е.Е.Моисеенко (1916 — 1988), который был ее мужем. Тогда Моисеенко, второй в тогдашней абсолютной табели о рангах после Аникушина (тот тоже участвовал в конкурсе и в жюри войти не мог), наверняка стал бы председателем жюри и повлиял на исход голосования выгодным Рыбалко — Баграмяну — Гордиевскому образом. Однако Рыбалко категорически отказалась. В итоге место председателя жюри немедленно занял третий в абсолютной табели о рангах после Аникушина и Моисеенко, Пинчук. На самом деле и во втором туре конкурса жюри возглавляла Н.Г.Елисеева, чиновник советского аппарата. Возможно, Пинчук был заместителем председателя жюри или просто играл важную роль в принятии решений. Как сообщил Свешников, после победы Свешникова и Петрова во втором туре конкурса большая группа скульпторов во главе с Аникушиным (Н.С.Кочуков, Рыбалко, Стамов и др.) написали жалобу в ЦК КПСС на некомпетентность жюри (Петров сообщил об отдельных жалобах от Горевого и от Аникушина). Однако приехавшая из ЦК комиссия утвердила первое место за проектом Свешникова и Петрова, жалоба самого Аникушина уже не действовала.

По воспоминаниям В.А.Дементьевой (беседа с автором 20 нояб. 2006 г.), которая в 1981 — 1982 гг. работала в управлении культуры Ленгорисполкома и вела протоколы обсуждений конкурсных работ, в 1-м туре принимал участие также К.М.Симун, работа которого вызвала шок у членов жюри и во 2-й тур пропущена не была. Дементьева также подчеркнула, что, по ее впечатлениям, основная борьба во время конкурса развернулась между проектами Горевого и Рыбалко — Баграмяна — Гордиевского, а Свешников и Петров стали победителями совершенно неожиданно и были сильно удивлены своей победой.

Читайте также: