Ответ на сообщение об увольнении коллеги

Обновлено: 04.07.2024

На канале много разных статей посвящено трудоустройству и собеседованиям, а статей про увольнение совсем немного.

Всем здравствуйте!

На этом канале можно прочитать статьи о вопросах в области труда и кадров, с точки зрения специалиста-кадровика.

Чуть раньше была опубликована статья о причинах, которые заставляют людей увольняться, прочитать ее можно перейдя по этой ссылке .

Согласитесь, почти каждый из нас уже увольнялся с работы или еще сделает это в будущем. Сегодняшняя статья о том, как правильно уволиться и избежать ошибок при увольнении.

Не секрет, что тот кто решил поменять место работы или просто уволиться, в переходно-уходный период нервничает и переживает. Ведь неизвестно как отреагируют на увольнение коллеги и руководители, что ожидает нас на новом месте, каким будет новый коллектив и как на новом месте работы все сложится. Да мало ли еще какие переживания и волнения могут быть связаны с увольнением или переходом в другую компанию.

Главное, после того как принято решение об увольнении, постараться свести все риски и тревоги к минимуму и сосредоточиться на следующих моментах:

1. Сначала определите дату, которая будет последним рабочим днем в этой организации. Не стоит за месяц или два сообщать руководству о том, что Вы планируете уволиться, сделайте это за 2 недели до дня ИКС. Этого времени Вам вполне хватит чтобы завершить и передать дела, а руководству - чтобы подобрать другого работника.

2. Работайте в прежнем режиме и никому не позволяйте манипулировать собой. Даже если Вы чего-то не успеете доделать до момента увольнения, это не повод откладывать дату ИКС. Не взваливайте на себя дополнительные обязанности и задания, и не позволяйте руководству давить на Ваше чувство ответственности, а коллегам использовать Вашу доброту и профессиональные знания. Помогать коллегам можно, но не в ущерб своей работе и своим планам.

3. Коллеги и руководство могут по-разному отнестись с Вашему увольнению, люди вообще склонны любые перемены воспринимать слишком эмоционально, а Вы не можете контролировать чужие эмоции. Ведь вполне возможно, именно сейчас кто-то начнет давить на чувство вины, кто-то постарается свалить на Вас самую трудную и сложную работу, кто-то возможно вообще перестанет общаться с Вами, а кто-то может попытаться испортить Вашу репутацию. Всё это характеризует коллег и коллектив, в котором сейчас работаете, но не относится лично к Вам.

Поэтому, в период до увольнения, Вы должны контролировать свои эмоции и реакции на те или иные поступки коллег и руководителей. Ведите себя спокойно, вежливо и профессионально, но не бойтесь защищать свою точку зрения, не опускаясь до обвинений и скандалов.

4. В этот период нет места обидам и гневу. Постарайтесь забыть всё плохое и неприятное, что происходило в этом коллективе с Вами. Простите тех коллег, которые вели себя не очень красиво по отношению к Вам, возможно когда-то и Вы, кого-то незаслуженно обидели.

Можно предложить коллегам вместе пообедать или выпить кофе, мило пообщаться и извиниться перед ними за свои поведение и слова (ведь на работе тоже всякое бывает). Поступив так, Вы, уходя из компании, оставите о себе хорошие воспоминания. И не забывайте, земля круглая и слухами полнится, неизвестно где и когда хорошие воспоминания и репутация "сработают" на Вашу пользу.

В оставшееся время выполняйте свою работу максимально ответственно и хорошо. Сосредоточьтесь на своей работе и посильной помощи коллегам, это позволит Вам успокоиться и чувствовать себя специалистом своего дела и возможно Вы сможете вдохновить окружающих на профессиональный рост и достижения. Именно такое отношение к коллегам и выполняемой работе позволит по-доброму расстаться с коллегами и не сжечь мосты.

5. Уважайте себя как личность и как профессионала. Не сомневайтесь в своих силах и выборе, не позволяйте волнению и дискомфорту сбивать Вас с толку. Вы все делаете правильно, поэтому не стоит паниковать и переживать. А лучше смотрите на всё происходящее с Вами позитивно и наслаждайтесь процессом.

Любые перемены это всегда нелегко. Но, как показывает жизнь, в большинстве случаев, перемены - только к лучшему.

А какие советы при увольнении работника можете ему дать Вы? Пишите в комментариях, обсудим.

Статьи на канале были полезны для Вас - ставьте лайки и делитесь ссылками со своими друзьями, родными и коллегами.

Также читайте другие статьи на канале. Это позволит Вам быть в курсе трудового законодательства, прав и гарантий работника.

Зачем сохранять хорошие отношения с руководителем и коллегами, когда вы увольняетесь? Если вы работали на совесть и уходите мирно, это может быть выгодно для будущего сотрудничества. Например, вам предложат фриланс или проектную работу, дадут положительную рекомендацию новым работодателям. Но даже если вы увольняетесь из-за сложностей или конфликта, всё равно постарайтесь качественно передать дела и не обострять ситуацию — профессиональный мир тесен, и недружественный уход может серьезно подпортить вашу репутацию. Как правильно вести себя при увольнении, рассказывает операционный директор коммуникационного агентства Monstars Екатерина Димарчук.

⏱ Время прочтения — 3 минуты

Как правильно увольняться: алгоритм красивого ухода

Екатерина Димарчук, операционный директор коммуникационного агентства Monstars

Заранее сообщите непосредственному руководителю о своем уходе

Начнем с того, что, если вы только думаете об уходе, потому что вас что-то не устраивает на нынешнем месте, не стоит делать резких движений и заявлять об увольнении — поговорите тет-а-тет со своим прямым руководителем. Иногда финансовые или внутрикорпоративные причины, по которым вы хотите покинуть компанию, легко решаемы, достаточно о них просто сообщить.

Если же ваше решение уйти окончательное, скажите об этом как можно раньше, чтобы компания успела найти вам замену. В короткий срок подобрать нового сотрудника и передать ему дела почти невозможно. Будет идеально, если вы сами заранее начнете готовить себе преемника, особенно это касается руководящих позиций, на которых завязаны важные процессы и лежит большая ответственность.

Если вы были лояльны к месту работы, сообщите руководителю настоящую причину ухода и дайте честную обратную связь, чтобы он мог что-то улучшить. Даже если вы уходите к конкурентам, скажите об этом лично, потому что коллеги всё равно узнают. Так лучше пусть узнают от вас.

Передавайте дела детально в четком шаблоне, со всеми контактами и ссылками даже на старые версии документов. Период адаптации у новичков достаточно сложный, и, если вы проявите себя как хороший наставник, будете отвечать даже на их незначительные вопросы, это создаст вам позитивный имидж в профессиональной среде.

Отвечайте на вопросы бывших коллег и вашего преемника и после ухода

Поставьте… красивое многоточие

Вы не можете знать, когда и где встретитесь снова со своими руководителями и коллегами, поэтому на этапе увольнения будьте максимально корректны, не давайте волю эмоциям, завершите все дела, поблагодарите всех за совместную работу и пожелайте удачи в будущем. Оставьте о себе хорошую память как о профессионале и о человеке.

Как писать коллегам и партнёрам, чтобы вопросы решались и никто не ушёл обиженный

Как писать письма по работе, чтобы на них отвечали

Позаботьтесь о том, чтобы адресату было удобно отвечать

Сделайте так, чтобы отвечать на ваше письмо было удобно. Пришлите готовую форму документа. Если в документе не хватает данных адресата, отметьте, где что добавить. Если эти данные он должен где-то запросить, дайте нужные ссылки и помогите сориентироваться. Например:


Лучше в теме указать срок, а в самом письме объяснить, почему задача требует внимания до такого-то часа или дня. Например:

Если вы не называете срок, кажется, что ваша задача может подождать.
Люди живут своей жизнью: закрывают квартальный план, забирают детей из сада и выгуливают собак. Они знать не знают про отчётность и возмещение НДС. Помогите им разобраться.

Ну а если всё горит — звоните. Коллега может быть на обучении, в командировке или на больничном — и даже не заглянет в почту. Звонок спасёт ситуацию.

Если виноваты — признайте это и попросите помочь

Сотрудник забыл вовремя прислать документы, и теперь нужно, чтобы контрагент их подписал и сегодня же отправил обратно. Признавать провал стыдно. Он делает вид, что всё в порядке, и требует немедленно взяться за дело:


Получатель понимает, что человек сам пропустил срок, но приказной тон отбивает всякое желание помогать ему.

Лучше честно признать вину и попросить выручить:


Людям нравится помогать: они чувствуют себя хорошими. Если вы откроетесь и подадите задачу как личную просьбу, скорее всего, вам пойдут навстречу.

Придерживайтесь принципа двойной деликатности

С незнакомыми людьми мы обычно предупредительнее, чем с коллегами: неизвестно, как они могут отреагировать. Коллег мы знаем лучше и общаемся проще. Но в этом и опасность: стоит перегнуть палку, как переписка перерастает в войну.

Как быть, если не отвечают

Не делайте поспешных выводов

А я даже не знала, что нужен акт. Если бы бухгалтер вежливо попросила прислать документ, я бы сделала это тут же. Но она написала сразу с претензией. На такое письмо хочется ответить с возмущением, и вот вместо конструктивного общения начинаются боевые действия.

Люди не отвечают по разным причинам. Может, человек не знает сроков. Или решил, что дело пока терпит. Или просто пропустил письмо. Не стоит думать, что адресат молчит из вредности: враждебность просочится в ваше письмо, и диалога не получится.

Наращивайте давление постепенно

Если вам не ответили на первое письмо, напишите второе. Если без ответа осталось второе — напишите в мессенджер. А если не удалось достучаться и так — придётся звонить.

Но наращивать давление — не значит давить эмоционально. Будьте обходительны, исходите из того, что человек пропустил ваше письмо нечаянно, а не из вредности.


Как обсуждать в переписке сложные вопросы (спойлер — никак)

Допустим, вы хотите поговорить с директором о повышении зарплаты или предложить внедрить в компании ЭДО. Обсуждать такие темы лучше лично: так легче направлять беседу в нужное русло. Если босс раздражён и не слышит вас, вы можете перенести встречу.

Как отстаивать свою позицию

Наступите на горло собственной песне

Допустим, налоговая требует представить все документы по сделке с контрагентом, включая записи телефонных переговоров. Сделка была в 2014 году, сумма всего 10 000 рублей, а работы — на целый день.

Когда на сдачу НДС или прибыли остаётся два дня, коллеги из других отделов так и норовят что-то спросить. Те, кого остановила запертая дверь, просачиваются в почту.
Можно не отвечать сразу или установить автоответ, но некоторые ситуации требуют быстрой реакции, а адресат может обидеться, что с ним говорит робот. Мне больше нравятся шаблоны ответа. Их можно сохранить в ворде, копировать и вставлять в письмо.


В работе бухгалтера это тоже может пригодиться. Например, сотрудник летал в командировку, потерял посадочный талон и спрашивает, что теперь делать. Можно скопировать ответ из шаблона:


Как выходить из конфликтов

Если собеседник расстроен, ему трудно вас услышать и воспринять доводы, и конфликт, скорее всего, будет нарастать. Лучше подойти и обсудить ситуацию лично, а если такой возможности нет — позвонить.

Но бывает, что и звонить сразу опасно, лучше взять паузу. Если этому предшествует диалог на повышенных тонах, можно сказать:


Это очень расслабляет: собеседник видит, что вы готовы идти ему навстречу, и перестаёт видеть в вас врага.

Записали Елена Галичевская и Мария Скобелева

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Прощальное письмо при увольнении – документ, который не носит обязательного характера, но все же является частью корпоративной культуры, знаком уважения к бывшим сослуживцам и проявлением элементарной вежливости. Такие прощальные послания пришли к нам из западных стран, где они очень распространены.

На сегодняшний день в нашей стране их написание не является общеприменимым правилом, однако во многих крупных компаниях с большим количеством сотрудников прощальные письма уже перестали быть чем-то экстраординарным и из ряда вон выходящим.

Зачем и когда писать прощальное письмо коллегам

По большому счету, основная задача у подобного послания одна: информировать коллег, сослуживцев, партнеров и т.п. об увольнении. Кроме того, в письме довольно часто указывается новое место работы (для поддержания деловых контактов в дальнейшем), а также данные о преемнике.

Теплые, дружеские слова в адрес бывших коллег позволяют сохранить с ними хорошие отношения, что, в свою очередь, может иметь большое значения для будущей карьеры увольняющегося сотрудника.

Прощальное письмо коллегам при увольнении, чтобы сохранить хорошие отношения

Писать прощальные письма принято в случаях:

  • Смены место работы.
  • Перевода в другое подразделение.
  • Изменения (повышения или понижения) должности.
  • Выхода на пенсию.
  • Ухода в долгосрочный отпуск, связанный с будущим рождением ребенка.

Кому адресовать

В качестве получателя могут выступать как коллеги отправителя внутри компании-работодателя, причем, независимо от их должностного ранга, так и представители других организаций, с которыми увольняющемуся приходилось тесно взаимодействовать в решении профессиональных вопросов.

Также прощальное письмо может быть адресовано клиентам и заказчикам, с которыми хочется сохранить хорошие деловые отношения.

Важное уточнение: если письмо адресуется группе сотрудников, то в обращении так и стоит указывать, без перечисления конкретных имен, а если получатель – руководитель, то к нему нужно обязательно обращаться по имени-отчеству.

Какой стиль использовать

На самом деле, стиль прощального письма может быть самым различным – здесь фантазия и возможности увольняющегося сотрудника ничем не ограничены. В числе прочего, форма подачи письма во многом может зависеть от причины увольнения.

Например, если произошло увольнение из-за несоответствия занимаемой должности, можно составить юмористическое послание, с акцентом на благодарность коллегам за помощь в понимании того, что данная работа не подходит автору послания.

Единственное требование: не скатываться до иронии по отношению к коллегам, а тем более до злой сатиры.

Еще один вариант – высказать в письме все то недовольство, которое накопилось за долгие годы работы в коллективе. Такое письмо обычно носит выраженный негативный характер, но на некоторое время позволяет уменьшить стресс от увольнения. Правда, в этом случае, не стоит рассчитывать на поддержание в дальнейшем дружеских отношений с бывшими коллегами.

На практике встречались и стихотворные прощальные послания, но это особые случаи, когда автор не только хочет сделать яркий прощальный жест, но и обладает определенными навыками креатива.

Прощальное письмо коллегам при увольнении, чтобы сохранить хорошие отношения

Чего следует избегать при написании письма

В письмо нежелательно включать эмоционально окрашенные выражения, недостоверные, а тем более заведомо лживые сведения и колкие замечания в адрес коллег. Категорически недопустима ненормативная лексика, фривольность и грубости.

Правила составления прощального письма коллегам при увольнении

Понятно, что единого образца письма нет и быть не может. Оно всегда составляется по широко распространенным шаблонам или же в свободном виде, но некоторых правил и норм придерживаться при любом варианте все же желательно.

Тон послания должен быть доброжелательным, спокойным, сдержанным. При написании следует тщательно придерживаться правил и норм русского языка, особенно по части лексики, грамматики и пунктуации.

Письмо можно писать как от руки, так и печатать на компьютере, при этом первый вариант даст понять бывшим сослуживцам об особом, даже несколько личном характере послания.

Прощальное письмо коллегам при увольнении, чтобы сохранить хорошие отношения

Самый простой и быстрый способ – сделать массовую рассылку через электронную почту. Это позволит охватить максимально большой круг получателей и довести до их сведения необходимую информацию. Также можно задействовать факсовую пересылку или же отправку через Почту России (второй вариант подходит в тех случаях, если информирование заинтересованной стороны носит официальный характер).

И хотя оба эти способа в последние годы используются крайне редко, но и они находят своего пользователя.

Короткое прощальное письмо коллегам при увольнении (образцы)

Письмо №1

Письмо №2

Я покидаю нашу компанию не из-за того, что я был недоволен коллективом или начальством, а потому, что я пришел к выводу в необходимости найти работу с меньшим уровнем стресса.

Коллеги, искренне желаю Вам удачи и благополучия!

Я благодарен Вам за поддержку и дружелюбие.

С уважением,

Петр Иванов.

Письмо №3

Письмо №4

Письмо №5

Пример дружественного обращения

Дорогие Коллеги!

С понедельника я покидаю компанию —

Принять данное решение было нелегко, но взвесив все за и против, победило желание попробовать свои силы, получить новые знания, открыть новые возможности, освоить еще одну сферу бизнеса. Я искренне благодарна компании за тот багаж знаний, умения и уверенность в себе, которые я получила за годы работы в —/

Благодарна за предоставленную возможность работать с настоящими профессионалами и многому научиться у них. Все это богатство я унесу с собой и обязательно буду пополнять.

Многие из вас стали для меня много больше, чем просто коллеги. Работая в — я приобрела настоящих друзей и единомышленников.

Искренне верю в то, что компанию ждет большое будущее и всегда буду гордиться тем, что я работала в —/

Каждому из вас желаю расти только вверх, стремиться только вперед и добиваться всего, что задумано.

Цените, уважайте, поддерживайте и берегите друг друга. Не позволяйте трудностям, которые неизбежно возникают в любой работе сломить позитивный настрой и подорвать уверенность в своих силах. Желаю успехов каждому из вас, стремительного роста и процветания компании.

На все вопросы которые могут возникнуть готова ответить по своему телефону и электронной почте до понедельника, свои новые координаты обязательно оставлю. Всегда буду готова помочь и рада общению с каждым из вас.

Удачи всем! Спасибо за то, что были рядом все эти годы.

Друзья! Сегодня я увольняюсь из нашей замечательной компании, и прощаюсь с коллективом, в котором проработал последние 5 лет. Я очень рад, что смог получить опыт работы на должности бухгалтера и поработать с такими профессионалами своего дела как вы.

Отправляясь в новую компанию, я навсегда запомню годы, проведенные с вами и уверена, что мы еще неоднократно встретимся в дружеской атмосфере и поделимся своим опытом. Мое место не останется пустым и на него уже назначен приемник. Я надеюсь, вы примете нового сотрудника, и коллектив продолжит плодотворную работу. Высылаю вам контактные данные, телефон и почту моего приемника, чтобы вы могли связаться с ним по любым вопросам, касающихся рабочих моментов.

Отдельную благодарность хочу выразить руководству компании и лично нашему директору Владимиру Анатольевичу за чуткое управление, умение общаться с коллективом и предоставленные возможности для карьерного роста.

Хочу попрощаться на мажорной ноте и пожелать всем успехов и взаимопонимания!

Прощальное письмо коллегам при увольнении, чтобы сохранить хорошие отношения

Пример обращения к руководству

Уважаемый Александр Иванович! Мне жаль, что приходится увольняться с любимой работы, но обстоятельства сложились таким образом, что я вынужден уйти. Работать под вашим руководством было одно удовольствие, и несмотря на наши частые разногласия, я благодарен вам за опыт и уроки, которые я получил.

Желаю вам дальнейшего карьерного роста и процветания. Буду рад, если смогу вам быть полезен в будущем.

Уважаемый Борис Михайлович!

Я Ф.И.О, покидаю компанию и увольняюсь с должности бухгалтера. Проработав под Вашим руководством более 10 лет, я получил массу ценных навыков и смог почувствовать себя важным членом коллектива. Благодарю Вас за ответственный подход к делу, уважительное отношение ко мне и коллегам, соблюдение корпоративных правил в вопросах оценки труда и проводимых расчетов.

Все необходимые материалы и сведения о работе переданы мной новому сотруднику, назначенному на мою должность. Также отдельным файлом высылаю Вам накопившиеся у меня за время службы наработки, которые возможно помогут улучшить работу бухгалтерского отдела, повысить эффективность труда, снизить необязательные расходы на ведение бизнеса и улучшить делопроизводство в ряде других сфер.

Спасибо Вам еще раз, успехов в развитии и становлении бизнеса и других начинаниях.

Формальное прощальное письмо коллегам

Прощальное письмо коллегам при увольнении, чтобы сохранить хорошие отношения

Прощальное письмо коллегам с юмором

Прощальное письмо коллегам при увольнении, чтобы сохранить хорошие отношения

Прощальное письмо коллегам в стихах

Ухожу, но не буду прощаться!
Вполне возможно, мы встретимся вновь.
Ведь если начать разбираться,
Жизнь нередко дает поворот.
Зачем пустые оправдания?
Никто ни в чем не виноват,
Я благодарен за старания
И терпимость от всех вас.
Вы научили улыбаться,
Когда задачи нелегки.
И стойко выносить удары
От начальства и судьбы.
Теперь я уже не тот,
Кто робко в офис заходил,
Передо мною горизонт
Со светлым будущим моим.
Не буду совершать ошибок,
От которых вы меня берегли,
И, снова вернувшись к делу,
Вспомню все, чему учили.

Ушёл. к чему теперь прощанье,
Пустых словес ненужный свод
И жалкий лепет оправданья?
Трудился с вами я – и вот…
Но как же без прощальных слов
Я вас смогу, друзья, покинуть
И по-английски, молча сгинуть,
Вас равнодушьем уколов?
Я помню тот прекрасный день,
Когда к вам в офис я явился
И вашей важности дивился,
Юнец в бейсболке набекрень.
Шло время – вы меня учили
Всему, что сами знать могли;
Большое дело поручили,
От глупостей уберегли.
И вот я профессионал,
И вам премного благодарен
За то, что мудрость я познал
И, слава Богу, не бездарен.
Весь мир открыт передо мной,
А вам, прощаясь, я желаю,
Чтобы далёкой стороной
Напасть вас обходила злая:
Зарплата чтоб всегда росла,
Начальство чтоб не обижало,
И чтоб такого же, как я,
Судьба вам вновь в отдел прислала!
А нам прощаться нет причин:
Открыт мой дом перспективный.
И в нём не раз мы поворчим
О временах корпоративных…

Прощальное письмо коллегам при увольнении, чтобы сохранить хорошие отношения

Woman working in home office hand on keyboard close up.

Негативное прощальное письмо коллегам

Прямо говоря, рассылать послание, которое даже на бумаге мечет молнии, не рекомендуется. Но в любом случае, если уж накипело и хочется излить горечь, можно написать прощальное письмо при увольнении такого вида:

Вы можете использовать эти примеры писем при увольнении коллегам, заменив название компании, указав свое имя и внеся любые другие правки. В целом, написать прощальное послание несложно, главное попытаться вложить в него максимум информации, быть кратким и соблюдать правила корпоративного этикета.

Помните, что прощальное письмо – дань уважения коллективу и возможность упрочить свою репутацию в той сфере, где Вы работаете.

С каждым годом правила корпоративной этики все более тесно входят в жизнь компаний и бизнес организаций РФ. Традиция прощальных посланий укоренилась и стала неотъемлемой частью крупных корпораций, средних и небольших компаний, где ценят сотрудников и стремятся создавать здоровые отношения в коллективе.

Читайте также: