Особенности христианского календаря сообщение

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Православный календарь позволяет христианам вспоминать о событиях Священной истории, участвуя в богослужениях.

Самый великий христианский праздник – Воскресение Христово –Пасха. Его называют праздник праздников и торжество торжеств. Он столь велик, что не включён в число двенадцати –стоит выше всех праздников.

Христианские праздники – праздники церковные. Церковный календарь определяет не только дни почитания святых, но и дни семейных праздников (дня крещения), поминовения умерших родственников. Христиане празднуют и день своего небесного покровителя (святого, имя которого они получили при крещении) –именины.

12 двунадесятых праздников Двунадесятые праздники (также двенадцатые праздники)- двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников. Рождество Пресвятой Богородицы- 21 сентября

Святые Иоахим и Анна

Как готовятся христиане к празднованию Рождества Христова? Что происходит на Рождество в храме? Какими словами славят в храме родившегося Христа? Что означают слова: всенощная, ризы, лампада.

Рождество Христово Крещение Господне -19 января

А.Иванов. Явление Христа народу

Икона Троица. Андрей Рублёв. XV век

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).

Юлианский календарь был введен еще Юлием Цезарем в Римской республике в 46 году до н. э. Разработал этот календарь знаменитый александрийский математик Созиген с группой александрийских астрономов. Юлианский календарь оказался очень простым и довольно точным.

Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 г. до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день – 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что отличается на 11 минут от тропического года.

В 325 году Никейский собор признал юлианский календарь обязательным для христианской церкви. Однако из-за того, что продолжительность астрономического солнечного года – 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд, юлианский календарь каждые четыре года убегает вперед против астрономического на 44 минуты 56 секунд.

Юлианский календарь обычно называют старым стилем.

В католических странах юлианский календарь постановлением папы Григория XIII был заменён на григорианский календарь в 1582: следующим днём после 4 октября настало 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков (последними были Великобритания с 1752 и Швеция).

В России григорианский календарь был введён большевистским правительством 24 января 1918 года (его часто называют новым стилем); в православной Греции – в 1923 году.

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий).

Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок. Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

1) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или

2) его номер делится без остатка на 400.

Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее отражает истинное положение вещей, чем юлианский. Он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.

В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.

В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, также как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.

Конструктивные принципы древнерусского календаря - А. Н. Зелинский (печатается в сокращении)

Конструктивные принципы древнерусского календаря - А. Н. Зелинский (печатается в сокращении) §1. В пестрой мозаике человеческих культур отношение к времени внутри каждой отдельной культуры было и остается далеко не однозначным. Оно свидетельствует не только об

1.2. Какие последствия имело использование юлианского календаря?

1.2. Какие последствия имело использование юлианского календаря? В юлианском календаре ошибка в один день накапливалась за 128 лет. Поэтому каждые 128 лет тропический год сдвигался на один день назад относительно календаря. Более того, метод вычисления даты Пасхи был

История в Торе – не история, а руководство к действию

История в Торе – не история, а руководство к действию Вопрос: Если Тора рассказывает о духовном, а не о том, как зарезать, допустим, корову, и не об истории, значит ли это, что все исторические описания выдуманы ради их духовного соответствия?Ответ: Ни в коем случае. Все, о чем

Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.)

Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.) 13-го февраля 1582 г. булла Григория XIII вводила в западном мире новый календарь с пропуском 10-ти дней. Король Стефан Баторий издал для своего королевства указ об исполнении этой буллы. Указ вызвал волнение в

История Христианства – история Европы О том, как христиане завоевали Рим

История Христианства – история Европы О том, как христиане завоевали Рим Исторически христианство как термин и общественное явление возникло в I веке. Первые ученики и последователи Иисуса Христа были евреями по национальности и иудеями по религиозному признаку.

5. Искажение христианского равенства

5. Искажение христианского равенства Сейчас умами людей овладела одна особая идея — так называемая идея женского освобождения, идея эмансипации. Это выражается в том, что в англиканской церкви священнослужителями могут становиться женщины, к этому готовится и

Цель христианского воспитания

Цель христианского воспитания Ощущение реальности Бога. Первое, основное, весьма насущное и нелегкое задание, стоящее перед христианским воспитателем, — пробудить в ребенке ощущение реальности Бога. Другими словами, важно помочь ребенку узнать Бога, а не только

Важнейшие даты православного календаря до 2025 г

Важнейшие даты православного календаря до 2025 г Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования

Цель христианского воспитания

Цель христианского воспитания Есть разные уровни понимания цели воспитания. Некоторые родители видят смысл воспитания своих детей в том, чтобы их хорошо накормить, одеть и дать им светское образование. Этого недостаточно. Это горизонталь жизни — природная жизнь. Душа

2. История Христианства – история Европы

2. История Христианства – история Европы О том, как христиане завоевали РимИсторически христианство как термин и общественное явление возникло в I веке. Первые ученики и последователи Иисуса Христа были евреями по национальности и иудеями по религиозному признаку.

Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.)

Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.) 13-го февраля 1582 г. булла Григория XIII вводила в западном мире новый календарь с пропуском 10-ти дней. Король Стефан Баторий издал для своего королевства указ об исполнении этой буллы. Указ вызвал волнение в

5. Это не твоя история, это его история (his-story)

5. Это не твоя история, это его история (his-story) Вопрос: Может ли быть движение без этого "я"?Карл: "Я" необходимо, необходим кто-то, кто называет что-то движением. Необходима история прихода и ухода и это "я". Приход и уход являются страданием, историей. А истории необходимо "я".

Начало календаря

Начало календаря Каждый день грешить и каждый день каяться — значит топтаться на месте, вместо того чтобы идти вперед. До тех пор пока покаяние не пересилит и грех не уменьшится, дни наши будут наполнены строительством и разрушением одной и той же башни.Должно


Оглавление

  • Глава первая. Откуда все начиналось, или История православного календаря
  • Глава вторая. Непереходящие великие праздники

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православный календарь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Издательство AB Publishing, 2013

Глава первая. Откуда все начиналось, или История православного календаря

В православном календаре отражается два вида праздников, два круга событий:

• неподвижный круг — даты событий указаны в богослужебных книгах

• подвижный круг, или Пасхальный — все события устанавливаются относительно дня празднования Пасхи.

1.1. Православие и лунно-солнечный календарь

Откуда пошли православные праздники? У них удивительно древняя, буквально ветхозаветная история. Многие праздники, отраженные в православном календаре, восходят ко временам Ветхого Завета. Ряд праздников идет и с Новозаветного времени. Православные праздники посвящаются поминанию важнейших событий в жизни Божьей Матери, Иисуса Христа и памяти святых угодников.

1.2. Великие праздники — что это такое?

Праздников в православном календаре более чем достаточно. По большому счету, каждый день календаря чем-то да знаменит. Ведь верующие каждый день года посвящают воспоминанию особых для христианина событий или памяти святых. Но праздники эти неравнозначны по своей важности.

Каким образом устроены церковные богослужения?

Круг годового богослужения помогает служителям церкви посвятить каждый свой день либо воспоминаниям особых библейских событий, либо памяти многочисленных святых.

Круг седмичного, то есть недельного богослужения указывает на дни недели, посвящаемые воспоминаниям об особых событиях:

• воскресение посвящено Воскресению Христову

• понедельник — ангелам Божиим

• среда — постный день, посвящен предательству Христа Иудой

• четверг — святителям христианства

• пятница — постный день, посвящен распятию Христа на кресте

• суббота — посвящается святым православной церкви и усопшим.

Круг суточного богослужения включает в себя девять церковных служб:

• вечерние и ночные — вечерня, повечерие, полунощница, утреня

• дневные — службы первого, третьего, шестого, девятого часа

• литургия, или обедня — центральное богослужение, совершается также ежедневно.

Но нам, мирянам, не слишком нужно вникать в столь тонкие подробности жизни православной церкви. Ведь как бы ни были люди воцерко́вленными, они все равно привязаны к светской жизни, и посвящать каждый свой день круглосуточно служению Богу мало кто сможет. Нам важно знать православные праздники, особые, наиболее важные даты календаря.

Итак, какие же бывают праздники?

Двунадесятые праздники — это двенадцать великих праздников годового круга богослужения. Двунадесятые праздники подразделяются на:

Госпо́дские — посвящены Иисусу Христу

Богородичные — посвящены Пресвятой Богородице

Двунадесятые праздники подразделяются на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Даты переходящих праздников каждый год падают на разные числа и высчитываются в зависимости от дня празднования Пасхи. Собственно Пасха к двунадесятым праздникам не относится.

Недвунадесятые праздники — остальные праздники, отраженные в православном календаре.

Праздники православного календаря подразделяются по важности на:

К великим праздникам относятся двунадесятые и Пасха, или Воскресение Христово. Великие праздники отличаются особой торжественностью богослужения.


Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного.

Первому соответствуют праздники подвижного цикла ; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница.

Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла ; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti.

Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).

Юлианский календарь

Юлианский календарь был введен еще Юлием Цезарем в Римской республике в 46 году до н. э. Разработал этот календарь знаменитый александрийский математик Созиген с группой александрийских астрономов.

Юлианский календарь оказался очень простым и довольно точным.

Юлианский календарь основывался на культуре летосчисления Древнего Египта.

Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 г. до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.

В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день – 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что отличается на 11 минут от тропического года.

В 325 году Никейский собор признал юлианский календарь обязательным для христианской церкви.

Однако из-за того, что продолжительность астрономического солнечного года – 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд, юлианский календарь каждые четыре года убегает вперед против астрономического на 44 минуты 56 секунд. Юлианский календарь обычно называют старым стилем .

Григорианский календарь

В католических странах юлианский календарь постановлением папы Григория XIII был заменён на григорианский календарь в 1582: следующим днём после 4 октября настало 15 октября.

Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков (последними были Великобритания с 1752 и Швеция).

В России григорианский календарь был введён большевистским правительством 24 января 1918 года (его часто называют новым стилем); в православной Греции – в 1923 году.

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи.

До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий).

Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок. Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

1) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или

2) его номер делится без остатка на 400.

Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее отражает истинное положение вещей, чем юлианский. Он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.

В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.


В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.

С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года.

В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, также как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.

Различие между юлианским и григорианским календарями

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре такими являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском годы, кратные 100 и не кратные 400, високосными не являются.

В связи с постоянно изменяющейся разницей между юлианским и григорианским календарями использующие григорианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX-XXI вв., а 8 января по новому стилю, в то время как церкви, использующие юлианский календарь, будут продолжать встречать этот праздник 25 декабря .

Разница дат юлианского и григорианского календарей:

До 5 (15) октября 1582 года был только один календарь – юлианский.

Пересчитывать задним числом можно согласно таблице. Например, 14 (23) июля 1471 года.

Разница между датами юлианского и григорианского календаря, летосчислением по старому и новому стилю, по ходу исторического времени возрастает.

В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке – на 12 дней, в ХХ веке – на 13. В ХХI веке эта разница в 13 дней сохранится. Ведь 2000 год, первые две цифры которого кратны 4, несет следующему веку лишний день. Такого лишнего дня не будет в 2100 году: его первые две цифры не делятся на 4, и, значит, он не високосный. Так что в XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней.

Или, скажем Февральская революция 1917 года в России. Если бы она исчислялась по европейскому, григорианскому календарю, то должна была бы называться Мартовской. И в самом деле: началась она в международный женский день 23 февраля (8 марта по новому стилю), а к утру 28 февраля (13 марта по новому стилю) Петроград полностью перешел в руки восставших.

Русская православная церковь и юлианский календарь

Русская православная церковь в литургической жизни используют юлианский календарь (так называемый старый стиль).

Начало церковного года (индикта) – 1 сентября по юлианскому календарю; но фактический литургический год начинается с Недели Пасхи.

Почему Юлианский календарь точнее Григорианского


Не имея здесь возможности объяснить, что такое тропический год, эклиптика, перигелий и прочие тонкости, нужно сказать, что все календари разделяются на

то есть сообразные с годовым движением Солнца и фазами Луны (3). В современных же гражданских календарях продолжительность года соизмеряема только с продолжительностью тропического года, т. е. года, измеряемого от одного (весеннего) равноденствия до другого.

Но астрономически самым точным является не тропический год, а год сидерический, то есть звёздный год, измеряемый по звёздам, а не по Солнцу. Так в астрономии.

А практически в повседневной жизни наиболее удобен по своей простоте год юлианский (три года простых и четвёртый високосный). И хотя в основу и юлианского, и григорианского календарей положена продолжительность тропического года, по промыслу Божию, юлианский год оказался ближе к точнейшему звёздному году, нежели григорианский. То есть старый стиль оказывается точнее нового.

А по причине различия счислений через несколько столетий старый стиль сравняется с астрономическим календарём, а новый стиль не сравняется даже и через две тысячи лет.

Итак, астрономически самым точным является не тропический год, по которому размерены календари, а год сидерический, звёздный.

Но звёздный год не очень удобен в обиходе, например, так же, как неудобно считать, что курица ежедневно несёт 0,7 яйца, ибо она несёт целые яйца. И мы привыкли к целым числам и к измерению времени по Солнцу, а не по звёздам, хотя последнее точнее. Итак, между неточным тропическим годом и точным сидерическим годом и находится юлианский год, который ближе к сидерическому году, нежели григорианский календарный год. Потому и оказывается старый стиль точнее нового.

Эта удивительная закономерность не была замечаема по причине желания привязать равноденствие к 21 марта, ибо новый стиль был ложно догматизирован в римском католицизме: "непогрешимый" папа римский объявил непогрешимым нововведённый календарь, в котором равноденствие всегда должно быть 21 марта.

Кроме юлианских дней и юлианских годов, о которых говорилось выше, в астрономии есть и с 2000 года опять закономерно вводится юлианское столетие, то есть грядущий век будет юлианским, а не григорианским. Об этом можно прочесть в приложении к книге "Астрофизические величины" (стр. 434-435) и в "Астрономическом ежегоднике" на 1990 год (стр. 605), где сказано следующее: "Единицей времени, используемой в фундаментальных формулах учёта процессии, считать юлианское столетие в 365,25 суток, чтобы эпохи (моменты) начала года отличались от стандартной эпохи на величины, кратные юлианскому году, равному 365,25 суток.

Итак, нынешнее столетие является юлианским, а не григорианским, то есть счёт годов будет вестись по старому стилю, в котором каждые три года имеют по 365 суток, а четвёртый год – 366 суток. Это использование юлианского столетия (то есть счёта по старому стилю) вовсе не случайное, а совершенно закономерное явление в астрономии.

Старый стиль удобен, прост и не испорчен ложной наукой под влиянием политики.

Впрочем, нужно отметить, в некоторых проектах вечных календарей предусматривается исчисление и по старому стилю. То есть старый стиль не меняется, а новый календарь подлежит изменению. Второй ватиканский собор 4 декабря (н. ст.) 1963 года большинством голосов, 2057 против 4, заявил, что "не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь" вместо современного григорианского. Новый стиль, оказывается, не имеет научной точности, на которую претендовал, и уже устарел!

Итак, с научной точки зрения старый стиль точнее нового стиля. Но в Православной Церкви не канонизируются данные астрономии или математические точности. Церковь всегда канонизировала только нравственные правила. А согласно этим правилам, Православную Пасху можно праздновать только по церковному месяцеслову (церковному календарю, старому стилю, иулианскому). Так, в Апостольских правилах сказано (правило 7): "если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, Святой День Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина". Православная Церковь, празднуя Пасху по старому стилю, никогда не нарушает этого правила.

Итак, наука и религия единогласны: старый стиль точнее нового. Астрономия подтверждает истинность церковного учения. Только по старому стилю, церковному месяцеслову, можно правильно праздновать Святую Пасху и все христианские праздники.

Если вы религиозный человек или хотя бы просто давно живете в этом мире, то вы наверняка слышали про различные религиозные праздники, например, Рождество или Курбан-байрам. Или каких-то других еще религий.

Факты по всем религиям мира можно подбирать вечность наверное, поэтому в данной статье я хочу с вами поделиться 10 интересными, на мой взгляд, фактами из церковного календаря, которые точно не помешает знать для общего развития.

Факт №1

Вся специфика церковного календаря заключается в том, что он совмещает в себе две системы определение дат: подвижную и неподвижную .

Факт №2

Подвижная система опирается на лунный календарь, а главным подвижным праздником церковного календаря является Пасха.

Даты всех остальных подвижных праздников так или иначе привязаны к ней.

Факт №3

Неподвижные праздники привязаны к одному из трех известных календарей: григорианскому, юлианскому и новоюлианскому.

Самым известным подвижным праздником является Рождество.

Факт №4

Юлианский календарь был установлен римским правителем Юлием Цезарем. Григорианский календарь — это попытка уточнения юлианского календаря, проведенная в 1582 году по инициативе папы Римского Григория 13-го.

Новоюлианский календарь — это следующая попытка корректировки, имевшая место уже 20 веке.

Факт №5

В настоящее время четыре поместные православные церкви используют юлианский календарь. К этим четырем церквям относятся: русская, грузинская, сербская и иерусалимская.

Остальные 11 поместных церквей отмечают неподвижные праздники по новому стилю, в частности, они празднуют Рождество 25 декабря.

Надеюсь, вам было интересно читать данную статью и вы смогли узнать что-то новое и полезное для себя.

Читайте также: