Особенности человека как биологического вида сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Самая невероятная когда-либо рассказанная история – история о зарождении человечества. Человек, как вид, прежде всего характеризуется отношениями в обществе. Биология человека, как живого существа, подчиняется законам природы.

Проследим биологическую цепь развития человека

Систематическое положение Особенности и признаки
Тип ХордовыеНаличие хорды, жаберные щели у зародыша
Подтип ПозвоночныеНаличие позвоночника, сердца, замкнутый круг кровообращения
Класс МлекопитающиеВскармливание молоком, молочные железы, 5 отделов позвоночника, наличие легких, диафрагма, строение кожи, анатомические особенности сердца и кровообращения
Подкласс ПлацентарныеНаличие специального органа для вынашивания детеныша, наличие плаценты
Отряд приматыРазвитый головной мозг, строение кисти, развернутый верхний плечевой сустав
Семейство гоминидыПрямое положение тела, отсутствие хвоста, маленькое потомство
Род человекПрямохождение, наличие развитой коры головного мозга, речь, трудовая деятельность
Вид Человек разумныйЛогика, воображение, умение абстрактно мыслить

Относится к Царству Животные. Характерно питание не растворами, а готовой органикой. Употребление в пищу крупных кусочков. Наличие гликогена – запасного питательного вещества. Ограничение в росте, в отличие от растений.

Тип Хордовые

Почему человек относится к этому типу? В начале развития зародыша четко прослеживается наличие хорды. Хорда выполняет в основном опорную функцию. Нервная система представлена нервной трубкой. У зародыша человека имеются и жаберные щели, которые в процессе развития просто зарастают.

Подтип Позвоночные

Хорда постепенно преобразуется в позвоночник. Он защищает спинной мозг. Так формируется нервная система. У человека она состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг защищает наша черепная коробка. У всех позвоночных есть такой важный орган, как сердце. Кровеносная система замкнутого типа. Наземные позвоночные имеют пятипалые конечности.

Класс Млекопитающие

Первое, что позволяет отнести человека к классу млекопитающих – наличие у него молочных желез и вскармливание детенышей молоком.

Строение позвоночника. Всего у человека, как и других млекопитающих, пять позвоночных отделов, шейный отдел состоит из 6-7 позвонков.

Кожа из двух слоев, эпидермиса и дермы, выполняет защитную и терморегулирующую функцию. Характерно наличие потовых и сальных желез.

Все представители данного класса, как и человек, обладают альвеолярными легкими и диафрагмой. Это специальная мышца, которая помогает легким раздуваться. Собственно, диафрагма позволяет нам дышать.

К особенностям млекопитающих относится сердце, состоящее из четырех камер и кровообращение по большому и малому кругу. Благодаря этому, температура тела не зависит от внешних факторов.

Как и у остальных животных, вскармливающих своих детей молоком, зубы у нас имеют различное строение в зависимости от их функций. Есть резцы, клыки, коренные, моляры и премоляры.

Подкласс Плацентарные

Это животные, которые имеют внутриутробное развитие. Детеныш находится и развивается в специальном органе – матке. Матка окружена плацентой. В плаценте сосуды матери и ребенка сращиваются, что обеспечивает их связь для помощи в доставке питания для малыша. Кроме того, плацента выполняет защитную функцию.

Отряд Приматы

К отряду приматов относятся все обезьяны. У приматов уже очень хорошо развита кора головного мозга. И характерной особенностью является наличие извилин. Конечности пятипалые, большой палец противопоставлен остальным.

Есть специальная косточка – ключица, которая дополнительно фиксирует плечевой сустав, чтобы не было травм при движении конечностей. При этом у всех приматов передние конечности вращаются на 360 градусов.

Семейство Гоминиды

Относятся человек и человекообразные обезьяны.

Характерно прямое положение тела, отсутствие хвоста и маленькое количество потомства.

Интересно, что все гоминиды до двух лет развиваются примерно одинаково. Например, детеныши человека и шимпанзе очень похожи в своем развитии на этом этапе. Однако с двух лет у ребенка человека происходит качественный скачок в развитии.

Род Человек. Вид Человек Разумный.

Древнейшие люди, неандертальцы, кроманьонцы. Все эти виды соседствовали с друг другом, потом один вид сменял другой, двигаясь вперед в своем развитии. Их особенностью стало овладение трудовой деятельностью. Изготавливая первые орудия труда, одежду, предметы быта древние люди становились все более и более развитыми.

Характерным для вида является прямохождение. Этим человек обязан строению позвоночника и сводчатой стопе.

Развитие головного мозга. Большой объем мозга, наличие развитой коры больших полушарий тесно связано с высшей нервной деятельностью. Мыслительные процессы человека на порядок выше даже самых наших ближайших сородичей – человекообразных обезьян. Речь. То, что позволило человеку развить свой мозг до современного уровня.

На сегодняшний день все остальные предки Человека разумного вымерли.

Пройдя все этапы эволюции, современный Человек является результатом развития цепи биологических видов. Человек сложнейшее творение эволюционных процессов, и он по праву занимает вершину пирамиды прогресса.

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.

454

Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.

Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.

Человек как биологическое и социальное существо

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Биологическое и социальное в человеке

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.

Антропогенез человека

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.

Труд первобытного человека

Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Биологические особенности человека

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);

усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;

особая структура мозга и строение черепа;

умение прямо стоять и ходить;

отсутствие плотного шерстяного покрова;

развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

Речь человека

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;

логическое и аналитическое мышление;

потребность в социальном взаимодействии;

культурное и духовное развитие;

умение строить и создавать инструменты для труда;

способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.

Передача знаний

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Единство биологического и социального в становлении человека

Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.

035

Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:

  1. Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
  2. Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.

Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.

Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.


М.П. Чубик
Экология человека
Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 147 с.

3.1. Человек как биологический вид

Характерной чертой человека, отличающей его от животных, является, прежде всего, речь, способность к которой определяется развитием мозга, а также развитием артикуляционного аппарата. Речь, в свою очередь, является средством коммуникации, планирования совместных действий и, что очень важно, концептуального мышления. Второе важнейшее отличие, связанное с первым, это наличие крупного, сложного, хорошо развитого мозга, в котором увеличено (по сравнению с животными) не только количество нейронов, но, главным образом, количество межнейронных связей, то есть усложнена организация всего мозга, и прежде всего коры его больших полушарий.

Развитие мозга и руки дало возможность применять орудия труда. В свою очередь, все эти изменения связаны со способностью к прямохождению и соответствующему изменению скелета и пропорций тела человека.

Человека отличает от животных абстрактное мышление, поэтому его иногда называют "животным, создающим символы". Слово для нас является не сигналом, как для животных, а понятием. Люди способны к планированию своих действий, словесной передаче опыта, к осознанию таких понятий, как совесть, вера, красота. Кроме того, человеку, в отличие от других видов животных, характерны иные темпы онтогенеза, а именно: удлинённые периоды эмбриогенеза и детства, периоды обучения и экономической и физиологической зависимости от взрослых.

Несмотря на свои уникальные свойства (разум, членораздельная речь, трудовая деятельность, социальность поведения и многое другое), человек не лишился своей биологической сущности и все законы экологии для него справедливы полностью, как и для любого другого живого организма. Первые люди существовали под властью природы и в ее составе. Экологическая ниша этого вида определялась, прежде всего, его положением в трофических цепях. По своему положению в них человек является консументом (как и всякое животное, он — гетеротроф, а по типу своего питания он полифаг, то есть способен питаться пищей разного рода). Многие современные исследователи и врачи считают, что природой человек более всего предназначен и приспособлен к потреблению растительной пищи – зерновых и плодов.

Численность первых людей была очень невелика и контролировалась различными природными факторами соответственно природной экологической нише, а именно, с одной стороны, хищниками, паразитами, а с другой — конкурирующими видами человекообразных, внутривидовой борьбой. Кроме того, со временем численность человека регулировалась истощением кормовых ресурсов. По возможностям географического распространения Homo sapiens является панойкуменным видом, то есть он способен обитать в различных участках и климатических зонах планеты. Как биологический вид человек может обитать только в пределах суши экваториального пояса (в тропиках и субтропиках) до высоты 3–3,5 км над уровнем моря.

Современный человек расширил границы своего местообитания: расселился во всех широтах, освоил глубины океана и космическое пространство. Однако за пределами своего первоначального ареала он может выжить не благодаря адаптации, а с помощью специальных защитных устройств и приспособлений (отапливаемые жилища, одежда, кислородные приборы и т.д.). Они имитируют среду обитания человека подобно тому, как это делается для экзотических животных и растений в зоопарках, ботанических садах, океанариях. Тем не менее, в отдельных случаях все экологические факторы воспроизвести не удается, как, например, гравитацию в космическом полете, после которого космонавтам требуется реадаптация.

Выход человека из-под контроля среды начался примерно 10 тыс. лет назад, когда впервые появились признаки сельского хозяйства. Именно тогда человек перестал напрямую зависеть от ресурсной кормовой базы и начался постепенный рост его численности, больший, чем предусмотрено законами биосферы. В XIX – XX веках проявились признаки нового мирового демографического перехода — демографического взрыва. В 1960–1965 гг. человечество насчитывало 3,5 млрд человек, а к концу века эта цифра почти удвоилась, достигнув 6-миллиардного рубежа. По прогнозам в 2007 году нашей эры население планеты будет насчитывать 7 млрд человек. Очевидно, что биосфера как единая биологическая система обладает определённой ёмкостью, и при своих природных ресурсах способна прокормить лишь ограниченное количество людей. При этом численность народонаселения, которое биосфера может прокормить, зависит и от уровня потребления людей. Обычно считают, что уровень жизни человека определяется численностью населения страны, валовым национальным продуктом (экономическим развитием страны), а также экологическим сознанием, воспитанием и культурой, т. е. характером потребностей человека. Поэтому воздействовать на будущее нашего вида в биосфере возможно, не только влияя на численность народонаселения, но и изменяя сознание человечества и каждого человека в отдельности, так чтобы люди не стремились превысить некоторый разумный уровень потребления ресурсов биосферы, и прежде всего энергетических ресурсов.

Когда появился человек разумный? Вид человек разумный появился около 200 тысяч лет назад на территории Африканского континента. Там он был представлен единственной популяцией, ареал которого распространялся в центрально-западном районе Африки.

За время своего существования вид много раз мигрировал по всей планете, став, в конечном результате, космополитом и распространился повсюду.

Сегодня вид человек разумный делится на 3 расы:

  • европеоидная;
  • монголоидная;
  • экваториальная.

Критерии человека разумного

Человек как биологический вид характеризуется определенными критериями. Какие же признаки характерны для вида человек разумный?

Представим критерии вида в таблице:

У представителей вида человек разумный практически идентичное строение. В этом критерии выделяются антропометрические показатели, такие как рост, вес, объем головного мозга и прочие. У человека разумного, того, каким он есть сейчас, средний рост варьируется от 140 до 190 см, вес — от 50 до 100 кг, объем головного мозга — от 1000 до 1850 кубических см.

Этот критерий говорит о том, что вид обитает в определенных местах планеты. В частности, вид человек разумный обитает по всей планете, поэтому его ареал — весь земной шар кроме Антарктиды. Но, при этом, можно заметить определенные тенденции расселения: это в основном равнинные места, где царит умеренный или тропический климат, около воды (моря или водоема).

Вид человека разумного тесно связан с окружающей живой и неживой природой. У всех особей есть сходные трофические (то есть пищевые) взаимосвязи, а также топические (относится к среде обитания), форические (относится к расселению), фабрические (относятся к жилью) и другие связи. Если рассматривать конкретные популяции, то у них перечисленные взаимосвязи заметно различаются. К примеру, возьмем рацион питания: эскимосы Гренландии и бедуины Африки питаются практически кардинально по-разному. Это говорит о том, что человек как вид — эврибионтный: его организм имеет широкий диапазон приспособления к среде обитания.

Если говорить о том, какой признак характерен для вида человек разумный, то это, безусловно, молекулярно-генетический. У всех особей отмечается единство молекулярно-генетического строения. Диплоидный набор хромосом равен 46, а гаплоидный — 23.

В организме всех представителей вида происходят одинаковые физиологические и биохимические процессы. Отмечается одинаковое функционирование дыхательной, пищеварительной, половой и выделительной систем. Отметим, что определенные модификации есть: они зависят от конкретной популяции.

Приведем пример физиологического критерия. Лактозу молока способны переваривать почти все жители Европы. А вот жители юго-восточной Азии данный дисахарид переваривают не все.

Клеточное и тканевое строение одинаковое у всех особей вида. У человека отмечается 4 типа тканей: эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная. Устройство и функционирование их у всех людей одинаковое. Небольшие отличия могут наблюдаться у особей, которые живут на различных территориях. К примеру, в коже негроидов мелатонина гораздо больше, чем в коже европеоидов. Это объясняется тем, что европеоиды проживают в условиях, где на них незначительно воздействует Солнце.

Здесь также у всех особей вида человек разумный наблюдается сходство. Для них характерно внутриутробное развитие, период вынашивания потомства на протяжении 9 месяцев, забота о потомстве, продолжительное выкармливание и воспитание. Также можно говорить об образовании семьи на время воспитания потомства.

Этологический критерий вида

Его еще называют поведенческим. Для всех особей свойственно одинаковое поведение, целью которых является удовлетворение потребностей. Сегодня этот критерий больше всего социализирован. При этом, по этому критерию люди и различаются: все зависит от их статуса в обществе.

Исторический критерий вида

Его по-другому называют эволюционным. Согласно этому критерию, у особей вида человек разумный похожесть происхождения в процессе антропогенеза. Также, у всех особей единый предок — человек прямоходящий.

Читайте также: