Организация подготовки офицерских кадров для вс рф мвд россии фсб россии мчс россии сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Порядок подготовки кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации.
Подготовка кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации включает:
а) получение гражданами:
среднего и высшего профессионального образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования по военным профессиональным образовательным программам;
послевузовского профессионального образования в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии;
дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях и структурных подразделениях дополнительного профессионального образования образовательных учреждений;
б) обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
в) обучение граждан по программам военно-профессиональной подготовки без повышения их образовательного уровня;
г) подготовку граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин до призыва на военную службу;
д) подготовку граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в ходе военной службы;
е) обучение и подготовку граждан для участия в операциях по поддержанию мира и других видов миротворческой деятельности;
ж) подготовку граждан, пребывающих в запасе, к военной службе;
з) переподготовку лиц гражданского персонала по специальностям, требующим повышения квалификации.
Подготовка кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации на основании пунктов "а" и "в" настоящей статьи осуществляется в соответствии с установленной численностью и потребностью Вооруженных Сил Российской Федерации; пункта "б" - в соответствии с Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации.

Во второй половине XIX в. военным министром Д.А. Милютиным была проведена реформа военно-учебных заведений, выразившаяся в упразднении кадетских корпусов. Вместо них были организованы военные гимназии и военные училища. Кроме того, были созданы юнкерские училища и готовившие для них контингент учащихся военные прогимназии. В этот же период была реформирована академия, а также были созданы новые военные академии: артиллерийская, инженерная, морская, юридическая. Кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии с усиленной общеобразовательной программой, а из специальных классов кадетских корпусов были созданы для пехоты три военных училища - Павловское и Константиновское в Петербурге и Александровское в Москве. Военная реформа была тем более важна, что офицеры выпускались не только в гвардию и армию, но определенная их часть по прохождении установленного военного ценза рекрутировалась в полицию и жандармский корпус. Отметим в этой связи, что корпус жандармов комплектовался исключительно из офицеров-дворян, прослуживших как минимум два года в гвардии или кавалерии, имеющих военное образование, обладающих повышенными профессиональными знаниями, отменной стрелковой, силовой, кавалерийской подготовкой и безупречными моральными качествами.

Курсы готовили командиров и политработников для пехоты, кавалерии, артиллерии, инженерных войск, войск связи, автоброневых и других частей, а также оружейников, медиков и т.д. Эти курсы положили начало развертыванию сети военно-учебных заведений РККА. 6 октября 1918 г. открылись курсы по подготовке морского командного состава. Кроме того, курсы по подготовке командиров были открыты при штабах фронтов и армий. Всего на курсах в действующей армии было подготовлено около 25 тысяч командиров.13

Вместе с тем к становлению армии и других силовых структур активно привлекались и профессиональные военные кадры. Со 2 июня 1918 г. по 15 августа 1920 г. были призваны 48 409 бывших офицеров и генералов царской армии, которые использовались в качестве командующих фронтами и армиями, начальников дивизий, командиров бригад, начальников штабов, управлений и отделов, преподавателей военно-учебных заведений, инструкторов Всевобуча. К концу Гражданской войны старые военные специалисты составляли 34-35% всего командного состава Красной Армии.14

Созданная система военно-учебных заведений вызвала необходимость и в подготовке преподавателей. С этой целью в начале 1919 г. в Москве были организованы военно-педагогические курсы РККА. В последующем они были переименованы в Военно-педагогическую академию, а затем в Военно-педагогический институт. В них готовились преподаватели по военным, общеобразовательным и специально-политическим дисциплинам. На курсы возлагалась и задача научной разработки вопросов воинского воспитания и обучения.

Но в годы Гражданской войны ситуация не позволяла вести обучение командного состава по стабильным программам. Поэтому подготовку командиров были вынуждены вести по сокращенным программам военного времени.

После гражданской войны, в результате военной реформы, в армии было введено единоначалие, разработаны новые уставы и наставления, программы боевой и политической подготовки, вместо краткосрочных курсов была создана система средних военных и военно-политических школ, курсов усовершенствования и военных академий, подготовлены новые учебники и пособия. Процесс обучения и воспитания красных командиров и политработников становился планомерным и стабильным.

Особое внимание в 20-е и вплоть до середины 30-х годов было уделено проблемам политического воспитания офицеров РККА, госбезопасности и милиции.

С конца 20-х - начала 30-х годов, наряду с подготовкой командиров для РККА, шло становление системы специальных училищ для НКВД, в которых готовились офицеры для структур госбезопасности, милиции и пограничных войск. Одновременно шли усиленные поиски новых методов обучения. При разработке программ упор был сделан на то, чтобы полнее отразить в них опыт Первой мировой и Гражданской войн, последние достижения военной науки, ориентировать курсантов и слушателей на глубокое изучение техники, вопросов взаимодействия и динамики боевых действий. В методике боевой подготовки большое внимание уделялось реализации требований принципа учить тому, что необходимо на войне. И вместе с тем советско-финляндская война 1939-1940 гг. показала острый дефицит квалифицированного начальствующего состава и низкий профессиональный уровень подготовки офицеров, что было прямым следствием репрессий в армии.15 Этот же фактор сыграл свою негативную роль в первый период Великой Отечественной войны.

Система подготовки офицерского состава в годы Великой Отечественной войны представляла собой обучение командиров в училищах, учебных центрах, запасных частях, боевой подготовке в действующей армии. На фронте обучение офицерского состава проводилось в форме разбора боевых действий.16 Вместе с тем немаловажное значение в подготовке офицеров отдавалось самостоятельной подготовке. В ходе Великой Отечественной войны была создана определенная система подготовки командных, политических и военно-технических кадров. Обучение офицеров осуществлялось в 30 военных вузах, 220 военных училищах и более чем на 200 курсах. Всего за годы войны было подготовлено более 1 600тыс. офицеров.17

В послевоенный период особое внимание в работе с офицерскими кадрами было уделено повышению их теоретической подготовки, профессиональных знаний, навыков и умений. В учебных заведениях силовых структур стали осуществляться важные меры по совершенствованию системы образования.

Численность и профиль высших и средних учебных заведений были приведены в соответствие с требованиями военной теории и практики. Были созданы новые ВУЗы. Например, в 1953 году - Командная академия связи и Военная артиллерийская академия. В связи с возникновением новых видов Вооруженных сил был образован ряд высших командных училищ по подготовке офицеров для РВСН, войск ПВО, подводного флота. Подготовка военных кадров организовывалась и проводилась с учетом полного удовлетворения потребностей всех видов ВС. Были рассмотрены и уточнены источники пополнения армии и флота офицерами, в том числе и теми специалистами, подготовка которых ведется в гражданских ВУЗах. Существенные изменения претерпела система подготовки кадров в военно-учебных заведениях. Уточнялись программы обучения курсантов и слушателей, углублялась специализация ВУЗов. В послевоенный период серьезное внимание было обращено на подбор командного, политического и профессорско-преподавательского состава военных учебных заведений, повышение квалификации научно-педагогических кадров, совершенствование форм и методов обучения курсантов и слушателей и т.д.

Несмотря на негативные последствия непродуманных организационных мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах во второй половине 50-х годов, система подготовки офицерских кадров продолжала развиваться. В июле 1958 г. одним из первых в стране преобразуется в высшее общевойсковое командное училище с 4-х летним сроком обучения Московское военное училище им. Верховного Совета РСФСР. В целях подготовки кадров политработников для всех видов Вооруженных Сил в начале 1967 г. было принято решение о создании высших военно-политических училищ. Во второй половине 60-х годов практически все средние военные училища были преобразованы в высшие. Только в период с 1965 по 1970 гг. удельный вес высших училищ и академий в общей системе военно-учебных заведении вырос почти в два раза.18

Изменения коснулись и подготовки офицеров в других силовых структурах. В 60-е и 70-е годы были созданы Академия МВД СССР и ряд высших школ МВД СССР, Академия КГБ СССР и соответствующие институты повышения квалификации оперативных работников.

Таким образом, представляется возможным на основе методологического и историко-педагогического анализа подготовки офицерских кадров исследовать педагогическое содержание системы подготовки курсантов в училищах.

К сожалению, в 90-е годы вся система подготовки офицерских кадров для силовых структур была основательна расстроена.

Из краткого исторического очерка можно, пожалуй, сделать два вывода. Первый - изучение данной проблемы весьма актуально и второй - необходимо использовать накопленный столетиями опыт подготовки офицеров и в современных условиях функционирования высших учебных заведений силового блока России.

1. Мы разделяем предложенную И.В. Биочинским периодизацию подготовки офицеров. См. Биочинский И.В. Педагогика подготовки офицера в военном училище. Самара. 1994. С. 13, 26-27.

2. Бескровный А.Г. Русская армия и флот в XVIII в. М., 1958. С. 22.

3. Биочинский И.В. указ. соч. С. 14.

4. Бескровный А.Г. указ. соч. С. 130.

5. Военная педагогика. М., 1973. С. 24-27.

6. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М. 1990. С. 18.

7. Биочинский И.В. указ. соч. С. 20.

8. Биочинский И.В. указ. соч. С. 22.

9. Биочинский И.В. указ. соч. С. 22.

10. Зайончовский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - XX столетий. М., 1973. С. 302-30

11. Биочинский И.В. указ. соч. С.26.

12. Биочинский И.В. указ. соч. С.28.

13. Биочинский И.В. указ. соч. С.29.

14. В.И. Ленин и Советские Вооруженные Сипы М., 1980. С. 216.

15.Известия ЦК КПСС. №1 1990. С. 177

16. Демин В.Г., Ладанов И.Д. Обучение советских воинов в годы Великой Отечественной войны. М. 1917. С. 25.

17. КПСС - организатор защиты социалистически го общества. М. 1997. С. 215.

Офицерский состав- это административно-правовая категория лиц, имеющих военную и военно-специальную подготовку (образование и персонально присвоен­ное офицерское звание).

Офицерский состав — это становой хребет любой армии, главный организатор и непосредственный исполнитель задач в области военного строительства, обеспечения обороны и безопасности страны. Именно на офицерском составе, его вы­держке, стойкости, самоотверженности, профессионализме, преданности Отечеству держалась во все времена боеготов­ность Вооруженных сил.

Военно-учебные заведения в нашей стране впервые появились при Петре I. В середине XIX в. в России было 4 военные академии, 20 кадетских корпусов, 9 училищ, 7 военных школ. К концу XIX в. военно-учебные заведения делились на четыре разряда: высшие — военные академии со сроком обучения 3 — 5 лет; средние училища и специальные школы со сроком обучения 2 — 3 года; средние общеоб­разовательные военные гимназии и кадетские корпуса со сроком об­учения 6 — 7 лет; низшие военные школы со сроком обучения один год.

В настоящее время подготовка офицерских кадров для Во­оруженных сил РФ по различным специальностям в основ­ном осуществляется в военных образовательных учреждени­ях профессионального образования.

Ведущими учебно-методическими и научными центрами в системе военного образования являются военные акаде­мии. Ряд военных академий входит в число старейших выс­ших учебных заведений страны. Военно-морская, Военно- инженерная, Военная артиллерийская академия и Военная академия имени Петра Великого были организованы в сере­дине XIX в., а Военно-медицинская академия — в 1798 г. Все они ведут свою историю от офицерских классов и школ, соз­данных еще раньше, на рубеже XVIII — XIX вв. (рис. 33).

Сегодня основное предназначение академий — готовить высококвалифицированных офицеров, уже имеющих высшее образование и опыт офицерской службы, на вышестоящие должности. Иными словами, академии дают своим выпуск­никам второе высшее образование как специалистам по управлению крупными воинскими коллективами. Выпуск­ники назначаются на должности, как правило, не ниже пол­кового звена.

В то же время ряд академий принимают на учебу юношей, не имеющих офицерских званий, со средним (полным) общим или средним профессиональным образованием.

Военные университеты как новый вид военно-учебных заведений были организованы в 1995 г.

Военные академии и военные университеты являются мно­гоуровневыми военно-учебными заведениями. Кроме подготовки руководящих военных кадров с высшим военным об­разованием они готовят офицеров на первичные офицерские должности.

Заведениями, обеспечивающими подготовку военных ка­дров для замещения первичных офицерских должностей, яв­ляются военные институты. Они готовят офицеров — ди­пломированных специалистов с высшим военно-специальным образованием более чем по 250 специальностям, необходи­мым для армии и флота.

В ближайшие годы число военных институтов будет воз­растать за счет преобразования в соответствующие единицы высших военных училищ.

В военные вузы принимаются граждане РФ:

со средним (полным) общим образованием или средним профессиональным образованием;

не проходившие военную службу, которым до конца года исполнилось 17 лет, но не старше 21 года включи­тельно на год поступления;

проходившие или прошедшие военную службу - до 23 лет включительно на год поступления.

Прием в военно-учебные заведения проводится по лично­му заявлению (рапорту) граждан, на основе которого они до­пускаются к предварительному профессиональному отбору в районных (городских) военных комиссариатах или в воин­ских частях. Подавшие рапорт рассматриваются как канди­даты для поступления в военные вузы.

Паспорт, военный билет или удостоверение о прописке и подлинный документ об образовании представляются канди­датом в приемную комиссию военно-учебного заведения по прибытии.

Информацию о времени и месте прибытия для прохожде­ния профессионального отбора кандидаты получают через во­енные комиссариаты или через штабы воинских частей.

Профессиональный отбор проводится приемными комис­сиями вузов с 5 по 25 июня. В ходе отбора кандидаты под­вергаются проверке по следующим критериям:

военно-профессиональная направленность и индивиду­альные психологические качества;

Индивидуальные психологические качества проверяются при собеседовании кандидата со специалистами профессио­нального отбора и при тестировании. Физическая подготовка оценивается по результатам вы­полнения следующих упражнений: подтягивание на перекла­дине, бег на 100 метров, бег на 3 километра, плавание на 100 (50) метров.

Абитуриенты, поступающие в военный университет на военно-юридический факультет, представляют рекомендацию помощника командира по правовой работе корпуса, эскадры или вышестоящего старшего юрисконсульта (начальника юридической службы) той воинской единицы, где они слу­жили.

У поступающих на прокурорско-следственный факультет военного университета должна быть рекомендация военного прокурора гарнизона или вышестоящего органа военной про­куратуры.

К сдаче экзаменов на отделение судебной работы военного университета допускаются лица, имеющие рекомендацию председателя военного суда гарнизона или вышестоящего во­енного суда.

В Военный институт физической культуры принимаются военнослужащие и гражданская молодежь, имеющие спор­тивные разряды не ниже второго по одному из видов спорта. Военнослужащие — мастера спорта, мастера спорта между­народного класса или заслуженные мастера спорта — прини­маются в возрасте не старше 25 лет.

На военно-дирижерский факультет при Московской госу­дарственной консерватории принимаются военнослужащие (воспитанники военных оркестров) и гражданская молодежь, имеющие среднее музыкальное образование или равную ему самостоятельную подготовку по одному из инструментов ду­ховой группы.

Все вступительные экзамены проводятся по программам, соответствующим учебным программам среднего (полного) общего образования.

Во все военные вузы вступительные экзамены сдаются в три этапа. Первый этап — это психологическое и психофи­зиологическое обследование кандидатов. Второй этап — про­верка физической подготовки. Третий этап — общеобразова­тельная подготовка проверяется по следующим предметам: математика (результаты ЕГЭ), физика (результаты ЕГЭ), рус­ский язык (результаты ЕГЭ).

Без проверки общеобразовательной подготовки при усло­вии соответствия всем другим требованиям профессиональ­ного отбора зачисляются:

Герои Российской Федерации — во все вузы;

выпускники Санкт-Петербургского кадетского ракетно- артиллерийского корпуса, суворовских военных и на­химовского военно-морского училищ — в военные учи­лища и военные институты;

выпускники школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой учащихся — в высшие военные авиацион­ные училища летчиков и штурманов; выпускники Мо­сковского военно-музыкального училища — на военно- дирижерский факультет при Московской государствен­ной консерватории;

кандидаты, окончившие среднее (полное) образовательное учреждение с медалью или среднее профессиональное учебное заведение с дипломом с отличием, — в средние военные училища (предназначены для подготовки офи­церов со средним военно-специальным образованием)

На основании собеседования в высшие и средние военные училища, военные институты без проверки знаний по общеоб­разовательным предметам также могут быть зачислены кан­дидаты, окончившие первый или последующие курсы граж­данских учебных заведений по специальностям, соответствую­щим профилю данного военно-учебного заведения, и отвечаю­щие другим требованиям профессионального отбора. При не­соответствии профилей кандидаты сдают экзамены на общих основаниях. Решение о проведении собеседования или сдаче экзаменов принимает председатель приемной комиссии.

Вне конкурса при получении положительных оценок по предметам, выносимым на вступительные экзамены, и на основании результатов профессионального отбора зачисляют­ся кандидаты из числа сирот или лиц, оставшихся без попе­чения родителей.

Кандидаты на места, оставшиеся после зачисления лиц, имеющих право на поступление без проверки общеобразова­тельной подготовки и вне конкурса, зачисляются на конкурс­ной основе.

Преимущественным правом на зачисление в военно-учеб­ные заведения пользуются:

военнослужащие, имеющие квалификацию 1-го класса или мастера, -— при поступлении в вузы, готовящие спе­циалистов по данной (родственной) специальности; военнослужащие, проходящие военную службу по при­зыву и прослужившие не менее одного года;

кандидаты из числа гражданской молодежи, имеющие стаж практической работы не менее одного года или окончившие юношеские военно-патриотические школы (клубы);

кандидаты из числа гражданской молодежи, имеющие первоначальную летную подготовку, — в высшие воен­ные училища летчиков и штурманов.

Законодательно для поступающих в военно-учебные заве­дения предусмотрены некоторые льготы. В частности, проезд для кандидатов бесплатный. Его обеспечивают военные ко­миссариаты (командиры воинских частей), а в случае не по­ступления — начальники вузов за счет средств Министерства обороны РФ.

Кандидаты, прибывшие в вузы, обеспечиваются бесплат­ным размещением и питанием, учебными пособиями и лите­ратурой.

Кандидаты из числа гражданской молодежи, не принятые на учебу как не прошедшие профессиональный отбор, отко­мандировываются в военные комиссариаты по месту житель­ства. Личные дела и другие документы с указанием причин отказа в зачислении на учебу, а также справки о результатах поступления в военно-учебное заведение выдаются кандида­там на руки под расписку.

Кандидаты из числа военнослужащих, не принятые на уче­бу как не прошедшие профессиональный отбор, направляют­ся в свои воинские части.

Лица, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По достижении восемнадцатилетнего возраста они заключа­ют контракт о прохождении военной службы, но не ранее окончания первого курса обучения.

Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по при­зыву, при зачислении в указанные образовательные учреж­дения заключают контракт до начала обучения.

Проходящие военную службу по контракту при зачисле­нии их в военные образовательные учреждения заключают новый контракт.

Военнослужащие, получающие профессиональное военное образование, заключают первый контракт о прохождении во­енной службы на время обучения в указанном образователь­ном учреждении и на пять лет военной службы после его окончания.

Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в установленном порядке, под­лежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.

Обучение в военно-учебных заведениях организуется в це­лом на тех же принципах, что и в гражданских образователь­ных учреждениях высшего и среднего профессионального об­разования. Вместе с тем в организации и проведении учебно­го процесса есть ряд особенностей, диктуемых принадлеж­ностью военно-учебных заведений к Вооруженным силам и спецификой военной службы.

Учебный год начинается 1 сентября и делится на два се­местра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. Однако у курсантов первых курсов учебный год на­чинается 1 августа. В течение одного-двух месяцев с ними проводится общевойсковая подготовка, в ходе которой они знакомятся с основами военной службы и со своей будущей офицерской профессией.

По окончании каждого семестра курсантам предоставля­ются каникулярные отпуска: зимний продолжительностью четырнадцать суток и летний продолжительностью тридцать суток.

Занятия проводятся шесть раз в неделю. Как и в граждан­ских вузах, общий объем учебной работы курсантов плани­руется из расчета не более пятидесяти четырех часов в неде­лю. Из них на занятия с преподавателем отводится не более тридцати шести часов в неделю на всех курсах, кроме вы­пускного, и не более тридцати часов в неделю на выпускном курсе. Остальное время выделяется для самостоятельной ра­боты курсантов. Обязательным является не только посещение всех занятий с преподавателем (занятий по расписанию), но и самоподготовка.

Наряду с лекциями, семинарами, лабораторными и прак­тическими занятиями большое место отводится учебным за­нятиям, отражающим специфику профессиональной деятель­ности офицера. Проводятся военные игры, тактические и тактико-специальные занятия и учения. На них отрабатыва­ются навыки организации и обеспечения боевых действий, управления подразделениями в бою. Занятия и учения про­водятся в загородных учебных центрах, на полигонах, учебных командных пунктах, т.е. в условиях, максимально прибли­женных к боевым. В ходе таких занятий широко использу­ются реальное оружие и боевая техника, состоящие на воору­жении, тренажеры и новейшая вычислительная техника.

В ходе учебы курсанты проходят практику (производст­венную, ремонтную, корабельную и другую в зависимости от получаемой специальности). На завершающем этапе обуче­ния организуется войсковая (флотская) стажировка. В про­цессе стажировки, проводимой непосредственно в войсках или на флотах, курсанты приобретают практические навыки в выполнении обязанностей по своему должностному предна­значению.

Успеваемость курсантов проверяется в ходе текущего кон­троля, на экзаменах и зачетах. Для отлично и хорошо успе­вающих курсантов наряду с поощрениями, установленными для военнослужащих, предусмотрен целый ряд дополнитель­ных льгот и преимуществ:

курсантам, проявившим выдающиеся способности, мо­гут назначаться специальные (именные) стипендии (Пре­зидента РФ, Правительства РФ);

курсантам второго и последующих курсов может быть разрешена досрочная сдача экзаменов и зачетов; высво­бодившееся время они могут использовать по желанию, в том числе для увеличения продолжительности кани­кулярных отпусков;

курсанты второго и последующих курсов могут перево­диться на обучение по индивидуальным планам;

дополнительно к основной специальности может быть предоставлено право изучать дисциплины второй спе­циальности, а при полном выполнении ее программ — получить по окончании вуза второй диплом.

Все курсанты после успешного завершения программ обуче­ния проходят итоговую государственную аттестацию, вклю­чающую защиту выпускной квалификационной работы (ди­пломного проекта или дипломной работы) и сдачу итоговых экзаменов. Защита выпускной квалификационной работы в высших военно-учебных заведениях является обязательной для подавляющего большинства специальностей, в том числе для всех специальностей командного, командно-инженерного и инженерного профилей.

Курсантам, успешно прошедшим итоговую государствен­ную аттестацию, присваивается квалификация по получен­ной специальности и выдается диплом государственного об­разца о высшем (или среднем) профессиональном образова­нии. За успехи в учебе, научной работе и примерную дисци­плину решением государственной аттестационной комиссии выпускнику выдается диплом с отличием. Тем, кто в течение всего обучения на всех экзаменах и зачетах получал только отличные оценки, может быть присуждена золотая медаль (в высших военно-учебных заведениях); фамилии лучших выпускников заносятся на доску почета вуза.

Учебный военный центр создается в целях обучения по программе военной подготовки граждан Российской Федера­ции, обучающихся в этом образовательном учреждении по очной форме обучения, для прохождения ими после оконча­ния данного образовательного учреждения военной службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению офицера­ми. Военная подготовка осуществляется в добровольном по­рядке на основании договора, заключаемого между гражда­нином и Минобороны РФ.

Граждане до достижения ими 24-летнего возраста, изъ­явившие желание получить военную подготовку, должны пройти предварительный отбор, в частности для определения годности по состоянию здоровья к военной службе. Пред­варительный отбор кандидатов осуществляется военным ко­миссариатом по месту воинского учета гражданина или по месту расположения высшего учебного заведения в порядке, установленном Минобороны РФ. Военная подготовка проводится по конкретным военно- учетным специальностям. Граждане, оканчивающие высшее учебное заведение, проходят итоговую аттестацию по военной подготовке, в ходе которой устанавливаются уровень их тео­ретической и практической подготовки для выполнения воен­но-профессиональных задач и соответствие подготовки ква­лификационным требованиям, предъявляемым к выпускни­кам учебных военных центров.

Завершившие военную подготовку в установленном по­рядке заключают контракт о прохождении военной службы с Минобороны РФ или иным федеральным органом испол­нительной власти, в котором федеральным законом преду­смотрена военная служба.

В Положении об учебных военных центрах также урегу­лированы вопросы образовательной деятельности учебного военного центра; организации и порядка проведения учебных сборов; штата учебных военных центров; управления их дея­тельностью; финансового и материально-технического обе­спечения обучения и другие вопросы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль офицерского корпуса в российской армии?

2. Какие виды военных образовательных учреждений осуществля­ют подготовку будущих офицеров российской армии?

3. Каковы правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования?

4. Каковы правила заключения контракта с военнослужащими, обучающимися в военных вузах?

5. Какие категории граждан имеют льготы для поступления в во­енные образовательные учреждения?

6. Как организуется учебный процесс в военных образовательных учреждениях профессионального образования?

Подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем:

1) профессиональной подготовки, предусматривающей приобретение сотрудником органов внутренних дел, поступившим на службу в органы внутренних дел, основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) обучения в соответствии с федеральным законом по образовательным программам:

среднего (полного) общего образования с начальной профессиональной подготовкой (суворовские училища);

среднего профессионального образования;

высшего профессионального образования;

послевузовского профессионального образования;

дополнительного профессионального образования;

3) профессиональной служебной и физической подготовки.

Сотрудники, принятые на службу в органы внутренних дел, проходят профессиональную подготовку:

в центрах профессиональной подготовки;

в образовательных организациях МВД России.

Профессиональная подготовка проводится только по очной форме обучения.

Профессиональную подготовку не проходят сотрудники:

ранее проходившие службу в органах внутренних дел и поступившие вновь на службу (при наличии в личном деле документов, подтверждающих прохождение ими первоначальной подготовки (специального профессионального обучения)) не позднее пяти лет с даты увольнения со службы в органах внутренних дел;

назначенные на должности высшего начальствующего состава.

В ходе профессиональной подготовки сотрудники проходят специальную подготовку к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Слушатели, не изучившие условий выполнения упражнений стрельб, не получившие необходимых знаний, умений и навыков и не усвоившие меры безопасности при обращении с оружием, к практическим стрельбам из огнестрельного оружия не допускаются.

Слушатели могут в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекаться к участию в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка и выполнению ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел. Запрещается использовать слушателей в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза их жизни либо когда их самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.

Привлечение слушателей к хозяйственным и иным работам, не связанным с обеспечением учебного процесса, не допускается.

Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план по программам первоначальной подготовки и успешно сдавшие итоговые зачеты и экзамены в центре профессиональной подготовки, образовательной организации МВД России, считаются прошедшими профессиональную подготовку.

По окончании профессиональной подготовки начальником центра профессиональной подготовки или образовательной организации МВД России издается приказ об окончании слушателями обучения и направлении их для прохождения службы в органы, организации и подразделения МВД России. Результаты профессиональной подготовки и рекомендации по дальнейшему прохождению службы сотрудника отражаются в Заключении о прохождении профессиональной подготовки.

Подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных организациях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также в образовательных организациях дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральным законом.

Дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку, которые могут осуществляться с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от выполнения служебных обязанностей.

Получение сотрудником дополнительного профессионального образования является преимущественным основанием для включения сотрудника в кадровый резерв или продолжения замещения им соответствующей должности в органах внутренних дел.

По решению уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел, имеющий высшее профессиональное образование, заключивший контракт на неопределенный срок, может быть с его согласия направлен в соответствующее образовательное учреждение высшего профессионального образования для получения другого высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната. С таким сотрудником заключается в письменной форме дополнительное соглашение, в котором указываются:

наименование и местонахождение образовательной организации;

наименование и местонахождение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, направляющих сотрудника на обучение;

периоды времени, предоставляемые сотруднику для прохождения вступительных испытаний, текущей или итоговой аттестации;

обязательство сотрудника по окончании обучения продолжить службу в органах внутренних дел в течение не менее пяти лет в случае, если оплата обучения производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий соглашения.

Сотруднику органов внутренних дел, обучающемуся в образовательном учреждении высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната, предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.

Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудника органов внутренних дел.

Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, и включает в себя следующие виды:

Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников организуется еженедельно в служебное время (в пределах нормальной продолжительности служебного времени). В подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России, сотрудники которых осуществляют сменный режим службы, обучение в системе профессиональной служебной и физической подготовки может быть организовано за пределами нормальной продолжительности служебного времени с предоставлением в установленном порядке соответствующих компенсаций.

На занятия по профессиональной служебной и физической подготовке сотрудники прибывают в повседневной форме одежды по сезону (за исключением сотрудников подразделений специальных технических мероприятий и оперативно-поисковых подразделений). Форма одежды устанавливается лицами, проводящими занятия.

Занятия по профессиональной служебной и физической подготовке начинаются в подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России в феврале, а в образовательных учреждениях МВД России - одновременно с началом учебного года. Занятия по видам профессиональной служебной и физической подготовки продолжаются в течение года и могут проводиться в режиме единого дня проведения занятий.

Учебный год заканчивается проведением итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников с обязательной проверкой профессиональных знаний, умений и навыков по видам профессиональной служебной и физической подготовки.

Итоговые занятия проводятся в четвертом квартале каждого года (в образовательных учреждениях МВД России – по окончании учебного года) комиссиями органов, организаций и подразделений МВД России и являются обязательными. Проверке в ходе итоговых занятий подлежит 100% сотрудников, прошедших первоначальную подготовку.

Итоговые занятия по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников являются проверкой на их профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Результаты итоговых занятий учитываются при присвоении квалификационных званий в соответствии с Инструкцией о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 1.

В отношении сотрудников, признанных профессионально непригодными к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (получивших по результатам итоговых занятий неудовлетворительную оценку), руководителем (начальником) органа, организации или подразделения МВД России принимается решение в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о службе в ОВД.

III. Заключительная часть

1. Ответы на вопросы слушателей.

2. Закрепление темы, вопросы для самоконтроля:

2.1. Специальные звания в системе МВД России и виды должностей.

2.2. Перевод по службе в органах внутренних дел.

2.3. Подготовка кадров в системе МВД России.

3. Подведение итогов занятия.

подполковник полиции С.В. Беляева

Начальник цикла-преподаватель ЮиСД ЦПП

УМВД России по Вологодской области

подполковник полиции М.А. Таничев

к план-конспекту по теме «Поступление на службу в органы

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 30.12. 2008) // Российская газета. № 237. 25 декабря.

2. Организация кадровой работы в органах внутренних дел: курс лекций / под ред. Кубышко В.Л. М.: ДГСК МВД России, 2012. 216 с.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Читайте также: