Организация подготовки офицерских кадров для вс рф мвд россии фсб россии мчс россии сообщение
Обновлено: 30.06.2024
Порядок подготовки кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации.
Подготовка кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации включает:
а) получение гражданами:
среднего и высшего профессионального образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования по военным профессиональным образовательным программам;
послевузовского профессионального образования в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии;
дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях и структурных подразделениях дополнительного профессионального образования образовательных учреждений;
б) обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
в) обучение граждан по программам военно-профессиональной подготовки без повышения их образовательного уровня;
г) подготовку граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин до призыва на военную службу;
д) подготовку граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в ходе военной службы;
е) обучение и подготовку граждан для участия в операциях по поддержанию мира и других видов миротворческой деятельности;
ж) подготовку граждан, пребывающих в запасе, к военной службе;
з) переподготовку лиц гражданского персонала по специальностям, требующим повышения квалификации.
Подготовка кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации на основании пунктов "а" и "в" настоящей статьи осуществляется в соответствии с установленной численностью и потребностью Вооруженных Сил Российской Федерации; пункта "б" - в соответствии с Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации.
Во второй половине XIX в. военным министром Д.А. Милютиным была проведена реформа военно-учебных заведений, выразившаяся в упразднении кадетских корпусов. Вместо них были организованы военные гимназии и военные училища. Кроме того, были созданы юнкерские училища и готовившие для них контингент учащихся военные прогимназии. В этот же период была реформирована академия, а также были созданы новые военные академии: артиллерийская, инженерная, морская, юридическая. Кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии с усиленной общеобразовательной программой, а из специальных классов кадетских корпусов были созданы для пехоты три военных училища - Павловское и Константиновское в Петербурге и Александровское в Москве. Военная реформа была тем более важна, что офицеры выпускались не только в гвардию и армию, но определенная их часть по прохождении установленного военного ценза рекрутировалась в полицию и жандармский корпус. Отметим в этой связи, что корпус жандармов комплектовался исключительно из офицеров-дворян, прослуживших как минимум два года в гвардии или кавалерии, имеющих военное образование, обладающих повышенными профессиональными знаниями, отменной стрелковой, силовой, кавалерийской подготовкой и безупречными моральными качествами.
Курсы готовили командиров и политработников для пехоты, кавалерии, артиллерии, инженерных войск, войск связи, автоброневых и других частей, а также оружейников, медиков и т.д. Эти курсы положили начало развертыванию сети военно-учебных заведений РККА. 6 октября 1918 г. открылись курсы по подготовке морского командного состава. Кроме того, курсы по подготовке командиров были открыты при штабах фронтов и армий. Всего на курсах в действующей армии было подготовлено около 25 тысяч командиров.13
Вместе с тем к становлению армии и других силовых структур активно привлекались и профессиональные военные кадры. Со 2 июня 1918 г. по 15 августа 1920 г. были призваны 48 409 бывших офицеров и генералов царской армии, которые использовались в качестве командующих фронтами и армиями, начальников дивизий, командиров бригад, начальников штабов, управлений и отделов, преподавателей военно-учебных заведений, инструкторов Всевобуча. К концу Гражданской войны старые военные специалисты составляли 34-35% всего командного состава Красной Армии.14
Созданная система военно-учебных заведений вызвала необходимость и в подготовке преподавателей. С этой целью в начале 1919 г. в Москве были организованы военно-педагогические курсы РККА. В последующем они были переименованы в Военно-педагогическую академию, а затем в Военно-педагогический институт. В них готовились преподаватели по военным, общеобразовательным и специально-политическим дисциплинам. На курсы возлагалась и задача научной разработки вопросов воинского воспитания и обучения.
Но в годы Гражданской войны ситуация не позволяла вести обучение командного состава по стабильным программам. Поэтому подготовку командиров были вынуждены вести по сокращенным программам военного времени.
После гражданской войны, в результате военной реформы, в армии было введено единоначалие, разработаны новые уставы и наставления, программы боевой и политической подготовки, вместо краткосрочных курсов была создана система средних военных и военно-политических школ, курсов усовершенствования и военных академий, подготовлены новые учебники и пособия. Процесс обучения и воспитания красных командиров и политработников становился планомерным и стабильным.
Особое внимание в 20-е и вплоть до середины 30-х годов было уделено проблемам политического воспитания офицеров РККА, госбезопасности и милиции.
С конца 20-х - начала 30-х годов, наряду с подготовкой командиров для РККА, шло становление системы специальных училищ для НКВД, в которых готовились офицеры для структур госбезопасности, милиции и пограничных войск. Одновременно шли усиленные поиски новых методов обучения. При разработке программ упор был сделан на то, чтобы полнее отразить в них опыт Первой мировой и Гражданской войн, последние достижения военной науки, ориентировать курсантов и слушателей на глубокое изучение техники, вопросов взаимодействия и динамики боевых действий. В методике боевой подготовки большое внимание уделялось реализации требований принципа учить тому, что необходимо на войне. И вместе с тем советско-финляндская война 1939-1940 гг. показала острый дефицит квалифицированного начальствующего состава и низкий профессиональный уровень подготовки офицеров, что было прямым следствием репрессий в армии.15 Этот же фактор сыграл свою негативную роль в первый период Великой Отечественной войны.
Система подготовки офицерского состава в годы Великой Отечественной войны представляла собой обучение командиров в училищах, учебных центрах, запасных частях, боевой подготовке в действующей армии. На фронте обучение офицерского состава проводилось в форме разбора боевых действий.16 Вместе с тем немаловажное значение в подготовке офицеров отдавалось самостоятельной подготовке. В ходе Великой Отечественной войны была создана определенная система подготовки командных, политических и военно-технических кадров. Обучение офицеров осуществлялось в 30 военных вузах, 220 военных училищах и более чем на 200 курсах. Всего за годы войны было подготовлено более 1 600тыс. офицеров.17
В послевоенный период особое внимание в работе с офицерскими кадрами было уделено повышению их теоретической подготовки, профессиональных знаний, навыков и умений. В учебных заведениях силовых структур стали осуществляться важные меры по совершенствованию системы образования.
Численность и профиль высших и средних учебных заведений были приведены в соответствие с требованиями военной теории и практики. Были созданы новые ВУЗы. Например, в 1953 году - Командная академия связи и Военная артиллерийская академия. В связи с возникновением новых видов Вооруженных сил был образован ряд высших командных училищ по подготовке офицеров для РВСН, войск ПВО, подводного флота. Подготовка военных кадров организовывалась и проводилась с учетом полного удовлетворения потребностей всех видов ВС. Были рассмотрены и уточнены источники пополнения армии и флота офицерами, в том числе и теми специалистами, подготовка которых ведется в гражданских ВУЗах. Существенные изменения претерпела система подготовки кадров в военно-учебных заведениях. Уточнялись программы обучения курсантов и слушателей, углублялась специализация ВУЗов. В послевоенный период серьезное внимание было обращено на подбор командного, политического и профессорско-преподавательского состава военных учебных заведений, повышение квалификации научно-педагогических кадров, совершенствование форм и методов обучения курсантов и слушателей и т.д.
Несмотря на негативные последствия непродуманных организационных мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах во второй половине 50-х годов, система подготовки офицерских кадров продолжала развиваться. В июле 1958 г. одним из первых в стране преобразуется в высшее общевойсковое командное училище с 4-х летним сроком обучения Московское военное училище им. Верховного Совета РСФСР. В целях подготовки кадров политработников для всех видов Вооруженных Сил в начале 1967 г. было принято решение о создании высших военно-политических училищ. Во второй половине 60-х годов практически все средние военные училища были преобразованы в высшие. Только в период с 1965 по 1970 гг. удельный вес высших училищ и академий в общей системе военно-учебных заведении вырос почти в два раза.18
Изменения коснулись и подготовки офицеров в других силовых структурах. В 60-е и 70-е годы были созданы Академия МВД СССР и ряд высших школ МВД СССР, Академия КГБ СССР и соответствующие институты повышения квалификации оперативных работников.
Таким образом, представляется возможным на основе методологического и историко-педагогического анализа подготовки офицерских кадров исследовать педагогическое содержание системы подготовки курсантов в училищах.
К сожалению, в 90-е годы вся система подготовки офицерских кадров для силовых структур была основательна расстроена.
Из краткого исторического очерка можно, пожалуй, сделать два вывода. Первый - изучение данной проблемы весьма актуально и второй - необходимо использовать накопленный столетиями опыт подготовки офицеров и в современных условиях функционирования высших учебных заведений силового блока России.
1. Мы разделяем предложенную И.В. Биочинским периодизацию подготовки офицеров. См. Биочинский И.В. Педагогика подготовки офицера в военном училище. Самара. 1994. С. 13, 26-27.
2. Бескровный А.Г. Русская армия и флот в XVIII в. М., 1958. С. 22.
3. Биочинский И.В. указ. соч. С. 14.
4. Бескровный А.Г. указ. соч. С. 130.
5. Военная педагогика. М., 1973. С. 24-27.
6. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М. 1990. С. 18.
7. Биочинский И.В. указ. соч. С. 20.
8. Биочинский И.В. указ. соч. С. 22.
9. Биочинский И.В. указ. соч. С. 22.
10. Зайончовский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - XX столетий. М., 1973. С. 302-30
11. Биочинский И.В. указ. соч. С.26.
12. Биочинский И.В. указ. соч. С.28.
13. Биочинский И.В. указ. соч. С.29.
14. В.И. Ленин и Советские Вооруженные Сипы М., 1980. С. 216.
15.Известия ЦК КПСС. №1 1990. С. 177
16. Демин В.Г., Ладанов И.Д. Обучение советских воинов в годы Великой Отечественной войны. М. 1917. С. 25.
17. КПСС - организатор защиты социалистически го общества. М. 1997. С. 215.
Офицерский состав- это административно-правовая категория лиц, имеющих военную и военно-специальную подготовку (образование и персонально присвоенное офицерское звание).
Офицерский состав — это становой хребет любой армии, главный организатор и непосредственный исполнитель задач в области военного строительства, обеспечения обороны и безопасности страны. Именно на офицерском составе, его выдержке, стойкости, самоотверженности, профессионализме, преданности Отечеству держалась во все времена боеготовность Вооруженных сил.
Военно-учебные заведения в нашей стране впервые появились при Петре I. В середине XIX в. в России было 4 военные академии, 20 кадетских корпусов, 9 училищ, 7 военных школ. К концу XIX в. военно-учебные заведения делились на четыре разряда: высшие — военные академии со сроком обучения 3 — 5 лет; средние училища и специальные школы со сроком обучения 2 — 3 года; средние общеобразовательные военные гимназии и кадетские корпуса со сроком обучения 6 — 7 лет; низшие военные школы со сроком обучения один год.
В настоящее время подготовка офицерских кадров для Вооруженных сил РФ по различным специальностям в основном осуществляется в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Ведущими учебно-методическими и научными центрами в системе военного образования являются военные академии. Ряд военных академий входит в число старейших высших учебных заведений страны. Военно-морская, Военно- инженерная, Военная артиллерийская академия и Военная академия имени Петра Великого были организованы в середине XIX в., а Военно-медицинская академия — в 1798 г. Все они ведут свою историю от офицерских классов и школ, созданных еще раньше, на рубеже XVIII — XIX вв. (рис. 33).
Сегодня основное предназначение академий — готовить высококвалифицированных офицеров, уже имеющих высшее образование и опыт офицерской службы, на вышестоящие должности. Иными словами, академии дают своим выпускникам второе высшее образование как специалистам по управлению крупными воинскими коллективами. Выпускники назначаются на должности, как правило, не ниже полкового звена.
В то же время ряд академий принимают на учебу юношей, не имеющих офицерских званий, со средним (полным) общим или средним профессиональным образованием.
Военные университеты как новый вид военно-учебных заведений были организованы в 1995 г.
Военные академии и военные университеты являются многоуровневыми военно-учебными заведениями. Кроме подготовки руководящих военных кадров с высшим военным образованием они готовят офицеров на первичные офицерские должности.
Заведениями, обеспечивающими подготовку военных кадров для замещения первичных офицерских должностей, являются военные институты. Они готовят офицеров — дипломированных специалистов с высшим военно-специальным образованием более чем по 250 специальностям, необходимым для армии и флота.
В ближайшие годы число военных институтов будет возрастать за счет преобразования в соответствующие единицы высших военных училищ.
В военные вузы принимаются граждане РФ:
со средним (полным) общим образованием или средним профессиональным образованием;
не проходившие военную службу, которым до конца года исполнилось 17 лет, но не старше 21 года включительно на год поступления;
проходившие или прошедшие военную службу - до 23 лет включительно на год поступления.
Прием в военно-учебные заведения проводится по личному заявлению (рапорту) граждан, на основе которого они допускаются к предварительному профессиональному отбору в районных (городских) военных комиссариатах или в воинских частях. Подавшие рапорт рассматриваются как кандидаты для поступления в военные вузы.
Паспорт, военный билет или удостоверение о прописке и подлинный документ об образовании представляются кандидатом в приемную комиссию военно-учебного заведения по прибытии.
Информацию о времени и месте прибытия для прохождения профессионального отбора кандидаты получают через военные комиссариаты или через штабы воинских частей.
Профессиональный отбор проводится приемными комиссиями вузов с 5 по 25 июня. В ходе отбора кандидаты подвергаются проверке по следующим критериям:
военно-профессиональная направленность и индивидуальные психологические качества;
Индивидуальные психологические качества проверяются при собеседовании кандидата со специалистами профессионального отбора и при тестировании. Физическая подготовка оценивается по результатам выполнения следующих упражнений: подтягивание на перекладине, бег на 100 метров, бег на 3 километра, плавание на 100 (50) метров.
Абитуриенты, поступающие в военный университет на военно-юридический факультет, представляют рекомендацию помощника командира по правовой работе корпуса, эскадры или вышестоящего старшего юрисконсульта (начальника юридической службы) той воинской единицы, где они служили.
У поступающих на прокурорско-следственный факультет военного университета должна быть рекомендация военного прокурора гарнизона или вышестоящего органа военной прокуратуры.
К сдаче экзаменов на отделение судебной работы военного университета допускаются лица, имеющие рекомендацию председателя военного суда гарнизона или вышестоящего военного суда.
В Военный институт физической культуры принимаются военнослужащие и гражданская молодежь, имеющие спортивные разряды не ниже второго по одному из видов спорта. Военнослужащие — мастера спорта, мастера спорта международного класса или заслуженные мастера спорта — принимаются в возрасте не старше 25 лет.
На военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории принимаются военнослужащие (воспитанники военных оркестров) и гражданская молодежь, имеющие среднее музыкальное образование или равную ему самостоятельную подготовку по одному из инструментов духовой группы.
Все вступительные экзамены проводятся по программам, соответствующим учебным программам среднего (полного) общего образования.
Во все военные вузы вступительные экзамены сдаются в три этапа. Первый этап — это психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов. Второй этап — проверка физической подготовки. Третий этап — общеобразовательная подготовка проверяется по следующим предметам: математика (результаты ЕГЭ), физика (результаты ЕГЭ), русский язык (результаты ЕГЭ).
Без проверки общеобразовательной подготовки при условии соответствия всем другим требованиям профессионального отбора зачисляются:
Герои Российской Федерации — во все вузы;
выпускники Санкт-Петербургского кадетского ракетно- артиллерийского корпуса, суворовских военных и нахимовского военно-морского училищ — в военные училища и военные институты;
выпускники школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой учащихся — в высшие военные авиационные училища летчиков и штурманов; выпускники Московского военно-музыкального училища — на военно- дирижерский факультет при Московской государственной консерватории;
кандидаты, окончившие среднее (полное) образовательное учреждение с медалью или среднее профессиональное учебное заведение с дипломом с отличием, — в средние военные училища (предназначены для подготовки офицеров со средним военно-специальным образованием)
На основании собеседования в высшие и средние военные училища, военные институты без проверки знаний по общеобразовательным предметам также могут быть зачислены кандидаты, окончившие первый или последующие курсы гражданских учебных заведений по специальностям, соответствующим профилю данного военно-учебного заведения, и отвечающие другим требованиям профессионального отбора. При несоответствии профилей кандидаты сдают экзамены на общих основаниях. Решение о проведении собеседования или сдаче экзаменов принимает председатель приемной комиссии.
Вне конкурса при получении положительных оценок по предметам, выносимым на вступительные экзамены, и на основании результатов профессионального отбора зачисляются кандидаты из числа сирот или лиц, оставшихся без попечения родителей.
Кандидаты на места, оставшиеся после зачисления лиц, имеющих право на поступление без проверки общеобразовательной подготовки и вне конкурса, зачисляются на конкурсной основе.
Преимущественным правом на зачисление в военно-учебные заведения пользуются:
военнослужащие, имеющие квалификацию 1-го класса или мастера, -— при поступлении в вузы, готовящие специалистов по данной (родственной) специальности; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее одного года;
кандидаты из числа гражданской молодежи, имеющие стаж практической работы не менее одного года или окончившие юношеские военно-патриотические школы (клубы);
кандидаты из числа гражданской молодежи, имеющие первоначальную летную подготовку, — в высшие военные училища летчиков и штурманов.
Законодательно для поступающих в военно-учебные заведения предусмотрены некоторые льготы. В частности, проезд для кандидатов бесплатный. Его обеспечивают военные комиссариаты (командиры воинских частей), а в случае не поступления — начальники вузов за счет средств Министерства обороны РФ.
Кандидаты, прибывшие в вузы, обеспечиваются бесплатным размещением и питанием, учебными пособиями и литературой.
Кандидаты из числа гражданской молодежи, не принятые на учебу как не прошедшие профессиональный отбор, откомандировываются в военные комиссариаты по месту жительства. Личные дела и другие документы с указанием причин отказа в зачислении на учебу, а также справки о результатах поступления в военно-учебное заведение выдаются кандидатам на руки под расписку.
Кандидаты из числа военнослужащих, не принятые на учебу как не прошедшие профессиональный отбор, направляются в свои воинские части.
Лица, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По достижении восемнадцатилетнего возраста они заключают контракт о прохождении военной службы, но не ранее окончания первого курса обучения.
Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в указанные образовательные учреждения заключают контракт до начала обучения.
Проходящие военную службу по контракту при зачислении их в военные образовательные учреждения заключают новый контракт.
Военнослужащие, получающие профессиональное военное образование, заключают первый контракт о прохождении военной службы на время обучения в указанном образовательном учреждении и на пять лет военной службы после его окончания.
Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в установленном порядке, подлежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.
Обучение в военно-учебных заведениях организуется в целом на тех же принципах, что и в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вместе с тем в организации и проведении учебного процесса есть ряд особенностей, диктуемых принадлежностью военно-учебных заведений к Вооруженным силам и спецификой военной службы.
Учебный год начинается 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. Однако у курсантов первых курсов учебный год начинается 1 августа. В течение одного-двух месяцев с ними проводится общевойсковая подготовка, в ходе которой они знакомятся с основами военной службы и со своей будущей офицерской профессией.
По окончании каждого семестра курсантам предоставляются каникулярные отпуска: зимний продолжительностью четырнадцать суток и летний продолжительностью тридцать суток.
Занятия проводятся шесть раз в неделю. Как и в гражданских вузах, общий объем учебной работы курсантов планируется из расчета не более пятидесяти четырех часов в неделю. Из них на занятия с преподавателем отводится не более тридцати шести часов в неделю на всех курсах, кроме выпускного, и не более тридцати часов в неделю на выпускном курсе. Остальное время выделяется для самостоятельной работы курсантов. Обязательным является не только посещение всех занятий с преподавателем (занятий по расписанию), но и самоподготовка.
Наряду с лекциями, семинарами, лабораторными и практическими занятиями большое место отводится учебным занятиям, отражающим специфику профессиональной деятельности офицера. Проводятся военные игры, тактические и тактико-специальные занятия и учения. На них отрабатываются навыки организации и обеспечения боевых действий, управления подразделениями в бою. Занятия и учения проводятся в загородных учебных центрах, на полигонах, учебных командных пунктах, т.е. в условиях, максимально приближенных к боевым. В ходе таких занятий широко используются реальное оружие и боевая техника, состоящие на вооружении, тренажеры и новейшая вычислительная техника.
В ходе учебы курсанты проходят практику (производственную, ремонтную, корабельную и другую в зависимости от получаемой специальности). На завершающем этапе обучения организуется войсковая (флотская) стажировка. В процессе стажировки, проводимой непосредственно в войсках или на флотах, курсанты приобретают практические навыки в выполнении обязанностей по своему должностному предназначению.
Успеваемость курсантов проверяется в ходе текущего контроля, на экзаменах и зачетах. Для отлично и хорошо успевающих курсантов наряду с поощрениями, установленными для военнослужащих, предусмотрен целый ряд дополнительных льгот и преимуществ:
курсантам, проявившим выдающиеся способности, могут назначаться специальные (именные) стипендии (Президента РФ, Правительства РФ);
курсантам второго и последующих курсов может быть разрешена досрочная сдача экзаменов и зачетов; высвободившееся время они могут использовать по желанию, в том числе для увеличения продолжительности каникулярных отпусков;
курсанты второго и последующих курсов могут переводиться на обучение по индивидуальным планам;
дополнительно к основной специальности может быть предоставлено право изучать дисциплины второй специальности, а при полном выполнении ее программ — получить по окончании вуза второй диплом.
Все курсанты после успешного завершения программ обучения проходят итоговую государственную аттестацию, включающую защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы) и сдачу итоговых экзаменов. Защита выпускной квалификационной работы в высших военно-учебных заведениях является обязательной для подавляющего большинства специальностей, в том числе для всех специальностей командного, командно-инженерного и инженерного профилей.
Курсантам, успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, присваивается квалификация по полученной специальности и выдается диплом государственного образца о высшем (или среднем) профессиональном образовании. За успехи в учебе, научной работе и примерную дисциплину решением государственной аттестационной комиссии выпускнику выдается диплом с отличием. Тем, кто в течение всего обучения на всех экзаменах и зачетах получал только отличные оценки, может быть присуждена золотая медаль (в высших военно-учебных заведениях); фамилии лучших выпускников заносятся на доску почета вуза.
Учебный военный центр создается в целях обучения по программе военной подготовки граждан Российской Федерации, обучающихся в этом образовательном учреждении по очной форме обучения, для прохождения ими после окончания данного образовательного учреждения военной службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами. Военная подготовка осуществляется в добровольном порядке на основании договора, заключаемого между гражданином и Минобороны РФ.
Граждане до достижения ими 24-летнего возраста, изъявившие желание получить военную подготовку, должны пройти предварительный отбор, в частности для определения годности по состоянию здоровья к военной службе. Предварительный отбор кандидатов осуществляется военным комиссариатом по месту воинского учета гражданина или по месту расположения высшего учебного заведения в порядке, установленном Минобороны РФ. Военная подготовка проводится по конкретным военно- учетным специальностям. Граждане, оканчивающие высшее учебное заведение, проходят итоговую аттестацию по военной подготовке, в ходе которой устанавливаются уровень их теоретической и практической подготовки для выполнения военно-профессиональных задач и соответствие подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к выпускникам учебных военных центров.
Завершившие военную подготовку в установленном порядке заключают контракт о прохождении военной службы с Минобороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В Положении об учебных военных центрах также урегулированы вопросы образовательной деятельности учебного военного центра; организации и порядка проведения учебных сборов; штата учебных военных центров; управления их деятельностью; финансового и материально-технического обеспечения обучения и другие вопросы.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова роль офицерского корпуса в российской армии?
2. Какие виды военных образовательных учреждений осуществляют подготовку будущих офицеров российской армии?
3. Каковы правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования?
4. Каковы правила заключения контракта с военнослужащими, обучающимися в военных вузах?
5. Какие категории граждан имеют льготы для поступления в военные образовательные учреждения?
6. Как организуется учебный процесс в военных образовательных учреждениях профессионального образования?
Подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем:
1) профессиональной подготовки, предусматривающей приобретение сотрудником органов внутренних дел, поступившим на службу в органы внутренних дел, основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
2) обучения в соответствии с федеральным законом по образовательным программам:
среднего (полного) общего образования с начальной профессиональной подготовкой (суворовские училища);
среднего профессионального образования;
высшего профессионального образования;
послевузовского профессионального образования;
дополнительного профессионального образования;
3) профессиональной служебной и физической подготовки.
Сотрудники, принятые на службу в органы внутренних дел, проходят профессиональную подготовку:
в центрах профессиональной подготовки;
в образовательных организациях МВД России.
Профессиональная подготовка проводится только по очной форме обучения.
Профессиональную подготовку не проходят сотрудники:
ранее проходившие службу в органах внутренних дел и поступившие вновь на службу (при наличии в личном деле документов, подтверждающих прохождение ими первоначальной подготовки (специального профессионального обучения)) не позднее пяти лет с даты увольнения со службы в органах внутренних дел;
назначенные на должности высшего начальствующего состава.
В ходе профессиональной подготовки сотрудники проходят специальную подготовку к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Слушатели, не изучившие условий выполнения упражнений стрельб, не получившие необходимых знаний, умений и навыков и не усвоившие меры безопасности при обращении с оружием, к практическим стрельбам из огнестрельного оружия не допускаются.
Слушатели могут в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекаться к участию в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка и выполнению ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел. Запрещается использовать слушателей в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза их жизни либо когда их самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.
Привлечение слушателей к хозяйственным и иным работам, не связанным с обеспечением учебного процесса, не допускается.
Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план по программам первоначальной подготовки и успешно сдавшие итоговые зачеты и экзамены в центре профессиональной подготовки, образовательной организации МВД России, считаются прошедшими профессиональную подготовку.
По окончании профессиональной подготовки начальником центра профессиональной подготовки или образовательной организации МВД России издается приказ об окончании слушателями обучения и направлении их для прохождения службы в органы, организации и подразделения МВД России. Результаты профессиональной подготовки и рекомендации по дальнейшему прохождению службы сотрудника отражаются в Заключении о прохождении профессиональной подготовки.
Подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных организациях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также в образовательных организациях дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральным законом.
Дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку, которые могут осуществляться с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от выполнения служебных обязанностей.
Получение сотрудником дополнительного профессионального образования является преимущественным основанием для включения сотрудника в кадровый резерв или продолжения замещения им соответствующей должности в органах внутренних дел.
По решению уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел, имеющий высшее профессиональное образование, заключивший контракт на неопределенный срок, может быть с его согласия направлен в соответствующее образовательное учреждение высшего профессионального образования для получения другого высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната. С таким сотрудником заключается в письменной форме дополнительное соглашение, в котором указываются:
наименование и местонахождение образовательной организации;
наименование и местонахождение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, направляющих сотрудника на обучение;
периоды времени, предоставляемые сотруднику для прохождения вступительных испытаний, текущей или итоговой аттестации;
обязательство сотрудника по окончании обучения продолжить службу в органах внутренних дел в течение не менее пяти лет в случае, если оплата обучения производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий соглашения.
Сотруднику органов внутренних дел, обучающемуся в образовательном учреждении высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната, предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.
Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудника органов внутренних дел.
Профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, и включает в себя следующие виды:
Профессиональная служебная и физическая подготовка сотрудников организуется еженедельно в служебное время (в пределах нормальной продолжительности служебного времени). В подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России, сотрудники которых осуществляют сменный режим службы, обучение в системе профессиональной служебной и физической подготовки может быть организовано за пределами нормальной продолжительности служебного времени с предоставлением в установленном порядке соответствующих компенсаций.
На занятия по профессиональной служебной и физической подготовке сотрудники прибывают в повседневной форме одежды по сезону (за исключением сотрудников подразделений специальных технических мероприятий и оперативно-поисковых подразделений). Форма одежды устанавливается лицами, проводящими занятия.
Занятия по профессиональной служебной и физической подготовке начинаются в подразделениях органов, организаций и подразделений МВД России в феврале, а в образовательных учреждениях МВД России - одновременно с началом учебного года. Занятия по видам профессиональной служебной и физической подготовки продолжаются в течение года и могут проводиться в режиме единого дня проведения занятий.
Учебный год заканчивается проведением итоговых занятий по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников с обязательной проверкой профессиональных знаний, умений и навыков по видам профессиональной служебной и физической подготовки.
Итоговые занятия проводятся в четвертом квартале каждого года (в образовательных учреждениях МВД России – по окончании учебного года) комиссиями органов, организаций и подразделений МВД России и являются обязательными. Проверке в ходе итоговых занятий подлежит 100% сотрудников, прошедших первоначальную подготовку.
Итоговые занятия по определению уровня профессиональной подготовленности сотрудников являются проверкой на их профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Результаты итоговых занятий учитываются при присвоении квалификационных званий в соответствии с Инструкцией о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 1.
В отношении сотрудников, признанных профессионально непригодными к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (получивших по результатам итоговых занятий неудовлетворительную оценку), руководителем (начальником) органа, организации или подразделения МВД России принимается решение в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о службе в ОВД.
III. Заключительная часть
1. Ответы на вопросы слушателей.
2. Закрепление темы, вопросы для самоконтроля:
2.1. Специальные звания в системе МВД России и виды должностей.
2.2. Перевод по службе в органах внутренних дел.
2.3. Подготовка кадров в системе МВД России.
3. Подведение итогов занятия.
подполковник полиции С.В. Беляева
Начальник цикла-преподаватель ЮиСД ЦПП
УМВД России по Вологодской области
подполковник полиции М.А. Таничев
к план-конспекту по теме «Поступление на службу в органы
ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 30.12. 2008) // Российская газета. № 237. 25 декабря.
2. Организация кадровой работы в органах внутренних дел: курс лекций / под ред. Кубышко В.Л. М.: ДГСК МВД России, 2012. 216 с.
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.
Читайте также: