Октябрьская железная дорога пригородное сообщение

Обновлено: 05.07.2024

🚂💕 Романтический ужин на борту ретропоезда под классическую музыку и стук колес! В преддверии 8 марта приглашаем вас на ужин в финской традиции под аккомпанемент классической музыки великого композитора Яна Сибелиуса. Ужин состоится в роскошном вагоне-ресторане поезда на паровозной тяге. В настоящем аутентичном финском вагоне, стилизованном под эпоху начала XX века. За ужином вы сможете познакомиться с культурой Финляндии и Карелии через национальную кухню, сочетающую весь колорит и радушие

❄ Комбинированный ход на службе магистрали! Продолжаем знакомство с железнодорожной снегоуборочной техникой. На этот раз героем рубрики станет современное универсальное средство механизации, функционал которого не ограничивается исключительно уборкой снега. Тем не менее в зимний период экскаватор KGT/V, о котором пойдет речь, обладает преимуществами недоступными другим снегоуборочным машинам. Самоходная машина KGT/V, называемая на отечественный манер в среде железнодорожников как КЖТВ, обладае

Поздравляем с Днём защитника Отечества! 🇷🇺💫 Коллеги, друзья! Желаем вам всегда оставаться мудрыми, уверенными и сильными! Продолжайте отстаивать свои идеи, интересы своей семьи и Родины, будьте смелыми и непобедимыми! Крепкого вам здоровья! Ура! 🎉

❄ Продолжаем знакомство с железнодорожной снегоуборочной техникой. Машина, которая стала героем сегодняшней рубрики, хорошо знакома не одному поколению железнодорожников. Несмотря на почтенный возраст, снегоочистители модели СДП-М по-прежнему находятся в строю и помогают железнодорожникам Октябрьской железной дороги оперативно очищать железнодорожные пути от серьезных снежных заносов. Название машины СДП-М расшифровывается как снегоочиститель двухпутный плужный модернизированный. Это сочетание

Романтический ужин на борту ретропоезда под классическую музыку и стук колес! В преддверии 8 марта приглашаем вас на ужин в финской традиции под аккомпанемент классической музыки великого композитора Яна Сибелиуса. Ужин состоится в роскошном вагоне-ресторане поезда на паровозной тяге. В настоящем аутентичном финском вагоне, стилизованном под эпоху начала XX века. За ужином вы сможете познакомиться с культурой Финляндии и Карелии через национальную кухню, сочетающую весь колорит и радушие

Комбинированный ход на службе магистрали! Продолжаем знакомство с железнодорожной снегоуборочной техникой. На этот раз героем рубрики станет современное универсальное средство механизации, функционал которого не ограничивается исключительно уборкой снега. Тем не менее в зимний период экскаватор KGT/V, о котором пойдет речь, обладает преимуществами недоступными другим снегоуборочным машинам. Самоходная машина KGT/V, называемая на отечественный манер в среде железнодорожников как КЖТВ, обладае

Поздравляем с Днём защитника Отечества! Коллеги, друзья! Желаем вам всегда оставаться мудрыми, уверенными и сильными! Продолжайте отстаивать свои идеи, интересы своей семьи и Родины, будьте смелыми и непобедимыми! Крепкого вам здоровья! Ура!

Продолжаем знакомство с железнодорожной снегоуборочной техникой. Машина, которая стала героем сегодняшней рубрики, хорошо знакома не одному поколению железнодорожников. Несмотря на почтенный возраст, снегоочистители модели СДП-М по-прежнему находятся в строю и помогают железнодорожникам Октябрьской железной дороги оперативно очищать железнодорожные пути от серьезных снежных заносов. Название машины СДП-М расшифровывается как снегоочиститель двухпутный плужный модернизированный. Это сочетание

Октябрьская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги" — одна из крупнейших железных дорог Российской Федерации, имеет эксплуатационную длину — 10 432,2 км и обслуживает территорию с населением более 25 млн человек. Дорога делится на шесть регионов: Московский, Санкт-Петербург-Витебский, Санкт-Петербургский, Петрозаводский, Мурманский и Волховстроевский. На полигоне железной дороги трудятся 69,7 тыс. человек. В транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место — на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок.

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Ленинградская область:
Большая часть дорог электрифицирована, что поддерживает более-менее стабильное курсирование электропоездов. К примеру, между Санкт-Петербургом и Выборгом ежедневно оборачивается около 10 пар поездов, из которых три — скоростные. Но и в Ленобласти не без затруднений, которые касаются в основном отдалённых районов, расположенных на востоке области. К примеру, от Петербурга до Лодейного Поля в день ходит только одна электричка, приезжающая туда поздно вечером. В Тихвин так и вовсе лишь два раза в неделю. Правда, возможности расширяются, если стартовать не от Питера, а от Волховстроя. Есть неэлектрифицированные участки, на которых используются тепловозы с вагонами — например, Зеленогорск - Приморск - Выборг или Выборг - Светогорск/Хийтола. А по маршруту Санкт-Петербург - Ивангород раз в день вечером ходит дизель-поезд ДТ1 (дорога на этом направлении готовится к электрификации). Совсем медвежьи углы, впрочем, в Ленинградской области тоже есть. Например, на электрифицированной ветке Чудово - Кириши - Волховстрой курсирует одна пара электричек три раза в неделю; ну а совсем медвежий угол — это глухая ветка Будогощь - Тихвин, по которой единственный поезд ходит раз в неделю (по субботам). Успеть бы мне по ней покататься. Навскидку могу ещё назвать одно направление, умершее окончательно, — тупиковая ветка Выборг - Вещёво - Житково.

На других направлениях ситуация ещё хуже. Пригородный поезд Лодейное Поле - Питкяранта ходит раз в день четырежды в неделю, и есть перспектива его отмены. Как раз таки это направление почти целиком продублировано автобусами, но этот пригородный по факту является прицепным беспересадочным вагоном от Питера. И кто говорит, что он не нужен, ибо есть автобусы, пусть попробует прокатиться на автобусе от Питера до Питкяранты, желательно на том, который идёт через Сортавалу. Точно такая же ситуация с подобными прицепными вагонами Петрозаводск - Лендеры и Петрозаводск - Юшкозеро (которые в конце пути становятся де-юре пригородными поездами), но там уже нету альтернативы в виде автобусов. Кстати, вагон на Питкяранту раньше ходил ещё дальше, — до станции Янисъярви.

Мурманская область:
Пожалуй, единственный на Северо-западе регион, где вообще нету ежедневных пригородных поездов. Электричка Лоухи - Кандалакша ходит 6 раз в неделю (кроме воскресений). Кандалакша - Апатиты и Апатиты - Мурманск по одной паре соответственно 4 и 2 раза в неделю. Кандалакша - Ковдор и Мурманск - Заполярная — одна пара два раза в неделю.

Содержание

История

Октябрьская железная дорога была создана после революции на базе существующих дорог: Николаевская железная дорога после национализации в мае 1918 года перешла в ведение НКПС, после 1923 года дорога была переименована и стала называться Октябрьской.

Хронология

30 октября 1837 года запущена Царскосельская железная дорога: Царскосельский вокзал Санкт-Петербурга — Царское Село (сейчас станция Детское Село в городе Пушкин) — Павловск, протяжённостью 27,5 км, шириной колеи 1829 мм. Паровозная тяга, вместо конной, на всём протяжении дороги была введена весной 1838 года. Время следования составляло 42 минуты при средней скорости 32,8 км/ч. Автор проекта и руководитель строительства — чешский инженер Ф. А. Герстнер.

1 февраля 1842 года императором Николаем I подписан Указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Работы по строительству этой железной дороги были начаты в мае 1843 года, одновременно с двух сторон — от Санкт-Петербурга и от Москвы.

16 августа 1851 года — из Петербурга в Москву построена двухпутная Николаевская железная дорога: Николаевский вокзал Санкт-Петербурга — Николаевский вокзал Москвы. Прошли первые поезда, перевозившие по два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков. Спустя три дня проследовал императорский поезд. Железная дорога имела протяжённость 649,7 км. Принятая ширина колеи 1524 мм стала общегосударственной колеёй на сети железных дорог Российской империи, а затем и СССР (до 70-х годов XX века).

1 ноября 1851 года — открыто регулярное движение на Петербурго — Московской железной дороге. В пределах магистрали было построено 184 моста, 19 путепроводов, проложено 69 труб. Ширина колеи 1524 мм стала обязательной для всех железных дорог России. К моменту открытия дороги Александровским механическим заводом было построено 121 грузовых и 43 пассажирских паровоза и более 2500 вагонов и платформ. Первый поезд находился в пути 21 час 45 минут.

В 1853 г. началось движение на линии Варшавский вокзал Санкт-Петербурга — Гатчина Варшавская (44,6 км) Петербурго-Варшавской ж. д. Это была первая в России двухпутная железная дорога с левосторонним движением, которое было изменено на правостороннее лишь в конце 40-х годов XX века. До 1940 года эта железная дорога входила в Северо-Западные железные дороги, после в Ленинградскую железную дорогу.

21 июля 1857 года состоялось торжественное открытие Петергофской железной дороги между Петергофским вокзалом Санкт-Петербурга и Петергофом, строительство которой началось в 1853 году.

15 декабря 1862 года на Петербурго-Варшавской железной дороге открыто регулярное движение поездов до Варшавы.

11 сентября 1870 года введена в строй первая железная дорога в северном направлении Санкт-Петербург — Рийхимяки (Финляндская железная дорога). Она строилась и эксплуатировалась Дирекцией Финляндских железных дорог.

2 ноября 1871 года открыта Приморская железная дорога. В 1875 году ветвь была передана в управление обществу Сестрорецкой железной дороги.

1 января 1906 года началось регулярное движение поездов по линии Обухово — Вологда — Вятка. Новая магистраль открыла путь прямым железнодорожным перевозкам от Санкт-Петербурга до Владивостока.

1 января 1907 года Петербурго-Варшавская , Балтийская и Псково-Рижская железные дороги объединены в Северо-Западные железные дороги. Эксплуатационная длина линии составила 2716,58 км.

В 1911-1912 годах построено здание Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Архитектор А. А. Гречанников. Стиль Русский неоклассицизм. Ныне в здании располагается Управление Октябрьской железной дороги.

3 ноября 1916 года закончилось сооружение Мурманской железной дороги, самого северного в мире железнодорожного пути. Заканчивалась Мурманская железная дорога самой северной на тот период железнодорожной станцией - Кола, которая была построена одновременно со строительством мурманской железной дороги в 1916 году. Первым начальником железнодорожной станции Кола был Сигидин Илья Зотович, примерно с 1916 по 1918 года. [источник не указан 341 день]

1 апреля 1917 года к Мурманской железной дороге присоединена переданная в руки государства Олонецкая железная дорога.

12 октября 1920 года состоялся экспериментальный рейс аккумуляторного электропоезда инженера И. И. Махонина из Петрограда в Москву. Поезд прошел расстояние за 12 часов со средней скоростью 60 верст в час.

20 августа 1929 года Северо-Западные железные дороги объединились с Октябрьской дорогой. Основные магистрали: Ленинград — Москва, Ленинград — Псков, Ленинград — Нарва слились в единое Управление Октябрьских железных дорог (с 1936 года — Управление Октябрьской железной дороги).

6 сентября 1933 года электрифицирован первый участок Октябрьской железной дороги Ленинград — Ораниенбаум.

7 ноября 1935 года открылась первая очередь электрифицированного участка Кандалакша — Апатиты.

В 1940 году изменены границы Октябрьской и Кировской железных дорог, в которые включены участки, отошедшие от Финляндии в результате окончания Советско-Финской войны. Постановлением СНК из части Октябрьской железной дороги организована Ленинградская железная дорога.

1950 год на Октябрьской дороге закончено восстановление разрушенных в ходе войны свыше 3,5 тыс. км путей, более 300 вокзалов и 1126 зданий, 240 мостов, свыше 6,3 тыс. км линий связи.

В 1953 году Октябрьской железной дороге передана Ленинградская железная дорога, пути которой входили до 1929 года в Северо-Западные железные дороги, в составе которых находились бывшая частная Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога (современное Ленинград — Витебское направление), а также линии Ленинград — Варшавского и Ленинград — Балтийского направлений.

9 мая 1961 год — Ржевское и Великолукское отделение Калининской железной дороги присоединены к Октябрьской железной дороге. Общая протяжённость Октябрьской магистрали составила 8 тыс. км.

1962 год линия Ленинград — Москва переведена на электротягу.

1966 год Указом Президиума Верховного Совета СССР дорога награждена орденом Ленина.

27 сентября 1967 года введена в эксплуатацию система автоматического планирования поездной и грузовой работы на станции Ленинград-Сортировочный-Московский.

1 марта 1984 года первый рейс высокоскоростного электропоезда ЭР-200 из Ленинграда в Москву.

29 декабря 2000 года открыто крупнейшее в Европе Моторвагонное депо Санкт-Петербург — Московское (ТЧ-10), оснащённое современным оборудованием для обслуживания скоростных поездов и моторвагонного подвижного состава.

2001 год — завершение реконструкция главного хода Санкт-Петербург — Москва, что позволило сократить время прохождения скоростных поездов на данном участке.

2003 год — реконструкция объектов Санкт-Петербургского узла к 300-летию города, открытие Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге, современного пассажирского терминала, объединяющего под одной крышей все виды городского транспорта. Осуществлена электрификация участка Сумский Посад — Маленьга (74 км), являющегося стыковым с Северной железной дорогой.

22 декабря 2005 года завершена электрификация участка Идель — Свирь Октябрьской железной дороги. Таким образом линия Санкт-Петербург — Мурманск была полностью переведена на электрическую тягу. Участок Идель — Свирь, протяжённостью 435 км, является составной частью Северного хода Октябрьской магистрали, обеспечивающей связи промышленных центров Северо-Запада — Мурманска, Карелии, Архангельска и Республики Коми с другими регионами России. [2]

17 декабря 2009 года состоялся первый рейс высокоскоростного поезда Сапсан.

21 октября 2010 года президент РЖД подписал указ о ликвидации отделений Октябрьской железной дороги с 29 декабря 2010 года. Этим же приказом создана Октябрьская дирекция инфраструктуры Октябрьской железной дороги.

12 декабря 2010 года состоялся первый рейс высокоскоростного поезда Allegro.

Март 2011 год. В ожидании весеннего половодья на Октябрьской железной дороге проводятся путевые работы, что повлияло на расписание поездов. Как пример — была приостановлена на 2 дня предварительная продажа билетов на направление Москва — Санкт-Петербург. [4]

16 июня 2011 год — открытие нового участка Малой Октябрьской железной дороги от Петербурга до Пушкина. [5]

Описание

Общая длина путей 10378,4 км [6] , развёрнутая длина путей — 13323,762 км [7] .

Крупнейший узел — Санкт-Петербург, где находится Управление дороги.

Все участки Октябрьской железной дороги, за исключением участка Свирь — Мурманск и перегона Бабаево — Кошта [8] , электрифицированы постоянным током 3 кВ. Участок Свирь — Мурманск электрифицирован переменным током 25 кВ.



Главным ходом Октябрьской железной дороги считается историческая Николаевская железная дорога.


Крупнейшая в середине 19 в. Петербург-Московская магистраль была введена в эксплуатацию в 1851 (в 1855-1923 называлась Николаевской железной дорогой) и имела протяженность 649,7 км. Проект дороги отличался тщательной проработкой, трасса имела исключительно прямое направление. Принятая ширина колеи 1524 мм стала общегосударственной колеей на сети железных дорог России вплоть до 70-х гг. 20 в. Подвижной состав для дороги был построен на Александровском литейном заводе (см. Октябрьский электровагоноремонтный завод). К началу эксплуатации на линию было поставлено 164 паровоза, 2669 вагонов. На линии Петербург-Гатчина, головном участке Петербург - Варшавского направления, движение началось в 1853. Это была первая в России двухпутная железная дорога с левосторонним движением, которое было изменено на правостороннее в конце 40-х гг. 20 в. Дорога впоследствии вошла в Северо-Западные железные дороги. Четвертая дорога из состава старейших железнодорожных линий, входящих в Октябрьскую железную дорогу, - дорога между Петербургом и Петергофом (Петродворцом) открыта в 1857; в начале 60-х гг. продлена до Ораниенбаума (ныне Ломоносов), построена ветка Лигово - Гатчина, продленная позже до Нарвы и далее.

В начале 20-х гг. 20 в. в состав Октябрьской железной дороги вошли бывшие частные железные дороги, проложенные по правому берегу Невы, а также линии, принадлежавшие ранее Финляндии и проходившие по территории России: участок Петроград - Госграница (ст. Белоостров), после 1945 продленный до ст. Лужайка. Этот участок является головным на Выборгском направлении. В 1959 Октябрьской железной дороге передана Ленинградская железная дорога, входившая до 1840 в Северо-Западные железные дороги, в составе которых находились бывшая частная Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога (Ленинград - Витебское направление), а также линии Ленинград - Варшавского и Ленинград - Балтийского направлений. В 1959 к дороге присоединена Кировская железная дорога (быв. Мурманская), а в 1963 - часть Калининской. В состав дороги входит также ряд кольцевых линий и веток, сооруженных для обслуживания Ленинградского узла.

В Октябрьскую железную дорогу входит 10 отделений: Московское, Бологовское, Ленинград - Московское, Ленинград - Витебское, Ленинград - Финляндское, Псковское, Волховстроевское, Петрозаводское, Мурманское, Ржевское. В работе Октябрьской железной дороги преобладает ввоз как из других областей России, так и из-за рубежа. Вместе с морскими портами Октябрьская железная дорога играет существенную роль в экспортно-импортных операциях. В 80-е гг. Октябрьская железная дорога превратилась в мощную технически оснащенную магистраль: на главном Петербург - Московском направлении после реконструкции пути впервые в СССР наряду с обычными пассажирскими и электропоездами организована эксплуатация скоростных электропоездов ЭР200, а водить составы стали высокоскоростные электровозы ЧС200. На основных направлениях введена автоблокировка и диспетчерская централизация. Около 30% линий электрифицировано. Большой объем сортировочной работы выполняется на автоматизированных сортировочных горках. На многих станциях внедрена комплексная механизация загрузки вагонов.

Дорога одной из первых закончила восстановление хозяйства, разрушенного в период Гражданской войны и военной интервенции. Приказом НКПС от 27 феврале 1923 переименована в Октябрьскую. В годы Великой Отечественной войны дорога стала фронтовой магистралью. Были организованы автомобильно-железнодорожная "Дорога жизни" через Ладожское озеро и "Дорога Победы" (Шлиссельбург - Поляны). За обеспечение перевозок и восстановление разрушенного железнодорожного транспорта звание Героя Социалистического Труда присвоено 12 железнодорожникам. В 50-60-е гг. на Октябрьской железной дороге внедрен ряд ценных инициатив, направленных на совершенствование перевозочного процесса: формирование тяжеловесных поездов, учет вагонов под накоплением при формировании составов не только в сортировочных парках, но и на подъездных путях и в других местах для сокращения времени их простоя. В конце 70-х гг. на ряде грузовых станций дороги совместно с промышленными предприятиями внедрена эффективная технология погрузки, в результате чего сократился простой вагонов под грузовыми операциями в среднем на 1,4 ч. Впервые на сети железных дорог на первой сортировочной станции Ленинград-Сортировочный Московский, построенной в 1879, был осуществлен автоматический роспуск составов с помощью электронной системы АРС, разработанной специалистами Института Гидротранссигналсвязь и работниками дороги. Внедрение этой технологии позволило повысить перерабатывающую способность сортировочных горок станции на 30%. Новая комплексно-механизированная технология перевозки удобрений позволила высвободить 33 тыс. вагонов. На Октябрьской железной дороге осуществляется планирование грузовой работы по единым планам для всех видов транспорта. Разработку планов осуществляют ВЦ Петербургского морского торгового порта и дороги. Прогрессивная форма совместной работы по перевозке грузов дает значительную экономию времени и средств.

Дорога награждена орденом Ленина (1966).

Лит.: Федоров В., Магистраль имени Октября, Л., 1976; Октябрьская фронтовая, K., 1970; Августынюк А., Мисаилова В., Путеводитель по центральному музею Октябрьской железной дороги, Л., 1981.

Читайте также: