Одноименные произведения лермонтова и пушкина сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Я знаю только одно одинаковое название произведений, которые написали три классика русской литературы. Пушкин А.С. в 1821 году написал поэму "Кавказкий пленник", потом Лермонтов М.Ю. в 1828 году написал поэму "Кавказкий пленник" под впечатлением от поэмы Пушкина. В 1872 году Толстой Л.Н. написал рассказ "Кавказкий пленник" основанный на реальных событиях, как русский офицер попал в плен к чеченцам, а потом сбежал к своим.

Произведения с одноименным названием "Кавказский пленник" присутствуют в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, Александра Сергеевича Пушкина и Льва Николаевича Толстого.

КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК Одноименное произведение есть у А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого. Различается только жанр произведения: у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова - это поэмы, а у Л.Н.Толстого - это рассказ.

ПАМЯТНИК. Произведение с таким названием есть у трех русских поэтов: у А.С. Пушкина ("Я памятник себе воздвиг нерукотворный. "), у Г.Р.Державина (" Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный. "), у М.В. Ломоносова ("Я знак бессмертия себе воздвигнул, превыше пирамид. "). По своему смыслу все три стихотворения похожи, это высокая оценка своего творческого вклада в копилку русской и мировой литературы.

Лермонтов и Пушкин – два современника, ставших одними из величайших поэтов России и мира.

При жизни они ни разу не встречались и не были знакомы лично. Однако для Лермонтова Пушкин стал примером для подражания, он восхищался его силой, свободолюбием и мужеством. Михаил Юрьевич знал наизусть множество пушкинских произведений. Также через знакомых ему была известна личная жизнь Александра Сергеевича. Прийти и увидеться с Пушкиным лично он не решался. Возможно ему казалось, что он ещё не создал произведений, которые мог бы продемонстрировать своему кумиру.

Примечательно, что оба поэта погибли на дуэлях.

Труды поэзии Пушкина становятся образцами для Лермонтова, поэтому затрагиваемые темы и идеи этих авторов схожи. Они были верные себе и народу поэты, часто обращавшиеся к темам осмысления предназначения поэта и сущности искусства.

Каждое произведение особым образом повествует о нелегкой судьбе поэтов, ставших жертвами людского недопонимания.

Стихотворение Лермонтова полностью пропитано горечью и болью. Здесь затрагивается тема страданий поэта, на которого выпадает тяжелая ноша – нести правду в массы. Сам пророк предстает в образе худощавого, бедного и бледного человека. Один из наиболее часто используемых конфликтов Лермонтова – конфликт человека и общества – был затронут и в этом произведении. Лирический герой отречен от общества, однако един с природой. В обществе его не воспринимают всерьез, высмеивают, презирают, считают сумасшедшим. Тем не менее, как и Пушкинский пророк, он – избранный, который продолжает нести волю Бога, однако дар его – его же проклятье.

Говоря о творчестве Пушкина, всегда подразумеваются произведения, наполненные оптимизмом, красочностью и надеждой. Творчество Михаила Юрьевича наоборот, состоит из мрачных и пессимистичных оттенков. В его произведениях ведется беспрестанная борьба добра со злом. Взаимопонимание и гармония между людьми отсутствуют.

Несмотря на практически антонимичные по своему характеру произведения, поэзия обоих была направлена на пробуждение в человеке светлых чувств. Каждый из них внес неоценимый вклад в развитие русской художественной литературы. Несмотря на то, что оба поэта давно мертвы, их произведения продолжают жить и по сей день.



…Этих двух гениальных людей объединяла целая череда удивительных совпадений. Оба родились в Москве, но известность получили в Петербурге. Оба – из старинных дворянских родов у обоих экзотические иностранные предки (эфиоп Ганнибал у Пушкина, шотландец Лермонт у Лермонтова). Оба опубликовали свои первые стихи в пятнадцать лет. Оба побывали в ссылке из-за своих произведений. И оба были завзятыми дуэлянтами.

Короче говоря, их судьбы во многом совпали, иногда даже до мелочей.

Исключение составляли записи в альбомы светских красавиц, но что серьезного мог туда написать Лермонтов? Разве что, лишний раз подчеркнуть свое, мягко говоря, негативное отношение к радостям жизни.

В 1820 году Пушкин под видом служебного перемещения был сослан на юг: дело не в том, что императору Александру надоели его эпиграммы, а в том, что поэт исхитрился оскорбить высшее духовенство России.

Про хрестоматийного зайца, отрезавшего Пушкину путь на Сенатскую площадь, всем известно. Гораздо менее известен тот факт, что сразу после выпуска из лицея Александр с неким приятелем отправился к модной в Петербурге гадалке. Та предрекла юному поэту смерть из-за женщины, которую он примет от белокурого человека на белом коне. Пушкин поверил, потому что его приятелю была предсказана скорая смерть – и тот через несколько дней действительно погиб.

С тех пор Пушкин в каждом блондине видел своего потенциального убийцу, даже если рядом не оказывалось ни одной женщины. Особенно он не любил кавалергардов и вообще конницу, поскольку там была слишком большая вероятность повстречать рокового блондина на коне соответствующей масти.

Пушкина вообще трудно было назвать приятным в общении человеком.

В молодости он не только стремился использовать малейший повод для вызова на дуэль, но даже откровенно провоцировал рискованные ситуации. Пребывание поэта в Кишиневе отмечено едва ли не десятком жестоких ссор и поединков, об одном из которых судачили многие.

Количество неизбежно перешло в качество: доведенный до крайности, Пушкин вызвал на дуэль первого, кто подвернулся в этот момент под руку – своего шурина. История эта известна во всех деталях, нет смысла ее повторять. Увы, Дантес был блондином и ездил на белом коне. Пророчество гадалки сбылось.

Только перед лицом неотвратимой смерти поэт повел себя как взрослый и разумный человек – пожалуй, впервые в жизни.

В отличие от Пушкина, Лермонтов был весьма далек от царского двора, никогда не имел никакого придворного чина и не писал оскорбительных эпиграмм случайным людям, но высокомерные насмешки и дерзости позволял себе частенько. Так что, характер у юного поэта тоже оставлял желать лучшего.

Когда хотел, он мог быть общительным и веселым, но чаще был замкнутым, желчным, язвительным и мрачно-задумчивым. Один из современников оставил нам такое его описание:

Ходили слухи, что большой почитательницей творчества Лермонтова была императрица Александра Федоровна, которая и заступалась за него перед августейшим супругом.

Удивительно, но Лермонтову и это сошло с рук. Правда, император резко к нему охладел, но никаких мер не принял. Поэт по-прежнему посещал великосветские гостиные, писал стихи, публиковал их в свойственной ему язвительно-мрачной манере, волочился за хорошенькими женщинами… и дрался на дуэлях.

Задав ей вопрос, останется ли он в Петербурге, Лермонтов в ответ услышал:

– В Петербурге тебе вообще больше не бывать, не бывать и отставки от службы, а ожидает тебя другая отставка, после коей уж ни о чем просить не станешь.

И буквально на следующий день пришло предписание о возвращении на Кавказ.

Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, и все присутствовавшие утверждали, что Лермонтов был очень грустен, задумчив и беспрестанно говорил о неминуемой близкой смерти.

Это не помешало ему, впрочем, перед отъездом написать восемь(!) чрезвычайно язвительных стихов в адрес графа Бенкендорфа, как он полагал – его главного недоброжелателя. Не самый разумный поступок для офицера. Граф отреагировал секретным приказом, запрещающим допускать Лермонтова к военным действиям. Карьеру в армии можно было считать законченной.

В Пятигорск Столыпин и Лермонтов прибыли 13 мая 1841 года и прожили там два месяца до роковой дуэли Лермонтова с Мартыновым.

Дальнейшее хорошо известно. В Пятигорске как раз в это время находился отставной майор Мартынов, однокашник Лермонтова по военной школе. Они возобновили старое знакомство, хотя Николай Мартынов прекрасно помнил насмешки и колкости, которыми осыпал его Лермонтов в прежние времена. Осыпал, надо сказать, незаслуженно: Мартынов признавал поэтический и художественный талант Лермонтова и ничем не задевал его самолюбия.

Впрочем… Мартынов был высоким, красивым блондином, а Лермонтов, как известно, красавцем никогда не считался. Зато не считал нужным сдерживать свой непростой характер в отношениях с другими людьми. Сама их встреча была первым шагом к дуэли, хотя оба они об этом вряд ли догадывались.

К несчастью, военная карьера Мартынова не удалась: за полгода до роковой встречи в Пятигорске ему пришлось подать в отставку. А поскольку он всегда мечтал стать генералом, расстаться с этой мечтой оказалось очень трудно. Мартынов замкнулся, стал одеваться нарочито по-черкесски, на поясе всегда носил большой кинжал. Идеальная мишень для острот Лермонтова!

Звучавший до сих пор рояль замолк как раз в эту минуту, и слова Лермонтова прозвучали более чем отчетливо. Шутки закончились – Мартынов вышел из себя и резко заявил:

– Я долго терпел оскорбления господина Лермонтова, но впредь этого делать не намерен!

Лермонтов улыбнулся. Это стало последней каплей. Дуэль стала неизбежной.

Вдумайтесь: оба наших великих поэта, чьи жизненные пути хотя и не слишком тесно, но все же переплетались, погибли исключительно из-за своего характера. Козни самодержавия тут совершенно ни при чем. Не будь оба гениями, никто в России этих дуэлей и не заметил бы. Мало ли сумасбродных молодых дворян расставались с жизнью подобным образом?

В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.


Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова

Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов – сравнительная характеристика авторов и их произведений.

Оба поэта убеждены в том, что необходимым условием творчества является свобода. Пушкин говорит об этом в стихотворении “Поэту”, Автор на себе испытал “суд глупца и смех толпы холодной”, но не утратил веры в себя и свое призвание. Он призывает поэта: . Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум.. . Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Поэт, по мнению Пушкина, должен творить, “не требуя наград за подвиг благородный”. Лермонтов также считает, что труд поэта должен быть бескорыстным. Об этом он говорит в стихотворении “Поэт”. Это произведение представляет собой развернутое сравнение истории кинжала и судьбы поэта. Кинжал был когда-то грозным оружием, но со временем он “свое утратил назначенье” и превратился в золотую игрушку. То, что случилось с кинжалом, напоминает автору судьбу поэта. Лермонтов обвиняет поэта в том, что он “на злато променял ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Автор считает, что истинному искусству чужды “блестки и обманы”. Голос поэта должен звучать, “как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных”.

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности.

Стихотворение Пророк А. С. Пушкина было написано в 1826 году. М. Ю. Лермонтов написал одноименное стихотворение в 1841 году, тем самым продолжая творение Пушкина. В двух одноименных стихотворениях затрагивается тема поэта и поэзии. Тем не менее, у этих произведений достаточно много различий. Для того чтобы проследить это, проведём их сравнение, ведь в данном случае это очень важно. Пророк Пушкина носитель истины, так необходимой людям.

Читайте также: