Общины старообрядцев на территории россии в первой половине 18 века сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное образовательное учреждение Казаковская основная общеобразовательная школа Талицкий городской округ Свердловская область

Реферат по истории России

Горбунова Дмитрия Петровича

С. Казаковское 2018 г.

1. Причины появления старообрядчества …………………………..….3

2. Протесты старообрядцев . …..….4

3. Старообрядцы и власть……………………………………………….6

Источники и литература ………………………… …………. …………… 11

Сейчас, спустя десятилетия, хочется более полно узнать о старообрядцах, части нашего общества. Кто же эти люди?

Причины появления старообрядчества

В середине 17 века (1653-1655 гг.) в Российском государстве под руководством патриарха Никона началось осуществление церковной реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги, другие изменения.

Возникает вопрос – зачем это сделано. Церковь объясняет необходимость реформ наличием описок и искажений текста в церковных книгах, переписывавшихся от руки, по сравнению с оригиналами, наведением порядка при проведении церковных обрядов (крещение двумя перстами, поклоны, многоголосие во время церковной службы, крестный ход и т.д.)

Некоторые историки утверждают о материальной стороне церковной реформы, ее объединительной роли с греческой православной церковью т.к. многие изменения проедены по греческому образцу.

Рискну предположить, что была еще одна причина проведения церковной реформы. – укрепление власти династии Романовых и приведение к полному послушанию всего российского общества,

После смутного времени и воцарении на Российском престоле династии Романовых прошло всего 40 лет. По историческим меркам это ничтожный срок.

Недовольных Романовыми много: знать задает вопрос – почему именно Романовы, а не наш именитый род на Российском престоле?

Крестьянство (90% населения) бунтует против окончательного закабаления после принятия Соборного Уложения 1649 года, по которому крестьяне лишились последнего глотка свободы – возможности перехода к другому помещику в Юрьев день (отсюда поговорка: вот тебе бабушка и Юрьев день), а розыск беглых крестьян объявлялся бессрочным, т.е. убежал крестьянин от жестокого помещика, найдут лет через 20-30, примерно накажут, несмотря на заслуги, и вместе с семьей вернут господину.

Вот и решили светские и церковные власти одним ударом убить сразу двух зайцев: привести к покорности народ и выявить несогласных с волей патриарха и царя. А что делать с несогласными, прекрасно известно на примере Реформации католической церкви и религиозных войн в Западной Европе в 16 веке. В России нашлись достойные ученики главного иезуита католической церкви Игнатия Лойолы.

Церковный Собор 1667 года поддержал реформу и проклял всех ее противников, которые стали именоваться староверами и раскольниками. Участники Собора постановили передать лидеров староверов в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.

Протесты старообрядцев

Церковный раскол впервые в России привел к массовым религиозным выступлениям. Движения старообрядцев объединяло представителей самых разных общественных слоев, понимавших по- своему приверженность традициям старой веры. Формы протеста были различны: самосожжение, голодная смерть, отказ признавать никоновскую реформу, уклонение от повинностей, неподчинение властям и даже вооруженное сопротивление царским воеводам

Старообрядцы участвовали в народных волнениях против власть предержащих, но как удержаться, если вожди восставших обещали народу, кроме всего прочего, и свободу вероисповедания. Активно участвовали старообрядцы в восстании под предводительством Емельяна Пугачева, который называл себя императором Петром 3, потому что именно Петр 3 несколько ослабил гонения на людей старой веры.

Власть предержащие использовали всю государства для подавления выступлений старообрядцев.

Именно в эти времена началось массовое изгнание староверов в Северное Поморье, леса внутренних областей Великороссии (костромскую, брянскую, нижегородскую), в Псковские и Новгородские края, на Дон, в Польшу, Швецию.

В эти, лихие для старообрядцев годы, они массово начали переселяться на Урал и в Сибирь, осваивая бескрайние таежные и степные просторы. Сейчас наверно не подсчитать, сколько населенных пунктов появилось на карте России, благодаря упорному, подчас каторжному труду староверов, какие месторождения полезных ископаемых открыты на Урале, в Сибири старообрядцами – рудознатцами. Не напрасно заводчики Демидовы привечали, укрывали старообрядцев, ставили их на ответственные должности на своих предприятиях, верили их крепкому слову, всегда подтвержденному делом.

Церковный раскол проложил трещину сверху вниз, затронув все слои общества . Раскол в душах людей породил раскол в обществе, добавил бунтарского духа русскому народу, которого с избытком хватало и без этого. Раскол произошел на генетическом уровне, в результате которого была уничтожена наиболее мыслящая, инициативная часть населения России.

Старообрядцы и власть

В 1681 году официальные власти ужесточили меры к повсеместному розыску староверов с конфискацией их собственности, запретили продажу старообрядческих рукописей и книг, учинили строжайший надзор за домовыми церквями, скитами и часовнями. Всех староверов повсеместно велено было ловить и жечь. В случае их покаяния бить как собак и казнить лютой смертью.

В 1685 году произошел раскол среди староверов на: поповщину - старообрядцы (смещение центра тяжести на обрядовую сторону с совершением всех таинств, кроме священства, признанием брака) и беспоповщину - староверы (Отец есть в душе каждого человека и каждый идет к нему своей дорогой; из обрядов совершение только крещения и исповеди; окончательно прервана связь с церковью, как антихристовой).

Императрица Елизавета Петровна ввела для старообрядцев особую пошлину за ношение бороды.

Петр 3 в период своего недолгого царствования несколько смягчил отношение властей к старообрядцам. На основании Указов старообрядцы приравнивались в религиозных правах к иноверцам, повелевалось прекратить по отношению к ним все следствия, в связи с участившимися случаями массового самосожжения.

Первые послабления по отношению к старообрядцам произошли во в время правления Екатерины 2. Беглым объявлялось полное прощение, при возвращении в отечество предоставлялось право селиться по желанию в любых местах, избирать по желанию вид жизнедеятельности. Разрешено беспошлинное ношение бороды и ношение любого цивильного платья и т.д. Высочайше разрешено допускать старообрядцев по тяжебным делам к присяге и свидетельству, освобождать от двойного оклада с выбором на общественные службы. Относительно старообрядцев требовалось впредь не делать им ни малейшего притеснения за веру, а иметь только попечение. Что касается церквей, то вновь строить их не дозволялось, запрещено выбирать беспоповцев на общественные должности, поручив их особому наблюдению полиции.

В 1825 -1838 гг. учреждены секретные комитеты по делам старообрядцев со строгим к ним отношением сначала в Петербурге и Москве, а затем во всех губерниях. Старообрядцы не признаны были особым классом или частью общества среди ассимилировашегося населения, и лишены многих гражданских прав. Им запрещалось занимать выборные должности, доступ в гимназии и университеты был закрыт. Старообрядческие кладбища подчинены приказам общественного призрения. Молельные дома были оставлены только те, которые существовали до 1826 года, новые устраивать не разрешалось, старые, приходившие в ветхость, разрушались без права на восстановление.

В 1853 году право на уничтожение скитов, молельных домов, кладбищ и т.п. предоставлено министру внутренних дел. Любые отлучки из скитов были строжайше запрещены, все старообрядцы были обложены принудительным рублевым сбором в пользу православной церкви.

В 1883 году Высочайшим постановлением старообрядцы в паспортном отношении уравнены в правах с православными, им разрешено занимать общественные должности, совершать беспрепятственно богослужение и духовные требы, поправлять и возобновлять ветхие часовни и молельные дома, а в торговле и промысловом деле они подчинялись общим законам. В то же время категорически запрещено распространение старообрядчества, крестные ходы и т.д.

Благоприятный период истории старообрядчества закончился в 1917году. Пришедшие к власти большевики, в антирелигиозном угаре не церемонились со всеми верующими, и старообрядцы наряду с представителями других религий испили горькую чашу унижений и преследований за веру.

Некоторые небесспорные выводы.

1.Церковные реформы под руководством патриарха Никона и при поддержке светских властей привели к расколу российского общества, последствия которого не преодолены до настоящего времени.

2.В умах российской власти любого уровня прочно утвердился радикализм при проведении реформ, уверенность в том, что власть всегда лучше знает, что нужно народу.

3.Церковный раскол, если на породил, то несомненно способствовал усилению нетерпимости к инакомыслию. Инакомыслящих преследовали, как государственных преступников, а с преступниками на Руси не церемонились: их сжигали заживо, вешали, расстреливали, отправляли на каторгу, эшелоны с ними двигались по бескрайним просторам в лагеря для исправления трудом на стройках социализма. И были в тех эшелонах потомки гонителей старообрядцев.

В наше непростое время, трудно представить через какие унижения, невзгоды, лишения прошли эти люди, какой нужно иметь характер, силу духа, волю, и все только ради одного: жить по старой вере.

Возникает вполне законный вопрос: почему и за что на протяжении почти трех веков светские и церковные власти с упорством, достойным лучшего применения, преследовали, унижали, уничтожали своих соотечественников?

Какое будущее готовит нам сегодняшняя поддержка большинством населения России одной партии?

Источники информации

Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв., Москва, 1914

Зеньковский С. А., Русское старообрядчество, Том I и II, Москва, 2006, Институт ДИ-ДИК, ISBN 5-93311-012-4 .

Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в./Отв. ред. С. О. Шмидт. Новосибирск: Наука, 1974. 394 с.

Покровский Н. Н. Урало-сибирская крестьянская община XVIII в. и проблемы старообрядчества // Крестьянская община в Сибири XVII — начала XX в. Новосибирск: Наука, 1977. С. 179—198.

Покровский Н. Н. Старообрядческий рассказ о сталинских репрессиях // Возвращение памяти. Историко-публицистический альманах / Сост. И. В. Павлова. Вып. 2. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. С. 198—211.

История об отцах и страдальцах соловецких, которые за благочестие и святые церковные законы и предания в нынешние времена великодушно пострадали

Книга, называемая СЫН ЦЕРКОВНЫЙ

Книга глаголемая ДОМОСТРОЙ

ДОКУМЕНТЫ — История старообрядчества в Нижнем Поволжье в 1930—1940 гг.

Д. А. Урушев. Возьми крест свой: история старообрядчества в событиях и лицах. — Барнаул, 2009.

Вначале мы расскажем о зарубежных староверах, территории расселения которых (Речь Посполитая, Австрия, Швеция) впоследствии вошли в состав Российской империи, а их обитатели были вынуждены переселиться в Россию и существенно повлиять на духовность и образ жизни как собственно российский старообрядцев, так и на всю общероссийскую духовную — как церковно-новообрядческую, так и светско-аристократическую.

Философия традиционного хозяйствования

В условиях эмиграции у староверов (в основном, беспоповцев) возникла особая философия хозяйства, её компоненты:

Фото донских казаков, 1875-1876 гг.

Выголексинский монастырь. Фрагмент лубка первой половины XIX в.

Расцвет Выга приходится на время, связанное с деятельностью выдающихся старообрядческих писателей — братьев Денисовых: Андрея (1674-1730) и Симеона (1682-1741). Выг был коммуной, в которой проживали как монахи, так и миряне (обоего пола, но живущие раздельно). Андрей Денисов был вторым настоятелем Выга, при нём была заведена чёткая дисциплина, общинное веде́ние хозяйства и владение имуществом, соборное принятие всех решений [12]. При Андрее Денисове Выг во время Великой Северной войны поддержал Петра I партизанской борьбой против шведской армии. Вследствие этого Пётр I по присоединении Карелии не угнетал поморцев и даже предоставил им концессию на разработку железных руд и поставки хлеба в развивающийся Санкт-Петербург.

Обосновавшись на Русском Севере, выговцы стали одними из родоначальников русского капитализма. Они вели широкую торговлю хлебом, интегрируя общестарообрядческое предпринимательство. Они монополизировали добычу морского зверя, были основными рыболовами и добытчиками пушнины, занимались лесоразработками и металлургией, широко вели экспортную торговлю при невмешательстве или покровительстве властей (до Николая I) [15].

Помимо того, на Выге были заведены известные на всю Россию иконописные, меднолитные и швейные мастерские, типографии. Иконы и художественное литьё, атрибуты культа, книги, картины, лубки, ткани и вышивки Выга являются примером высокой художественной культуры своего времени. Эта сторона деятельности выговцев существенно повлияла на сохранение и воспроизводство традиционно-русской и собственно старообрядческой культуры.

При Николае I, считавшем староверов важнейшими агентами разрушительных для России сил, Выговская пустынь была разгромлена войсками, все здания были уничтожены, а территории переданы государственным крестьянам. Сегодня на месте Выговского общежительства нет ничего.

Крест поклонный на месте женской обители

Стародубье


Ветка

Впоследствии Ветка была вновь заселена. Там проходили первые споры, ставшие впоследствии поводами для создания новых согласий, — споры о допустимости почитания четвероконечного Креста, о благодатности послениконовского священства. Важнейшим значением Ветки в истории старообрядческого мировоззрения была консолидация основных постулатов поповства:

  • Нынешние времена близки к господству антихриста, однако антихрист ещё не явлен, поэтому в мире осталась благодать и, следовательно, совершение всех Таинств, в принципе, возможно.
  • Допустимо восстановление трёхчинной иерархии через хиротонию кандидата во епископы у новообрядцев или посредством перехода новообрядческого епископа к староверам.
  • Верность традиционному православному учению, недопустимость беспоповских нововведений, оправдывавшихся наступлением периода власти антихриста.

Керженец

Группа старообрядцев-поморцев. Нижний Новгород

Кроме перечисленных, в это время сформировались староверческие поселения в Сибири, Восточном Казахстане, на Алтае, но они не столь активно участвовали в общестарообрядческой духовной и экономической жизни. Кроме того, староверы Забайкалья, Казахстана и Сибири до сих пор исследованы недостаточно.

Литература

Автор: Кирил Михайлов

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Толчком к тому, что в России появилась альтернативная церковь, раскол русской православной церкви закрепился, явилась и эта реформа Петра I.

Что такое староверие, старообрядчество? Это церковно-религиозное движение, которое откололось от официальной церкви. Движение выражало чаяниям народа. противостояло официальным структурам, столь зависящим от администрации, абсолютизма, практически не имеющим своего голоса.

В основу старообрядчества легло положение, что официальная церковь стала антихристианской, отошла от истинной веры, от русских традиций, основанных на древнем благочестии. Старообрядцы исповедуют взгляды о близком конце мира, конце света, о приходе Антихриста. Они верили, что Антихрист проник и в церковь и в гражданское общество. В связи с этим приближается конец света, даже уже идет процесс конца света.

Видимые знаки власти Антихриста это рекрутская повинность, царские подати и т.д. Превращение старообрядчества в особую церковь, т.е. конфессионализация, началась после того. как умерла последняя надежда на то, что церковь вернется к основам старой веры, до патриарха Никона. Эта надежда рухнула после Раскольничьего мятежа 3-5 июня 1682 года, когда казнили Пустосвята. Старообрядчество ушло в подполье, стало превращаться в особую церковную иерархию.

Старообрядцы как правило радикалы. Они призывают к разрыву с обществом. Уходу в скиты, поселения в труднодоступных местах. Проповедовали строгий аскетизм, воздержания. Как крайний способ сохранить веру они считали возможным принять самосожжение. Умереть бескровной смертью от огня. Это могло совершаться по свободному волеизъявлению.

Правительство сначала жестко относилось к старообрядцам, в основном с подачи церкви. Эти гари, массовые самосожжения были формами протеста.

Е.М.Юхименко, московский филолог, писала о Каргопольских гарях 1683-84 годов. Туда бежали в непроходимые дебри, основали в этих таежных бесплодных местах старообрядческий рай. Свободные общины, крепкие многодетные семьи. Создали высокоурожайное хозяйство. никаких властей. Они выполняли все церковные обряды сами как положено в дониконовской церкви. без отступления от истинных обрядов. У них даже была пушка, ружья. Они изолировались от официального мира зла. Но о них прознали. И стали принуждать к покорности, началось давление, посылка переговорщиков, отрядов стрельцов.

Юхименко обнаружила документы. Там писали очевидцы, что они видели. Отряд стрельцов подходит, видит поселение. дома. церковь. Они заперлись в амбар. Переговорщик заглядывает в окно и что он видит? Все в белых одеждах, кругом пакля, солома. Горят лучины. свечи. Они поют духовные гимны, готовятся к смерти. Дети маленькие не понимают, у них руки связаны, во рту кляп.

В мировосприятии средневекового человека главное это душу спасти. Остальное вторично.

Переговорщик ведет переговоры с отцом семейства. А они запалились. В это время взялись за руки и стали петь. Дети маленькие кричали. Довольно натуралистично описано.

Некоторых удалось вытащить, привести в чувство.

Подъем гарей начался после того. как правительство решило запугать. В Великий пост в 1685 году в Москве порядка 90 старообрядцев было сожжено на кострах на площадях, как акция устрашения. Не по-христиански, конечно.

Люди, которые изучают психологию, они знают, что когда такое резкое действие, оно вызывает резкое противодействие. Это провокация. Для людей истинно верующих это означало призыв к самосожжению.

Чем ответили старообрядцы? Они захватили Палеостровский монастырь в Онежье на острове. 4 марта 1687 года там сожглось до 2700 человек во главе с отцом Игнатием.

23 ноября 1688 года еще одна гарь во главе с Емельяном Павенецким и Германом. Сожглось 1500 человек.

Пудожская гарь в 1693 году. Здесь сожглось 1000 человек.

Все цифры округленные. Это уже запугало правительство. Даже духовенство, которое особенно неистовствовало, отступило. Это их потрясло. Пошло смягчению. Поняли, что таким жестким преследованием действовать нельзя.

Появляются центры старообрядчества. Осенью 1694 года появляется центр на реке Выг, это большая полноводная река. Дорог туда не было, можно было добраться только по реке. Они создали большое богатое поселение, церкви, типографию. Много скота, хорошие урожаи были. Это центр беспоповщины. Это направление в старообрядчестве, которое не признавало института священства. Считалось, что если появляется институт священства, то появляется и грех. Здесь видели, что церковь это организация, а там где организация, там не может быть без греха.

В то время как официальная церковь считает, что в Троицу, на 50-й день уже прообраз церкви был создан.

Беспоповцы считали, что миряне должны осуществлять функции священников. Были небольшие часовни у старообрядцев. Они считали, что культурный человек может туда прийти, провести какие-то требы. Они выступали за простую жизнь, считали, что пышность церкви – от греха. Веру надо иметь в глубине души.

Не все таинства церковные признавали.

Второе направление в старообрядчестве – на границе современных Белоруссии, России и Украины на реке Ветка. Центр поповщины. Они признавали институт священства. У них несколько церквей было, типография.

В рамках этих направлений возникли еще множество. Это уже не направления, а толки. Они объединяются по меньшим признакам. В беспоповщине главный толк – поморский.

Политические радикалы – филипповцы, последователи старца Филиппа, который считал, что в молитве о здравии грех упоминать царское имя, поскольку царь – это воплотившийся антихрист. Естественно, что власть кинулась на преследование филипповцев.

Один из эпизодов этой борьбы: в 1743 году Филиппа и его 70 последователей окружили. Но чтобы не попасть в руки солдат, они себя сожгли.

В рамках старообрядчества был такой толк – федосеевцы, по имени основателя дьячка Федосея Васильева. Они еще называются безбрачники, они отвергали таинство брака. Чтобы показать, что женщина ушла от мужа, достаточно распустить волосы и пройти. У девушек должна быть коса. У замужних женщин волосы должны быть подобраны под головным убором, под косынкой.

В 1772 году возник бегуцкий толк. Некоторые считают, что это не толк, а секта. Толк бегунов. В 1772 году дважды беглый с военной службы солдат Евфимий провозгласил себя странствующей церковью. Он стал проповедовать в ближних к Ярославлю сёлах, потом охватил Поволжье, север, центр, Урал. Его последователи странники. Евфимий утверждал, что путь к спасению пути один, и он не тесный, ежели о доме, о жене, о чадах, о тогах, о стяжании попечение иметь, но тесный и прискорбный, ежели не иметь ни града, ни села, ни дома. Он считал: таитеся, а не бегайте. Если человек где-то осядет, то его обложат податями, его детей будут брать в рекруты, его заставят ходить в отпавшую от истины официальную церковь. Он примитивный коммунист-утопист. Он считал, что слова: моё и своё – проклятые, что Бог всем всё общее установил.

Правительство преследовало старообрядцев, потому что во многих местностях старообрядчество вообще господствовало. На Дону, например, там практически не было не старообрядцев. Также в Сибири они господствовали. А Новгородской и Псковской области тоже преобладали.

В XVIII веке возможно 50 % верующих было старообрядцами. Но большинство были скрытые старообрядцы. Дома двумя пальцами крестились, дважды говорили. В официальную церковь иногда ходили, чтобы никто не заподозрил.

Самые радикальные старообрядцы, которые не ходили к исповеди.

Во многих местах были пустые церкви, потому что народ ходил в особые церкви.

Петр I сделал шаг веротерпимости в духе нового времени. 1 февраля 1716 года был указ о том, что старообрядцы могут спокойно записываться у властей, но будут платить двойную пошлину.

Их пытались подвергать осмеянию. Они должны были носить особую одежду. Старообрядец формально не имел права назначаться на административные должности.

В XVIII веке старообрядчество меняет свою социальную опору. Если в XVII веке были и боярыня Морозова, и Хованский, и бояре, и иерархи церковные, то теперь этого не было.

Священники старого поставления, пока не поумирали все, считались особо святыми. Иногда для особой внушительности этих старцев возили из деревни в деревню в гробах.

В XVIII веке старообрядчество стало народным протестом. Человек отвергал государство, официальную церковь. Это оппозиция в религиозной области.

Пугачев тоже выступал за старый крест и древнюю молитву. И во время восстаний Булавина и Разина тема старой веры одна из основных.

Верхи перешли в новую веру, поклонились миру дьявола. А народ в значительной мере остался в старой вере. Народ противопоставлялся верхам. Через религию был выход на политику.

В 1691 году собрался собор старообрядческой церкви, и осуждена была практика самосожжения. Но не всеми. Протопоп Аввакум неистовый считал, что чтобы сохранить истинную веру, надо принять мучение самосожжения.

Были 2 взгляда на самосожжение: что это мучительная смерть или что это райское наслаждение. Когда люди горят, они превращаются из обычных людей в праведников, поднимаются на небеса.

Указ Петра I 1716 года – это его признание старообрядчества, его легализация, узаконивание.

Старообрядчество в XVIII–XIX веках

Старообрядчество как ортодоксальное духовное движение в Русской Церкви условно разделилось на два основных направления — поповщину и беспоповщину. Причины разделения поповцев и беспоповцев состояли уже не в обрядах, а в богословском понимании незыблемости Церкви, церковных Таинств и иерархии. Вместе с тем и поповцы, и беспоповцы в совокупности являют историю послераскольного развития меньшинства Русской Церкви.

Разделение старообрядцев на два основных толка происходило сразу же после печально известных событий середины XVII в. Нельзя сказать, что это разделение было обусловлено только религиозными причинами — этому разделению способствовали также социальные и политические явления. Разошедшись в самом начале, беспоповщина и поповщина в дальнейшем развивались обособленно и конце концов стали двумя противоположностями. Поэтому историю старообрядчества целесообразно рассматривать раздельно: историю менее бескомпромиссных представителей — поповцев и более политизированных — различных беспоповских толков.

Поморцы (так стал именоваться этот старообрядческий толк) организовались в конце XVII в. Их первым видным вождем считается московский инок Корнилий, организовавший знаменитое Выговское общежительство. Этот строгий аскет в таком же духе организовал жизнь своих братьев по вере, которые не подчинились государственной Церкви и за благо сочли жить в удаленном районе среди своих единомышленников. Корнилий организовал монастырь, который достиг своего расцвета при управлении братьями Андреем и Семеном Денисовыми, выдающимися деятелями беспоповства, историками, основателями выговской литературной школы.

Начало Даниловского монастыря (по имени Даниила Викулина, еще одного видного деятеля на заре беспоповства) было положено в 1695 г. Затем появились семейные пары, община разрослась и приобрела значительную экономическую составляющую. Братья Денисовы возглавляли монастырь на протяжении полувека, до 1746 года. В 1706 г. была выделена женская община. Оба монастыря управлялись по уставу Денисовых на принципах коммуны.

В 1739 г. на Выг от царицы Анны прибыла комиссия во главе с графом Самариным, которой было поручено проверить, молятся ли выговцы за царя. Решением общего собрания монастыря, в молитвенники была срочно внесена молитва за императрицу, которой до этого по идеологическим соображениям не было. Но некоторые староверы согласились с этой уступкой и под предводительством старца Филиппа покинули общежительство. Таким образом возникло еще одно крупное беспоповское течение — филипповцев, которые кроме отрицания брака (характерного признака поморцев) категорически отрицали молитву за власть предержащих, видя в них воплощение антихриста.

Во-вторых, поколебало авторитет поморцев в среде беспоповцев также обсуждение допустимости брака. Феодосий Васильев, выходец из Поморья, переселился к польской границе и в Витебской губернии в 10-х гг. XVIII в. основал беспоповское общежитие. Но, в отличие от поморцев, Феодосий, не допуская молитвы за царя, стал учить о допустимости брака, причем не только старого, но и нового, заключенного в господствующей церкви, и все же требовал от своих адептов чистого, девственного жития. Половое сожительство воспринимал как неизбежное зло. Такое послабление в аскетической жизни очень быстро нашло своих сторонников, и постепенно толк федосеевцев принял ведущую роль в беспоповстве. Вопрос о разрешении брака у федосеевцев решался на протяжении всего XVIII в., и окончательно оно было установлено уже с появлением в конце столетия фигуры Ильи Ковылина, основавшего в Москве крупный центр федосеевцев на Преображенском кладбище [11, стр. 124].

К началу XIX в. беспоповцы представляли собой уже три основных ветви, не признающих друг друга, даже перекрещивающих переходящих друг от друга адептов. Это были новопоморцы, приемлющие брак, с центрами в Поморье, Прибалтике и Польше; федосеевцы, не признающие брак, но фактически допускающие сожительство, с центром на Преображенском кладбище в Москве; и филипповцы, более последовательные беспоповцы, поддерживающие практику самосожжений, принявшие на себя знамя старопоморцев: они не принимали ни брак, ни молитву за царя, их центр находился на Братском Дворе в Москве и был сравним по значимости с Преображенским кладбищем. Отсутствие сколь-нибудь видимой церковности в среде беспоповцев порождало бесконечные дробления и деления на толки и согласия, секты и общины. Кроме перечисленных трех основных ветвей беспоповства (филипповцы представлялись тремя группами: не молящиеся с приглашенными, чадородные и нечадородные), к концу XVIII в. существовало до 30 беспоповских толков. Так, федосеевцы делились на аристовых, титловцев, федосеевцев польских, тропарщиков, даниловцев полубрачных; филипповцы, кроме названных, были еще адамантовы и аароновцы; поморцы были самокрещенцы, рябиновцы, дырники, мелхиседеки, бегуны, нетовцы, часовенные. Территория распространения их была не ограничена пределами России.

Как и у беспоповцев, движение поповцев поддерживалось несколькими ведущими авторитетными общинами, которые брали на себя, в определенный момент, попечение о решении того или иного вопроса. К началу XVIII в. у поповцев такими общинами были поселения на Ветке и в Стародубье.

Таким образом, к концу XVIII в. старообрядцы-поповцы, как и беспоповцы, выработали основные правила своего существования, определились в отношении к господствующей церкви, в политическом и экономическом смысле стали обладать значительным весом, почему часто затрагивали интересы государства и господствующей церкви.

Павел I показал себя весьма либеральным в религиозных вопросах. Так, например, Павел указом от 12 марта 1798 г. разрешил старообрядцам строить храмы по всей России. В 1800 г. это позволение было распространено и на Московскую епархию. В марте же 1798 г. фактически была объявлена свобода вероисповедания. Вместе с тем он же за незначительное нарушение правил приказал снести Преображенское кладбище, и только смерть императора предотвратила это.

Вторым значительным событием в истории старообрядчества XIX в. стало принятие епископа старообрядцами-поповцами. Для приемлющих священство эта проблема являлась насущной на протяжении всей истории староверства. Поповцы Ветки пытались поставить епископа в Яссах, в 1765 г. велись переговоры с архиепископом Грузии, с подобной просьбой старообрядцы обращались к епископу Тихону Задонскому, к другим православным иерархам. К началу XIX в., с появлением единоверия, стало окончательно ясно, что Русская Православная Церковь не сможет удовлетворить такую потребность. И взгляды старообрядцев обратились за границу.

Одно из мощных поселений старообрядцев-поповцев за границей к началу XIX в. находилось на территории Австро-Венгрии, на Северной Буковине. В этой местности старообрядцы обосновались с середины XVIII в., после подавления восстания Булавина. По ряду обстоятельств (казаки-старообрядцы в чрезвычайной ситуации спасли жизнь наследника престола), старообрядцы смогли наладить отношения с австрийским императором Иосифом II и в 1783 году даже получить от него значительные привилегии. Их поселения были расположены по реке Серет, самым большим был посад Белая Криница. В каждом поселке, естественно, строились старообрядческие церкви, которые стабильно снабжались священниками с Иргиза, австрийское правительство никак не препятствовало сохранению старообрядцами своих религиозных традиций.

Старообрядчество во второй половине XIX в.

Одновременно с Олонецкой были организованы Саратовская и Оренбургская епархии, в задачи которых входила активная борьба с расколом. Саратовскую епархию возглавил епископ Иаков Вечерков. Этот строгий аскет, в первую очередь, своим житием снискал большой авторитет в своей епархии. Его отшельнический образ жизни очень помогал в его миссионерской деятельности, и он обращал к церкви как многих старообрядцев, так и язычников-калмыков. Число обращенных им достигало 20 000 человек.

Оренбургская кафедра была замещена еще одним видным миссионером. Это архиепископ Аркадий Федоров. Не будучи способным администратором, он все силы прилагал делу обращения староверов. Впоследствии в Пермской и Олонецкой епархиях он не оставлял своего рвения и просвещением, диспутами, проявлениями жертвенной любви обращал большие общины староверов.

Возможность отправления старообрядцами своих религиозных прав митрополит Филарет считал большим злом. Он один настоял и переубедил императора Александра II не принимать рекомендаций секретного комитета в отношении разрешения открытия старообрядческих молельных, митрополит поддерживал конфискацию и уничтожение раскольничьей литературы. По почину митрополита Филарета переход священника в старообрядчество стал считаться уголовным преступлением.

Следующим по времени видным миссионером выступил Петербургский митрополит Григорий Постников. Еще будучи Казанским архиепископом, Григорий сделал акцент в своей деятельности на подготовке образованных миссионерских кадров и более глубоком ознакомлении с расколом приходских священников. По его инициативе в Казанской и Петербургской духовных академиях были открыты кафедры расколоведения, в некоторых семинариях учреждены отделения для обучения будущих миссионеров, в Петербурге открылись специальные курсы. Он сам составил лекции по истории раскола и методологии полемики, миссионерскую инструкцию для духовенства. Но с ослаблением государственной политики в отношении раскола академические и семинарские миссионерские курсы перешли на факультативный уровень.

В 1905 году отношение правительства к старообрядчеству изменилось, изменилась и церковная миссия. Методы прежней борьбы с поддержкой государства оказались недейственны, и новообрядческая Церковь стала нащупывать новые возможности, однако события 1917 года положили конец всей миссионерской деятельности в среде старообрядчества, так и не принесшей желаемых результатов. Об этом говорит и сама очень относительная статистика старообрядчества.

Власть, пожертвовавшая в ХVII веке идеологией и традицией Москвы, осталась в ХХ веке без защиты от нападения наиболее радикальных носителей западных идей. Духовный кризис ХVII века привел государство в ХХ веке к катастрофе [4, стр. 439]. Эта история настоятельно напоминает о крайне губительных последствиях слияния церкви и государства, о недопущении огосударствления церковного организма. Попытки уничтожения старообрядцев, которые еще вчера были братьями, а сегодня стали врагами, потому что не послушали личной воли патриарха, показали на примере Русской Церкви, как в государстве, которое считает себя христианским, извращаются христианские принципы. И чтобы это никогда не повторилось, пока есть возможность и Церковь обладает хотя бы минимальной свободой, нужно сделать соответствующие выводы.

Читайте также: