Обрушение террикона в намибии сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Колониальный передел мира после Первой мировой и деколонизация после Второй мировой войн создал множество проблем. В качестве военно-политических акторов выступали не только европейские державы, но и государства, созданные в ходе колониальных захватов. Так, Австралия и Новая Зеландия на Тихом океане и Южно-Африканский Союз в Африке получили в своё распоряжение бывшие колонии Германии. При этом ЮАС (позже ЮАР) труднее остальных расставался с приобретёнными территориями. Во второй половине ХХ века на территории Намибии, подконтрольной ЮАР, разгорелась партизанская война, в которую оказались втянуты соседние Ангола и Замбия. На протяжении нескольких десятков лет местные политические партии и их вооружённые формирования при поддержке ЮАР, Кубы, СССР и Китая сражались друг с другом и против внешних врагов.

Истоки конфликта и начало вооружённой борьбы

Европейцы захватили территорию нынешней Намибии в XIX веке. Тогда на этой обширной площади, что вчетверо больше Великобритании или составляет примерно 2/3 ЮАР, была основана германская колония Юго-Западная Африка. В 1915 году она полностью была занята войсками Южно-Африканского Союза, доминиона Британской империи. По решению Парижской конференции 1919 года мандат на управление Юго-Западной Африкой достался этому же доминиону. После роспуска Лиги Наций ЮАС отказался признавать утрату своей власти над этой территорией. После провозглашения ЮАР в 1961 году Намибия всё так же оставалась подконтрольной южноафриканским властям, поддерживавшим на её территории режим апартеида.

Толчком к созданию собственных политических партий стал процесс деколонизации, начавшийся в Африке в 1950-х гг. В 1959 году образовалась первая политическая партия Намибии — Национальный Союз Юго-Западной Африки, или СВАНУ (SWANU — South West Africa National Union). В 1960 году появилась ещё одна — Народная организация Юго-Западной Африки, или СВАПО (SWAPO — South-West Africa’s Peoples Organization). Различались партии даже не своими программными установками, а этническим составом, поскольку одна состояла преимущественно из представителей народа гереро, а другая — овамбо.


У властей ЮАР хватало проблем с собственным национально-освободительным движением. Африканский национальный конгресс, или АНК (ANC — African National Congress) вёл долгую и упорную борьбу, оказывая поддержку и антиколониальному движению в соседней Намибии. Сразу после образования СВАПО её эмиссары разъехались в поисках помощи, найдя её у противников колониализма в Тропической (Гана, Танзания) и Северной Африке (Египет, Алжир), а также в Евразии (СССР, Северная Корея). СВАПО нуждалась в подготовленных солдатах и оружии для ведения военных действий против сил ЮАР.

На основе СВАПО была создана Народно-освободительная армия Намибии, или ПЛАН (PLAN — People’s Liberation Army of Namibia), до 1969 году носившая название Освободительной армии Юго-Западной Африки (South West Africa Liberation Army). Появление подобных организаций, естественно, вызвало панику в Претории, поскольку южноафриканские политики не без основания опасались эффекта домино — если апартеид падёт в Намибии, то это произойдёт и в ЮАР. Надо отметить, что это соображение было, в общем, правильным.

​Южноафриканский солдат в Намибии - Бывшая колония против бывшей колонии | Warspot.ru

Южноафриканский солдат в Намибии

Вначале СВАПО и ПЛАН страдали от недостатка вооружения и боеприпасов и укрывались в Замбии и Танзании, где проходили боевую выучку. Подразделения СВАПО в 1966 году начали проникать на территорию Овамболенда в северной части Намибии. Близ селения Онгулумбаше состоялось первое крупное столкновение между повстанцами и полицией ЮАР, поддержанной вертолётами южноафриканских ВВС.

​Южноафриканские гаубицы ведут огонь - Бывшая колония против бывшей колонии | Warspot.ru

Южноафриканские гаубицы ведут огонь

Появились и новые проблемы, связанные с пропагандой СВАПО. Первый всплеск народного недовольства произошёл 13 декабря 1971 года, когда рабочие-контрактники из овамбо, обеспечивавшие около 70% рабочей силы, используемой в белых районах, объявили забастовку. Эта акция переросла во всеобщий протест, и хотя претензии рабочих были всё-таки урегулированы путём переговоров, беспорядки продолжались, особенно в Овамболенде. Были снесены пограничные посты, уничтожено имущество, подверглись нападениям старосты и вожди. Кроме того, в результате бойкота, инициированного СВАПО, были сорваны первые выборы в бантустане Овамболенда, поскольку в августе 1973 года на них пришли только 2,3% электората.

Война до победного конца

Новый виток антиколониального движения в Африке, связанный с получением независимости Анголой, бывшим португальским владением, многое поменял в расстановке сил в Намибии. Руководство и бойцы СВАПО воспользовались возможностью перенести свои базы непосредственно на границу с Намибией, перебравшись туда из Замбии и Танзании. Южно-Африканские силы обороны, или САДФ (SADF — South African Defence Force) ответили на это вводом своих подразделений на территорию Анголы.

​Ангольские Т-34 - Бывшая колония против бывшей колонии | Warspot.ru

Ангольские Т-34

Понятно, что чем дальше силы ЮАР оттесняли вглубь Анголы намибийских повстанцев, тем труднее последним было проникать в Намибию. Всего между 1978 и 1985 гг. САДФ провели семь больших вторжений в Анголу, сопровождавшихся использованием ВВС, артиллерии и ракетными ударами. Этим ЮАР добилась того, что в 1976 году ООН объявила власть Претории над Намибией оккупацией, а СВАПО в глазах мирового сообщества обрела репутацию борца с двойным злом — колониализмом и апартеидом.

​Кубинские танкисты - Бывшая колония против бывшей колонии | Warspot.ru

Кубинские танкисты

В ответ на это и не прекращавшиеся попытки СВАПО проникнуть на территорию Намибии и закрепиться там правительство ЮАР решило организовать местную милицию (South West African Territory Force) из различных этнических групп (90% её солдат не были белыми). Интересно, что намибийцы европейского происхождения активно протестовали против обязательной военной службы. К 1984 году было подготовлено около 11 000 человек, обеспечивавших порядок внутри страны и использовавшихся для борьбы со СВАПО.

В 1970–1980-х гг. также делались попытки решить конфликт не военным, а политическим путём. Ещё в 1975 году состоялось несколько встреч между представителями ЮАР и политических партий Намибии, на которых было принято несколько важных решений касательно будущего страны, но они так и не были проведены в жизнь. Политические игры с формированием и расформированием намибийского правительства и парламента всё же не дали положительного результата.

​Южноафриканцы рассматривают трофейный ангольский Т-55 - Бывшая колония против бывшей колонии | Warspot.ru

Южноафриканцы рассматривают трофейный ангольский Т-55

Несмотря на снизившуюся интенсивность вооружённых столкновений, конфликт продолжался до конца 1980-х гг. Лишь при посредничестве США было подписано мирное соглашение между ЮАР, Кубой и Анголой, которые установили сроки выводы войск со всех оккупированных и оспариваемых территорий. СССР, который в силу внутренних причин резко перестал оказывать помощь своим союзникам по всему миру, уже не мог ничего сделать.

Самым главным достижением было соглашение о выводе южноафриканских войск из Намибии и одновременной эвакуации кубинцев из Анголы. После обретения Намибией полной независимости в 1989 году СВАПО пришла к власти после национальных выборов, конкурируя с СВАНУ и ещё несколькими партиями, образовавшимися за короткий срок после ухода ЮАР.


Катастрофа в Намбидже — оползень в отдаленном шахтерском поселении Намбиджа (Эквадор) 9 мая 1993 года, в результате которого погибло около 300 человек. Точное число жертв неизвестно, так как нет никаких данных о количестве людей, живущих или работающих в Намбидже.

К 1990 году горы вокруг Намбиджи были практически полыми, и эксперты предупреждали, что дальнейшая разработка месторождения резко увеличивает вероятность оползня. Кроме того, поводом для опасений были вибрации от огромного камнедробильного завода в центре города. За долгие годы добычи золота шахтеры вырубили всю растительность на склонах горы. Проливные дожди в течение последних трех месяцев до катастрофы размягчили почву и усугубили ситуацию.

Днем 9 мая 1993 года тысячи тонн грязи и камней обрушились вниз по крутому склону, лишенному деревьев, засыпав часть города. Было разрушено около 80 домов, в которых проживало 200—250 человек. Многие дома были построены над входами в штольни, и люди, работавшие в них, были погребены заживо. Спасательная операции была затруднена, так как до поселения очень трудно добраться. Однако для местных жителей катастрофа стала частью их повседневной жизни. В нетронутых районах добыча полезных ископаемых продолжалась.

Достоверное количество жертв неизвестно и, вероятно, никогда не будет известно. Поскольку никто не знает, сколько людей живет и работает в Намбидже в каждый конкретный момент времени, точный учет погибших невозможен. По предварительным оценкам, погибло около 80 человек, позднее число жертв достигло 300. Место оползня, хорошо видимое даже сегодня, является официальным кладбищем, и многие из погибших до сих пор погребены там.

Катастрофа в Намбидже входит в число самых крупных катастроф в истории горнодобывающей промышленности и остается практически неизвестной из-за удаленности объекта.

Череп одной из жертв геноцида в Намибии демонстрируется во время церемонии передачи останков жертв из Германии, Берлин, 29 августа 2018 года (Фото:REUTERS / Christian Mang)

Больше чем через 100 лет Германия признала, что совершила геноцид племен гереро и нама в Намибии, во время которого были убиты десятки тысяч людей, а численность этих племен сократилась в разы.

Согласно заявлению Германии, деньги из этого фонда не будут использоваться для компенсаций по судебным искам.

СМИ Намибии сообщили 27 мая, что обещанные Германией средства будут поддерживать инфраструктуру, здравоохранение и программы обучения в течение 30 лет.

Реакция Намибии на признание Германией совершенного ею геноцида

Адольфу Гитлеру 54 года (Фото:Центризбирком Намибии)

В то же время, некоторые представители народов гереро и нама выступили с критикой соглашения, заявив, что это был пиар-ход Германии и попытка обмануть правительство Намибии.

DW отмечает, что ни одна из групп, выражающих возражения, — Ovaherero Traditional Authority и Nama Traditional Leaders Association не может считаться представителем всех групп гереро и нама. Члены обеих групп потребовали от Германии официальных извинений и финансовой компенсации.

Издание также напомнило, что переговоры велись с правительством Намибии, а не напрямую с народами гереро и нама, и Германия предпочла предоставить пакет финансовой помощи, а не компенсацию за преступления колониальной эпохи, о чем просили пострадавшие группы.

Эммануэль Макрон (Фото:REUTERS/Jean Bizimana)

Общины Намибии также попросили Германию вернуть десятки тысяч украденных частей тел, принадлежащих их предкам, которые хранятся в немецких музеях и библиотеках. Кроме того, они хотят вернуть в страну украденные у их народов предметы искусства.

92-летний Нуон Чеа, правая рука лидера режима

Рукоро утверждает, что группы жертв гереро и нама ожидают денежной компенсации. По его словам, репарации не должны идти отдельным людям, а должны быть в форме коллективных выплат потомкам убитых и вытесненных с их земель во время геноцида.

Он добавил, что президента Германии не ждут в этой африканской стране.

Юрген Циммерер, профессор глобальной истории Гамбургского университета, сказал BBC, что многие потомки жертв геноцида чувствуют себя исключенными.

Тим Уэвелл, писавший для BBC в начале этого года о переговорах ( по примирению Германии с потомками жертв геноцида в Намибии — ред.), сказал, что эти обсуждения были первыми в своем роде для бывшего колониального государства.

Он написал, что многие гереро и нама, живущие в перенаселенных районах или в неформальных поселениях, надеялись, что сделка поможет восстановить доступ к земле и части имущества, которыми их предки владели до геноцида.

52-летняя Сима Люиперт, назвавшая себя представительницей народа нама Намибии, сказала, что Германии не следовало извиняться перед намибийским государством, которое не существовало во время геноцида и не имело мандата говорить с Германией от имени традиционных органов власти.

Главные факты о геноциде народов гереро и нама

По данным Мемориального музея Холокоста США, немецкие войска убили до 80 тысяч гереро и нама на территории современной Намибии в период с 1904 по 1908 год. Это произошло после антиколониального восстания этих народов.

Территория современной Намибии находилась под немецкой оккупацией с 1884 по 1915 год, тогда она называлась Германской Юго-Западной Африкой.

Восстание племен гереро и нама началось в 1904 году из-за захвата немцами их земли и скота. После этого глава немецкой военной администрации Лотар фон Трота призвал к истреблению населения.

11 августа 1904 года повстанцы потерпели сокрушительное поражение в битве при Ватерберге.

Представители народа гереро, сдавшиеся колониальным властям после изгнания в пустыню (Фото: Из перепубликации 2003 года отчета о геноциде народов гереро и нама, впервые опубликованного в 1918 году)

Представители народа гереро, сдавшиеся колониальным властям после изгнания в пустыню / Фото: Из перепубликации 2003 года отчета о геноциде народов гереро и нама, впервые опубликованного в 1918 году

Также существуют свидетельства о принуждении женщин из племен гереро и нама к проституции.

Кроме того, заключенных использовали для медицинских экспериментов. Врач лагеря на Шарк-Айленде доктор Бофингер проводил исследования на живых людях, больных цингой, вводя им различные вещества, в том числе мышьяк и опиум, а после их смерти проводил вскрытие.

В еще одном лагере в городе Свакопмунд, женщин заставляли варить отрубленные головы представителей их народа и счищать с черепа плоть, сухожилия и связки осколками битого стекла. Жертвами могли быть люди, которых они знали, или даже родственники. Черепа были после этого упакованы в ящики и отправлены в музеи и университеты Германии. Всего в Германию из Намибии было отправлено около 300 черепов. Начиная с 2011 года часть черепов вернули в Намибию и похоронили.

Более 90 лет породу из шахты Мэртир Вэйл сваливали на один из склонов горного хребта Минид Мэртир, под которым располагалась деревня Аберфан, Великобритания.

Миллионы кубометров породы покоились на слое очень пористого песчаника, содержащего многочисленные подземные источники.


Местные власти не раз обращались к руководству Национального Управления угольной промышленности (NCB), обеспокоенные опасным соседством отвала и деревни, однако все их обращения были проигнорированы.

Утром 21 октября 1966 года, после нескольких дней проливного дождя, более 150 тыс. кубометров насыщенной водой породы отделились от основного отвала и стали с большой скоростью сползать вниз. Погода была ясной, однако в деревне еще стоял туман — видимости не было. Бригада рабочих с отвала видела, как начался оползень, но не смогла предупредить об опасности, поскольку телефонный кабель был вырезан. Позже следствие установило, что все произошло настолько быстро, что предупреждение никого бы не спасло.


Часть жидкой массы осела на пологих участках склона, однако более 40 тыс. кубометров обрушилось на деревню. Оползень погреб 20 жилых домов и достиг здания, в котором располагались начальная школа, разрушая постройки и заполняя классы грязью и породой.


Заключительный список погибших составил 144 человека. Пятеро из них были учителями, 116 — детьми от 7 до 10 лет.


Willkommen

Я выбрала чесночный суп с хрустящими гренками, друзья разделились: одни заказали мясную тарелку, шницель, кто-то решил попробовать традиционное намибийское блюдо — антилопу. Еда действительно оказалась очень вкусной. Не зря намибийские пиво и колбаски считаются лучшими на всем континенте. К тому же владельцы кафе — немцы — смогли сохранить столь любимый ими германский колорит. Казалось, что мы сидим в каком-нибудь мюнхенском кафе или же в ресторане на Курфюрстендамм в Берлине. На самом деле мы были в 11 тысячах километров от ФРГ — городе Виндхук.

Когда думаешь об Африке, первые европейские языки, которые приходят в голову, — французский, английский, португальский и голландский. Между тем Германия тоже была мировой колониальной державой в конце XIX — начале XX веков. Длилось это чуть больше 30 лет. Но присутствие немцев и столь свойственные им порядок и организованность чувствуются в Намибии, или, как ее называли раньше, Германской Юго-Западной Африке, до сих пор. Немцам очень нравилось, что в Намибии почти постоянно светит солнце. Хотя зимой перепады температуры значительны: днем воздух разогревается до плюс 20, а ночью температура опускается до минус трех.



Большинство местных жителей — лютеране. Хотя существуют и собственные верования — в Африке без этого никуда. Центральные улицы по-прежнему сохраняют свои немецкие названия. Здесь множество зданий, построенных немцами, есть немецкие школы, магазины и рестораны, есть даже немецкие радио и газеты.

Вообще в Намибии встречается более 30 языков. Самый необычный — язык нама. Говорящие на нем люди используют щелкающие звуки в качестве согласных. Но в стране в основном все говорят на английском, так что туристам очень удобно. К тому же многие владеют немецким. Больше половины хорошо знают его литературную форму, остальные — кухонный диалект — кухендойче. Обычно это потомки людей, служивших у немецких колонизаторов.

Немецкая рука в Намибии чувствуется повсюду. Африканцы известны своим разгильдяйством. Намибийцы отличаются от них кардинально: они дисциплинированны и любят порядок. Поэтому в Виндхуке очаровательные немецкие домики, идеально постриженные деревья, чистые улицы, хорошие дороги, современные торговые центры. Поражает то, что здесь нет пробок и очередей, поскольку Намибия — одна из наименее населенных стран мира: 2,5 миллиона человек. К тому же не так много молодежи: многие уезжают учиться в ЮАР и там остаются

Отличающие Африку голод, нищета, экзотические болезни, высокий уровень преступности и отсутствие инфраструктуры — это тоже не про Намибию. По сравнению с другими африканскими странами, здесь гораздо безопаснее, хотя вечером не советуют гулять, особенно в одиночестве. Люди предпочитают селиться в закрытых поселках, устанавливать суперсовременные сигнализации и на всякий случай хранить дома оружие. Впрочем, в туристических зонах вряд ли может грозить какая-то опасность.

Изучать местную фауну можно по дорожным знакам, а редких зверей — увидеть просто из окна машины. Мы все же выбрали сафари. Путешествовать по территории будем на открытых джипах — так и впечатлений больше, фотографировать удобнее и легче пробираться через колючки, кустарники и мопановые заросли. Загрузили в багажники огромные упаковки еды, чтобы расположить к себе обитателей парка, и в путь.








Неподалеку пробегали антилопы гну — грациозные животные с накачанными ногами и причудливыми рогами. Чуть поодаль от них — антилопы спрингбок, или, как их еще называют, антилопы-прыгуны. Они развивают скорость до 90 километров в час. Самцы антилопы любят устраивать разборки друг с другом — вроде армреслинга, только на рогах. Когда они начинают задирать друг друга около тебя, становится не по себе.

Следующие на пути носороги — кожа как броня. Сами они просто огромны. Лежат, отдыхают, принимают грязевые ванны. Увидев нас издалека, самец вышел защищать свою семью от непрошенных гостей. Выглядел он очень свирепо — многие в джипе испугались. Гид быстро задобрил хозяина разными лакомствами, которые мы привезли с собой. Напротив — через дорогу — жирафы. Чтобы до конца разглядеть их, приходилось высовывать голову из машины.

Чепрачные шакалы очень интересно относятся к своему потомству. Подросшие детеныши помогают взрослым особям воспитывать младшее поколение. В Намибии обычно охотятся на этих животных: их мех считается крайне ценным, поскольку является очень мягким и густым. Из него шьют накидки и ковры.

Вдоволь насмотревшись на разных животных, мы отправились обедать. В центре парка ресторан в местном африканском стиле. Повсюду простые формы и грубые фактуры: шкуры убитых животных, статуэтки местных богов, массивная мебель. В интерьере преобладают оранжевые, желтые, коричневые цвета. В меню в основном дичь: мясо крокодила, страуса, зебры, антилопы, бородавочника. Друзья заказали всего понемногу: пришли к выводу, что по вкусу все более или менее похоже на курицу, только жевать гораздо сложнее.

Намибийцы любят добавлять в блюда травы и специи, готовить мясо на гриле. А также предлагать туристам местный деликатес — червей мопане. Их обычно высушивают и подают в виде хрустящей закуски. Попробовать такое мы не решились.

Зато в местном магазине накупили разных сувениров. Среди них билтонг — вяленое мясо говядины, антилопы гну или страусятины. Вначале его маринуют в уксусе, затем в смеси кориандра, коричневого сахара, соли, черного перца и других специй. Сушат билтонг в специальных помещениях.

Читайте также: