Образование забайкальского казачьего войска сообщение

Обновлено: 24.04.2024

Забайкальские казаки или Забайкальское казачье войско — этническая группа русских в Забайкалье. Старшинство с 20 августа 1655. Войсковой штаб — в городе Чите . Войсковой праздник, войсковой круг — 17 марта, день преподобного Алексия человека Божьего.

Цвета и знамёна Забайкальского казачьего войска

Забайкальские казаки традиционно носили желтые лампасы , погоны и околыши и темно-зеленые мундиры. [1]

Казачье знамя представляло собой полотнище войсковых цветов с изображением лика Спаса Нерукотворного. На знамени была надпись: "С нами Бог".

История Забайкальского казачьего войска

Костяк забайкальских казаков составили донские казаки, которые появились в Забайкалье около 1639. В 1654 казаки Петра Бекетова основали Нерчинск. По образцу казачьего войска были организованы буряты (4 полка) и тунгусы (500 человек = 1 полк), которые позже слились с казаками. Отличительной особенностью забайкальских казаков был тот факт, что наряду с православием часть из них (преимущественно бурятского происхождения) исповедовала ламаизм [2]

Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 приказом императора Николая I, по предложению генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского , на территории Забайкалья из части сибирских казаков, бурят, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе 3 конных полков и 3 пеших бригад ( 1-й, 2-й, 3-й русские полки , 4-й тунгусский (эвенкийский) полк и 5-й и 6-й бурятские полки). Осуществляло охрану границы с Китаем и внутреннюю службу.

В 1854 забайкальские казаки осуществили сплав по реке Амур и основали пограничные посты вдоль границы с Китаем. 1858 из Забайкальского было выделено Амурское казачье войско .

В начале XX века забайкальские казаки выставляли в мирное время 1 гвардейскую полусотню, 4 конных полка и 2 батареи; в Первую мировую войну выставили 1 гвардейскую полусотню, 9 конных полков, 4 батареи и 3 запасные сотни.

В 1916 казачье население Забайкальского казачьего войска составляло 265 тысяч человек, на военной службе находилось 14,5 тысяч. Участвовало в подавлении Ихэтуаньского восстания 1899-1901, в Русско-японской 1904-1905 и Первой мировой войнах.

Во время Гражданской войны 1918—20 часть казачества активно воевала против большевиков под руководством атамана Г. М. Семёнова и барона Унгерна, некоторые казаки поддержали красных.

В 1920 Забайкальское казачье войско, как и прочие казачьи войска в СССР , было ликвидировано советской властью . После поражения Семёнова примерно 15 % казаков вместе с семьями ушли в Маньчжурию, где обосновались, создав свои станицы (Трехречье). В Китае они поначалу тревожили набегами советскую границу, а затем замкнулись и жили своим бытом до 1945 (наступления Советской Армии). Затем некоторые из них эмигрировали в Австралию (Квинсленд) [3] [4] . Некоторые в 1960-е гг. вернулись в СССР и были поселены в Казахстане [5] . Потомки смешанных браков остались в Китае [6] .

Современность

В эпоху советской перестройки началось возрождение забайкальского казачества. В 1990 в Москве был созван Большой казачий круг, на котором в числе прочих было принято решение о воссоздании Забайкальского казачьего войска [7] . В 1991 был образован ансамбль песни и пляски "Забайкальские казаки" [8] . В 2010 в Чите был избран атаманом Забайкальского казачьего войска Сергей Бобров [9] . 30 марта 2011 забайкальские казаки отметили 160-летие своего войска [10] .

Структура Забайкальского казачьего войска

Во главе Забайкальского казачьего войска стоял наказной атаман, подчинявшийся генерал-губернатору Сибири. Атаман совмещал права начальника дивизии и губернатора. При нем было учреждено два комитета: войсковое дежурство (для ведения военных дел) и войсковое правление (для ведения хозяйственных дел). Высшей формой организации казаков была бригада (всего было 6 бригад), которая делилась на полки (500-600 бойцов), а те на сотни.

Полки назывались по имени центрального поселения: Аргунский, Верхнеудинский, Читинский, Нерчинский [11] .

Казаки всегда были опорой России как внутри страны, так и на её границах. Поразительная отвага и подготовленность делали их силой, с которой нужно считаться, ведь они были способны сражаться с любым, даже хорошо экипированным противником.

Построение острогов

Казачество в Забайкалье начинает свой славный путь с XVII века, когда там впервые осели казаки с Дона и из Сибири. Обладание землями возле Байкала создавало совершенно иные перспективные направления для империи — возможность контролировать восточные окраины своей границы, за которой были, мягко говоря, не слишком приветливые соседи.

Эти территории были важны для разработки серебряных шахт, о богатстве которых слагало легенды местное население, а также, что немаловажно, возможности держать под надзором и контролировать местное население. Как было в российской истории и раньше, ведущую роль в обустройстве вновь приобретенных частей суши исполняли именно казаки. Во многом благодаря усилиям казаков к России были присоединены сибирские земли и Оренбуржье.

Первые казачьи укрепления на берегах Ангары и Лены заложили подчиненные Перфильева и Бекетова. Среди осваивавших Забайкалье находился и известный покоритель неизведанных земель Семен Дежнев.

Раньше всех к озеру дошел казачий отряд под командованием Курбата Иванова. Именно с этого момента и пошло массовое переселение казачества на Байкал, укрепление добрососедских отношений с коренным населением и привлечение их в российское войско. В 1650 году благодаря очередному походу Ерофея Хабарова к империи были присоединено Приамурье.

В 1654 Петр Бекетов построил заставу, названную им Читинской, которая в дальнейшем и будет столицей Забайкальского казачества. Таким образом прирастала российская территория. Для того, чтобы казаки могли двигаться дальше и приумножать земли государства, необходимо было выстроить оплот империи на озере Байкал. С этой целью в имевшихся заставах формируются отряды.

В начале XVIII века формируется пограничное казачье войско, его функции проистекают из самого названия: охрана границы империи. С целью усилить новое войско в 1776 году формируются бурятские полки. Правда этого было недостаточно: неопределенность официальных рубежей с Монголией и враждебные отношения с Маньчжурией свидетельствовали о необходимости нахождения в тех местах большого контингента регулярных войск казаков.

Формирование войска

Ко второй половине XIX столетия на восточной границе России была сформирована полоса гарнизонов, а на переднем крае рубежа, на его особо тревожных участках, имелись дозорные башни, где в постоянном режиме дежурили 5-6 воинов. Все пограничные населенные пункты направляли в дозор один-два подразделения с несколькими десятками бойцов. Так была сформирована мобильная казачья полоса, которая могла не только отследить и вовремя предупредить об опасности, но и дать достойный отпор неприятелю.

Однако численности казаков не было достаточно для перекрытия всей смежной полосы, и было принято решение переселить казаков из близлежащих областей ближе к границе для обеспечения безопасности рубежей. Таким образом была резко увеличена численность казачьего войска, что решало проблему перекрытия нужной территории.

В 1851 году Забайкальское войско получило официальный статус, а генерал-губернатор Муравьев-Амурский, ведавший вопросами создания специального подразделения на рубежах, направил проект указа царю и правительству. Костяк нового военного формирования составляли донские и сибирские казачьи отряды.

Дополнительные полки были созданы из бурятов и тунгусов, а также крестьян Забайкалья. Общая численность войска, включая и казаков, и местное население, составила 18 000 человек. Солдаты войска начинали свою ратную жизнь в 17-и летнем возрасте, а на заслуженный покой уходили, когда им исполнялось 58.

На страже рубежей

На протяжении всей своей жизни казак находился на границе, тут он рождался, жил, воспитывал преемников и заканчивал земную жизнь. Так было до тех пор, пока в 1867 году велением императора не был определен конкретный срок для службы в войске в 22 года. Казаки жили, соблюдая в точности жизненный уклад войска Донского. Забайкальские отряды были неизменными участниками всех без исключения военных действий России на восточных границах страны.

Они участвовали в Мукденском сражении и в боях за Порт-Артур, самоотверженно бились в Первой мировой и русско-японской войнах, часто отражали локальные нападения недружественных соседей. Воины в одеждах темно-зеленого цвета с желтыми лампасами были образцом непоколебимого мужества, их опасались все соседи без исключения, и даже самураи, которые не нападали на казацкий отряд без большого численного преимущества.

Забайкальские казаки - гроза самураев - были на самых далёких рубежах Родины оплотом порядка и государственности. Исключительно смелые, решительные, сильные выучкой, они всегда успешно противостояли самым лучшим подразделениям противника.

забайкальские казаки

История

Забайкальские казаки появились впервые в сороковых годах восемнадцатого века, когда донские и оренбургские вызвались на переезд в неосвоенные ещё новые российские земли. Здесь для государства открывались великолепные возможности для освоения полезных ископаемых, количество которых порождало легенды. Границы с восточными и не очень мирными соседями нужно было охранять, и лучше, чем забайкальские казаки, это вряд ли кто-то мог сделать.

К тому же необходим был постоянный и бдительный контроль за местным населением - бурятами, в которых ещё бурлила кровь Чингисхана, тунгусами, которые тоже не слишком доверяли пришлым. Забайкальские казаки словно эстафету продолжили. Именно их силами были присоединены к империи Урал, Оренбуржье, Сибирь. Остроги на Ангаре и Лене закладывались казачьими подразделениями атаманов Перфильева и Бекетова, а в числе первых землепроходцев мы до сих пор чтим национального героя, казака-мореплавателя Семёна Дежнёва.

Первые походы

Первыми до озера Байкал добрался Курбат Иванов со своими казаками. Тогда и началось повсеместное заселение Забайкалья, установились и окрепли дружественные связи с туземцами, которых обучали и даже включали довольно часто в состав своего войска. Забайкальские казаки, история возникновения которых относится к походу Ерофея Павловича Хабарова (1649 год), присоединили к России Приамурье, а в 1653 году уже был выстроен Читинский острог - будущая столица забайкальского казачества. Имя Павла Бекетова, казака, заложившего город Читу, славится до сей поры. Россия прирастала новыми территориями, чрезвычайно богатыми, красивыми и полезными.

Чтобы казаки могли далее продвигаться на восток, такой оплот на Байкале был просто необходим. Пришедшие осваивались, налаживались жизнь и быт забайкальских казаков, организовывались всё новые казачьи полки, которые к середине восемнадцатого века сформировались в пограничное войско. Кстати, буряты в силу своей воинственности принесли славу обретённой родине, поскольку из них были созданы и обучены многие полки специально для усиления пограничного контроля. Несмотря на то что официальные границы с Монголией отсутствовали, а Манчжурия вообще появление русских в этих местах не приветствовала, скорее, наоборот, такой шаг был просто необходим. Так и было создано полноценное и по тем временам беспрецедентное по качеству казачье войско.

жизнь и быт забайкальских казаков

Пограничная линия

В начале девятнадцатого века по восточной границе уже образовалась длинная линия укреплённых крепостей (острогов), выстроенных казаками. На передовой традиционно возвышались наблюдательные вышки - "сторожа", где круглый год и круглосуточно находились несколько дозорных казаков. Также постоянно каждый пограничный городок отправлял в горы и степи разведку - отряд от двадцати пяти до ста казаков.

То есть казаки Забайкальского края создали мобильную пограничную линию. Она оповещала о неприятеле и способна была дать врагу отпор самостоятельно. Однако всё равно мало было казаков на такую длинную пограничную линию. И тогда император переселяет множество "гулящих людей" на восточные рубежи для несения пограничной службы. Количество казаков в Забайкалье резко увеличилось. Тогда и пришло официальное признание Забайкальского казачьего войска - в марте 1871 года.

Генерал-губернатор

Придумал этот способ защиты восточных границ Н. Н. Муравьёв, который составил проект создания казачьего войска, а государь и военный министр охотно эту работу одобрили. На окраине громадной страны было создано сильнейшее войско, которое могло поспорить с любым неприятелем. В него вошли не только донские и сибирские казаки, но и бурятские, и тунгусские формирования. Увеличивалось и крестьянское население Забайкалья.

Численность войска достигала восемнадцати тысяч человек, каждый из которых начинал службу семнадцатилетним, а уходил на заслуженный отдых только в пятьдесят восемь лет. Вся жизнь его была связана с охраной границы. Здесь в зависимости от службы формировались традиции забайкальских казаков, поскольку и вся их жизнь, и воспитание детей, и сама смерть были связаны с охраной государства. После 1866 года установленный срок службы был снижен до двадцати двух лет, устав же войсковой был точной копией устава войска Донского.

забайкальские казаки история

Подвиги и поражение

Ни одного военного конфликта за многие десятилетия не обошлось без участия забайкальских казаков. Китайский поход - они первыми вошли в Пекин. Сражения при Мукденах и в Порт-Артуре - о доблестных казаках поют песни до сих пор. И русско-японская война, и Первая мировая сопровождались легендами о силе, упорстве и отчаянной смелости воинов-забайкальцев. Костюм забайкальского казака - тёмно-зелёный мундир и жёлтые лампасы - наводил ужас на японских самураев, и, если их численность не превышала казачью более чем в пять раз, они атаковать не решались. Да и при большей численности чаще всего проигрывали.

К 1917 году казачье войско за Байкалом насчитывало уже 260 тысяч человек. Стояли 12 больших станиц, 69 хуторов и 15 выселок. Они защищали царя несколько веков, служили ему верой и правдой до последней капли крови, именно потому революцию они не приняли и в Гражданской войне решительно сражались с Красной Армией. Это был первый случай, когда они не победили, поскольку дело их не было правым. Так в китайском Харбине образовалась самая большая колония, которую создали выдавленные с территории России забайкальские казаки.

традиции забайкальских казаков

Чужбина

Конечно, не все забайкальские казаки воевали против новой советской власти, были и те, кто поддержал красных. Но всё-таки большая часть ушла под руководство барона Унгерна и атамана Семёнова и в итоге оказалась в Китае. А здесь в 1920 году все до единого казачьи войска были советской властью ликвидированы, то есть распущены. В Манчжурию вместе с семьями смогло уйти только около пятнадцати процентов забайкальского казачества, где они и создали Трёхречье - ряд станиц.

Из Китая они некоторое время тревожили советские границы набегами, но поняли бесполезность этого и замкнулись. Жили своими традициями, своим бытом до 1945 года, когда Советская армия начала наступление на Манчжурию. Пришло то самое грустное время, когда овеянные славой казачьи забайкальские войска полностью рассыпались. Одни эмигрировали дальше - в Австралию - и поселились в Квинсленде, некоторые вернулись на родину, но не в Забайкалье, а в Казахстан, где им было определено поселение. Потомки же смешанных браков из Китая не уехали.

казаки забайкальского края

Возвращение

Столицей Забайкальского казачьего войска всегда была Чита. Несколько лет назад там открылся памятник Петру Бекетову, казаку, основателю этого города. История понемногу восстанавливается, возвращаются быт и традиции забайкальских казаков. По крупицам собираются утерянные знания - по старинным фотографиям, письмам, дневникам, другим документам.

быт и традиции забайкальских казаков

Выше вы можете видеть фото Первого Верхнеудинского полка, который находился в составе казачьего войска. В момент съёмки полк находился в длительной - двухгодичной - командировке в Монголии, где произошла революция 1911 года. Теперь мы знаем, что казаки поддержали её, блокировали китайские войска, охраняли коммуникации и, конечно, доблестно, как всегда, воевали. Монгольский поход довольно мало известен. Об этом более других упоминает в то время даже не атаман, а есаул Семёнов, который большую часть побед приписал себе лично.

гимн забайкальских казаков

А там были люди гораздо более высокого полёта - даже будущие белые генералы. Например, на фото выше - Г. А. Вержбицкий, которому удался быстрый штурм неприступной крепости китайцев - Шарасуме.

Традиции

Правление в казачестве всегда являлось военным, несмотря на то, что во всех военных поселениях было особенно развито земледелие, скотоводство и различные промыслы. Действительная служба определяла и быт, и всю остальную жизнь казака, вне зависимости от его положения в войске. Осень проходила на полевой службе, зимой шла боевая подготовка, повторялись уставы. Тем не менее гнёт и бесправие в казачестве практически не встречались, здесь была самая большая общественная справедливость. Землю они завоёвывали и потому считали себя вправе владеть ею.

Мужчины даже на полевые работы, на охоту и рыбалку выезжали вооружёнными, словно на войну: кочевые племена не предупреждали о нападениях. С пелёнок приучали к верховой езде и оружию детей, даже девочек. Женщины, оставшиеся в крепости, когда всё мужское население находилось на войне, неоднократно успешно отражали набеги из-за границы. Равенство в казачестве было всегда. Традиционно на руководящие посты выбирались люди умные, талантливые и обладающие большими личными заслугами. Знатность, богатство, происхождение никакой роли при выборах не играли. И подчинялись атаманам и решениям казачьего круга беспрекословно все: от мала до велика.

Духовенство тоже было выборное - из наиболее религиозных и грамотных людей. Священник был учителем для всех, и его советам следовали всегда. Казаки были наиболее веротерпимым народом для тех времён, несмотря на то, что сами глубоко, даже истово, преданы православию. Веротерпимость обусловливалась тем, что всегда в казачьих войсках были и старообрядцы, и буддисты, и магометане.

Часть добычи из походов предназначалась церкви. Храмы всегда были щедро убраны серебром, золотом, дорогими хоругвями и посудой. Жизнь казаки понимали как служение Богу и Отечеству, потому никогда не служили вполсилы. Любое дело выполнялось безупречно.

Права и обязанности

Обычаи в казачестве таковы, что женщина там пользуется почитанием и уважением (и правами) наравне с мужчинами. Если казак разговаривает с женщиной преклонных лет, он должен стоять, а не сидеть. В женские дела казаки никогда не вмешивались, но всегда оберегали жён, защищали и отстаивали их достоинство и честь. Таким образом обеспечивалась будущее всего народа. Интересы казачки мог представлять отец, муж, брат, сын, крестник.

Если казачка - вдова или одинокая женщина, то её защищает лично атаман. К тому же она могла выбрать ходатая за себя из станичников. В любом случае её всегда должны были выслушать в любой инстанции и обязательно помочь. Любой казак должен придерживаться нравственности: почитать всех стариков, как своих родных отца и мать, а каждую казачку - как сестру свою, каждого казака - как брата родного, каждого ребёнка - любить, как собственного. Брак для казака священен. Это христианское таинство, святыня. Никто не мог вмешиваться в быт семьи без приглашения или просьбы. Основную ответственность за всё, что внутри семьи происходит, несёт мужчина.

Избы забайкальские казаки обставляли почти всегда одинаково: красный угол с иконами, столом-угловичком, на котором лежит Библия рядом с папахой и свечами. Иногда неподалёку располагалась и гордость семейная - патефон или фортепиано. У стены - всегда красиво заправленная кровать, старинная, с узорами, на которой ещё прадеды отдыхали. Особая гордость казачки - узорный подзор на кровати, кружевные вышитые наволочки на многочисленных подушках.

Перед кроватью обычно висит зыбка. Неподалёку стоит огромный сундук, где хранят приданое девушки, а также и походный сундук, всегда готовый для войны или службы. На стенах - много вышивок, портретов и фотографий. В кухонном уголке - чисто надраенная посуда, утюги, самовары, ступки, кувшины. Лавка с вёдрами для воды. Белоснежная печь со всеми атрибутами - ухватами и чугунками.

Состав забайкальского казачества

В самом начале здесь присутствовали и эвенкийские (тунгусские) военные формирования. Силы распределялись так: три конных полка и три пешие бригады (с первого по третий - русские полки, четвёртый - тунгусский, пятый и шестой - бурятские) охраняли границы и несли внутреннюю службу, а когда в 1854 году был осуществлён сплав по Амуру и основаны погранпосты вдоль остальной границы, появилось и Амурское казачье войско. Для одного Забайкальского эта пограничная линия была слишком велика.

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков забайкальцы выставляли для мирного времени гвардейскую полусотню, четыре конных полка и две артиллерийские батареи. Война потребовала большего: конных девять полков, три запасные сотни и четыре артиллерийские батареи помимо вышеперечисленного. Из казацкого населения в 265 тысяч службу несли более четырнадцати тысяч человек.

костюм забайкальского казака

Настоящее время

С перестройкой забайкальское казачество начало своё возрождение: созван в Москве 1990 года Большой казачий круг, где было решено забайкальское казачество воссоздать. Буквально через год это свершилось вплоть до организации ансамбля. Он так и называется - "Забайкальские казаки". Атамана избирали в Чите, им стал в 2010 году Сергей Бобров. А в 2011-м была широко отмечена 160-летняя годовщина со времени появления казачества за Байкалом.

забайкальские казаки

Гимн забайкальских казаков остался почти прежним, в нём воспевается родимый Забайкал, не снимавший папаху ни перед одной вражьей силой, очень поэтически вшивающий в синеву Байкала солнечный луч, словно казачий лампас (жёлтый), также поётся о любви к России, о памяти служивших ей праотцов.


Забайкальские казаки или Забайкальское казачье войско — часть казачьего сословия в России, на территории Забайкалья. Войсковой штаб — в Чите. Старшинство с 20 августа 1655 года. Войсковой праздник и войсковой круг — 17 марта, в день преподобного Алексия, человека Божьего.

Служилые люди, вёрстанные в казачью службу, появились в Забайкалье около 1639 года. С 40-х годов XVII века енисейские и другие сибирские казаки основали все первоначальные забайкальские зимовья и остроги, произвели разведку путей из Предбайкалья до берегов Амура.

В 1764 году численность бурятских казаков составляла 2400 человек в составе 6 полков, численность казаков-тунгусов — 1 пятисотенный полк. Отличительной особенностью забайкальских казаков был тот факт, что наряду с православием часть из них исповедовала буддизм.

Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 года приказом императора Николая I, по предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского, на территории Забайкалья из части сибирских казаков, бурятских и эвенкийских военных формирований, а также крестьянского населения некоторых районов, в составе трёх конных полков и трёх пеших бригад (1-й, 2-й, 3-й русские полки, 4-й тунгусский, эвенкийский полк, 5-й и 6-й бурятские полки. Войско несло внутреннюю службу и охраняло государственную границу России с Китаем.

На момент образования в составе Забайкальского казачьего войска числились 48 169 душ мужского пола. Из них большинство были горнозаводскими крестьянами.

По материалам сайта “Википедия”

Подробнее по теме публикации смотрим на видео…

Интересное видео по теме Забайкальское Казачье войско

Благодарим автора за интересное видео и подписываемся на канал.

Смотрите также:

Сибирское казачье войско — казачье войско на территории Сибири, включая территорию Северного и Восточного Казахстана. Войсковой праздник, войсковой круг — 6 (19) декабря, день св.…

Московское казачество — группа в составе русского казачества. Казаки проживавшие в пределах Москвы и Московского княжества и находившиеся на службе у московских великих князей. Упоминаются…

Украинское казачество возникло в те времена, когда Украина потеряла государственность, а ее богатые земли находились под властью нескольких государств, как правило, враждующих, поскольку украинские земли…

Читайте также: