Образование наука техника сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Вопрос, вынесенный в заголовок, кажется риторическим, но это только на первый взгляд.

Для обыденного сознания образование связано, главным образом, с приобщением к науке. Наука, конечно, - важный элемент общечеловеческой культуры, но ею не ограничивается вся культура, основами которой должен овладеть образованный человек. Сколько встречается ещё в "весьма учёной" среде этически и эстетически необразованных (если не безграмотных) людей?! И сколь много среди просвещённых в искусстве и снобствующих эстетов людей, не знающих азов современной научно-технической цивилизации, благами которой они, не задумываясь, пользуются?! И тех, и других следует считать в определённой мере ущербными людьми, хотя они могут и не осознавать этого и даже подчас кичатся своей безграмотностью.

Многие студенты на вопрос "зачем Вы пришли в вуз?" отвечают: "чтобы получить знания". Во-первых, чтобы получить знания, надо сначала, чтобы кто-то их дал - этим и занимаются преподаватели. Но дать - ещё не значит получить, надо взять знания - а это уже задача каждого обучаемого. "Взять" означает не "взять на хранение" в память чужие знания, не понимая, что хранишь, а уразуметь (понять) то, что взято, и сделать хранимые знания своими собственными. А для этого надо обладать такими важными качествами, как самостоятельность мышления и любознательность. Без этих качеств получить знания при современных технологиях обучения не удастся.

Во-вторых, знаний накоплено за всю историю развития науки так много, что никакой памяти не хватит - ни человеческой, ни компьютерной (при современном уровне развития информационных систем). В этих условиях важно каждому обучаемому понять, что же лично он должен знать в первую очередь . Проблема в том, что обучаемый заранее не может знать, какие знания ему пригодятся в жизни, тем более что первоначальная образовательная квалификация и специализация могут многократно изменяться в зависимости от жизненных обстоятельств и интересов человека. Нас может выручить мнение мудрецов на этот счёт - ведь данная проблема стара, как мир. Многие мудрецы - философы, писатели (Сократ, Платон, Аристотель, М. Монтень, Л.Н. Толстой и др.) полагали, что главные, первоочередные знания - это знания о том, как жить, т.е. о добродетели, справедливости, доблести, свободе, счастье человека, а не знания "о коловращении сфер", о геометрии, экономике или риторике: "Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред" (М. Монтень). Это изречение следует понимать в том смысле, что сначала надо добиться этической грамотности, а затем уже учёности в науке. Иначе приобретённые знания могут сослужить во зло человечеству, чему слишком много примеров.

Наконец, в-третьих, образованные люди перестали понимать друг друга, а дискуссии между ними часто перерастают в споры между глухими и слепыми. Физики не понимают экономистов, геологи - психологов, программисты - литераторов, социологи - химиков и т.д. Такое взаимное непонимание, разноязычие напоминает языковое разъединение людей, которое согласно Библии произошло при строительстве Вавилонской башни. В наше время виной такого разъединения стала дисциплинарная дифференциация науки.

Представляется, что в ХХI в. в науку и образование должна возвратиться междисциплинарная парадигма интегрального знания (см. "тему 6" ), исповедываемая ещё древними философами, для которых знание о мире было таким же единым, как сам мир. И культура, соответственно, была единой. Современные выпускники школы, а тем более, вуза должны обладать, по возможности, интегральными знанием, быть в общекультурном смысле просвещёнными людьми, не просто знающими, но умеющими пользоваться своим знанием во всевозможных жизненных ситуациях.

В свою очередь , наука нуждается в высокообразованных людях. С начала ХIХ в., когда в германских университетах стали готовить профессиональных учёных, образование стало питающей средой для развития науки и техники. Студенты и аспиранты - народ изобретательный, любознательный, уверенный в своих силах, не отягощённый традициями и догмами. У них возникают такие неординарные мысли, от которых могут "сойти с ума" все профессора университета. Без незаурядной креативности в наше время (а впрочем, и в более ранние времена) невозможны ни научные открытия, ни технические изобретения. В истории науки и техники известны многочисленные достижения, сделанные студентами и аспирантами (и даже школьниками). Например, теория распределения скоростей молекул газа была придумана аспирантом во время экзамена (этим аспирантом был Дж. Максвелл). Профессор Г. Стокс, принимавший экзамен, был приятно поражён, ибо считал задачу, заданную Максвеллу, нерешаемой, и Максвелл должен был доказать невозможность её решения. А он её решил! Первый персональный компьютер , ОС Linux, первый Бейсик-интерпретатор, статистический пакет SPSS, первый компьютерный вирус - это и многое другое в области информационных систем и технологий придумано и сделано студентами.

И учёные, исходя из потребностей учебного процесса, сделали немало открытий (неевклидова геометрия Н.И. Лобачевского, периодическая система элементов Д.И. Менделеева, волновое уравнение Э. Шредингера в квантовой механике и др.). Суть в том, что, пытаясь донести до обучающихся свои идеи, учёные придумывают способы их доходчивого изложения и неожиданно (даже для себя) приходят к новым теориям.

8.2. Наука в университете

Во всех цивилизованных странах основная наука делается в университетах. Тому несколько причин.

Общеизвестно, что лучший способ самообучения - приобщение к серьёзному делу, участие в нём. Студенты, аспиранты (а сейчас еще и бакалавры, магистры) лучше и быстрее воспринимают обучающие импульсы, если они исходят от "живого дела", в частности, от преподавателей, занятых, помимо учебных обязанностей, научной деятельностью. Обычно университетская наука находится на переднем крае исследований. Для этого университеты оснащаются самой передовой техникой, уникальными экспериментальными установками, разрабатывают фундаментальные научные проблемы. От такого конгломерата передовой науки и образования выигрывают все - и студенты, и преподаватели, и заказчики научных исследований. За примерами можно обратиться к американским университетам (Гарвард, Стэнфорд, Корнелл и многие другие), британским университетам (Кембридж, Оксфорд, Манчестер, Эдинбург), германским университетам (Геттинген, Берлин, Мюнхен) и др.

Соответственно, и преподаватели университетов, не занимающиеся наукой, деградируют. Что может дать такой преподаватель студенту - "заезженные истины" вековой давности? История развития науки подтверждает, что практически все выдающиеся учёные занимались преподавательской деятельностью (Р. Декарт, Л. Эйлер, М.В. Ломоносов, Ю. Либих, Н.И. Лобачевский, Дж. Максвелл, Э. Резерфорд, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, Н. Винер и др.). Не все учёные были способны к педагогике, некоторые из них не снискали авторитета у студентов как педагоги, но обаяние их личности и способ мышления оказывались выше их недостатков. Даже ошибки великого человека у аудиторной доски подчас имели значительно большее воспитательное значение для слушателей, чем "гладкие" лекции ординарных преподавателей. Максвелл считался неважным лектором, часто ошибался, потому что размышлял у доски, но многие его ученики, ставшие впоследствии учёными, отмечали, что на ошибках Максвелла они учились самостоятельно думать и следить за ходом мысли великого учёного. Философа Г. Гегеля студенты невзлюбили за невнятность его речи и отвлечённость её содержания, отдавая предпочтение его ассистентам. Но немецкая философия немыслима без Гегеля, и бывшие студенты потом осознали это.

В советский период развития отечественной науки произошёл гипертрофированный крен в пользу ведомственной науки и во вред университетской. Самые сильные научные кадры обретались в научно-исследовательских институтах, разбросанных по различным ведомствам, а к университетской науке, в лучшем случае, относились снисходительно. Это нанесло непоправимый ущерб как науке, так и образованию. Их совместное продуктивное развитие было искусственно разорвано. Как следствие, отечественные университеты до сих пор оснащаются по "остаточному принципу", университетское студенчество практически не стремится в науку, но зато стремится в бизнес и за рубеж.

Без притока способной молодёжи научное сообщество рискует превратиться в "дом престарелых", собрание догматиков и скептиков, тяжёлых на подъем. Но спрашивается, что в наш меркантильный век может привлекать молодёжь в науку? Ведь научная работа - это тяжёлый труд, не нормированный по времени, а оплата - явно не по труду и даже не по результату. В "теме 7" мы отмечали антиинтеллектуализм людей - и это не только в нашей стране. Скрытая враждебность народа к учёным, отягощаемая деятельностью самих учёных, их нравственным инфантилизмом, граничащим с преступлением, - всё это не способствует авторитету науки в современной молодежной среде. "И всё-таки она вертится!" - так говорил Галилей перед инквизиторами о планете Земле. Вслед за Галилеем повторим то же самое о науке. Не хлебом единым жив человек. Его духовность нуждается в творчестве, самопознании, самосовершенствовании и понимании окружающего мира. Кто же, как не наука (в сочетании с искусством), поможет человеку в этом благородном стремлении!? Скажем откровенно: не у всех людей глаза прикрыты денежными купюрами, не все люди видят только то, что у них под ногами и под носом. Это всё текущая "суета сует и всяческая суета". Надо думать и о будущем своих детей, отдалённых потомков и человечества в целом. Кого манит такая деятельность , кому важны духовные ценности, кто хочет самоутвердиться как творческая личность , тому прямая дорога в науку. И надо помнить, что любой труд зря не пропадает и всегда окупается. И если молодой учёный добьётся результатов, значимых для своего народа и человечества, его благородный труд непременно будет замечен и хорошо оплачен (морально и материально) обществом, как бы и кто бы этому ни сопротивлялся.

Формы приобщения студентов к науке могут быть самые разнообразные - НИРС, студенческое КБ (конструкторское бюро), студенческий научно-технический центр, клубы по интересам, дискуссионные клубы "мозгового штурма", фокус-группы, курсовые работы, дипломные проекты, перерастающие в диссертации, и др.

Научная работа студента способствует формулированию темы диплома, диссертации, помогает в формировании характера (упорства, изобретательности, ответственности, самокритичности, наконец, отваги), отвлекает от пустопорожнего времяпрепровождения. Но во всём надо соблюдать меру! Юность, молодость ведь даются один раз.

В каждом университете есть проректор по научно-исследовательской работе, научно-исследовательские лаборатории (НИЛ) при кафедрах, межвузовские НИЛ и др. Некоторые студенты полагают, что наука делается только там - где-то на недосягаемых вершинах. Это заблуждение! "Не боги горшки обжигают". Было бы желание и идеи, а где их приложить - не вопрос: всегда найдется.

В XIX в. были достигнуты большие успехи в области образования, науки и техники. Научные открытия, сыпавшиеся как из рога изобилия, способствовали развитию современной промышленности. Под их влиянием менялись представления людей об окружающем мире и многовековой уклад их жизни. На протяжении одного столетия человек пересел из кареты в поезд, из поезда — в автомобиль, в 1903 г. поднялся в воздух на аэроплане.

Образование

Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Большинство людей не умело даже читать и писать. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в., особенно во второй половине, началось широкое распространение образования. Это стало возможным благодаря тому, что общество стало богаче и возросло материальное благополучие людей. Кроме того, индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. Поэтому государство стало уделять больше внимания вопросам образования и начало переход ко всеобщему обязательному обучению. В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции — в 1882 г.

Школа для бедных


Школа для бедных

В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии. Даже жениться нельзя было до тех пор, пока молодые люди не овладевали чтением. Неудивительно, что к концу XVIII в. шведское население было самым грамотным в Европе. Однако закон об обязательном начальном обучении был принят лишь в 1880-х гг.

К концу XIX в. число грамотных среди мужчин в Западной Европе достигло 90 %. Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование было доступным не для всех. Оно по-прежнему оставалось элитарным. Для детей из богатых семей создавались средние школы, из которых открывалась прямая дорога в высшие учебные заведения.

Наука

XIX в. часто называют веком науки. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле.

В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен почетом и уважением. На них смотрели как на волшебников современности. Не то, что в предшествующие столетия, когда вести жизнь ученого было рискованно и опасно.

В XV — XVII вв. такая жизнь порой заканчивалась на костре инквизиции. Вспомните, как церковь подвергла сожжению Джордано Бруно. На костре едва не закончилась жизнь Галилео Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. Столкновения науки с религией тогда были обычным явлением. Совершенно иной стала ситуация в XIX в. Ведь мир промышленности, машинного производства и транспорта зависел от науки. И от нее нельзя было отказаться. Наука наступала по всему фронту, меняя не только окружающую среду, но и внутренний мир человека.

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики.

Еще одно открытие гениального ученого — теория относительности — заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве, координаты которого — длина, ширина, высота и время. Графически изобразить эту систему невозможно. Ее можно представить только с помощью воображения.

Одним из крупнейших открытий XIX в. было построение Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Она не только устанавливала зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов, но и позволяла предсказать открытие новых.

Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун.

Учение Дарвина и формирование новой картины мира

Важнейшим достижением науки XIX в. было создание теории эволюции видов путем естественного отбора. Свое завершенное воплощение она нашла в учении Чарльза Дарвина, оказавшего огромное влияние на формирование новой картины мира.

Ч. Дарвин. Начинал свою деятельность как естествоиспытатель, изучавший животных, птиц, растения


Ч. Дарвин. Начинал свою деятельность как естествоиспытатель, изучавший животных, птиц, растения.

То, что нам кажется вполне очевидным, не было столь очевидным в середине XIX в. Большинство людей в Европе и Северной Америке в то время верили в библейские рассказы о сотворении мира за четыре тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Верили в то, что Бог по отдельности создал каждое растение и животное, в том числе человека. Все это противоречило новейшим научным открытиям, было несовместимым с данными геологов, которые исчисляли возраст Земли миллионами лет. Рушилась привычная картина мира. Религия требовала, чтобы верили в одно, а разум подсказывал другое.

В этом нет ничего удивительного. Еще в VI в. до нашей эры один китайский философ и биолог пришел к тем же выводам, что и Дарвин. Его имя было Цзон Цзе. Он писал о том, что организмы приобретали различия путем постепенных изменений, поколение за поколением. Поразительно только то, что миру понадобилось две с половиной тысячи лет, чтобы прийти к такому же выводу.

Переворот в технике

Создание крупного машинного производства и машинной техники составляет основное содержание второго периода Новой истории.

Развитие транспорта

Решающие изменения в жизни Европы, Северной Америки, да и всего мира, внесло создание парового транспорта. Первым пароходом было речное судно, построенное в США в 1807 г. Пароходы постепенно вытеснили парусные суда. С 1822 г. их начали строить из железа, а с 80-х гг.— из стали. В начале XX в. русские конструкторы спустили на воду первый теплоход.

Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза (1814) и строительство железных дорог, начавшееся в 1825 г. В 1830 г. общая длина железнодорожных линий в мире составляла всего 300 км. К 1917 г. она достигла 1 млн 146 тыс. км.



"Железная лошадь" английского инженера Стефенсона развила скорость около 10 км в час, 1814

На рубеже XIX — XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта — автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле.

Большую роль в развитии транспорта сыграло строительство мостов, каналов и гидротехнических сооружений. В 1869 г. был открыт Суэцкий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строительство Панамского канала, связавшего Атлантику с Тихим океаном.

Связь науки с практикой

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия. Так, например, произошло с изучением электричества.


Итальянский физик Алессандро Вольта — создатель первого химического источника света — вольтова столба, 1800.
Демонстрация батареи перед Наполеоном Бонапартом

Майкл Фарадей


Майкл Фарадей

Электрическая лампочка, изобретенная Томасом Эдисоном в 1879 г. Более дешевая и практичная, она заменила газовый рожок. Эдисон — автор свыше 1000 изобретений. Он усовершенствовал телеграф и телефон, изобрел фонограф (1882), построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882)

Новый вид энергии открывал новые горизонты перед европейскими странами. Но и она, подобно многим другим изобретениям, вскоре была использована в военных целях.

Средства связи

Во второй половине XIX в. произошла революция в средствах связи. На протяжении многих столетий люди связывались друг с другом с помощью писем. На флоте и в сухопутной армии — с помощью сигнальных флажков, световых или каких-либо других условных знаков. Развитие промышленности и торговли требовало более совершенных средств передачи информации. Научные открытия в области электричества и магнетизма сполна удовлетворили эту потребность.

В конце XIX в. благодаря техническому прогрессу появился кинематограф. Братья Люмьер изобрели в 1895 г. первый кинопроектор и основали в Париже первый в мире кинотеатр для демонстрации фильмов. Кино очень быстро превратилось в вид искусства и развлечений XX в.

Триумфальное шествие науки сильно изменило жизнь людей. Телеграф, телефон, железные дороги и пароходы, автомобили, а позднее и самолеты сократили расстояния, сделали мир внезапно тесным. Но человек дурно воспользовался дарами науки. Блестящие открытия ослепили его. С помощью науки разрабатывались самые совершенные методы уничтожения. Власть над природой вела к постепенному уничтожению окружающей среды. Правда, человек в то время еще не осознавал этого.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Развитие системы европейского образования. Описания исследований в области ядерной физики, электронной техники, биологии, химии. Анализ достижений в области гуманитарных наук. Изменения в транспортной отрасли. Изменения в быту. Новое качество жизни.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.01.2015
Размер файла 17,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

Образование, наука и техника

1. Образование

В начале XIX в. абсолютное большинство людей в мире были необразованные. Это становилась большим тормозом на пути дальнейшего развития индустриального общества. Чтобы преодолеть это негативное явления с конца XІX ст. в странах Западной Европы и Америки начали вводить систему всеобщего обязательного начального образования, а с начала ХХ в. - Общее обязательное среднее образование. Существовали различные типы школ: духовные, светские, платные и бесплатные, начальные, средние, высшие, государственные, частные.

В XX в. в связи со значительным развитием педагогической науки были сделаны определенные усовершенствования системы образования - провели четкую дифференциацию учебных заведений, введены международные дипломы, для общения учителей и учащихся использовались достижения психологии.

Так, в Великобритании в 1918 году был принят закон об обязательном обучении до 14лет, а в 1944 г. - до 15 лет. Активно развивалась система профессионального обучения (начальное и среднее). Центрами высшего образования были университеты: Кембриджский, Оксфордский, Эдинбургский и др., которые одновременно стали и центрами развития мировой науки. В США законы об обязательном начальном образовании были приняты в 1918 году во всех штатах. С 1920-х годов начался процесс дифференциации образования. Все ученики были разделены на "Академически способных" и "практически мыслящих", а программы приспособлены к практическим потребностям человека в жизни. Кроме того, развивалась университетская система. Наиболее известными стали Гарвардский, Колумбийский, Калифорнийский, Иллинойский, Станфордский университеты.

В 30-е года претерпела изменения и система образования Франции. Там было введено бесплатное обучение в государственных школах. Обязательным стало обучение детей до 14 лет. Французские университеты стали признанными мировыми центрами образования. Мировую славу снискал, в частности, университет в Сорбонне.

Обстоятельные изменения в образовании в 20-30-е годы произошли в системе образования СРСР. Удалось в основном преодолеть безграмотность населения. Было введено общее начальное, а впоследствии и среднее образование. В 1933 г. Восстановлены университеты.

Кроме указанных стран, высокого уровня образования достигла в Германии, Бельгии. Голландии. Швеции и др.

Несмотря на такие качественные позитивные сдвиги в системе образования ведущих стран мира, для большинства людей на земле она оставалась недоступной. Особенно в колониальных и зависимых территориях. Низкий образовательный уровень был присущ и для независимых стран Азии и Латинской Америки.

2. Развитие науки

20-30-е года были переломными для развития ряда наук. Колоссальный шаг вперед в своем развитии делает ядерная физика: от создания датским физиком Нильсом Бором модели атома к практическому осуществлению Энрико Ферми в США в 1942 г. ядерной реакции. Первый реактор был построен в США и в СССР. В годы войны сделана атомная бомба, которую США использовали против Японии в 1945 г. В том же году был создан первый компьютер - электронно-вычислительная машина(ЭВМ). Его сделал Дж. фон Нейман. Сейчас ЭВМ и другая электронная техника Стали неотъемлемой частью нашей жизни. Первая мировая война дала толчок развитию химии. Срочно создавалось производство ядовитых газов и противогазов, расширялся выпуск взрывчатых веществ в Германии, шли поиски искусственных заменителей недоступных естественных продуктов. В 30-х гг в СССР и Германии был синтезирован каучук, в США - новый вид искусственного волокна, всемирно известный капрон. На рубеже наук появились новые дисциплины - химическая физика, геофизика. У биологии интенсивно развивались исследования в области генетики. От середины 30-х гг развитие генетики в СССР замедлился, а потом ее вообще запретили, Назвав псевдонаукой. Применение физических и химических методов исследования способствовало созданию биофизики и биохимии. Новые открытия были сделаны в геологии.

Предвестником больших изменений в геологии стало обоснование немецким геофизиком Вегенером гипотезы о дрейфе континентов. Теоретические разработки дали весомый практический результат. В разведке полезных ископаемых стали широко применяться новые методы поисковых работ, приборы и инструменты. Значительные сдвиги произошли в экономической науке. Они были вызваны растущим государственным регулированием экономики. Для его обоснования возникла необходимость пересмотреть классическую политическую экономию, которая рассматривала рыночную экономику как своеобразную саморегулирующуюся систему, что исключает любое внешнее воздействие. Доказательства некорректности такого представления и необходимость для поддержки рыночного равновесия государственного регулирования экономики сформулировал английский экономист Дж.Кейнс 1936 На основании его работ начало развиваться новое направление в экономической науке - кейнсианство. Одновременно разрабатывались конкретные методы планирования и прогнозирования экономики как на Западе, так и в СССР в годы первых пятилеток. В США внедрялась стандартизация производства.

Значительные достижения были и в других областях как гуманитарных так и естественных наук. Важным в развитии науки было то, что она все теснее стала сотрудничать с промышленностью, а новые научные и технические достижения стали важным двигателем в постоянном улучшении жизни людей.

3. Изменения в транспортной отрасли

В первой половине ХХ в. транспорт потерпел стремительные перемены.

Наиболее старый вид наземного транспорта - железнодорожный - быстро совершенствовался: росла скорость и грузоперевозки, на смену паровозам постепенно приходили тепловозы и локомотивы на электрической тяге.

4. Развитие военной техники и науки

Все новейшие достижения в технике и технологии в первую очередь внедрялись в развитие военной техники. Первая мировая война показала, что будущее за новыми видами оружия: танками, Самолетами, подводными лодками, авианосцами т.д. Поэтому, несмотря на пацифистские настроения, происходит стремительное перевооружение армий новыми образцами оружия, разрабатывается новая тактика и стратегия их использования. Армии моторизируются, их оружие становится более смертоносным. Осложнения военной техники влечет и коренные изменения подготовки солдата и офицера.

Уровень технического оснащения войск дает существенное преимущество перед врагом. Развитие военной авиации наводит на мысль некоторых военных теоретиков, в будущей войне она будет играть решающую роль. Армады бомбардировщиков будут уничтожать города и промышленный потенциал противника, на население нагонять страх и подрывать его волю к сопротивлению. Другие предпочитали танки, которые взаимодействуя с другими родами войск будут наносить решающий удар врага, продвигаясь его территорией. Теоретики войны на море задумывались над тем, что надводный или подводный флот будет играть ведущую и решающую роль.

5. Изменения в быту. Новое качество жизни

наука образование техника быт

В первые десятилетия ХХ в. появилось большое количество изобретений, которые облегчали труд и изменяли быт людей. Они делали домашнюю работу более приятной, а досуг- Разнообразнее. И вообще, обеспечивали новое качество жизни. Так в ведущих государствах начали появляться в продаже такие привычные нам теперь вещи: холодильники, стиральные машины, электрочайники, электроутюги, фены и другая электробытовая техника, радиоприемники и телевизоры. Первые радиовещательные передачи велись в США в 1919-1920 гг, в Англии и Франции - 1922 гг В Украине радиовещания началось 1924 в Харькове.

Идею последовательной передачи элементов изображения, которая базировалась на инерционности зрения человека впервые высказали независимо друг от друга Н. Санлек (Франция) и А. ди Пайва (Португалия). На практике эту идею осуществил польский инженер П. Нипков. Дальнейшее развитие телемеханики связан с трудами В. Смита (США). Он соединил явления внутреннего и внешнего фотоэффекта с практическим использованием электронно-лучевой трубки. Практическое внедрение телевидение началось с черно-белых передач, проведенных 1925 Бердом в Англии и Дженкинсом в США. В Украине первый телепередатчик начал действовать в Киеве 1938

Важным для изменений в быту стало изобретение пластмассы, полиэтилена, капрона. Важные изобретения были сделаны и в медицине. Были получены новые лекарства и вакцины, в частности инсулин, пенициллин. Кроме того медицина стала более доступной для широких слоев населения.

Подобные документы

Предмет, задачи и методы биологии, история зарождения и современные достижения в данной области знания. Человек как объект биологии, характеристика и обоснование его биосоциальной природы. Теории происхождения жизни, иерархические уровни ее организации.

презентация [3,7 M], добавлен 25.12.2014

Гуманитарный, технический, математический типы знания и естествознание в современной системе знания. Роль и значение математики и физики в познании мира. Отношение к природе в естественных и гуманитарных науках. Проблема противостояния науки и религии.

реферат [21,2 K], добавлен 26.11.2011

Биология как наука, предмет и методы ее изучения, история и этапы становления и развития. Основные направления изучения живой природы в XVIII в., яркие представители биологической науки и вклад в ее развитие, достижения в области физиологии растений.

контрольная работа [47,3 K], добавлен 03.12.2009

Наука как систематизирование познание действительности. Классификация наук в зависимости от предметной области изучения науки (естественнонаучное и гуманитарное направления), схема Миланковича. Характеристика общественных, технических и естественных наук.

реферат [114,2 K], добавлен 08.06.2010

Развитие естественных наук в средние века, место и роль церкви в государстве. Построение теории строения атома на основе планетарной модели. Развитие астрономии, характеристики галактик. Теории возникновения жизни на Земле. Гипотезы происхождения рас.

контрольная работа [34,7 K], добавлен 14.09.2009

Развитие науки ХХ в. под влиянием революции в естествознании на рубеже ХIХ–ХХ вв.: открытия, их практическое применение - телефон, радио, кинематограф, изменения в физике, химии, развитие междисциплинарных наук; Психика, интеллект в философских теориях.

презентация [864,1 K], добавлен 20.02.2011

Обзор социально-культурного контекста истории развития биологии с древнейших времен до наших дней. Основные пути ее становления и развития как целостной системы знаний, формирование фундаментальных идей, концепций, теорий, методов исследований и приборов.

Преобразования XVIII в. требовали множества образованных кадров: и для строительства кораблей, и для стрельбы из пушек, и для осуще­ствления чиновничьих функций. Это заставило государство провести масштабные реформы образования.

1. Система органов образования и науки. В XVIII в. в России в резуль­тате реформ наконец возникает система образования: появляются госу-

дарственные образовательные учреждения на основных уровнях этой системы (школьное, среднее специальное, высшее), доступ в них получают представители различных слоев общества (преобладал сословный принцип создания учебных заведений). Помимо государственных, существуют и продолжают создаваться новые коммерческие учебные заведения.

Этапы развития системы образования в России в XVIII в.:

• в эпоху дворцовых переворотов усиливается сословная замкну­тость учебных заведений (из рассчитанных на детей дворян, ду­ховенства и разночинцев они превращаются в учебные заведения только для дворян, что фактически делает образование одной из дворянских привилегий): создаются дворянские корпуса (Сухо­путный в 1731 г., Морской в 1752 г., Пажеский в 1750 г.). В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский универ­ситет (первый русский университет), где могли учиться предста­вители и непривилегированных сословий;

• Екатерина II попыталась соединить обе тенденции: с одной стороны, в результате школьной реформы 1782-1786 гг. возникло множество народных училищ в провинции (они провозглашались всесословны­ми и бесплатными, причем доступ в них имели и крепостные крес­тьяне), с другой – сохранялась и расширялась дворянская приви­легия на образование (создание Смольного института благородных девиц для дворянский дочерей в 1764 г., двух новых кадетских кор­пусов и нового типа учебных заведения для дворян – так называемых благородных пансионов).

Таким образом, низший, то есть школьный, или общеобразовательный, уровень системы образования составляли народные школы и училища, среднее специальное образование давали различные профессиональные училища, кадетские корпуса и духовые семинарии, а высшее образова­ние – Московский университет, Академия наук, духовные академии в Москве, Петербурге и Киеве, Горный институт в Петербурге.

Тем не менее уровень образованности российского общества оставался низким: наиболее образованным сословием было дворянство (хотя зна­чительная часть провинциального дворянства не попадала ни в какие учебные заведения и довольствовалась домашним обучением), за ним следовали духовенство, солдаты и население городов (горожане также оказались весьма слабо вовлечены в систему образования). В XVIII в. был сделан важный шаг в развитии образования – доступ к нему нача­ли получать крепостные. Факторы сословности и провинциальности замедляли развитие образования в России.

В XVIII в. возникает отечественная система государственных научных учреждений, включавшая в себя Академию наук (указ о ее создании под­писал Петр I в 1724 г., но открыта она была уже после его смерти, в 1725 г.) и массу учреждений при ней (обсерватория, лаборатории, музей, библи­отека, типография, ботанический сад), Московский университет, Россий­скую академию (открыта в 1783 г. для изучения русского языка и литера­туры), музеи (первый русский музей – Кунсткамера – был открыт в 1719 г.). Если в эпоху дворцовых переворотов в Академии наук преоб­ладали иностранцы (ее возглавлял немец И. Шумахер в должности сек­ретаря), то во второй половине XVIII в. постепенно растет число русских ученых (первым президентом Академии наук стала Е. Р. Дашкова).

Отдельно стоят научные открытия и просветительская деятельность М. В. Ломоносова, который был одновременно химиком, физиком, аст­рономом, приборостроителем, географом, а также поэтом и историком.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Образование, наука и техника в XIX – начале ХХ в. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

План урока: Понятие культуры. Образование. Наука. Учение Дарвина и формирование новой картины мира. Переворот в технике. Развитие транспорта. Связь науки с практикой. Средства связи.

Французский учёный Луи Пастер (1822-1895) заложил основы современных микробиологии (наука о микроорганиз-мах) и иммунологии (наука о защитных свойствах организма), что позволило начать успешную борьбу с инфекцион-ными заболеваниями В 1895 г. немецкий учёный Вильгельм Рентген (1845-1923) открыл рентгеновс-кие лучи (названы в его честь), кото-рые сразу стали применяться в меди-цине и технике.

С именами таких выдающихся физи-ков, как М.Склодовс-кая-Кюри (Польша), П. Кюри (Франция), Н. Бор (Дания), Э.Ре-зерфорд (Англия) связаны открытие радиоактивности и исследования в об-ласти атомного ядра.

В учении Дарвина нашла своё воп-лощение теория эволюции видов путём естественного отбора. Он доказывал, что человек не был создан Богом, а произошёл от некогда существовавшего сходного с обезьяной существа.

Большую роль в развитии транс-порта сыграло строительство ка-налов. В 1869 г. был открыт Суэц-кий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строи-тельство Панамского канала, свя-завшего Атлантику с Тихим океа-ном.

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни учёные выдвигали идеи, другие в ходе экспериментов выявляли области их практического при-менения. Так, например, произошло с изучением электричест-ва. Особый вклад в эту область науки внесли англичанин Майкл Фарадей и шотландец Джеймс Максвелл. Наука об элек-тричестве привела к созданию электротехнической промыш-ленности. Началась эпоха электричества: был изобретён электродвигатель, появилось электрическое освещение и т.д. Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни учёные выдвигали идеи, другие в ходе экспериментов выявляли области их практического при-менения. Так, например, произошло с изучением электричест-ва. Особый вклад в эту область науки внесли англичанин Майкл Фарадей и шотландец Джеймс Максвелл. Наука об элек-тричестве привела к созданию электротехнической промыш-ленности. Началась эпоха электричества: был изобретён электродвигатель, появилось электрическое освещение и т.д.

Читайте также: