Образ ивана грозного в живописи сообщение

Обновлено: 28.06.2024

Наряду с Екатериной II и Петром I Иван IV Грозный тот правитель, которого художники изображали наиболее часто. Чем эта историческая личность привлекла людей искусства? Каким они видели русского царя?

Царь — победитель

Литовченко Александр Дмитриевич (1835-1890) Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею. 1875 г.

Литовченко Александр Дмитриевич (1835-1890) Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею. 1875 г.

Интересен и тот факт, что Иван Грозный — первый русский царь (уже не князь, как правителей России называли в Европе), что ставило его на один уровень с западными императорами.

Иван Грозный очень много сделал для культуры России (сам правитель был человеком умным и начитанным) — вспомнить хоть начало книгопечатания.

При Иване Грозном произошли такие события, как взятие Казани с последующим строительством Собора Василия Блаженного и взятие Астрахани. Площадь страны выросла примерно в два раза благодаря освоению Сибири и дальневосточных регионов.

Все эти события стали очень популярны в живописи и культуре, а Собор Василия Блаженного стал одним из символов России вообще.

Влюбленный царь

Эта сторона жизни царя тоже стала легендарной. Портретов жен не сохранилось, известны только обрывочные описания их внешности, но это не мешала художникам писать картины на эту тему. Об их количестве также идут споры, так как церковь разрешала только три брака, но это был не случай царя. Для четвертого брака Иван 4 получил соборное решение, дающее добро на венчание.

Первый брак царя с Анастасией Захарьиной-Юрьевой длился 13 лет, и после смерти жены Иван Грозный был сломлен, некоторые историки считают, что это повлияло и на политику правителя.

На картинах несколько раз появляется Василиса Мелентьева. Она не была женой царя, неизвестно, существовала ли она вообще, но художники использовали образ девушки, чтобы раскрыть характер царя. Грозному хмурому царю все же не были чужды человеческие чувства.

Царь — тиран

Опричнина принесла России много бед, были разорены многие города (среди них Новгород, Тверь, Клин, Торжок), учинены расправы над невинными людьми.

Сюда же относятся многочисленные репрессии и расправы. Например, часто на картинах встречается митрополит Филипп, который благословлять царя отказался и требовал отмены опричнины. Позднее Филипп был задушен руками Малюты Скуратова.

Иван Грозный был очень интересен как герой: в детстве он испытал ужасные потрясения, будучи свидетелем жестоких интриг и расправ. Также бояре, ставшие его опекунами всячески стремились воспитать в юном царевиче различные отрицательные качества (жестокость, малодушие, слабоволие). Но с другой стороны эти факты выставляли Ивана Грозного, как жертву времени и обстоятельств.

Клодт Михаил Петрович (1835-1914) Иван Грозный и тени его жертв (Ивану Грозному являются тени им убитых).

Клодт Михаил Петрович (1835-1914) Иван Грозный и тени его жертв (Ивану Грозному являются тени им убитых).

Царь — монах

Натура царя трактовалась двойственно: Иван, будучи тираном, был человеком набожным.

Интересный факт: живя в Александровской слободе, царь сам звонил к обедне. Вообще служения и моления занимали около девяти часов в сутки. Однако это не мешало Ивану Грозному отдавать приказы (порой крайне жестокие) во время служений, чем он часто вызывал недоумение и недовольство.

Также Иваном Грозным были сделаны многочисленные вклады в различные монастыри, сделаны пожертвования на помин душ убитых царем людей.

В конце XX века даже обсуждался вопрос о канонизации Ивана Грозного, но был отклонен из-за преступлений царя против церкви (убийств святых).


Первый венчанный царь Всея Руси, один из самых неоднозначных правителей на русском троне, великий завоеватель и деспотичный самодержец, блестящий государственный деятель и радикальный реформатор, жестокий тиран и мудрый просветитель… В истории он навсегда остался Грозным, не знавшим милосердия и пощады. Однако ни воспоминания современников, ни подробные жизнеописания не могут дать полного представления о том, каким на самом деле был Иоанн IV. Возможно, именно поэтому многие художники видели в образе правителя неиссякаемый источник вдохновения и пытались в своих произведениях приоткрыть завесу тайны его темной души. С 23 ноября в эфире канала "Россия 1" – масштабная историческая сага "Грозный". В ожидании премьеры предлагаем вам вспомнить самые яркие образы государя, созданные живописцами и скульпторами разных эпох.


До недавнего времени о внешности царя можно было судить лишь по обрывкам сохранившихся документов, многие из которых откровенно противоречили друг другу. Тем не менее большинство современников указывали на то, что в молодости Грозный был сухощав, имел высокий рост, хорошее телосложение и проницательный взгляд. При этом приятной наружностью правитель не отличался: длинный и загнутый нос, большие глаза, пышные усы и густая рыжеватая борода. Именно таким изобразил Ивана Васильевича неизвестный автор конца XVI – начала XVII века. Эта парсуна (жанр портрета, широко распространенный на Руси в XVII столетии) на сегодняшний день считается одним из самых ранних и достоверных образов самодержца.


Впрочем, современные представления об облике царя преимущественно связаны все же с произведениями художников XIX века, и среди них наибольшую известность получил портрет кисти Виктора Васнецова. Это, несомненно, один из самых торжественных и величественных образов Грозного. Живописец увидел в нем мудрого правителя и великого государственного деятеля. Иоанн IV изображен в полный рост, стоя на лестнице. Острым жезлом он опирается на красный ковер, словно символизирующий кровавый путь самодержавия на Руси. Кажется, в следующее мгновение он наступит на изображение двуглавого орла, и под его ногами окажется вся страна, управление которой далось ему такой страшной ценой…


Совершенно иным предстает царь на картине Ильи Репина. Художник запечатлел Грозного в тот момент, когда он в приступе безудержной ярости нанес смертельный удар посохом своему сыну Ивану. Действие разворачивается в полумраке палаты царского дворца в Александровской слободе, где якобы произошло роковое столкновение. В глазах правителя – безумный ужас от осознания страшной трагедии, виновником которой он стал. На контрасте – спокойное и смиренное лицо царевича, словно прощающего отцу его кровавое злодеяние. О воссоздании жуткой сцены убийства художник писал так: "Я работал как завороженный, мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее… Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней".


А вот Григорий Седов решил написать Грозного не великим самодержцем и не сумасшедшим тираном, а любящим мужем возле молодой жены. На картине "Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву" царь изображен сидящим у изголовья кровати рядом со своей шестой супругой. По легенде, чтобы заполучить красавицу, Иван Васильевич приказал зарезать ее мужа. Однако уже через два года идиллии сам застал Василису с любовником. Точной информации о дальнейшей судьбе этой женщины нет: ее либо заточили в монастырь, либо похоронили заживо. Впрочем, некоторые ученые полагают, что на самом деле никакой Василисы в жизни правителя не было, и это всего лишь выдумки историков XIX века.


Среди наиболее известных скульптурных портретов Грозного – работа Марка Антокольского, который вознамерился увековечить черты царя в мраморе. Мастера интересовал не парадный образ, а внутреннее, психологическое состояние человека – мучителя и мученика. Он сидит на высоком троне, с плеч его спадает мягкая царская шуба, но в позе читается напряжение, а на лице – страх перед возможной изменой, подступающая старость и чрезмерный груз власти. Здесь и сосредоточенность, и раскаяние, и тяжелые мысли о будущем государства.


В 1961 году в Архангельском соборе Московского Кремля – усыпальнице великих князей – проводились реставрационные работы, и Министерство культуры СССР выдало разрешение на исследование захоронения Ивана Грозного. Работами руководил археолог и антрополог Михаил Герасимов, который впоследствии на основе изучения черепа и останков самодержца при помощи метода пластической реконструкции воссоздал его скульптурный портрет. "Перед нами грузный немолодой человек, с массивным полным торсом, сильной шеей, с лицом властным, умным, но жестким, достаточно неприятным, с брезгливой гримасой губ, вислым носом, массивным подбородком", – писал Герасимов.

До недавнего времени считалось, что именно это изображение царя наиболее достоверно передает его черты. Однако в 2017 году специалисты Государственного исторического музея совместно с сотрудниками Института космических исследований РАН представили уникальный прижизненный портрет Ивана Грозного, вытисненный на переплете царского экземпляра первопечатного "Апостола" 1564 года. Он был выполнен в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра издания. Со временем рельеф практически исчез, его удалось восстановить лишь при помощи метода мультиспектральной съемки. На сегодняшний день этот образ – единственный подлинный прижизненный портрет легендарного правителя.


Имя Ивана Грозного давно стало синонимом жестокости без смысла и оправдания, однако именно благодаря силе его характера Россия смогла стать крупнейшей мировой державой. Какой ценой пришлось платить Иоанну за процветание своей страны? Попытка разобраться в истоках поступков правителя и разгадать тайну его личности – в новой масштабной исторической драме "Грозный". Не пропустите грандиозную премьеру в эфире канала "Россия 1" 23 ноября, в 21:20.

8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись

Картине повезло дойти до наших дней, потому что хранилась она не в России. В 1677 году царь Федор III Алексеевич преподнес ее в качестве подарка датскому королю. Так парсуна попала в Национальный дворец Дании, где прекрасно себя чувствует.

Впрочем, некоторые учёные вполне правдоподобно доказывают, что эта парсуна -- подделка конца 19 века на основе иконы с изображением лысоватого апостола Павла.

8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись

Старый уже царь, сидя в сокровищнице, хвастается перед английским посланником своими богатствами. Иван Грозный хотел от Англии не только выгодной торговли: он к Королеве-Девственнице сватался, как и прочие европейские монархи. Елизавета Тюдор, однако, отказала. Наверно и потому, что брачные привычки потенциального жениха уж слишком напоминали обычаи ее собственного отца Генриха VIII.

Обратите внимание на роскошный натюрморт из сокровищ в левом нижнем углу картины, рядом с шутом, — Литовченко проводил часы в Оружейной палате, зарисовывая с натуры русское золото.

8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись

Иван Грозный прижимает к себе тело сына, которого убил в припадке гнева. Говорили, что они поссорились из-за невестки, которую царь застал в неподобающем наряде. Царевичу пришлось встать на защиту жены — за что он заработал удар посохом по голове. Репин запечатлел момент, когда царь в ужасе понимает, что натворил.

В Российской империи изображать монарха в момент преступления было нельзя. Цензура полотно выставлять запретила. Однако ненадолго, и после разрешения публика в Третьяковскую галерею повалила валом. Картина очень эффектная, а в эпоху до возникновения кинематографа она вообще шокировала. В 1913 году один сумасшедший иконописец даже изрезал ее ножом. Пришлось восстанавливать. Третьяков пригласил Репина написать заново изрезанные лица. Но стиль Репина за двадцать лет сильно изменился. Тайком, чтобы художник не обиделся, смыли его поновление и нарисовали лица заново, по фотографии. Кстати, для Грозного позировал художник Мясоедов, а для царевича — художник Менк.

Кстати, смешно говорить, но никаких доказательство того, что царь действительно убил своего сына -- нет. Весь этот слух пошел от одного злобного иностранца. И крепко укоренился.

8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись

Поэтому и Иван Грозный у него не такой уж и страшный, а скорее даже великолепный. Настоящий властитель великого государства. Рассмотрите блистающее во мраке золото его облачения: сначала Васнецов хотел одеть его в белый наряд с васильками (сохранился даже этюд), но потом выбрал нечто более торжественное. Лестница, на которой стоит царь, похожа на узкий переход внутри Храма Василия Блаженного, построенного Грозным. Однако это просто собирательный образ, вымышленный интерьер московского терема.

8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись

Очень любил царь Иван всякие шуточки, розыгрыши и переодевания. Правда, маскарады всегда у него выходили какие-то мрачноватые. Вот и на этой картине — история с печальным концом. На троне в шапке Мономаха и серебряной парче сидит совсем не Иоанн Васильевич, а боярин Иван Петрович Федоров-Челяднин. А сам царь склоняется перед ним в поклоне.

8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись

У автора знаменитых коней на Аничковом мосту был сын Михаил Клодт. Один из организаторов общества передвижников и автор характерных для них работ, живописующих убогий надломленный быт бедных слоев общества. Написал он и несколько полотен на исторические сюжеты, в том числе и на этот — достаточно непривычный.

8 знаменитых картин про Ивана Грозного: изучаем русскую живопись

Почти все русские цари и великие князья были монахами. Иногда, правда, в течение минут десяти. Такой был обычай: чувствуя приближение смерти — не только исповедоваться и причаститься, но и принять постриг. Некоторые, правда, не успевали — если смерть была внезапной. Иван Грозный, однако, готовился к этой мысли заранее. Он был человек религиозный, боялся Бога, страдал от мук совести. И однажды, будучи далеко на севере, в Кирилло-Белозерском монастыре, рухнул перед игуменом на колени, умоляя свершить обряд.

Но в итоге ничего из этого не вышло. Царь остался царем. И умер он внезапно, играя в шахматы. Говорят, от удара — а может, и отравили его.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнили Ученицы 7-В Ева Бодрова Вологдина Варвара Образ Ивана Грозного в из.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнили Ученицы 7-В Ева Бодрова Вологдина Варвара Образ Ивана Грозного в из.

Выполнили Ученицы 7-В Ева Бодрова Вологдина Варвара Образ Ивана Грозного в изобразительном искусстве

Иван Грозный и его эпоха заняли видное место в изобразительном искусстве Росс.

Иван Грозный и его эпоха заняли видное место в изобразительном искусстве России. В произведениях художников Иван Грозный представлен как справедливый государь, правитель-тиран, истово верующий, завоеватель.

В XVII столетии в России появились и стали все ярче проявлять светские тенде.

В XVII столетии в России появились и стали все ярче проявлять светские тенденции, обозначился интерес к европейским вкусам и привычкам. Художники-иконописцы обратились к западноевропейскому опыту, в их работах начались поиски внешнего сходства. На первом месте были поза изображённого, пышные одежды, богатые детали, аксессуары, изображения символов рода и т.д. Лицо интересовало художников в меньшей степени. Первый портрет Ивана Грозного Неизвестный художник (XVII век) Парсуна Ивана Грозного

Внимание художников к образу Ивана Грозного привлёк основоположник русской ис.

Внимание художников к образу Ивана Грозного привлёк основоположник русской исторической живописи В. Т. Шварц. В 1680-х годах он пишет картины >, >, > , >. Иван Грозный в произведении В.Т. Шварца

Василий Шибанов, верный слуга князя Курбского, бежавшего в Литву, привез царю.

Василий Шибанов, верный слуга князя Курбского, бежавшего в Литву, привез царю гневное и язвительное письмо. Рассерженный царь в гневе вонзил в ногу посла свой посох. Из раны течет кровь, но царь всё сильнее опирается на посох, наблюдая внимательно за послом. В. Т. Шварц >

Старый уже царь хвастается перед английским посланником своим богатствами. Ив.

Старый уже царь хвастается перед английским посланником своим богатствами. Иван Грозный хотел от Англии не только выгодной торговли: он сватался к королеве Елизавете, как и прочие европейские монархи. А. Д. Литовченко >

В конце XIX века появились две выдающиеся работы, посвящённые Грозному, - ст.

В конце XIX века появились две выдающиеся работы, посвящённые Грозному, - статуя М. М. Антокольского > (1871) и картина Репина > (1885). Работы имели огромный успех. С ними Иван Грозный, как знаковый образ глубин русской истории и русского характера, окончательно утвердился во мнении общества . О нем говорилось главным образом как о тиране, изверге, больном человеке. Статуя М. М. Антокольского > (1871) и картина Репина >

На этой скульптуре Иван Грозный сидит на высоком троне, с плеч его спадает м.

На этой скульптуре Иван Грозный сидит на высоком троне, с плеч его спадает мягкая царская шуба, и у ног его ,фактически ,лежит вся страна. По всей позе его видно, насколько он напряжён. Спина прямая, голова чуть склонена, правая рука сжимает подлокотник трона, левая комкает одежду на груди, у сердца. Забытая книга грозит сползти с колен. Это и страх перед возможной изменой, и чрезмерно тяжёлый груз власти, и страх перед будущим. Здесь же и раскаяние, и тяжёлые мысли. Скульптор изобразил Ивана Грозного умным, сосредоточенным, волевым человеком, но уже больным и дряхлым. М.М. Антокольский >

На картине изображён момент, последовавший непосредственно за тем, как царь И.

На картине изображён момент, последовавший непосредственно за тем, как царь Иван бросил жезл в висок своего сына. Вид хлынувшей из раны крови раскрыл царю весь ужас содеянного им поступка. Объятый раскаянием, он вскочил с трона и, опрокинув его, бросился к сыну, чтобы поддержать падающее тело, зажать рану, остановить смерть. Но содеянное непоправимо И.Е. Репин >

Лицо Грозного выражает и родительскую любовь, и укоры совести, и безумный ст.

Лицо Грозного выражает и родительскую любовь, и укоры совести, и безумный страх. Неограниченная власть привела его к утрате контроля и сыноубийству. С огромной силой передаёт Репин мир душевных переживаний. Самое выразительное в картине- это глаза: они передают и отцовскую любовь, и позднее раскаяние, и страстное желание вернуть жизнь умирающему сыну. Взор царевича Ивана кроток, он прощает своего исступлённого отца. Выразительны в картине и руки. Судорожно сжатыми, слипшимися от крови пальцами прижимает к себе Грозный голову сына. Правая рука покрыта вздувшимися венами. Холодеет нежная рука царевича, обрызганная кровью. Его слабеющее тело, как срезанный цветок, лежит на узорном ковре. Никакой силой не вернуть его к жизни. Полотно воссоздаёт реальный исторический факт. Эта картина вызывала протест против жестокости и насилия. Образ Ивана Грозного на картине И.Е. Репина

Очень любил царь Иван всякие шуточки, розыгрыши переодевания. На троне в шапк.

Очень любил царь Иван всякие шуточки, розыгрыши переодевания. На троне в шапке Мономаха и серебряной парче сидит не Иван Васильевич, а боярин Иван Петрович Федоров-Челядин. А сам царь склоняется перед ним в поклоне. Н. Невреев > Дело в том, что подозрительный Иван услышал о престарелом князе нехорошее. Будто тот собирается занять его престол. Иван в красных одеждах склонился перед ним, а потом со словами : >ударил его ножом и убил. На картине он прячет нож за спиной.

Эта картина наиболее глубоко и верно передаёт образ русского царя. Царь на к.

Эта картина наиболее глубоко и верно передаёт образ русского царя. Царь на картине- величественный и грозный, отнюдь не добрый, но проницательный и мудрый. Облик Грозного дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников. В. В. Васнецов >(1897) .

Царь выше окружающих его в жизни людей не только саном, но и духовно. Своеобр.

Царь выше окружающих его в жизни людей не только саном, но и духовно. Своеобразие личности Грозного. его значительность чувствуется во всем облике царя. в его лице. Выразительны руки. особенно та, что опирается на посох. Фигура Грозного в рост занимает по вертикали почти всё полотно,, что при малой ширине картины усиливает впечатление величественности. доминирования над окружающим. но господствуя, царь в то же время неразрывно с ним слит. Золотистый тон парчового одеяния Грозного, покрытого тёмными цветами восточного рисунка, переходит с одной стороны в тёмно-зелёный цвет бархата сапог, с другой-в ярко-зелёный тон рукавиц. Описание картины В. В. Васнецова >

Картины с изображением Ивана Грозного Г. С. Седов Шустов Н. С. 1860-е Пелев.

Картины с изображением Ивана Грозного Г. С. Седов > Шустов Н. С. > 1860-е Пелевин И. А. >



Виктор Васнецов, "Царь Иван Васильевич Грозный"


Илья Глазунов, "Иван Грозный"

Ю.Пекуровский, "Царь Иван Грозный"


Михаил Герасимов, "Портретная реконструкция Ивана Грозного"


Андрей Ковальчук, "Молящийся Иван Грозный"


О.Гроссе, "Иван Грозный"


Виктор Васнецов
иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"


Виктор Васнецов
иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"


Владимир Фаворский (?)
иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"


Владимир Фаворский (?)
иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"


Владимир Фаворский (?)
иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"


Александр Новоскольцев, "После нападения опричников"


Михаил Авилов, "Опричники в Новгороде"


Сергей Ефошкин, "Опричник"


Константин Маковский, "Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного". Эскиз.


Николай Неврев, "Шут. Опальный боярин"


О.Кузьмин, "Иоанн Грозный и митрополит Филипп"


Василий Пукирев, "Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного". Фрагмент
(митрополит Филипп не дал благословения царю, пришедшему в Успенский собор в одежде опричника)


Яков Турлыгин, "Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного"


Сергей Шелковый, "Арест митрополита Филиппа"


Александр Новоскольцев, "Смерть митрополита Филиппа"


Николай Неврев, "Малюта Скуратов и митрополит Филипп"


Павел Рыженко, "Малюта"


Михаил Авилов, "Царевич Иван на прогулке"


Николай Самокиш, "Потеха при царе Иоанне Васильевиче Грозном"


Клавдий Лебедев, "Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи"


Иван Пелевин, "Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса"
(Николай Салос - блаженный, псковский юродивый. Когда Иоанн Грозный вел опричное войско громить Псков,
то перед самым городом встретил его блаженный Николай с куском сырого мяса и, обличая его в кровожадности,
грозил и предсказывал несчастия.)


Б.Черушев, "Царь Иван IV (Грозный)"


Сергей Кириллов, "Иван Грозный"


Подкопаева Мария, "Иван Грозный в Александровой слободе"


Михаил Горелик, "Народ просит Ивана IV отменить опричнину"


Петр Павлов, "Иоанн Грозный"


(художник мне неизвестен)


Владимир Фаворский (?)
иллюстрация к поэме Натальи Кончаловской "Наша древняя столица"


Виктор Васнецов, "Иван Грозный". Этюд


Э.Соколовский, "Царь Иван Васильевич Грозный"


Виктор Васнецов, "Иван Грозный смотрит на комету, предвещающую ему смерть"


Александр Литовченко, "Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею"

Читайте также: