Образ девушки в русских сказках сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Строго научное описание не позволяет передать того впечатления, которое возникает ранней весной или поздней осенью, когда лес становится "прозрачным" .


Вантит, История Воронеж, Культура Воронеж, Археология Воронеж, Природа Воронеж, Экология Воронеж, Этнография Воронеж, Древности Воронеж, Книги Воронеж

Вы находитесь здесь: Читальня -> Наследие А.Н. Афанасьева и проблемы его изучения -> Особенности женских образов в русской народной сказке

Особенности женских образов в русской народной сказке

Каждый из трех основных выделенных нами типов персонажей обладает некими характеристиками, которые являются наиболее постоянными, не зависят от внутрисюжетных метаморфоз. Такой постоянной характеристикой может служить имя, индивидуальный статус, семейный статус, социальный статус и пространственный статус.

Имя или прозвище играет для женских персонажей большое значение. Оно очень важно и, как правило, определяется тем, какие действия этот персонаж совершает, оно влияет на судьбы и характер героев, делает текст конкретным, стилистически окрашенным, придает емкость и глубину. В нашем случае имя часто содержит оценочные характеристики, то есть те признаки, которые обыгрываются сюжетом.

Этимология многих сказочных женских имен восходит к глубокой древности, к тому времени, когда прозвища, которые получали люди, соответствовали каким-нибудь особенностям характера, внешнего облика или рода занятий, позволяющим выделить некие отличительные черты, например: Богатырка Синеглазка, Настасья - золотая коса, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Крошечка-Хаврошечка. Н. В. Новиков в своей книге упоминает также такие варианты женских имен, как Наста-ся-прекрася, Настяся-пирикрася, Настася-привокрася, Настяся-самокрася, Елена-краса золотая коса, Марья-краса чёрная (долгая, руса) коса, Марья жёлтый цвет, Марья-царевна, Кисет-королевна, Настасья золотая (долгая) коса, Василиса золотая коса непокрытая краса.1

Упоминания о золотых или серебряных волосах очень часто встречаются в сказаниях народного эпоса. По мнению А. Н. Афанасьева, это связано с солярными мифами. Почти у всех индоевропейских народов солнцу дается эпитет златокудрого.

Неизменяемость имен на протяжении сказочного действия не позволяет включить в них все разнообразие атрибутов, которыми обладает данный тип персонажей и которые изменяются от сказки к сказке. Существует еще ряд признаков, по которым этот тип персонажей можно опознать как бы они не именовались.

Признак индивидуального статуса героини выражается в особенности внутреннего мира и внешнего облика. Эти признаки задают основное разделение сказочных героинь на сверхъестественных существ и обычных людей. Дальнейшее описание женских образов может быть осуществлено с помощью целой системы признаков, отражающих внутреннее и внешнее состояние персонажа, а также связанных с оценочными категориями или категориями оппозиций.

Болезнь и здоровье воплощаются в таких предметах, как плоды: мо-лодильные яблоки, чудесные ягоды или груши, вызывающие здоровье или болезнь (от них вырастают рога, в этом случае герой прикидывается лекарем); болезнь царевны может быть результатом того, что ее мучают по ночам демонические существа (черти, Змей, Яга), болеет царевна Несмеяна, больной притворяется неверная сестра или мать героя, отправляя его на поиски лекарства (пыль с чудесной мельницы; волчье, медвежье и львиное молоко).

Мертвый, спящий, больной требуют определенных действий со стороны главного героя и тем самым влияют на сюжет.

Форм преображения очень много. Например, часто герою приходится распознать нужный ему объект среди множества таких же. В ином царстве - у Водяного - герою предстоит узнать искомого из двенадцати равных. Водяной показывает своих дочерей и герой должен узнать младшую, то есть невесту. Для этого служат специальные предметы-сигнализаторы (блесточка, муха и прочие метки).

Можно проследить некоторую дифференциацию этого признака: враждебен жениху только отец царевны, а сама она наоборот помогает герою. В таких случаях мудрость вещей невесты направлена не на создание трудных задач, а на их разрешение.

Признаки сильный/слабый параллельны в некотором отношении мудрости/глупости, определяя свойства не духовной, а физической силы. Эти признаки воплощаются в таких женских персонажах, как богатырка, Царь-девица.

Образы Царь-девиц (женщин-богатырш) встречаются в сказках не так часто, тем не менее, гиперболизация физической силы в сказках касается не только героя, но и героини. Как, мужские, так и женские положительные персонажи трактуются в едином героико-романтическом плане. Образы этих воинственных дев сходны с образами других волшебных женщин, поскольку Царь-девица является не только могучей поляницей, обладательницей огромной физической силы, но и обладательницей силы сверхъестественной.

Все приведенные выше оппозиции, конечно, не исчерпывают богатства и разнообразия женских образов. Мы постарались отметить основные типичные черты, наиболее часто проявляющиеся в сказках, которые характеризуют индивидуальный статус героинь. Другие, не менее важные для волшебной сказки оппозиции, такие как добрый/злой, пассивный/активный, естественный /сверхъестественный мы попытаемся осветить при рассмотрении семейного, социального, пространственного статусов, так как именно эти признаки служат основой для деления не только женских образов, но и вообще всех персонажей на героев, тех, кто находится на его стороне (даритель, помощник) и его антагонистов. В основном, эти оппозиции диктуют правила поведения персонажей, их включенность в сказочное действие, влияние, которое они оказывают на сюжет.

Нередко именно родственные отношения определяют основные коллизии волшебной сказки. Это, в первую очередь, конфликты внутри семьи между мачехой и падчерицей, старшие сестры соперничают с младшей сестрой, родные - со сводными, брат преследует сестру: отрубает ей руки по наговору своей жены; сестра убивает брата или пытается уничтожить его, сговорившись с любовником, злая жена пытается извести мужа, муж по наговору завистников изгоняет жену, жена покидает супруга после нарушения табу.

Утратив этнографическую определенность, духи природы и тотемные духи приобретают обобщенно-поэтический характер. В древности они выражали сначала чудесные силы рода, защищающие своих членов, родовую этику и имеющие отношения к инициациям, а затем, отразившись в сказочном творчестве, преобразовались в силы добра и справедливости.

заколдованная царевна, Свиной чехол, девушка-утица, оказываются в конце сказки искомыми невестами.

Итак, родственные отношения между естественными и сверхъестественными персонажами при определенных обстоятельствах оцениваются, как правило, положительно, даже если это родство возникает на основе брачных отношений.

Но социальный статус не играет столь существенной роли, какая принадлежит семейному или индивидуальному статусам. Признаки этой сферы значений служат лишь для дополнительного описания некоторых персонажей, рассмотренных выше.

В доме помещаются родственники. Это либо изба, где живет крестьянская семья, к которой принадлежит герой, либо дворец, населенный помимо царской семьи приближенными царя и слугами.

Поле или дорога — место пребывания таких персонажей, как нищие, калики перехожие, в поле находится чудесная печь, яблоня, здесь же обитает Сивко-бурко и другие волшебные животные, могут встретиться попутчики, пастухи и т. д.

1 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. - Л., 1974. - с. 12.

2 Иван купеческий сын отчитывает царевну. (Аф. № 364)

3 Три царства - медное, серебряное, золотое. (Аф. № 130)

4 Иван-царевич и Марфа-царевна. (Аф. № 125)

5 Морской царь и Василиса Премудрая. (Аф. № 225 - 220)

6 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1998. - С.344.

7 Безногий и слепой богатыри. (Аф. № 199)

8 Волшебное кольцо. (Аф. № 191)

9 Буря-богатырь Иван коровий сын. (Аф. № 136)

10 Кощей Бессмертный. (Аф. № 156)

11 Безногий и слепой богатыри. (Аф. № 199)

12 Морской царь и Василиса Премудрая. (Аф. № 222)

13 Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что. (Аф. № 213)

14 Старуха - говоруха. (Аф. № 95)

15 Волшебное кольцо. (Аф. № 191)

16 Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде. (Аф. № 171)

Варвара Добровольская

Фольклорист Варвара Добровольская о двух типах сказочных героинь, идеале женщины и происхождении Бабы-яги

FAQ: Образ женщины в русских сказках

FAQ: Образ женщины в русских сказках

Над материалом работали

Варвара Добровольская

кандидат филологических наук, заведующая фольклорно-этнографическим отделом Центра русского фольклора, докторант Институт мировой литературы им. А. М. Горького, ученый секретарь Государственного республиканского Центра русского фольклора

Если внимательно читать русские народные волшебные сказки, то можно заметить одну особенность. Мужские персонажи там особым разнообразием не блещут. Почти всегда главный герой либо Иван-царевич, либо Иван-дурак. Ну еще братец Иванушка бывает.

Зато с женскими образами - полный порядок. Кого там только нет!

В этой заметке мы расскажем о нескольких героинях русских сказок - главных красавицах. Именно ради них Иван, кем бы он ни был, отправляется за тридевять земель, побеждает разных чудищ, совершает невероятные подвиги.

Кто же эти красотки?

Елена Прекрасная

Вот как она описывается, например, в сказке про три царства (медное, серебряное и золотое):

"Елена-царевна Прекрасная — невиданной красоты; алый цвет у ней по лицу рассыпается, белый пух по груди расстилается, видно, как мозжечок из косточки в косточку переливается".

Изначально этот образ возник в греческой мифологии. Помните, из-за чего началась Троянская война? Из-за нее - похищенной троянским царевичем Парисом жены греческого царя Менелая по имени Елена.Мотив этот после принятия христианства на Руси (от греков!) стал известен в пересказах, а позже в народной среде преломился и дал основу целому ряду сказок про Елену Прекрасную.

Василиса Премудрая

Не смотрите на то, что здесь сделан акцент на уме девушки. Красотой она тоже блещет, опровергая тем самым расхожее мнение о том, что женский пол бывает либо умным, либо красивым. Наши предки так отнюдь не считали!

Кстати, во многих сказках Василиса зовется не Премудрой, а Прекрасной.

Чаще всего она бывает дочерью морского царя и обладает способностями к колдовству. Царевна помогает герою, который прибыл к ней свататься и которого ее отец пытается сжить со свету хитрыми заданиями. А потом они вдвоем с женихом сбегают, и Василиса волшебством заставляет погоню отстать.

Правда, иногда этот сюжет рассказывается по-другому. Ивана-царевича пытается погубить не морской царь, а сама Василиса.

Марья Моревна

Эта девушка иногда тоже выступает в роли дочери морского царя. Но чаще она является герою как степная богатырша или дева-воительница. В одной из сказок в самом начале она пленяет Кощея Бессмертного.А красота? С этим все тоже замечательно. Чтобы убедиться, заглядываем в одну из сказок и читаем:

"Пустился Иван-царевич дальше, приехал к шатрам белым, вышла к нему Марья Моревна, прекрасная королевна".

Кстати, у многих возникает вопрос, почему у степной богатырши или девы-воительницы такое странное отчество, связанное с морем. Дело в том, что, как установили исследователи, море тут совершенно ни при чем. Скорее всего, этот образ восходит к славянской богине смерти - Море (Маре). Ведь победить Мору-смерть не способен ни один, даже самый сильный воин.

Марья-краса - долгая коса

Здесь все просто и понятно. У славянских девушек в старину главным атрибутом красоты считалась заплетенная коса. И чем длиннее тем лучше. Поэтому и в сказках появился такой образ - героиня с длиннющей косой. Хотя в ряде текстов ее имя звучит немного по-другому: Марья-краса - золотая коса.

Она тоже совсем не простого рода - царевна! Вот начало одной из сказок о ней:

"В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них единственная дочь Марья-краса - долгая коса. Жили они хорошо и счастливо".

Чтобы получить ее в жены, Ивану приходится сразиться со Змеем Горынычем.

Кроме этих женских персонажей, в русских сказках еще немало царевен и других прекрасных девушек. Но они чаще всего являются не кочующими образами, а героинями конкретных сказок. О них мы тоже поговорим, но уже в следующий раз!

Кстати, а какая из этих героинь вам в детстве нравилась больше всего? Пишите в комментариях!

ВложениеРазмер
proekt_7a_avtosokhranennyy.docx 29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Городская проектная неделя

Секция: русская литература

Идеал женской красоты в русских сказках

Лукина Татьяна Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №10 г. Канаш

1.Цели и задачи проекта, этапы реализации………………………………… 3

2.Актуальность проекта. Обоснование выбора темы………………………. 3

4.Основная часть……. 5-9

6.Библиографический список……………………………………………….. 11

Цель проекта: попытаться выявить самое характерное в изображении идеала красоты женщины в русских народных и литературных сказках

1. Определить, каков идеал женщины в русском национальном сознании, в частности, в тех его проявлениях, какие можно найти в сказках

2 .Проследить, что и как из народных представлений использовал в своем творчестве А. Пушкин (в сказках)?

а) определение темы, выявление проблем, уточнение цели, формирование исследовательских групп

б) выявление проблемы, определение источников информации. Сбор и анализ информации, распределение функций при исследовании.

а) поиск необходимой информации, анализ информации

б) оформление проекта

а) защита проекта в форме презентации

б) самооценка результатов

Введение. Обоснование выбора темы. Актуальность.

Уже не одну тысячу лет отдают дань женской красоте поэты, музыканты, художники. Но что именно красиво, а что безобразно? Это, пожалуй, самый сложный вопрос, любой точный ответ на который тут же будет подвергнут критике. Считается, что красота - это субъективное понятие, существующее во всех человеческих цивилизациях и формирующееся под влиянием конкретной культуры. Меняется эпоха, меняется представление о том, какой должна быть женщина. А иначе как объяснить, что славянки, например, во все времена считались красавицами, причем слава эта распространялась далеко за приделы их Родины. Или как, путешествуя по странам Азии европеец, например, мог находить экзотически красивыми женщин совершенно чуждой ему культуры. Сущность женской красоты неуловима. Это не только внешность, хотя она и создает первое самое глубокое впечатление. Внешняя красота есть выражение сущности женщины. При восприятии целостного образа на черты лица накладывается мимика, глубина взгляда, а тело взаимосвязано с грацией движения, жестами и одеждой его покрывающей.

Народное представление о женской внешности состоит из нескольких клише: лицо должно быть бело, румяно, брови - черна соболя, глаза - словно звезды, ясна сокола, осанка - лебединая, походка - павиная. Эти народно- поэтические представления сохранились в былинах, сказках, народных песнях. Мы рассмотрим и попытаемся выделить типичные черты, составляющие сущность этих образов.

Марья-Моревна- общее название женщины - богатырши, героини русских сказок. Образ героини - богатырши представлен во многих сюжетах - "Молодильные яблоки", "Сказка о трех царствах", "Марья - моревна".
Героиня - богатырша живет в собственном девичьем царстве. Чтобы попасть в него, герою приходится преодолеть множество препятствий. В большинстве сюжетов герой добирается туда на волшебном коне , который ему дают старушки - помощницы. Часто в этой роли выступает Баба - Яга. Помощники предупреждают герою о подстерегающих его опасностях и помогают ему вернуться.
Сюжет о Марье Моревне построен несколько по -иному. В нем героиня берет в плен Кащея Бессмертного . Посадив его в темницу, богатырка начинает нести караул на границе своего царства. Там и происходит ее встреча с Иваном - царевичем . Богатыри вступают в поединок, Иван - царевич одерживает победу.
Ни красоты, ни силы женщины- богатырши в сказке не показано, а одерживает победы она волшебством.

  1. Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Прекрасная.

В самом слове “Василиса” слышится слово “сила”. Она сильная от природы, поэтому и справляется с любой работой, любыми трудностями, которые встают у неё на пути. “народный идеал”. Особо обратить внимание, что сказка называется “Василиса Прекрасная ”. Данное слово очень важно, т.к. вобрало в себя все замечательные качества героини.)Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в то же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью

врагу главного героя сказки. Добрый герой русских народных сказок проходит суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

4. В сказках А.С. Пушкина, опиравшихся на фольклор, изображены два типа идеальных женщин: женщина-волшебница, помощница.

В "Сказке о царе Салтане" главный женский образ - царевна Лебедь:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Таким образом, царевна Лебедь - воплощение народных, фантастических и вместе с тем личных представлений поэта о женской красоте.

Красота царевны описана не эпитетами, а глаголами, что подчеркивает действенное, активное начало Лебеди, ее чудодейственное начало. Днем она подобна Солнцу, а ночью Луне:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Месяц и звезда это Луна и Солнце. Царевна волшебница, ей подчинены силы природы, стихии; она подобна сказочным мудрым женам Василисе Премудрой, Елене Прекрасной, Марье Моревне, которые управляют светилами, творят чудеса.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

Эти строки дань лирической традиции русского фольклора. Сравнение с павой (павлином) восходит к народным представлениям о том, что именно эта птица воплощает идеал красоты, достоинства. Походка девушки (тем более царевны) должна быть именно с достоинством, величавой.

В "Сказке о мертвой царевне" конфликтом, движущим сюжет, является "соперничество" красоты внешней и красоты внутренней. Пушкин здесь смотрит на женщину так же , как народ, для которого гораздо важнее внутренняя красота. Например, в сказке "Финист - ясен сокол" старшие дочери думают только о своей внешности ("наряжаются в сарафаны нарядные, достают платья новые, надевают бусы золоченые" [4,c.7]), а младшая не просто красавица, которую "что ни в сказке сказать, ни пером описать: брови соболиные, очи соколиные, русая коса до пояса", она еще и "умница-разумница" . Или в сказке "Серебряное блюдечко и наливное яблочко": старшие дочери - "белоручки, ленивицы", младшей сестрой помыкают, пестро и нарядно одеваются, а младшая Машенька - все за работой, "все сделать готова", "вся краса у Маши - русая коса, до земли падает, цветы задевает"(волосы - символ жизненной силы, мудрости). Именно такие героини добиваются счастья, гармония внешней и внутренней красоты помогает им преодолеть все препятствия. Сам Пушкин ценил в своей жене не только светскую красавицу: ". женка моя прелесть не по одной наружности"; "Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю я еще более твоего лица", - писал поэт своей прекрасной возлюбленной

Сюжет "Мертвой царевны" очень распространен в русском фольклоре. В сказках обычно мачеха преследует падчерицу, потому что та красивее ее родной дочери. Царевна Пушкина тоже имеет подобную внешность: Белолица, черноброва.

Красота молодой царевны подобна цветку, который рос тихо и незаметно, а когда расцвел, сразу поразил всех своей красотой:

Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинается гонение царевны. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, "уж и впрямь была царица", но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление к абсолютизации своей красоты, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:

Свет мой, зеркальце! скажи.

Но с появлением соперницы обращение другое:

Ах ты, мерзкое стекло!

Зеркало нейтрально по отношению к царице: оно отражает лишь объективную реальность, сообщает то, что есть. Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркало глядясь.

Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе. В образе царевны воплощен тот народный идеал, который так ценил поэт: красота, приветливость скромность, трудолюбие, хозяйственность.

Таким образом, мы определили, каков идеал женщины в русских сказках.

Образы идеальных женщин созданы в соответствии с представлением народа о красоте, русской фольклорной традицией, с опорой на национально-поэтические представления, которые воплощены прежде всего в сказках, былинах, пословицах, поговорках, песнях. Русская традиция соизмеряет требования идеальной внешности с внутренними качествами, душой.

Без красоты душевной красота внешняя - ничто, ибо сверху-то ясно, а с исподу-то не красно.

Читайте также: