Обратная связь в коммуникациях это реакция отправителя на сообщение получателя

Обновлено: 06.07.2024

Такая обратная связь реализуется с помощью двух завершающих этапов коммуникационного процесса.

• Передача ответа. Сформированный ответ передается получателю по выбранному каналу связи, замыкая тем самым цикл коммуникации.

Следует иметь в виду, что для достижения взаимопонимания может потребоваться несколько таких циклов и соответственно больше времени. Но хотя процесс коммуникации с обратной связью протекает медленнее, он гораздо более точен и эффективен по сравнению с односторонней связью.

Барьеры на пути эффективной коммуникации(вот этот диктовать)

• Перегрузка каналов связи - другая причина трудностей в организационных коммуникациях. Она может быть вызвана как элементарной нехваткой технических средств связи и обработки информации (или их техническим несовершенством), так и избыточностью информационных потоков.

• Нерациональная организационная структура - еще одна причина, способная вызывать проблемы в коммуникациях. Если структура организации продумана плохо, вызывает дублирование функций, задач и полномочий, это неизбежно приводит и к параллельным потокам информации, ее искажениям и замедлению движения. Кроме того, чем больше уровней руководства в организационной структуре, тем больше вероятность информационных искажений, так как каждый уровень фильтрует и корректирует передаваемую информацию. Нерациональная структура может также вызывать конфликты между различными подразделениями и отдельными руководителями, что естественно создает серьезные проблемы при обмене информации и принятии управленческих решений.

Барьеры на пути эффективной коммуникации

Коммуникация — процесс и результат обмена информацией.

Эффективные коммуникации — обмен информацией, на основе которого руководитель получает возможность принятия эффективных решений и доводит до сотрудников принятые решения.

Основная причина низкой эффективности коммуникаций в организациях заключается в забвении факта, что коммуникация — это обмен. В ходе обмена обе стороны играют активную роль: недостаточно лишь передать информацию — необходимо, чтобы другая сторона восприняла ее.

Основные барьеры на пути межличностных коммуникаций:

Барьеры на пути организационных коммуникаций:

Понятие и роль информации в менеджменте

Информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность

Управление предприятием не может эффективно проводиться без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации. Информация является основой управленческого процесса, и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием. Информационная деятельность менеджера требует от него четкой организации процесса сбора, анализа и обработки информации, причем он должен уметь определять важность или второстепенность поступающей информации. Опытный менеджер также должен уметь упорядочивать коммуникации и обмен информацией в рамках предприятия и фирмы.

Инфа поступает в виде сведений, различных явлений, событий и фактах. Источниками и потребителями инфы явл-ся конкретные структурные подразделения, аппарат управления и отдельные работники. Инфа- это предмет управленч.труда. В результате ее анализа и обработки появляется продукт управленческого труда- управленческое решение. Чем точнее и объективнее отражает инфа состояние объекта управления, тем обоснованнее решения. Качественная х-ка инфы:1) Целевые назначения, 2)Периодичность и ритмичность, 3)Своевременность 4)Полнота 5)Достоверность.

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по разным критериям:

по способу восприятия

§ Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

§ Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

§ Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

§ Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

§ Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

по форме представления

§ Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

§ Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

§ Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.

§ Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.

§ Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

§ Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

§ Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

§ Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

§ Актуальная - информация ценная в данный момент времени.

§ Достоверная - информация, полученная без искажений.

§ Понятная - информация выраженная на языке понятном тому, кому она предназначена.

§ Полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.

§ Полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

Обратная связь – что это такое, для чего она нужна, основные виды и принципы, примеры

Для укрепления взаимосвязи в процессе общения необходимо совершать ответные поступки и проявлять реакцию на полученную информацию. Двусторонний обмен информацией влияет на наши цели, желания и действия, для этого и требуется обратная связь.

Обратная связь является ключевым инструментом для улучшения качества коммуникации между людьми. Ее применение актуально для всех сфер жизнедеятельности. Процесс обратной связи помогает улучшить качество обучения, повысить эффективность рабочего процесса, сделать переоценку ценностей в личной жизни.

Для чего нужна обратная связь?

Для чего нужна обратная связь? Простой пример – кондитер испек торт и пригласил знакомых на дегустацию. Он приложил усилия, разработал уникальный рецепт. Каждый гость высказал свое мнение относительно нового блюда. На основании услышанного кондитер либо оставит рецепт без изменений, либо учтет вкусовые предпочтения окружающих и дополнит свой шедевр. Чужое мнение поможет ему усовершенствовать свое кулинарное произведение или, в очередной раз, признать свое мастерство.

Время обратной связи

Время обратной связи

Разберем подробнее для чего нужна обратная связь:

Виды обратной связи

Обратная связь может выражаться словами, жестами, поступками и даже молчанием.

Главное результат

Главное результат

Рассмотрим основные виды обратной связи:

Правила подачи обратной связи

Обратная связь должна соответствовать действительности. Некачественный процесс обратной связи тормозит развитию и препятствует реализации всех своих возможностей.

Важно

Важно

При подаче различной информации необходимо соблюдать соответствующие правила и формы подачи обратной связи:

  • Дружелюбная и доверительная атмосфера. В комфортном и доверительном диалоге человеку легче воспринимать обратную связь, соответствующую действительности. Агрессивные высказывания блокируют наше восприятие. Поэтому прежде всего необходимо создать правильную атмосферу.
  • Искренность высказываний. Любая обратная связь должна соответствовать действительности. Нельзя приукрашать оценку чужих действий или недоговаривать очевидные факты. Неискренняя обратная связь является бесполезной, так как не соответствует своему назначению. Человек, получивший приукрашенную критику, перестает развиваться в правильном направлении.
  • Похвала на первом месте. Любой результат заслуживает похвалы. Человек приложил усилия – это нужно отметить. Акцентирование на сильных сторонах добавляет уверенности в себе, вызывает доверие к собеседнику и располагает к восприятию информации о недостатках.
  • Обратная связь должна быть констатирующей и конструктивной. Нельзя навязывать свою точку зрения, правильнее делиться своими соображениями. Озвученная критика должна быть полезной, в противном случае нет необходимости ее озвучивать.
  • Своевременные и уместные заключения. Обратная связь уместна вслед за совершенным действием. Не нужно возвращаться в прошлое. Не нужно навязывать свои наблюдения, если в них никто не нуждается.
  • Говорите в форме описания, а не оценивания. Обратная связь должна соответствовать увиденному или услышанному. Умозаключения на посторонние темы никому не нужны. Замените систему оценивания общим описанием.
  • Озвучивайте критику с глазу на глаз. Если похвалу приятно озвучивать при всех, то критику лучше произносит лично. Присутствие большого количества людей создает стрессовую ситуацию, и половина замечаний остаются не услышанными.

Техники обратной связи

Структурно Правильный бутерброд Неправильно

На практике используются три ключевых техники активного слушания при обратной связи:

Примеры обратной связи

Разберем несколько наглядных примеров обратной связи:

  • Пример 1. Сотрудник не сдал проект в указанные сроки. С помощью обратной связи необходимо выяснить причину и мотивировать его на качественный результат в будущем.
  • Пример 2. Группа людей прослушала платный тренинг и по его окончанию у слушателей не возникло вопросов. Преподаватель хочет получить объективную оценку прочитанного курса. Задает вопрос об актуальности полученной информации. Как правильно ответить одному из участников, с учетом присутствия остальных слушателей.
  • Пример 3. После выматывающей тренировки тренеру необходимо отметить старания спортсмена.

Обратная связь в деловых коммуникациях [13.03.15]

Человек, как известно, существо социальное и постоянно находится в процессе общения с другими людьми. А если учесть, что треть жизни мы проводим на работе, то становится понятно, почему так важно наладить отношения с коллегами и руководством. Но, учитывая условия и цели общения, мы получаем разный результат и, к сожалению, не всегда положительный. Это, конечно же, оказывает влияние не только на наше поведение и настроение, но и на дальнейшее развитие событий. А ведь от результата общения с сослуживцами зависит и наше служебное положение, и карьерный рост, и даже успехи в остальных сферах деятельности.

Трудно перечислить все проблемы, которые связаны с отсутствием обратной связи и связанного с этим недостаточного информационного обмена. Невыполненные обязательства, потому что сотрудник или партнер не переспросил, не уточнил, незаключенные контракты, конфликты, поскольку люди друг друга не поняли, скверная репутация персоны и компании (плохие переговоры, недопонимание…), не уточненная информация по телефону, которая может привести к ухудшению отношений между компаниями и партнерами, горькие обиды и т. д. Список можно продолжить. Отсутствие обратной связи может неправильно позиционировать целую компанию или даже страну.

А уж если говорить о персональной коммуникации между сотрудником и руководителем, то переоценить силу и значимость такого обмена просто невозможно. Это как воздухообмен, без которого просто невозможно находиться в помещении.

Как быть в этом случае? Нужно уметь работать с обратной связью. Ведь умение брать, но и давать обратную связь – почти искусство. О том, как строить коммуникации с коллегами и с начальством, чтобы предотвратить негативные проявления обратной связи, как научиться, правильно, реагировать на те, или иные ситуации, чтобы партнеру было понятно наше решение, говорится далее.

1. Обратная связь. Виды обратной связи.

Обратная связь - это межличностный обмен, предполагающий наличие таких аспектов, как доверие, открытость, сочувствие и заинтересованность. В деловой сфере это обмен мнениями и наблюдение за бизнес-процессом, при необходимости изменение линии поведения для достижения поставленных целей и задач.

Существует несколько видов обратной связи:

Есть еще один вид, который сводится к примитивной критике за плохо выполненную работу. Но это такой показатель поведения руководства, на который вы не сможете повлиять, поэтому данный вариант оставим без внимания.

Рассмотрим приведенные виды обратной связи на конкретных примерах:

ПРИМЕР 1

Менеджер представил на рассмотрение руководителю отчет и уже месяц ожидает ответа, но никакой реакции от руководителя нет. Менеджер ломает голову: что он сделал не так?

В этой ситуации, руководитель ответил своему подчиненному молчанием. К сожалению, молчание - самая распространенная форма обратной связи. Чаще всего руководители не разговаривают со своими подчиненными, пока все идет хорошо. Но так как молчание не содержит никакой информации, то оно может быть истолковано неверно. В данном случае менеджер воспринял молчание как критику, хотя, может быть, директор имел в виду совсем другое. Но в любом случае результат от такого общения негативный.

ПРИМЕР 2

ПРИМЕР 3

В этом примере начальник выразил одобрение, и сотрудник, вне всякого сомнения, очень рад это слышать, но за одобрением не последовало детального обсуждения результатов работы, и осталось непонятным, что именно вызвало восторг начальника.

Вывод: Чтобы достичь желаемого результата и мотивировать собеседника к открытому общению, нужно построить обратную связь таким образом, чтобы было видно позитивное намерение!

2. Эффективная обратная связь.

Существует 5 правил достижения положительной обратной связи:

Мы часто воспринимаем обратную связь негативно, не думая о том, что эффективная обратная связь расширит понимание и станет инструментом для достижения позитивного результата общения. Помните, что обратная связь может мотивировать к более открытому общению и улучшить нашу работу по многим показателям. Главное - это позитивное намерение! Если оно у вас отсутствует - желаемый результат вы вряд ли получите!

Чтобы обратная связь стала конструктивной, она должна быть конкретной, ориентированной на будущее, но при этом оставлять свободу выбора.

Эффективную обратную связь характеризуют два ключевых аспекта:

1. Перенаправление - определяет рабочее поведение, которое не способствует достижению организационных целей, но направляет сотрудника для выбора им альтернативных стратегий.

2. Закрепление - определяет рабочее поведение, которое соответствует организационным целям и мотивирует сотрудников развивать и углублять данную стратегию.

3. Обратная связь в коммуникации.

Коммуникация (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - смысловой аспект социального взаимодействия. Обмен информацией между индивидами через общую систему символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.

Коммуникационный процесс - процесс обмена информацией между двумя или более субъектами. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей: отправителя и получателя. В процессе коммуникации информация передается от отправителя к получателю.

Особенности обратной связи, связанные с процессом коммуникации:

- при наличии обратной связи отправитель и получатель именуется коммуникативными ролями.

- двусторонний обмен информации повышает уверенность и эффективность;

- обратная связь повышает правильность и точность восприятия раскодирование.

Стили коммуникации

Стиль коммуникации обусловлен индивидуальностью адресата. Выражается он в предпочтении определенных кодов, каналов и средств коммуникации, а также степени соблюдения правил того или иного языка.

С помощью обратной связи мы видим себя глазами других людей. Способы предоставления обратной связи зависят от индивидуальных особенностей личности, ее способности воспринимать окружающих людей.

Существует четыре основных стиля коммуникации:

  • дирижерский - прямой и ориентированный на задачу;
  • воодушевленный - ориентированный на отношения, энтузиаст;
  • дружелюбный - поддерживающий и избегающий конфликтов;
  • аналитический - аккуратный и ориентированный на детали.

Следует заметить, что они редко встречаются в чистом виде, но один из стилей всегда доминирует.

4. Роль обратной связи в профессиональном общении.

Для определения понимания информации в процессе профессионального общения используют механизм обратной связи, который проявляется в том, что в процессе обмена информацией она, помимо своего первоначального содержания, несет сведения о том, как собеседники воспринимают и оценивают поведение друг друга. Обратная связь подразумевает наблюдение за партнером по общению и оценку его реакции, а также последующие изменения в соответствии с этим собственного поведения.

В общении специалиста любого профиля с клиентом, партнером или коллегой обратная связь является важным и необходимым условием установления доверительных отношений. Благодаря обратной связи мы можем понять, как встречено то, о чем мы говорим: с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут.

Целью обратной связи должен быть личностный и карьерный рост как вас самого, так и другого человека

Предпочтения в получении и предоставлении обратной связи можно выяснить с помощью характеристики стилей.

Процесс обратной связи должен быть заранее спланирован и тщательно продуман. Положительный результат во многом будет зависеть от выбора места и времени процесса, а также от того, что и как вы скажете своему собеседнику (оппоненту).

Для достижения положительной обратной связи существует несколько проверенных жизнью правил.

Постоянно соблюдая эти правила, вы сможете со временем выработать у себя определенный стиль общения, который поможет вам и на работе, и в личной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Профессиональное общение, как процесс предполагает установление контакта между участниками, обмен определенной информацией для построения совместной деятельности, установления сотрудничества и т.д.

Исследования показывают, что руководитель тратит до 80% рабочего времени на управленческое общение. Следовательно, плодотворно может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное деловое общение. Решение этой задачи невозможно без знания психологических основ коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апарина Т.А. и др. Основы теории коммуникации. – М.: ИНФРА-М, 2012.

2. Арутюнян М. Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком/Л.А. Петровская, М. Ю. Арутюнян//Психология межличностного познания – 1981

3. Рассел Т., Навыки эффективной обратной связи, 2-е издание/Т. Рассел – СПБ: Питер, 2002

4. Кривокора Е.И. Деловые коммуникации. – М.: ИНФРА-М, 2010.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы


Значение, способы и правила осуществления обратной связи в деловых коммуникациях.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Известно, что коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности и представляют одну из сложных проблем делового общения. Работники должны в совершенстве владеть искусством коммуникации.

Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников компании.

Принципиально важно для управления коммуникативными процессами, что обратная связь представляет собой: контролирующее обратное воздействие; воздействие, обусловленное передачей информации; воздействие, имеющее своей конечной целью повышение организованности системы.

Обратная связь в ходе социальной коммуникации отлична от аналогичных процессов в автоматических системах, так как ответная реакция получателя не может быть предсказана со 100%-ой точностью. Непредсказуемость реакции в некоторых случаях может стать основной причиной возникновения комедийных или наоборот, трагедийных ситуаций [1].

Коммуникация в деятельностном подходе совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), входе которой вырабатывается общий(доопределенного предела)взгляд новейшими действия с ними).

В обобщенном виде любой коммуникативный процесс предполагает наличие четырех основных элементов:

отправителя, т. е. лица, генерирующего идею или собирающего и передающего информацию;

канала, средства передачи информации;

получателя, т. е. лица, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Первый этап – формулирование идеи. На данном этапе обмен информацией будет начинаться с формулирования идеи, отбора информации или концепции. Отправитель определяет, какую идею необходимо сделать предметом обмена.

Второй этап – кодирование информации. Кодирование – это трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, который может быть передан.

Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков – носителей информации. Носителями могут быть звук, свет, температура, запах, вкус, атмосферное давление и физические действия.

Далее носители организуются в определенную форму, которой могут быть речь, текст, рисунок, поступок и т.д. Умение говорить, писать, жестикулировать и позировать играет важную роль в способности отправителя кодировать передаваемое значение.

В результате формируется послание, содержащее данные с определенным значением. Смысл или значение послания представляют собой принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. При этом отправитель рассчитывает, что послание воспринято адекватно заложенному в него значению.

Третий этап – выбор канала связи. Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть, как сам человек (его тело, голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот и т.п.), а также химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, светит).

В качестве каналов используется сама среда (воздух, вода и свет) и различные технические устройства и приспособления (линии, волны ит.п.).

Так, например, разговор двух лиц может осуществляться непосредственно по телефону или по радио .Как только передача послания или сигнала началась, коммуникационный процесс выходит из-под контроля средства или человека его пославшего.Отправленное послание обратно вернуть уже нельзя. В этот момент заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения. Канал выводит послание на приемник ,который фиксирует получение данного послания по другую сторону канала. Если входе движения по каналу в послании меняются носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается несостоявшимся.

Этот процесс предполагает:

истолкование и оценку (понимание) и удержание в памяти (запоминание).

Если символы, выбранные отправителем, имеют для получателя такое же значение, он правильно поймет, что имел в виду отправитель, формулируя идею. Если реакции на идею не требуется, процесс коммуникации на этом можно считать завершенным.

Шестой этап – передача (отправка) подтверждения. Сформулированный ответ передается получателю по выбранному каналу связи и тем самым замыкается процесс коммуникаций.

Обратная связь является обязательным элементом любой саморегулирующейся системы.

Среди видов обратной связи выделяют оценочную и без оценочную обратные связи.

Безоценочная обратная связь заключается в подтверждении получения и правильном восприятии информации.

Факторы, влияющие на эффективность обратной связи:

позитивная обратная связь воспринимается более точно, чем негативная;

позитивная обратная связь воспринимается из любого источника, негативная – только от высоко статусного;

оценочная обратная связь оказывает влияние на последующее поведение сотрудника и его отношение к организации. Исследования показывают, что работники, получившие низкий рейтинг, могут отплатить тем же организации. Даже если негативная обратная связь воспринимается как справедливая, она, тем не менее, может обусловить оппозицию руководству. Исследования нескольких фирм позволили их авторам сделать вывод о том, что после оценочной обратной связи в организации наблюдается всеобщая неудовлетворенность и снижение производительности.

Оба вида обратной связи находят своё выражение как в нерефлексивном, так и в активном (рефлексивном) слушании.

Рефлексивное (или активное) слушание – это объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия, услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определённых проблем).

В данном случае обратная связь даётся слушающим в речевые формы через следующие приёмы: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование.

Обратная связь в ходе социальной коммуникации отличается от аналогичных процессов в технических, автоматических системах тем, что не может быть предсказана со 100%-ной точностью.

Обратная связь очевидна в ситуации межличностной коммуникации. В массовой коммуникации обратная связь обнаруживается не так явно, особенно тогда, когда коммуникатор (например, рекламодатель) не прилагает усилий по ее налаживанию. Но даже помимо желания заниматься этим рекламодатель невольно обнаружит эту обратную связь в изменении статистики продаж, в динамике финансовых показателей. Таким образом, даже в массовой коммуникации обнаруживается естественное наличие обратной связи, какой бы длинной она не была.

Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум.

На языке теории передачи информации шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируются от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различной в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчинёнными, которые могут затруднять точную передачу информации.

В той же мере, в какой обратная связь может способствовать совершенствованию межличностного обмена информацией, могут действовать и системы обратной связи, создаваемые в организации. Такие системы составляют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации.

Эффективная обратная связь учитывает потребности отправителя и получателя, а также направлена на такое поведение получателя, которое он может контролировать или изменить. Она своевременна, конструктивна и направлена на улучшение действий партнеров по коммуникации.

При выстраивании обратной связи в деловой коммуникации стоит обратить внимание на данные практически-ориентированные рекомендации:

необходимо высказывать свои ощущения, реакции и мнения как таковые, то есть с учетом ситуативности и вариативности их проявления, а не как непреложные факты;

обратная связь должна относиться к поведению, действиям или конкретным результатам взаимодействия, а не к личности партнера;

обратная связь отражает конкретное, наблюдаемое поведение, а не глобальное или общее;

оценочная обратная связь описывается в терминах принятых критериев;

необходимы ссылки на примеры успешных и неуспешных действий в обсуждаемой области, а также на конкретные действия, которые усиливают или ограничивают продуктивность;

при обсуждении проблемных областей, где существуют принятые процедуры или решения, следует давать предложения по способам улучшения работы или поведения;

необходимо избегать раздувания эмоций и эмоционально нагруженных слов, поскольку это вызывает защитную реакцию;

обратная связь должна охватывать область взаимодействия, подконтрольную партнеру по коммуникации;

важно демонстрировать ценность личности партнера и его право быть особенным.

В любом случае устойчивая обратная связь – необходимое условие результативной коммуникации.

Список использованных источников

Астахова, Н. И. Менеджмент : учебник для среднего профессионального образования / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин ; под общей редакцией Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 422 с.

Васильева, О. А. Эффективная обратная связь – ключевой фактор успешности коммуникационного процесса / О. А. Васильева // Социологические науки. – 2012. – № 16. – 14-16 с.

Деловые коммуникации : учебное пособие / М. Г. Круталевич, Р. М. Прытков, Ю. Е. Холодилина, О. В. Бурдюгова. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. – 216 c.

Короткий, С. В. Деловые коммуникации : учебное пособие / С. В. Короткий. – Саратов : Вузовское образование, 2019. – 90 c.

Кузнецова, Е. В. Деловые коммуникации: учебно-методическое пособие / Е. В. Кузнецова. – Саратов: Вузовское образование, 2017. – 180 c.

Курганская, М. Я. Деловые коммуникации: курс лекций / М. Я. Курганская. – Москва: Московский гуманитарный университет, 2013. – 121 c.

Макаров, Б. В. Деловой этикет : учебное пособие / Б. В. Макаров, А. В. Непогода. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 209 c.

Моисеева, А. П. Коммуникативный менеджмент : учебное пособие / А. И. Моисеева. – Томск : Из-во ТПУ, 2007. – 104 с.

Сафина, А. А. Коммуникационный менеджмент: учеб. пособие / А.А. Сафина, Э.Г. Никифорова, А.Э. Устинов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. – 104 с.

Читайте также: