Обобщенный портрет российского революционера конца 19 века сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Сюда отнести Каракозова
Надо написать про сам портрет российского революционера ( Каракозов), написать его идеи и взгляды
Помогите пожалуйста мыслей нету..

Я впервые слышу его, так как мы по истории не проходили в Беларуси .
Могу только посоветовать как написать.
1. Немного опишите его детство
3. Как у него сложились мысли про революцию
2. Черты характера
4. Почему покушался на российского императора Александра II
5. Причины на покушения.
6. Кого хотел видеть вместо императора.

Цветкова Тамара Васильевна

Работа посвящена истории появления и развития революционного движения в России. 60-80-е годы XIX века.

ВложениеРазмер
revolyucionery2003.ppt 911 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ 19 века

Волна революций, которая прокатилась по Европе в 10 – 20-х годах, нарастающее возмущение крестьянских масс и особенно могучий патриотический подъём в России, вызванный войной 1812 г., - всё это говорило о непрочности самовластия во всём мире, о необходимости перемен в крепостнической Российской империи. В стране началось освободительное движение, сформировалось первое поколение революционеров – борцов с самодержавием. Это были декабристы.

Декабристы выступали за отмену крепостного права. Задачи, которые они пытались разрешить, отвечали интересам большинства народных масс, поступательному движению страны. Декабристы выступали против феодальной собственности на землю. Борясь против крепостничества, против феодальной эксплуатации крестьян, права помещика на обладание трудом крепостных, они высказывались за передачу части земли бывшим крепостным крестьянам. Декабристы считали, что источником верховной власти в России является народ, что ему добиться освобождения можно, подняв восстание против самодержавия. Все представители были преимущественно дворянами: Д. Муравьев, Рылеев, Пестель. Возникали тайные общества: «Союз спасения или общество истинных и верных сынов отечества”, “Союз благоденствия”, “Общество соединенных славян” и др. После неудавшегося восстания декабристов 14 декабря 1825 года члены “Северного” и “Южного” обществ были арестованы и судимы, пятерых из которых казнили, а остальных отправили на каторжную работу.

На смену революционерам-дворянам приходят революционеры-разночинцы. Именно они поднимают на новую высоту борьбу с царизмом. Революционеры-разночинцы поставили вопрос о ликвидации самодержавия в России и провозглашали борьбу за демократическую республику и социалистическое общество. Они проводят борьбу за социалистическое общество. Революционеры- народники вступили в борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали идею, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минует стадию капитализма, перейдя сразу к социализму.

На арене политической борьбы был сам передовой и революционный класс- пролетариат . Создавались союзы рабочих, рабочие кружки, объединявшие рабочих. Подобные организации оказывали влияние на рост сознания рабочих. Представители этого класса: Г. Плеханов, В. Ленин, К. Маркс, Ф.Энгельс. Первая русская марксистская организация - группа "Освобождение труда" во главе с Г.В.Плехановым. Рабочие организации с помощью марксистов-революционеров стали объединятся на общероссийском уровне, то есть стали выступать единой силой, причем цели и требования рабочих, с самого начала были не только экономические, но и политические. Кроме того, эти организации были нацелены на революцию, как способ достижения своих целей. Это еще одна важная черта в характере рабочего движения.

КАРАКОЗОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Родился в селе Жмакино Саратовской губернии. Участник русского революционерного движения, состоял в тайном обществе в Москве. В начале 1866 принадлежал к революционному центру Ишутинского кружка . Весной 1866 прибыл в Петербург для покушения на царя. 4 апреля 1866 стрелял в императора Александра II у ворот Летнего сада в Петербурге. Верховным уголовным судом приговорён к смертной казни через повешение. Казнён на Смоленском поле в Петербурге.

К следствию и суду после разгрома восстания были привлечены 579 человек, из них военных – 79 %. Были повешены К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Пестель. Обряд гражданской казни был совершен над 97 декабристами, приговоренными к ссылке и каторге.

Революционеры середины XIX века

Под влиянием революции во Франции 1848 года среди молодёжи зрели революционные настроения. В кружках единомышленников обсуждались проблемы крестьянской революции. Одной из групп была состоявшая из дворян группа Петрашевцев, арестованных в конце 1849 года.

Готовые работы на аналогичную тему

Народники

А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский стали родоначальниками народничества. Народники считали, что самодержавие можно свергнуть путём крестьянской революции, а основу для установления социализма они видели в крестьянской общине. Они считали революционной силой интеллигенцию и крестьян, не веря в возможность развития капитализма в России, а, следовательно, и появления сильного рабочего класса. Они считали капитализм регрессом. К концу 1860-х годов распространение среди народников получили идеи Бакунина М., Лаврова П., происходивших из семей помещиков, Ткачёв П., происходившего из семьи мелкопоместного дворянина.

В 1880-х годах сформировалось направление либеральных народников – рабочий Кривенко Н., дворянин Южаков С. встали на пути примирения с правительством.

В начале ХХ века

В 1901 году в результате объединения народнических групп, возникла мелкобуржуазная партия социалистов-революционеров. Средством борьбы выдвигался террор. Эсеры были противниками марксизма. В состав партии входили: сын приходского священника Керенский А. дворяне – Чернов В. Авксентьев Н., Спиридонова М., Каховская И., Фигнер В., Огановский Н.. Муравьёв М., выходцы из крестьян (Майоров И.) и мещан (Натансон М.); Гоц А. происходил из купеческой семьи,

В 1903 году РСДРП раскололось на течения большевиков и меньшевиков. Меньшевики выступали против революционной программы и ленинских организационных основ, союза рабочих с крестьянством. Считали невозможной в России социалистическую революцию, отрицали возможность диктатуры пролетариата. Их лидерами стали выходцы из дворян – Плеханов Г., Засулич В., из мещан – Дан Ф., Абрамович Р., чиновников – Мартов Ю., купцов – Иоффе А., Мартынов А..

Большевистская политическая партия возникла в России в результате борьбы возглавляемых Лениным революционеров-марксистов за создание подлинно революционной партии. В состав партии вошли: Молотов В. и Ногин В. – из семей приказчиков, Лашевич М. и Невский В. – из купеческих семей, Ксенофонтов И. – из крестьян, Милютин В. – сын сельского учителя, Ленин В. и Менжинский В. – дворяне, Луначарский А. В. - сын действительного статского советника, Крыленко Н., Левицкий В. – из семей служащего, Лацис М. – из семьи батрака, Крестинский Н. – из семьи учителя гимназии, Киров С. – из семьи лесника, Дзержинский Ф. – из мелкопоместной дворянской семьи.

На протяжении века изменялся социальный портрет революционера: от представителей дворянства до разночинцев, крестьян и рабочих. С ростом образованности разных слоёв общества, в них проникали идеи справедливости, демократии, равенства.

Александр II в начале своего царствования "разбудил" Россию. Ослабление цензуры и контроля в целом выпустило на волю оппозиционные течения, которые до этого находились в подполье. Западники , славянофилы , социалисты и консерваторы стали открыто говорить о своих мыслях и идеях. К чему все это в итоге привело - об этом мы расскажем сегодня.

О западниках и славянофилах особо и нечего рассказать. Они продолжали спорить о путях России и издавать свои журналы (при Александре их стало больше) . Очень поэтичны названия этих изданий: "Русский вестник" и "Вестник Европы" у западников, "Русская беседа" у славянофилов. Правда, в конце 70-х годов эти направления стали требовать расширения прав земств, создания общероссийских представительных учреждений и предоставления гражданских свобод.

Ровно так же вели себя консерваторы . Они были противниками любых преобразований, которые проводил Александр II, и всегда радовались, когда происходило ужесточение курса. "Московские ведомости" оказались своеобразным рупором консерваторов, а идейным вдохновителем к началу 80-х годов стал К. Победоносцев , который немалое влияние оказывал впоследствии на Александра III.

Гораздо интереснее все было с социалистами . Течение, созданное А. Герценом , Н. Огаревым , В. Белинским , при Николае I свое выражение находило в различных кружках (об одном из таких - петрашевском - мы уже рассказывали) . Их открытая деятельность началась в эпоху "александровской гласности" . Поворотным моментом стала отмена крепостного права и прокатившиеся после нее по всей России бунты: социалисты ощутили возможность наступления перемен и стали революционерами . Самым видным из них был Н. Чернышевский , который призывал к смене строя и к борьбе за всеобщую справедливость.

В 1861 году была создана тайная революционная организация "Земля и воля" , деятельность которой, однако, ограничилась выпуском листовок не самого приятного содержания. Хотя лидеры и были вскоре арестованы, но эти прокламации возымели свое действие: по России прокатилась волна студенческих выступлений. Революционеры ожидали, что вот-вот наступит всеобщий бунт, однако . их ожидания не оправдались. Россия успокоилась, а "Земля и воля" самораспустилась в 1864 году.

Социалисты стали думать о том, как же им все-таки действовать. Было решено делать ставку на народ: основная масса революционных народников считала своей обязанностью его "просветить" . Идеологами и теоретиками народничества были М. Бакунин , который проповедовал "бунтарское" направление (стимулировать народ и поднять его на восстание) , П. Лавров , который возглавлял "пропагандистское" течение (нужно пропагандировать среди крестьян необходимость революции) , и П. Ткачев , который не особо рассчитывал на народ и пропагандировал "заговорщическую" теорию (нужно создать законспирированную организацию, которая захватит власть и сама решит все проблемы ).

Особым моментом было знаменитое "хождение в народ" 1873-1877 гг. Молодые люди, которые были сторонниками народничества и особенно его " пропагандистского" направления, искренне поверили в необходимость и возможность просвещения народа. Они переодевались в простую одежду, устраивались в деревни конюхами, кузнецами, фельдшерицами, учителями и простыми работниками. Они пытались научить крестьян революции, но народ, львиная доля которого вообще была безграмотна, стал очень подозрительно относиться к этим странным господам из городов, которые много болтают, а делать ничего не умеют. В итоге крестьяне сами сдавали ретивых студентов, которые кричали "Долой царя!" , в полицию. Но участники "хождения в народ" и сами не были в восторге от народа и от всей этой беспросветной жизни, от которой им самим достались неприятные сюрпризы - вши .

Власть в этой ситуации решила поступить построже. В 1878 году был начат "Процесс 193-х" по делу арестованных участников "хождения в народ" . Многие из них по итогу были оправданы, многим засчитали предварительное заключение, а кого-то отправили на каторгу.

Еще в 1876 году была образована партия "Земля и воля" , которая взяла название той самой организации. В 1879 году под влиянием того самого процесса Веры Засулич она разделяется на две другие партии: пропагандистский "Черный передел" и террористическую "Народную волю" , последняя из которых смогла занять лидирующее положение. Ее возглавляли А. Желябов , С. Перовская и А. Михайлов . Участники "Народной воли" , совершившие до этого несколько покушений на видных деятелей государства, вынесли смертный приговор самому императору Александру II . Два года они будут стремиться привести его в исполнение и наконец убьют царя 1 марта 1881 года . На этом история "Народной воли" закончится и начнется время уже совсем других партий и организаций.

Социалистическое движение, начавшееся в 40-е годы 19 века с разговоров на собраниях кружков, впоследствии окажет огромное влияние на историю России, добьется убийства императора Александра II и приведет империю к революции 1917 года.

Отношение революционеров-народников к проблеме морали

Революционное движение и дети священников

Клирикам вмешательство в политику было запрещено, однако для их сыновей это поприще стало одной из излюбленных сфер деятельности. Те, кто погружался в политику, отдавались ей с той же страстью, с какой другие поповичи действовали на профессиональном поприще. Вот что писал в 1917 году революционер-народник А.Л. Теплов (1852—1920), объясняя сделанный им выбор:

Идеал счастья народа, идеал, основанный на принципах социализма, а главное — на любви к людям, стал с этого момента основой моей жизни. Эта идея будущего счастья народа, вера и любовь к людям — не слепое чувство веры и любви, а укрепленное сознанием, что иначе и не может быть, иначе нет смысла жизни — постоянно руководили мною и повелительно заставляли меня бодро смотреть вперед на окружающую жизнь, невзирая на разные невзгоды, какие мне пришлось испытать в течение моей жизни, полной всевозможных лишений, неудач.

Многие поповичи заявляли о своем равнодушии к материальной стороне жизни, отличавшем их от большинства окружающих. Упомянутый выше чиновник-консерватор Тихонов, начинавший карьеру учителем, писал о своих сослуживцах:

Сближения с ними у меня не последовало: все они отличались слишком большой, как мне казалось тогда, практичностью и мало было в них и любви к школьному делу и поэзии вообще; как теперь мне это рисуется в воспоминании, все они были вроде американских народных учителей; вне школы он просто гражданин, промышляющий о лучшем куске хлеба.

Поповичи-революционеры, более всего склонные к отказу от веры в Бога, описывали свое мировоззрение как целостную систему идей и верований. Некоторые прямо сравнивали эту систему с религией.

По мнению Елпатьевского, русский радикализм был религиозным не в смысле какой-нибудь определенной религии, а в смысле той печати, которую накладывает на человека религиозность. Ведь мы не знаем другого такого обхвата и проникновения всего человечества ни в научных, философских теориях, ни в политических и социальных движениях, которые до такой степени охватывали бы и, так сказать, покрывали всего человека, его поведение, его быт, всю его жизнь, как религия.

Читайте также: