О веретене прялке и ткацком станке сообщение

Обновлено: 30.06.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Слава нашей стороне! Слава нашей старине!

  • познакомимся: веретеном, прялкой и ткацким станком.
  • будем знать: как раньше получали нитки, ткани
  • будем уметь исследовать и выявить свойства
  • Исследовать – значит осмотреть и выявить свойства.
  • Свойство - качество, признак, составляющий отличительную особенность.

Вывод: все образцы состоят из волокон. Волокна непрочные, рвутся, длина волокон короткая.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Донецка

Выполнила: Учитель трудового обучения Тарасенко Е.В

hello_html_58e57999.jpg

История веретена и прялки……………………………………………… стр.

- Пословицы и поговорки о веретене…………………………………….. стр.

- Прялка в прядении и поговорках………………………………………… стр.

- Изобретение самопрялки………………………………………………… стр.

Цель проекта:

Собрать материал об истории возникновения веретена, прялки.

Задачи проекта:

познакомиться с историей возникновения веретена, прялки, их разновидностями;

научиться видеть в современном мире знаковые символы прошлого;

развить умение рассуждать, творчески подходить к вопросам и проблемам,

Объект исследования: прялка как феномен народной культуры.

Методами исследования являются:

анализ научной литературы по истории возникновения прядения древних славян, начиная с XI - XV века;

анализ статей и очерков о народных промыслах с XV - XXI в.

анализ материала из интернета

История веретена и прялки.

Пряха.
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.

Русая головка,
Думы без конца.
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса.

hello_html_m4220b5b7.jpg

Прялка - устройство для того, чтобы прясть нить или пряжу из естественных или искусственных волокон .

История прялки начинается с изобретения ручного веретена. В таком виде она просуществовала тысячелетия, делая весь процесс трудоемким и сложным. Прядильщица должна была делать ряд однообразных движений: вытягивание, скручивание и наматывание.

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена.

Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

hello_html_m7c56d127.jpg

В псковском диалекте: веретено — злая баба.

По сходству с веретеном многие в целом цилиндрические структуры, заострённые с концов и слегка расширяющиеся посередине, получили название веретеновидных.

Прядение с помощью веретена:
a — кудель,
b — веретено с намотанной на него пряжей,
c — пряслице

Пословицы и поговорки о веретене.

Знай, баба, свое кривое веретено (своё дело).

Знай гребень да веретено.

Не веретеном в бок, терпеть можно.

Не веретеном трясти (о деле, которое требует рассудка).

Без веретена пряжи не спрядёшь.

Остры веретена намозолили ладони.

Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена.

Кривое веретено не надежа (не оденет).

Кривое веретено не исправится.

Девку веретено одевает.

Чужое веретенце бери, да и свое припаси.

Сделала дело худое, переломила веретено кривое.

На шильце, на мыльце, на кривое веретенце, нужны деньги.

Смирен топор, да веретено бодливо (о мужике и бабе)

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже с зеркальцами!) расписные (даже по торцам!),

гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы,

пресницы всех уголков России!

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.


Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Прялка неотъемлемо связана с народными обычаями и обрядами.
Прялка и прядение в поговорках.

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

Какова пряха, такова на ней и рубаха

Прялка не Бог, а рубаху даёт

Пряха не волк — в лес не убежит

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Не ленись прясть, хорошо оденешься

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

Обычаи с прялкой .

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени.

На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.

В Славении первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур.

Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин.

Изобретение самопрялки.

Следующим этапом в истории прялок стало изобретение самопрялки (1530г.). Ее изобретателем стал каменотес Юргенс из Брауншвейга. Суть его усовершенствования заключался в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались для работы.
Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание.
Эту проблему удалось решить только в 1735 году, когда механик Джон Уайт изобрел вытяжной прибор. Этот прибор впервые заменил человеческие пальцы. На подобной прялке можно было использовать только подготовленный материал. Поэтому волокна хлопка укладывались один к одному и вытягивались.

Слайд 21. Приложение 14.
Чтобы механизировать процесс подготовки хлопка к пряже, была изобретена чесальная машина. Теперь весь процесс получения пряжи стал полностью автоматизированным, что позволило в 1741 году собрать первую в истории прядильную машину. Ее создателем стал все тот же Джон Уайт.
Можно сказать, что прядильная машина оказалась прообразом всех последующих станков и механизмов. В каком-то смысле ее появление символизировало собой рождение современного мира.
Но машина Джона Уайта все же не получила широкого распространения. Поскольку была слишком громоздкой и дорогой.

Заключение.
Но и потом, проходило время – замечали снова недостатки, и снова переделывали и усовершенствовали. Да разве можно всё описать вот так просто всё то, что пришлось испытать самой прялке и тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня.

Параллельно с развитием самой прялки постоянно совершенствовался ее привод. На замену ручным прялкам пришли самопрялки. В более поздние времена в качестве тяговой силы использовали животные (ослы). На смену живой силе пришли паровые двигатели, а в век глобальной электрификации сердцем прялок стал электродвигатель. Электрический привод стал применяться не только в промышленных машинах. Свое применение он так же нашел в бытовых прялках. Небольшие размеры электродвигателя помогли создавать удобные компактные электропрялки. Производительность которых стала значительно выше.

А какие прялки сегодня? Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи.

Собирая материал об истории прялки мы узнали много нового и интересного, связанного с народными обрядами и традициями, с историей прядильного производства. Этот материал мы предлагаем использовать на уроках технологии и истории. С этим проектом мы выступали на уроке технология в нашем классе. Всем очень понравилось.

Белов В.И. Очерки о народной эстетике. М.: Логос, 1982.

Семёнова М. Быт и верования русских славян. – СПб. 1998.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему О веретене, прялке и ткацком станке. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Ткачество кардинальным образом изменило жизнь и облик человека. Вместо звериных шкур люди облачились в одежду, сшитую из льняных, шерстяных или хлопчатых тканей, которые с тех пор стали нашими неизменными спутниками.

Процесс производства ткани распадается на две основные операции - получение пряжи (прядение) и получение холста (собственно ткачество).

Наблюдая за свойствами растений, люди заметили, что многие из них имеют в своем составе упругие и гибкие волокна. К числу таких волокнистых растений, использовавшихся человеком уже в глубокой древности, относятся лен, конопля, крапива, ксанф, хлопчатник и другие.

После приручения животных наши предки получили вместе с мясом и молоком большое количество шерсти, также используемой для производства тканей. Перед началом прядения надо было подготовить сырьё. Исходным материалом для пряжи служит прядильное волокно.

Перед началом работы прядильное волокно прикрепляли на какой-нибудь воткнутый сук или палку с развилкой (позже этот сучок заменили доской, которая и получила название прялки). Затем мастер вытягивал из клубка пучок волокон и присоединял к особому приспособлению для скручивания нити. Оно состояло из палочки (веретена) и пряслицы (в качестве которой служил круглый камешек с дырочкой посередине). Пряслица насаживалась на веретено. Веретено вместе с прикрученным к нему началом нити приводили в быстрое вращение и тотчас отпускали.

Первые ткацкие станки были вертикальными. Они представляли собой два вилообразно расщепленных вставленных в землю бруска, на вилообразные концы которых поперечно укладывался деревянный стержень.

Вскоре древние мастера заметили, что технику тканья можно упростить. Действительно, если бы можно было сразу поднимать все четные или нечетные нити основы, мастер был бы избавлен от необходимости подсовывать уток(держатель нити) под каждую нить, а мог сразу протянуть ее через всю основу: сто движений были бы заменены одним!

У славян весь цикл работ по изготовлению одежды, начиная с посадки льна, обработки волокон, прядения нити и заканчивая тканьем полотна. Покровительницей прядения и ткачества на Руси считается святая Параскева-Пятница .

Одним из самых распространенных видов русского народного искусства было ручное узорное ткачество. В древнерусских городах оно занимало среди ремесел видное место. Существовали целые слободы и села, где жили ткачи и были сосредоточены мастерские (хамовными, ткачей называли хамовниками). Они снабжали льняными полотнами, узорными скатертями, полотенцами и пр. Имели ткацкие мастерские и монастыри.

Неотъемлемым элементом русского костюма всегда был пояс. Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем свидетельствуют письменные и археологические источники. На Руси недопустимо было появиться на людях без пояса. Это считалось греховным, как и ходить без креста.

В презентации представлена следующая информация: производство льна, шерсти и хлопка; о прялке, веретене, ктацком станке и их устройстве; пословицы .

ВложениеРазмер
urok_okr.mira_3kl.rar 1.45 МБ

Подписи к слайдам:

Хлопок
Оператор прядильного производства
Спасибо за урок
Слава нашей стороне! Слава нашей старине!

Производство шерсти
Руно
Кудель
О прялке
Мочесник
Самопрялка
познакомились:

веретеном, прялкой и ткацким станком.
узнали
:
как раньше получали нитки, ткани
научились:

Не ленись ткать, хорошо оденешься.
Производство льна
Лопасть
Донце

веретеном, прялкой и ткацким станком.
будем знать
:
как раньше получали нитки, ткани
будем уметь

исследовать и выявить свойства
Работа с учебником
1 группа
В каком веке появились первые прялки?
2 группа
Когда появилась профессия ткача?
3 группа
Когда стали открываться первые большие фабрики по производству тканей?
Таблица
1.Происхождение волокон.
2. Прочность волокон
3. Длина волокна
4. Название волокна.
5. Какова на ощупь?

– значит осмотреть и выявить свойства.
Свойство

качество, признак, составляющий отличительную особенность.
Ткацкий станок
Челнок (уток)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по учебнику А. А. Плешакова. Тема урока: Путешествие по Золотому Кольцу России

В презентации представлены главные достопримечательности городов Золотого Кольца России.


Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по учебнику А. А. Плешакова. Тема урока: Город на Неве

В презентации представлены фото и описание достопримечательностей Санкт-Петербурга.


презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония".

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Что такое окружающий мир" 1 часть.


Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха.


Урок в музее "Прялка, веретено, ткацкий станок.


Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду" 1 класс.

Читайте также: