Новое в металлургии и обработке металлов появление огнестрельного оружия 6 класс сообщение
Обновлено: 17.05.2024
Урок истории средних веков в 6 классе ( учебник Агибалова, Донской) на тему "Научные открытия и изобретения". Презентация.
Похожие презентации
1 СРЕДНИЕ ВЕКА 6 КЛАСС НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ Учитель истории МОУ СОШ 1 г.о. Звенигород Бортникова Т.И
2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА Цель урока: Установить какие главные научные открытия и технические изобретения были сделаны в Средние века, определить значение каждого открытия для дальнейшего развития общества Задачи урока: В ходе урока учащиеся должны выделить причины технического прорыва в XI-XV вв. в Европе. Провести анализ фактов, показать значение каждого открытия для развития общества. В процессе усвоения нового материала учащиеся продолжают отработку навыков выделения главного в тексте, составления таблицы. Запомнить новые понятия: домна, мушкет, астролябия, каравелла, книгопечатание. Продолжить формирование умений давать характеристику и оценивать отдельные явления культуры, их художественные, духовные и научные ценности.
3 ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Развитие практических знаний Первые механизмы Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия Развитие мореплавания и кораблестроения Изобретение книгопечатания
5 РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Жажда наживы, желание иметь много золота, привела к появлению науки алхимии. Представители этой науки пытались найти способ, с помощью которого можно было бы любой металл сделать золотом. Производя различные опыты, алхимики совершили множество открытий, придумали новые приборы для химических опытов. Ища золото, они развивали познания в области химии.
6 РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Астрология изучала расположение звезд и светил, их движение и законы физики, пыталась по звездам предсказать будущее. Муза астрологии и астрономии Роберт Хэрри Гентский Средневековый гобелен Какова роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний?
7 ПЕРВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В Европе в XIV – XV вв. в горном деле и ремесле стали активно применять водяные мельницы, которые приходили в действие от водяного колеса. Позднее изобрели более мощное колесо. Реку перегораживали плотиной и отводили от нее узкие каналы – желоба. Вода устремлялась в желоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. Энергия колеса использовалась: - на мельницах, в сукноделии, для плавки металла и поднятия тяжестей В чем разница в действии представленных на рисунке водяных двигателей?
8 НОВОЕ В МЕТАЛЛУРГИИ И ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ. С XIV века начали строить домны – плавильные печи до 3- 4 м в высоту. Водяное колесо соединено было с большими мехами, с помощью которых вдувался воздух. Это приводило к повышению температуры в печи, что позволяло плавить железную руду и получать жидкий чугун. Металла выплавлять стали значительно больше.
9 ПОЯВЛЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ Производство огнестрельного оружия: изготовление тяжёлых пушек для осады крепостей и лёгких орудий для полевых сражений. Распространение пушек стало началом переворота в военном деле. Почему?
10 РАЗВИТИЕ МОРЕПЛАВАНИЯ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ Долгое время европейцы не решались пускаться в далекие плавания в открытое море. Почему? Местоположение корабля моряки определяли, высадившись на берег, в ясную погоду – по расположению звезд. Все изменилось, когда появился компас. Кто изобрел компас ? Почему после его изобретения плавания стали безопасными? Астролябия – прибор для определения места, где находится корабль.
13 ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ В середине XVв. немец Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатание. Он стал отливать из металла отдельные буквы (литеры), из них составлялись строки и страницы набора, с которого делался оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать любое количество страниц текста.
14 ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ Гутенберг изобрёл и печатный станок. В 1456 г. он выпустил первую печатную книгу – Библию. До конца XV в. было издано 30 тыс. книг. Изобретение книгопечатания – одно из величайших открытий в истории человечества. Почему? Типография 16 в. в Европе
Арбалеты были очень хорошим стрелковым оружием, но технологии не стоят на месте. В средние века стали изобретать огнестрельные ружья, тем самым арбалеты постепенно стали вытесняться мушкетами и пищалями. В этой статье я расскажу вам краткое развитие огнестрельного оружия в средние века.
Первые огнестрельные ружья представляли собой маленькие пушки, из которых можно производить огонь, держа их на руках. Заряжались они как обычные пушки, но были намного меньших размеров и были прикреплены к специальным доскам, чтоб было удобно держать.
Стреляли из таких ружей патронами калибром 2 см, с помощью пороха и фитиля. Вместе со всеми веществами для произведения огня (порох, фитиль, патроны), такие огнестрелы весели больше 6 кг. Из них на весу было очень тяжело стрелять и из-за этого из них стреляли либо, кладя их на специальную вилку-упор, либо, как придумали войска Руси, класть их как на опору на свои бердыши.
Первые пищали могли вести огонь на расстоянии в 300 шагов, но более-менее точно они попадали только на расстоянии в 100 шагов. И не маловажным фактом являлось то, что они уступали по мощности арбалетам, и с трудом пробивали рыцарские доспехи.
После тщательного улучшения ствола оружия смогло стрелять на расстояние в 1000 шагов, но у таких усовершенствованных ружей увеличилась перезарядка в пять раз по сравнению с обычными. Потом стали появляется разные приспособления для возможности стрельбы в неблагоприятную погоду – чехлы на ствол.
Те государства, которые имели у себя такие огнестрельные орудия часто хотели воевать с кем-нибудь. Наступило время огнестрельного оружия, когда все войны и сражения велись исключительно с помощью новейшей оружейной технологии.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок № 27. Научные открытия и изобретения.
Тип урока. Урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знают основные научные достижения Средних веков, определяют их значение для современного мира, имеют представление о развитии кораблестроения в Средние века, понимают важность изобретения книгопечатания для развития европейского общества.
Метапредметные:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, владеют смысловым чтением различных по сложности текстов, устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений, структурируют, анализируют, систематизируют учебный материал.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности.
Оборудование. Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Даты: 1456 г., 1492 г.
Персоналии: Х. Колумб, И.Гутенберг.
Повторение темы. Культура раннего Возрождения в Италии.
1. Эпохой Возрождения принято считать период: А) VIII-XI вв.; Б) XIV-XV вв.; В) XIV-XVII вв.
2. Какая страна является родиной Возрождения? А) Франция; Б) Италия; В) Испания.
6. Первым гуманистом называют: А) Франческа Петрарку; Б) Данте Алигьери; В) Джованни Боккаччо.
8. Кто из перечисленных деятелей Средневековья был живописцем? А) Сандра Боттичелли; Б) Бернар Клервоский; В) Фома Аквинский.
План работы.
1. Развитие практических знаний.
2. Первые механизмы.
3. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия.
4. Развитие мореплавания и кораблестроения.
5. Изобретение книгопечатания.
- Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.
- Для чего мы с вами будем изучать данную тему.
Период XI-XV веков богат изобретениями и усовершенствованиями, которые надолго вошли в обиход людей. История многих изобретений почти полностью сокрыта от нас в глубине времен. Неизвестны не только имена изобретателей, но и то в какой стране, в каком веке произошло то или иное открытие.
Учащимся предлагается изучать тему, самостоятельно работая с учебником, заполняя таблицу.
Исходный вид таблицы.
Значение изобретения, открытия
Горное дело, ремесло, мельницы, при обработке металла, производстве бумаги
Облегчен труд людей, увеличилась производительность труда.
Увеличилась качествои количество производства металла.
Повсеместно, в быту
Более точное определения времени
Вороты, домкраты, подъемные краны, поршневые насосы, землеройные машины.
Горное, строительное дело
Облегчен труд людей.
Огнестрельное оружие (пушки, мушкеты).
Переворот в военном деле – появление наемного войска, вооруженного огнестрельным оружием.
Компас, астролябия, Каравелла.
Возможность выхода в открытое море, определение местонахождения корабля.
Развитие торговли
Во время заполнения таблицы затруднения возникают при заполнении третьего столбца.
Заполнение таблицы сопровождается показом слайдов.
Подведение итогов урока.
1. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний?
2. Почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества?
3. Что способствовало началу Великих географических открытий.
Где и как создавали средневековые рукописные книги? Как их украшали?
Средневековый врач по цвету мочи определяет состояние больного. Миниатюра XIV в.
Накапливала полезные знания медицина. Больницы (госпитали) сначала создавали епископы и монастыри, а затем и городские советы. В больницах не только лечили, но и давали приют паломникам и нищим. Л господа и богатые горожане могли пригласить к себе платного врача. Раны и переломы чаще лечили не врачи, а цирюльники (парикмахеры), они же вырывали зубы. Чтобы поставить диагноз, врачи измеряли пульс больного, рассматривали цвет его языка и мочи. Уже стало ясно, что надо соблюдать правила личной гигиены, и медики советовали по утрам умываться и чистить зубы, не злоупотреблять горячими ваннами, не предаваться обжорству, делать физические упражнения и совершать прогулки на природе.
В математике появилась цифра 0; вместе с распространением арабских цифровых обозначений (вместо римских) это позволило решать сложные задачи.
2. Первые механизмы. С XIV века в горном деле и ремесле стали всё шире применять водяные мельницы. Простое водяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озёрах для помола зерна. Но в Средние века изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падающей на него воды. Реку перегораживали плотиной и отводили от неё узкие каналы — желоба. Вода устремлялась в жёлоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. При обработке металла таким колесом приводили в движение молот весом до одной тонны. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки (обогащения) и плавки металлических руд, поднятия тяжестей и так далее. Мельница и механические часы — первые механизмы, ими мы обязаны Средневековью.
Большая водоподъёмная машина. Гравюра XVI в.
3. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Раньше металл плавили в маленьких горнах, нагнетая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны — плавильные печи до 3—4 м в высоту. Водяное колесо было соединено с большими мехами, с помощью которых вдували в печь воздух. Благодаря этому в домне достигалась очень высокая температура: железная руда плавилась, образовывался жидкий чугун. Из чугуна отливали различные изделия, а путём его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде.
Для плавки металла в домнах стали применять не только древесный, но и каменный уголь, если вблизи имелись его залежи. Металл, дерево или стекло обрабатывали на специальных станках: токарных, шлифовальных, винторезных. Использовались многие токарные и слесарные инструменты, позволявшие достигать большой точности при изготовлении изделия (например, шара или линз).
Много чугуна и железа нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжёлых пушек для осады крепостей и лёгких орудий для полевых сражений.
Распространение пушек стало началом переворота в военном деле. Рыцарские доспехи перестали быть надёжной защитой, стены замков теряли неприступность.
Кузница с водяным двигателем. Гравюра
Плавка руды в доменных печах
Выходить в открытое море стало безопаснее, после того как моряки освоили компас. Была изобретена астролябия — прибор для определения места, где находится корабль.
Открытие европейцами Америки имело всемирно историческое значение. Оно положило начало в ближайшие столетия новым Великим географическим открытиям, постижению, освоению и колонизации европейцами всего земного шара и вместе с тем распространению на другие континенты и регионы европейской культуры. Это стало началом всемирной истории и одной из важных вех конца Средневековья.
5. Изобретение книгопечатания. С развитием государства и городов, науки и мореплавания возрастал объём знаний и одновременно потребность в образованных людях и книгах.
Астролябия
Мореплаватель устанавливает местонахождение корабля. Рисунок из книги XVI в.
Узнайте, как назывался прибор, изображённый на рисунке, и как он действовал.
Первыми перепиской книг занялись монахи. Со временем в городах возникло множество светских мастерских по переписке книг и даже целых библиотек. Библиотеки были теперь не только в соборах и монастырях, но и в университетах (где учебники можно было брать на время на дом), у королей и богатых людей.
Каравелла.
Сравните устройство каравеллы с кораблями различных народов Средневековья (с. 42—43, 55, 80, 112, 171).
Типография. Гравюра XVI в. Слева — наборщики из касс набирают текст. Справа — работник намазывает набор краской, покрывает его бумагой, трёт сверху щёткой или прижимает прессом
В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешёвый писчий материал — бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда: ведь для каждой страницы нужно было изготавливать новую доску.
Изменения в экологии
Европа унаследовала от древности природные условия, мало затронутые цивилизацией. В Средние века они заметно изменились. Рост населения привёл к увеличению числа поселений. Деревня и особенно бурно растущие города нуждались в материале для строительства - это было прежде всего дерево. Шахты удерживались от обвала с помощью деревянных балок - вертикальных крепежей. Плавильни потребляли всё больше древесного угля. Всё это нанесло непоправимый ущерб лесам. Если в начале Средневековья Европа была покрыта огромными непроходимыми лесами, то к XVI веку леса нещадно вырубались. В некоторых странах природные леса исчезли полностью.
Развитие сельского хозяйства требовало расширения пашен. С этой целью также сводились леса, но одновременно осушались обширные болота в Европе. Например, уже в XV веке заболоченная малярийная Ломбардия стала цветущей житницей. Конечно, сведение лесов и осушение болот резко уменьшило количество диких зверей и птиц. Глаз путешествующего по Европе теперь то и дело останавливался на живописных полях, городских стенах, хуторах и деревнях.
В позднее Средневековье природный пейзаж Европы уже сочетался с культурным пейзажем, созданным человеком.
Иоганн Гутенберг.
Портрет работы неизвестного художника
В середине XV века немец Иоганн Гутенберг (ок. 1399—1468) изобрёл книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них составлялись строки и страницы набора, с которого делался оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрёл и печатный станок.
В 1456 году Гутенберг выпустил первую печатную книгу — Библию, которая в художественном отношении не уступала лучшим рукописным книгам. С тех пор книгопечатание стало быстро распространяться в Европе. До конца XV века было издано 30 тысяч книг. Книг стало больше, и они уже были не такие дорогие, как рукописные.
Изобретение книгопечатания — одно из величайших открытий в истории человечества. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. 1
Название открытия или изобретения
Значение открытия или изобретения
1. Можно ли сказать, что технический прогресс в Средние века происходил медленно? Аргументируйте своё мнение. 2. Какое значение имело изобретение книгопечатания? Как вы считаете, является ли в настоящее время книга основным носителем информации? Свой ответ поясните. 3. Опираясь на известные вам факты, напишите рассуждение о том. как торговля, военные походы, завоевания территорий и культурные контакты людей в период Средневековья влияли на развитие европейской науки и техники. 4. Представьте, что вы средневековый мастер-изобретатель или купец, обладающий секретом какой-либо технической новинки (астролябии, механических часов и пр.). Вам нужно привлечь внимание людей, которые могут найти применение этому изобретению, пустить его в производство и обогатить как себя, так и вас. Опишите все достоинства и преимущества вашей новинки, возможные сферы её использования, ожидаемые выгоды. 5. Какими техническими изобретениями и научными открытиями, сделанными людьми в Средневековье, вы пользуетесь в повседневной жизни?
Подведём итоги
• в эпоху Средневековья расширялись и становились более реалистичными взгляды европейцев на мир;
• в XII—XIII веках в Европе возникли первые университеты;
• средневековая религиозная философия — схоластика — выработала научный метод, способствовавший развитию науки в дальнейшем;
• существовали разные жанры средневековой литературы;
• средневековая архитектура прославилась романским и готическим архитектурными стилями;
• в XIV веке в Италии зародилась новая культура — культура Возрождения;
• в Средние века происходило накопление научных знаний и развитие технических усовершенствований;
• появление книгопечатания имело огромное значение для мировой культуры.
Вопросы и задания к главе IX
1. Перечислите, что изменилось в представлениях человека о мире. Боге, самом себе в эпоху Возрождения по сравнению с периодом раннего Средневековья. Какие из этих изменений вы считаете самыми важными? Почему?
2. Выскажите своё мнение: есть ли связь между гуситским движением в Чехии и деятельностью гуманистов в Италии? Аргументируйте свой ответ.
3. С помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов подготовьте презентацию об одном из деятелей культуры средневековой Европы (не более 7 слайдов). Объясните, почему вы выбрали именно этого человека.
Творческие работы и проекты
Аналитическое сочинение. Сочините в парах диалоги:
А) Пьера Абеляра и Бернара Клервоского о том, соединимы ли вера и сомнения, рассуждения; Б) средневекового мыслителя (например, Фомы Аквинского или Франциска Ассизского) и гуманиста (например, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо) о том, что такое человек и какова цель его жизни. Продумайте аргументы обоих собеседников. Будет ли победитель в этих спорах?
Читайте также: