Николай иванович фешин черемисская свадьба сообщение

Обновлено: 28.06.2024

Фешин - один из немногих людей искусства, который легко и естественно приобретал друзей и, несмотря на огромный талант, смог пройти по жизни без врагов.

Николай Иванович Фешин родился в Казани в ноябре 1881 года в семье талантливого резчика иконостасов И. А. Фешина, но, его известность не спасла от краха. Иван Фешин разорился и за долги пришлось отдать всю имевшуюся собственность. Настали трудные времена.

Семья распалась: измученная нуждой Прасковья Фешина уехала к родителям в Кострому,

В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Николай Фешин по настоянию отца. Иван Фешин покинул Казань и был не в состоянии помогать сыну. 14-летний Николай Фешин остался один в Казани и не имел постоянного заработка. Некоторую помощь оказывал ему дядя по отцовской линии.

В 1900 году Фешин окончил Казанскую художественную школу и отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств. Академия заботилась о нуждающихся учениках. Плата за обучение не взималась, был ресторан, в котором студенты могли бесплатно обедать.

В период обучения в Академии каждое лето Фешин проводил в родных местах, живя у дяди в башкирской деревне или в Чувашии, в Чебоксарах у родственников. К периоду 1904—1906 годов относится ряд портретов родственников и знакомых.

Об отношении Репина к своим работам Фешин писал:

Ко мне он относился более тепло, чем к другим студентам, ценя точность моих работ. Прежде всего, он ценил мою способность к большим композициям и всегда убеждал меня идти этой дорогой.

В 1907 году И. Е. Репин из-за конфликта покинул Академию художеств. Два последних года, проведённых в Академии, Фешин много читал и экспериментировал с грунтами и красками.

В 1908 году появляется картина " Черемисская свадьба ". В качестве сюжета художник выбрал момент увоза молодой из родительского дома. Лето 1908 года Н. И. Фешин провёл в марийской деревне Липша, где собрал много художественного материала и обработал в казанском доме дяди. Основой для картины послужили эти эскиы, написанные с натуры, которой он не изменял:

Лично я всегда старался выразить сюжет технически, строя свою работу на основе технического выполнения, как музыкант-виртуоз, а не как музыкант-композитор.

Программной для Фешина стала картина " Дама в лиловом ", которая в 1909 году на международной выставке в Мюнхене была удостоена малой золотой медали

Конкурсной работой Фешина стала " Капустница ". Для неё был избран сюжет из деревенской жизни — засол капусты на зиму на Воздвиженье. Как всегда, Фешин провёл большую подготовительную работу в деревне Пушкарка под Арзамасом, работая с натурой.

За "Капустницу" Фешин получил медаль и стипендию, позволяющую в течение года путешествовать по Европе. В 1910 году Фешин посетил Австрию, Германию, Италию, Францию . Путешествие закончилось в Париже . В поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова , художница-любитель, которая осталась в Париже ещё на два года.

Он так описал своё путешествие:

…Я не писал, поскольку слишком много надо было увидеть, и у меня не было желания работать. В конце концов, я приехал в Париж с намерением остаться здесь учиться. Однако я обнаружил, что просто не в состоянии учиться у кого-либо ещё. Насмотревшись всего до головокружения… я начал ощущать желание вернуться к работе в более привычных для меня условиях. Так я вернулся в Россию .

Поскольку, ещё с 1 ноября 1909 года Фешин был утверждён штатным преподавателем Казанской художественной школы по классу живописи и рисунка, то после возвращёния из Европы он обосновапся в Казани и поселился прямо в мастерской в здании художественной школы.

С 1909 года работы Фешина регулярно участвовали в зарубежных выставках, в Мюнхене, в городах США, в городах Европы. Для переписки с заграницей Фешину, который не знал ни одного языка, требовался помощник-секретарь. Ею стала Александра Николаевна Белькович — ученица Фешина и дочь первого директора художественной школы в Казани Н. Н. Бельковича.

В 1913 году Николай Иванович и Александра Николаевна вступили в брак.

В 1914 году родилась дочь Ия

В октябре 1913 года постановлением Попечительского совета художественной школы Фешин был представлен к награждению орденом св. Станислава.

В октябре 1916 года Академией художеств Фешину присвоено звание академика живописи.

Как всегда, Фешин много работал.

Фешин не испытывал большого энтузиазма по поводу преобразований, которые происходили, начиная с 1917 года. Позднее, в автобиографии он писал:

Люди, вдохновлённые идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменения старого ради незнаемого нового…

В своих работах Фешин всегда изображал то, что ему интересно, то, что существует в реальной жизни, ничего надуманного.

Эта работа относится к периоду обучения в Казанской художественной школе. На картине мальчик мечтает о чём-то светлом, в его лице вера в чудо, в то, что его жизнь обязательно изменится и будет другой.

" Бойня ". Работа появилась в 1919 году. Картина была задумана ещё в 1904 году во время поездки Фешина в Южно-Енисейскую тайгу, где он видел, как в деревнях резали скот прямо на открытом месте. С 1905 года он писал эскизы и этюды, а к самому полотну приступил в 1912 году и работал до 1919 года. Сюжет — убой скота еврейским способом — выпуская кровь из горла.

"Бойня" — самая странная картина в творчестве Фешина. В центре в луже крови лежит с перерезанным горлом корова — кормилица Земли русской. А над ней человек с безмятежным лицом, как будто из другой реальности. И в какую-то даль туманную зовёт мужчина в левом углу картины. И что на бойне делают дети, стоя в этой луже крови?

1919 год был печальным для художника:

Родители его отпустили, они больше "не привязывали" сына к Родине.

С 1918 года Фешины жили в Васильево , в 30 верстах от Казани. Время было тревожное. По воспоминаниям Фешина:

Нужно сказать, что я и моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции… Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне, чтобы меня не трогали, и я был под защитой. Такое внимание было очень ценно.

В 1921 году Фешин возобновил переписку с У. Стиммелом. Причина этого — состояние художника, в котором он находился в последние годы.

Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось только в целях пропаганды. Работа потеряла всякий здравый смысл, и многие впадали в невыносимую меланхолию. Так, в ответе мистеру Стиммелу, я сообщил о моём желании уехать в Америку и просил его помочь в получении необходимых бумаг на въезд в США

Большую помощь в получении необходимых документов в Москве оказали Фешину его бывшие студенты — А.В. Григорьев , бывший тогда членом ГАХН, и П,А, Радимов — первый председатель АХРР.

1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк.

Одной из первых работ, написанных Фешиным вскоре после приезда в Нью-Йорк, стал "Портрет Джека Хантера", который принимал самое деятельное участие в подготовке переезда Фешина в Америку. Именно Хантеру принадлежала главная роль в получении для семьи Фешина необходимых документов на въезд в США.

 Черемисская свадьба Николай Фешин

На протяжении всей творческой жизни Николай Фешин проявлял большой интерес к этнографии. Художника интересовали языческие обычаи и первозданные народные обряды, служившие человеку духовной памятью, которая связывала его со своими корнями и своим прошлым. Неслучайно поэтому, обращаясь к жанровым работам, выбирал для их воплощения на холсте сцены народных гуляний, торжеств, народных и семейных праздников.

Одну из таких сцен – обряд увоза невесты из родительского дома – Николай Фешин изобразил в картине “Черемисская свадьба”, написанной им в 1908 году.

На фоне незатейливого сельского пейзажа, деревянных домов и тонких молодых берез взору открывается впечатляющее церемониальное действо, участниками которого стали все жители деревни, от мала до велика. В центре картины – невеста. На ней – традиционные белые одежды, лицо закрыто, хрупкие руки держат икону. По правую сторону от девушки стоит сваха, а за ней – многочисленные зрители, родственники и музыканты.

Слева от невесты – телега с сидящим на козлах женихом, готовым увезти свою молодую супругу. Грузный располневший мужчина сдерживает лошадь. Ему это едва удается – ведь он сильно пьян, впрочем, как и подавляющее большинство собравшихся.

Главного персонажа в картине выделить невозможно. Как и во многих других жанровых работах, в “Черемисской свадьбе” каждый персонаж представлен не как самостоятельный образ, а как неотделимая часть общего действа.

В отличие от своего наставника И. Репина, Фешин не возлагает на сюжет остросоциальной нагрузки. Для него важна не “мораль” происходящего, важно – запечатлеть момент, поймать мгновение, показать определенный типаж. И работа “Черемисская свадьба” еще раз служит тому подтверждением.

Картина была представлена художником в 1909 году на весенней Академической выставке, где завоевала I премию им. А. Куинджи. Впоследствии было принято решение о демонстрации работы на Мюнхенской выставке.

Здесь картине не удалось повторить первого успеха – отзывы критиков были негативными, не приняла полотно и простая публика.

Но в итоге судьба картины оказалась счастливой. В 1910 гна выставке в Институте Карнеги ее выкупил финансист У. Стиммел. “Черемисская свадьба” стала первой работой русского художника, коллекционирование полотен которого впоследствии станет главным увлечением Стиммела.

Фешин Николай Иванович

Родился Николай Иванович в семье успешного владельца иконостасной мастерской. В раннем возрасте на его душу выпало непростое испытание – злосчастная болезнь принесла серьезный урон, сильно пошатнув здоровье ребенка – две недели он провел в коме. После перенесенного менингита мальчик стал более замкнутым. Игры с одногодками его мало интересовали, зато кипящая работа в мастерского отца занимала Николая. Спустя какое-то время он даже принимал участие в росписях.

Его детство прошло в разъездах по деревням вместе с отцом, который был в поисках заказов для создания иконостасов для церквей. Так, в детстве у Фешина сформировалось мировоззрение на всю оставшуюся жизнь -семья для него была всегда особенно важна. Именно благодаря отцу он получил художественное образование. Отец всегда был для художника авторитетом, он писал отца на протяжении всего творчества, даже после его смерти.

В 1895 году Николай заканчивает публичную школу и ему удается поступить в недавно открывшуюся (буквально в этом же году) казанскую художественную школу. Для него годы изучения основ рисунка стали непростыми, но такими важными с точки зрения становления характера. В это время в семье наступили нелегкие времена – дела отца пошли на убыль, существование было голодным.




Фешин Николай Иванович. Программа бала. Эскиз обложки. 1905


Репин оставляет Академию, это послужило толчком для формирования фешинской индивидуальности. Он много времени проводит в библиотеках, пытается познать секреты технологии живописи старых мастеров. Он отказался от готовых масляных холстов. Именно в это время он пришел к знаменитому фешинскому тянущему казеиновому грунту, дающий следствием матовость живописной поверхности. А в равной степени с кистями он стал пользоваться мастихином.

Одной из самых распространенных тем того времени была демонстрация тяжелого труда и убогого быта крестьян. Но Николай Иванович решает преподнести иную сторону деревенской жизни – праздничный день, свадьбу. Он пишет не конкретного человека, а народ. Мы видим на картине отъезд невесты из родительского дома, а вокруг - толпа.



В работах Фешина отныне видим различные варианты построения композиции. Речь идет не только о портрете-постановке, где ищется характерная поза или жест; но и о костюмном портрете и даже портрете-стилизации. Его поиски приносят плоды – в затейливом повороте представлена Сапожникова, в расслабленной позе с соединенными кистями рук Лепилова, обозначен характерный жест руки Овсянникова, элементы позиционирования и непроизвольного расположения переплетаются. Взгляд портретируемых часто направлен в сторону, скорее, они витают в своих мыслях, словно, не обращая внимания на художника.



Работая в это время в разных жанрах, он преследует одну цель – вникнуть в суть явления, характера, момента. Быстрый, уверенный мазок, который использует художник, эскизная манера письма не составляет ощущения незаконченности работы, скорее ощущение дыхания жизни.

Художник стал часто выставляться на Родине и за границей, в особенности, в Америке. Иной раз у него возникали проблемы с переводом, во время общения с галеристами, ему стала содействовать Александра Белькович. Отношения молодых людей из деловых превратились в романтические и спустя какое-то время они связали себя узами брака. Конечно, жизнь художника изменилась. У пары родилась дочь, с появлением которой у художника возник новоявленный виток в творчестве.


Фешин выделялся трудоспособностью, он поражает обилием созданных полотен, несмотря на загруженность в школе и вечера, проведенные в семейном кругу. Неизменно Фешин был статичен в выбранной теме, занимался исследованием души и красоты человека. В 1916 году художник был удостоен звания Академика живописи. Признание заслуг провинциального художника налицо. Он, как и раньше, упоенно работает, не обращая внимания на то, что происходит в мире.

Война оборвала связи с Европой, оставила художников без возможности выставлять и продавать свои картины. События в стране в это время никак не влияли на выбор тем, художник все еще самозабвенно пишет девушек, детей, пейзажи и натюрморты. Работа идет все тяжелее. С помощью учеников художник получает заказы и пишет портреты композиторов и политических вождей по фото и в кратчайшие сроки. Художник писал и Карла Маркса (1918), и Ленина, и наркома просвещения Луначарского. Художник умел придумать атмосферу, интерьер.


В России зверствуют голод и болезни, родители художника умирают от тифа, Николай Иванович тяжело переживает утрату. В эти годы он пишет 2 совершенно разных автопортрета. Широко открытыми глазами молодой Фешин вглядывается в окружающий мир, а на рисунке - суровое лицо с колючим взглядом. Две кардинально противоположные работы были созданы с разницей в один год.



Положение дел в стране ухудшается с каждым днем, Фешину приходится выполнять нетипичную для себя работу – расписывать табакерки. Потихоньку в его голове стала формироваться мысль об эмиграции. Летом 1923 году художник с семьей уезжает туда, где его понимали, ждали и любили – в Америку.



Переехав в новую страну, в первое время, не имея знакомых моделей, художник пишет жену и дочь, которые так охотно ему позировали. Жена и дочь на долгие годы стали персонажами его картин: он ловит переливы настроений и тени желаний на лицах, фиксирует течение времени. Художник показывает все этапы взросления дочери, начиная от младенчества, создавая бесконечное количество шедевров в разных вариациях. Спустя несколько месяцев Фешину удалось встретиться с Давидом Бурлюком, которого получилось уговорить на позирование. Как следствие этих встреч были портреты не только Давида Давидовича, но и его супруги.


Время жизни в мегаполисе был напряженным, что отрицательно сказалось на здоровье. Пришлось искать новое место, им оказался Таос. Новый виток в творчестве обособлен появлением на картинах колоритный местных жителей. Он в Таосе нашел то, что потерял, уехав из России. Художник снова был с людьми, работающими на земле и живущими ее плодами. В этих образах нет болезненного надрыва, нет безнадёжной тоски от убогой жизни. Дикость индейцев органична и естественна. Их портреты эффектны, техника виртуозна, свободное обращение с цветом и живописной фактурой создает впечатления легкости создания полотен.

Природа Нью-Мехико настолько прекрасна, что не писать ее невозможно. Контрасты яркого солнца и приглушенных красок пустыни, мягкие формы глиняной архитектуры, сверкающие брызги ручьев и рек – ничто не проходило мимо взгляда художника.


Когда-то в детстве художник любил писать лошадей, в Таосе он вспоминает об этом и делает многочисленные этюды лошадей и осликов. 7 лет в Таосе оказались одним из выдающихся периодов в творческой жизни художника, здесь художник проявил себя во всех областях.

Очередной удар судьбы – развод. Фешин в Таосе многое нашел и здесь же он все потерял. Отец и дочь уезжают в Нью-Йорк. Картины стали продаваться плохо, здоровье пошатнулось, но художник настойчиво продолжал работать. Трудный период закончился после переезда в Лос-Анджелес. Финансоое положение наладилось.


С середины 1930-х годов он много путешествует, например, он 6 месяцев провел в Мексике, где много фотографировал. Фешин-фотограф – это отдельная глава в творчестве художника. Через два года он отправляется по странам дальнего востока (Бали, Япония). По приезде он снова пишет заказные портреты генералов, бизнесменов, дам из общества. Нередко он воспроизводил таосские мотивы.

В это же время он продолжает создавать свои великолепные штудии и рисуночные портреты. Наряду с рисунками натурщиков и натурщиц, в которых находили продолжение развитие технических приемов русского периода, все чаще появляются листы, где Фешин общий этюд фигуры совмещает с этюдами деталей, взятых крупным планом. Здесь возникает прямая ассоциация с мастерами Высокого Возрождения, для которых такой метод этюдной работы был достаточно характерен.


Старый, одинокой и больной Александр Иванович Фешин умер в своем домике в Санта Монике однажды заснув и не проснувшись утром 5 октября 1954 года.

этоинтересно, Фомирякова Анна, интересныефакты, жизнь и творчество, пейзаж, Портрет, свет, Николай Фешин, Бог живописи, композиция, цвет.

Николай Фешин (Nikolai Feshin; 26 ноября 1881 — 5 октября 1955 гг.) — известный русский живописец первой половины ХХ века, выдающийся мастер бытового и портретного жанров. Николай Фешин также был талантливым графиком и скульптором, а на начальном этапе профессиональной карьеры проявил себя блестящим наставником для молодых коллег. Лучшие шедевры творчества художника, в том числе большинство его картин, в наши дни хранятся в музеях России и США, а биография мастера насыщена интересными фактами.

Николай Фешин. Фотопортрет художника, 1916

Николай Фешин был ярким представителем импрессионизма в истории российского изобразительного искусства, но значительную часть жизни он провел в эмиграции. Вскоре после Октябрьской революции мастер навсегда покинул родные края и уехал в США, где ему очень быстро удалось добиться признания и коммерческого успеха.

Биография Николая Фешина

Николай Иванович Фешин появился на свет 26 ноября 1881 года в Казани в семье ремесленника. Его отец был искусным резчиком по дереву и владельцем небольшой мастерской по изготовлению иконостасов для православных храмов. В четырехлетнем возрасте Николай чуть не умер от менингита, но все же выжил, несмотря на неутешительные прогнозы врачей.

После выздоровления бойкий мальчик стал тихим и замкнутым, он сторонился сверстников и любил проводить время в одиночестве. А шести лет от роду всерьез увлекся рисованием и вскоре начал помогать отцу в мастерской. Окончив начальную школу, Николай поступил в Казанское художественное училище, но вскоре оказался в очень тяжелом положении: его отец разорился, родители развелись и уехали из города. Оставшись в одиночестве, юноша вынужден был самостоятельно обеспечивать себя деньгами, но не бросил учебы.

9 долгих лет прожил Николай Фешин в Петербурге, добросовестно посещая занятия и активно экспериментируя с разными материалами. Изначально он был определен в группу профессора Петра Мясоедова, но после второго курса ему посчастливилось попасть в класс великого Ильи Репина, который привил ученику интерес к импрессионизму. Из-за катастрофической нехватки денег занятия в аудиториях Фешину приходилось постоянно совмещать с выполнением случайных заказов, а на каникулах он подрабатывал учителем рисования.

Тем не менее в 1909 году Николай Фешин с отличием окончил Академию и получил право на пенсионную поездку за рубеж. Молодой художник тут же воспользовался этим предложением и отправился в длительное путешествие по Европе. Он посетил множество разных стран, в том числе Германию, Австрию, Италию и Францию, а затем вернулся в Казань, где ему предложили должность учителя родной художественной школы.

Начался наиболее плодотворный и успешный этап в творческой карьере живописца. Николай Иванович совмещал преподавательскую деятельность с написанием картин, а многие его работы были отмечены наградами на престижных выставках в России и за рубежом. Кроме того, в Казани художник увлекся портретной живописью, и этот популярный жанр приносил ему хороший доход. А в 1913 году Фешин женился на своей ученице Александре Белькович, в этом браке у него родился единственный ребенок — дочь Ия, которая впоследствии также стала художницей.

Но в 1917 году счастливой жизни талантливого мастера пришел конец. Сразу же после Февральской революции искусство в стране пришло в упадок и Николаю Фешину пришлось бросить работу в школе. Вместе с семьей он переехал в деревню, чтобы спастись от голода и террора. В это же время его отец и мать умерли от тифа. Вернувшись после окончания Гражданской войны в Казань, художник вынужден был подчиниться Советской власти и зарабатывал на жизнь выполнением пропагандистских заказов.

Не желая мириться с окружающей действительностью, Фешин решил покинуть Россию навсегда. С помощью иностранных друзей ему удалось добраться из Казани в Ригу, а оттуда уплыть на пароходе в США. По прибытии в Америку он поселился с семьей в Нью-Йорке и очень быстро сумел адаптироваться в новой стране. Благодаря старым связям авторитетного художника приняли на работу преподавателем в академию искусств, а его произведения охотно допускали к участию в выставках.

Еще до отплытия в Америку Николай Фешин заболел туберкулезом и ему пришлось приложить немало усилий для восстановления здоровья. Нью-Йоркский влажный климат плохо подходил для реабилитации, поэтому в 1927 году мэтр с семьей переехал на юг, в небольшой городок Таос в штате Нью-Мексико, где располагалась интернациональная колония художников. Он купил дом, полностью перестроил жилье по собственному проекту, увлекся культурой местных индейцев и вел весьма спокойную и успешную жизнь.

Но в 1934 году жена художника потребовала развода, и он вместе с дочерью перебрался в Калифорнию, поселился в Санта-Монике, где получил работу учителя живописи. Позже несколько раз по поручению американского правительства Николай Фешин принимал участие в творческих зарубежных поездках, посетив Мексику и страны Дальнего Востока. В 1945 году Ия вышла замуж и уехала в Нью-Йорк. Остаток жизни великий мастер провел в одиночестве, написал подробную автобиографию и до последних дней продолжал творить. А 5 октября 1955 года Николай Фешин скоропостижно скончался в возрасте 73 лет в своей студии прямо за мольбертом.

Самые известные картины Николая Фешина

Гениальный русский живописец за свою жизнь создал более 2 000 оригинальных работ. И все же, к числу самых известных картин Николая Фешина относятся:

Николай Фешин прожил долгую жизнь, полную лишений, трудностей и выдающихся достижений. Но в памяти потомков он навсегда останется великим мастером живописи, создавшим бессчетное количество прекрасных шедевров искусства.

Читайте также: