Научное сообщение устный ответ содержание и строение учебного сообщения 6 класс родной язык

Обновлено: 05.07.2024

Вступление– это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада.

Любое выступление начинается с формулировки темы. Нет единых правил по составлению вступления. Часто в нем показывают значение избранной темы в истории культуры, ее место в культурологическом знании. Отмечается актуальность, личные мотивы избрания данной темы, степень ее разработанности в трудах специалистов.

Основная частьречи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны удовлетворять логическим требованиям, быть связанными друг с другом, вытекать одна из другой.

Заключениедолжно быть кратким и ясным. Оно не содержит новых, дополнительных сведений или мыслей. Заключение призвано напомнить слушателям основное содержание доклада, главные выводы и аргументированное выражение собственной позиции по поводу значимых культурологических проблем, рассматриваемых в рамках указанной темы.

Подготовка к практическим занятиям

Целью практических занятий является выявление качественного уровня усвоения теоретического материала по отдельным темам изучаемого курса культурологии и сформированность сложных интеллектуальных умений. К их числу относятся умения анализировать и интерпретировать различные источники культурологической информации, целостно формулировать, логично и последовательно излагать собственные суждения.

На практических занятиях по культурологии предполагается выполнение студентами заданий различного характера, например, на соотнесение понятий и определений, заполнение таблиц, умение выделять признаки и приводить примеры определенного культурного явления, процесса.

Устный развернутый ответ — это текст учебно-научного подстиля со свойственной ему конкретной целеустановкой, композиционно-структурным построением и определенным речевым оформлением, в котором проявляются стилевые черты учебно-научного текста.

Строгая логичность выражения мысли, доказательность обеспечивается последовательностью изложения материала (вступление — теоретическая часть — иллюстративно-объяснительная часть — концовка) и использованием грамматических средств, связывающих предложения и отдельные части устного развернутого ответа. Наиболее распространенными являются следующие лексико-синтаксические скрепы:

Все эти скрепы обеспечивают прочные смысловые связи, в первую очередь, между частями ученического ответа.

Для устного развернутого ответа характерна точность высказывания (в первую очередь мы имеем в виду терминологическую точность).

Каковы требования к устному развернутому ответу?

Учитель, внимательно слушающий ответ ученика, должен быть готовым к полному, мотивированному (когда дается не только отрицательное мотивирование, но и положительное) анализу услышанного.

Остановимся на основных требованиях, предъявляемых к устному развернутому ответу.

Структурно ответ должен быть полным, что обеспечивается на-личием в ответе необходимых частей: вступления, основной части, включающей в себя изложение основ наук, примеров, их объяснения и концовки.

Начало и концовка ответа (если она есть) должны соответствовать теме высказывания.

Во вступительной части может быть:

— обозначена тема ответа;

— сформулировано коммуникативное намерение говорящего;

— предопределено дальнейшее содержание и построение речи.

В заключительной части:

— подводятся итоги, обобщается сказанное;

— повторяется самая важная с точки зрения говорящего информация;

— выражается отношение к предмету речи.

Теоретический материал необходимо раскрывать полно. Теория раскрыта полно, если освещены все вопросы, сформулированные в предложенной теме ответа.

Теория должна быть изложена правильно. Правильным мы считаем изложение теории в строгом соответствии с данными науки и со значением употребляемых терминов.

Примеры должны быть объяснены полно и правильно в соответствии с теоретическими положениями. Примеры считаются объясненными полностью, если учащийся указывает все условия, обусловливающие написание орфограммы (речь идет об ответе по русскому языку), если объясняются все приведенные примеры, делаются выводы, касающиеся объяснительной части ответа.

К правильному мы относим такое объяснение примеров, которое соответствует как теме ответа, так и выдвинутому теоретическому положению.

Объяснение нельзя признать полным и правильным, если анализ конкретного примера подменен указаниями общего характера.

Ответ должен быть последовательным и связным, что диктует использование разнообразных языковых средств, помогающих разъяснить, растолковать материал, изложить его по частям.

Интонационный рисунок речи должен соответствовать коммуникативно-речевой ситуации общения. Тональность речи учеников должна быть убедительной; необходимо стремиться избегать монотона; говорить следует в таком темпе и настолько громко, чтобы все было понятно, чтобы классу легко и комфортно было воспринимать ответ; не следует забывать о логическом ударении на особо важных словах, а также о паузах; избегать длинных неоправданных пауз, так как они мешают восприятию речи, и в важных фрагментах ответа делать паузы, дающие возможность осмыслить сказанное.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Научная речь.
Научная речь — это один из видов книжной речи, который
используется в научных трудах, учебниках, выступлениях на на-
учные темы.
Задачи научной речи — сообщить сведения, имеющие позна-
вательный характер.
Высказывание в научной речи обычно бывает точным, дока-
зательным, обобщенным.
В научной речи используются специальные термины, поня-
тия, определения.
В такой речи отсутствует авторская оценка.
Научная речь может использоваться в разных речевых си-
туациях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с устным ответом как жанром монологической устной учебно-научной речи; дать определение развёрнутому ответу и ответу-добавлению.

развивающие: обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, обеспечить развитие у учащихся монологической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, употреблять в своей речи вежливые слова.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный и практический.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Приём обучения: речь учителя, текст учебника и ИКТ.

Принципы обучения: Принцип доступности - материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Принцип наглядности - наглядный и демонстративный материал.

Педагогическая технология: элементы мультимедиа-технологии (ИКТ).

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: Ориентировать ученика на учёт чужой точки зрения, устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, адекватное понимание причин успешной или неуспешной учебной деятельности, положительная адекватная самооценка.

регулятивные: Действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Строить несложные рассуждения, делать выводы.

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Настраиваются на работу.

Актуализация опорных знаний.

.зык мой – дру. мой. (Язык мой – друг мой.)

Язык – словарное слово; друг – подруга.

- Объясните, как понимаете пословицу, вспомните, о чём говорили на предыдущем уроке.

(Не было бы языка, не смогли бы мы общаться и учиться новым знаниям. язык помогает мне общаться с другими людьми.)

Сядем ря.ком, да поговорим ла.ком. (Сядем рядком, да поговорим ладком.)

Ученики выходят к доске и добавляют недостающие буквы.

Минутка чистописания

- А сейчас откройте свои тетради. Запишите число. 10 апреля. Классная работа.

- Запишите слово-язы′к. Следует запомнить, что словарное слово "язык" пишется с буквой "я".

(соблюдать Правильно сиди при письме)

Записывают слово с экрана

Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебных задач

- В первом классе мы уже говорили о том, какие бывают виды речи.

Посмотрите на картинки, вспомните и определите, как называются данные виды речи.

Слайд. Письменная речь.

Слайд. Устная речь.

Слайд. Внутренняя речь, речь про себя.

Учитель диктует, учащиеся объясняют орфограммы.

Девочка написала в тетрадке слова.

- Какую речь использовала девочка? (Письменную.)

Ученики молча читают книжки.

- Какую речь использовали ученики? (Внутреннюю речь.)

Петя читает сказку сестрёнке Маше.

- Какую речь использовал Петя? (Устную речь.)

Работа по новой теме.

1.Прочитайте на доске пословицу. Спишите.

По речам узнают человека.

- Объясните эту пословицу. От того что и как говоришь: грамотно или безграмотно, глупости или умные вещи, вежливо или невежливо, люди составляют свое мнение о тебе.

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Ученики по очереди выходят к доске

Ученики – словарное слово, ча пиши с буквой а. Читают – читарь. Книжки - книжечки.

Сказку – сказочка. Сестрёнка – сёстры. Маша – имя, поэтому пишем с большой буквы.

Открытие нового знания

Работа по учебнику.

Культура общения проявляется в умении общаться красивым, грамотным, а главное, доброжелательным языком с людьми разных возрастов и профессий.

- Что никогда не забывает произносить вежливый человек при встрече? (Здравствуйте; добрый день.) При расставании? (До свидания, прощайте.)

- Как культурный человек благодарит? (Спасибо.) Просит прощения? (Извините или простите, пожалуйста).

Молодцы ребята, а теперь обратимся к учебнику и поговорим об устной речи, вспомним её определение и узнаем, на какие виды делится эта речь.


Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.
-Я приведу пример, поздравление друга с днём рождения по телефону.
— Ало! Доброе утро!

— Доброе утро! Я вас слушаю.

— Это Мария. Вы могли бы позвать Тараса?

— Я тебя не узнала. Тарас, я поздравляю тебя с Днем рождения! Желаю счастья, здоровья, успехов в учебе.

— Очень благодарю. Мария, приходи сегодня в шесть ко мне в гости.

— Я обязательно приду. Встретимся вечером!

— Хорошо. До встречи!

Эта речь называется диалогической.

Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.

Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен понимать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.

Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом представляется в виде плана. Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в, четком планировании и соответствующем словесном оформлении материала.
-Приведём пример, учитель объясняет ученикам новую тему по русскому языку, а дети внимательно слушают.

А как понять, что это развёрнутый ответ? Развёрнутый ответ - это тип свободного высказывания, которое может упорядочить вопросом как текст рассуждения, описания, повествования.
А добавлением называется дополнительная часть какого-либо текста, которая присоединяется к главной, основной части.

А теперь давайте запишем в тетрадь свой небольшой диалог и монолог на любую тему.

Физминутка в форме игры

У нас сегодня особенная физминутка, она тоже связана с вежливым обращением. Я говорю команды, но вы выполняете их только тогда, когда услышите вежливую просьбу.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

Первичное закрепление знаний

Задание в картинках. Перед вами картинки, нужно сопоставить картинки с речью. Будем работать в парах.



Работают в парах

В завершение нашего урока прочитайте и объясните ещё одну пословицу.

В доброй беседе всяк ума копит. (Беседуя с различными людьми мы узнаем что-то новое и увеличиваем свои знания.) - Была ли наша беседа на уроке доброй? Каких умных знаний накопили? - Что можно узнать о человеке по его речи? (уровень его воспитанности и грамотности, а также профессиональную деятельность).

- Много ли для вас значит вежливость в общении?

Подводим итоги урока.

VII.Рефлексия

- Я рада что, вы вам понравился урок. Я довольна.

Домашнее задание

Творческое. Составьте монологическую речь с использованием вежливых слов.

Записывают домашнее задание

Итог: Итог урока подведён в устной форме – учащиеся объясняли пословицу. Рефлексия урока проведена сигнальными карточками. Урок соответствует требованиям ФГОС. Получилось на уроке использовать наглядные материалы, ИКТ, настроить детей на урок.
Хотелось бы добавить больше групповой работы и работы в парах.

Читайте также: