Народы россии немцы сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Происхождение немецкого населения России

В XVIII же веке по приглашению Екатерины II (манифест от 4 декабря 1762 года) началось переселение немецких крестьян (так называемых колонистов) на свободные земли Поволжья и позже Северного Причерноморья — многие из этих крестьянских семей оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык (в законсервированном по сравнению с немецким языком Германии виде), веру (как правило, лютеранскую, католическую) и элементы национального менталитета.

Основную часть нынешнего немецкого населения России и стран СНГ составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов. История их формирования охватывает период с XVIII по XX вв. Основными местами расселения являлись среднее и нижнее Поволжье, северное Причерноморье, Закавказье, Волынь (северо-запад Украины), с конца XIX в. — Северный Кавказ и Сибирь. В силу их территориальной разобщенности и различных особенностей исторического и этнического развития в среде российских немцев сформировался ряд этнических (локальных) групп — поволжские немцы, украинские немцы (выходцы из Причерноморья, зачастую разделяющие себя по конфессиональному признаку на лютеран и католиков), волынские немцы, бессарабские немцы, кавказские немцы (или швабы, по месту своего выхода из Германии — Швабии, или Вюртембурга) и меннониты (особая этноконфессиональная общность). Представители различных этнических групп немецкого населения долгое время имели и сохраняли особенности в языке, культуре, религии, быту — говорили на своих, зачастую значительно различающихся, диалектах, праздновали по особому народные и религиозные обряды и праздники — Рождество, Пасха, Троица, Праздник урожая, Праздник забоя скота (Schlachtfest) и др.

Исходным пунктом миграции немецкого населения по территории России были также окончательно присоединенные к ней в XVIII веке прибалтийские земли, особенно Эстляндия и Лифляндия. Кроме того, большое количество немцев в XIX столетии переселилось на Волынь из Польши. Наконец, в 1920-е гг. немецкая диаспора в СССР пополнилась некоторым количеством немецких коммунистов, перебравшихся в единственное в мире социалистическое государство.

С 1870-х гг. иммиграция немцев в Россию в основном прекращается (особенно в связи с отменой в отношении колонистов льгот по отбыванию воинской повинности и охлаждением русско-германских отношений). Более того, большое количество российских немцев начинает эмигрировать из России, причём не в Германию, а главным образом в США. Всего до 1914 года из России в США переселилось до 200 тыс. этнических немцев. Они составили один из наиболее крупных потоков дореволюционной российской эмиграции - наряду с евреями, поляками, литовцами и финнами.

Кроме того, со второй половины XIX века немцы начинают принимать активное участие во внутрироссийском миграционном движении на многоземельные восточные и южные окраины империи. По данным переписи 1926 года, в Сибири и на Дальнем Востоке проживает 81 тыс. (главным образом в Омском округе - 34,6 тыс., и в Славгородском округе - 31,7 тыс.), Казахстане - 51 тыс. немцев.[2]

По состоянию на 1913 год в Российской империи жило около 2 400 000 немцев.

Немцы в СССР

В первые десятилетия Советской власти возрождение национальной идентичности российских немцев приветствовалось, что привело в 1918 г. к образованию одной из первых национально-территориальных автономий на территории Советской России — Трудовой коммуны Автономной области Немцев Поволжья, в 1924 г. переоформленной в Автономную Советскую Социалистическую республику немцев Поволжья со столицей в городе Покровск (позже Энгельс).

По данным переписи 1939 года на территории СССР насчитывалось 1427,3 тыс. немцев. Из этого количества в РСФСР проживало 862,5 тыс. (включая Крым), на Украине - 392,5 тыс. (в т.ч. в Одесской области - 91,5 тыс., в Запорожской - 89,4 тыс., в Сталинской - 47,2 тыс., в Николаевской - 41,7 тыс.), в Казахстане - 92,6 тыс., в Закавказье - 44,1 тыс., в республиках Средней Азии - 27,2 тыс. и в Белоруссии - 8,4 тыс. Из числа немцев РСФСР 42,5% (366,7 тыс. чел.) было сосредоточено в пределах АССР Немцев Поволжья (немцы составляли 60,5% её населения), а всего в Поволжском регионе проживало 451,6 тыс. немцев. Также крупные территориальные группировки немцев расселялись на Северном Кавказе (127,1 тыс.), в Западной Сибири (101,4 тыс.) и в Крыму (51,3 тыс.)[3][4]. Кроме того, на территориях, включённых в состав СССР в 1939-1940 гг., по современным оценкам, проживало к 1939 г. 346,1 тыс. немцев, в т.ч. 81,1 тыс. - в Бессарабии, 62,1 тыс. - в Латвии, 51,0 тыс. - в Литве, 45,4 тыс. - в Ровенском и Волынском воеводствах Польши, 40,0 тыс. - в Восточной Галиции, 37,5 тыс. - в Северной Буковине, 18,4 тыс. - в Эстонии, 10,6 тыс. - в Западной Белоруссии. Кроме того, до 13,8 тыс. немцев расселялось в Подкарпатской Руси, вошедшей в состав Советского Союза в 1945 г. [9] Всего, таким образом, на территории СССР в послевоенных границах (без Калининградской области) насчитывалось 1782,9 тыс. немцев.

Период Второй мировой войны ознаменовался коренной трансформацией ареала расселения немцев на территории СССР.

Первый крупный миграционный поток немцев охватил территории, включённые в состав СССР в 1939-1940 гг. Ещё до советизации Прибалтики правительства Эстонии и Латвии заключили соглашения с Германией, предоставлявшие балтийским немцам право на отъезд в Рейх. После установления Советской власти в этих государствах действие данного соглашения было подтверждено и распространено также на Литву и другие территории, вошедшие в состав СССР после заключения Пакта Молотова - Риббентропа. В результате до начала Великой Отечественной войны в Германию убыло 406 тыс. немцев, в т.ч. 131,2 тыс. - из республик Прибалтики, из бывших польских земель - 137,2 тыс., из Бессарабии и Северной Буковины - 137,2 тыс. [10] Таким образом, общее число переселившихся даже превысило расчётную оценку предвоенной численности немцев на присоединённых к СССР территориях. По всей видимости, это превышение достигнуто за счёт членов смешанных семей, а также германизированных представителей автохтонного населения присоединённых территорий. Таким образом, события 1939-1940 гг. привели к практически полному исчезновению весьма многочисленной немецкой диаспоры из западных районов СССР.

В Германии немецкие репатрианты были расселены в основном на западно-польских землях, захваченных Рейхом в результате войны 1939 года. Одновременно с этих территорий производилось широкомасштабное выселение польского и еврейского населения.

С начала 1942 года мужчины в возрасте от 15 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, у которых дети старше 3 лет, были мобилизованы в так называемые рабочие колонны, позже получившие название трудармии. Постановление ГКО СССР №1123сс от 10 января 1942 года [14] обязывало НКО мобилизовать для работы на лесозаготовках, промышленном и железнодорожном строительстве 120 тыс. немцев-мужчин в возрасте от 17 до 50 лет из числа выселенных в Новосибирскую и Омскую области, Красноярский и Алтайский края и Казахскую ССР. Постановление ГКО СССР №1281сс от 14 февраля 1942 года [15] значительно расширило список территорий, с которых немцы подлежали мобилизации. Наконец, постановлением ГКО №2383сс от 7 октября 1942 года[5] мобилизация была распространена и на немцев в возрасте от 15 до 16 и от 51 до 55 лет, также этим постановлением мобилизовывались и все женщины-немки в возрасте от 16 до 45 лет (кроме беременных и имеющих детей в возрасте до 3 лет). Трудармия была расформирована только в 1947 году. Выжившим немцам разрешалось вернуться в места выселения: Урал, Сибирь, Казахстан, где находились их родственники. До 1956 года подавляющее большинство немцев в местах своего проживания находились на спецпоселении и вынуждены были отмечаться ежемесячно в комендатуре. Исключением из этого являлись в основном немцы, проживавшие до 1941 года в азиатской части СССР (кроме Закавказья) и не подвергавшиеся выселению. В 1946-1951 эти немцы по месту своего жительства были взяты на учёт спецпоселений (они составили т.н. подконтингент "местные" в спецпоселенческой статистике), однако в реальности большая часть немцев - старожилов Урала, Сибири и Казахстана смогла избежать постановки на учёт спецкомендатур. Так, в Омской области из 46336 местных жителей немцев лишь 1142 стали спецпоселенцами, в Алтайском крае - 1130 из 17567, в Чкаловской области - 399 из 14300 [16] .

Третий крупный поток немецкой эмиграции охватил территории, оккупированные Вермахтом в 1941 году. В предверии отступления с захваченных советских территорий, оккупанты в 1942-1944 гг. постепенно вывезли на Запад всё проживавшее там немецкое население. Всего убыло до 350 тыс. человек, в том числе 324,6 тыс. - с Украины, 15,3 тыс. - из РСФСР (в основном с Северного Кавказа и из окрестностей Ленинграда) и 10,5 из - из Белоруссии [17] . Из этого количества, однако, лишь около половины смогли достичь Германии. Около 170 тыс. переселенцев из Румынии и Югославии были возвращены в СССР и в 1945 г. отправлены на спецпоселение. Всего в спецпосёлки поступило 210,6 тыс. немецких репатриантов (в это число вошли и не бывшие за границей члены семей репатриантов). [18]

Наконец, последний, четвёртый поток эмиграции затронул Калининградскую область, присоединённую к СССР в 1945 г. В 1945-1947 гг. с этой территории выехало в Германию до 1157 тыс. немцев. Всего, таким образом, в 1939-47 гг. из СССР убыло до 1,7 млн. немцев, в подавляющем большинстве - с территорий, вошедших в состав Советского Союза в 1939-45 гг.

К началу 1953 года, по данным органов МВД СССР, на учёте Отдела спецпоселений состояло 1224931 немецких спецпоселенцев, в т.ч. 855674 выселенных в 1941-42 гг. из Европейской России и Закавказья, 208388 репатриантов, 111324 мобилизоваанных, 48582 "местных" и 963 прочих. Из этого количества на территории РСФСР было расселено 707863 чел., в Казахстане - 448626, в республиках Средней Азии - 53850, в Украинской ССР - 460 и в Карело-Финской ССР - 246. Из числа немцев, расселённых в РСФСР, в Западной Сибири проживало 338142 чел., на Урале - 198624, в Восточной Сибири - 74687 (в основном в Красноярском крае), на Европейском Севере - 35007, в Центральном районе - 28229, на Дальнем Востоке - 13378, в Волго-Вятском районе - 11797, в Поволжье - 7697 и на Северном Кавказе (Ростовская область) - 302 [19] .

Поскольку после 1955 г. немцы так и не получили разрешения вернуться на места довоенного проживания, сложившаяся в результате депортации картина расселения немцев по территории СССР в основном сохранилась до конца советского периода без существенных изменений. По данным переписи 1989 года в Советском Союзе насчитывалось 2038,6 тыс. немцев. Основная масса диаспоры была расселена примерно в тех же районах, в каких немцы были водворены в период депортаций. Больше всего немцев проживало в Казахстане (957,5 тыс.), в Западной Сибири (416,5 тыс.), в Средней Азии (178,2 тыс.), на Урале (149,7 тыс.) и в Восточной Сибири (66,2 тыс.). В районах, где располагались компактные ареалы расселения немцев до 1941 г., численность их была невелика. Так, в Поволжье проживало 68,3 тыс. немцев, на Украине - 37,8 тыс., в республиках Прибалтики - 9,3 тыс.[6][7]

Немцы и постсоветская Россия


По переписи 2002 года в России проживало 597 212 немцев.

Исторически известные личности

В Германии наибольшей чести помещения в национальный пантеон удостоились четыре россиянина немецкого происхождения:Миних, Екатерина Великая, Барклай де Толли и Дибич [24]

До XIX века включительно

XX век — наши дни

Примечания

См. также

Библиография

Энциклопедии, библиографические справочники

Материалы научных конференций

  • Российские немцы на Дону, Кавказе и Волге. - М-лы российско-германской научн. конф. Анапа, 22-26 сентября 1994. // Международный союз немецкой культуры (отв. редактор Е.А.Шервуд). М., 1994. 358 с. LCCN 97176727; OCLC 36891750
  • Российские немцы: Проблемы истории, языка и современного положения. - М-лы междунар. науч. конф. Анапа, 20-25 сентября, 1995. // Изд-во Готика, 1996. 511 с. ISBN 5783400041[10]
  • Российские немцы: Историография и источниковедение. - М-лы междунар. научн. конф. Серия: История и этнография российских немцев. Internationaler Verband der Deutsche Kultur (IVDK), Анапа, 4-9 сентября 1996. // М., Готика, 1997. 372 с. ISBN 5783400246
  • Миграционный процессы среди российских немцев: исторический аспект. М-лы междунар. научн. конф., Анапа, 26-30 сентября 1997 г. Российские немцы. Историография и источниковедение. М, Готика, 1998 г. 444 с.[11]
  • Немцы России в контексте отечественной истории: Общие проблемы и региональный особенности. Материалы международной научной конференции, Москва, 17-20 сентября 1998 г. // М, Готика, 1999, 488 с.
  • Научное сообщество этнических немцев в Средней Азии и России: современное состояние и перспективы. - Материалы международной научно-методической конференции 23-24 октября 2008 г. // Караганда: Арко, 2009

Общие издания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Русские немцы" в других словарях:

Немцы на Украине — Немцы на территории Российской и Австро Венгерской империи (современная Украина) … Википедия

Немцы Области Войска Донского — Немцы Области Войска Донского Содержание 1 Освоение немцами Донского края 2 Предпринимательская деятельность … Википедия

Русские — Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристократ … Сводная энциклопедия афоризмов

Немцы Петербурга.Дом Романовых и его окружение — Немцы Санкт Петербурга часть городского населения Петербурга и его окраин, до Октябрьской революции составлявшие самый большой процент жителей после русских, которые проживали или трудились в нём в течение достаточно длительного времени и… … Википедия

Немцы — Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристократия … Сводная энциклопедия афоризмов

Русские в Прибалтике — Русские (латыш. krievi, лит. rusai, эст. venelased) крупнейшее национальное меньшинство в Латвии (27,7 % в 2009 г.[1]) и Эстонии (25,6 % в 2008 г. [2]), в Литве второе по численности (4,9 % в 2009 г.[3]) … Википедия

Немцы в Польше — Немцы в Верхней Силезии. Концентрация в Опольском воеводстве (запад) и Силезском воеводстве (восток) … Википедия

Русские в Таджикистане — одно из этнических меньшинств страны, после тюркоязычных узбеков (27 %) и киргизов (1,5 %), составляющая в настоящее время около 50 тысяч человек (около 1 %) населения республики. Сами таджики, по данным переписи 2001 года… … Википедия

Русские в Винницкой области — (укр. росіяни у Вінницькій області) русское население на территории современной Винничины (Украина). Русские Винницкой области являются самым многочисленным миноритарным народом в регионе. Согласно данным переписи 2001 года, в… … Википедия

Русские в Волынской области — (укр. росіяни у Волинській області) русское население на территории современной Западной Волыни (Украина). Русские Волынской области являются самым многочисленным миноритарным народом в регионе. Согласно данным переписи 2001 года, в Волынской… … Википедия

О немцах можно говорить часами. Этот народ имеет невероятно богатую историю, культуру, фольклор, гордится своей кухней и наукой. Их привычки зачастую принимают за правила этикета, а сам немецкий язык во многих странах принят за официальный деловой. Влияние этого народа на весь мир и Европу в частности непереоценимо. Давайте же узнаем о них как можно больше.

Внешность

Современные немцы зачастую ничем себя не выдают. Только опытный физиономист может точно сказать, что перед ним именно немец, а не кто-либо другой. Их лица порой совершенно не похожи друг на друга, как это распространено у американцев. В одежде у немцев четко прослеживается сдержанность. Даже дорогие наряды остаются неброскими. В целом их можно назвать типичными представителями европеоидной расы.

Характер

О немецком характере слышали во всех цивилизованных странах. Главная черта этого народа — педантичность. Прийти вовремя на деловую встречу, сдать книгу в назначенный час и непременно выполнять каждое свое обещание — вот принципы немецкого народа.


Традиции

В ходе карнавалов многие люди наряжаются клоунами, ведьмами, принцессами и королями. В эти дни немцы совсем не похожи на себя: они веселятся, словно дети, кричат и поют и в целом ведут себя как сумасшедшие.


История

Немецкий этнос, как принято сейчас считать, начал свое формирование в 1 веке нашей эры. Германские племена тогда насчитывали несколько групп, постепенно появилось Восточно-Франкское королевство, которое в 10 веке стало именоваться Тевтонским. Раздробленность Германии в то время была довольно велика и сохранялась вплоть до 19 века. В результате как таковая нация была сформирована относительно недавно — в 1871 году.
Изначально племена населяли территории, близкие к реке Рейн. Условно их разбивают на несколько групп, которые являются предками современных британцев, австрийцев, швейцарцев и других народов. Значительные изменения в племенном строе стали происходить примерно в 5 веке, когда началось первое формирование народов как таковых. Этот период ознаменовал ассимиляцию, распады одних племен и образование других. В значительной мере на историю немцев того периода повлияли франки, имевшие большую военную мощь. Письменность и литература начала зарождаться ближе к 9 веку, и в первую очередь носила религиозный характер.

Появление немецкого языка ознаменовало возникновение единства нации. В современном мире немецкий не случайно является главным языком делового мира Европы наряду с английским, ведь эту позицию он завоевал еще в 14 веке. Немецкая письменность начала свое становление в 16 столетии, когда богослов Мартин Лютер завершил перевод Нового Завета. Именно тогда германские народы стали пользоваться письменностью для написания художественной литературы.
Велико влияние на немецкую речь неологизмов, которые пришли из славянского и французского лексиконов. Английские неологизмы также сумели прочно укорениться в разговорном языке и письменности. Пунктуация и орфография до сих пор претерпевают изменения. Так, ряду преобразований язык подвергся в 2007 году.
Сами немцы негативно воспринимают внесение изменений в родную речь. Однако в правительстве делают это с целью максимального упрощения, что должно способствовать распространению в широкие массы. Пока что результатов от реформы, проведенной в 2007 году, а также реформ 90-х годов как такового не наблюдается.

Особенности

Рукопожатие в деловой среде является обязательным в отношении мужчин и женщин. Если на встрече присутствует много незнакомых людей, то пожать руку достаточно тем, кто вас пригласил, а с остальными прощаться на словах.
С родственниками принято обниматься без поцелуев. При этом иногда немцы друг к другу прижимаются щеками.
Немцы часто проявляют внимание друг к другу во время беседы, поэтому могут неотрывно смотреть на вас, когда вы с ними разговариваете.
Немец вряд ли зайдет, если после стука ему не ответят. В Германии принято стучаться и ждать ответной реакции. Если же она не последует, значит, никого нет. Такая же ситуация может произойти в бакалее или кондитерской, когда ее владелец может оказаться очень занят. Поэтому благочестивый немец обязательно подождет, когда человек освободится и только затем поздоровается.
Если рассмеяться во время забавной истории, немцу может показаться, что вы ему не верите. В России и на Украине смех является вполне нормальной реакцией на смешную историю, но в Германии так принято реагировать только на шутки.
Велико значение для немцев такого понятия, как семья. Это не просто идеал, а самые верные люди. Однако процент разводов все равно довольно велик, что многие объясняют большим количеством стресса в повседневной жизни.


Отношение к детям в Германии довольно специфичное. Их стараются обеспечить всем необходимым и дать комфортную жизнь, однако далеко не каждый немец будет лелеять свое чадо. У многих людей они ассоциируются с излишним шумом. Кроме того, дети часто нарушают правила и общественные устои, что может вызывать негодование у соседей или окружающих. Понятие дома и уюта практически священно. Немцы прекрасно осознают, что прогресс в современном мире все более усиливает урбанизацию, которая способна разобщить людей. Именно уют связывает их с прошлым, семьей, предками и потомками.
Чудачество у немцев порицается. Выделяться можно только на карнавале, а в повседневной жизни нужно способствовать коллективизации. Сами они друг над другом шутят, что будут ругать за несимметрично развешенное белье. Яркая одежда с причудливыми принтами, как это модно у корейцев, вызовет у иного немца недоумение. Простота и аккуратность — вот главные критерии цивилизованного человека. Пожилые люди в Германии пользуются особым статусом. Их фактически принято считать элитой, поскольку именно в пенсионном возрасте немец становится независимым и многоуважаемым членом общества. В таком возрасте принято заниматься хобби, на которое раньше не хватало времени, начинать путешествовать, организовывать бизнес и просто позволять себе ту жизнь, о которой всегда мечтал. В Германии люди среднего возраста признаются, что хотели бы поскорее стать пенсионерами, поскольку считают жизнь этой категории населения лучшей во всех ее проявлениях. Вместе с тем пожилой человек служит образцом для молодых, а потому на его плечи ложится большая ответственность.
Четвероногий друг для немца столь же важен, как и любой член семьи. И это непременно должна быть собака. Самыми популярными породами в Германии являются овчарки и пудели разных мастей. Победы на выставках и достижения иного пса будут считаться немцем одним из главных поводов для гордости. Неудивительно, что в Германии так много клубов, в которых участники хвастаются своими питомцами. Кошек немцы тоже любят, хотя они не так популярны. Еще менее значимыми для них являются хомячки или попугаи. Критика в адрес животных или неуважительное отношение вызывает сильное раздражение, порой граничащее с гневом.


Отношение к еде у немцев особое. Так называемый Фресвелле (Fresswelle) до сих пор можно наблюдать в современном обществе Германии. В буквальном смысле это понятие означает обжорство. Обжорами в этой стране люди стали не от хорошей жизни, а из-за малого количества продуктов во время Второй мировой войны. Когда экономика вновь начала развиваться, на прилавках появилось множество продуктов, и неуемные аппетиты дали о себе знать.


Сейчас Германия до сих пор лидирует в потреблении свинины, опережая все страны Европы. Сами немцы говорят, что человек сыт не хлебом единым, а сосисками с ветчиной. Особым уважением пользуется хлеб, который выпекается в немереных количествах. Всего насчитывается примерно 200 сортов, наибольшей популярностью пользуется хлеб с отрубями. Любят немцы и сладости, в том числе шоколад, торты и пирожные. Основу их рациона составляют всевозможные бутерброды, например, с джемом, сыром и колбасой. Также сюда входят яичница с жареными колбасами, выпечка и различные салаты. Несмотря на кажущуюся скудность, упрекнуть в качестве продуктов Германию невозможно. Строгий контроль и надлежащее исполнение норм дают о себе знать.

Национальный костюм

Немецкие национальные костюмы стали популярны благодаря распространенным во всем мире фестивалям. Первые костюмы заимствовались у римлян. Эта тенденция сохранялась вплоть до 16 века, затем стала появляться первая одежда, прообраз которой лег в основу современного национального костюма Германии. Конечно, о роскошных нарядах простолюдины могли лишь мечтать. Закон запрещал им носить подобную одежду, потому для них была доступна только лишь та, которую шили из грубой материи.


Национальный наряд позволял узнать статус, профессию и регион проживания.
Женщины носили корсаж или кофту. В Баварии вместо юбок было принято носить платья. В довольно большом ассортименте всегда были представлены головные уборы: соломенные шляпы, платки, чепцы.
До наших дней лучше всего удалость сохранить два типа национального наряда, а именно трахтен и дирндль. Первый могут носить оба пола, а второй создан специально для женщин. Его характеризуют бюстгальтер, пышная блузка, корсет (реже жилетка) и сарафан. Дирндль непременно украшается кружевами и лентами.
Интересно, что женский национальный костюм изначально был создан для прислуги. Позже он стал универсальным. Важным элементом дирндля был бант, который завязывался на фартуке. Незамужняя завязывала бант слева, а девушка замужем, наоборот, справа. Вдовы носили его посередине. На ногах девушки часто носили гетры с полосками.

Немецкий мужской национальный костюм включает жилет, пиджак, куртку и брюки, которые могут быть заменены кожаными штанами. Штаны неизменно короткие и довольно широкие. Мужчины также надевали длинные чулки голубого цвета, часто носили и подтяжки. Обязательный атрибут — охотничий нож на поясе. Ни один мужчина не обходился без шляпы, на которой обязательно закреплялось перо. Современный вариант национального костюма носят редко. В конце концов, это настоящая роскошь. Если вы захотите увидеть немцев в таких нарядах, лучше поехать в Баварию. Отметим, что их принято шить из исключительно натуральных тканей, в том числе кожи. Такую одежду носят с гордостью.
О немцах можно рассказать еще очень многое, ведь этот народ имеет невероятно богатую культуру и наследие. И все же про него можно сказать одно наверняка: лучше один раз увидеть настоящих немцев в Германии, чем сто раз о них услышать.

Обязательно посмотрите национальный танец Валепп, ярко отражающий дух немцев. В танце принимает участие несколько пар, выполняющих довольно сложные элементы. Манера неизменно зажигательная.

Российские немцы… Мало кто сегодня в нашей стране не знает о существовании этого народа, о его трагической судьбе и сложном современном положении. После депортации 1941 г. и нескольких десятилетий забвения, предпринимаются шаги по возрождению национальной культуры, языка, традиций. Издаются десятки газет, проходят фестивали, формируются музейные экспозиции, рассказывающие об истории немцев России. На государственном уровне создана национально-культурная автономия российских немцев.

В то же время, возникшая во второй половине 1980-х гг. надежда на полную реабилитацию и возрождение немецкой автономной республики на Волге сейчас практически угасла. Значительная часть немцев связывает свое будущее с Германией, куда устремился нескончаемый поток переселенцев. Сегодня встал вопрос о самом существовании немцев в многонациональном российском государстве.

Для понимания проблем немцев России требуется не только социально-экономический и политический анализ ситуации, необходимо хорошо знать их прошлое. Именно история позволяет вскрыть и понять глубинные причины происходящих в настоящее время в среде российских немцев процессов.

Возникновение и развитие этих групп было обусловлено историческим процессом. Его корни – в средневековой Германии.

Каждый народ - уникален, неповторим в своей истории, культуре, традициях. Немцев от остальных европейских этносов отличает многое - все то, что сделало их путь сквозь века достойным уважения, все то, что стало трагическим и поучительным уроком для человечества.

И хотя немецкий этнос сложился примерно в Х веке (появилось самоназвание – Deutsch), фактически до середины XIX века не было единой немецкой нации, существовали различные народности (баварцы, саксонцы, швабы, франконцы и др.). Они разделялись не только границами государств, имевших различно политическое устройство, но и своим образом жизни, ментальностью, диалектами, обрядами и обычаями.

Раздробленность германских княжеств особым образом сказывалась на самых разных сторонах жизни народа. Даже миграционные потоки, начавшиеся с дальних походов рыцарей и основанием их орденов в Прибалтике, а затем продолжившиеся мирным переселением на Балканы и в страны Восточной Европы, шли с поразительным сохранением этих особенностей: раздробленность, разноязычность не мешали на протяжении столетий помнить об общем немецком корне.

Поэтому очень важным для понимания всего исторического процесса появления и жизни немцев в России является то, что в Россию переселялись не посланцы единой нации, а представители различных национальных групп, хотя и имевших между собой очень много общего.

Россия же изначально формировалась как многонациональное государство, в котором мирно уживались народы различных вероисповеданий, сохраняя национальные особенности и традиции. В основной своей массе они входили в состав империи в связи с активной внешней экспансией России на протяжении нескольких столетий, начиная с XIV-XV веков. Общим у них было то, что все они на территории, вошедшей в состав Российской империи, являлись коренным населением.

Особняком в этом отношении стоят немцы России. Они, за исключением прибалтийских и польских немцев, не были завоеваны, а добровольно прибыли на поселение. Они селились отдельными компактными группами в разных, далеко удалённых друг от друга регионах России. Немецкие колонисты прибывали в империю несколькими крупными потоками на протяжении более ста лет из различных германских государств. Следовательно, сами образовавшиеся группы компактного проживания немцев не имели внутреннего единства, тем более мало общего у них было между собой. Кроме того, они многие десятилетия развивались изолированно не только от местного населения, но и друг от друга. В процессе этого развития каждая из групп сформировала свои собственные достаточно стойкие специфические этноконфессиональные, этносоциальные и этнорегиональные черты.

Объективное изучение истории немцев в России и научный подход к их прошлому позволяет классифицировать немецкое население на территории России и СССР до 1941 г. по следующим признакам:

1. По социальному.

Среди немецкого населения России выделяются три основных группы:

а) Наиболее многочисленная – колонисты, получившие с 1871 г. статус поселян-собственников. Они прибывали в Россию в рамках колонизационных мероприятий Российской империи с 1763 г. и до середины 1870-х годов и были компактно поселены в Поволжье, на Украине, в Закавказье и под Петербургом. В конце XIX – начале XX вв. они расселились на новых, выделенных государством и приобретённых землях на Северном Кавказе, Дону, в Оренбуржье, Сибири, Казахстане и Средней Азии. Несмотря на общий социальный статус, они имели ярко выраженные особенности, связанные с временем поселения, местами выхода из Европы, конфессиональными особенностями и структурой социально-экономических отношений.

б) Мещане – многочисленные выходцы из различных германских и других европейских государств, приезжавшие в Россию с XVII века в качестве специалистов на заработки или просто за лучшей долей, а затем оставшиеся в Российской империи навсегда. Эта группа немецкого населения жила преимущественно в городах. Ее можно подразделить на две категории. Одна, испытывая сильное влияние русской культуры, быстро ассимилировалась, другая – сохранила язык и национальные традиции. У них контакты с другими социальными группами немецкого населения были ограничены.

в) Дворяне. Немецкая прослойка в российском дворянстве была значительна. Часть немцев-дворян получили этот титул на службе русского государства, а часть принесла его с прежней родины. Они, находясь в большинстве своем на государственной службе, проживали не только в столичных городах Москве и Петербурге, а по всей стране. Эта группа немецкого населения пополнилось после присоединения в начале XVIII в. к России Прибалтики. Для нее были характерны, с одной стороны, сохранение национальных и религиозных черт, а с другой, обособленность от остального немецкого населения страны.

2. По конфессиональному.

Здесь тоже можно выделить четыре основные группы.

а) Самая крупная – это лютеране. Они были представлены во всех социальных группах, но среди дворян и мещан их было абсолютное большинство. Объясняется это тем, что православная церковь более терпимо относилась к протестантам, чем к католикам.

б) Католики – в структуре немецкого населения России в основном были представлены колонистами.

в) Меннониты – особая этноконфессиональная группа, полностью сохранявшая свою самобытность. Будучи выходцами из Голландии и имея серьёзные религиозные противоречия с лютеранами и католиками, меннониты старались избегать контактов с другими немецкими колонистами, за исключением чисто экономических.

г) Определенная часть немцев приняла православие. Это было характерно для немецких дворян, прибывших в Россию в допетровские времена и стремившихся сделать карьеру на государственной службе, а также для части колонистов, переехавших в города.

Конфессиональные различия создавали барьеры в контактах между немецким населением, в основном, в сельской местности. Между колониями различного вероисповедания, расположенными в нескольких километрах друг от друга, на протяжении десятилетий существовали в лучшем случае, незначительные экономические контакты. Более тесные взаимоотношения стали налаживаться только в начале ХХ в.

3. По территориальному.

Можно выделить шесть основных, наиболее крупных, групп немецкого населения России по месту проживания. Они имели свои ярко выраженные особенности и устойчиво существовали до 1941 г.

а) Немцы Прибалтики.

Они пришли из Западной Европы в Прибалтику как завоеватели в XI - XII веках и создали свое государство. Вошли в состав России уже сформировавшейся группой, со своими национальными, культурными и территориальными особенностями. Высокий образовательный и социальный уровни позволил многим ее представителям войти в высшие эшелоны власти и военную элиту России. Они в большей степени контактировали с высшим слоем русского дворянства, чем с немцами проживавшими в городах, и тем более колонистами. Говорить о взаимовлиянии на другие группы немцев, за исключением отдельных представителей Москвы и Петербурга, не приходиться.

б) Немцы Петербурга и Москвы.

Их можно условно разделить на две части: одна пошла по пути ассимиляции и потери национальной идентичности, другая сохранила основные национальные черты. Для этой группы была характерна большая подвижность - постоянное пополнение за счет приезда в XVIII- начале XX веков со всей Европы, и в том числе из германских государств, иностранцев, и отъезд определенной части немцев на родину. Она наиболее полно воспринимала все новые достижения Германии в области науки, языка, образования. Но разный социальный статус немцев столичных городов не способствовал их тесному взаимодействию. Объединительным началом для них служила только церковь. Отношения с немецкими колонистами практически не поддерживались. Исключение могут составлять только колонисты, поселенные под Петербургом.

в) Немцы Поволжья

Сформировались как национальная группа к началу XIX века из разношерстной массы колонистов, откликнувшихся на Манифест Екатерины II и прибывших на Волгу в 60-е годы XVIII в. Компактное поселение, жесткий государственный контроль, потеря контактов с исторической родиной привели к обособленности не только от прежних мест проживания, но от других групп немецкого населения России. Характерной чертой поволжских немцев стала консервация социальных, языковых и культурных традиций различных германских государств середины XVIII века.

г) Немцы Новороссии (Украины)

После победоносных войн с Турцией, с конца XVIII в. для быстрого освоения новых территорий в лучших традициях Екатерины II стали вновь приглашаться переселенцы из германских земель. Эта волна колонистов отличалась по составу от прибывших 40-50 лет тому назад в Поволжье. На поселение принимались только опытные земледельцы и ремесленники, имевшие семью и способные предъявить определенную собственность. В культуре поселенцев нашли отражение изменения произошедшие в германских государствах за полвека после первой волны колонистов, прибывших на Волгу. Контакты с другими группами колонистов у них практически отсутствовали.

д) Немцы Закавказья.

Поселенные одновременно с немцами в Новороссии они представляли собой сравнительно однородную религиозную и этническую группу швабов из Баден-Вюртемберга. Дисперсное расселение задержало их социальное расслоение до начала XX в. Практически отсутствовали контакты с немецким населением на Волге и Северном Кавказе. Они поддерживали связи только с родственными колониями религиозно-этнического плана в Новороссии. У колонистов Закавказья так и не получило развития осознание себя частью немцев России.

Они являли собой последнюю волну немецкой колонизации в России. Хотя освоение иностранцами этого района происходила в течение всей первой половины XIX в., но массовый характер она приняла во второй половине XIX в. На 2/3 волынские немцы были выходцами из привислянских губерний Царства Польского, что определило во многом их ориентацию, как экономическую, так и культурную. Они продолжали поддерживать отношения со своими родственниками на прежней родине, в то время как контакты с немецким населением других регионов России практически отсутствовали.

Немецкие поселения Северного Кавказа, Дона, Оренбуржья, Сибири, Казахстана и Средней Азии стали создаваться в конце XIX в. как дочерние колонии региональных немецких групп, приведенных выше, и до 1917 г. не успели сформироваться в единые своеобразные общности, заимствуя культуру и традиции в материнских колониях.

Приведённая выше классификация позволяет заключить, что рассмотрение истории немцев в России возможно только отталкиваясь от изучения отдельных социальных, конфессиональных и территориальных групп или сочетаний (например, социально-конфессиональных). Попытки их рассмотрения как единого этноса в России до 1941 г. неминуемо приведет к нарушению историзма, а настоящая история будет подгоняться под заранее определенные схемы.

Нельзя отрицать того, что у немцев России имелось то общие, по которому их без труда можно было отличить от поселений других народов в Сибири, в Поволжье или на Украине. Своеобразные черты характера и язык являлись потенциальными факторами сближения. Не случайно, бригады краснодеревщиков из поволжских колоний отправлялись в начале XX в. на заработки к немцам на Украину, а немцы из столицы в это же время предпочитали отдыхать на дачах петербургских колонистов.

Общее осознание принадлежности к единому этносу позволило немцам после 1941 г. быстрее сплотиться в единый народ. Однако бывшие групповые различия вновь проявились с конца 1980-х гг. на этапе развития национального движения и нашли своё яркое выражение в многочисленных разногласиях и противоречиях, как между лидерами, так и отдельными организациями российских немцев.

Изучение формирования и развития отдельных групп немецкого населения, имевшихся в России до 1941 г., позволяет правильно понять более поздние процессы формирования единого народа, происходившие в сложных условиях тоталитарного режима и полной неинформированности общества о существовании в стране такой большой этно-национальной группы.

И далее профессор В.В. Кириллов указывает на особенности опыта российских немцев:

    «Практически все нерусские народы вошли в состав России в результате территориального расширения государства вместе с населенными ими землями. Немцы же, за исключением прибалтийских, приехали со своей исторической Родины по приглашению российского правительства как колонисты.

Немецкие колонии стали островками в море коренных народов России. Связи между немцами разных групп практически не поддерживались.

С самого начала XVIII в. выходцы из Германии играли значительную роль в истории России. Многие выдающиеся русские политики, предприниматели, деятели науки и культуры имели немецкие корни.

Являясь составной частью населения нашей страны, российские немцы одновременно представляли один из самых крупных и влиятельных народов Европы. К сожалению, граждане немецкого происхождения неоднократно становились заложниками российско-германских отношений.

Современная отечественная историография российских немцев очень молода. Она возникла в самом конце 1980-х гг. на волнах перестройки и гласности. Различными авторами написан целый ряд работ по истории немцев Москвы и Петербурга, Поволжья и Северного Кавказа, Украины и Крыма, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Созданы работы по отдельным периодам жизни немцев после трагического для них 1941 г. В методических материалах к каждой главе настоящего учебного пособия дается обширный список такой литературы и источников.

Учебный комплекс стал первым общедоступным, всесторонне освещающим историю российских немцев образовательным продуктом, построенным на основе современных обучающих технологий, хотя отдельные попытки создания учебных пособий по истории и культуре российских немцев предпринимались и раньше (Л.В. Малиновский, Н.Э. Вашкау, И.И. Шлейхер и др.).

Востребованность учебного комплекса была настолько велика, что его тираж разошёлся мгновенно. Огромное число российских немцев и других читателей получили возможность в концентрированном виде узнать и изучить всесторонние аспекты прошлого российских немцев, проблемы современной жизни.

В 2007 году учебный комплекс был переиздан. Однако и этот тираж разошёлся так же быстро, и на сегодняшний день сохраняется острая потребность, особенно в российской глубинке, в такого рода учебном комплексе. Об этом свидетельствуют многочисленные запросы, поступающие авторам, издателям, администрации информационного портала RusDeutsch.

Администрация портала RusDeutsch выражает надежду, что предлагаемое учебное пособие – это еще один шаг навстречу заинтересованному читателю. Оно позволит сформировать определённый минимум знаний, опираясь на который, можно более осмысленно представлять современную ситуацию с российскими немцами, более уверенно планировать и осуществлять мероприятия по национально-культурному развитию немецкого этноса в России, по межкультурному взаимодействию в нашей многонациональной стране, в конце концов, просто стать более культурным человеком. Ну а те, у кого появится желание изучить историю российских немцев более глубоко и конкретно, смогут сделать это, погрузившись в огромный мир литературы о российских немцах, созданный усилиями многих исследователей, главным образом, членов Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев, 15-летие которой отмечается в 2010 году.

Российские немцы — о жизни в двух культурах

Долгое время действовала негласная политика искоренения немецкости: людям запрещали говорить на их родном языке, не допускали к получению высшего образования. В результате до сих пор далеко не каждый российский немец владеет родным языком и культурой. С распадом СССР у российских немцев появилась надежда вернуться домой в Поволжье, но этого не случилось. После предложения Бориса Ельцина селиться на территории ракетного полигона Капустин Яр многие потеряли веру в то, что справедливость будет восстановлена, и уехали в Германию. Но были и те, кто слишком привязался к России и, несмотря на все минусы, не представлял жизни вне её. Так у нас образовались современные комьюнити обрусевших немцев, некоторые из которых до сих пор лелеют надежду на восстановление немецкой республики в составе нашей страны. The Village встретился и поговорил с российскими немцами, проживающими в Москве, об их выборе, предках и жизни в двух культурах.


яся фогельгардт

Ольга Мартенс, 46 лет

заместитель председателя Международного союза немецкой культуры


Мои предки приехали из Германии в Поволжье по приглашению императрицы Екатерины Великой. Папины родители жили под городом Маркс в селе Филиппсфельд — сейчас оно называется Филипповка. Они не были депортированы, так как в конце XIX века в числе первых отправились осваивать целинные земли Сибири и участвовали в основании старейшего немецкого села Александровка, где мы жили потом. Мамины родители жили в селе Гуссенбах — сегодня это село Линёво Озеро в Саратовской области. В начале войны их депортировали в Сибирь.

Я выросла в Александровке в Сибири. Изначально там была только одна семья казахов, а все остальные — немцы. Часть из них в 1893 году и основала село, а остальных депортировали туда в 1941 году из Поволжья. В селе говорили на очень старом красивом немецком диалекте, который люди сохранили ещё со времён Екатерины II. При этом преподавание в школе велось на русском, а немецкий изучался как родной язык до середины 90-х.

Есть народы торгующие, есть народы обшивающие, а есть те, кто любит работать на земле. Немцы — народ, который умеет делать из пустыни оазис

Семьи, основавшие Александровку, образовывали между собой новые союзы. В итоге на всё село было пятнадцать немецких фамилий. Чтобы не объяснять, какого ты Циммермана или Бауэра имеешь в виду, каждому давали кличку на русском или немецком. Например, фамилия моей семьи была Миллер, это как Иванов, но в селе нас знали как Лётчиков. Однажды в поле недалеко от села приземлился кукурузник, мой дедушка, который тогда был ребёнком, подбежал к самолёту, и пилот подарил ему шлем. После этого дедушка всем говорил, что будет лётчиком, когда вырастет. Так этот псевдоним за нашей семьёй и закрепился.

У каждого народа своя ментальность: есть народы торгующие, есть народы обшивающие, а есть те, кто любит работать на земле. Немцы — народ, который умеет делать из пустыни оазис. Поэтому, как только выходил какой-нибудь манифест — приглашение Екатерины II селиться на окраинах России, указ об освоении земель Сибири или северного Казахстана, — немцы отправлялись туда. Вот и когда мне было семь мы с семьёй переехали в целинный регион Казахстана.

В моей семье друг с другом говорили на немецком. Но сказки мне читали всякие: и русские, и немецкие. Бабушка пела на немецком, так как плохо говорила по-русски. Мама — на русском и украинском. Это нормально, потому что всегда есть влияние народов, которые живут с тобой по соседству.

Чтобы уехать в Германию на ПМЖ, необходимо доказать, что ты немец.
Во-первых, нужно предоставить документы, подтверждающие национальность.
Во-вторых, один из родителей должен засвидетельствовать, что он тоже немец.
В-третьих, придётся сдать языковой тест. В какой-то момент правила приёма ужесточили: человек должен был говорить не только на немецком, но и на диалекте. Со стороны Германии это было жестоко, ведь долгое время советская власть буквально выбивала из людей немецкость. К счастью, потом это требование отменили.

Мой дедушка был в трудармии в Воркуте, но в семье это подавалась так, что, мол, все были и он был. Благодаря своему окружению я жила в отдельном мире — немецком, но позитивном. Только в студенческие годы до меня по крупицам стала доходить информация о том, что произошло с моим народом. Потом Советский Союз распался, появилось много общественных движений. Так случилось, что я возглавила молодёжную организацию российских немцев сначала в Казахстане, а потом и в России. Через какое-то время меня выбрали на должность заместителя председателя Международного союза немецкой культуры.

Самая большая проблема российских немцев — дисперсность проживания. Очень сложно сохранять традиционные элементы культуры и языка, когда одна семья живёт в Воркуте, вторая — в Магадане, третья — в Горно-Алтайске, а четвёртая — в Калининграде. Ещё одна важная проблема, вытекающая из первой, — отсутствие критической массы. Нельзя открыть немецкую группу в детском саду или преподавать немецкий в школе для одного ребёнка.

Многие российские немцы не говорят по-немецки — и это тоже проблема. Есть и те, кто не владеет немецким, но указывает этот язык как родной — такое бывает часто. В России любят жить символами. У российских немцев тоже есть свои символы: республика, которую ликвидировали, немецкий язык. Хочется, чтобы эти символы были реальностью, но это не так. И люди продолжают жить иллюзиями — говорят, что немецкий их родной язык, не зная его и не предпринимая никаких усилий, чтобы его выучить. Я не осуждаю тех, кто не говорит по-немецки и при этом называет себя немцем. Но я считаю, что каждый российский немец должен приложить все усилия, чтобы его дети и внуки владели языком — только так произойдёт восстановление утраченной цепочки. Я знаю немецкий благодаря своим бабушке и дедушке. Мои родители приложили все усилия, чтобы мои дети говорили на немецком. Причём мне было важно, чтобы мои дети знали не только диалект, но и литературный немецкий, поэтому я добилась, чтобы они его изучали в школе. Мой муж тоже российский немец, но дома мы говорим преимущественно по-русски.

Не могу сказать, что российские немцы стремятся находить себе пару среди таких же российских немцев. Конечно, есть молодые люди, которые обязательно хотят девочку-немку или мальчика-немца. Мне кажется, это перегибы в сознании. Я вообще не смотрю на национальность. Я человек мира. Помню, как возмущалась, когда моя бабушка отправляла меня в немецкие сёла и говорила, что нужно найти немецкого жениха и никакого другого.

Наверное, главное отличие русских и немцев — в том, что русскому нужно всё и сразу, а немец чётко знает, чего хочет, сколько ему потребуется действий и времени, чтобы достичь цели. Успех приходит, когда соединяются сила духа и авантюрность русских с плановым подходом к делу немцев. Когда постоянно живёшь в русской эмоциональности и авантюрности, очень устаёшь. Когда всё время живёшь в немецкой плановой ментальности, скучаешь. В этом плане российским немцам очень повезло. Мне здорово жить в той точке, в которой я нахожусь: я могу сломя голову во что-нибудь броситься, но при этом всё просчитать.

В 1941-го году автономия поволжских немцев перестала существовать. Хотя эта территория долгие годы была населена немецким народом. Самое массовое заселение произошло благодаря Екатерине II. В начале второй половины XVIII века императрица пригласила жителей некоторых стран Европы переселиться к берегам Волги.

Манифест о дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованным им правах.

Мы, ведая пространство земель Нашей Империи, между прочего усматриваем наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся, немалое число, из которых многие в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая. Сие подало Нам причину в пользу всех Наших верноподданных издать манифест.

Колонистов снабдили деньгами, обещали не применять запреты на вероисповедание, дали возможность брать ссуду у государства. В то время рядовые жители Германии испытывали трудности – подвергались притеснению со стороны землевладельцев, испытывали хозяйственные нужды. Поэтому приглашение Императрицы Российской многие приняли с радостью. Большая часть иммигрантов поселилась на территориях нынешних Саратовской и Волгоградской областей. Эти места хорошо подходили для земледелия, и трудолюбивые немцы быстро там обжились.


Немецкая слобода

Но поволжская земля не первая впустила немцев на свою территорию. Иноземцы из Германии селились в Москве и других российских городах еще в XV-XVI веках. Их селения называли Немецкой слободой. Первая слобода в Москве появилась и вовсе еще при Василии III. Но свой расцвет она пережила во время правления Петра Первого. Слобода привлекала юного царя - ему интересно было общаться с людьми, которые умели строить корабли, которые знали, как весело проводить время и искусно ухаживать за дамами.


Именно там Петр Алексеевич познакомился с учителями морского дела - Францом Тиммерманом и Карштеном Брандтом. Новая Немецкая слобода (Старую сожгли во время нападения хана Девлет Гирея в 1571 году) со временем стала общественно-культурным центром Москвы: Кремль с его старинными дворцами Петра не радовал.

Древняя Русь с немцами

Если копать еще глубже, то немало немецких корней можно встретить еще в Древней Руси. На территории восточнославянских княжеств пребывали немецкие мастера и ремесленники. Одни приезжали добровольно, а кому-то приходилось по приказу оставлять родные земли: например, сыну Юрия Долгорукого - князю Андрею, император Фридрих Барбаросса прислал своих архитекторов для строительства части Суздаля (первая половина XII века).

Активно в Древней Руси заключались двусторонние браки между знатью, которые позволяли укреплять русским князьям отношения с европейцами. Например, князь Владимир Красное Солнышко взял в жены дочь немецкого графа Куно фон Эннингена. А на немецких принцессах были женаты трое сыновей Ярослава Мудрого. Так что немецкие фамильные древа имеют очень длинную историю в России.

Век XX. Послевоенная жизнь


Временное размещение поволжских немцев в Канзасе, 1875

Свободу немцы вдохнули в период перестройки. Показательным в этот период стало то, что о них стали писать в газетах.

Ближе к нашим дням

Русские немцы сегодня

В начале 2010 года согласно Всероссийской переписи населения в России проживало более трехсот тысяч русских немцев. Эти люди с большим уважением относятся к своим предкам, чтят их традиции и культуру. Они собирают исторические факты, проводят фестивали в России.


Фото: Марина Эссен

В одной из таких групп мы пообщались с русской немкой Мариной Эссен, которая живет в городе Оренбурге. В 1765 году ее далекий предок, на основании манифеста Екатерины Великой решил переехать в Россию. Он приехал из южной Германии и основал в Поволжье колонию под названием Галка. Предки Марины жили там вплоть до 1941 года, потом всех депортировали. К истории своей семьи, как и многие другие российские немцы Марина Эссен относится с глубоким уважением, но, по словам девушки, возрождать культуру крайне тяжело.

Екатерина Гербст проживает в Тюмени. Ее предок Johann Herbst иммигрировал со своей женой из города Мекленбурга. В Россию они приехали примерно 1762-1763 году, уже в здесь у них родились дети.


Фото: Екатерина Гербст

Несколько поколений из рода Herbst жили в Волгоградской области. С началом Великой Отечественной войны семью дедушки Екатерины – Виктора Гербст (который был еще ребенком) – репрессировали в поселок Мирный Тюменской области. Деду Екатерины, его матери и братьям удалось выжить, а уже его дедушку и отца расстреляли.

Впоследствии трех братьев отправили в ГУЛАГ на 10 лет. После того, как братья деда Екатерины вышли из лагеря, они женились и взяли фамилии жен. Только дед Екатерины Гербст – Виктор оставил свою немецкую фамилию. Он жил в Мирном до 1985 года, потом переехал. Сейчас этот поселок не существует - последние его жители были немцы - бабушка и дедушка по материнской линии Екатерины Гербст. Когда они умерли, не стало и поселка.

Свои среди чужих и чужие среди своих. Начала истории их жизни в России, кажется, не найти. Может быть, их история и вовсе не имеет границ. Ясно, что многие русские немцы очень чтят свои традиции и чувствуют свою принадлежность к какой-то особой культуре, люди которой любят Россию и уважают свои немецкие корни.

Читайте также: