Народные песни южного урала сообщение

Обновлено: 02.07.2024

РУССКАЯ ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ / ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАСЕЛЕНИЯ / ЮЖНЫЙ УРАЛ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN VOCAL TRADITION / THE HISTORICAL AND ETHNOGRAPHIC PECULIARITIES OF THE SETTLEMENT / THE SOUTH URALS / REGIONAL SINGING CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафонова Наталья Александровна

Сохранение в современном культурном поле песенных традиций является приоритетным для любой стадии развития этноса. В них аккумулирован жизненный опыт предшествующих поколений, они выступают своего рода индикатором культурного состояния общества и происходящих в нем изменений, служат ценнейшим источником информации по истории функционирования культуры. Особенности становления русской песенной традиции связаны с историей заселения и становления исследуемой территории Южного Урала , русское население которого формировалось преимущественно в ходе земельной и промышленной колонизации разновременными переселенческими потоками из многих российских губерний, а также вследствие создания оренбургской укрепленной линии, прикрывавшей юго-восточную границу российского государства. В процессе переселения русских на Южный Урал сложились три социокультурные общности крестьянство, горнозаводское население и казачество. Историко-этнографические особенности заселения Южного Урала формируют пеструю картину региональной песенной культуры , базировавшуюся на традициях переселенцев из северных, северо-западных, центральных и др. регионов России. Материалы фольклорно-этнографических экспедиций демонстрируют преобладание лирических песен семейно-бытового цикла, сохранность в пассивной памяти информантов свадебных песен, бытование в сельской местности в контексте похоронно-поминального обряда духовных стихов, при этом практически утрачены песни календаря.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сафонова Наталья Александровна

Некоторые способы и средства сохранения и трансляции традиционной фольклорной песни в современное общество

FEATURES OF FORMATION OF THE RUSSIAN SONG TRADITION OF THE SOUTHERN URALS

Preservation of song traditions in the modern cultural field is a priority for any stage of ethnic development. They accumulate the life experience of previous generations, they are a kind of indicator of the cultural state of society and the changes taking place in it, are the most valuable source of information on the history of the functioning of culture. Features of formation of the Russian song tradition are connected with history of settling and formation of the investigated territory the Southern Urals. The Russian population was formed mainly in the course of land and industrial colonization by multi-temporal resettlement flows from many Russian provinces, as well as due to the creation of the Orenburg fortified line that covered the South-Eastern border of the Russian state. In the process of resettlement of Russians in the Southern Urals, there was the formation of three socio-cultural communities the peasantry, the mining population and the Cossacks. Historical and ethnographic features of the settlement of the southern Urals form a colorful picture of the regional song culture, formed on the traditions of immigrants from the Northern, North-Western, Central and other regions of Russia. The materials of folklore and ethnographic expeditions demonstrate the predominance of lyrical songs of the family and household cycle, the preservation of wedding songs in the passive memory of informants, the existence in rural areas in the context of the funeral and memorial rite of spiritual poems, the mention of the songs of the calendar is almost lost.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ ЮЖНОГО УРАЛА

Сохранение в современном культурном поле песенных традиций является приоритетным для любой стадии развития этноса. В них аккумулирован жизненный опыт предшествующих поколений, они выступают своего рода индикатором культурного состояния общества и происходящих в нем изменений, служат ценнейшим источником информации по истории функционирования культуры. Особенности становления русской песенной традиции связаны с историей заселения и становления исследуемой территории - Южного Урала, русское население которого формировалось преимущественно в ходе земельной и промышленной колонизации разновременными переселенческими потоками из многих российских губерний, а также вследствие создания оренбургской укрепленной линии, прикрывавшей юго-восточную границу российского государства. В процессе переселения русских на Южный Урал сложились три социокультурные общности - крестьянство, горнозаводское население и казачество. Историко-этнографические особенности заселения Южного Урала формируют пеструю картину региональной песенной культуры, базировавшуюся на традициях переселенцев из северных, северо-западных, центральных и др. регионов России. Материалы фольклорно-этнографических экспедиций демонстрируют преобладание лирических песен семейно-бытового цикла, сохранность в пассивной памяти информантов свадебных песен, бытование в сельской местности в контексте похоронно-поминального обряда духовных стихов, при этом практически утрачены песни календаря.

Ключевые слова: русская песенная традиция, историко-этнографические особенности заселения, Южный Урал, региональная песенная культура

Для цитирования: Сафонова, Н. А. Особенности формирования русской песенной традиции Южного Урала / Н. А. Сафонова // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 4 (56). -С. 91-96.

Проблема сохранения, изучения и развития культурных ценностей, аккумулированных в песенных традициях, является одной из приоритетных для каждого этапа развития культуры. Отдельные элементы и целые направления песенной культуры прошлого важно и нужно анализировать не только как достояние истории, но и как отражение культуры в ее актуальном состоянии. Эту заинтересованность можно объяснить разными факторами.

Во-первых, осознанием важности заложенной в песенных традициях этнокультурной информации, сохраняющей и транслирующей наиболее значимые духовно-нравственные ценности

и нормы необходимые для нормальной жизнедеятельности общества. Во-вторых, быстро меняющимися условиями жизни, темпом и ростом технического прогресса, компьютеризацией жизненного пространства, снижающими природную потребность человека в реализации культуро-творческого потенциала. В-третьих, модерниза-ционными процессами, которые влекут за собой ощутимые и далеко не однозначные перемены в сфере народной культуры, что стимулирует актуальность и важность культурологического осмысления современных изменений исследуемого феномена как части общих социокультурных трансформаций современности.

Цель данной статьи - рассмотреть основные факторы, связанные с историей заселения и освоения Южного Урала, повлиявшие на становление песенных традиций. Понимание данного аспекта способствует формированию мультикультурного фольклорного ландшафта региона, что в свою очередь необходимо для представления наиболее полноценной картины региональной культуры. Отсутствие комплексного исследования песенных традиций Южного Урала (изучение в прошлом носило фрагментарный, нецеленаправленный характер) определяет проблематику данной работы.

Изучение песенных традиций определенного региона требует знания разных наук. Культурологическое исследование предполагает формирование диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о явлениях культуры как целостной и многообразной системе. В контексте нашего исследования первичными и необходимыми для более полноценного видения исследуемого феномена являются исторические, этнографические, фольклористические и т. д. знания.

В процессе переселения русских на Южный Урал формировались три социокультурные общности - крестьянство, горнозаводское

население и казачество. Заселение современной территории Челябинской области происходило следующим образом. Северо-восточную часть и центр заняли преимущественно крестьяне из слобод Зауралья1. Население этих слобод составляли в основном выходцы из Поморья и Верхнего Прикамья, в меньшей степени из Поволжья, а также центральных и северозападных областей России [8].

Середина XVIII в. - время наиболее интенсивного заселения русскими Южного Урала. В этот период начинается преобразование экономической сферы региона, развивается горная и металлургическая промышленность. Специфика социально-экономических и при-родно-географических условий горнозаводской части (западные и северные районы Челябинской области), «включавшей в себя заводские поселения, жители которых образовывали особую общность, отличавшуюся от казаков и от

1 К зауральским слободам относились Белоярская-Теченская (село Русская Теча Челябинской области), Верхне-Миасская, она же Чумлятская (село Чумляк Курганской области), Багарятская (село Багаряк Челябинской области), располагавшиеся на крайних рубежах Южного Урала [8, с. 5].

2 Сословие, существовавшее в Башкирии с 1730 по 1865 г. и состоявшее из народов Поволжья и Приуралья: татар, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, башкир [7].

1 Приписные крестьяне - на время отрывавшиеся от своего хозяйства и приписываемые для работы к государственным и частновладельческим предприятиям.

2 Посессионые крестьяне - по договору с их владельцами прикрепленные к купеческим фабрикам.

с. Старобелокатай, с. Ногуши, с. Карлыханово Белокатайского района Республики Башкортостан, с. Биянка Ашинского района, с. Серпиевка Катав-Ивановского района и др. География переселенцев этих певческих сел достаточно многообразна: Тульская, Пензенская, Нижегородская, Калужская, Пермская губернии и др. В исследованных населенных пунктах достаточно широкое распространение имеют лирические, свадебные песни (в том числе и описание самого обряда), духовные стихи, в меньшей степени - календарный фольклор.

В целом, несмотря на малочисленность источников, отсутствие комплексного исследования песенных традиций Южного Урала, наличие работ историков, этнографов, филологов, фольклористов (труды В. Е. Гусева, А. И. Лазарева, А. В. Глинкина, Т. А. Валиахметовой, Т. И. Рожковой, С. А. Моисеевой, Л. И. Брян-цевой и др.), а также собранных к настоящему времени полевых материалов (песенных образцов, описаний празднично-обрядовых традиций, этнографического контекста бытования песен и т. д.) дает возможность сформировать

представление о песенных традициях как части региональной культуры изучаемой территории.

В целом бытование песенных образцов, относящихся к неприуроченным жанрам, вплоть до настоящего времени обуславливается отсутствием привязки к давно уходящим

1 В основу работы положен полевой материал, собранный в фольклорно-этнографических экспедициях по Южному Уралу преподавателями и студентами кафедры этнокультурного образования Челябинского государственного института культуры. За период с 1998 по 2018 г было исследовано около 30 населенных пунктов в разных районах Челябинской области и Республики Башкортостан.

традиционным обрядам и ритуалам, а также сохранением данных жанров в среде пожилых людей как ценного жизненно значимого сокровенного духовного наследия.

Из вышесказанного следует, что историко-этнографические особенности заселения Южного Урала формируют пеструю картину региональной песенной традиции. В данной местности она носит вторичный характер и связана с традициями переселенцев из северных, северо-западных, центральных и других областей России. В связи с чем исследование таких полиэтничных регионов, как Южный Урал, вызывает особый интерес. Несмотря на неизбежный процесс утраты, фольклор данной тер-

ритории сохраняется по большей части в пассивной памяти информантов-носителей и достаточно активно реализуется в сфере художественной самодеятельности, зачастую в измененном формате. Дальнейшее изучение песенных традиций Южного Урала (система жанров, их этнографический контекст, функциональное определение, выявление роли традиционных песенных образцов в современном культурном поле, пути их актуализации и т. д.) позволит дать ретроспективный анализ, восстановить картину русской песенной культуры Южного Урала и провести сравнительно-сопоставительный анализ песенных традиций Урала в целом.

1. Глинкин, А. В. Песни оренбургских казаков: старые и новые записи / А. В. Глинкин, А. И. Лазарев. - Челябинск :

Челяб. гос. ун-т, 1996. - 266 с.

2. Казакова, Г. М. Культура Южного Урала: локальный вариант регионального измерения: монография / Г. М. Ка-

закова. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - С. 9-10.

3. Калужникова, Т. И. Песенная традиция русского населения Среднего Урала: учеб. пособие для студентов музы-

кальных вузов / Т. И. Калужникова; Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2005. -200 с.; нот.

4. Лазарев, А. И. Поэтическая летопись заводов Урала / А. И. Лазарев. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1972. -

310 с.: ил., рис., портр.

5. Лазарев, А. И. Трудные темы изучения фольклора : учеб. пособие / А. И. Лазарев. - Челябинск : Челяб. гос. ун-т,

6. Лузин, Л. Н. Планета Южный Урал. Русские : в 3 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] / Л. Н. Лузин // МеШазавод. - Ре-

7. О казаках-мусульманах в Оренбургском казачьем войске в Челябинской области [Электронный ресурс] / Земля

9. Савельева, Н. М. За Уралом, братцы, за рекой. Народные песни и наигрыши оренбургских казаков / Н. М. Са-

вельева. - Оренбург: Димур, 2009. - С. 10.

10. Самигулов, Г. Х. Из истории Челябинска : в 3 кн. Кн. 1. Крепость и провинциальный город с 1736 по 1781 год / Г. Х. Самигулов; науч. ред. д-р ист. наук. А. Д. Таиров. - Челябинск : Каменный пояс, 2015. - 140 с.: ил.

11. Христиансен, Л. Л. Избранные статьи по фольклору (к 100 - летию со дня рождения) : сб. ст. / Л. А. Христиан-сен; ред.-сост. А. С. Ярешко. - Саратов : Саратов. гос. консерватория (академия) им. Л. В. Собинова, 2010. -232 с.

FEATURES OF FORMATION OF THE RUSSIAN SONG TRADITION OF THE SOUTHERN URALS

Abstract. Preservation of song traditions in the modern cultural field is a priority for any stage of ethnic development. They accumulate the life experience of previous generations, they are a kind of indicator of the cultural state of society and the changes taking place in it, are the most valuable source of information on the history of the functioning of culture. Features of formation of the Russian song tradition are connected with history of settling and formation of the investigated territory - the Southern Urals. The Russian population was formed mainly in the course of land and industrial colonization by multi-temporal resettlement flows from many Russian provinces, as well as due to the creation of the Orenburg fortified line that covered the South-Eastern border of the Russian state. In the process of resettlement of Russians in the Southern Urals, there was the formation of three socio-cultural communities - the peasantry, the mining population and the Cossacks. Historical and ethnographic features of the settlement of the southern Urals form a colorful picture of the regional song culture, formed on the traditions of immigrants from the Northern, North-Western, Central and other regions of Russia. The materials of folklore and ethnographic expeditions demonstrate the predominance of lyrical songs of the family and household cycle, the preservation of wedding songs in the passive memory of informants, the existence in rural areas in the context of the funeral and memorial rite of spiritual poems, the mention of the songs of the calendar is almost lost.

Keywords: russian vocal tradition, the historical and ethnographic peculiarities of the settlement, the South Urals, regional singing culture

For citing: Safonova N. 2018. Features of formation of the Russian song tradition of the Southern Urals. Culture and Arts Herald. No 4 (56): 91-96.

1. Glinkin A., Lazarev A. 1996. Pesni orenburgskikh kazakov: starye i novye zapisi [Songs of Orenburg Cossacks: old and new records]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University. (In Russ.).

2. Kazakova G. 2007. Kul'tura YUzhnogo Urala: lokal'nyy variant regional'nogo izmereniya [Culture of the Southern Urals: a local version of the regional dimension]. St. Petersburg: The Herzen State Pedagogical University of Russia. (In Russ.).

3. Kaluzhnikova T. 2005. Pesennaya traditsiya russkogo naseleniya Srednego Urala [Song tradition of the Russian population of the Middle Urals]. Ekaterinburg: Ural State Mussorgsky Conservatorie. (In Russ.).

4. Lazarev A. 1972. Poeticheskaya letopis' zavodov Urala [A poetic chronicle of the factories in the Urals]. Chelyabinsk: YUzhno-Ural'skoye knizhnoye izdatel'stvo. (In Russ.).

8. Saveleva N. 2009. Za Uralom, brattsy, za rekoy. Narodnyye pesni i naigryshi orenburgskikh kazakov [In the Urals, brothers, beyond the river. Folk songs and tunes of Orenburg Cossacks]. Orenburg: Dimur. P. 10 (In Russ.).

9. Samigulov G. 2015. Iz istorii CHelyabinska : v 3 kn. Kn. 1. Krepost' i provintsial'nyy gorod s 1736 po 1781 god [From the history of Chelyabinsk: in 3 books. Book 1. Fortress and provincial town from 1736 to 1781]. Chelyabinsk: Kamennyy poyas. (In Russ.).

10. LazarevA. 1998. Trudnyye temy izucheniya fol'klora [Difficult topics of folklore study]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University. 318 p. (In Russ.).

11. Khristiansen L. 2010. Izbrannyye stat'i po fol'kloru (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya) [Selected articles on folklore (to the 100th anniversary of the birth)]. Saratov: Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov. (In Russ.).

Музыкальный фольклор Урала многонационален по характеру, что обусловлено пестротой национального состава населения региона. Ареалы расселения народов на территории Урала переплетены между собой, это способствует возникновению различных этнических контактов, проявляющихся и в музыкальном фольклоре. Наиболее изучены башкирские, коми, удмуртские, русские музыкально-фольклорные традиции.

Башкирский музыкальный фольк лор

Корни башкирского фольклора - в культуре тюркских скотоводческих племен, живших на южном Урале с конца IX до нач. XIX в. В фольклоре башкир соединились отголоски языческих и мусульманских верований. Основные праздники приходились на весну и лето; канун полевых работ отмечался сабантуем -праздником плуга. В числе песенных жанров - эпические, обрядовые, протяжные лирические, плясовые, частушки.

Традиционные башкирские инструменты - смычковый кыл кумыз, курай (тростниковая продольная флейта, кубыз (варган).

Музыкальный фольклор Коми

Музыкальный фольклор Коми составляет следующие песенные жанры: трудовые, семейно-бытовые, лирические и детские песни, причитания и частушки. Бытуют и местные формы - ижевские трудовые песни-импровизации, севернокоми богатырский эпос, вымские и верхневычегодские эпические песни и баллады.

Распространено сольное и ансамблевое пение, обычно двух- или трехголосное.

Народные инструменты: 3-струнный сигудэк (смычковый и щипковый); брунган - 4- и 5-струнный ударный инструмент; духовые - чипсаны и пэляны (дудки, разновидность многоствольных флейт, этика пэлян (дудка с надрезанным одинарным бьющим язычком, сюмэд пэлян (берестяная дудка); ударные - тотшкэдчан (вид колотушки, сярган (трещотка, пастушеский барабан. Значительное место в быту занимают русские балалайки и гармошки. На национальных инструментах исполняются звукоподражательные пастушеские наигрыши, охотничьи сигналы, песенные

и плясовые наигрыши в форме импровизаций или в куплетно-вариантной форме.

Русский музыкальный фольк лор

Сформировался в конце XVI-XVIIIв. Местная народно-музыкальная система включает в себя жанры песенного и инструментального фольклора. Ранний пласт образуют приуроченные жанры - обрядовые (календарные, семейно-бытовые) и необрядовые (хороводные, колыбельные, игровые). Среди календарных наиболее древними являются песни святочные, масленичные, троице-семицкие. Важную роль в местном календаре играют необрядовые жанры - хороводные, лирические, частушки, выступающие в значении сезонно приуроченных.

К группе необрядовых приуроченных принадлежат хороводные песни. Наиболее типичны 4 хореографические разновидности хороводов: "паровые", "половые", "поцелуйные"; "стенка на стенку"; "круги; "шествия". Приуроченными являются также колыбельные. Во время игр детьми исполняются детские игровые песни, небылицы, потешки.

Плясовые песни бытуют на Урале с тремя типами плясок: круговыми, переплясами, кадрилями и их разновидностями.

В каждом населенном пункте распространены общерусские и местные частушечные мелодии, именуемые по названию села или деревни. Народные исполнители дифференцируют частушечные напевы на скорые ("крутые", "частые", "короткие") и медленные ("растяжные", "пологие", "длинные").

Особую область музыкального фольклора Урала составляет народная инструментальная музыка.

Марийский музыкальный фольк лор

Фольклор восточных марийцев имеет развитую систему традиционных жанров: героический эпос, легенды и предания, сказки и шуточные рассказы, пословицы и поговорки, загадки. Среди песен с действием выделяются: 1) семейно-обрядовые - свадебные, колыбельные, песни марийского этикета; 2) календарные; 3) песни-коротышки.

Особую группу в музыкально-песенном фольклоре марийцев составляют песни марийского этикета, которые являются результатом крепких родовых взаимоотношений. К ним относятся: гостевые, застольные, уличные песни. Гостевые песни исполнялись в основном по случаю прихода или приезда гостей. Застольные песни исполнялись, как правило, по праздникам. Уличные песни исполнялись также в кругу родных, но вне застолья.

К календарным песням относятся: молитвенные чтения, рождественские, масленичные песни, песни весенне-летних земледельческих работ; песни сезонных женских работ.

Большое место в фольклоре восточных мари принадлежит неприуроченному жанру - такмак. Большинство песен - коротышек (такмак, разнообразных по темам и типам, имеют легкий плясовой характер.

Народный музыкальный инструментарий восточных марийцев достаточно обширен. В списке музыкальных инструментов, о которых имеются сведения в настоящее время:

1) группа ударных инструментов - барабан, коса, стиральная доска, стиральная колотушка, деревянные ложки, шумящий инструмент в форме коробочки с ручкой, деревянный барабан.

2) группа духовых инструментов с семействами: флейт; труб; кларнетов.

3) группа струнных инструментов подразделяется на:

а) смычковые, к которым относятся музыкальный лук, скрипка с двумя струнами и смычком из конского волоса;

б) гусли с корпусом полукруглой формы.

Кроме того, широким распространением у марийцев пользуются общеизвестные массовые музыкальные инструменты: марийская гармоника, тальянка, двухрядка, саратовская, минорка.

Удмуртский музыкальный фольк лор

На формирование удмуртского музыкального фольклора оказало влияние искусство соседних финно-угорских, тюркских, позже русских народов.

Основу традиционной жанровой системы удмуртов составляют обрядовые песни: земледельческие календарные и семейно-обрядовые - свадебные, гостевые, похоронно-поминальные, рекрутские. В удмуртском необрядовом фольклоре представлены лирические и плясовые песни.

В удмуртском народном искусстве выделяются две основные локальные традиции –северная и южная.

В жанровой системе северных традиций преобладают семейно-обрядовые песни, в функции календарных используются русские песни.

В системе жанров южных удмуртов преобладают песни земледельческого календаря.

Удмуртские народные инструменты - крезь, быдзым крезь (гусли, великие гусли, кубыз (скрипка, домбро (домбра, балалайка, мандолина, чипчирган (труба без мундштука, узьы гумы (продольная флейта, тутэктон, скал сюр (пастуший рожок, ымкрезь, ымкубыз (варган, одно- и двухрядная гармонь.

Консультация для родителей. Тема: Фольклор в жизни дошкольников Консультация для родителей. Тема: Фольклор в жизни дошкольников. В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам.

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Фольклор является уникальным.

Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Народная культура региона представлена музыкальным фольклором русских, башкирских, удмурдских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими с XI–XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, который обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества. Уральский русский фольклор сложился под преобладающим воздействием северорусских традиций. Одна из примечательных его черт – близость сельской и городской культур, обусловленная распространением на Урале поселков заводского типа.

С началом процесса колонизации переселенцами из районов Европейского Севера в XVI веке на Урале получил распространение былинный жанр. Немалую роль в этом сыграли скоморохи, бежавшие от преследований властей и церкви. Былины как в полном виде, так и в измененном и сокращенном вариантах, продолжали существовать вплоть до середины ХХ века. Основной территорией бытования преданий, повествующих о событиях и богатырях местной истории, является Северное Прикамье, так как северные земли первыми на Урале стали частью Русского государства и необходимость в их защите от внешних врагов долго сохранялась. Разнообразные сюжеты представлены в жанре исторической песни. Тематика песен направлена на освещение значимых событий, происходящих в Русском государстве. Одно из них – взятие Казани Иваном Грозным:

Зачиналась каменна Москва, Зачинался в ней и грозный царь.

Он Казань-город на славу взял, Мимоходом город Астрахань…

В песенной традиции Урала находили отражение события крестьянских войн XVII–XVIII вв. (песни о Ермаке, К. Булавине, С. Разине, Е. Пугачеве):

Нас пугали Пугачем,

А нам было нипочем. Был когда-то он, пошел, Собирали ему стол.

Тетка Колёдка, Дай пирожка.

Не дашь пирога –

Я корову за рога,

Дашь пирожка – Обмету ворота.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю, Со скотом, с животом,

Со пшанисой, с овсесом!

К Зимним святкам на Урале относятся святочные гадания и игрища и сопровождавшие их песни, которые проводились в специально откупленных избах.


Провожала Кострому

На щужую сторону, Кисель да блины, Каша масленая.

Перед началом сенокоса праздновали Аграфену

Купальницу. В этот день было принято обливаться водой (бабы – мужиков, мужики – баб). В Иванов день было принято париться в банях.

Свадебный обряд

- знакомство с хозяйством жениха;

- сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки – денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.).

Свадебный обряд уральских казаков представлял собой единый комплекс, имевший как общероссийские черты, так и самобытные. В основные этапы свадебного обряда входило:

- просватанье (с Рождества до Масленицы);

- запой (родственники обеих сторон договаривались о

- вечорки (девушки и парни веселились около трех недель);

- девичник (с головы невесты снимали ленту и расплетали косу);

- утро свадебного дня (сбор свадебного поезда, приезд в дом невесты);

- благословение невесты и отъезд под венец;

- привоз приданого в дом жениха и приезд молодых после венца;

- отхожа (сваха с дружкой уводили молодых спать);

- поклон – молодой благодарил родителей невесты за воспитание дочери и разбивал рюмку (если невеста не сохранила честь, то рюмку не били, и весь эпизод назывался

- шествие ряженых (родственники жениха рядились в

медведя, цыгана), похмелье.

У казаков после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной лицо и с гиканьем, с песнями разъезжали по станице на волах, запряженных в повозки – рыдваны. Заезжали в гости к кумовьям и другим гостям.

Все обряды, входившие в свадебный обряд, сопровождались песнями различных жанров: лирическими, прощальными (с причетами), величальными, шуточными. Характерной особенностью уральской свадьбы является исполнение причитаний как в сольном, так и в групповом исполнении. Две формы причети могли звучать одновременно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Настолько песня хороша, Прозрачно - родниковая, Что хочет хмурая душа, Чтоб п.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Настолько песня хороша, Прозрачно - родниковая, Что хочет хмурая душа, Чтоб п.

познакомиться с русской народной песней, историей её возникновения, первой и.

познакомиться с русской народной песней, историей её возникновения, первой исполнительницей, классификацией

ГИПОТЕЗА Доказать, что русская народная песня не утратила своего значения в с.

ГИПОТЕЗА Доказать, что русская народная песня не утратила своего значения в сегодняшнее время и является одним из любимых жанров жителей Южного Урала

ЗАДАЧИ 1. Собрать и изучить материал по данной теме. 2. Проанализировать русс.

ЗАДАЧИ 1. Собрать и изучить материал по данной теме. 2. Проанализировать русские народные песни жителей Южного Урала

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: русская народная песня. Предмет исследования: художестве.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: русская народная песня. Предмет исследования: художественные особенности русских народных песен жителей Южного Урала

НОВИЗНА ДАННОЙ РАБОТЫ Данная тема впервые разработана на основе различных ист.

НОВИЗНА ДАННОЙ РАБОТЫ Данная тема впервые разработана на основе различных источников, изучены русские народные песни жителей Южного Урала, история их возникновения, классификация, художественные особенности

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ писал о песне, неоднократно употреблял словосочетания.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - ОДИН ИЗ ВИДОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, УНИКАЛЬН.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - ОДИН ИЗ ВИДОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, УНИКАЛЬНЫЙ САМОБЫТНЫЙ ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ

Собиратель таких песен. Известный фольклорист, литературовед, краевед, доктор.

Ирина Андреевна Федосова (1827-1899) – выдающаяся народная поэтесса России XI.

Ирина Андреевна Федосова (1827-1899) – выдающаяся народная поэтесса России XIX века, талантливая исполнительница обрядовых причитаний и эпических песен ПЕРВАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН На Южном Урале русская народная.

ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ: Календарно – обрядовые Исторические Песни литературного про.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН ЖИТЕЛЕЙ ЮЖНОГО УРАЛА По сод.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН ЖИТЕЛЕЙ ЮЖНОГО УРАЛА По содержанию они различны, но все имеют общие черты в построении, в приёмах раскрытия настроения и чувств героев, а тайна скрыта в языке. Во многих песнях прменяется приём сравнения. Он состоит в том, что человеческие чувства и переживания сравниваются с миром природы.

В РУССКИХ ПЕСНЯХ ЖИТЕЛЕЙ ЮЖНОГО УРАЛА ПРОСТОТА И ШИРОКИЙ РАЗМАХ НАРОДНЫХ НАП.

ТАК ЖЕ, КАК И В БЫЛИНАХ, В НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ ПРИМЕНЯЮТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СРАВНЕНИ.

ЗАДУШЕВНЫЙ ТОН УСИЛИВАЕТСЯ ШИРОКИМ ПРИМЕНЕНИЕМ УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫХ С.

Иду с работы хоженой тропой, Спадает солнечный дневной накал. Иду и вновь люб.

Иду с работы хоженой тропой, Спадает солнечный дневной накал. Иду и вновь любуюсь я тобой, Мой голубой, мой сказочный Урал.

ВЕЧЕРНИЙ ВОЗДУХ СВЕЖИЙ ЧУТЬ ДРОЖИТ, ВОКРУГ НЕПОВТОРИМАЯ КРАСА. СОСНОВЫЙ БОР Н.

ВЕЧЕРНИЙ ВОЗДУХ СВЕЖИЙ ЧУТЬ ДРОЖИТ, ВОКРУГ НЕПОВТОРИМАЯ КРАСА. СОСНОВЫЙ БОР НАДЁЖНО СТОРОЖИТ ПОКОЙ ОЗЁР, ПРОХЛАДНЫХ, КАК РОСА.

БЕРЁЗКИ В БЕЛЫХ ФАРТУКАХ БЕГУТ, КАК ШКОЛЬНИЦЫ, ГУРЬБОЙ ВЕСЁЛОЙ С ГОР, СМОТРЮ.

БЕРЁЗКИ В БЕЛЫХ ФАРТУКАХ БЕГУТ, КАК ШКОЛЬНИЦЫ, ГУРЬБОЙ ВЕСЁЛОЙ С ГОР, СМОТРЮ, СМОТРЮ ВОКРУГ И НЕ МОГУ, КАК ОТ ЛЮБИМОЙ ОТВЕСТИ СВОЙ ВЗОР

Хорошо тебе, берёза, У тебя зелёный лист. Хорошо тебе, подруга, Тебя любит тр.

Хорошо тебе, берёза, У тебя зелёный лист. Хорошо тебе, подруга, Тебя любит тракторист.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ЮЖНОГО УРАЛА ПОВОЛЖЬЯ 1. «Из-за гор-то, гор да вылетал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Отрадно, что в наше время пишутся новые произведения, в которых с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Отрадно, что в наше время пишутся новые произведения, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это, действительно, чистые родники. Хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими светлыми потоками… До тех пор пока мы будем жить, будет жить и наша народная песня. Она не утратила своего значения в сегодняшнее время, является любимым жанром жителей Южного Урала.


Белый лебедь по морю плывёт, Он к себе свою лебёдушку зовёт: «Прилети ко мне.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 165 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.03.2019 1128
  • PPTX 1.5 мбайт
  • 22 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Нестерова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.







Программа по литературе позволяет познакомить школьников с народными представлениями о мире наших предков посредством мифов о богах, связанных с природой и различными обрядами. Многое сейчас потеряно, забыто, и лишь негромкие отголоски преданий, легенд, поверий нашли своё отражение в мифологии. Детям я стараюсь дать чёткое представление о мифе. Народным, земледельческим культом был солнечный культ. Солнечные божества олицетворяли собой солнце, которое оплодотворяло землю.



Читайте также: