Народная музыка кубы сообщение

Обновлено: 04.07.2024

В культура Кубы Он разнообразен и имеет влияние Европы, Африки и традиций, унаследованных от коренных жителей острова. Этот культурный микс отражается в таких аспектах, как религия, музыка, танцы и гастрономия.

До прихода испанских поселенцев земля Кубы была заселена различными культурами Мезоамерики. Начиная с 1492 года, испанское завоевание изменило первоначальный образ жизни.

Среди некоторых новых элементов для территории испанцы ввели сахар и табак. Эти два продукта стали основным источником дохода и производства на острове в течение нескольких столетий. С другой стороны, именно испанские завоеватели завезли африканских рабов на территорию для различных работ на плантациях и многого другого.

В течение 19 века между Испанией и Америкой велись различные войны, которые привели, в случае Кубы, к выводу испанских войск в 1898 году. После этого военное правительство Соединенных Штатов захватило власть в стране. остров, пока, наконец, не обретет независимость.

Это в 1902 году, когда Кубе удается добиться независимости. Здесь начнется период экономического развития. Однако также рождается новый период диктатур и последующий триумф кубинской революции, которая руководила страной с 1950-х годов.

Несмотря на политические и экономические трудности Кубы, ее культура является одной из самых популярных в Карибском бассейне. Его музыка была иконой в латинских жанрах, и большая часть его гастрономии признана в разных странах Америки.

Кубинские традиции

Карибский фестиваль, фестиваль огня

Он отмечается ежегодно, начиная с первых дней июля, в Сантьяго-де-Куба. Он проводится с 1981 года и порождает многочисленные обмены и культурные мероприятия, такие как танцевальные представления, музыка, спектакли, сериалы фильмов и многое другое.

На протяжении всей истории кубинским фестивалем выступали различные важные персонажи, такие как Габриэль Гарсиа Маркес и Хуан Бош. Это мероприятие обычно длится примерно 8 дней.

Среди различных динамик, которые можно найти в рамках фестиваля, обычно проводится Парад Змеи, с которого начинается празднование. Это шествие, объединяющее город с местными танцами. Маршрут проходит от площади Пласа-де-Марте до парка Сеспедес.

С другой стороны, событие завершается Сожжением дьявола. Традиция, согласно которой большая фигура дьявола сжигается на берегу моря как символ уничтожения зла.

Парранда-де-Ремедиос в Вилья-Клара

Он отмечается в Ремедиос, одном из старейших городов Кубы, и является одним из самых популярных и старейших фестивалей. Проводится с 16 по 26 декабря. Ночные праздники, такие как танцы, фейерверки и парады, проходят в течение недели на колониальных улицах таких районов, как Сан-Сальвадор и Эль-Кармен.

Этот праздник берет свое начало в 1820 году, когда священник Виджил де Киньонес, видя, что люди не ходят в церковь по утрам под Рождество, призвал группу детей совершить поездку по городу с маракасами и банками. и чайные ложки, чтобы привлечь внимание жителей города, чтобы они собирались вот так на улицах и ходили в церковь. Так родился Parranda de Remedios, один из самых важных праздников на Кубе.

Это событие является частью культурного наследия кубинского народа с 2013 года и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО с 2018 года.

Кубинские карнавалы

В некоторых регионах Кубы, таких как Гавана, Сантьяго-де-Куба, Вилья-Клара и Лас-Тунас, карнавалы отмечаются с конца июня по июль. Это праздник, в котором сосредоточено множество традиций. Плавучие лодки, живая музыка, традиционные блюда, ремесленные распродажи и многое другое.

Установленная дата не установлена, однако в таких областях, как Камагуэй, празднования начинают проводиться с последних дней июня. В каждом регионе может быть своя дата.

В Гаване праздник обычно проходит в первые недели августа. Среди выдающихся мероприятий - парад по Малекону с длинным маршем поплавков и людей, которые традиционно отправляются из Ла-Пирагуа на Калле-Марина. Это мероприятие также включает соревнование между поплавками, которые соревнуются за приз Карнавала.

После парада обычно проходят концерты с национальными группами, которые исполняют музыку, варьирующуюся от сальсы до тимбы.

Праздник красных и синих полос Маджагуа

Это праздник, который проводится в муниципалитете Маджагуа в провинции Сьего-де-Авила. В рамках этого фестиваля проходят культурные мероприятия, такие как шествия, традиционные танцы и музыка с традиционными инструментами, такими как трес или маримба.

Он отмечается в ноябре месяце. Город обычно делится на два лагеря с группами, которые одеваются и характеризуются синим или красным цветом. С годами празднование претерпевало изменения. Иногда стороны соревнуются друг с другом перед присяжными. Также проводятся игры и парады.

Гаванский театральный фестиваль

Он проводится ежегодно с 1980 года в театрах и на площадях Гаваны. Представленные работы могут быть как от национальных, так и от международных групп. Организуются презентации различных жанров, таких как танец, перформанс и музыка. Это пространство призвано дать свет театральному движению и обмену культурами.

Таможня

Приоритет для семьи

Кубинцы имеют обыкновение отдавать приоритет своей семье, которая во многих случаях зачастую бывает довольно большой.

Пить ром

Когда дело доходит до употребления этого алкогольного напитка, кубинцы обычно бросают напиток на землю в качестве ритуала для святых, чтобы благословить торжество. С другой стороны, они, как правило, пьют его без сопровождения, например, газировку или лед.

Отдавать

Известно, что одна из самых характерных черт кубинцев - давать или делиться. Их дают доставлять без необходимости получать что-то взамен.

Теплые приветствия

Еще одна отличительная черта кубинцев - это приветствие поцелуями. Обычно они очень ласковы и не считают излишней самоуверенностью или вторжением в пространство. Этот аспект также обычно хорошо известен в других латинских странах.

Любовь к бейсболу и домино

И бейсбол, и домино - часть семейного досуга. Первый занесен в список национальных видов спорта и им часто занимаются с большим количеством фанатов. Домино практикуют среди друзей и семьи, особенно на вечеринках и торжествах.

Кубинская гастрономия

Старая одежда

Это одно из самых символичных блюд кубинской гастрономии. Смешайте приготовленное мясо и тертое в соусе, приготовленном из лука, перца, чеснока, соли, перца, оливкового масла, винного или говяжьего бульона и помидоров. Его также подают с рисом с фасолью и бананами.

Происхождение этого блюда точно не известно, существует несколько версий его истории. Рецепт может отличаться в зависимости от региона или местности, в которой его готовят. Это также популярное блюдо в других странах, таких как Куба, Пуэрто-Рико, Венесуэла и Мексика.

Мавры и христиане или мавританский рис

Еще один популярный рецепт испанского происхождения. Он состоит из комбинации риса с черной фасолью, приготовленной с луком, чесноком, орегано, лавровым листом, маслом и солью. Обычно он имеет сходство с другими рецептами, такими как Морискета. Это блюдо обычно употребляют в таких странах, как Испания и Доминиканская Республика.

Кубинский аджиако

Считается одним из национальных блюд Кубы. Некоторые приписывают его происхождение коренным кубинским аборигенам, которые употребляли его еще до прихода испанцев. Отсюда можно было быть уверенным, что это блюдо может иметь более чем 400-летнюю историю. С другой стороны, есть те, кто уверяет, что это сочетание испанских и кубинских рецептов.

Кроме того, ахиако был связан с городом Камагуэй, который в 16 веке был известен как город Санта-Мария-де-Пуэрто-дель-Принсипи. Сообщается, что ахиако готовили в этом районе для празднования католических фестивалей, таких как Сан-Хуан и Сан-Педро, в течение июня.

Рецепт этого супа может отличаться в зависимости от региона страны, в которой он готовится. Есть семьи, которые обычно готовят его к новогодним обедам. Его продукция включает свежие овощи, картофель, спелый банан, юкку, зеленый банан, тыкву, сало и мясо, такое как курица, свинина и вяленое мясо. Также включены помидоры, лимон и приправы.

Юка с моджо

Это может быть гарнир или основное блюдо традиционной кубинской кухни. Это блюдо из юкки, приготовленное с соусом или креольским моджо, приготовленное из апельсина, чеснока, растительных масел и лука. Мягкие юкки поливают моджо, и они готовы к употреблению.

Хвост на

Это очень популярное острое рагу из бычьего хвоста. Мясо готовят вместе с соусом из перца, петрушки, тмина, орегано, сухого или красного вина, острого перца или острого соуса. Также добавлено оливковое масло. Обычно его подают вместе с рисом.

Музыка на Кубе

Музыка - один из наиболее представительных элементов кубинской культуры. На его улицах постоянно звучит музыка. В целом кубинцы также отлично владеют танцами, по этой причине и музыка, и танец ежедневно дополняют друг друга.

Кубинская музыка разнообразна, и по большей части она родилась из смеси африканских ритмов и ударных, с добавлением европейских влияний, таких как мелодия или стихи. С другой стороны, он признан одним из самых популярных в латинском жанре и включает в себя следующие стили:

–Находятся: этот, в частности, помог зарождению других кубинских музыкальных жанров. Он возник в 19 веке и сочетает в себе испанские стихи и хор с вокалом и африканским барабаном.

–Соус: потомок кубинского сына с влиянием американского джаза.

–Болеро: из Сантьяго. Это в основе своей романтический жанр, представленный солистами или дуэтами, а также в форме баллады.

–Джаз: Это один из самых популярных жанров на Кубе. В честь этого музыкального жанра даже проводится Гаванский джазовый фестиваль.

–Тимба: современная и быстрая версия сальсы, созданная сыном, которая в настоящее время является одним из самых популярных жанров на острове. Он сочетает в себе африканские танцы и ритмы, такие как румба, рэп и даже регги.

Религия на Кубе

До Кубинской революции доминирующей религией на Кубе был католицизм, введенный испанскими колонистами. Впоследствии контроль государства над религиозными верованиями и деятельностью привел к тому, что с 1950-х годов общество начало считать себя атеистом. Это было с 90-х годов, когда надзор за этим вопросом уменьшался, и в этом отношении было больше свободы.

В настоящее время на Кубе можно встретить такие религиозные группы, как протестанты, мусульмане, пятидесятники и другие. В настоящее время считается, что более 50% населения исповедуют католицизм.

Что касается атеизма и агностицизма, страна объявляет себя атеистическим государством и пропагандирует эту философию жизни среди своих жителей. Примерно более 20% населения считают себя атеистами или агностиками.

С другой стороны, есть верования из африканских практик, таких как сантерия. Это часть убеждений примерно 12% населения. Часть этой религии сочетает в себе культуру йоруба с католицизмом. Его происхождение происходит от групп рабов из Африки.

Мердан Ильмурадов

Карибский остров Куба повлиял на развитие нескольких музыкальных стилей в 19 и 20 веках. Корни большинства кубинских музыкальных стилей начинаются в cabildos (культурные собрания/соц. клубы), это что-то вроде социального клуба для африканских рабов, привезенных на остров. Эти клубы сохранили африканские культурные традиции даже после того, как эмансипация 1886 года заставила их объединиться с Римско-католической церковью. В то же самое время, стала развиваться религия Сантерия и вскоре она распространилась по всей Кубе, Гаити и на другие близлежащие острова. Сантерия повлияла на кубинскую музыку, поскольку перкуссия является неотъемлемой частью религии. Каждый Ориша, или божество, ассоциируется с разными цветами, эмоциями, римско-католическими святыми и барабанными ударами, называемыми "штрихами" (toques). К 20-му столетию, элементы музыки этой религии обрели популярную и народную формы.

Основные корни кубинской музыки лежат в Испании и Западной Африке, но со временем на нее повлияли разнообразные жанры других стран. Главными среди них являются Франция, США и Ямайка. Кубинская музыка также повлияла на другие страны, способствуя развитию не только джаза и сальсы, но и Аргентинского танго, Ghana high-life, западно-африканского Afrobeat, и испанского "nuevo flamenco".

Коренными жителями Кубы были таино, араваки и сибонеи, известные своим музыкальным стилем areito. Африканские рабы и европейские иммигранты привезли свою собственную музыку на остров. Европейские танцы и народные музыкальные произведения включали в себя zapateo, fandango, zampado, retambico, canción. Позже, северные Европейские формы, такие как вальс, менуэт, гавот, мазурка, появились в белом обществе.

Как сказал кубинский фольклорист Фернандо Ортис, музыкальные инновации Кубы - это результат взаимодействия между африканскими рабами, которые жили на плантациях сахарного тростника, и испанскими или канарскими островитянами, которые выращивали табак на небольших фермах. Африканские рабы и их потомки восстановили большое количество ударных инструментов, наиболее важными из которых были clave, congas, барабаны batá. Китайские иммигранты внесли свой китайский корнет - китайский духовой инструмент, играющий на карнавалах Сантьяго-де-Куба.

Мердан Ильмурадов

Guajira/Гуахира.
Первоначальная гуахира была резкой сельской акустической музыкой, возможно связанной с пуэрториканскими крестьянами Jíbaros. Она появилась в начале 20-го века и исполняется под 12-ти струнную гитару tres. Musica Campesina/Mузыкa Kампесино (Сельская).
Сельская музыка является одной из форм импровизационной музыки. Она стала популярной благодаря таким исполнителям, как Celina González, и сильно повлияла на современный сон. Оставаясь в основном без изменений (таким образом провоцируя снижение интереса среди кубинской молодежи), некоторые исполнители пытались обновить музыку Кампесино новыми стилями, текстами песен, темами и аранжировками.

Danzón/Дансон
Европейское влияние на дальнейшее музыкальное развитие Кубы наиболее ярко представлено в дансоне. Это элегантный танец, который утвердился на Кубе до того, как он стал популярным во всей Латинской Америке, особенно в Мексике. Его корни лежат в европейских бальных танцах, таких как Английский, Французский и Испанский Контрданс. Дансон сформировался в 1870 году в районе Matanzas, где сильно преобладала африканская культура. Дансон полностью сформировался к 1879 году. Исполняемый типичным оркестром (неофициальным военным оркестром), дансон развился из хабанеры (habanera) путем включения африканских элементов. Danzón исполняли такие музыканты, как Miguel Failde. Failde добавил элементы из французского контрданса и проложил путь для будущих исполнителей, таких как José Urfe, Enrique Jorrín, Antonio María Romeu.

Мердан Ильмурадов

Гаитяне на Кубе: Charangas.
Другие формы кубинской народной музыки включают в себя баллады bolero из Сантьяго и небольшие креольские группы, называемые charangas. Сharangas пришли от гаитянских беженцев во время гаитянской революции 1791 года. Oни поселились на востоке и установили собственный стиль дансона, образуя своего рода соц. клуб под названием Tumba francesa, получив известность за comparsa, mambo, chachachá и другие типы народной музыки.

Changuí/Чангуи.
Changuí является быстрой формой сона восточных провинций (Сантьяго и Гуантанамо) и лучше всего иллюстрируется музыкантом Элио Реве (Elio Revé). Не совсем ясно как возник changuí и является ли он предвестником классического сона, но возможно они сформировались параллельно друг к другу. Характеристикой changuí является его сильный акцент на сильную долю, а также быстрота и ударность. В то время как Элио Реве модернизировал чангуи, музыканты Candido Fabré и Los Dan Den придали ему современный вид, который он имеет сегодня. Los Van Van во главе с Juan Formell добавили тромбоны, синтезаторы и больше ударных, чтобы создать songo.

Мердан Ильмурадов

Son/Сон.
Сон является главным жанром кубинской музыки, и он помог заложить основу почти для всего, что появилось позже. Он возник в восточной части острова среди фермеров испанского происхождения. Считается, что он сформировался из changui, который тоже объединяет в себе испанскую гитару и африканские ритмы. Сон касается таких традиционных тем, как любовь и патриотизм, но более современные исполнители имеют в своем творчестве социально-политическую направленность. Песни сона состоят из децимы (10-строчной строфы испанской поэзии), восьмисложного стиха, и они исполняются на 2/4 доли. Ритмический рисунок "клаве" сона бывает reverse и forward (обратный/задний и передний/прямой??). Forward клаве имеет трех-нотный такт, за которым следует двух-нотный такт, а у reverse клаве наоборот.

Batá & Yukа.
Одним из самых ярких cabildos был Lukumí, ставший известным благодаря барабанам batá, на которых традиционно играли во время церемоний посвящения, и благодаря abwe или chekeré (муз. инструмент из высушенной тыквы-горлянки). В 1950 году, группа барабанщиков batá под названием Santero внесли стиль Lukumí в основу кубинской музыки, в то время как исполнители Mezcla и Lázaro Ros разбавили стиль другими формами, включая Зук (Zouk).

Сabildo Kongo известен своим использованием барабанов yuka, gallos, танцами мakuta и mani. Последний из них тесно связан с бразильским боевым танцем капоэйрой. В конце концов барабанная музыка Yuka превратилась в то, что известно как rumba, став всемирно популярной. Исполнители румбы традиционно используют барабаны, palitos, claves и вокал call & response (это когда бэк вокалисты повторяют фразу/мелодию после того, как ее спел ведущий исполнитель)

Мердан Ильмурадов

Rumba/Румба.
За границей румба, прежде всего, рассматривается как роскошный бальный танец, но его происхождение является спонтанным, импровизационным и живым, исходящее от грузчиков в портах Гаваны и Матансас (Havana, Matanzas).
Перкуссия (в том числе quinto, барабаны tumbadoras и palitos, палочки для исполнения ритма cáscara) и вокальные партии (лидер и хор/бэк вокалисты) были объединены, чтобы сделать танцевальную и популярную форму музыки.
Слово "rumba" происходит от глагола "rumbear", что означает хорошо проводить время на вечеринке/веселиться. Ритм - главное в румбе, так как эта музыка в первую очередь предназначена для танца.
Существует 3 вида ритма румбы с сопровождающими танцами : columbia, guaganco и yambú. Сolumbia исполняется на 6/8 доли и танцуется одним человеком, очень быстро с агрессивными и акробатическими движениями. Guaguanco исполняется на 2/4 доли, танцуется мужчиной и женщиной гораздо медленнее. Танец имитирует стремление мужчины к женщине, таким образом образуя сексуальную энергетику в танце. Yambu, известный как "румба для пожилых людей" является предшественником guaguanco и исполняется более медленно. Yambu почти вымер и исполняется в основном только фольклорными ансамблями.

Диверсификация и популяризация 1920-30-х годов.
Музыка сон пришла в Гавану в 1920 году, благодаря усилиям легендарных групп, как Trío Matamoros. Сон был урбанизирован, к нему были добавлены труба и другие музыкальные инструменты, тем самым оказав огромное влияние на более поздние формы кубинской музыки. В соне трио уступили септетам, включая в себя гитару или tres, маримбулу (marímbula) или контрабас, бонгос (bongos), клаве (clave) и маракас (maracas). Труба была представлена в 1926 году. Ведущие певцы импровизировали слова песен и украшали мелодии с помощью ритма клаве (clave), наложенного поверх основного клаве ритма в соне . Время шло, и музыканты начали "отбеливать" сон для растущего потока туристов в ночных клубах Гаваны, которые не понимали сложных африканских ритмов.

Мердан Ильмурадов

Появление кубинской музыки в США.
В 1930 году, группа Lecuona Cuban Boys и Desi Arnaz популяризировали conga в штатах. Don Aspiazu сделал то же самое с son montuno, а Arsenio Rodriguez создал conjunto и популярность румбы возросла. Conjunto son, mambo, chachachá, rumba и conga оказали самое большое влияние на развитие сальсы.
Мамбо впервые появилoсь в США в начале 40-х годов. Первое мамбо было записано Орестесом Качао Лопесом (Orestes "Cachao" Lopez) в 1938 году. Спустя 5 лет, Perez Prado представил Мамбо публике в ночном клубе Гаваны La Tropicana. Мамбо отличался от его непосредственного предшественника дансона (danzon) элементами из джаза и son montuno. К 1947 году, мамбо был бешено популярен в США, но эта популярность продолжалась всего лишь несколько лет.
Другими влиятельными музыкантами до революции были Ernesto Lecuona, Chano Pozo и Bola de Nieve, которые жили в Мексике. Mario Bauza вместе с "ньюйориканцами" Ray Barreto и Tito Puente сделали изменения в мамбо, что впоследствии послужило началом постепенного производства латинского джазa и сальсы. Большое количество музыкантов покинуло Кубу между 1966 и 1968 годами, после того, как кубинское правительство национализировало оставшиеся ночные клубы и звукозаписывающие компании. Среди них была Celia Cruz, исполнительница гуарачи (guaracha), которая оказала огромное влияние на развитие сальсы. В последующие годы кубинцы были очень активны в латинском джазе и ранней сальсе, например Patato Valdés из группы "Tipíca '73'", связанная с Fania All-Stars. Несколько бывших членов группы Irakere также стали весьма успешными в США, среди них были Paquito d'Rivera и Arturo Sandoval.

Habanera/Хабанера.
В конце 19 века, хабанера развилась из контрданса, который прибыл с Гаити после Гаитянской революции. Главным новшеством от контраданса была ритмичность, так как хабанера имела в своем репертуаре как испанские, так и африканские влияния. В 1930 году, исполнитель хабанеры Arcano y sus Maravillos добавил элементы из conga и montuno, открывая путь для смешивания Латинских музыкальных форм, в том числе Guaracha, которую исполняет оркестр Charanga. Guaracha (иногда ее называют просто Charanga) очень популярна и продолжает развлекать аудиторию.
Однако только в 1995 году кубинский исполнитель впервые записал целый диск в жанре Habanera. Певица/композитор Liuba Maria Hevia записала несколько песен, которые затем проанализировал музыковед Maria Teresa Linares, директор кубинского Музея музыки. Даже тогда, первоначальным намерением было снабдить Кубинский Музей Музыки некоторой музыкальной справочной информацией о жанре. Стоит отметить, что тот же исполнитель, недовольный техническими условиями на тот момент (Куба была в середине так называемой особого периода Periodo Especial), перезаписал большинство песен на диске 2005 Angel y Habanera. Тот факт, что вышеупомянутый CD Habaneras en el tiempo (1995) был в основном распространен в Барселоне, подчеркивает падающий интерес к такому типу музыки на острове, особенно если сравнивать его с энергичной популярностью Хабанеры на средиземноморском побережье Испании.

Мердан Ильмурадов

1940 и 1950 года.
Считается, что один из самых известных soneros Кубы Arsenio Rodriguez возвратил сон обратно к своим африканским корням в 1940-м году, адаптировав стиль guaguanco к сону и добавив инструмент cencerro (ковбелл) и conga к ритму.
Кроме того, он расширил роль инструмента tres, как одиночного муз. инструмента. Rodriguez внес в montuno мелодичные соло и его стиль стал известен, как son montuno. В 1940-х годах, Chano Pozo стал частью Бибоп революции в джазе, играя на конгах и других афро-кубинских барабанах. Conga стал неотъемлемой частью того, что стало известно, как латинский джаз, появившийся среди кубинцев в 40-х годах в Нью-Йорке.
Чаранга группа под названием Orquesta America, во главе со скрипачем Enrique Jorrín, помогла изобрести chachachá, ставшее международным увлечением в 1950-х годах. Chachachá было популяризировано такими исполнителями, как Tito Puente, Perez Prado и другими суперзвездами. Многие из этих исполнителей также обновили версию мамбо для современной аудитории.

1960-е и 70-е года.
Современная кубинская музыка известна своим неустанным смешением жанров. Например, в 1970-х годах группа Los Irakere использовала барабаны batá в биг-бэндах; это стало известно, как son-batá или batá-rock. Позже другие исполнители создали mozambique, смешивая conga, mambo и batá-rumba, и смешивая румбу с барабанной музыкой batá. Такие смешения, включая элементы из хип хопа, джаза и рок"н"рола, также были распространены, например rockаson группы Habana Abierta.

К известным кубинским исполнителям-эмигрантам относятся Celia Cruz, La Lupe, Willy Chirino и Gloria Estefan. Многие из этих исполнителей, особенно Celia Cruz, стали тесно связаны с движением против Кастро.

Мердан Ильмурадов

Сальса.
В 1970-х годах и позже, son montuno был смешан с другими латинскими музыкальными жанрами, как мамбо и румба, чтобы сформировать современную сальсу, в настоящее время очень популярную во всем регионе Латинской Америки и испаноязычных странах.
Nueva Trova/Новая трова.
Политические и социальные потрясения Кубы в 60-х и 70-х годах, произвели социально известную форму новой музыки под названием Новая трова или Нуэ́ва тро́ва. Silvio Rodríguez и Pablo Milanés стали самым важным представителями этого стиля. Он возник среди путешествующих трубадуров в начале 20 века, включая таких популярных музыкантов, как Sindo Garay ("La Bayamesa"), Nico Saquito, Carlos Puebla и Joseíto Fernández ("Guantanamera"). Нуэва Трова всегда была тесно связана с революцией Кастро, но ее песни чаще затрагивали личные, чем социальные вопросы, уделяя особое внимание сильным эмоциональным проблемам.
Нуэва Трова начала развиваться после падения Советского Союза, адаптируясь к новым временам. Примером новой, не-политической линией в движении Nueva Trova может быть Liuba María Hevia, чьи песни ориентированы на другие темы, как любовь и одиночество, разделяя со всеми весьма поэтический стиль. С другой стороны, Carlos Varela известен на Кубе за его открытую критику некоторых аспектов революции Кастро, но в то же время он включен в жанр Нуэва Трова. Термин Novísima Trova часто используется для описания нового поколения композиторов, для которых основным источником информации и примером являются Silvio Rodriguez и Pablo Milanés.

1980-е и 90-е года.
Son и Nueva trova остаются самыми популярными формами современной кубинской музыки, и практически все кубинские исполнители играют музыку, полученную из одного из этих двух жанров. Сон лучше всего представлен такими долго-играющими группами, как Orquesta Aragón, Orquesta Ritmo Oriental, Orquesta Original de Manzanillo и Septeto Nacional, которая восстановилась в 1985 году. Septeto Nacional, наряду с такими группами как Sierra Mestra, вызвали оживление в традиционном соне. Тем временем, Irakere смешал традиционную кубинскую музыку с джазом, a группы NG La Banda, Orishas и Son 14 продолжили добавлять новые элементы к сону, особенно хип хоп и фанк, чтобы в дальнейшем сформировать музыку timba. Этому процессу способствовало приобретение импортного электронного оборудования.
Есть еще много других музыкантов, исполняющих традиционный son montuno, например Eliades Ochoa, который много записывался и гастролировал в результате повысившегося интереса к son montuno с середины 1990-х годов.
В 1990-х, благодаря повышенному интересу к мировой музыке, кубинская музыка оказалась в центре внимания, особенно такие традиционные стили, как son montuno. Это развитие шло рука об руку с Постсоветским "особым периодом" на Кубе, в течение которого экономика стала открываться туризму.
Orquesta Aragon, Charanga Habanera и Candido Fabré y su Banda были долго-играющими исполнителями чаранги, которые помогли сформировать тимбу в конце 1990 года.

Тимба.
С момента своего появления в начале 1990-х годов, тимба стал самой популярной танцевальной музыкой на Кубе, в последнее время только соперничая с reggatón, кубинской версией ямайской рагги и клубной музыки. Хоть и связанный с Сальсой, тимба имеет свои особенности, историю, и он тесно связан с жизнью и культурой Кубы, особенно в Гаване. Timba для Гаваны - это то же самое, что Tango - для Буэнос-Айреса, или Pagode - для Рио де Жанейро.

О музыке коренных обитателей Кубы - индейцев гуанахатабибес, сибонейес и таинос - сохранились лишь свидетельства летописцев конкисты. Из их описаний известно, что главной формой коллективного песенно-танц. иск-ва индейцев были т.н. ареито, в к-рых органически сочетались музыка, пение и танец-пантомима. В эту муз.-поэтич. форму облекались историч. предания, сказы о героях и воен. подвигах, о важных событиях в жизни племени. У аборигенов Кубы были и др. песни и танцы, среди к-рых особенно многочисленными являлись военные и трудовые. Бытовали и разл. магич. песни-заклинания.
Гл. муз. инструментом индейцев таинос был горизонтальный, цилиндрич. формы барабан (наз. майоуакан, или майоуан), выдолбленный из ствола дерева. Вместо мембраны в его стенках прорезалось одно или неск. отверстий; он относился к тому же тину цельнодеревянных тамборов, что и тепонацтли мекс. индейцев или трокано парагвайских гуарани. Известны погремушки (маракас) из дерева или высушенной тыквы, большие морские раковины (гуамо), употреблявшиеся как воен. сигнальные трубы, а также тростниковые или костяные флейты простейшего типа (без отверстий). Ни на одном из этих инструментов нельзя было воспроизвести какую-либо мелодию.
Первыми проф. музыкантами были участники воен. оркестров, прибывшие на Кубу с отрядами конкистадоров - тамборерос (барабанщики), исполнители на больших рожках (корнета), кларнетах (сампонья) и флейтах (пифано) - типичных испан. инструментах 15-16 вв. Во 2-й пол. 16 в. в Сантьяго-де-Куба и Гаване (с 1553 - резиденция генерал-губернатора) существовали уличные оркестры. К кон. 16 в. появились ставшие вскоре очень популярными уличные театрализованные зрелища, сопровождавшиеся музыкой, - комедии с участием "гигантов", "мавров", "драконов" и др. Получили распространение светское музицирование, обучение танцам, пению и игре на муз. инструментах.
Постоянное внимание музыке уделяла церковь. Её служители основывали муз. школы, где обучали будущих церковников григорианскому пению. Большим знатоком церк. пения и искусным органистом был первый каноник кафедрального собора в Сантьяго М. Веласкес. В 1612 кафедральным стал собор в Гаване. Вскоре в столице открылся колледж св. Амбросия, где было введено муз. обучение.
Расцвет церк. музыки на Кубе относится ко 2-й пол. 18 в. и связан с творчеством выдающегося мастера хор. полифонии, крупнейшего композитора Америки того времени Э. Саласа-и-Кастро. Его обширное наследие включает мессы, литании, гимны, мотеты, реквием, а также хор. рождественские песни вильянсикос, тесно связанные с традициями нар. песенного творчества. Во мн. сочинениях Саласа-и-Кастро проявилось влияние композиторов неаполитанской школы - Ф. Дуранте, Д. Чимарозы, Дж. Б. Перголези. Преемником Саласа-и-Кастро в капелле Сантьяго стал композитор, педагог и муз. просветитель X. Парис. Гл. сферой его творчества была также культовая музыка.
Большую роль в развитии К. м. играли негры. Обладая высокой художеств. восприимчивостью, негры легко принимали и усваивали музыку той среды, в к-рой они оказывались. В своё исполнение они вносили специфич. элементы собств. художеств. традиций, поэтому испан. романсы, децимы, сегидильи в интерпретации негр. музыкантов существенно меняли свой облик, приобретая особый колорит, метр, ритм, структуру периодов, характер инстр. сопровождения.



"Сон Ma Теодоры" (16 в.).
В течение колониального периода развитие испан. и негр. фольклора шло в условиях постоянных контактов и взаимодействия. Это взаимодействие привело к возникновению новой, качественно иной культуры - афро-кубин. музыки. Наряду с афро-кубинской развивались так называемая креольская музыка, ведущая происхождение от старинной испанской и сохраняющаяся в среде крестьян-креолов, и чистая африканская музыка - языческие ритуалы Африки со всеми их атрибутами.
К началу последней четв. 18 в. гл. место в муз. жизни Кубы заняли театр и салоны аристократич. домов. В 1776 в Гаване открылся первый постоянный т-р "Колисео" (позже переименован в "Принсипаль"). Наряду с операми итал. композиторов (Дж. Паизиелло, Дж. Б. Перголези, позже - Дж. Россини, Г. Доницетти и В. Беллини) получают популярность испан. тонадильи. Появляются тонадильи и кубин. авторов. Любит. музицирование в кон. 18 в. перерастает в проф. конц. деятельность. Произв. Ф. Ж. Госсека, Э. Н. Мегюля, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена исполнялись на Кубе значительно раньше, чем в др. странах Америки. В 1814 в Гаване открылась муз. школа, в 1816 - муз. академия "Санта-Сесилия", положившие начало подготовке нац. кадров музыкантов.
Основоположниками нац. школы стали М. Саумель Робредо и И. Сервантес Каванаг. Саумель Робредо первым обратился к нац. сюжетам и фольклору. Славу "отца кубинской музыки" принесли ему контрдансы - фп. пьесы, осн. на ритмах и интонациях нар. музыки (хабанера, клаве, гуахира, криолья). Многие из ритмо-мелодич. формул, найденных Саумелем Робредо, впоследствии получили распространение не только в проф., но и в нар. музыке. И. Сервантес Каванаг - наиболее значит. кубин. композитор 19 в., пианист и педагог, продолжил начинания Саумеля Робредо. В творчестве Сервантеса Каванага гл. место занимают дансы для фп., отмеченные ярким нац. колоритом, мелодичностью, безупречным вкусом. В К. м. контрдансы Саумеля Робредо и дансы Сервантеса Каванага занимают такое же место, как мазурки Ф. Шопена в польской или польки Б. Сметаны в чеш. музыке. Они синтезировали достижения К. м. того времени и заложили основу её дальнейшего развития.
В сер. 19 в. сложилось романтич. направление в К. м., к-рое нашло наиболее полное выражение в творчестве Н. Р. Эспадеро, автора фп. пьес, написанных более в традициях общеевропейской, а не нац. музыки ("Жалоба поэта", "Падающие листья", "Оссиан", "Воспоминания о далёком прошлом"; единств. исключение - "Песнь крестьянина", в к-рой заметен креольский колорит). Среди романтиков - X. М. Хименес, писавший романсы в традициях нем. Lied, С. Аристи (фп. соч.) и Г. Вильяте, автор неск. опер, в к-рых он подражал Дж. Мейерберу и ранним произв. Дж. Верди. Романтич. направление в К. м. явилось лишь отголоском европейского, менее др. направлений связанным с кубин. культурой.
Во 2-й пол. 19 в. важное место в К. м. заняло творчество Л. Фуэнтеса Матонса, писавшего сарсуэлы, симф. произв., струн. и фп. трио, марши для оркестра, фп., скр. и др. сочинения. Фуэнтес Матонс оставался верен классич. традиции и культивировал серьёзные жанры инстр. музыки; лучшее в его творчестве связано с обращением к нац. муз. языку.
К нач. 19 в. относится формирование кубин. театра-буфф. Его основоположники - Ф. Коваррубьяс, X. Агустин Мильян и Б. X. Креспо-и-Борбон. В театре-буфф сохранились осн. композиционные и драматургич. элементы испан. т-ра лёгких жанров - тонадилий, сарсуэл, интермедий, но испан. тематика и персонажи были заменены креольскими. С самого возникновения и в течение всей последующей эволюции театра-буфф в нём первостепенную роль играли нар. муз. жанры, а постоянный контакт с широкими массами делал его выразителем и проводником наиболее демократич., а иногда и революц. тенденций. Кубин. театр-буфф выдвинул талантливых композиторов, целиком или большей частью работавших в этом жанре: кроме названных выше, А. Медина, П. Карреньо, Р. Кабрера. Самый известный из них - X. Анкерман, мастер лёгкой музыки, автор многочисл. сарсуэл, а также хабанер, криолий, болеро, дансонов и румб.
Одновременно с расцветом театра нац. тонадилий и сарсуэл продолжал культивироваться жанр большой оперы. Самыми крупными его представителями были Э. Санчес де Фуэнтес и X. Маури Эстеве. Опера "Юмури" Санчеса де Фуэнтеса (1898) - первая кубин. опера на нац. сюжет. Созданная в традициях итал. лирич. оперы, она отличалась мелодич. богатством, ярким нац. колоритом муз. языка. Санчес де Фуэнтес написал ещё несколько опер, балет, кантаты, был мастером национальных песенных форм. Его хабанера "Ты" получила мировую известность (в т.ч. в России перед 1-й мировой войной 1914-18). Криолья "Прекрасная кубинка" и танго-криолья "Цветок Юмури" (из оперы "Юмури") стали образцами этих жанров. X. Маури Эстеве - автор оперы "Невольница" (пост. 1921), основанной на сюжете из кубин. жизни 19 в. Это произв. примечательно мастерским использованием песенно-танц. жанров негр. фольклора.
Период кон. 19 - нач. 20. вв. характеризуется заметной активизацией муз. жизни Кубы. Существовали Об-во классич. музыки (осн. 1866) в Гаване, Бетховенское об-во (осн. 1872) и Об-во камерной музыки (осн. 1888) в Сантьяго, консерватория в Гаване (осн. 1885). Энтузиаст-просветитель Г. Томас основал симф. оркестр в Гаване (1908) и вёл активную работу по распространению классич. и совр. европ. музыки. В 1923 П. Санхуан Нортес организовал в столице второй оркестр, пропагандировавший произв. М. де Фалья, К. Дебюсси, М. Равеля, композиторов "Могучей кучки", франц. "Шестёрки", И. Ф. Стравинского. Всё это стимулировало интерес к нац. художеств. ценностям, вызывало стремление по-новому осмыслить кубин. фольклор. Поэты, писатели, художники, композиторы обращались к негр. иск-ву и находили в нём богатый источник для творчества. Это течение получает назв. "афрокубанизм". В проф. музыке первыми его выразителями стали А. Рольдан и А. Г. Катурла. Все соч. Рольдана отмечены стихией афро-кубин. музыки: "Увертюра на кубинские темы" (1925), "Три маленькие поэмы" (1926), балеты "Ребамбарамба" (1928) и "Чудо Апакилье" (1929), написанные на сюжеты из пар. жизни, инстр. сюита "Ритмики" (1930), вокально-инстр. цикл "Мотивы сона" (1934) и др. Катурла, являясь единомышленником Рольдана, превосходил его по силе артистич. темперамента. Самое известное произв. Катурлы - "Румба" (1933). Образцом художеств. претворения нар. муз. стихии являются его симф. пьесы "Три кубинских танца" (1927), "Бембе" (1929), "Кубинская увертюра" (1938). Творчество Рольдана и Катурлы - высшее достижение К. м. 20 в. Среди их современников композиторы и педагоги: X. Равентос Местрес, основатель Муз. академии им. Эспадеро в Карденасе; С. Перес Сентенат, К. Борболья, X. Вальдес и П. Р. Кастельянос; Эл. Грене, А. Вильялон, А. Герра, Э. Лекуона, Эм. Грене, Л. Касас Ромеро, К. Дельфин, создавшие орк. и камерную музыку, а также лирич. песни, национальные по колориту.
К 1930-м гг. относится начало активной деятельности композитора, муз.-обществ. деятеля, педагога X. Ардеволя - автора миогочисл. произв., разнообразных по жанрам (балет, симфонии, концерты, квартеты, сонаты, камерные пьесы для разл. инстр. составов, кантаты, хоры, соч. для фп. и др.). Для его творчества характерно иберийское влияние, с нац. специфич. кубин. муз. атмосферой. Созданная Ардеволем вместе с неск. учениками "Группа музыкального обновления" (уч. семинар) сыграла прогрес. роль в развитии К. м.; её участники - мн. совр. кубин. композиторы: А. Леон - комп. и музыковед, работающий преим. в области афро-кубин. музыки; Э. Мартин - комп., придерживающийся креольской ориентации и традиц. направления; А. Граматхес, произв. к-рого ярко своеобразны, лапидарны, эмоционально сдержанны (особенно интересен его балет "Икар" для удар. инструментов; пост. в 1943 труппой под рук. А. Алонсо); X. Орбон - композитор с чётко выраженными европейскими, в первую очередь испан. тенденциями, автор преим. симф. и инстр. музыки; И. Гонсалес, в творчестве к-рого значит. место занимает вок. лирика.
Новый этап в истории развития К. м. начался с победой нар. Кубин. революции 1959. В числе первых мероприятий Революц. пр-ва в области муз. культуры - перестройка системы адм. учреждений и создание новых творч. коллективов с целью нести музыку в массы. Осн. гос. органы, направляющие муз. политику, - Генеральная дирекция музыки (входит в состав Нац. совета культуры) и Департамент музыки Нац. б-ки им. X. Марти. Их общая цель сформулирована в плане работ, составленном Генеральной дирекцией музыки: ". Всемерно поощрять национальную музыку как в плане её создания, так и в плане исполнения. Сделать достоянием народа лучшие образцы нашего музыкального наследия. нашу народную музыку, которая в течение многих лет оставалась оттеснённой на второй план ?коммерческой? музыкальной продукцией. ". Уже в 1959 был создан гос. Нац. симф. оркестр. В последующие годы организованы симф. оркестр Нац. т-ра (оперы и балета), камерный оркестр и струн. квартет при Нац. симф. оркестре, квартет им. А. Рольдана, духовой квинтет и другие инстр. ансамбли. Возникли небольшие оркестры в Сантьяго-де-Куба, Санта-Кларе, Матансасе, Камагуэе, Пинар-дель-Рио. В 1962 создан Нац. фольклорный ансамбль, в задачи к-рого входит не только исполнение фольклорных песен и танцев, но и собирание фольклорного материала. Кроме существовавших ранее проф. хоров, имеются Нац. хор (ныне Нац. полифонич. хор), хоры мадригалистов (в Гаване и в Сантьяго), "Орфеон", Хор Повстанч. армии, многочисл. самодеятельные хор. коллективы. Симф. и камерные оркестры, инстр. ансамбли, хоры и солисты гастролируют по всей стране. Крупнейшими событиями муз. жизни явились: фестиваль им. Э. Саласа, концерты из произв. А. Рольдана и А. Катурлы, фестиваль кубин. музыки, конц. выступления Нац. симф. оркестра в провинциях страны, фестиваль кубин. фольклорной музыки, фестиваль латиноамер. музыки с участием ведущих исполнителей и муз. деятелей Лат. Америки. Междунар. фестиваль песни протеста, Междунар. фестиваль популярной песни (устраивается ежегодно), цикл концертов-лекций "История кубинской песни", серия концертов для детей Гаваны и др.
Важная область муз.-просвет. работы - публикация и пропаганда соч. кубин. авторов - находится в ведении Департамента музыки Нац. б-ки им. X. Марти. Департамент музыки издаёт исследования музыковедов и фольклористов, популярные книги о музыке. Особое место в деятельности Департамента занимают регулярно устраиваемые тематич. концерты, лекции, выставки, муз. экспозиции, привлекающие широкую аудиторию.
Совр. проф. муз. творчество Кубы представляет собой многообразную по жанрам и формам (от симфонии и кантат до массовых песен) и довольно сложную художественно-стилистич. картину. Многое находится в стадии экспериментов. Поиски нового порой ограничиваются областью технич. приёмов. В 60-е - нач. 70-х гг. наряду с композиторами, придерживающимися традиц. направления, выдвинулось новое поколение авторов, ориентирующихся на авангардизм: X. Бланко (пишет гл. обр. алеаторич., конкретную и электронную музыку), К. Фариньяс (экспериментирует в сфере алеаторики), М. Дучесне Кусан (гл. дирижёр Нац. симф. оркестра, пропагандист крайнего авангардизма). В эту группу входит также комп. Л. Брауэр, работающий в разл. жанрах (от балета и музыки к фильмам до фп. миниатюр) и в самых разных стилях - от традиционного до алеаторического.
Плодотворно развивается на Кубе жанр массовой песни, продолжающий богатые традиции нац. кубин. песни. Наиболее известные представители: К. Пуэбла, Э. Саборит, Т. Кастельянос, М. А. Флорес, Р. Пратс, Н. Молинер, О. Пена.
В числе муз. уч. заведений Кубы: консерватория им. А. Рольдана, муз. отделение Нац. школы иск-в, Школа хорового пения и Школа повышения муз. мастерства в Гаване, консерватории в Марьянао и Гуанабакоа. Муз. школы имеются также во мн. главных городах провинций. Издаются журнал "Revista de mъsica" и информационный бюллетень "Musica". Статьи о музыке публикуются также в журналах "Uniуn", "Casa", "Gaceta de Cuba".
Среди музыкантов-исполнителей в 19 в. междунар. известность приобрели скрипачи X. Уайт и К. X. Д. Бриндис де Салас. В 20 в. наиболее известные исполнители: дирижёры Э. Гонсалес Мантичи, М. Дучесне Кусан, пианисты С. Манфугас, С. Родригес Карденас, Ньола Саиг, С. Тьелес, X. Гомес Лабранья, скрипачи Э. Тьелес, А. Рейес, певцы Р. Кальсадилья, И. Бургет, С. Моралес, Д. Карраль, гитаристы Х. Ортега, Л. Брауэр.

Литература : Алендер И., Музыкальная культура Кубы, в кн.: Куба. Историко-этнографические очерки, М., 1961; Карпентьер A., Музыка Кубы, пер. с исп., М., 1962; Пичугин П., Классики кубинской музыки, "СМ", 1965, No 1; его же, Кубинская музыка, в сб.: Куба. 10 лет революции, М., 1968; его же, Краткий очерк истории кубинской музыки, в сб.: Музыкальная культура стран Латинской Америки, М., 1974; Sбnchez de Fuentes E., El folklore en la mъsica cubana, La Habana, 1923; его жe, La influencia de los ritmos africanos en nuestro cancнonero, La Habana, 1927; Grenet E., Mъsica popular cubana, La Habana, 1939; Tolуn E., Gonzбlez J. A., Operas cubanas y sus autores, La Habana, 1943; Carpentier A., La mъsica en Cuba, Mйx., 1946, La Habana, 1961; Ortiz F., La africanнa de la mъsica folklуrica de Cuba, La Habana, 1950; его же, Los bailes y el teatro de los negros en el folklore de Cuba, La Habana, 1951; его же, Los instrumentes de la mъsica afrocubana, v. 1-5, La Habana, 1952-55; Leon A., Mъsica folklуrica cubana, La Habana, 1964; eго жe, Del canto y el tiempo, La Habana, 1974; Ardйvol J., Mъsica y Revoluciуn, La Habana, 1966; eго жe, La mъsica, La Habana, 1969; Linares M. T., Mъsica popular, La Habana, 1970; её же, La mъsica y el pueblo, La Habana, 1974.

П. А. Ахундов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Cuba rumba

Во все времена Куба славилась своей музыкой, тут перемешивались стили и рождались новые. По какой-то странной причине правители Кубы разных политических режимов умели терпимо относиться к чуждым звукам и позволяли им сливаться с привычной музыкой и создавать что-то новое. Так африканские барабаны, запрещенные во многих колониях Северной Америки, смогли здесь естественным путем соединиться с испанской гитарой. В кубинском музыкальном котле кроме музыки Испании и африканских племен побывала музыка США, Франции, Гаити и Ямайки. Все это вылилось в румбу, сон, мамбо, ча-ча-ча, чарангу, дансон, нуэва трова и многое другое.

Дансон (Danzón)

Дансон появился на свет в конце XIX века от слияния хабанеры (habanera), европейского танца высшего общества, с африканскими ритмами. Под влиянием Кубы хабанера замедлилась, ее синкопированный ударный ритм стал сложнее. Поначалу дансон исполнялся только оркестром, потом добавился вокал и барабаны конго. В XX веке дансон перестал быть танцем белых богачей и стал национальным кубинским танцем для всех. Послушайте пример классического Дансона на видео прогулки по кубинскому городу Сьенфуэгос.

Румба (Rumba)

Румба зародилась в доках Гаваны и Матансы в самом конце XIX века. Бывшие рабы из Африки в свободное время имитировали на перевернутых упаковочных ящиках различные африканские религиозные ритмы, потом под них стали петь и танцевать. До сих пор подобные ящики являются неотъемлемым инструментом музыкантов румбы, к ним добавились барабаны конго и другие ударные инструменты. К 20-30 годам XX века румба разделилась на 3 танцевальных формата: гуагуанко (guaguancó) с откровенно сексуальным подтекстом, медленным танцем ямбу (yambú) и агрессивным мужским танцем колумбия (сolumbia) с мачете и факелами с огнем. На видео – группа Rumberos de Haban в стиле гуангуанко. На видео – фольклорная группа из города Тринидад (Куба) исполняет танец columbia.

Сон (Son)

Мамбо (Mambo)

Стиль мамбо уходит корнями в дансон, только значительно больше стало духовых инструментов – саксофона и тромбона (trumpet). Мамбо появился в 40-х года и под эту музыку танцевали как в Северной, так и Южной Америке, хотя белым этот танец давался с трудом. Специально для них в 50-х года был придуман облегченный вариант под названием ча-ча-ча (chachachá).

Нуэва Трова (Nueva Trova)

Купить авиабилеты и забронировать отели по лучшим ценам

Для бронирования отеля перейдите на вкладку "Отели".

Если вы останавливаетесь в месте проживания более 3-х дней, то часто выгодней снять апартаменты или дом.

Читайте также: