Народная мудрость и здравый смысл сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Многообразие путей познания мира 1. Научно и ненаучное познание. 2. Миф как способ познания. 3. Народная мудрость и здравый смысл. 4. Познание средствами." — Транскрипт:

1 Многообразие путей познания мира 1. Научно и ненаучное познание. 2. Миф как способ познания. 3. Народная мудрость и здравый смысл. 4. Познание средствами искусств. 5. За пределами науки.

4 Миф как способ познания Образ мышления, объясняющий реальную жизнь на ранних стадиях развития общества. Космогонические мифы; Антропогонистические мифы; Мифы о культурных героях; Эсхатологические мифы. Создает картину целостной жизни народа; Сохраняют жизненный опыт; Обеспечивают преемственность культурного опыта;

5 Жизненный опыт Жизненная практика; Результат коллективного опыта, накопленного поколениями людей; Дает элементарные сведения о природе, людях, из отношениях; Знания не системны.

6 Паранаука Туманность и загадочность сведений Претензия на универсальность Нетерпимость к традиционной науке Повышенное внимание к своему предмету Почему возможна? Ограниченность возможностей науки

7 Паранаука Биополе человека; Телепатия; Психокинез; Ясновидение; Лозоходство;

Мудрость, заложенная в народном творчестве, рассматривается как одна из форм познания. Не имея возможности зафиксировать наблюдения письменно, народ обобщил их в виде сказок, пословиц и поговорок. Уникальность пословицы в том, что при минимальном объеме она содержит законченную логическую мысль - динамику развития и итог, выраженную в художественной форме, которая позволяет легко запомнить и оперировать выражением.

Содержание статьи

Баян

  • Народная мудрость как форма познания
  • Религия как способ познания
  • В чем сходства и различия научного и ненаучного познания

Народная мудрость относится к категории ненаучного познания. Необходимость познать мир существовала перед человечеством с самых первых шагов Homo sapiens. Веками накапливался практический опыт отношений человека с природой, который нашел отражение в фольклоре. Через устное народное творчество каждый народ формирует понятия различных категорий, начиная от мироздания, заканчивая семейными отношениями.

Модель мироздания в сказке

Прежде всего, ментальность и мировоззрение присутствуют в народных сказках в виде аллегорий. В иносказательном виде здесь просматриваются попытки объяснить происхождение Земли, народов, взаимоотношений человека с природой.

Многие сказки дошли до современников в сильно усеченном виде, что искажает их изначальный смысл. Рассматривая сказки как обобщение народного представления о мире, следует отличать и современные адаптации сказок под детское восприятие от первоисточников, которые частью утеряны, частью зафиксированы в сборниках сказок Афанасьева и Даля .

Метафоричность русских народных сказок настолько далеко увела слушателя от их истинной сути, что сейчас они воспринимаются только как развлечение для детей.

Хотя исследователи даже в сказке о колобке прослеживают аллегорию созидания человека Высшими силами.

Пословицы как картина познания мира

Большинством современных слушателей пословицы расцениваются как мудрые изречения, придающие речи своеобразный колорит. Однако если попытаться рассмотреть смысловой объем жанра, можно заметить, что пословицы и поговорки представляют собой обобщенную и проверенную временем систему ценностей, пропущенную через практический опыт народа.

Пословицы заключают в себе кодекс правил поведения, обобщение жизненного опыта, элементы психологии, объяснение природных процессов и явлений. Особенность пословиц в том, что они, типизируя явление, формируют понятие от частного к общему.

Пословицы представляют целостность мира, перенося физические явления на законы человеческого общения. Закон акустики - "как аукнется, так и откликнется", кинетическое движение – "яблоко от яблони недалеко падает". Вековой опыт формулирует законы межличностного общения – "старый друг лучше новых двух", и даже принципы маркетинга – "не имей сто рублей, а имей сто друзей".

Истинность народной мудрости как вида познания подтверждает существование идентичных пословиц в у различных народов. "Score twice before you cut once" - дважды сосчитай, прежде чем один раз отрезать (англ). "Schmiede das Eisen, solange es glüht" – ковать железо пока оно пылает (нем). "Al pájaro se le conoce por su vuelo" – птица видна по полету (исп).

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Миф – сказание, предание.

1.Характерная черта мифологического знания:

- замена научного принципа объяснения вещи и мира в целом рассказом о происхождении и творении.

-Описание и объяснение явлений природной и социальной среды;

-Создание модели, образца подражания

3. Миф - первая форма познания и объяснения общества.

4. Роль и значение мифов:

- дает знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

-создает картину целостной жизни народа;

- сохраняют жизненный опыт народов;

-постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей;

-обеспечивает преемственность культурного опыта;

-передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

II. Опыт повседневной жизни (жизненная практика) – особый способ познания мира.

- способ формирования практического знания - трудовая деятельность.

- практические знания не претендуют на теоретичес-кое обоснование и обходятся без него.

- приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).

Вывод: В процессе осуществления различных практических действий люди накапливали, перерабатывали и распространяли социальный опыт не только с помощью языка, но и на невербальном уровне.

Таким примером передачи практических знаний могут служить орудия и инструменты, предназначенные для получения практического результата, а не только познавательного

Например, молоток своей формой предназначен для ударного воздействия, ножницы – для режущего.

III. Народная мудрость и здравый смысл.

1. Мудрость - свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации.

2. Мудрость (в философии) — один из измерителей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта.

3. Мудрость (в религиях) — степень познания окружающего мира, данная миросоздателю в неисчерпаемой мере, и могущая быть воспринятой людьми в той или иной части.

4. Народная мудрость

Народная мудрость - обобщенные практические знания. Примеры народной мудрости:

6.Под здравым смыслом также понимают способность принимать правильные решения и делать правильные предположения, основываясь на логическом мышлении и накопленном опыте. В этом значении термин зачастую акцентирует внимание на способности человеческого разума противостоять предрассудкам, заблуждениям, мистификациям.

IV.Познание средствами искусства.

Специфика познания посредством искусства состоит в том, что оно осуществляется через художественный образ.

Образ относится к сфере идеального. Мышление создает мир иллюзорный, существующий в сознании, но чем-то подобный реальному материальному миру.

Образ не тождествен реальному объекту, он не просто отражает, но и обобщает действительность, раскрывая в единичном, преходящем, случайном неизменное общее.

Вместе с тем, в отличие от понятия образ нагляден, его можно видеть, слышать, различать, ощущать.

Вывод: Произведения искусства помогают ощутить дух времени.

Особенность этой формы познания - художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.

V. Паранаука (от греч. para около, возле, при) – околонаучное знание.

Паранаука существует постольку, поскольку люди стремятся знать больше, но сама познавательная деятельность становится все более сложной. Сложности и объективные трудности научного познание порождают с одной стороны, как феномены, ждущие научных объяснений и подтверждений, с другой – спекуляции, нередко далекие от истины или стремления к ней.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Чайковский времена года. октябрь.WAV

сотворение мира по в.завету.avi

Выбранный для просмотра документ Многообразие путей познания мира.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока: познакомить учащихся с многообра-зием путей познания мира. Задачи.

Цель урока: познакомить учащихся с многообра-зием путей познания мира. Задачи урока: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ные и проблемные задания способствовать выработке гражданской позиции учащихся. ?

Основные понятия и термины: уровни человеческих знаний мифологическое знание.

Основные понятия и термины: уровни человеческих знаний мифологическое знание рационально-логическое знание жизненный опыт здравый смысл эсхаталогия паранаука

1 Миф и познание мира

1 Миф и познание мира

 Миф – сказание, предание.

Миф – сказание, предание.

Задание: познакомьтесь с фрагментом Ветхого Завета, типичным примером мифоло.

Задание: познакомьтесь с фрагментом Ветхого Завета, типичным примером мифологического знания. Определите проблематику фрагмента. Вспомните, что вы знаете по данной проблематике из школьной программы, других источников, сравните и сделайте вывод о характерной особенности мифологического знания. ?


Характерная черта мифологического знания: замена научного принципа объяснения.

Характерная черта мифологического знания: замена научного принципа объяснения вещи и мира в целом рассказом о происхождении и творении.

Задание: проанализируйте приложение № 1, вспомните материал, изученный ранее.

Задание: проанализируйте приложение № 1, вспомните материал, изученный ранее. Назовите функции мифов.

Создание модели, образца подражания Описание и объяснение явлений природной и.

Создание модели, образца подражания Описание и объяснение явлений природной и социальной среды Функции мифа. Миф - первая форма познания и объяснения общества

 Задание: вспомните и назовите известные вам типы мифов. ?

Задание: вспомните и назовите известные вам типы мифов. ?

Основные тематические циклы мифов: космогонические мифы - о происхождении мир.

Роль и значение мифов: дает знания о принятой в данном обществе системе прави.

Роль и значение мифов: дает знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей; создает картину целостной жизни народа; сохраняют жизненный опыт народов; постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей; обеспечивает преемственность культурного опыта; передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

 Задание: проанализируйте приложение № 2, ответьте на вопросы.

Задание: проанализируйте приложение № 2, ответьте на вопросы.

Опыт повседневной жизни (жизненная практика) – особый способ познания мира. о.

В процессе осуществления различных практических действий люди накапливали, п.

В процессе осуществления различных практических действий люди накапливали, перерабатывали и распространяли социальный опыт не только с помощью языка, но и на невербальном уровне. Таким примером передачи практических знаний могут служить орудия и инструменты, предназначенные для получения практического результата, а не только познавательного. Например, молоток своей формой предназначен для ударного воздействия, ножницы – для режущего.

3 Народная мудрость и здравый смысл

3 Народная мудрость и здравый смысл

Быть мудрым есть высшая добродетель; мудрость состоит в том, чтобы говорить.

Быть мудрым есть высшая добродетель; мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину. Гераклит (ок. 540 - 480)

Мудрость вращается в области первых причин и начал… А самое основное из знан.

Мудрость вращается в области первых причин и начал… А самое основное из знаний и преобладающее над служебным есть то, в котором содержится понимание цели, ради которой все в отдельности должно делаться. Аристотель (384-322)

Мудрость - свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоени.

Мудрость (в филосо-фии) — один из измери-телей степени познания окружающего.

Мудрость (в филосо-фии) — один из измери-телей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта Дж.Уитер. Эмблема мудрости. XVIIIв.

Мудрость (в религиях) — степень познания окружаю-щего мира, данная мирозда-т.

Мудрость (в религиях) — степень познания окружаю-щего мира, данная мирозда-телю в неисчерпаемой мере, и могущая быть воспринятой людьми в той или иной части.

Народная мудрость Народная мудрость - обобщенные практические знания. Примеры.

Отличительная чер-та народной мудрости - свод рецептов поведения для разных с.

Отличительная чер-та народной мудрости - свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

Под здравым смыслом также понимают способность принимать правильные решения.

Здравый смысл — совокупность взглядов на окружающую действитель-ность, навык.

Здравый смысл — совокупность взглядов на окружающую действитель-ность, навыков, форм мышления, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности, лежит в основе моральных принципов.

4 Познание средствами искусства

4 Познание средствами искусства

Специфика познания посредством искусства состоит в том, что оно осуществляет.

Специфика познания посредством искусства состоит в том, что оно осуществляется через художественный образ. Образ относится к сфере идеального. Мышление создает мир иллюзорный, существующий в сознании, но чем-то подобный реальному материальному миру.

Образ не тождествен реальному объекту, он не просто отражает, но и обобщает.

 Задание: проанализируйте приложение № 3, ответьте на вопросы.

Задание: проанализируйте приложение № 3, ответьте на вопросы.


Произведения искусства помогают ощутить дух времени. Особенность этой формы п.

5 Там, где кончается наука

5 Там, где кончается наука

 Паранаука (от греч. para около, возле, при) – околонаучное знание.

Паранаука (от греч. para около, возле, при) – околонаучное знание.

 Задание: проанализируйте приложение № 4, ответьте на вопросы.

Задание: проанализируйте приложение № 4, ответьте на вопросы.

Паранаука существует постольку, поскольку люди стремятся знать больше, но са.

Паранаука существует постольку, поскольку люди стремятся знать больше, но сама познавательная деятельность становится все более сложной. Сложности и объективные трудности научного познание порождают с одной стороны, как феномены, ждущие научных объяснений и подтверждений, с другой – спекуляции, нередко далекие от истины или стремления к ней.

Отличительные черты паранауки: претензии на универсальность использование псе.

Отличительные черты паранауки: претензии на универсальность использование псевдонаучной терми-нологии завышенные претензии на внимание неготовность и нежелание провести дополнительные экспертизы нетерпимость к науке использование СМИ для привлечение внимания

Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению н.

Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

Домашнее задание: § 23

Домашнее задание: § 23

Краткое описание документа:

Цель урока - познакомить учащихся с многообразием путей познания мира. В ходе урока учащиеся знакомятся с видами и уровнями человеческих знаний, анализируют дополнительные источники социальных знаний, текст учебника, выясняют специфику познания посредством разных способов. Презентация включает видео и музыкальный фрагмент.

Читайте также: