Напиши краткое сообщение о киданях

Обновлено: 08.07.2024

КИДАНИ (китаи, каракитаи), древний монгольский народ. Первое упоминание о киданях содержится в китайских источниках 8 в., где указывается, что они занимали территорию на юге нынешнего Дунбея (Маньчжурия). В 916 кидани создали собственное государство, с середины 10 в. известное под названием Ляо, которое господствовало в северном Китае и Монголии. (От названия киданей происходит русское наименование Китай, вопринятое от монголов.)

В 1125 это государство было уничтожено чжурджэнями, основавшими в Маньчжурии династию Цзинь. Часть киданей оставались вассалами дома Цзинь вплоть до завоевания северного Китая Чингисханом, затем многие из них перешли на службу к монголам (например, знаменитый советник Чингисхана Елюй Чуцай). Группа киданей после гибели государства Ляо двинулась на запад и поначалу обосновалась на землях киргизов в верховьях Енисея, а затем основала в Семиречье государство Западное Ляо, простиравшееся от границ Китая до Амударьи. Правитель Западного Ляо носил титул гурхана. Каракитаи, как их называли в Средней Азии, придерживались анимистических взглядов, но терпимо относились к исламу и христианству. Держава каракитаев была уничтожена в 1213 найманами, а ее жители позднее вошли в состав населения монгольского государства.

Zhargal Tsaganola

ЗАЧЕМ КОЧЕВОМУ НАРОДУ КИДАНЬ РАЗМЕЩАТЬ ОБЕЗЬЯНУ НА СВОЕМ ЗНАМЕНИ?
http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/47-кидани-к..
http://mirchudes.net/people/785-kidani.html
И вообще, задуматься, зачем было кочевому народу кидань размещать обезьяну на своем знамени? Это ведь не волк, олень или тигр. Откуда это могло пойти ? Разве в АРВМ или в Маньчжурии обитали обезьяны? Есть ли какой либо подобный культ обезьяны в других кочевых или оседлых народах? Думаю, все же может быть связь между словами "Мачин" и мешін/мечин.Во Внутр.Монголии - Южной Маньчжурии 3 этнонима на ". чин":
хорчин, узумчин, харачин +хучит
наверное потомки Мачин, т.е. киданей, т.е. средневековых китаев.

Zhargal Tsaganola

Во Внутр.Монголии - Южной Маньчжурии 3 этнонима на ". чин":
хорчин, узумчин, харачин +хучит
наверное потомки Мачин, т.е. киданей, т.е. средневековых китаев
-чин аффикс указывающий на профессиональную деятельность.
үзэмчин-виноградарь
Показать полностью.
харчин-кумысовщик если быть более точнее то изготовители черного кумыса.
хорчин-стрелок
\хуучид - мн.число от хуучин т.е. старый. это от полного названия хуучин чахар - т.е. старые чахары. Помнится что в Чагатайском улусе было 4 монгольских племен - каучин, джалаир, арлат и барлас. на монгольском письменности пишется как ᠬᠠᠭᠣᠴᠢᠨ т.е. ха'учин
т.е. каучин это старая гвардия хана.
В 1945 году хуучиды в полном составе приняли подданство МНР перекочевав в Сухэ-Баторский и Дорнодский аймаки.
Китай, Каракитай - это в общем то же самое, что Син/Чин и Масин/Мачин:
И вот эти-то чины и мачины, получается, тоже участвовали в знаменитом рейде Субедея и надо же было такому случиться, что именно их довелось зафиксировать армянскому летописцу Киракосу: С наступлением 670 — 1221 года 703 какое-то войско иноязычное с незнакомыми чертами лица , вышедши из страны Чина и Мачина 705 — имя ему Мухал и Татар — пришло и проникло в землю Гугарк'скую через равнины, находящаяся у пределов Ах'ованских, в числе около 20,000.
Может ли иметь слово Мачин иметь что-то общее со словом "мешін" (на казахском обезьяна)? Например, оттуда могло пойти оскорбительное значение этого слова. Мешин,смахивает на калм. мечин(обезьяна). На монгольском языке бичин -обезьяна, бурятском языке обезьяна -бишин. Кстати, еще давно читал, что кто-то задал вопрос в yahoo answers, нету ли ничего общего между потерянным поколением Израиля и киданями, поскольку у последних прическа, которая поголовно у всех мужчин, сильно напоминают еврейские пейсы.

Zhargal Tsaganola

ЛЕГЕНДАРНЫЕ НАРОДЫ ДРЕВНЕГО ЗАБАЙКАЛЬЯ
вписавшие свои имена в страницу летописи мировой истории, древние народы Забайкалья творившие мировую историю, сыграли одну из ключевых ролей в средневековой истории Азии и Европы.

КИДАНЬ.
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Zidan/z23.htm
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/china.htm
Кидани были народом воинственным, но немногочисленным. Действительно, большинство учёных, особенно, в СССР, считает, что кидани были монголоязычны и генетически близки монголам (Н. Я. Бичурин, О. Ковалевский, Р. Тории, В. С. Стариков, В. С. Таскин, С. А. Токарев, Л. Р. Кызласов, Е. М. Залкинд и многие другие). Их тюркское происхождение серьезными учёными рассматривается редко (правда, Сюэ Цзюй-чжэну относит киданей к потомкам хунну).Тибетский манускрипт Национальной Парижской библиотеки № 246 сообщает о киданях: "Там на севере есть те, кто называется Ге-тан. Король их - это хаган Ге-тан. Их пища и законы такие же, как и у А-жа. Скот их преимущественно телята, овцы и лошади. Язык их в большой степени соответствует языку А-жа. Они то ссорятся, то вступают в союз с уйгурами"[74]. Нужно установить, кто такие А-жа?А-жа это тогоны или тугухунь. Еще одна ветвь сяньбэй. Их потомками считают ныне монголоязычную монгар или тужень.
Империя Ляо включала в себя территории Монголии, Внутренней Монголии, Восточного Забайкалья, части Маньчжурии, Кореи и Китая.
Охота с беркутами это древняя традиция монголов-киданей
Объединение племен кидань
Первоначально кидане делились на восемь племен, и главный род назывался Дахэ. Впоследствии названия племен были изменены.

Если племена страдали от бедствий и моровых болезней, а скот приходил в упадок, восемь племен собирались на совещание и выставляли знамя и барабан перед следующим дажэнем, меняя таким образом князя. Сменяемый считал, что таково первоначальное условие, и не смел протестовать.

Город Ханьчэн находился к юго-востоку от гор. Таньшань, на реке Луаньхэ. Здесь добывались соль и железо. При Поздней династии Вэй здесь находился уезд Хуаянь. На землях вокруг города можно было сеять пять видов хлебных злаков, поэтому Абаоцзи во главе китайцев занялся. земледелием :и построил для лих внешние и внутренние стены, дома и рынки по образцу Ючжоу. Китайцы стали спокойно жить и не думали больше о возвращении на родину.

Недавно я опубликовал статью "Немонгольская империя" ( ссылка ), где высказал сомнения относительно монголоязычия "монголов" Монгольской империи.

Я оставлю за рамками рассмотрения весь тот бред, который я прочитал в комментариях по поводу корней тюркских языков. Типа динлины – это русские, тюрки – это плод метизации русских динлинов и монголов, а тюркский язык – это смесь древнерусского и монгольского языков. И якобы поэтому в тюркском языке столько заимствованных русских слов (заметьте, не в русском языке много заимствованных тюркских слов, а наоборот). Не хочу даже комментировать.

Но я высказал предположение, что распространение монгольского языка на территории Монголии началось намного позже даже развала самой Монгольской империи, созданной Чингисханом. И что начало этому процессу положили кидани. Думаю, не стоит говорить, что в комментариях киданям тут же "пририсовали" русские корни.

Однако рассмотрим эту версию подробнее.

До начала I века территории от Японского моря до Северо-Восточного Китая занимало государство Хань. Начиная с VII века до н.э. главенствующие роли здесь занимал народ дунху, обитавший во Внутренней Монголии и западном Хэйлунцзяне.

Китайский ученый VII века Янь Шы-гу пишет, что восточная ветвь жунов (жун-ди) слилась с дунху, стала их частью и явилась предками ухуань и сяньби. Д.Д.Дондокова называет эту ветвь шань-жунами, а Л.Н.Гумилев - "горными жунами".

Разгром Империи Хань хуннами в середине II века дал толчок к так называемому Восточному переселению народов.

По сведениям Сыма Цянь, часть уцелевших дунху бежала и дальше упоминается под именени "сяньби" от названия гор Сяньби-шань, где они обосновались. Сяньби, по мнению ученых, говорили на древнемонгольском языке и являются прародителями монгольских народов. Я не буду, чтобы не затягивать, рассматривать эту версию, приняв ее как есть. Позже, в новых статьях, становление сяньби будет рассмотрено подробно. Пока же достаточно, что сяньби, по данным китайских источников, говорили на древнемонгольском языке, в отличие от хуннов, чье тюркоязычие рассматривается в статье "Хунны - тюркоязычные европеоиды с монголоидным лицом" ( ссылка ).

Со II века китайские источники не балуют сяньби особым вниманием, сосредоточенные на внутренней политической борьбе. Они лишь упоминает о покорении народа ухуань в Южной Маньджурии, который также являлся ветвью дунху. Но, важно, что примерно в IV веке имя сяньби перестает использоваться, а на его место приходит этноним "кидани". Сведения о прошлом киданей практически отсутствуют, они появились в Ляоси словно ни откуда. И это позволяет утверждать, что кидани – это лишь новое именование сяньби.

На преемственность дунху-сяньби-кидани указывает отличный от хунну и динлинов погребальный обряд. В хуннской и тюркской традиции погребения совершались под округлыми курганами с каменной насыпкой. Для дунху-сяньбинской традиции характерны захоронения в плиточных могилах, сменившиеся захоронениями в деревянном гробу.

На монголоязычие сяньби-киданей указывает китайская хроника "Вэйшу", где сказано, что "сяньби - это подобно ухуань, остаток дунху, их язык, привычки, обычаи одинаковы с ухуань". То есть явно указывается на родство сяньби и ухуань, чей язык отличен от языка проживавших неподалеку хунну. Такова древняя китайская документалистика – умалчивание есть отрицание. Если бы язык сяньби был схож с языком хунну, то фраза звучала бы "сяньби и ухуань остатки дунху, их язык одинаков с хунну".

С другой стороны, в этнониме "кидани" отчетливо прослеживается практически тождественное созвучие с "чи-ди". Если сяньби-кидани – это смешавшаяся с дунху восточная ветвь жун-ди (шань-жуны), то выглядит странно, что, сменив язык, то есть самоидентификацию, они сохранили имя, им не принадлежавшее. Но пусть это будет на совести китайских авторов, которые, повторю, указывают на преемственность киданей от дунху и их монголоязычие.

Во времена Тюркских каганатов кидани являлись их данниками, однако перманентно переходя то на сторону китайцев, то на сторону уйгуров. Но после падения Кыргызского каганата территории Монголии оказались свободными, что позволило киданям включить их в состав собственного государства Ляо (примерно 907 год). Великое Ляо просуществовало до 1125 года, когда его уничтожают чжурчжэни.

Часть киданей уходят на запад, где основывают государство Западное Ляо, известное как Кара-Катай. Западное Ляо просуществовало всего до 1212 года, когда было разбито найманами, а затем присоединено к империи Чингисхана. Реванш монголоязычных народов в регионе приходится уже на XV век, когда империя Чингисхана распалась, а на территории современной Монголии образовалось Ойратское ханство.

Но нам важны кидани и их государство Кара-Катай.

Путаница возникает вследствие расшифровки названия. В слове "катай" невооруженным ухом угадывается "кидань". А слово "кара" многие переводят с тюркского "черный". И это дает повод высказывать предположения о тюркоязычии киданей. Однако и в монгольском "черный" звучит как "хар", "хара". Так или иначе, представляется, что "Кара-Катай" - это именно тюркское именование государства киданей, которых они называли "черные кидани", указывая на их монголоидность, внешнее отличие от тюрков.

Другая путаница связана с версией, что этноним "кидань" восходит к легенде про 8 сыновей кагана, которые стали основателями 8 киданьских родов. Аналогичное толкование есть и в этнониме "найман", который также означает "восемь". В случае с найманами, их происхождение возводится к тюркоязычному племенному объединению "сегиз-огуз" (от тюркских "сегиз" – "восемь", "огуз" – "племя", "род") – "народ из восьми племен" или "найман" по-монгольски. Отмечу, что здесь тюркоязычие найманов не вызывает сомнений, несмотря на их монгольское наименование. Однако, ни в китайском, ни в монгольском языке нет слова "восемь", созвучного хотя бы с частью слова "кидань". Поэтому нет и оснований проводить аналогии кидани – это найманы или наоборот.

Возвращаюсь к предположению о распространение монгольского языка на территории современной Монголии.

На этой территории конкурировали 2 этноса, тюрки (чи-ди и их потомки) и прамонголы (дунху и их потомки). На протяжении всей истории прамонголы владели этой территорией лишь фрагментарно 330-550 годы (Жужаньский кананат, сяньби), 907-1125 годы (Государство Ляо, кидани), 1140-1212 годы (Западное Ляо, кидани). Очевидно, столь непродолжительное время не могло способствовать даже широкому расселению монголоязычных народов, которое может быть отмечено лишь во времена Ляо. Однако процесс консолидации и монголизации населения степи, наметившийся в киданьский период, не завершился, но были созданы реальные предпосылки для этого.

В эпоху Чингисхана процесс слияния кочевых монгольских, тюркских и тунгусо- маньчжурских групп в единую народность ускорился. Особую роль в нем принадлежит киданям, которые создали самобытный центральноазиатский очаг протомонгольской культуры и языка. Монгольский письменный язык заимствовал от найманов уже приспособленную киданями для монгольской группы языков письменность на уйгурской графической основе.

Однако собственно монгольское в этнолингвистическом смысле доминирование в Степи начинается с начала XV века с созданием Ойратского ханства.

Ойраты явились следствием смешения киданей и так называемых племен дзюбу, проживавших к северо-западу от киданей. Под собирательным термином "дзюбу" следует понимать из крупных племенных союзов найманов и кереитов. Потомки ойратов – калмыки. Для сравнения халха-монголы возводятся опять же к киданям и тунгусам.

Таким образом, именно кидани стали той базой, на которой со временем сформировались современные монгольские народы.

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Топ авторов темы

Rust 91 постов

АксКерБорж 190 постов

Peacemaker 47 постов

buba-suba 49 постов

Популярные дни

Популярные посты

Скриптонит

Скриптонит

Давно у психиатра проверялись? Почему вам везде мерещятся двойники?

RedTriangle

RedTriangle

24 августа, 2018

Наткнулся на статью о киданьском языке, автор считает что солоны(не дауры) это и есть потомки киданей. Считает основное население киданей более тунгусоязычным, а элиту монголоязычным. Потом только обр

Rust

Из книги главного спеца по киданям Н.Н. Крадина — Н.Н. Крадин, А.В. Харинский, С.Д. Прокопец, А.Л. Ивлиев, Е.В. Ковычев, Л. Эрдэнэболд. Великая киданьская стена: Северо-восточный вал Чингис-хана //

Читайте также: