Найти и извлечь сообщение или информацию

Обновлено: 06.07.2024

  • Извлечение информации (англ. information extraction) — это задача автоматического извлечения (построения) структурированных данных из неструктурированных или слабоструктурированных машиночитаемых документов.

* MUC-1 (1987), MUC-2 (1989): Военно-морские операции.

* MUC-3 (1991), MUC-4 (1992): Терроризм в латиноамериканских странах.

* MUC-5 (1993): Венчурные операции в области микроэлектроники.

* MUC-6 (1995): Новостные статьи об изменениях в управляющих процессах.

MUC-7 (1998): Отчёты о запусках спутников.Тексты на естественном языке могут потребовать некоего предварительного преобразования на язык (например, RDF — Resource Description Framework), понятный для компьютера.

Типичные подзадачи извлечения информации:

* Распознавание именованных элементов (сущностей), например: имён людей, названий организаций, географических названий, событий, временны́х и денежных обозначений и пр.

* Разрешение анафоры и кореференций : поиск связей, относящихся к одному и тому же объекту. Типичный случай таких ссылок — местоименная анафора.

* Выделение терминологии: нахождение для данного текста ключевых слов и словосочетаний (коллокаций).

Связанные понятия

Распределённая система — система, для которой отношения местоположений элементов (или групп элементов) играют существенную роль с точки зрения функционирования системы, а, следовательно, и с точки зрения анализа и синтеза системы.

Обработка естественного языка (Natural Language Processing, NLP) — общее направление искусственного интеллекта и математической лингвистики. Оно изучает проблемы компьютерного анализа и синтеза естественных языков. Применительно к искусственному интеллекту анализ означает понимание языка, а синтез — генерацию грамотного текста. Решение этих проблем будет означать создание более удобной формы взаимодействия компьютера и человека.

База знаний (БЗ; англ. knowledge base, KB) — база данных, содержащая правила вывода и информацию о человеческом опыте и знаниях в некоторой предметной области (ISO/IEC/IEEE 24765-2010, ISO/IEC 2382-1:1993). В самообучающихся системах база знаний также содержит информацию, являющуюся результатом решения предыдущих задач.

Визуализация данных — это представление данных в виде, который обеспечивает наиболее эффективную работу человека по их изучению. Визуализация данных находит широкое применение в научных и статистических исследованиях (в частности, в прогнозировании, интеллектуальном анализе данных, бизнес-анализе), в педагогическом дизайне для обучения и тестирования, в новостных сводках и аналитических обзорах. Визуализация данных связана с визуализацией информации, инфографикой, визуализацией научных данных, разведочным.

Исчисление процессов или алгебра процессов — семейство связанных подходов к формальному моделированию параллельных систем.

Упоминания в литературе

На уровне общества и государства информационная безопасность характеризуется степенью их защищенности и, следовательно, устойчивостью основных сфер жизнедеятельности (экономики, науки, техносферы, сферы управления, военного дела, общественного сознания и т. д.) по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям на этапах как внедрения, так и извлечения информации . Состояние информационной безопасности определяется способностью нейтрализовать такие воздействия. Становление информационного общества происходит в результате воздействия информационных и телекоммуникационных технологий на экономику, социальную структуру, право, культуру, государство. Современные компьютеры, глобальные информационные сети и сетевые технологии сильно изменили нашу жизнь, но вместе с новыми возможностями у нас появились и новые риски. В условиях продолжающейся научно-технической революции в области вычислительной техники и телекоммуникаций, глобализации процессов экономического и политического развития человеческого общества проблемы безопасности развития личности, функционирования общественных структур и органов государства в информационной сфере становятся все более актуальными, затрагивая все более широкий круг субъектов информационных отношений[84].

Связанные понятия (продолжение)

Модель данных — это абстрактное, самодостаточное, логическое определение объектов, операторов и прочих элементов, в совокупности составляющих абстрактную машину доступа к данным, с которой взаимодействует пользователь. Эти объекты позволяют моделировать структуру данных, а операторы — поведение данных.

Схема базы данных включает в себя описания содержания, структуры и ограничений целостности, используемые для создания и поддержки базы данных.

Представление знаний — вопрос, возникающий в когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в исследованиях искусственного интеллекта.

Язы́к запро́сов — это искусственный язык, на котором делаются запросы к базам данных и другим информационным системам, особенно к информационно-поисковым системам.

Выделение признаков — это процесс снижения размерности, в котором исходный набор сырых переменных сокращается до более управляемых групп (признаков) для дальнейшей обработки, оставаясь при этом достаточным набором для точного и полного описания исходного набора данных.

Конте́йнер в программировании — тип, позволяющий инкапсулировать в себе объекты других типов. Контейнеры, в отличие от коллекций, реализуют конкретную структуру данных.

Информацио́нный по́иск (англ. information retrieval) — процесс поиска неструктурированной документальной информации, удовлетворяющей информационные потребности, и наука об этом поиске.

Предме́тная о́бласть — множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории. В логике — подразумеваемая область возможных значений предметных переменных логического языка.

Формальная верификация или формальное доказательство — формальное доказательство соответствия или несоответствия формального предмета верификации его формальному описанию. Предметом выступают алгоритмы, программы и другие доказательства.

Документа́ция на программное обеспечение — печатные руководства пользователя, диалоговая (оперативная) документация и справочный текст, описывающие, как пользоваться программным продуктом.

Анализ данных — область математики и информатики, занимающаяся построением и исследованием наиболее общих математических методов и вычислительных алгоритмов извлечения знаний из экспериментальных (в широком смысле) данных; процесс исследования, фильтрации, преобразования и моделирования данных с целью извлечения полезной информации и принятия решений. Анализ данных имеет множество аспектов и подходов, охватывает разные методы в различных областях науки и деятельности.

Вопросно-ответная система (QA-система; от англ. QA — англ. Question-answering system) — информационная система, способная принимать вопросы и отвечать на них на естественном языке, другими словами, это система с естественно-языковым интерфейсом.

Семанти́ческая паути́на (англ. semantic web) — это общедоступная глобальная семантическая сеть, формируемая на базе Всемирной паутины путём стандартизации представления информации в виде, пригодном для машинной обработки.

Скрытая марковская модель (СММ) — статистическая модель, имитирующая работу процесса, похожего на марковский процесс с неизвестными параметрами, и задачей ставится разгадывание неизвестных параметров на основе наблюдаемых. Полученные параметры могут быть использованы в дальнейшем анализе, например, для распознавания образов. СММ может быть рассмотрена как простейшая байесовская сеть доверия.

Храни́лище да́нных (англ. Data Warehouse) — предметно-ориентированная информационная база данных, специально разработанная и предназначенная для подготовки отчётов и бизнес-анализа с целью поддержки принятия решений в организации. Строится на базе систем управления базами данных и систем поддержки принятия решений. Данные, поступающие в хранилище данных, как правило, доступны только для чтения.

Формальные методы занимаются приложением довольно широкого класса фундаментальных техник теоретической информатики: разные исчисления логики, формальных языков, теории автоматов, формальной семантики, систем типов и алгебраических типов данных.

Требования к программному обеспечению — совокупность утверждений относительно атрибутов, свойств или качеств программной системы, подлежащей реализации. Создаются в процессе разработки требований к программному обеспечению, в результате анализа требований.

Аспе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (АОП) — парадигма программирования, основанная на идее разделения функциональности для улучшения разбиения программы на модули.

Полнотекстовый поиск (англ. Full text searching, фр. Recherche en texte integral) — автоматизированный поиск документов, при котором поиск ведётся не по именам документов, а по их содержимому, всему или существенной части.

Реляционная модель данных (РМД) — логическая модель данных, прикладная теория построения баз данных, которая является приложением к задачам обработки данных таких разделов математики, как теория множеств и логика первого порядка.

Проектирование программного обеспечения — процесс создания проекта программного обеспечения (ПО), а также дисциплина, изучающая методы проектирования.

Ка́чество програ́ммного обеспечения — способность программного продукта при заданных условиях удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям (ISO/IEC 25000:2014).

Ассоциативная память (АП) или ассоциативное запоминающее устройство (АЗУ) является особым видом машинной памяти, используемой в приложениях очень быстрого поиска. Известна также как память, адресуемая по содержимому, ассоциативное запоминающее устройство, контентно-адресуемая память или ассоциативный массив, хотя последний термин чаще используется в программировании для обозначения структуры данных (Hannum и др., 2004).

Архитектура программного обеспечения (англ. software architecture) — совокупность важнейших решений об организации программной системы. Архитектура включает.

Сема́нтика в программировании — дисциплина, изучающая формализации значений конструкций языков программирования посредством построения их формальных математических моделей. В качестве инструментов построения таких моделей могут использоваться различные средства, например, математическая логика, λ-исчисление, теория множеств, теория категорий, теория моделей, универсальная алгебра. Формализация семантики языка программирования может использоваться как для описания языка, определения свойств языка.

По́ле кла́сса или атрибу́т (переменная-член, data member, class field, instance variable) в объектно-ориентированном программировании — переменная, связанная с классом или объектом. Все данные объекта хранятся в его полях. Доступ к полям осуществляется по их имени. Обычно тип данных каждого поля задаётся в описании класса, членом которого является поле.

Фолксоно́мия (англ. folksonomy, от folk — народный + taxonomy таксономия, от гр. расположение по порядку + закон) — народная классификация, практика совместной категоризации информации (текстов, ссылок, фото, видеоклипов и т. п.) посредством произвольно выбираемых меток, называемых тегами.

Примитивный (встроенный, базовый) тип — тип данных, предоставляемый языком программирования как базовая встроенная единица языка.

Паке́т прикладны́х програ́мм (аббр. ППП, англ. application package) или паке́т програ́мм — набор взаимосвязанных модулей, предназначенных для решения задач определённого класса некоторой предметной области. По смыслу ППП было бы правильнее назвать пакетом модулей вместо устоявшегося термина пакет программ. Отличается от библиотеки тем, что создание библиотеки не ставит целью полностью покрыть нужды предметной области, так как приложение может использовать модули нескольких библиотек. Требования же.

Логический синтез в электронике — процесс получения списка соединений логических вентилей из абстрактной модели поведения логической схемы (например, на уровне регистровых передач). Наиболее распространенный пример этого процесса — синтез спецификаций, написанных на языках описания аппаратуры. Синтез выполняют программы-синтезаторы, способные оптимизировать проект согласно различным особенностям устройства, таким как временные ограничения, площадь и используемые компоненты. Такие программы обычно.

Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.

Процесс разработки программного обеспечения (англ. software development process, software process) — структура, согласно которой построена разработка программного обеспечения (ПО).

Методология разработки программного обеспечения — совокупность методов, применяемых на различных стадиях жизненного цикла программного обеспечения и имеющих общий философский подход.

Иерархическая модель данных — это модель данных, где используется представление базы данных в виде древовидной (иерархической) структуры, состоящей из объектов (данных) различных уровней.

Машинное обучение (англ. machine learning, ML) — класс методов искусственного интеллекта, характерной чертой которых является не прямое решение задачи, а обучение в процессе применения решений множества сходных задач. Для построения таких методов используются средства математической статистики, численных методов, методов оптимизации, теории вероятностей, теории графов, различные техники работы с данными в цифровой форме.

В информатике параллели́зм — это свойство систем, при котором несколько вычислений выполняются одновременно, и при этом, возможно, взаимодействуют друг с другом. Вычисления могут выполняться на нескольких ядрах одного чипа с вытесняющим разделением времени потоков на одном процессоре, либо выполняться на физически отдельных процессорах. Для выполнения параллельных вычислений разработаны ряд математических моделей, в том числе сети Петри, исчисление процессов, модели параллельных случайных доступов.

Обфуска́ция (от лат. obfuscare — затенять, затемнять; и англ. obfuscate — делать неочевидным, запутанным, сбивать с толку) или запутывание кода — приведение исходного текста или исполняемого кода программы к виду, сохраняющему её функциональность, но затрудняющему анализ, понимание алгоритмов работы и модификацию при декомпиляции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ширинская Екатерина Владимировна

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что делать? Чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть.

1. Удалось ли вам определить время действия? Почему?

2. Какой эпитет использует автор для описания лаптей? С чем у вас ассоциируется красный цвет?

4. Как дальше будут развиваться события? Есть ли шанс на спасение ребенка?

Часть 2

Стукнуло в прихожей. Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

- Лапти? Что за лапти такие?

-А господь его знает. Бредит, весь огнем горит…

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

-Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

-Как добывать?

-В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.

- Нет, пойду… Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

И притворив дверь, ушел… пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

2 остановка

1. Кто такой Нефед? Какое впечатление он производит?

3. Как описывается погода? Какими средствами выразительности Бунин передает нам всю сложность дела, за которое взялся Нефед?

4. Что же дальше произойдет в произведении? Повышаются ли шансы у больного ребенка на спасение?

Часть 3

Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, на отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя ( и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

-Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

1. Как Бунин описывает ночь? Какие чувства оно вызывает у вас?

2. Можно ли предугадать развязку? Будет ли она счастливой?

3. Каким ваш хочется видеть финал рассказа?

Часть 4

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего на розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидели торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…

Тем только и спаслись – поняли, что, значит, это луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…

За пазухой у Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

1. Какими словами Бунин в этом отрывке предвосхищает трагическую развязку – смерть Нефеда?

2. Была ли смерть Нефеда вознаграждена?

3. О чем этот рассказ?

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени.

3. Только ли человек обладает памятью?

5. Чему автор противопоставляет память?

6. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1. Память является нашим богатством.

2. Память не связывает настоящее и прошедшее.

3. Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.

4. Память противостоит уничтожающей силе времени.

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

2. В какой строфе автор обращается с просьбой к читателю? В чем заключается эта просьба?

3. Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены памятники Петру Первому. Какой из

памятников и почему больше соотносится с образом Петра Первого в стихотворении Пушкина?



Задание №2 . Прочитайте текст и выполните задания

1) Если внимательно присматриваться к тому, что происходит кругом, приходится изумляться на каждом шагу. 2) Вошел в подъезд нашего дома, поднимаюсь к себе по лестнице. 3) Мне навстречу серый кот из соседней квартиры. 4) Я его иногда прикармливаю. 5) Мяукает, поглядывает на меня и бежит вниз. 6) Остановится, поглядит и бежит вниз дальше. 7) Я пошел следом. 8) Он подбежал к двери, ведущей на двор, глядит на меня, мяукает. 9) Я открыл дверь, и он выбежал.

10) Кот совершенно определенно просил меня выпустить его на двор. 11) Какой дикий зверь знает просьбу? 12) Может взять - берет. 13) Не может - смиряется. 14) Но чтобы обратиться к живому существу и ждать, что оно без всякой для себя пользы сделает что-то зверю нужное, - это ему не может прийти в голову.

1. Выпишите из текста глаголы, в которых, по мнению автора, выражается просьба животного.

2. В каком из указанных ниже предложений заключается основная мысль текста? Дайте аргументированный ответ.

3. Соотносится ли изображение с содержанием текста? Дайте аргументированный ответ.


Задание №1 . Прочитайте текст и выполните задания

(1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако. (2) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане. (3) Только верхняя линия их обозначалась с необычайной ясностью на багровом свете заката. (4) Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на тёмной лазури.

1. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его.

2. Определите тему и главную мысль текста.

3. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

4. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры.

5. Выделите микротемы, составьте план, выделив в каждой части ключевые слова.


Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю. Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий. Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку – здравствуйте! Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине её две берёзы. Под берёзами – пень. Рядом с пнём в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я ещё не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, жёлтый. Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лёг на живот. В один дух выпил всю лесную чашу до дна.


Сыроежка красная растёт в лиственных и хвойных лесах. Плодовые тела образует в июле – октябре. Шляпка диаметром 2 – 8 см, тонко мясистая, полушаровидная, затем распростёртая, в центре часто вдавленная, голая, клейкая, при высыхании блестящая, по краю нередко короткотрубчатая, жёлтая, розовато- или оранжево-жёлтая, по краю более светлоокрашенная; кожица снимается. Пластинки кремовые, затем охряные, оранжево-жёлтые. Ножка 4 – 6 см длины, до 2 см толщины, плотная, сначала белая с красноватым оттенком, потом сереющая. Мякоть сладкая, белая, с приятным (у зрелых грибов фруктовым) запахом, на изломе цвета не меняет.
5. Как вы думаете, чему учит этот рассказ?

Задание №3 . Прочитайте текст и выполните задания

1 Ночь, темно. 2 За стеною шумит метель. 3 В маленькой комнате перед иконой Божией Матери, кротко мерцает лампадка, озаряя тусклым, колеблющемся светом детскую кроватку и бледное, измученное бессонными ночами, лицо матери. 4 В кроватке лежит малютка и тихо, ровно дышит. 5 Усталая мать не спит. 6 При малейшем движении малютки в постельке, она быстро открывает глаза и беспокойно, и нежно взглядывает на дорогое личико. 7 Много раз открывает она глаза в длинную бессонную ночь, и все с той же заботой и нежностью взглядывает на ребенка.
8 Бьет одиннадцать часов ночи… 9 Потом два… три часа… 10 Малютка проснулся и заплакал. 11 Мать подымается с постели, кормит и укачивает малютку. 12 Бьет пять… шесть часов… 13 Мать все не спит, и чутко прислушивается к ровному дыханию дитяти.
14 Начинает светать…15 Ребенок совсем просыпается, долго шевелит ножками и ручками и вновь засыпает. 16 Мать встает и с головой, отяжелевшей от бессонной ночи, принимается за обычный дневной труд, немедленно прерывая его при малейшем движении малютки. 17 Так проходят дни и долгие, бессонные ночи.

Читайте также: