На сахалин обрушился сильный циклон однако сообщение с материком не было прервано

Обновлено: 02.07.2024

Упр. 88 — ГДЗ по Русскому языку 9 класса: Ладыженская

Условие

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В сложноподчинённых предложениях подчеркните придаточные предложения.

В каких сложных предложениях более важным в смысловом отношении является придаточное, в каких — главное? В каких предложениях позицию придаточного можно изменить? Прочитайте их, изменив место придаточного по отношению к главному. Какое из предложений в составе сложного стало более значимым в смысловом отношении? Почему?

2. Когда говорят о п..рсп..ктивных т..л..визорах чаще всего вспоминают плоские экраны и цифровую кодировку сигнала. И та и другая идеи (в)первые появились в нашей стране. Осенью 1996 года стало изве(с, ст)но что в России прошли успешные испытания (энерго)экономичного плоского экрана принц..пиально нового типа. Исследовательская группа под руководством профессора Ванникова обнаружила и синтезировала новый полимер который ярко свети(т, ть)ся под воздействием электрического разряда (сверх)малой мощности. Достаточно энергии маленькой б..т..рейки (а (не, ни) тыс..чи вольт как в совреме(н, нн)ых кинескопах) для того чтобы заставить св..ти(т, ть)ся большой и плоский как бумага экран т..л..визора. Минус только один. Такой экран д..вольно быстро выходит из строя потому что выделяет тепло. Уч..ных это не пугает поскольку д..лг..вечность полимеров можно ув..личить разными способами, но разработки всех этих способов требуют денег.

Поэтому не уд. .вляйтесь если лет через десять эти же экраны которые можно будет наклеивать на стену в кач..стве движущихся и говорящих обоев мы будем покупать в Азии.(По В. Чернобурову.)

Русский язык. 5 класс

Обращение

Найдите предложения с обращениями. (Знаки препинания не расставлены!)

Шумит земля привольная ветвями тополей.

Здравствуй солнце здравствуй лес.

Берёзы белоствольные растите веселей.

Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок.

Обращение и подлежащее

Подчеркните предложения, в которых есть обращение. (Знаки препинания не расставлены!)

Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу .

Сыплет черёмуха снегом, зелень в цвету и росе .

Спой мне иволга песню пустынную песню жизни моей .

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло .

Схемы предложений

Соотнесите предложение с его схемой. (Знаки препинания не расставлены!)



Ты Пилюлькин всё трудишься, всё другим помогаешь.

Братцы что он про меня сочиняет?

Предложение с обращением

Проанализируйте предложения, укажите, в каком из них нет обращения. (Знаки препинания при обращении не расставлены!)

Анализ предложения

Мой первый друг мой друг бесценный

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их постановку.

1) Смиренный парус рыбарей твоею прихотью хранимый скользит отважно средь зыбей но ты взыграл неодолимый и стая тонет кораблей (П.).

2) Бывало вся губерния съезжалась у него, плясали и веселились на славу при оглушительном громе доморощенной музыки трескотне бураков и римских свечей и вероятно не одна старушка проезжая мимо запустелых боярских палат вздохнёт и вспомянет минувшие времена и минувшую молодость (Т.).

3) Я спал крепко но терция колокольчиков всё время была слышна и виделась мне во сне то в виде собаки, которая лает и бросается на меня то органа, в котором я составляю одну дудку то в виде французских стихов, которые я сочиняю (Л.Т.).

4) Он со мной всё как будто соглашался только потом мне становилось совестно и я чувствовал, что говорю не то . (Т.)

5) Анна Андреевна едва не захворала но у неё был организм железный и она превозмогла обиду (Пом.).

6) Мы знаем молитвы такие, что сердцу легко по ночам и гордые музы России незримо сопутствуют нам (Наб.).

8) Нет не черкешенка она но в долы Грузии от века такая дева не сошла с высот угрюмого Казбека (П.).

9) Не раз, каюсь в том, глядя на его полные и белые руки с бриллиантовым перстнем на указательном пальце, которые мне били одну карту за другою, я злился на этот перстень на белые руки на всю особу адъютанта и мне приходили на его счёт дурные мысли но рассуждая потом хладнокровно я убеждался, что он просто игрок умнее всех тех, с которыми ему приходилось играть (Л.Т.).

Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложносочиненных предложениях.

1) Память о прошлом России хранят не только манускрипты античных авторов древние курганы и городища но и старые географические названия скрывают в себе некоторые исторические факты.

2) КамАЗ известен как поставщик тяжелых самосвалов и этот факт позволяет ему активно использовать свою торговую марку.

3) Троице-Сергиева лавра была основана в XIV веке и до сих пор монахи сохраняют традицию странноприимства.

Выделите грамматические основы в предложениях. Выпишите только сложносочинённые предложения.

1) Но уверения и толкования Фомы Фомича в этом случае подвергаются большому сомнению; а между тем тот же Фома Фомич, ещё будучи шутом, разыгрывал совершенно другую роль на дамской половине генеральского дома (Дст.).

2) Проходя через бабушкин кабинет, я взглянул на себя в зеркало: лицо было в поту, волосы растрёпаны, вихры торчали больше чем когда-нибудь; но общее выражение лица было такое весёлое, доброе и здоровое, что я сам себе понравился (Л.Т.).

3) Пёс был крайне безобразен, и ни один праздный дворовый человек не упускал случая ядовито насмеяться над его наружностью; но все эти насмешки и даже удары Валетка переносил с удивительным хладнокровием (Т.).

4) Свободно ты решила выбор свой, и не как раб упал я на колени; но ты идёшь по лестнице крутой и дерзко жжёшь пройденные ступени! (Н.)

5) До сих пор я всё ещё не терял надежды сыскать дорогу Домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уж нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошёл себе прямо, по звёздам — наудалую . (Т.)

6) Последний дворовый человек чувствовал своё превосходство над этим бродягой и, может быть, потому именно и обращался с ним дружелюбно; а мужики сначала с удовольствием загоняли и ловили его, как зайца в поле, но потом отпускали с Богом и, раз узнавши чудака, уже не трогали его, даже Давали ему хлеба и вступали с ним в разговоры . (Т.)

7) Красавцем он не был; но в его взоре, в улыбке, во всём его существе таилось что-то чрезвычайно привлекательное, именно таилось (Т.).

8) Она улыбнулась восторгу его благодарности; но Алексей тотчас заметил на её лице следы уныния и беспокойства (П.).

9) . Может быть, я только заплакал бы; а может быть, и убил бы жену (А.Н.О.).

10) Насилу-то я кое-как успокоил его; кое-как наконец он смягчился; но долго ещё не мог он решиться переменить гнев на милость (Дст.).

11) Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же — к людям, к обществу (Т.).

12) Какая радость: будет бал! Девчонки прыгают заране; но кушать подали (П.).

Выделите грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания. Выпишите только сложносочинённые предложения.


1) Художник нам изобразил глубокий обморок сирени и красок звучные ступени на холст как струпья положил.

2) И море и Гомер всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит и море чёрное витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью (О. Мандельштам)

3) В моей стране — покой осенний дни отлетевших журавлей и словно строгий счёт мгновений проходят облака над ней.

4) Пускай мой друг разрезав том поэта упьётся в нём и стройностью сонета и буквами спокойной красоты! (В. Брюсов)

5) И я ушёл унёс вопросы смущая ими божество но выше этого утёса не видел в мире ничего.

6) Но тих был взгляд моих очей и сер дце ждущее спокойно могло ль прельститься цепью стройной светло чарующих речей? (Н. Гумилёв)

7) И радуют изысканные клумбы и резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка склепа.

8) Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова)

Ответ или решение 1

1) Память о прошлом России хранят (сказуемое) не только манускрипты (однородное подлежащее) античных авторов, древние курганы (однородное подлежащее) и городища (однородное подлежащее), но и старые географические названия (подлежащее) скрывают (сказуемое) в себе некоторые исторические факты.

2) КамАЗ (подлежащее) известен (сказуемое) как поставщик тяжелых самосвалов, и этот факт (подлежащее) позволяет ему активно использовать (составное именное сказуемое) свою торговую марку.

3) Троице-Сергиева лавра (подлежащее) была основана (составное именное сказуемое) в XIV веке, и до сих пор монахи (подлежащее) сохраняют (сказуемое) традицию странноприимства.

Спишите, вставив пропущенные буквы, расставив недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложносочиненных предложениях.

Спишите, вставив пропущенные буквы, расставив недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложносочиненных предложениях.
1) Память о прошл..м России хр..нят не только м..нускрипты античных авт..ров древние курганы и г..родища но и старые г..ографические названия скрывают в с..бе некоторые ист..рические факты.
2) КамАЗ известен как п..ставщик тяж..лых сам..свалов и этот факт п..зволяет ему активно использ..вать свою т..рговую марку.
3) Троице-Сергиева лавра была основана в XIV веке и до сих пор м..нахи с..храняют традиц..ю странноприимства.
4) На Сахалин обруш..лся сильный ц..клон однако с..общение с м..териком не было прервано.

Объяснение:

Повест, невоскл, сложносочинённое предложение.


Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: русский язык.
На сегодняшний день (01.03.2022) наш сайт содержит 16352 вопросов, по теме: русский язык. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.

Поможем написать работу на аналогичную тему

Нажимая на кнопку "Ответить на вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных


Сложносочиненные предложения (ССП) имеют две и более основ (как и каждое сложное предложение), части ССП связаны при помощи интонации и сочинительных союзов. Эти предложения надо отличать от простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Но не всегда простые предложения разделяются запятой, и не всегда их разделяют знаки препинания.

ССП

Знак

Пример

Два простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза.

День выпал теплый , и кое-где в последний раз зардела рябина.

Предложения имеют один общий член, общую подчинительнуючасть, общее вводное слово.

Запятую не ставим перед союзами и, да (= и), или, либо

В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.

Предложения, части которых – это два восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.

Запятую не ставим

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

Убрать в комнате и накрыть на стол!

Во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин).

Упражнение 1.

Объясните знаки препинания в следующих сложносочиненных предложениях. Выделите союзы, соединяющие части предложений.

1) Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах (Ажанов). 2). Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали друзьями (Чаковский). 3) Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было (Тургенев). 4) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал (Лермонтов). 5) Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад (Нагибин). 6) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство (Тургенев).

Упражнение 2.

Укажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях, а в каких — в предложениях с однородными членами. Поставьте нужные знаки препинания.

1) С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Гоголь). 2) Стало темно и улица мало-помалу опустела (Чехов). 3) Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Нагибин). 4) Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Солоухин). 5) Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (Бабель).

Упражнение 3.

Поставьте необходимые знаки препинания.

1) К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4) Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Светлов). 5) В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы (Пришвин). 6) Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 7) Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет).

Упражнение 4.

Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложносочиненных предложениях.

Упражнение 5.

Выделите грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания. Выпишите только сложносочинённые предложения.

1) Художник нам изобразил глубокий обморок сирени и красок звучные ступени на холст как струпья положил. 2) И море и Гомер всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит и море чёрное витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью (О. Мандельштам) 3) В моей стране — покой осенний дни отлетевших журавлей и словно строгий счёт мгновений проходят облака над ней. 4) Пускай мой друг разрезав том поэта упьётся в нём и стройностью сонета и буквами спокойной красоты! (В. Брюсов) 5) И я ушёл унёс вопросы смущая ими божество но выше этого утёса не видел в мире ничего. 6) Но тих был взгляд моих очей и сер дце ждущее спокойно могло ль прельститься цепью стройной светло чарующих речей? (Н. Гумилёв) 7) И радуют изысканные клумбы и резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка склепа. 8) Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова) 9) И скоро я расстанусь с вами и вы увидите меня вон там за длинными горами летящим в облаке огня. (А. Блок) 10) Милей милей мне славы простор родных полей и вешний гул дубравы и крики журавлей. (С. Клычков) 11) И весел звучный лес и ветер меж берёз уж веет ласково а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы. (И. Бунин)

Упражнение 6.

Расставьте знаки препинания. Выпишите предложения, части которых являются: а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.

1) Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безум ствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал. Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9) Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение

Упражнение 7.

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, отражающие правила постановки знаков препинания.

1) Он замолчал и все мятутся и отплывают корабли и слуги верные несутся спешат во все концы земли. 2) И в свете последних холодных и влас(?)ных лучей звенел хохот Пана и слышался говор нездешних речей. 3) Мгновенье и в зале весёлой и шумной все стихли и встали испуган(?)о с мест. 4) Какая-то крикнула птица и вот перед ней замелькали на влаге д..льфины. (Н. Гумилёв) 5) Простор канвой окутан(?)ый безжизнен(?)ей кулис и месяц весь опутан(?)ый беспомощно повис. 6) Колосья так недавно сжаты рядами ровными лежат и пальцы тонкие дрожат к таким же как они прижаты. 7) И не одно сокров..ще быть может минуя внуков к правнукам уйдёт и снова скальд чужую песню сложит и как свою её произнесёт. (О. Мандельштам) 8) Я толковал чужие сны и в бледных бороздах ладоней читал о тайнах глубины и муках длительных агоний но не чужую а свою судьбу читал я в снах бездомных и жадно пил из токов тёмных не прич..щаясь бытию. 9) Тревожа древний сон могил я поднимал киркою плиты её искал её любил в чертах Микенской Афродиты под гул молитв и дальний звон склонялся в сладостном бессилье пред ликом восковых мадон(?) на знойных улицах Севильи но неизмен(?)а и не та она сквозит за тканью зыбкой и тихо светятся уста неотвратимою улыбкой. (М. Волошин) 10) Как всё это произошло? Я вошёл в сад а на меня пчёлы; я рванулся к калитке а там собаки; я побежал к домику садовника а на двери замок.

Упражнение 8.

Расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип сложносочиненного предложения.

1) Где-то рядом с чувством пела девушка и голос ее несся по степи. (М. Горький.) 2) Из-под ног вправо и влево летела жирная грязь и раздавались хриплые восклицания сонных голосов. (М. Горький.) 3) А вот что: магазины хлебные у нас в исправности то есть лучше быть не может. (И. Тургенев.) 4) Стоя под парами тяжелые пароходы-гиганты свистят шипят и в звуке рожденном ими чудится насмешливая нота презрения к серым пыльным фигурам людей ползающих по их палубам. (М. Горький.) 5) День выдался знойный безветренный и накалившаяся земля жгла подошвы ног. (А. Куприн.) 6) Я сел в некотором расстоянии от них остановил двух знакомых офицеров и начал рассказывать им что-то смешное и они хохотали как сумасшедшие. (М. Лермонтов.) 7) Еще только одиннадцатый час на исходе а уже никуда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский день. (М Лермонтов) 8) Иногда тянулись по обеим сторонам дороги безлюдные поля овеянные морским воздухом или попадалась навстречу пара волов в ярме влачивших тяжелую ПОВОЗКУ нз скрипучих колесах в сопровождении поселян в широких войлочных шляпах. (А. Ладинский.) 9) Не чувствовалось даже слабого ортрпка а листья лип ворочались на черенках подставляя с.лнцу то лицо то рубашку. (Ю. Нагибин.)

Упражнение 9.

Расставьте знаки препинания, найдите общий член для предикативных конструкций, связанных сочинительными союзами. Составьте схемы предложений.

1) Тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами. (А. Чехов.) 2) Но Леля спала так спокойно и в ее ресницах казалось роились такие хорошие сны что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь. (К. Паустовский.) 3) Когда он вернулся в залу сердце его билось и руки дрожали так заметно, что он поторопился спрятать их за спину. (А. Чехов.) 4) У Гаврилы смешно надулись щеки оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. (М. Горький.) 5) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала такой крепкой будто схваченной цементом. (А. Первенцев) 6) Звезды уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу до мика в Васильевском. (И. Тургенев.) 7) На сей раз он был в расположении и даже несколько раз его жесткое лицо украсила улыбка. (Б. Окуджава.)

Упражнение 10.

Постарайтесь объяснить постановку точки с запятой в следующих предложениях.

1) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой.) 2) Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, был так счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всем только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость. (А. Чехов.) 3) Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. (Н. Гоголь.) 4) Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но раз я видел, как он плакал над умирающим солдатом. (М. Лермонтов.)

Упражнение 11.

Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. В каждом предложении найдите предикативные основы, подчеркните подлежащее и сказуемое.

1) А за сараем под сугробом тихо спало маленькое деревне, о) и ему то(же) снилась весна. (В. Астафьев.) 2) Егорушка долго оглядывал его а он в то(же) время рассматривал Егорушку. (А Чехов.) 3) Заунывная песня то замирала то опять проносилась в стоячем воздухе ручей монотон(н)о журчал а время тянулось бесконечно точно и оно застыло и остановилось. (А Чехов.) 4) Это делало жен(ь)щин странными и сказочными и я волей-неволей любовался этой (не)виданной картиной. (М. Горький.) 5) У незнакомца (не)пахнет (ни)чем у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем лаком и свежими деревянными стружками. (А Чехов.) 6) Но сапожник вскоре умер и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душой и мелкими житейскими интересами. (А Куприн.) 7) Воспитывался я дома да и чем бы стала заниматься моя маменька, если бы меня отдали в пансион или в казенное заведение. (И. Тургенев.) 8) Он оглянулся и в конце улицы увидел освещ(о, е)нный угол дома, где он только что жил и куда он уже не вернется больше (ни)когда. (В. Набоков.) 9) Их работа действовала успокоительно и этот ж(е, о)лтый блеск свежего дерева был живее самой живой мечты о минувшем (В Набоков) 10) Дальше громоздятся горы все синее и туманнее а на краю горизонта тянется серебрян(н)ая цепь снеговых вершин. (М.Лермонтов) 11) По обеим сторонам дороги (кое)где (из)под снега выглядывали кустарники но ни один сухой листочек (не)шевелился и весело было слышать среди этого мертвого сна природы (не)ровное позвякивание русского колокольчика (М.Лермонтов) 12) Ветки цветущих черешен смотрят мне прямо в окнои ветер иногда усыпает мой письменный стол их (бело)розовыми лепестками. (М.Лермонтов)

Упражнение 12.

Вставьте недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

— Прощайте! — одним криком ответили Воланду Маргарита и мастер. Тогда чёрный Воланд не разбирая никакой дороги кинулся в провал и вслед за ним шумя обрушилась его свита. Ничего ни скал ни площадки ни лунной дороги ни Ершалаима не стало вокруг. Пропали чёрные кони и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет начавшийся тут же непосредственно после полуночной луны. Мастер пошёл со своей подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый мостик и скоро оставив позади ручей они вышли на песчаную дорогу.
(По М. Булгакову)

Упражнение 13.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союзы, дайте их характеристику. Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Беспокойство князя возрастало, и он бродил по парку, рассеянно смотря кругом себя. (Ф. Достоевский.) 2) Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье. (Ф. Тютчев.) 3) Опавший лист дрожит от нашего движенья, но зелени еще свежа над нами тень. (А Фет.) 4) Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй все еще сидел в той же малоудобной позе. (А Грин.) 5) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (М. Лермонтов.) 6) То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. (Н. Некрасов.)

Упражнение 14.

Перепишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений.

1) Плакучие березы опустили вниз свои зеленые косы а в елках нависла синяя тишина. (М. Пришвин.) 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (А. Пушкин.) 3) Среди дня пошел крупный дождик и теперь обмытые листья тополей и каштанов блестели точно по-праздничному. (А Куприн.) 4) Он заговорил а углы его губ дергались странными злобными насмешливыми нечеловеческими улыбками и зловещий желтый блеск играл в его глазах под черными суровыми бровями. (А. Куприн.) 5) На обратный путь нагрузились дровами но тяжесть их была мне уже не страшна. (В. Солоухин.)

Читайте также: