Музыкальные произведения штрауса сообщение

Обновлено: 13.05.2024

В немецкой музыкальной культуре конца XIX – первой половины XX века имя Рихарда Штрауса выделяется как одно из наиболее заметных. Это крупнейший представитель программного симфонизма, продолжатель традиций Листа, Вагнера, Берлиоза.

Круг жанров

Рихард Штраус писал музыку во всех жанрах, кроме духовных. Творческая удача сопутствовала ему в опере (15) и балете (2), симфонической музыке (14 сочинений, в том числе 7 симфонических поэм и 4 симфонии, включая ранние) и произведениях для голоса (около 150 песен и романсов, преимущественно на стихи немецких поэтов XIX века, хоровые сочинения). Есть у него музыка к драматическим спектаклям, камерные ансамбли и несколько инструментальных концертов.

Симфоническая музыка Штрауса

Вальсы Штрауса

вальсы Штрауса

Историю создания Вальсов Иоганна Штрауса, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Произведение было написано в 1882 году. В этом же году композитор познакомился со своей будущей женой и творческой музой Адели Дойч. В последствие, для нее он сочинит еще одну композицию, носящую ее имя. Стоит отметить, что композитор первоначально задумывал написать это произведение с включением партии колоратурного сопрано.

Заказ на данный танец поступил от главного и известнейшего управляющего хоровым обществом в столице Австрии, ему потребовался именно хоровой вальс. Тогда место жительства творца находилось недалеко от берега этой величественной реки, поэтому над названием долго думать не пришлось. Премьера в столице Австрии прошла скромно. Штраус, привыкший к славе и всеобщему одобрению, лишь отшучивался, что самого вальса ему не жаль, а вот, что кода не добилась успеха, вот это его по-настоящему печалит.

Вальс Штрауса

Затем Штраус решил оркестровать данное произведение, чтобы кода не пропадала. Впервые оно было исполнено на Всемирной Парижской выставке. Публика ликовала, а вальс занял почетное место в списке. В последствие музыка станет символом Вены.

Музыка чарует и захватывает в собственный мир уже с первых тактов. Словно волшебное и переменчивое течение реки – мелодия композиции. Настроение нежное, но робкое, словно мелкая и волнующая водная рябь.

Одно из самых сказочных и волшебных произведений в творчестве Иоганна Штрауса-сына. Необходимо отметить, что композиция получила звание самого длинного вальса, когда-либо написанного композитором.

Слушая произведение можно заметить, что сказочная и таинственная атмосфера, передана при помощи специальных музыкальных приемов. К ним можно отнести и невероятно приятное звучание инструмента цитра, и включение в мелодическую и тематическую линию фольклорных мотивов. Так, отчетливо прослеживаются характерные черты лендлера. Произведение завоевало сердца многих романтичных людей, которые верят в настоящее чудо.

Один из самых знаменитых номеров оперетты. Бесконечно свежий и грациозный по характеру. Он словно является яркой иллюстрацией замысла театральной постановки. Примечательно, что одна из известнейших газет того времени опубликовала более чем хвалебную статью, касающуюся успеха данной композиции. В ней автор указал, на богатство музыкальных тем композитора, иронично прибавив, что такого музыкального воображения хватит на несколько молодых французских сочинителей.

Гармония вальса достаточно подвижна, она и создает особое настроению. При этом инструментовка создает эффект певучести и мелодичности. Невероятная красота скрывается за мелодической линией. Не запомнить это произведение невозможно.

История создания Вальсов Штрауса

Мало кто знает, но композитор Иоганн Штраус-отец категорично был против того, чтобы его сын продолжал дело и становился музыкантом. Если бы не упрямство и дикое желание юноши, то мы никогда не смогли слушать вальсы Штрауса , наполненные лирикой и поэтикой.

Иоганн Штраус

Уже в девятнадцатилетнем возрасте начинающий композитор преподал урок собственному отцу. Совместно с оркестром он исполнил собственные сочинения, главным из которых был вальс. В качестве сладкой мести за запрет заниматься музыкой, в завершении концерта был исполнен один из знаменитейших вальсов отца. Разумеется, общество не могло оставить без комментариев подобного рода выходку, и все газеты на утро писали, что пора бы старому поколению композиторов отойти в сторону перед молодыми дарованиями. Отец был в бешенстве.

вальсы Штрауса

Тем временем популярность молодого композитора лишь возрастала. Ни один из вечеров в высшем кругу не проходил без исполнения вальсов Штрауса. Благодаря обаянию публика обожала Иоганна, его появление за пультом дирижера сопровождалось изысканными высказываниями от лица Высшего Венского общества. Маэстро вел себя непринужденно, заставляя оркестр играть с одного взгляда. Каждый жест вызывал аплодисменты слушателей. Когда звучал последний завершающий аккорд, дирижер медленно опускал руку и словно по волшебству исчезал из зала. Он был великим мастером не только музыки, но и театральной инсценировки.

Мастерство сочинения вальсовых композиций было достигнуто уже в 1860 году. Данный период в жизни можно считать наиболее плодотворным. Один за другим композитор сочиняет шлягеры своего времени, такие как:

  • Песни любви;
  • Прощание с Петербургом;
  • На прекрасном голубом Дунае.

Благодаря вальсу , о композиторе стали говорить и писать, его произведения разлетались в миллионных тиражах, как в виде нотных экземпляров, так и на пластинках. Вся биография композитора напоминает изящное кружение в трехдольном ритме. Его вальсы – это его жизнь, его печали и радости, победы и неудачи. История сохранила каждый из них. Вальсы Штрауса – это бриллианты, сверкающие вне зависимости от мастерства дирижера. Сам автор обожал собственные сочинения, но были среди них те, которые особенно нравились Штраусу. Давайте познакомимся с данными произведениями и их историей поближе.



Интересные факты


Самые популярные вальсы:


Среди 170 композиций существуют несколько произведений, особенно полюбившихся слушателям:

  • Прощание с Петербургом;
  • Вино, женщины, песни;
  • Императорский вальс;
  • На прекрасном голубом Дунае;
  • Лагуны;
  • Весенние голоса;
  • Венские женщины;
  • Сказки Венского леса;
  • 1000 и 1 ночь;
  • Розы с юга;
  • Песни любви;
  • Поцелуй;

Каждый танец наполнен удивительной атмосферой. В те времена их знал каждый вне зависимости от положения на социальной лестнице. Все от мала до велика, напевали мелодии вальсов, танцевали под них, влюблялись, женились, праздновали Новый год. Эта музыка создана, чтобы делать людей по-настоящему счастливыми.

Вальсы Штрауса в кино

Популярность вальсов Штрауса сложно недооценить. Разумеется, что многие кинорежиссеры и продюсеры использовали музыку в собственных фильмах.

Также вальсы Иоганна Штрауса можно услышать в кинолентах:

Фильм

На сегодняшний день музыка используется в нескольких короткометражных фильмах:

  • Вечер гражданских сумерек в Империи Олова (2008);
  • Лучезарный (2007);
  • Незабываемая романтика (2004).

Иоганн Штраус подарил миру огромное творческое наследие. Каждый его вальс – это маленькая, но яркая история, какой в нем будет финал, зависит от слушателя. Легкость, их беззаботность и невероятная грациозность заставляют слушать произведение еще и еще, бесконечно. Так не отказывайте себе в этом удовольствии.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вальс Штрауса

Иоганн Штраус (сын) / Johann Strauss (Sohn)

Штраус родился в семье, богатой музыкальными традициями. Его отец, тоже Иоганн Штраус, в год рождения сына организовал собственный оркестр и своими вальсами, польками, маршами завоевал известность во всей Европе.

Отец хотел сделать сына коммерсантом и категорически возражал против его музыкального образования. Тем более поражает огромный талант маленького Иоганна и его страстное стремление к музыке. Втайне от отца он берет уроки игры на скрипке у Ф. Амона (концертмейстера штраусовского оркестра) и в 6 лет пишет свой первый вальс. Затем последовало серьезное изучение композиции под руководством И. Дрекслера.

В 1844 г. девятнадцатилетний Штраус собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свой первый танцевальный вечер. Молодой дебютант стал опасным соперником своего отца (который в то время был дирижером придворного бального оркестра). Начинается интенсивная творческая жизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего на свою сторону симпатии венцев.

Композитор появлялся перед оркестром со скрипкой. Он дирижировал и играл одновременно (как во времена И. Гайдна и В. А. Моцарта), и собственным исполнением воодушевлял публику.

Слава композитора постепенно растет и выходит за пределы Австрии. В 1847 г. он гастролирует в Сербии и Румынии, в 1851 — в Германии, Чехии и Польше, а затем, в течение многих лет регулярно ездит в Россию.

70-е гг. — начало нового этапа в творческой жизни Штрауса, обратившегося, по совету Ж. Оффенбаха, к жанру оперетты. Вместе с Ф. Зуппе и К. Миллёкером он стал создателем венской классической оперетты.

Штрауса не привлекает сатирическая направленность оффенбаховского театра, он пишет, как правило, веселые музыкальные комедии, главную (а часто и единственную) прелесть которых составляет музыка.

Музыкой Штрауса восхищались Р. Шуман и Г. Берлиоз, Ф. Лист и Р. Вагнер. Г. Бюлов и И. Брамс (бывший другом композитора). Уже более столетия она покоряет сердца людей и не теряет своего обаяния.

Иоганн Штраус (сын) / Johann Strauss (Sohn)

Иоганн Штраус вошел в историю музыки XIX века как великий мастер танцевально-бытовой музыки. Он привнес в нее черты подлинной художественности, углубив и развив типические особенности австрийской народно-танцевальной практики. Лучшим произведениям Штрауса свойственны сочность и простота образов, неисчерпаемое мелодическое богатство, искренность и естественность музыкального языка. Все это способствовало их огромной популярности среди самых широких масс слушателей.

Штраус написал четыреста семьдесят семь вальсов, полек, кадрилей, маршей и других произведений концертно-бытового плана (в том числе переложений отрывков из оперетт). Опора на ритмы и другие средства выразительности народных танцев придает этим произведениям глубоко национальный отпечаток. Современники называли вальсы Штрауса патриотическими песнями без слов. В музыкальных образах он отразил самые задушевные и привлекательные черты характера австрийского народа, красоту родного пейзажа. Вместе с тем творчество Штрауса впитало в себя особенности других национальных культур, в первую очередь венгерской и славянской музыки. Сказанное во многом относится и к произведениям, созданным Штраусом для музыкального театра, среди которых пятнадцать оперетт, одна комическая опера и один балет.

Столь единодушное признание художественных заслуг Штрауса со стороны самых различных представителей искусства XIX века подтверждает незаурядную славу этого выдающегося музыканта, лучшие произведения которого до сих пор доставляют высокое эстетическое наслаждение.

Штраус неразрывно связан с венским музыкальным бытом, с подъемом и развитием демократических традиций австрийской музыки XIX века, которые ярко проявили себя в области бытового танца.

Ежегодно все более увеличивается у них количество конкурентов. И все же всех затмевает Штраус, совершающий со своим оркестром гастрольные поездки по Германии, Франции, Англии. Они проходят с огромным успехом. Но, наконец, и у него появляется соперник, еще более талантливый и сильный. Это его сын — Иоганн Штраус-младший, родившийся 25 октября 1825 года.

К этому времени, то есть к началу 50-х годов, упрочилась европейская популярность его сына.

Вообще с этого времени резко сокращаются концертные поездки Штрауса. Падает и количество создаваемых им танцевальных и маршевых пьес. (За годы 1844—1870 написано триста сорок два танца и марша; в годы 1870—1899 — сто двадцать пьес этого рода, не считая обработок, фантазий и попурри на темы своих оперетт.)

Наступает второй период творчества, преимущественно связанный с жанром оперетты. Свое первое музыкально-театральное произведение Штраус написал в 1870 году. С неутомимой энергией, но с переменным успехом он до последних дней продолжал работать в этом жанре. Умер Штраус 3 июня 1899 года в возрасте семидесяти четырех лет.

Это и сделал Штраус.

Краткий список произведений:

Рихард Штраус

Рихард Штраус

Рихард Штраус – немецкий композитор, экспрессия произведений которого стала реакцией на жизнь социума 19-20 века. Один из известнейших создателей музыки в Германии, он реализовался как музыкант и дирижер. Штрауса уважали при жизни, слава сопутствует его имени и сегодня благодаря бессмертным произведениям.

Детство и юность

Рихард Штраус в детстве

Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Отец Рихарда был выходцем из простолюдинов, сумевшим добиться признания и положения благодаря таланту валторниста. Он стал первым учителем сына. Мать мальчика была дочерью богатого пивовара и также располагала хорошим образованием и склонностью к музыке. В ее роду были оперные артисты.Рихард Штраус в детстве

В 4 года Рихард начал занятия на фортепиано, а к 6 знал нотную грамоту. К этому периоду относятся первые авторские произведения. Штраус-младший обожал музыку, учился ей с удовольствием и с таким же наслаждением занимался творчеством. Методики, которые передавал отец, казались юноше устаревшими, и он занимался поиском новых веяний.

В 10 лет мальчик впервые услышал музыкальные произведения Рихарда Вагнера. Штрауса покорило настроение и стиль опер автора. В этом он не сходился с отцом, считавшим творчество Вагнера низменным.

На репетициях придворного оркестра Штраус-младший изучал теорию музыки и оркестровки благодаря протекции отца. Кроме того, он занимался дома и изучил гимназический курс. Затем в Мюнхенском университете будущий композитор знакомился с историей искусства и философией.

Дирижер Фридрих Майер давал Штраусу уроки гармонии и объяснял анализ форм. Участвуя в любительском оркестре, Рихард пробовал знания на практике и создавал первые композиторские эксперименты. Его талант был столь очевиден, что поступать в консерваторию не было необходимости.

Музыка

Композитор Рихард Штраус

Ранние работы Штрауса характеризовали как пример умеренного романтизма. Одаренность начинающего автора по достоинству оценили музыкальные критики, исполнители и дирижеры. Ханс фон Бюлов сделал Штрауса своим преемником, доверив молодому человеку руководство придворным оркестром герцога Саксен-Мейдингенского. Но того тянуло на широкие просторы, и Рихард покинул город, стремясь к большим свершениям.Композитор Рихард Штраус

В сложное время смены политических режимов Штраус всегда оставался при своем. Он чувствовал настроение народа и откликался на него музыкой. Не испытывая кризисов, композитор не переставал творить, сочиняя романсы и оперы.

Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь

Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь

Тяжело переживая смерть Гофмансталя, музыкант искал нового партнера и увидел его в Стефане Цвейге. Но гитлеровский режим не одобрял деятельности автора. Штраусу было тяжело смириться с унижениями партнера, и он подал в отставку.

Личная жизнь

Рихард Штраус и Паулина Мария де Ана

Паулина обладала непростым характером. Несмотря на это, в 1894 году состоялась ее свадьба с Рихардом Штраусом. Брак сопровождали скандалы, провоцируемые женой. Штраус был счастлив в личной жизни и стойко переносил ее невзгоды. После ссор с супругой его часто посещало вдохновение, поэтому он считал Паулину музой. Для нее автор написал несколько песен, которые вознесли исполнительницу на пьедестал славы. Но это не уменьшало склонности Паулины ревновать мужа и устраивать сцены. Рихард Штраус и Паулина Мария де Ан

Рихард Штраус с родителями и сыном

Но любимый сын не снизил градус вспыльчивости Паулины. Она открыто нелестно отзывалась о муже, критиковала его на публике, демонстрировала непутевый характер в обществе и дерзила влиятельным особам. Штраус души в ней не чаял, хотя и стал жертвой вспыльчивости. Рихард Штраус с родителями и сыном

Рихард Штраус с женой и сыном

Однажды получив записку о якобы начавшихся отношениях мужа на стороне, певица развелась с ним. После этого Штраус ни с кем не жил, так как всю жизнь любил одну женщину и продолжал посвящать ей свои произведения. Рихард Штраус с женой и сыном

Смерть

Могила Рихарда Штрауса

Рихард Штраус прожил долгую жизнь. Смерть застала его на 86-м году. Композитор был слаб и дряхл. Его организм сильно износился из-за усердной работы. Часто давали знать о себе слабость и больное сердце. Иногда Штраус даже терял ясность сознания. Причина смерти композитора оказалась естественной в силу его возраста. 8 сентября 1949 года он скончался.Могила Рихарда Штрауса

Любопытный факт связан с фамилией Штрауса. Его часто принимают за родственника другого известного композитора, Иоганна Штрауса, которого прославили сочиненные вальсы. Но единственным интересным фактом, объединявшим двух музыкантов, стал повышенный интерес нацистов с приходом к власти Адольфа Гитлера.

Музыку композитора Рихарда Штрауса во всем мире считают образцом позднего немецкого романтизма. Его называют оркестровым гением, его симфонические поэмы и оперы пережили столетия. В ноябре 1933 года Геббельс назначил аполитичного композитора президентом Немецкой музыкальной палаты. И Штраусу пришлось принять это назначение, ведь его невестка была еврейкой, и он стремился таким образом защитить ее, своего сына и внуков.


Иоганн Штраус – известный австрийский дирижер и композитор, мировую славу которому принесли его вальсы, яркие, законченные классические произведения.

Детство и юность

Двести лет тому назад танцевальную музыку считали легкомысленным, несерьезным жанром. К композиторам, сочинявшим такую музыку, меломаны относились со снисходительной усмешкой. Однако австрийскому Королю вальса, Иоганну Штраусу-младшему удалось в корне переломить эту ситуацию, он заставил меломанов считаться со своими произведениями.

Он родился в Вене 25 октября 1825 года в семье известного музыканта, Иоганна Штрауса и родители назвали мальчика точно таким же именем. Отец, еврей по национальности и католик по вероисповеданию, был виртуозным скрипачом и композитором, специализировавшимся на сочинении вальсов. Штрауса-старшего не устраивало отношение окружающих к его труду, для своих сыновей он хотел другой, более обеспеченной жизни. Но со временем даже окружающим стало ясно, что родитель просто завидовал своим одаренным сыновьям.

Иоганн Штраус II (сын)

По иронии судьбы, три его сына от первой жены – Иоганн, Йозеф, Эдуард унаследовали от знаменитого родителя его музыкальный талант. Ничем иным, кроме музыки, они не хотели заниматься. Однако отец был непреклонен и очень жесток. Он репетировал дома, дети росли под звуки классической музыки, но отец совершенно не хотел, чтобы они повторили его судьбу.

По мнению главы семейства, Иоганн должен был стать банкиром, Йозеф – офицером. Искусству дирижирования, игре на скрипке будущий Король вальса обучался втайне от строгого родителя. Детям разрешалось играть на фортепиано, петь в церковном хоре – на такое послабление отец согласился под давлением матери. Она полагала, что только в этом случае ее сыновья могут считаться людьми, получившими достойное светское образование.

Первой скрипкой в оркестре сурового отца был Франц Амон, именно этот человек научил Штрауса-младшего виртуозно владеть инструментом. В те времена представители младшего поколения обязаны были беспрекословно подчиняться старшим. И только самые большие бунтари и вольнолюбцы нарушали это правило. Юный Штраус не принадлежал к их числу. По желанию отца он пошел на компромисс, стал студентом Политехнического института. В дальнейшей жизни наличие экономического образования очень помогало ему.

Иоганн Штраус II (сын)

Так, на пике своей популярности Штраус-младший основал несколько оркестров, работавших в Вене. С каждым из этих коллективов он, как дирижер, выступал только с одним произведением. Затем молодой человек отправлялся к другому оркестру, и вновь меломаны слышали одно-единственное произведение. Тем самым юный маэстро удовлетворял желание публики видеть и слышать его работу, одновременно увеличивая свой доход в несколько раз.

Его мать, Анна Штрайм, очень опасалась за карьеру сына. Штраус-старший ревниво отслеживал успехи молодого конкурента, и она боялась, что композитор будет мешать непослушному отпрыску. Отец не был примерным семьянином, к тому моменту он очень редко бывал дома, отдавая все свое время любовнице Эмилии Трамбуш. Когда вконец измученная жена подала на развод, Штраус-старший взбесился. Забыв о собственных грехах и нехристианском поведении, он оставил Анну и сыновей практически без средств к существованию, лишил их всех наследства. В выигрыше оказались дети от Трамбуш, которых к тому моменту было уже семеро.

Отец по отношению к сыну был настоящим злым гением. Когда он скончался от скарлатины, карьера молодого музыканта резко пошла вверх. Но сын, не отличавшийся злопамятностью, посвятил своему родителю вальс, стал издавать партитуры музыкальных произведений Штрауса-старшего.

Музыкальная карьера

Талант невозможно утаить от самого себя и окружающих – как не старался отец, у его сына уже к 19 годам был собственный оркестр. Юный дирижер дебютировал в игорном заведении, расположенном вблизи от Вены. Отец сделал все возможное, чтобы его талантливый сын не получил достойной площадки для выступления. Салоны и императорский дворец закрыли двери перед молодым композитором.

Иоганн Штраус II (сын)

Когда отец скончался, его оркестр пожелал работать под руководством Штрауса-младшего. Объединив музыкальные коллективы, дирижер стал гастролировать по всей стране. Его оркестр приглашали во дворец Франца-Иосифа. Оркестр исполнял вальсы, марши, польки молодого Штрауса, произведения его отца.

Выдающийся музыкант не был таким ревнивым к славе, как его отец. Он считал себя обыкновенным, только очень популярным, а Эдуарда и Йосифа – невероятно талантливыми, и не боялся, что они превзойдут его. Штраусы с их блестящими способностями были нарасхват, работы хватало всем троим, обижаться на невостребованность никому из них не приходилось.

Вскоре об этом композиторе и дирижере узнал весь музыкальный мир. Его с восторгом принимали в России, Польше, Германии, Чехии, Румынии. Знатоки утверждали, что этот композитор создает необыкновенные мелодии, которые просто льются из него, как вода из хрустального источника.

Иоганн Штраус II (сын)

Чтобы попасть в Америку, ему пришлось отказаться от контракта с Царскосельскими железными дорогами, громадного гонорара. Если бы Штраус согласился работать в России, ему бы выплатили 22 тысячи рублей, что по тем временам было просто баснословной суммой.

Читайте также: