Музыкальные инструменты народов сибири сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ВЫВКО (гуделка)

Вывко (гуделка) – шумовой музыкальный ненецкий инструмент. Представляет из себя маленькую кедровую или сосновую квадратную или прямоугольную дощечку размером 10 х 4 см, сквозь два отверстия в которой продета прочная нитка (или нитки) из оленьего сухожилия длиной около 25 см, образующие петлю.

Погремушка - музыкальный мансийский шумовой инструмент. Это звуковая игрушка, сделанная из материала животного происхождения, в частности, из зоба глухаря.
Изготавливают погремушку вручную так. Пузырь промывают водой, засыпают золой (песком), которую в нём перетирают , тем самым удаляя остатки животных тканей. После такой обработки стенки пузыря утоньшаются, и его вновь промывают водой. Насыпав предметы, создающие шумовой эффект, пузырь надувают воздухом, завязывают отверстия и высушивают. При встряхивании пузырь тарахтит и грохочет. Погремушка находит применение в детской игре.

Тумран (томран, варган, конколь-лонколь) - самый древний, у народов ханты и манси, самозвучащий язычковый простонародный музыкальный инструмент Тумран обычно делается из ребра оленя (сууп-тумран) или дерева.

Представляет из себя плоскую костяную или деревянную, реже металлическую пластинку, сужающуюся на конце, с вырезанным посередине язычком, к основанию которого привязана нитка. Форма этого инструмента напоминает лиру (древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент).

Играют на тумране так: слегка прижимая тумран к губам, указательным пальцем правой рукой дёргают за сухожильную нить, закреплённую около основания язычка, последний приходит в движение, колеблется, и инструмент издаёт негромкие звуки, в подражание голосам животных или топоту копыт, сила и высота которых регулируется струёй выдыхаемого воздуха. Рот служит подвижным резонатором; изменяя форму и объём ротовой полости, выделяют необходимые для исполнения мелодии тоны обертонового ряда.

Голос у тумрана (томрана) – магический и завораживающий, поэтому ханты и манси считают, что он отгоняет злых духов и излечивает больных. Слабый тихий, почти не слышный звук и небольшой квартовый или квинтовый диапазон тумрана ограничивают его репертуар короткими танцевальными мелодиями, традиционными наигрышами и напевами.

Играют на тумране, и взрослые и дети, а вот у человека пришлого, чужого, не знающего секретов тумрана, игра не получится, как бы он ни старался! Тут важна сноровка и навыки игры на этом инструменте. В настоящее время существуют ансамбли тумранистов, в которых одновременно может звучать несколько тумранов.

Б У Б Е Н (пензер)

Бубен (пензер) – музыкальный инструмент, принадлежность шамана. Он имеет вид плоского барабана, имеющего 11/2 фунта в диаметре и около 9 дюймов длины; одно основание его обтянуто кожей, а другое открыто и снабжено двумя крест на крест положенными деревянными палочками, служащими ручкой. Для обтяжки бубна требуется кожа только что заколотого оленя, которого пожертвовал сам шаман или его пациент. Это обычно дикий олень-самец. С помощью тупого ножа она очищается от волос и жира и натягивается на инструмент ещё мягкой и сырою. Покрышка бубна выкраивается из передней части спины оленя (без шеи).

Другой способ изготовления бубна такой: вырезанный кусок шкуры мочили в воде, затем свёртывали и держали некоторое время на солнце, чтобы выпала шерсть. После этого в центр шкуры вкладывали и затягивали ремешком какой-нибудь предмет, например, серебряный рубль. Через некоторое время шкуру натягивали на обод и прикрепляли к нему, а затем этот предмет вынимали. Образовавшаяся слабина исчезала при последней сушке на солнце. Досушивали бубен над огнём костра на перекладинах. Рукоятку бубна делали из любого дерева. Для бубна ещё необходима палочка-колотушка, также обтянутая оленьей кожей (со лба осеннего телёнка) с короткими волосами. Этой палочкой шаман бьёт в бубен. Палочке-колотушке ножом придавали лопаткообразный вид.

Бубен шаману делался не сразу, а спустя несколько лет после начала его шаманской деятельности. При этом шаман-учитель указывал новичку, где нужно срубить лиственницу для остова бубна. После нескольких лет использования шаман указывал, где нужно подвесить подвески (колокольчик, железные или медные подвески).

Для ямальских ненцев характерными являлись бубны овальной или яйцевидной формы, размерами, примерно, 60 х 50 см. Обечайка из лиственницы, шириной от 8 до 10 см представляет собой обруч, соединённый в одном месте путём прошивки ремешков.

В Малоземельской тундре встречается бубен несколько иной конструкции, так как он меньших размеров (около 40 см в диаметре), круглой формы. Рукоятка его представляет собой две деревянные палки, одна из которых длиной в 26 см образует как бы хорду и прикреплена к обечайке (с одной стороны она вставлена в отверстие обечайки, с другой- привязана к обечайке ремешком). На расстоянии 15,5 см от одного конца рукоятка имеет четырёхугольное сквозное отверстие, в которое вставлена под прямым углом к первой вторая деревянная палочка длиной 6 см. Этот тип бубна не встречается больше ни в каких других районах Ямала.
Колотушки к таким бубнам имеют обычно длину 40 см и форму лопатки с рукояткой. Конец рукоятки часто изображает лицо. Широкую часть лопатки обёртывали мехом или кожей и обвязывали тонкой верёвочной или жильной ниткой.

Бубны используются шаманами при совершении религиозных обрядов, так как считается, что их звук обладает магической силой, способной отгонять злых духов. Под громкие звуки бубна шаман общался с духами и через него духи передавали свою волю людям. Бубен передавался по наследству от отца к сыну, потому что считалось, что он приносит удачу семье и человеку, которому завещан.

В настоящее время бубны как музыкальный инструмент используются танцевальными коллективами Ямала при исполнении национальных ненецких танцев, танцев ханты и манси.

К У Г Е Л Ь - Ю Х

Кугель-юх – струнный старинный смычковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом с выемкой, наподобие скрипки. Обычно имеет 2 или 3 струны, сделанных из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках.

Играли на этом инструменте сидя, держа его перед собой, и водя смычком по струнам. Звук инструмента весьма мелодичный, но недостаточно громкий.

На кугель-юхе играли как женщины, так и мужчины. Применялся на праздничных церемониях, в основном, на медвежьем празднике или на небольших торжествах. Распространён, в основном, у народов ханты.

Имеет полусферический, вытянутый в длину овальный или миндалевидный корпус, склеенный из деревянных сегментов и закрытый спереди плоской декой ( с резонансным отверстием в виде резной розетки и подставкой, а также короткую широкую шейку с навязанными ладками на грифе и коробку, отогнутую назад под прямым углом. Струны лютни сгруппированы в ряды: одинарные, дополнительные басовые и парные. Количество струн на лютне бывает разным, от шести до шестнадцати. Играют на ней сидя, положив её на левое колено. Правой рукой защипывают струны, в то время как левая фиксирует их на грифе, удлиняя или укорачивая.

В настоящее время лютня уступила место смычковым инструментам, обладающим более мощным и ярким звуком, гитара её заменила в домашнем музицировании.

НАРС-ЮХ (нарас-юх)

Известно, что этот инструмент шаманы никогда не продавали, считая, что продав инструмент продаёшь свою душу.

НЕРЫПЬ (нэрнэ-ив)

Нерыпь (нэрнэ-ив) – мансийская скрипка овальной или грушевидной формы, выдолбленная из цельного куска дерева. Нерыпь более сложный в отличие от шумовых и ударных инструментов, что говорит о высоком культурном уровне развития северных народов. У нерьпи всего лишь одна, редко две струны, сделанные из конского волоса или из сухожилий лося. Инструмент по звучанию напоминает плач, она передаёт все оттенки человеческого голоса.

Играют на нерыпи смычком в форме лука (канифоль- сосновая смола – для смычка находится рядом - на задней стороне корпуса скрипки. При игре нерыпь держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам. Иногда раскачивая инструмент навстречу смычку.

Нерыпь обычно применяется на праздничных церемониях, а также для камерного исполнения.

НИН-ЮХ (нинг-юх)

Нин-юх (нинг-юх) – мужской струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность нерыпи только меньшего размера. Распространён у народов ханты и манси. Нин-юх (нинг-юх) имеет деревянный овальный корпус с двумя или тремя струнами, сделанными из сухожилий оленя (лося) или конского волоса.

По внешнему виду и звучанию струн напоминает обычную скрипку, поэтому играют на нём также как и на скрипке с помощью смычка, отличающегося по форме от смычка, которым играют на нерыпи. Считается камерным музыкальным инструментом, на котором играли в небольшом обществе по вечерам, поэтому широко применяется на домашних праздниках.

В звучании древних инструментов – шум ветра и шелест листьев, плеск рыбы и пение птиц, шорох крадущегося хищника и звуки северного сияния… Послушаем, как звучит Арктика.

Содержание

История музыкальных инструментов коренных народов Севера интересна и самобытна. В большинстве своем они создавались не для услады слуха, а для проведения ритуальных обрядов. Даже само умение играть на музыкальном инструменте воспринималось как способность вступать в связь с духами, предками и природой. Для каждого ритуала использовался свой инструмент.

Варган


Варган (он же комус, хомус, комыс, аманхуур, тумран, зубанка) – музыкальный инструмент, представляющий собой рамку (из кости, дерева, металла) с колеблющимся в ее проеме язычком. Его приводят в движение пальцем, ладонью или дерганием за нитку. Музыкант держит инструмент у рта – звучание варгана зависит от дыхания и артикуляции исполнителя. У народов Арктики варган в первую очередь использовали шаманы – для вхождения в транс.

Слушаем варган


Олена УУТАй – хомусист из Якутии


Древний хантыйский тумран

Бубен


Бубен, пожалуй, главный инструмент северных шаманов. Под громкие звуки бубна шаманы общаются с духами, а духи передают через него свою волю людям. Изготавливаются бубны в целом по одной технологии: на деревянную кольцеобразную основу натягивалась шкура животного. Бубен, несмотря на довольно большой диаметр – от 40 до 80 см, довольно легкий, чтобы можно было плясать с ним долгое время без устали.


Бубен передается по наследству от отца к сыну: считается, что он приносит удачу семье и человеку, которому завещан.

Слушаем бубен


Шаманский обряд с бубном у нганасан


Саамская певица Eivør с бубном


Докфильм о бубнах народов Севера


Бубны в Ненецком автономном округе


Бубен и колотушка – экспонаты Ненецкого краеведческого музея

Кантеле


Кантеле – струнный щипковый инструмент у вепсов, карелов, финнов… По виду и звучанию он больше всего напоминает гусли. Корпус кантеле выдалбливали из стволов березы или ольхи. Струны делали из конского волоса или жил, и было их от 5 до 10, у современных инструментов – до 39 металлических струн.


У современных кантеле струны металлические, а число их доходит до 36, иногда до 39.

Слушаем кантеле


Калевальская руна в исполнении Анастасии Красильниковой


Мастер-класс по игре на кантеле от Центра народного творчества Республики Карелия


Докфильм о виртуозном кантелисте Максиме Гаврилове

Нерыпь


Играют на нерыпи смычком в форме лука. Инструмент держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам.

Нерыпь (или нэрнэ-ив) – скрипка овальной или грушевидной формы, выдолбленная из цельного куска дерева (обычно ели). Обычно у нерыпи ханты – две струны, у манси –одна. В старину инструмент делали из конского волоса или сухожилий лося, сейчас – из металла. Но даже на паре струн искусный исполнитель может передать все оттенки человеческого голоса – здесь и песня, и плач, и причитание…

Слушаем нерыпь


Хантыйская скрипка: секреты изготовления и завораживающее звучание


Ученик музыкальной школы играет на нерыпи

Нарс-юх


В старину на нарс-юхе играли только мужчины: под него исполняли героические песни о подвигах богатырей, былины, танцы на медвежьем празднике. Использовали его и шаманы при камланиях, и музыканты-лекари. Сегодня инструмент осваивают и женщины.


В старину нарс-юх считался исключительно мужским инструментом, но сегодня его осваивают и женщины.

Слушаем нарс-юх


Лекция о хантыйских музыкальных щипковых инструментах


Профессиональный музыкант играет на нарс-юхе


Завораживающие звуки нарс-юха

Тор-сапль-юх


Мастера, обыгрывая сходство музыкального инструмента с журавлиной шеей, украшают его оконечность резными птичьими головами.

Слушаем тор-сапль-юх



Мастер традиционных хантыйских музыкальных инструментов Герман Наков


Тор-сапль-юх в Свердловском областном краеведческом музее им. О. Е. Клера

Вывко


И ненцы, и ительмены с помощью вывко старались вызывать сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и избавиться от жары.

В наше время вывко воспринимается не столько как музыкальный инструмент, сколько как народная игрушка для детей. Причем полезная: считается, что она развивает мелкую моторику рук и координацию движений у малышей. В вывко можно играть и вдвоем, нужно только действовать сообща, иначе звука не будет.

Делаем вывко своими руками


Воспитатель Марта Великадовна показывает, как сделать вывко


Вылсу – экспонат Губкинского музея освоения Севера


Пособие по изготовлению игрушек из дерева от мастеров Ямала

Шаманская погремушка


Погремушки делались из сырой кожи, дерева, высушенных горл гусей, мочевых пузырей животных. Наполнителями служили камешки, семена или мелкие косточки. Ритуальные погремушки украшались перьями, бисером, рисунками.

У некоторых коренных северных народов – например, ительменов – погремушка (хырхэрэчх) была главным шаманским инструментом. Бубен появился у ительменов уже в ХХ веке, но погремушку так и не заменил: он стал атрибутом ительменских плясок, домашних торжеств, но никак не священной собственностью шамана.

Знакомимся с шаманскими традициями


Ненецкие шаманы в Нарьян-Маре


Звуки шаманских погремушек


Докфильм о нганасанском шаманизме

Оревун


Звук из оревуна извлекается уникальным способом – человек не выдыхает воздух, как при игре на других духовых инструментах, а, наоборот, втягивает в себя струю воздуха. Инструмент при этом держит раструбом вниз.

Исследователи отмечали, что звуки оревуна близки и по названию, и по интонации к шаманскому зову – у эвенков этот жанр называется эривун. А еще ученые выяснили, что возгласы на оленных манках составляют основу для мелодической традиции эвенков в целом: их песни, даже не имеющие отношения к охоте, во многом перекликаются с возгласами оревуна и других манков, а значит и со звуками природы.


Верхнеленские эвенки при помощи оревуна отохотились на изюбря (оленя). Животное, отвлекаясь на звуки, подходил ближе к охотникам.

Знакомимся с традициями эвенков


Осенняя охота на изюбра в Якутии


Докфильм о коренных жителях Якутии эвенках

Конковур


Играть на конковуре – целая наука. Как правило, для этого нужно несколько музыкантов. При этом они должны быстро переходить от исполнения к танцу.


Поразительно, как из цельного бревна можно создать инструмент, способный извлекать красивые мелодии!

Музыкальные инструменты северных народов разнообразны и имеют интересную историю. Например, шаманский бубен использовались в заклинаниях для общения с духами. Его следовало изготовить в ходе ритуала и невозможно было получить просто так. На инструменте, похожем на журавля, играли лишь ханты и манси. Финские щипковые имеют европейское происхождение и используются в академической музыке. А есть еще норвежских инструмент лангелейк, исполнителей на нем можно сосчитать на пальцах одной руки.

Поэтому в этом материале мы поведаем, на чем играют люди на северных землях нашей планеты и как их музыкальная культура распространилась по всему миру.

ВАРГАН


Варган — язычковый музыкальный инструмент, различные вариации которого можно встретить у многих народностей. Знали о варгане и в Киевской Руси. Археологически находки его остатков датируются XI-XII ст. Ученые считают, у гуцулов он появился благодаря племени Белых хорватов. Но называют его иначе — дрымба. Кстати, это наименование также имеет сербские и хорватские корни, где варган называют дромбуле.

В США с варганом приключилась нелепая история. У американцев он известен как еврейская лира (jew harp), хотя этот инструмент к евреям не имеет никакого отношения. Музыковеды же считают, что причиной странного названия является ошибка в словаре ХIX столетия. И, скорее всего, имелась в виду "челюстная лира" (jaws harp).

Интересен факт, что первое упоминание о варгане можно отыскать на римских фресках, а пять бронзовых варганов, найденных во Франции, относят к гало-римскому периоду.

Пластинчатые варганы используются у северных народов: эвенков, эвенов, манси, кетов, селькупов, якутов, чукчей, ительменов, айнов, нивхов и других. Однако его не встретишь у эскимосов, юкагиров, нганасанов, энцов и ненцов.

Варган состоит из язычка, по которому наносится удар ладонью или пальцами. Корпус инструмента устанавливают в области рта, ведь именно ротовая полость служит резонатором, а дыхание и артикуляционный аппарат изменяют тембр звучания. Его изготавливают в теплых странах из металла, а на Севере — из дерева или костей животных (томран у манси).

Шаманы северных народностей играли на варгане для вхождения в транс, чтобы иметь возможность общаться с духами. В ритуальных практиках он является родственником бубна.

Варган активно использовался в европейской академической музыке в конце XVIII — начале XIX века. Австрийский композитор Иоганн Альбрехтсбергер в 1765 году написал семь концертов для варгана. В Украине же существовали в конце ХIХ столетия существовали варганные ансамбли.Много кто из современных музыкантов использует варган в своих произведениях. Если же желаете максимально прочувствовать инструмент, то советуем питерский дуэт ksandr and I.M.M.U.R.E. из Шумов России.

БУБЕН


Наверное, самым популярным инструментов у шаманов северных народностей является бубен. Все они изготавливают его по схожим принципам, хоть и существуют отличия по наносимым изображениям. Однако у хантов разрисовывать бубен не принято, да и отличительно шаманского костюма они не имеют.

У хантов есть специальное обозначение для шамана, бьющего в бубен - ёл-та-ку (у северных хантов чертан-ку, терден-хой), что означает "человек занимается ворожбой". "Ёла" (поворожи), — кричат люди, собравшиеся у дома шамана. И выходит ведун из жилища своего и начинает призывать духов для борьбы с болезнями и невзгодами. После камлания он может получить от сограждан кисет, рубаху или трубку в качестве подарка.

Бубен является довольно простым инструментом для изготовления. Необходимо сделать обод из прочной древесины, которую легко можно отыскать в лесах, а поверх него натянуть шкуру животного, которая тоже в избытке впоследствии охоты. Бубен легок в использовании, но самое главное — с ним можно продолжительно плясать из-за небольшого веса.

Шаманы искали для изготовления бубна специальное дерево, называемое Древом Жизни (условно). Они задобряли его. Например, смазывали кору кровью, украшали, общались с ним и заколдовывали. Тем самым наполняли его божественной сущностью.

В целом бубны бывают самого разного размера: от 30 до 80 сантиметров и больше. Чем больше диаметр, тем будет глубиннее бас и сила звучания. Мембрану украшали рисунками, вышивкой и различными ритуальными амулетами. Изображали в основном зверей и события из жизни племени, например, охоту. Бывало, что расписывали его недугами. Потом на бубен клали специальный предмет, который при игре должен был указать на болезнь.

В Лапландии большинство шаманских барабанов уничтожила церковью в XVII столетии. Со временем христианство повлияло и на визуальное убранство бубна. Если на первых порах изображали распространенные родные места и сюжеты быта, то далее стали появляться ангелы, демоны, рай и ад.

Самое древнее изображение шамана с бубном нашли на территории Хакассии. Оно выгравировано на скальных плоскостях вдоль северного берега озера Тус-кöл и датируется II веком.

КАНТЕЛЕ


Кантеле — это финский и карельский щипковый струнный инструмент, который схож по строению и звучанию с гуслями.

Зачастую этот инструмент изготавливают из березы или ольхи. Струны вначале делали из конского волоса или животных жил, но нынче они металлические. Первые кантели имели 5 струн, но спустя годы их количество увеличилось до 10, 12, 16 и даже 39 струн. Финские "гусли" были диатоническими, но их в 1830-1840-ых годах преобразовал фольклорист Элиас Лённрот. Он изготовил хроматический кантеле, который используется в академической музыке.

Название "кантеле" образовалось благодаря сборнику народных финских песен (рун) "Кантелетар", составленному Элиасом Лённротом. Под соло на кантелях зачастую поют руны из древнего эпоса "Калевала". Его появлению мы также обязаны Лённроту. Эти литературные работы являются важными источниками для представления о дохристианских верованиях финских народностей.

Одной из разновидностей кантелей является йоухикко. На ней играют с помощью смычка, держа инструмент на внутренней стороне бедра. Кантеле же держат на коленях в горизонтальном положении, защипывая струны пальцами обеих рук.

На кантеле играет финский эмбиент-коллектив музыкантов А. Толонена и Т. Сакселя под названием Nest.

Другой же проект Толонена — Syven — более холодный, мрачный и хтоничный. Совсем по-разному звучит кантеле в руках одного и того же музыканта.

ЛАНГЕЛЕЙК


Этот щипковый народный инструмент появился в Норвегии. Имеет он прямоугольную форму и длинный резонатор. Лангелейк обладает одной мелодической струнной, другие же являются резонансными. Их число может варьироваться: от 4 до 8.

Инструмент имеет ограниченные выразительные возможности. Лады расположены так, что на них возможно играть только мажорную гамму до. Хроматические гаммы играть на нем не получится.

Первые лангелейки не имели нижней деки, но после её стали делать углубленной. Это позволяет увеличить громкость и полноту звука.

Упоминания о ленгелейке можно встретить в манускриптах 1622 года, в которых он называется лангспилль (долгоиграющий). Однако в Вардальсосене был найден ленгелейк, датируемый 1524 годом. Этот инструмент родом из Средневековой Европы, обретший популярность во всех регионах Норвегии. Однако "исконная" школа игры на нем до сих пор существует лишь в Вальдресе.

Популярные исполнители не слишком часто прибегают к использованию ленгелейка в своих произведениях. Наиболее знаменитыми являются исполнительница Элизабет Квэрне и блюз-гитарист Кнут Рейерсруд.

ТОР-ЮХ (ЖУРАВЛЬ)


Этот инструмент народов Югры получил свое прозвище благодаря треугольному корпусу, передняя часть которого загибается вверх и напоминают шею журавля. Между нижней и боковой частью инструмента натягиваются струны разной длины и настройки. Раннее к дуге привязывали петлю. В неё продевался большой палец, создающий вибрацию во время боя по струнам.

Впервые о нем рассказал этнограф Ууно Таави Сирелиус, привезший инструмент после экспедиции к хантам и манси.

Чаще всего на изогнутой части "северной" арфы вырезали изображение головы птицы или коня (встречается крайне редко). Последнее указывает на связи угров с кочевыми народами Азии.

Существует теория, свидетельствующая о том, что арфа была изобретена благодаря вибрирующему звуку отпущенной тетивы лука. В целом при стрельбе из лука и игре на тор-юх можно услышать схожие звуки.

Тор-юх также называют "тарыг сыплув ийв", "тарыгсып йив", "тороп-юх", но везде при переводе присутствует слово "журавль".

Арфу изготавливают зачастую из ели. Дерево выдерживают после сушки, чтобы капилляры засмолились и не пропускали влагу. Колки делались из дерева, а струны — из жил. Сейчас же пользуются гитарными колками и металлическими струнами. Для игры инструмент кладут на колени, а под аккомпанемент исполняют песни об историческом прошлом народа.

Что интересно, тор-юх не встретишь нигде, кроме как у хантов и манси.

Также стоило упомянуть смычковые инструменты этих народностей: кугель-юх и нерыпь. На них играют с помощью смычков в форме лука. При этом музыканты исполняют произведения сидя, размещая инструмент на правом или левом колене перед собой.

Кугель-юх имеет продолговатый овальный корпус с выемкой и 2-3 струнами. Корпус нерыпья — грушевидной формы, выдалбливают его из цельного куска дерева, и поверх натягивают одну струну, которая по звучанию похожа на высокий человеческий голос. Что интересно, на нерыпьи играют женщины, но есть и мужская разновидность инструмента — нин-юх. Она меньшего размера и по звучанию напоминает скрипку.

Это камерные инструменты. На них играют зачастую во время церемоний, праздников и других торжеств.

Презентация на тему: " Музыкальные инструменты народов Севера ханты и манси 1." — Транскрипт:

1 Музыкальные инструменты народов Севера ханты и манси 1

2 ЦЕЛЬ: Создание условий для ознакомления учащихся с особенностями народных музыкальных инструментов народов ханты и манси. 2

3 ЗАДАЧИ: Обеспечить условия для усвоения знаний учащимися музыкальных инструментов коренных народов Севера. Содействовать осознанию учащимися ценности музыкальной культуры малых народов Севера. Воспитывать уважение, любовь и понимание к культуре других народов. 3

5 Музыкальная культура Музыка малых народов Севера представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами. Шаманская музыка – кайне эрыг – форма музыкального общения с духами. Классические жанры: монсь (сказка), ар (песня), путур (рассказ), монсюпты (загадка). 5

6 (пензер) Бубен (пензер) Бубен - ударный одномембранный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками. Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д. В настоящее время бубны, как музыкальный инструмент используется танцевальными коллективами 6

8 Погремушка Погремушка - музыкальный мансийский шумовой инструмент. Это звуковая игрушка, сделанная из материала животного происхождения, в частности, из зоба глухаря. Пузырь промывают водой, засыпают песком, высушивают.После высушивания пузыря, песок высыпают,а закладывают мелкие косточки. Пузырь надувают воздухом, завязывают отверстия.При встряхивании пузырь тарахтит и грохочет. 8

10 НАРС-ЮХ В переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый инструмент. Длиной около метра, корпус напоминает лодку. На корпусе инструмента вырезан крест – резонаторное отверстие. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок. Нарс- юх сугубо мужской инструмент. Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины- тарнын-ары. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс- юх называли голосом поющего Бога. 10

11 Кугель-юх Кугель-юх – струнный старинный смычковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом с выемкой, наподобие скрипки. Обычно имеет 2 или 3 струны, сделанных из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках. Играли на этом инструменте сидя, держа его перед собой, и водя смычком по струнам. Звук инструмента весьма мелодичный, но недостаточно громкий. На кугель-юхе играли как женщины, так и мужчины. Применялся на праздничных церемониях, в основном, на медвежьем празднике или на небольших торжествах. Распространён, в основном, у народов ханты. 11

13 Нерыпь Нерыпь (нэрнэ-ив) – мансийская скрипка овальной или грушевидной формы, выдолбленная из цельного куска дерева. У нерьпи всего лишь одна, редко две струны, сделанные из конского волоса или из сухожилий лося. Инструмент по звучанию напоминает плач, она передаёт все оттенки человеческого голоса. Играют на нерыпи смычком в форме лука.При игре нерыпь держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам. Иногда раскачивая инструмент навстречу смычку. 13

14 Нин-юх Нин-юх (нинг-юх) – мужской струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность нерыпи только меньшего размера. Распространён у народов ханты и манси. По внешнему виду и звучанию струн напоминает обычную скрипку, поэтому играют на нём также как и на скрипке с помощью смычка, отличающегося по форме от смычка, которым играют на нерыпи. 14

15 Тумран Тумран (томран, варган, конколь-лонколь) - самый древний, у народов ханты и манси, язычковый простонародный музыкальный инструмент. Тумран обычно делается из ребра оленя (сууп-тумран) или дерева. Представляет из себя плоскую костяную или деревянную пластинку, сужающуюся на конце, с вырезанным посередине язычком, к основанию которого привязана нитка. Инструмент издаёт негромкие звуки, в подражание голосам животных или топоту копыт Голос у тумрана (томрана) – магический и завораживающий, поэтому ханты и манси считают, что он отгоняет злых духов и излечивает больных 15

Традиционная музыка коренных сибирских народов

Музыкальные культуры коренных этносов (см. Алтайская. Бурятская. Тувинская., Хакасская., Якутская музыкальная культура ), несмотря на сходство типологи­ческое, генетическое или по ареалу, имеют индивидуальный об­лик. Во всех культурах выделяются обрядовая, сказительская и лирическая сферы, однако их жанровый состав и музыкально-стилистические особенности заметно различаются.

Обрядовую сферу представляют: музыка шаманского риту­ала ( ханты, нганасаны, челканцы, шорцы, тувинцы, буряты, эвенки и другие); музыка медвежьего праздни­ка (ханты, манси, эвены ); похоронные и поминальные плачи (чалканцы, телеуты , эвенки, шорцы, хакасы ); интони­руемые скотоводческие заговоры ( алтай-кижи, теленгиты , тувинцы, буряты); круговые танцы (нганасаны, буряты, якуты, долганы , эвены, эвенки); благопожелания (бу­ряты, тувинцы, якуты, долганы и другие). Неотъемлемой частью многих культур стала музыка буддийских (буряты, тувинцы), христианских (телеуты, шорцы, хакасы) и мусульманских ( сибирские татары ) культов.

Эпическую сферу образуют развернутые поэтические сказа­ния объемом до нескольких тысяч строк, которые поются цели­ком или фрагментами на один или несколько напевов (южные алтайцы, шорцы, хакасы, якуты, долганы, нганасаны, буряты, эвены, эвенки), часто под аккомпанемент струнных инструментов; поющиеся сказки и/или сказки с песенными вставками (обские угры, алтайские этносы, тувинцы); эпико-мифологические, героические (ханты, манси, ненцы и другие) и повествовательно-бытовые (сибирские татары и другие) песнопения­ми. В некоторых культурах жанровой особенностью эпической традиции является горловое пение .

Лирическая сфера представлена разнообразными жанра­ми песенной традиции, которая во многих культурах является центральной, а иногда и единственно сохранившейся (тофалары, чулымцы). В большинстве случаев ее основу со­ставляют типовые напевы. У обских угров, самодийцев, тунгусо-маньчжуров выделяется жанр личных песен с указанием авторства.

Инструментальное исполнительство у одних народов (хан­ты, манси, тувинцы и другие) входит в центральную часть куль­туры, у других (ненцы, энцы, нганасаны, долганы и другие) в периферийную.

Традиционную музыку коренных сибирских народов отличает веду­щая, в том числе жанро-маркирующая роль тембра (вокально-тембровые отличия могут быть более значимыми, чем звуковысотные и ритмические). Звуковысотные нормы ха­рактеризуются преобладанием узкообъемных структур с широкими зонами (более тона) ступеней звукорядов при наличии разнообразных гемитонных (полутоновых) и ангемитонных (бесполутоновых) ладов. Согласно гипотезе В.В. Мазепуса, музыкальные культуры коренных народов Сибири образуют собственно сибирскую этномузыкальную зону, составляющую наряду с колымско-чукотско-камчатской и приамурско-сахалинской этномузыкальными зонами сибирскую метакультуру.

Конец XVI - XVII век

Новый этап в развитии музыкальной культуры Сибири начинается в конце XVI в. с присоединением Сибири к Русскому государству и появ­лением переселенцев из России. Перенесение культурных традиций из европейской части страны и их приспособление к сибирским условиям, взаимодействие традиций абориге­нов и переселенцев формируют культуру региона конца XVI-XVII вв.

Сибирские переселенцы относились к разным языковым груп­пам и семьям: славянской (русские, украинцы, бело­русы, поляки), германской (немцы), финно-угорской (эстонцы, коми, удмурты, марийцы, мордва), тюрк­ской (татары, башкиры, чуваши). Наиболее изучена музыкальная традиционная культура восточнославянских переселенцев Сибири , представленная языческими бытовыми и календарными обрядами, скоморошьими и историческими пес­нями, былинами, эпическими сказаниями, перенесенными из европейской части России. Ее музыкальный инструментарий: кобза, скрипка, зурна, сопель, домра.

После раскола РПЦ (середина XVII в.) богослужебное пе­ние православного населения Сибири разделилось на 2 на­правления. Не принявшие реформы Никона староверы остались верны традициям древнерусской монодии - од­ноголосному знаменному пению (см.: Богослужебное пение старообрядцев Сибири ). В храмах официальной Пра­вославной церкви получило распространение многого­лосное (партесное) пение. Отдельные знаменные песнопения подверглись многоголосной обработке, заняв свое мес­то в обновленном своде церковных напевов. В дальнейшем многоголосное церковное пение составили обиходные пес­нопения, включавшие обработки старинных распевов (знаменного, киевского, греческого, болгарского) и авторского сочинения.

[caption align="aligncenter" width="300"] Иркутская областная филармония[/caption]

Создаются новые профессиональные коллективы (хоры, оркест­ры, ансамбли), причем не только филармонические. Во многих городах крупные оркестровые и хоровые коллективы действуют как муниципальные. Среди новых коллек­тивов академического направления проявляется особый интерес к исполнению старинной музыки (см. Камерно-инструментальное исполнительство ). Появляется много фольклорно-этнографических коллективов (профессиональных и любительских) и современные ан­самбли этно-музыки.

Большое распространение в конце XX — начале XXI в. получает духовная музыка русских и западноевропейских компози­торов, ставшая неотъемлемой частью репертуара академических хоров. В церковно-певческой практике сибирских православных храмов все большее место занимают песнопения, созданные композиторами-сибиряками как старшего ( П.И. Иванов-Радкевич , М.С. Алтабасов, С.Д. Саватеев, Ф.П. Весел­ков, Н.Р. Зданевич), так и младшего (С.Б. Толстокулаков, В.В. Пономарев, Ю.В. Орлов, И.П. Сальникова, Е. Изранова, Д.И. Ганин) поколения. Появились ком­позиторы, сочиняющие профессиональную музыку для богослуже­ния в католических и протестантских церквах.

Активизируется концертная жизнь. Филармонии осу­ществляют широкие международные контакты, развиваются фестивальные программы. Распространенной практикой в музтеатрельной деятельности становится приглашение для поста­новок режиссеров и балетмейстеров из Москвы, Санкт-Пе­тербурга, зарубежных стран, совместные международные проекты (НГАТОиБ, Якутский театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной комедии и др.). Зарубежные музыканты возглав­ляют филармонические симфонические оркестры (Томск, Кемерово, Новосибирск).

Позитивные сдвиги происходят в исполнительстве, концертной и театральной жизни благодаря инициативе и пред­приимчивости отдельных творческих личностей, спонсорской под­держке крупных организаций, банков. Важным фактором во всех областях музыкальной культуры становится усиление свя­зей с зарубежными странами, интенсивно развивается про­цесс взаимообмена информацией, достижениями в под­готовке специалистов.

Лит.: Азадовский М.К. Очерки литературы и культуры Си­бири. Иркутск, 1947; Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири в XVII—XVIII вв. Новосибирск, 1968; История музыкаль­ной культуры Сибири. М., 1978; Творчество композиторов Сиби­ри. Новосибирск, 1983; Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986; Харкеевич И.Ю. Музы­кальная культура Иркутска. Иркутск, 1987; Музыкальная куль­тура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.

О.В. Новикова, В.Е. Гиливеря, Н.В. Леонова, Л.Л. Пыльнева, Б.А. Шиндин

Читайте также: