Музыка в казахстане сообщение

Обновлено: 02.07.2024

История казахской традиционной музыки уходит своими корнями в толщу веков, в культуру тех племен и народов, которые населяли издрев­ле просторы Центральной Азии. Эти племена и народы создали богатые инструментальные и музыкально-поэтические традиции, унаследованные казахским народом.

Казахская музыкальная история представлена творениями безвестных и известных музыкантов, дошедших до нас благодаря традиции. Традиция -это преимущественно устная (бесписьменная), устойчивая и самобытная исполнительская форма, в которой музыка и поэзия существуют веками, передаваясь из поколения в поколение. Несмотря на устную форму, а ско­рее именно благодаря ей, традиция оказалась стабильным и в то же время достаточно гибким способом создания и сохранения музыки. Ныне уст­ная традиционная музыка содержит в себе много древних и новых пластов музыки, жанров, творческих стилей и конкретных произведений. Все это вместе составляет облик современной казахской музыкальной культуры.

Доступные письменные данные (в основном, на русском языке) о каза­хах, казахской культуре, в целом, и музыке, в частности, существуют с 18 века[1]. Очевидно, что основные элементы казахского музыкального языка и сами музыкальные и музыкально-поэтические традиции появились за­долго до 18 века.

Как же узнать прошлое музыкальной культуры? Как проникнуть за за­весу времени и заставить говорить немые свидетельства культуры? Здесь возможно несколько путей. Разумеется, прежде всего, это использование исторических источников. Но исторические, то есть достоверные источ­ники — это не только письменные документы — книги, рукописи, летописи, хроники. К ним относятся те данные, факты, сведения, которые можно по­лучить, изучая историю, фольклор и эпос других народов и сопоставляя их с казахским, материалы музейных собраний и коллекций, археологические находки.

По мнению Р.Садокова, описавшего археологические материалы, изо­бражения дву струнных инструментов аналогичны отдельным видам казах­ских домбр.

Находка арфы в Пазырыкском кургане подтверждает два важных момен­та: существование музыкального инструментария у народов, населявших нашу территорию и использование его в похоронном обряде. Чтобы по­нять, с какой целью древние люди положили музыкальный инструмент в захоронение, можно также обратиться к мифологии других народов и к тем обычаям, которые до сих сохранились в казахской культуре. Так, напри­мер, когда умирал баксы (шаман), на могиле оставляли его музыкальный инструмент — кобыз.

Независимо от того, смычковый или щипковый инструмент был захоронен, само присутствие музыкального инструмента в захоронении указывает на то, что ему было уготовано важное место в обряде. Ведь именно с помощью музы­ки или музыкального инструмента, по представлениям людей, осуществлялся контакт между нашим материальным и потусторонним миром.

Заслуживающие внимания наблюдения о мифологических представ­лениях древних людей в связи с музыкальными инструментами вооб­ще и назначении их в похоронном обряде представляет исследование Д.Ахметжановой. Она находит параллели захоронения Пазырыкской арфы в исландской, скандинавской мифологии, у многих других народов Евра­зии, отмечает важную сторону изготовления музыкального инструмента из цельного куска дерева и сходство его формы с погребальной лодкой.

Сегодня история казахской традиционной музыки, как известно, мало опирается на письменные источники. Китайские исторические хроники, арабские и персидские средневековые трактаты, в том числе и о музыке, существуют, но часто не могут быть использованы как источники изуче­ния предыстории казахской культуры в силу объективных и субъективных трудностей, главной из которых является отсутствие возможности адекват­ного перевода с китайского, арабского, фарси*.

Изучение различных письменных источников в истории казахской тради­ционной музыки — важное и перспективное направление казахстанской нау­ки, настоятельно требующее скорейшего осуществления. Также необходимо продолжение музыкально-археологических исследований, которые должны сочетаться как с этнологическими, так и этномузыковедческими ракурсами.

В науке обоснованно считается, что обрядовые жанры в музыкальной культуре — самые древние и устойчивые. Сами обрядовые действия и их описания дошли до нашего времени зачастую в большой сохранности, так как точное выполнение обряда должно было, по мысли людей, обеспечить им благополучие и защитить от темных сил. Обрядовые напевы нельзя было менять, развивать или исполнять в неподходящее время. Благодаря этому в музыкальной культуре веками сохраняется пласт музыки, восходя­щий к глубокой древности. Сохранность этих музыкальных реликтов, без­условно, связана с особыми условиями их исполнения и назначения. Как правило, это музыка культа и обряда.

Архаичность музыкального языка, в свою очередь, может свидетельст­вовать о культовом или обрядовом назначении музыкальных произведений, даже если сегодня они не выполняют такой функции. Музыкальная древ­ность хорошо сохранилась в казахских народных инструментальных про­изведениях — кюях. Казахский традиционный кюй -это инструментальная музыка для национальных инструментов домбры, кобыза, сыбызгы. Сло­вом кюй (в переводе с казахского — состояние) чаще всего называют образ­цы или фрагменты народного инструментального музицирования, широко распространенного по всей территории Казахстана.

Казахский кюй — музыка высоко духовная. Благодаря тому, что кюй соз­дается в рамках древней традиции, на этой музыке всегда лежит печать философского обобщения жизни, глубины и мудрости. Казахский кюй соз­дается и исполняется устно, сольно и принадлежит к сформировавшейся в определенном регионе или культурном пространстве той или иной тра­диции. Сегодня состояние казахского кюя характеризуется тем, что в раз­личных регионах Казахстана в народе все еще продолжают существовать очаги инструментального музицирования, династии народных музыкантов или отдельные творческие личности, которые обеспечивают преемствен­ность традиции и ее развитие. Это сфера казахской традиционной музыки, наряду с казахским сказительским искусством и казахской народно-про­фессиональной песней, без сомнения, относится к ценнейшему нематери­альному культурному наследию человечества, охрану которого провозг­ласила в 2003 г в соответствующей конвенции организация по культуре, образованию и науке ООН — ЮНЕСКО.

Игра на домбре или традиции инструментального музицирования раз­личаются в разных регионах республики. С точки зрения географической они оформились в обширных культурных зонах — Западный Казахстан (Урал, Атырау, Мангыстау), Актобе, Арал, Центральный Казахстан (Арка), Восточный Казахстан, Южный Казахстан (Жетису, Каратау).

Таким образом, датировать, то есть установить точное время или даже век создания того или иного явления устной традиции в музыке вряд ли возможно. Но можно установить соответствие самого типа музыкального мышления — раннего, архаичного или позднего — и музыкально-вырази­тельных средств (лада, ритма, мелодики, фактуры) той или иной эпохе и выяснить, от какого исторического слоя они представительствуют, какие временные пласты культуры они выражают. Изучая и сопоставляя различ­ные источники -археологические и письменные свидетельства и описания, исторические факты, данные родственных и соседних культур — и знание закономерностей развития культуры, общества и мышления, можно попытаться реконструировать исторические этапы и эволюцию музыкальной культуры.

Казахская музыка

Казахская народная музыка имеет многовековую историю и тесно связана с казахским фольклором. Легенды, сказки и эпосы рассказывали под музыкальное сопровождение, и в основном, это были импровизации. Довольно долгое время музыкальные знания передавались от учителя к ученику устно, нотной грамоты в Казахстане не было. Но при этом были свои правила и ритмика. Исследователи выделяют в традиционной казахской музыке пяти- и семиступенчатые виды звукоряда и ритмической структуры.

Казахские музыкальные инструменты появились очень давно, и первоначально предназначались для подачи сигналов на охоте, во время кочевки, и для религиозных шаманских ритуалов. Самыми известными инструментами в Казахстане являются кобыз, домбра, дабыл, жетыген.

В XV-XVIII веках на территории Казахстана зародился уникальный музыкальный жанр – кюй. Этот жанр представляет собой исполнение музыкального произведения на домбре с особой тональностью и ритмом. Самый известный исполнитель кюя – казахский композитор Даулетгерей, живший в XIX веке.

В XIX веке, вместе с приходом колониальных войск Российской империи, происходит интеграция казахской музыки в культуру мира: казахские музыкальные традиции начинают изучаться российскими и европейскими музыковедами, и в то же время, казахские музыканты знакомятся с музыкой мира. Происходит взаимообогащение культур, появляются новые имена в истории музыки Казахстана – Абай Кунанбаев, Курмангазы Сагырбайулы, Ыкылас Дукенов и другие.

Сегодня казахская народная музыка считается достоянием культуры Казахстана, композиторы и музыканты создают новые произведения с обилием народных мотивов, а также сохраняется история музыкального творчества. Один из лучших способов ближе познакомиться с историей казахской музыки – посетить Музей музыкальных инструментов в Алматы.

Издревле, в традиционной культуре казахов значительное место занимала музыка и основные ее носители народные инструменты –кобыз, домбыра, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, шертер, жетыген, керей, асатаяк, конырау и др. Их формирование и развитие происходило в тесной связи со становлением музыкальной культуры соседних народов, что было обусловлено общностью языков, уклада жизни, обычаев, …

Казахские народные танцы. Искусство танца

Великая Степь породила и воспитала трудолюбивый казахский народ, к тому же даровав ему дерзновенный темперамент. Танец, как и другие виды национального искусства, издавна существовал в быту кочевников-скотоводов и в художественных образах передавал все его особенности. Если разобраться, казахи всю свою жизнь проводят с песнями и пляской. Народные праздники, встречи друзей, свадьбы, …

Казахская музыкальная культура

Каждый половозрастной клан имел в казахском традиционном обществе соответствующий набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы.

В глубь веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

Читайте также: