Музыка в цирке сообщение

Обновлено: 13.05.2024

Музыка и цирк, каждое из этих искусств, подчиняясь своим законам, развиваются своими путями. Но с полной уверенностью можно сказать, что они были и остаются неразлучными с самого своего рождения.

Первые упоминания об оркестре и его месте в цирковой архитектуре находим в описаниях Королевского амфитеатра искусств, построенное Астлеем по проекту Джона Гендерсона Грива. Об этом пишут известные историки циркового искусства Е. М. Кузнецов и Д.Жандо.

Место, отведенное оркестру в Астлеевском амфитеатре, для данного исследования является принципиально важным, так как, по мнению автора, именно театру цирк обязан появлению в нем профессионального аккомпанирующего оркестра. Вот почему так важно найти убедительное подтверждение тому, что оркестр, как и в театре, находился внизу между манежем и сценой и представлял собой не что иное, как оркестровую яму.

Следует сказать, что Филип Астлей уже использовал сочетание манежа со сценой в своем втором цирке, но замысел Грива, по мнению очевидцев, был удачнее. Его сцена даже считалась самой удобной и просторной из всех английских сценических площадок. Внутреннее убранство цирка напоминало скорее традиционный театр с ложами и ярусами, только место партера занимал манеж. Такое сочетание манежа со сценой впервые появилось у соперника Астлея, Хьюза, владельца Королевского цирка. В 1782 году Хьюз вместе с автором многочисленных пантомим Чарлзом Дибдином начал строительство амфитеатра, соединенного со сценой, что по тем временам было новшеством. Идея принадлежала Дибдину, который надеялся облагородить конные упражнения, сделав их частью единого театрально-циркового представления. Таким образом, тесная связь театра и цирка, к которой стремились постановщики пантомим, существенно повлияла и на архитектуру цирковых зданий, а впоследствии и места оркестровой ямы. Так, четвертый амфитеатр Астлея превосходил по величине и красоте три предшествующих. Сцена была больше и, что очень важно для данного исследования, два помоста соединяли ее с манежем, создавая таким образом конструкцию для более цельного спектакля. Теперь оркестровая яма, которая раньше отделяла манеж и сцену, превратились в своеобразный остров, окруженный театрально-цирковым действием. При сохранении окружности манежа, но при наличии сценической площадки, создавалась возможность для, если так можно сказать, овального мизансценирования действия, присущего в свое время античному сооружению. История, как известно, двигается по спирали, и, чтобы сделать движение вперед, ей нужно вернуться к исходной точке. Такой точкой в истории цирка снова стал ипподром, но только в другом месте и другими действующими лицами.

Цирк на Елисейских полях недолго оставался единственным парижским цирком. Дежан вновь обратился к архитектору Гитторфу и тот выстроил ему амфитеатр, который поныне стоит на улице Амло. В наши дни он принадлежит братьям Буглион. 11 декабря 1852 года сам император Наполеон почтил своим присутствием открытие нового зимнего цирка, который Дежан именовал Цирком Наполеона. В живописных описаниях историков и очевидцев этого уникального здания также не нашлось слов для оркестра. Но на сохранившейся гравюре, на которой изображено пышное убранство зрительного зала, мы впервые видим цирковой оркестр, вознесшийся над занавесом форганга и стоящим перед ним униформистами. Отчетливо видны пюпитры, музыканты и их инструменты: трубы, тромбон, скрипки, барабан. На манеже в центре берейтор, по кругу несется лошадь на крупе танцовщица.

О, та, та,
О, та, ти,
О, ма, ма,
О, ма, ми!

Рассматривая жанровое многообразие цирка, можно выделить две ведущие тенденции: первая — проявление в искусстве цирка категории возвышенного, которая выражается героико-романтической образностью; вторая- проявление категории комического, выражающейся в комической образности. В соответствии с этими тенденциями искусство цирка включает две главные формы отражения действительности: героико-романтическую и комическую. Поэтому любое произведение в цирке может решаться как героико-романтической образности, так и в комической, то есть в клоунаде и эксцентрике, которая является специфическим выражением комического в искусстве цирка. Вот почему знания особенностей музыки как выразительного средства, ее функций в номере, аттракционе, спектакле, органического сочетания ее с манежным действием с фонограммой и живым звучанием оркестра или ансамбля необходимы режиссерам и артистам для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на зрителей средствами музыкального искусства.

Праздничность циркового зрелища определяет музыкальное оформление номера. В разные эпохи становления цирка к музыке предъявлялись различные требования. Из их совокупности и родились существующие в настоящее время безотносительно к жанру номера виды музыкального сопровождения.

В настоящее время номер имеет, как правило, контрастные комбинации. Они, соответственно, диктуют необходимость разнотемповых музыкальных фрагментов. Однако, увеличение музыкальных тем не означает еще качественного использования музыки. Нередко при фоновом сопровождении одинаково равнодушно подкладывается вальс под работу и лошадей, и гимнасток, не влияя на характер подачи номера. Музыка лишь соответствует его длительности и, даже не укладывая ее по фразе, обрывается по окончания номера.

Использование музыки в цирке как ритмического сопровождения. Музыка характеризует манежное действие. Характер работы жонглеров, антиподистов, темповых акробатов, большинства трюков икарийских игр требует определенной заданности темпа и ритма, а смена комбинаций в названных номерах — прежде всего смена темпо-ритма исполнения трюков. Это придает номеру известную эмоциональность и органичность, то есть совпадение акустического и пластического выражения ритма работает на цельность манежного действия, манежного образа и тем самым зрительного восприятия.

Музыкальное оформление, являющееся высшим проявлением музыкальной культуры в цирке, высшей формой подачи циркового номера — это гармоническое сопровождение. Причем развитие музыкальной темы должно соответствовать композиции номера, трюковые комбинации укладываются по музыкальной фразе, а образ музыкальный совпадает и подчеркивает манежный образ.

Гармоническое сопровождение может принять и форму аккомпанемента, когда оркестр как бы вторит солирующему артисту.

Следует отметить, что музыкальное оформление циркового представления представляет известную трудность. Это связано, прежде всего, с тем, что вопросы теории и практики по этой проблеме почти не разработаны в науке и почти не освещены в литературе, кроме некоторых замечаний общего характера. А ведь музыка — душа циркового номера, способная композиционно, на основе музыкальной драматургии, выстроить номер, организовать темпо-ритм трюковых комбинаций.

Занимая особое место в общем музыкальном мире, к цирковой музыке предъявляются специфические требования, поскольку она рождается и звучит в своеобразных условиях.

В номере известного жонглера Евгения Биляуэра был такой интересный трюк. Жонглер заканчивал свое выступление виртуозной работой с тремя булавами. Артист представал перед зрителем подлинным волшебником, для которого казалось, нет ничего невозможного. Булавы исполняли в его руках причудливый танец. Они порхали вокруг него, то взлетали под самый купол цирка, а одна из булав даже летела в руки дирижера. Родился этот трюк, неизменно вызывающий горячую реакцию зрительного зала, совершенно случайно. Шутливый разговор, начавшийся за кулисами на одном из утренних представлений, Евгений Биляуэр и дирижер Львовского цирка Геннадий Борисов продолжали на манеже, естественно, с помощью мимики и жестов, В конце номера дирижер как бы попросил у него на память булаву Жонглер немедленно кинул ее в оркестр и так удачно, что дирижер легко поймал ее, продолжая при этом руководить оркестром. Артист и дирижер решили повторить трюк вечером, и снова имели оглушительный успех.

Тесный контакт аккомпанирующего оркестра и манежного действия является одной из главных специфических черт именно циркового искусства.

Музыка является неотъемлемой частью циркового представления.

При умелом и сознательном использовании ее выразительных средств она помогает создать более яркий и цельный образ и добиться большей степени эстетического воздействия на зрителя. Неслучайно, что наибольшим успехом у зрителей пользуются те номера, аттракционы и пантомимы, в постановке которых наряду с режиссерами, художниками и писателями принимали участие и композиторы. Достижения отечественного цирка неразрывно связано с именами И. Дунаевского, Б. Мокроусова, С. Туликова, Ю. Милютина. За последние время много сотрудничали с мастерами арены композиторы А. Бабаджанян, В. Белинский, Ю. Саульский, О. Фельцмащ А. Лепин, В. Владимирцев, А. Эшпай, Т. Ходорковский, В. Горбулькис и многие другие. Ломая старые каноны и создавая произведения полные игрового блеска, юмора и веселья, они заложили основы нового музыкального оформления представлений на арене цирка.

Предметом исследования данной работы является - музыка в цирке.

Известно, что цирк - искусство синтетическое, включающее в себя музыку, как равноправный компонент. Функции музыки в создании циркового зрелища огромны. Она создает эмоциональный настрой, она еще до появления артиста на манеже утверждает нужную атмосферу, от нее в значительной степени зависит раскрытие образа, который стремится создать исполнитель. Сливаясь воедино с музыкальным развитием, четче, доступнее для восприятия становится драматургия номера, его ритмическая и пластическая основа. Занимая особое место в общем музыкальном мире, к цирковой музыке предъявляются специфические требования, она рождается и звучит в своеобразных условиях, она призвана служить особому виду народного творчества.

Музыка и цирк, каждое из этих искусств, подчиняясь своим законам, развиваются своими путями. Но с полной уверенностью можно сказать, что они были и остаются, неразлучны с самого своего рождения.

Ушли в прошлое те времена, когда музыка в нашем цирке играла второстепенную роль. Уже в советский период композиторы, ломая старые каноны и создавая произведения, полные игрового блеска, юмора и веселья, вместе с лучшими дирижерами цирковых оркестров заложили основы нового музыкального оформления спектаклей на арене цирка. Сейчас музыка стала одним из основных и полноправных средств для раскрытия художественного образа. Не случайно, что наибольшим успехом у зрителей пользуются те номера, аттракционы и пантомимы, в постановке которых наряду с режиссерами, художниками и писателями, принимали участие и композиторы. Достижения советского цирка неразрывно связаны с именами И.Дунаевского, Б.Мокроусова, С.Туликова, Ю.Милютина, Б.Мошкова. За последнее время много сотрудничают с мастермами арены композиторы А.Бабаджанян, В.Белинский, Ю.Саульский, А.Долуханян, О.Фельцман, А.Лепин, В.Владимирцев, Т.Ходорковский и В.Гарбулькис.

Но было бы неверно утверждать, что с музыкой в цирке все обстоит идеально. На манеже еще немало номеров, в которых музыка является чем-то подсобным, случайным.

Необходимо сказать о том, что в ряде научных работ, посвященных проблемам искусства цирка, проведены исследования по таким важным вопросам, как "Народные традиции клоунады" С.М.Макарова, "Некоторые проблемы развития искусства клоунады" Н.М.Румянцевой, "Драматургия коверной клоунады" А.З.Житницкого. Проблемам художесвенного образа в цирке посвящены диссертационные работы М.И.Немчинского "Постановочный цирк: образное осмысление циркового номера", В.Н.Сергунина "Актуальные проблемы создания образа на манеже советского цирка" и Е.П.Чернова "Проблемы создания художественного образа на примере советской клоунады". Проблеме режиссуры в цирке посвятил свою диссертацию "Режиссер в советском цирке" Е.М.Зискинд.

В этих, и в ряде других научных работах, посвященных проблемам литературоведения, киноведения, музыковедения, так или иначе в различных аспектах затрагивается проблема музыки в цирке. Такими книгами являются "Театр скоморохов на Руси" А.А.Белкина, "Смеховая зрелищная культура средневековья" А.Г.Баканурского, "История западноевропейского театра" под общей редакцией профессора С.С.Мокульского, "О пантомиме" А.Румнева и др. Авторы касаются вопросов генезиса, специфики и выразительных средств, влияния музыки на образную структуру циркового творчества.

Однако работ, специально посвященных проблеме музыки в цирке, до сих пор нет. Это определяет научную новизну данного исследования и ставит перед автором следующие задачи: целенаправленный анализ практического и теоретического материала по проблемам музыки в цирке; выявление и определение специфики цирковой музыки; рассмотрение основных аспектов по проблеме диссертации.

Анализ и оценка используемой литературы имеет целью выведение собственной концепции, а стало быть, конкретизацию основных направлений исследования.

Проблемы специфики художественного образа в искусстве цирка и роли музыки в нем так или иначе рассматривались в статьях и книгах Е.М.Кузнецова, И.А.Уразова, Ю.А.Дмитриева, И.М.Черненко, М.С.Местечкина, С.М.Макарова, Е.П.Чернова, А.З.Житницкого, В.Н.Сергунина и др.

Ю.А.Дмитриев "Цирк в России" стр.6-7

"Артист, выступающий на арене, создает художественный образ, обычно обобщенный и по преимуществу героический. Созданию такого образа помогают костюм, грим, музыка, аксессуары."

"Если первоосновой литературы является слово, музыки - звук, театра - действие, танца - движение (па), то первоосновой цирка является трюк, то есть физическое действие." "Сам по себе трюк, взятый отдельно, вне контекста номера и всего представления, находится вне искусства, он асоциален, как асоциальны отдельное слово или жест. Художественную и социальную сущность трюки приобретают, когда они определенным образом организованы и эмоционально окрашены, когда они подчинены определенной идее и служат средством раскрытия характеров и взаимоотношений людей. При помощи трюков или, точнее, через трюки цирковые артисты создают художественные образы."

Историческая взаимосвязь музыки и цирка так или иначе рассматривалась в статьях и книгах.

Так, например, доктор искусствоведения Ю.А.Дмитриев на страницах книги "Цирк в России. От истоков до 1917 года", дает глубокий анализ творчества скоморохов на Руси. Описывая известные фрески Софийского собора, заложенным в 1037 году в Киеве, Ю.А.Дмитриев обращается наше внимание на национальность изображенных гистрионов. "Выступали ли в Киевском амфитеатре русские артисты? На этот вопрос при современном состоянии науки ответить трудно, но можно предположить, что выступали. Вот косвенное тому свидетельство. Византийский хронист Феофан (составитель исторических хроник. ) Таким образом, уже в 6 веке на Руси известны были музыкальные инструменты и исполнители, как известны с незапамятных времен драматизированные игры и обряды. Существовали различные песни и танцы."

Правильное решение проблемы специфики циркового искусства имеет для данного научного исследования громадное значение. Анализ и выявление структуры цирковой образности позволяет рассмотрение проблемы музыки в цирке от рождения цивилизации. На это обратил внимание Н.Ельшевский в статье "Художественный образ в цирке" (1964,№1,с.10-11) "Основные черты специфики образной структуры цирка идут от самой глубокой древности. Значительную роль специфически цирковая структура образности сыграла в процессе развития всех театрально-исполнительских искусств. Во-первых, обращает на себя внимание то, что из первоначальных игрищ в качестве самостоятельных зрелищ выделялись прежде других элементы, положившие начало жанрам циркового искусства." Дальше Н.Ельшевский дает краткую историческую характеристику деятельности русских скоморохов и западноевропейских гистрионов, актеров западноевропейского фарса, итальянской народной комедии, русского демократического театра 17-18вв., французского ярмарочного театра. И везде в большей или меньшей мере ученый со всей очевидностью доказывает, что "структура театральной культуры в очень многих своих элементах близка структуре образности цирковой." Такого мнения и другие исследователи. Весьма интересно, что в итальянской народной комедии - и в этом первом, бесспорно театральном явлении, оказавшем громадное влияние на дальнейшее развитие всей европейской театральной культуры, Г.Н.Бояджиев находит много элементов, близких структуре цирковой образности. "В том-то и дело, - замечал по этому поводу Г.Н.Бояджиев, - что комедия дель арте не знала этого деления и клоунада такое же родное детище народного театра, как и драматическая игра".

Изучение книг по истории искусств дает право рассматривать взаимосвязь музыки и цирка с древнейших времен, с самого зарождения цивилизации, когда все виды народного творчества носили культовый характер и представляли собой единое целое.

Особую ценность для данного исследования представляют те примеры, когда в проявлениях ранней культуры, видна специфика именно цирковой музыки. Информацией по этому вопросу могут служить наглядные изображения древних цивилизаций: фрески, амфоры и их описание.

Тщательное изучение исторической литературы по истории искусств, позволяет автору данного исследования анализировать теснейшую взаимосвязь музыки и цирковго действия. Эта связь обнаруживается даже в этимологии таких слов, как "скоморох". Так, например, (Ю.Дмитриев "Цирк в России, стр.11") Скоморох - "бродячий музыкант".)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Мальчевская СОШ 1 класс Учитель: Пилипенко Ирина Ивановна 2015 год

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ Мальчевская СОШ 1 класс Учитель: Пилипенко Ирина Ивановна 2015 год

МБОУ Мальчевская СОШ 1 класс Учитель: Пилипенко Ирина Ивановна 2015 год



- А как звучит эта музыка? - Что она рисует? - Какое настроение возникает у с.

- А как звучит эта музыка? - Что она рисует? - Какое настроение возникает у слушателей-зрителей, наблюдающих этот цирковой номер?

Музыка создает эмоциональный настрой еще до появления артиста на манеже, утве.

Музыка создает эмоциональный настрой еще до появления артиста на манеже, утверждает нужную атмосферу.

Животные на арене цирка

Животные на арене цирка



Кто сказал, что неуклюжи добрые слоны? Ведь они людей не хуже Танцевать должн.

Каждый слон имеет чуткий музыкальный слух, Он поймет все ваши шутки, к юмору.

Музыка взлетела, топ-топ-топ-топ влево. Музыка взлетела, топ-топ-топ-топ впра.

В каком характере звучит музыка? - Что она напоминает – песню, танец или марш.

В каком характере звучит музыка? - Что она напоминает – песню, танец или марш? - Чьё выступление на цирковой арене может сопровождать эта музыка?

Всё о цирке не расскажешь – Много дивного у них! И в картинках не покажешь, Н.

Всё о цирке не расскажешь – Много дивного у них! И в картинках не покажешь, Не поместится и в стих! Представленье завершилось. Опустел огромный зал. Ненадолго дверь закрылась, Свет погас, закончен бал!

Любите цирк!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 457 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.01.2017 2774
  • PPTX 3.7 мбайт
  • 63 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пилипенко Ирина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Можно ли представить спектакль в цирке без музыки? -В какие моменты в цирке звучит музыка? -Какая музыка украшает цирковое представление? Музыку композитора Исаака Осиповича Дунаевского знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Под звуки этого марша на сцену выходят все цирковые артисты, участвующие в представлении.

- А как звучит эта музыка? - Что она рисует? - Какое настроение возникает у слушателей-зрителей, наблюдающих этот цирковой номер?

Очень хочется лошадке Торт слоеный на обед, А на ужин сладкий-сладкий Из пирожных винегрет. Очень хочется лошадке Вместо сена и травы Съесть на завтрак шоколадку Или чуточку халвы. В крайнем случае печенья Хоть кусочек откусить, Но не знает, к сожаленью, Как об этом попросить!

В каком характере звучит музыка? - Что она напоминает – песню, танец или марш? - Чьё выступление на цирковой арене может сопровождать эта музыка?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



музыка и цирк

конспект урока во 2 классе по программе сергеева, критская.

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook".


Урок "МУЗЫКА В ЦИРКЕ" 1 класс

Технологическая карта к уроку музыки по теме "Музыка в цирке" 1 класс.


"Музыка в цирке"


"Музыка в цирке"

Учить проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать в характере жанра, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Читайте также: