Музыка народов поволжья сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Для музыкальной культуры всех народов Среднего Поволжья характерно наличие приуроченных и неприуроченных песенных жанров.

Центральное место отводится свадебным песням и плачам, сопровождающим единый в своей основе свадебный обряд. В местах, где население занималось земледелием, большая роль принадлежит весенним хороводным песням. В населённых пунктах, входящих в охранные засечные черты, среди ведущих жанров выделялись протяжные песни, приуроченные к весеннему времени года (Троица, проводы весны): они выполняют функции весенних хороводных песен.

Многие жанры русских песен Поволжья меют свои аналоги среди песенных жанров других народов Поволжья, а в некоторых сёлах, бытует и русская терминология: здесь песни "играют", а невеста "голосит" на свадьбе. В свою очередь, жанровые системы финно-угорских и тюрко-татарских народов Поволжья и Приуралья имеют свои специфические черты.

В мордовских сёлах наряду с другими песнями и плачами звучали роштувань морот (песни рождественского дома), тундань морот (весенние песни), пазморот (песни, исполнявшиеся на молениях, приуроченные к календарным и семейным праздникам), свахань морцимат (песни свахи). Особенно большое распространение получили эпические песни, причитания. Необходимо особо отметить бытование в мордовских сёлах русских хороводных песен. Они исполнялись на русском языке,но с мелодическими, ладовыми, фактурными особенностями мордовской музыки. Иногда при этом характер исполнения менялся, они распевались в стиле протяжной песни и исполнялись во время весенних хороводов - шествий.

Удмуртские народные песни подразделяются на календарные, семейно-бытовые, обрядовые. Исследователи марийского песенного фольклора отмечают отсутствие эпоса. Основными жанрами марийских песен являются календарные, семейно-обрядовые, частушки, шуточные, плясовые песни. Особую группу среди семейно-обрядовых песен составляют "песни марийского этикета": застольные и праздничные, в которых высказываются благопожелания и благодарность хозяину за гостеприимство и, с его стороны, благодарностьза принятое гостями приглашение.

В чувашской народной музыке можно отметить трудовые песни, "песни помочи", песни "сохи и плуга", масленичные песни, свадебные (подруг невесты, парней со стороны жениха, свадебных гостей), хороводные и игровые, посиделочные, гостевые и пирушечные песни.

Для татарских сёл были характерны скорее напевы, такмаки, уличные и деревенские напевы, лирические протяжные, колыбельные, свадебные, гостевые, хороводные, игровые песни.

Жанры башкирских песен близки татарам. У башкир бытовали банты, повествующие, как правило, о конктретных исторических и бытовых явлениях,т и мнажаты, выражающие внутреннее состояние человека. Характерной чертой жанровой системы башкир является отсутствие собственно свадебных песен.

Заселение Среднего Поволжья славянами, а затем русскими, после разделения древнерусской народности на русских, украинцев и белорусов, было обусловлено стремлением славянских и ряда финно-угорских племён к культурным и торговым связям с другими народами. Появление славян на Волге относится к первым векам нашей эры. В 1236 году в результате вторжения Батыя на Волгу образовалась Золотая Орда, с центром в городе Сарае. Завоеватели требовали от покорённых народов в качестве дани десятую часть имущества. По мере укрепления Московского государства русские князья стали проявлять большую самостоятельность; умножались их военные походы на золотоордынских ханов. После распада Золотой Орды на этой территории жили чуваши, марийцы, булгары. Однако русские всё интенсивнее осваивали этот край.

ХVIII век – новый этап в переселенческом движении. После указа Екатерины II о поселении старообрядцев в междуречье Волги и Большого Иргиза возникали украинские поселения в Саратовском и Самарском крае, население которых занимались добычей и транспортировкой соли на озере Эльтон. Одновременно с этим русские из Перми и Вятки продвигались в восточные районы Поволжья. Переселенческое движение на Волгу продолжалось и в ХIХ–ХХ вв., когда в юго-восточные районы прибывали крестьяне из Киевского, Харьковского, Могилёвского уездов и увлекали за собой жителей юга России.

Бассейн реки Волги и её притоков охватывает семнадцать областей и шесть автономных республик Российской Федерации. Народно-песенная культура этого обширного региона базируется на северорусских, западнорусских, южнорусских, средне волжских и казачьих традициях. Подобно языковым диалектам, песенные традиции не имеют резких границ. Для народно-песенного искусства Калининградской области, например, характерны черты как западнорусской, так и северорусской музыкальной культуры, а Костромской, Ивановской, Ярославской, Кировской областям присущи черты северорусского и средневолжского песенного творчества. Народно-песенные традиции, сложившиеся в центральной части Волжского бассейна, относятся к позднему периоду.

Территория историко-этнографического региона, где сложился комплекс народно-песенных традиций, называемых средне волжскими, охватывает три географические зоны: лесную – на севере, лесостепную – в центральной части и степную – на юге. На территории Среднего Поволжья и Приуралья проживают народы трёх различных групп: восточнославянская (русские, небольшое число украинцев и белорусов), финно-угорская (мордва, марийцы, удмурты), тюрко-татарская (татары, чуваши).




В основе песенного искусства Среднего Поволжья лежат традиции крестьянского народного творчества. Наиболее полно они выступают в районах с земледельческим населением, в то время как в бывших острогах и крепостях, расположенных в зоне охранных засечных линий, стилевые черты крестьянского песенного творчества сочетаются с чертами музыкального быта сторожевого населения.

Таким образом, в Среднем Поволжье сложилась многоликая, разноязыкая, но во многом единая народная культура, впитавшая в себя вековые традиции народов различных языковых групп. К видам трудовой деятельности крестьян Среднего Поволжья относятся земледелие, животноводство, бурлачество, прядение, ткачество, отхожие промыслы. В русских сёлах Поволжья занимались плотничеством, кузнечным делом, в сёлах с южнорусскими переселенцами и украинцами было развито садоводство, огородничество.

Особенности народной музыкальной культуры Поволжья

Для музыкальной культуры Среднего Поволжья характерно наличие приуроченных и неприуроченных песенных жанров.

Волжский песенный стиль характеризуется взаимопроникновением славянских и неславянских традиций. В русских сёлах к жанрам совместного пения относятся зимние поздравительные величания, весенние заклички, хороводные и свадебные песни, трудовые артельные песни. К неприуроченным песенным жанрам относятся былины, протяжные (лирические, исторические, баллады), плясовые песни, частушки, городские песни и романсы.

представляли собой колядки либо прославление

Ах, ты, Волга-матушка,

Ах, и во крутые бережка, Волга, не вбиралася, Ах, и поняла же ты, Волга, все горы, Волга, долы, Ах, и луга зелены, заповеданы.

Эти песни были богаты большими внутрислоговыми распевами, которые требовали от исполнителей большого запаса дыхания и владения местной певческой традицией.

Жнивные обряды (зажинки, дожинки).

За речушкой всё за быстою слободка стоит,

Слободушка всё не малая – четыреста дворов,

Во каждом всё во дворике солдаты стоят,

Солдатики всё гусарики шанберики они бьют…

Влияние музыкальной культуры других народов (где эпос является одним из основных жанров) на русскоязычное население обусловило распространение эпических песенных жанров, таких как баллады, былины. Центральное место в жанровой системе песенного фольклора Поволжья отводится свадебным песням и причитаниям, сопровождающим свадебный обряд.

ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Саратовская, Ульяновская, Пензенская, Волгоградская, Нижегородская, Самарская области.

Русские поселения Татарии, Чувашии, Башкирии,

Мордвы, Мари

Заселение Среднего Поволжья славянами, а затем русскими, после разделения древнерусской народности на русских, украинцев и белорусов, было обусловлено стремлением славянских и ряда финно-угорских племён к культурным и торговым связям с другими народами. Появление славян на Волге относится к первым векам нашей эры. В 1236 году в результате вторжения Батыя на Волгу образовалась Золотая Орда, с центром в городе Сарае. Завоеватели требовали от покорённых народов в качестве дани десятую часть имущества. По мере укрепления Московского государства русские князья стали проявлять большую самостоятельность; умножались их военные походы на золотоордынских ханов. После распада Золотой Орды на этой территории жили чуваши, марийцы, булгары. Однако русские всё интенсивнее осваивали этот край.

ХVIII век – новый этап в переселенческом движении. После указа Екатерины II о поселении старообрядцев в междуречье Волги и Большого Иргиза возникали украинские поселения в Саратовском и Самарском крае, население которых занимались добычей и транспортировкой соли на озере Эльтон. Одновременно с этим русские из Перми и Вятки продвигались в восточные районы Поволжья. Переселенческое движение на Волгу продолжалось и в ХIХ–ХХ вв., когда в юго-восточные районы прибывали крестьяне из Киевского, Харьковского, Могилёвского уездов и увлекали за собой жителей юга России.

Бассейн реки Волги и её притоков охватывает семнадцать областей и шесть автономных республик Российской Федерации. Народно-песенная культура этого обширного региона базируется на северорусских, западнорусских, южнорусских, средне волжских и казачьих традициях. Подобно языковым диалектам, песенные традиции не имеют резких границ. Для народно-песенного искусства Калининградской области, например, характерны черты как западнорусской, так и северорусской музыкальной культуры, а Костромской, Ивановской, Ярославской, Кировской областям присущи черты северорусского и средневолжского песенного творчества. Народно-песенные традиции, сложившиеся в центральной части Волжского бассейна, относятся к позднему периоду.

Территория историко-этнографического региона, где сложился комплекс народно-песенных традиций, называемых средне волжскими, охватывает три географические зоны: лесную – на севере, лесостепную – в центральной части и степную – на юге. На территории Среднего Поволжья и Приуралья проживают народы трёх различных групп: восточнославянская (русские, небольшое число украинцев и белорусов), финно-угорская (мордва, марийцы, удмурты), тюрко-татарская (татары, чуваши).

В основе песенного искусства Среднего Поволжья лежат традиции крестьянского народного творчества. Наиболее полно они выступают в районах с земледельческим населением, в то время как в бывших острогах и крепостях, расположенных в зоне охранных засечных линий, стилевые черты крестьянского песенного творчества сочетаются с чертами музыкального быта сторожевого населения.

Таким образом, в Среднем Поволжье сложилась многоликая, разноязыкая, но во многом единая народная культура, впитавшая в себя вековые традиции народов различных языковых групп. К видам трудовой деятельности крестьян Среднего Поволжья относятся земледелие, животноводство, бурлачество, прядение, ткачество, отхожие промыслы. В русских сёлах Поволжья занимались плотничеством, кузнечным делом, в сёлах с южнорусскими переселенцами и украинцами было развито садоводство, огородничество.

Особенности народной музыкальной культуры Поволжья

Для музыкальной культуры Среднего Поволжья характерно наличие приуроченных и неприуроченных песенных жанров.

Волжский песенный стиль характеризуется взаимопроникновением славянских и неславянских традиций. В русских сёлах к жанрам совместного пения относятся зимние поздравительные величания, весенние заклички, хороводные и свадебные песни, трудовые артельные песни. К неприуроченным песенным жанрам относятся былины, протяжные (лирические, исторические, баллады), плясовые песни, частушки, городские песни и романсы.

представляли собой колядки либо прославление

Ах, ты, Волга-матушка,

Ах, и во крутые бережка, Волга, не вбиралася, Ах, и поняла же ты, Волга, все горы, Волга, долы, Ах, и луга зелены, заповеданы.

Эти песни были богаты большими внутрислоговыми распевами, которые требовали от исполнителей большого запаса дыхания и владения местной певческой традицией.

Жнивные обряды (зажинки, дожинки).

За речушкой всё за быстою слободка стоит,

Слободушка всё не малая – четыреста дворов,

Во каждом всё во дворике солдаты стоят,

Солдатики всё гусарики шанберики они бьют…

Влияние музыкальной культуры других народов (где эпос является одним из основных жанров) на русскоязычное население обусловило распространение эпических песенных жанров, таких как баллады, былины. Центральное место в жанровой системе песенного фольклора Поволжья отводится свадебным песням и причитаниям, сопровождающим свадебный обряд.

Меня зовут Георгий, и я изучаю, а также пытаюсь играть чувашскую традиционную музыку. В процессе изучения у меня скопилось довольно много материала не только о чувашской музыке, но и о музыкальной культуре других народов, населяющих Поволжье.
Дабы все это добро не пропадало зря, я буду потихоньку им делиться здесь.

Все интересующиеся - добро пожаловать!
Ырӑ сунса кӗтетпӗр!

Aleksandr Aidarov

Георгий Самоваров

Николай Семенов

Традиционная музыка Поволжья

Традиционная музыка Поволжья запись закреплена
Гусли. Мастерская гусельного искусства.

Гусляры Шумерлинского района выступившие в фестивале.
Чувашская ССР.
Егоров И. - п. Курбатовки (65 лет)
Андреев - и/х Яхайкино (64 года)
Егоров И. - п. Шумерля (72 года)
Кузнецов с. Юманай с сыном гусляром
Фонд РЭМ.

Традиционная музыка Поволжья

Традиционная музыка Поволжья запись закреплена

ЧУВАШСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Кодеркасы: Чувашская музыка (2021)

Записано 16 августа 2020 года в селе Кодеркасы, Чебоксарский район, Республика Чувашия, Россия

Традиционная музыка Поволжья

Традиционная музыка Поволжья запись закреплена
Георгий Самоваров

Мăшăрлă ташă кĕвĕ (мелодия парного танца). Это один из многих наигрышей для чувашских парных танцев. Записан В.А. Милютиным в деревне Эльбарусово (чув. Хуракасси́) Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в 1971 году.

Традиционная музыка Поволжья

Традиционная музыка Поволжья запись закреплена
Татарский народный костюм

Фольклорные записи троицких и свадебных напевов кряшен села Ошторма-Юмья на татарском и удмуртском языках

Традиционная музыка Поволжья

Традиционная музыка Поволжья запись закреплена

МУЗЫКА КОСТРОМЩИНЫ
Нерехтский рожечный хор - От рассвета до заката (2014)

Традиционная музыка Поволжья

Традиционная музыка Поволжья запись закреплена

11 июня в Самарском областном историко-краеведческом музее откроется выставка, посвященная народным музыкальным инструментам. Глядите, какую красоту там можно будет увидеть!

Музей имени Алабина

💥

Неофициальный анонс хотите?
В июне у нас откроется выставка старинных музыкальных инструментов!

📸

Подробности будут позже, а пока представим два экспоната, которые вы увидите на экспозиции. На фото чувашские гусли.
Показать полностью.

1) Из села Старая Таволжанка (Борский район, Самарская обл.). Украшены изображением танка. На выставку их передала Ольга Васильевна Мамонтова: когда-то на них играл её прадедушка.

2) Из школы села Черный Ключ Клявлинского р-на Самарской обл.

Традиционная музыка Поволжья

Традиционная музыка Поволжья запись закреплена
Дмитрий Парамонов

Верба кучерява. На Нижегородчине поют про вербу и этот же текст в Сибири про березу. Исполняют Клавдия Дмитриевна и Раиса Васильевна из села Нарышкино. 3000 км, 200 лет - схожий текст.

Традиционная музыка Поволжья

Традиционная музыка Поволжья запись закреплена
Мария Фролова

ГУСЛИ ИЗ Д. ДУДЕНЕВО БОГОРОДСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

🎶

И вот, 16 мая, заранее договорившись с музеем, мне удалось, наконец, увидеть их, осмотреть и отфотографировать со всех сторон, но, что самое главное узнать из КП небольшую, но важную информацию о них: эти замечательные гусельки оказались местными, из д.Дуденево Богородского района. Гусли очень объемные, ширина корпуса примерно 20 см, но лёгкие, имелось 30 струн, деревянные колки, сами струны металлические. Наверху имеется отверстие, видимо для веревочки, чтобы носить их во время игры или вешать на стену. В корпусе имеются трещины.

Благодарю сотрудников музея, экскурсовода Марину Рузимову за возможность прикоснуться к уникальному экспонату и узнать о нем ещё больше. Будем искать дальше и надеюсь теперь совершить экспедиционный выезд в деревню Дуденево

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с песнями разных народов живущих в Поволжском регионе, с мордовскими,татарскими,чувашскими,марийскими. Знакомятся с их национальной культурой,бытом,фольклором,обычаями,читают стихи на разных языках, исполняются песни

целью урока ставилась углубление знаний учащихся о разных культурах традициях поэтической и музыкальной культурах разных народов

Конспект урока по музыке


Разработала:

учитель музыки МБОУ СШ № 75

г. Ульяновска

Куландина Наталия Александровна

Цель: формирование нравственных и патриотических качеств личности школьников

.Формирование у детей доброжелательное отношение к представителям других национальностей.

Формирование эмоционально положительных отношенией к истокам другой культуры

Формирование уважительного отношения к традициям и культуре других народов.

Задачи: знакомство учащихся с песнями народов Поволжья развитие сплочённости коллектива через совместное исполнение народных песен.

Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва) :

Формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры.

Обогащать представления о материальной культуре: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты

Методы: Слушание, исполнение песен и стихов Народов Поволжья беседы, диалог, рассматривание иллюстраций.

Планируемые результаты образования:

Предметные УУД: научится описывать характер музыкального произведения, пользуясь терминами средст музыкальной выразительности.

Метапредметные:(критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий –УУД)

Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской личности;

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

осознание ответственности за общее дело;

Познавательные: обработка информации;

извлечение необходимой информации из различных источников;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Оборудование: фортепиано, слайды ,демонстрационный материал, компьютер, иллюстрации, национальные костюмы, поделки.



Содержание урока

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Учитель: Здравствуйте, ребята,! Сегодня мы начали урок с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Ответы учащихся.(о дружбе разных народов)и т.д.

Ответы учащихся.

Учитель: Ребята скажите какие народы живут в нашем любимом городе, и в Поволжском регионе?

Ответы учащихся.(Мордва,чуваши,татары,марийцы,русские)

Учитель: На уроках родной речи вы наверное уже знакомились со сказками,сказаниями разных народов нашей страны, а сегодня настала очередь песни. Мы с вами будем знакомится с песнями народов Поволжья.

Перед Волгой путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей, родной.

Учитель показывает слайды.

Ребята посмотрите ,кого вы видите на слайде?


Ответы учащихся : люди в разных ,красивых национальных костюмах и т.д.

Учитель: Правильно. Перед вами разные народы ,населяющие наш край. Попробуйте их назвать.

Ответы учащихся. (Учащиеся перечисляют разные народные национальности.)

Учитель: Молодцы! Это русские и татары и мордва, чуваши и марийцы и люди других национальностей.У нас в школе и у вас в классе тоже, наверное, учатся дети разных национальностей. А чем, по вашим наблюдениям, они от­личаются?

Ответы учащихся.(языком ,культурой ,обычаями ит.д.)

Учитель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей от­личаются друг от друга национальным или родным язы­ком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, , музыкальными инструментами, или, точнее гово­ря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, харак­тером.

Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, татарские костюмы и поделки. А как вы думаете татарские песни чем то отличаются от песен других народов ?

Ответы учащихся.


Учитель:В каком исполнении прозвучала эта песня?

Ответы учащихся : песня прозвучала в исполнении солиста и вокальной группы. Учитель: Какой характер песни?

Ответы учащихся : веселый, танцевальный и т.д

Учитель: Есть ли сходство с русской песней?

Ответы учащихся : Она отличается необычными интонациями.

Учитель: О чем рассказывает песня? У нас в классе есть ребята татарской национальности, может они нам помогут сказать ,какие знакомые слова прозвучали в этой песне.

Ответы учащихся:

Учитель: Давайте прочитаем перевод этой песни.

Направляюсь в Родные края,родные края,родные края

В самые красивые и любимые края

До созревания лесной клубники

Спешу в березовый лес.

Ответы учащихся:( о своем родном крае)

Учитель: Ребята а может кто то из вас хочет рассказать стихи татарских поэтов или акапельно исполнить небольшую песню на татарском языке?

Ответы учащихся:( по желанию исполняются стихи песни )

Учитель: А теперь мы попробуем погостить у чувашского народа и познакомимся с его песнями и культурой.


Идет показ слайдов с изображением национальных костюмов ,разными поделками чувашского народа и т.д.

Учитель: С песней какого народа вы услышали здесь сходство?

Ответы учащихся:(есть сходство с татарской песней , в интонациях)

Учитель: Характер песни ?

Ответы учащихся: танцевальный.

Учитель: какая мелодия?

Ответы учащихся: плавная ,неторопливая.

Учитель: А сейчас мы немного с вами попробем поводить хоровод.

Ответы учащихся:( по желанию учащихся могут прозвучать стихи на чувашском языке.

Учитель: Но с нами рядом живут и другие народы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение ,а вы внимательно послушайте и скажите о каком народе в нем говорится и куда мы сейчас отправимся.?

Я видел разные края,

Но сердцу здесь тепло:

Когда смотрю я на поля,

Что снегом замело,

Когда весеннею порой

С холмов бегут ручьи,

Когда над Мокшей и Сурой

Живи, Мордовия моя!

Храни небесный свет:

Твои прекрасные поля

Осыпал лунный снег.

Живи, Мордовия моя!

Ответы учащихся.( о мордовском)


Показываются слайды с изображением народов в мордовских национальных костюмах.

Определяют характер песни ,лад,темп, определяют близость к той или другой музыки.

Учитель: и так наш урок подходит к концу,сегодня мы побывали в гостях у татарского, чувашского,мордовского народов .

А теперь давайте ответим на такие вопросы

Каков мир песни других народов?

О чем эти песни?

Есть ли общее между ними и русской песней?

Ответы учащихся. Да ,все они проникнуты любовью к своей родине .

Читайте также: