Музыка дюка эллингтона значение его творчества в развитии музыки джаза сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Шумный успех многих джазменов часто имел в основе лишь внешние эффекты. Но Дюка Эллингтона всегда отличало серьезное отношение к делу. Так следует относиться и к нему самому — серьезно и с уважением.

К тому же он еще с детства был глубоко набожным, а это означало, что он вряд ли собьется на кривую дорожку греха. С возрастом религиозность Эллингтона лишь возрастала. Ко всем жизненным ситуациям он привык относиться с иронией — это означало, что временные неудачи вряд ли его сломят.

Вообще, если внимательно вглядеться в этот психологический портрет, получится, что успех Эллингтона был как бы запрограммирован с детства. Оставалось только ждать, в какой именно области деятельности талант проявится.

Свое прозвище Дюк (Герцог) он получил в юности за пристрастие к щегольской одежде. С 14 лет Дюк, еще учась в школе, начал подрабатывать пианистом в ночных клубах Вашингтона. В этом же возрасте он начал сочинять музыку. Будучи разносторонне развитой личностью, Эллингтон любил не только музицировать, но и рисовать. Причем рисовал он настолько хорошо, что у него появлялись мысли стать архитектором — а когда Дюк Эллингтон закончил школу, ему предложили стипендию для занятий живописью.

В 1924—25 годах репертуар коммерческого оркестра Дюка Эллингтона состоял, в основном, из популярных тогда рэгтаймов. Собственно, это был еще не джаз, это было преддверие джаза, а сам джаз в те годы еще оставался малоизвестной новоорлеанской музыкой. Но с течением времени в оркестре Дюка Эллингтона стали появляться музыканты из Нового Орлеана, и эти люди, принеся с собой свежие идеи, определили ориентацию оркестра.

Как джазовый композитор Дюк Эллингтон впервые проявил себя в 1926 году. Довольно быстро его произведениями заинтересовался музыкальный издатель Ирвинг Миллс. По предложению этого бизнесмена было образовано акционерное общество, совладельцами которого стали Эллингтон и Миллс. Благодаря этой сделке Миллс разбогател. Но Миллс был не только талантливым бизнесменом — за время сотрудничества с Эллингтоном он написал тексты для многих мелодий композитора.

В 1935 году, когда неожиданно возникла мода на свинговые оркестры, основным свинговым коллективом стал оркестр Бенни Гудмена. Эллингтон не ударил лицом в грязь, и его оркестр уверенно заиграл свинговые композиции. Оркестр Дюка Эллингтона даже вошел в десятку лучших биг-бэндов свинга.

В принципе, обновления состава музыкантов Эллингтон не боялся, вообще спокойно относясь к определенной текучести кадров. Он всегда стремился сохранить лишь костяк, основу коллектива, чтобы гарантировать сохранность традиций. И все-таки к концу 30-х годов в коллективе наметился творческий спад. Из оркестра ушли некоторые ведущие музыканты, кое-кто умер. На их место приходили новые люди. Количественно оркестр даже порой разрастался. Так, в группу медных в 40-е годы входило шесть труб и четыре тромбона. В какой-то мере это было оправдано тем, что Эллингтон увлекался сложными произведениями, для воплощения которых он и экспериментировал с составом.

В 40-е и начале 50-х годов Эллингтон увлекся крупными концертными произведениями, причем настолько, что написал несколько оркестровых сюит и три концерта духовной музыки. Эти произведения, сами по себе весьма интересные, все же означали в чем-то отход от джаза, и, соответственно, несколько поутихло внимание публики к творчеству Дюка Эллингтона. Как следствие, поползли вниз гонорары, и это прибавило Эллингтону хлопот. Содержать оркестр при малых заработках было невозможно, Дюк вынужден был думать, как снова привлечь к оркестру внимание джазовой публики.

Дюк Эллингтон всегда был превосходным мелодистом. Кроме сочинительства, он увлекался трансформацией известных мелодий, всегда оставаясь в рамках эксперимента. Он постоянно стремился выйти за рамки известных джазовых стереотипов, и это ему удавалось. Разрушая шаблоны, он всякий раз находил что-то новое. Оно приводило к развитию джаза, двигало вперед популярную музыку XX века.

Все музыканты // Эллингтон, Дюк - Творчество

Творец джаза


Эллингтон был великим композитором — экспериментатором и новатором в музыке XX века. Он сам однажды сказал в интервью:

Его творческий путь был полон открытий. Он создает то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к академическим европейским музыкальным формам — сюитам, рапсодиям, балету и опере.

Его оригинальные оркестровые произведения оказали большое эстетическое воздействие на развитие культуры 20-го века.

Каждый значительный джазовый оркестр прямо или косвенно испытал на себе его влияние.

Эллингтон изменил роль контрабаса, тенора и баритон-саксофона в биг-бэнде.

Он впервые начал использовать человеческий голос как инструмент.

Его дискография, по данным американского критика Скотта Янова, на сегодняшний день превышает шесть сотен дисков.

По времени звучания в эфире, на телевидении и на дисках в масштабе всей планеты Дюк Эллингтон занимает одно из первых мест.

Его оркестр был настоящей школой джаза.

Сегодня это предсказание сбылось.

Музыка для кино и мюзиклов



Американский джазовый пианист и композитор Дюк Эллингтон – знаковая фигура музыкального Олимпа XX века. Его творчество оказало огромное влияние на мировую джазовую культуру.

Дюк Эллингтон (Duke Ellington) - Биография, факты, редкие фото

Молодой Дюк Эллингтон

Детские годы

Эдвард Кеннеди Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в цветном квартале. Его семья отличалась от соседей своим довольно высоким достатком. Отец работал в приличных домах и неплохо зарабатывал, потому детство мальчика было сытым и спокойным.

Близкие отношения связывали его не с отцом, а матерью. Это была тонкая натура, очень набожная и горячо любящая музыку. Мать с ранних лет сформировала мировоззрение мальчика. Именно она первая начала учить его игре на пианино, а с 7 лет он начал брать уроки у преподавателя.

В 11 лет маленький Эдвард стал сочинять первые композиции. Мальчик не просто учился музыке, он жил ей с раннего детства. Часто бывало на уроках, забыв о заданиях, он выбивал на парте ритмы, подбирая музыку.

По другой версии, это прозвище он получил уже в юношеские годы от друзей, которые подшучивали над его щегольской одеждой. Узнайте о других прозвищах джазовых музыкантов.

Дюк Эллингтон (Duke Ellington) - Биография, факты, редкие фото

Эллингтон был джазовым новатором своего времени

В 1914 году мальчик поступает в Высшую школу Армстронга. По вечерам после занятий он часами сидит и играет на пианино. Но интересно, что при всем таланте и увлеченностью музыкой Дюк никогда не был ограничен только ею.

Парень весьма успешно занимался живописью, и долгое время мечтал стать профессиональным художником. В 1917 году Эллингтон поступает на учебу в художественную школу и выигрывает престижный конкурс плакатов. Эта победа что-то перевернула в душе будущего маэстро. Он оставляет рисование и начинает заниматься только музыкой.

Юношеские годы

Прелесть джазовой музыки в том, что она не создавалась за закрытыми дверьми консерваторий под строгим надзором профессиональных преподавателей. Казалось, джаз просто лился по улицам и каждый желающий мог черпать из этого моря.

Дюк Эллингтон (Duke Ellington) - Биография, факты, редкие фото

Выбирая между живописью и музыкой, Эллингтон остался предан игре на фортепиано

Дюк Эллингтон часто посещал музыкальные квартирники, слушал пластинки и пытался перенять музыкальные приемы. Постоянное вращение в кругу музыкантов дало Дюку то, что не смог бы дать самый лучший преподаватель – он научился чувствовать регтайм.

Первые, практически случайные, выступления полюбились публике, и имя Дюка Эллингтона начало приобретать популярность в узких кругах. Дюк начинает сотрудничать в качестве пианиста с успешными оркестрами – Сэма Вудинга и Дока Перри.

Музыкальная карьера

В конце 1918 года Дюк Эллингтон с несколькими друзьями собирает ансамбль The Washingtonians. Пока они играют больше для себя, смело экспериментируя с музыкой, и уже начинают мечтать об успехе. Ансамбль едет в Нью-Йорк, но первая попытка покорить большой город заканчивается неудачей и коллектив возвращается назад.

Дюк Эллингтон (Duke Ellington) - Биография, факты, редкие фото

Оркестр Дюка Эллингтона

В 1923 году Эллингтон предпринимает вторую попытку покорить Нью-Йорк. Постепенно Эллингтон перетягивает на себя руководящую роль и преобразовывает коллектив на свой вкус. Добавляются новые инструменты и заменяются старые участники.

Все преобразования шли коллективу только на пользу и его известность все больше росла. Эллингтон экспериментирует с аранжировками и звучаниями, добиваясь потрясающего уровня музыки. К 1930 году оркестр Дюка Эллингтона становится образцом для музыкантов того времени. Коллектив много путешествует по Америке и Европе.

Спад в карьере

Но в жизни джазиста были не только головокружительные подъемы. Начало 1950-х – тяжелое время, когда интерес публики к джазовой музыке пропал. Долгое время Дюк поддерживает группу на плаву только благодаря собственным финансовым вливаниям от доходов работы композитором.

Из коллектива начинают уходить люди в поисках лучшей жизни. На несколько лет Дюк Эллингтон прекращает выступать, чтобы вернуться снова и покорить весь мир своими серьезными работами, которые стали намного сложнее и интереснее.

Летом 1956 года на джазовом фестивале он триумфально возвращается на большую сцену. Его фотография украшает обложку Time, с ним подписывают новый контракт, а альбом Ellington at Newport становится самым удачным в карьере музыканта.

Визит Дюка Эллингтона в СССР

В мировом туре 1971 года Эллингтон вместе со своей группой посещает несколько городов СССР. Эти выступления произвели большое впечатление, как на зрителей, так и на самого музыканта.

Сам Дюк вспоминал, что многие его концерты там длились по несколько часов. Раз за разом люди вызывали музыкантов на бис, а польщенные исполнители без устали повторяли свои прекрасные мелодии.

Дюк Эллингтон (Duke Ellington) - Биография, факты, редкие фото

Визит Эллингтона в Советский Союз

Личная жизнь

Обаятельный и обольстительный Дюк Эллингтон всегда привлекал к себе множество женщин. Он никогда не отказывался от связей на одну ночь. Дюк не стремился найти совершенную девушку, многие его подруги не были красавицами с общепринятой точки зрения.

Блистательный Эллингтон настолько очаровывал женщин, что многие из них бросали своих супругов в надежде стать постоянной подругой великого музыканта. Но лишь немногим красавицам удалось надолго увлечь сердце непостоянного ловеласа.

Эдна Томпсон – официальная супруга маэстро, на которой он женился в 1918 году. У пары был сын Мерсер. Хотя постоянные связи артиста на стороне быстро разрушили брак, Эдна оставалась официальной супругой Дюка до самой своей смерти.

Дюк Эллингтон (Duke Ellington) - Биография, факты, редкие фото

Дюк Эллингтон и его жена Эдна Томпсон

Другое серьезное увлечение Эллингтона – Милдред Диксон, с которой он прожил 10 лет.

Милдред из его жизни вытеснила другая красавица – Беатрис Эллис. Почти 40 лет она прожила в Нью-Йорке, считая себя супругой Эллингтона.

Она ожидала, что после смерти Эдны, она получит официальное предложение руки и сердца. Но даже смерть супруги не изменила ее статуса. Всю свою жизнь в отношениях с Эллингтоном Иви провела, засыпанная подарками в ожидании редких визитов любимого.

Дюк Эллингтон (Duke Ellington) - Биография, факты, редкие фото

Эллингтон и Фернанда де Кастро Монте

В 1959 году в жизнь музыканта ворвалась другая яркая женщина Фернанда де Кастро Монте. У них был очень яркий роман, но на ней Дюк отказался жениться под предлогом, что уже женат на Иви.

Несмотря на большое количество женщин в своей жизни Дюк Эллингтон говорил, что его единственная любовница – музыка, и только она может играть первую скрипку в его жизни.

Последние годы жизни

Практически до самой смерти Дюк Эллингтон не собирался уходить на покой. Он много сочинял и ездил с концертами по всему миру. В 1973 году врачи диагностировали у него рак легких.

Умер великий музыкант 24 мая 1974 года от пневмонии. Так погиб известный музыкант, который вывел джаз на новый уровень звучания. Даже смерть не остановила поток наград, которые продолжали ему присуждаться уже посмертно.

Дюк Эллингтон (Duke Ellington) - Биография, факты, редкие фото

В последние годы жизни Эллингтон сочинял музыку для фильмов и мюзиклов

Культурное наследие

Значение вклада Дюка Эллингтона для джаз переоценить трудно. Он не просто был талантливым музыкантом, который хорошо исполнял джаз и привлекал этим публику.

Он был реформатором старого и открывателем нового стиля звучания. Он сумел так объединить музыкальные инструменты, что каждый из них максимально раскрывался, не затмевая других.

На нашем сайте вы найдет фрагмент книги о судьбе Дюка Эллингтона, написанную Джеймсом Л. Коллиером.

Дюк Эллингтон

Дюк Эллингтон – один из тех музыкантов, чье творчество определило пути развития джаза. Значение его творчества было признано повсеместно: в родной стране он удостоился Золотой президентской медали, во Франции – ордена Почетного легиона, в Эфиопии – Императорской звезды, но высшей наградой была для музыканта любовь публики.

Слава исполнителя перешагнула пределы родной страны. В 1933 году оркестр Эллингтона с успехом выступил в Лондоне, а также гастролировал по странам Южной Америки. В конце 1930-х годов последовали гастроли по Европе. Примечательно, что искусство Дюка Эллингтона высоко ценили не только его коллеги-джазмены и поклонники джаза, но и знаменитые академические музыканты – например, Игорь Федорович Стравинский.

В годы Второй мировой войны музыкант не остался в стороне от грозных событий эпохи. Средства от его концерта в Карнеги-холле, состоявшегося в 1943 году, были переданы в пользу Красной армии.

В последующие годы в творчестве Эллигнтона появляются новые темы. Он создал сюиту по шекспировским пьесам, джазовые вариации на темы из произведений Петра Ильича Чайковского и Эдварда Грига. В 1960-х годах он гастролировал по Европе, по странам Ближнего Востока, а также выступал в Японии. В 1971 году с большим успехом прошли гастроли в СССР. Как вспоминал впоследствии музыкант, продолжительность концертов достигала четырех часов, а на бис вызывали по десять и даже по двенадцать раз.

Эдвард Кеннеди Эллингтон является одним из наиболее известных джазовых композиторов и исполнителей двадцатого века.

Дюк (в переводе с английского — герцог, прозвище, которое еще в детстве дали ему друзья за аристократические манеры и умение элегантно одеваться).

Эллингтон родился в Вашингтоне в семье со средним достатком. Его отец Джеймс Эдвард служил клерком в Военно-морском министерстве США, а затем стал дворецким в Белом доме. Эллингтон с детства был очень привязан к своей матери Дейзи, которая очень любила и баловала его. У Эллингтона еще в детстве проявилось художественное дарование, и он даже выиграл конкурс на лучший плакат, организованный Национальной ассоциацией развития цветного населения США. Ему была предложена стипендия для учебы в художественном колледже, но Эллингтон, рано самостоятельно научившись игре на пианино, подбирая на слух популярные мелодии в стиле рэгтайм, решил заняться музыкой профессионально.

Дюк Эллингтон

Он организовал оркестр и стал выступать в клубах Вашингтона, а затем перебрался в Нью-Йорк, где стал выступать в самых знаменитых ночных клу бах, таких, например, как "Коттон Клаб" в Гарлеме. Вскоре он отправился в продолжительное турне по США, которое прошло с огромным успехом. В 1918 году, вскоре после того, как ему исполнилось 19 лет, Эллингтон женился на своей подруге детства Эдне Томпсон, а через год у них родился сын, которого они назвали Мерсер. Вскоре родился их второй сын, но он умер в раннем детстве. Семейная жизнь с Эдной не сложилась. Эллингтон прожил с ней несколько лет, а потом они навсегда расстались, хотя так и не развелись официально. Эдна умерла в 1966 году. Эллингтон умер от рака в Нью-Йорке в возрасте 75 лет.

Дюк Эллингтон всегда отличался аристократичностью манер и грациозностью движений. Он был любимцем женщин, обольстителем и тонким льстецом. Еще во время жизни с Эдной у него было множество любовных связей. По свидетельству его сына Мерсера, во время ссоры из-за одной из таких связей у Эдны в руках оказался нож, а у Дюка на лице появился шрам. Дюку всегда очень нравилось внимание, которое обращали на него женщины, и Мерсер написал: "Отец и пошел-то в шоу-бизнес потому, что это всегда давало возможность посадить где-нибудь поблизости девушку и наслаждаться тем, как она восхищенно смотрит на тебя, пока ты играешь на пианино".

Женщины Дюка

Дюк Эллингтон в окружении поклонниц

Совместная жизнь с Эдной закончилась после того, как она узнала о страстной любовной связи Эллингтона с молодой актрисой. Мерсер позже написал, что это была одна из самых серьезных интимных связей в жизни его отца. Дюк, тем не менее, отказался развестись с Эдной и жениться на этой актрисе, и она покинула его навсегда.

Милдред Диксон, с которой Эллингтон познакомился в Нью-Йорке, поселилась в его доме в 1930 году и прожила с ним 10 лет. Затем в жизнь Эллингтона ворвалась красавица Беатрис Эллис. На протяжении следующих 37 лет она называла себя Иви Эллингтон, жила в роскошных апартаментах в Нью-Йорке, приобретенных для нее Дюком, и терпеливо ожидала его очередного визита, который, обычно бывал не очень продолжительным. После смерти Эдны Иви была уверена, что станет женой Дюка. К ее величайшему изумлению он наотрез отказался на ней жениться, даже после того, как она стала угрожать ему пистолетом. Иви продолжала после этого свою одинокую жизнь, а Дюк ежедневно звонил ей, писал ей письма, осыпал ее цветами, конфетами и фруктами и иногда посещал ее в ее роскошных апартаментах.

В 1959 году Эллингтон познакомился с певицей ночного клуба Фернандой де Кастро Монте. Она стала часто сопровождать его во время его бесконечных турне по всему миру. Он всегда называл ее "герцогиня". Мерсер так описывает одну из встреч с Фернандой в Лас Вегасе: "Мы с отцом провожали ее на вокзале. На ней было великолепное норковое пальто. Перед тем, как поезд тронулся, она распахнула свое пальто. На ней под ним не было абсолютно ничего. Она обняла Дюка, поцеловала его и вошла в вагон". У Фернанды был отменный вкус. Она приучила Дюка к водке и икре. Икру он поедал в огромном количестве, считая ее афродизиаком. Когда Фернанда стала выдвигать определенные требования, Эллингтон заявил, что он официально женат на Иви. Иви, кстати, так ревновала Дюка к Фернанде, что во второй раз угрожала ему пистолетом.

Фернанда де Кастро Монте была пятой и последней известной женщиной, с которой у Дюка была длительная интимная связь. У него, конечно, было множество любовных связей с другими женщинами. Некоторые из них даже разводились со своими мужьями в надежде завоевать таким образом сердце Дюка. Взгляды его на жизнь такие поступки не изменили. До конца своей жизни Эллингтон утверждал: "Моя любовница — музыка, и только она может играть первую скрипку".

Дюк Эллингтон и его музыка.

Когда-то наш великий поэт Анна Ахматова написала: 'Когда б вы знали, из какого сора растут стихи. '. Искусство джаза, которое сегодня числится в разряде элитарных, которому предоставлены престижные сценические площадки, родилось и выросло даже не из сора. Портовый, разноголосый Новый Орлеан породил ритмичную, почти непристойную музыку в кварталах бомжей, в бандитских притонах, в грязных и дешевых танцзалах. И то, что всего за несколько десятилетий очень специфический музыкальный жанр пробился в аристократы, заслуга буквально нескольких человек. Правда, это были самые настоящие гении. И один из этих немногих - Дюк Эллингтон.

Он и родился не в трущобах, как, допустим, тот же Луи Армстронг. Семья Эллингтона проживала в Вашингтоне и принадлежала к сословию, которое можно назвать средним негритянским классом той эпохи.
Он родился 29 апреля 1899 года и был назван Эдвардом Кеннеди Эллингтоном (джазовая кличка Дюк - Герцог пришла к нему позже). С детства Эдвард Кеннеди отличался прекрасными манерами и безупречно правильной речью, безоговорочно требовал уважения к себе. Возможно, уже тогда он ощущал, что создан для какой-то великой роли в этом мире.

Когда Дюку исполнилось семь лет, мать решила обучать его музыке - так было принято в приличных домах. Но серьезно фортепьяно парень увлекся лишь лет в 15, ему захотелось выступать на танцах, чтобы нравиться девушкам. Одна из таких девушек стала его женой, когда Дюку едва исполнилось 19 лет. Через год у них родился сын Мерсер, который впоследствии станет музыкантом в оркестре своего отца. А пока Дюк, завороженный рассказами о Нью-Йорке, где музыкантам джаза в респектабельных ресторанах и танцзалах Гарлема платят бешеные деньги, собрал свой небольшой оркестр и двинулся с ним завоевывать искушенную нью-йоркскую публику. Шел 1923 год.

Дюк оркестр
Ансамбль из Вашингтона начал свою карьеру в довольно известном гарлемском "Эксклюзив клубе", затем стал выступать в гангстерском кабаре "Голливуд", где окончательно сложился особый звук оркестра Эллингтона, в частности, стиль "джунгли". С этим оркестром Дюк пришел в "Коттон" - престижное место развлечений гангстеров, нью-йоркской элиты. Здесь не только давали шоу для посетителей клуба, но и транслировали их по радио на всю страну. Так, к началу 30-х годов Дюк и его музыканты выбиваются в первые ряды всеамериканской популярности.

Дюк был не только музыкальным руководителем своего оркестра - он был его хозяином. Исследователи жизни и творчества Эллингтона до сих пор удивляются: Дюк не был великим музыкантом, не был великим композитором, не был великим аранжировщиком или даже великим менеджером. Однако, обладая всеми талантами понемногу, он умело их сочетал - оттого его оркестр славился и репертуаром, и стилем, и коммерческим успехом.

Оркестр Эллингтона

Дюк Эллингтон и Луи Армстронг

Молодежь, заполнившая зал Ньюпортского джаз-фестиваля в 1956 году, в большинстве своем и не знала о существовании оркестра Дюка Эллингтона. Поэтому, когда Дюк со своими музыкантами вышел на сцену, в зале воцарилась тишина недоумения. Оркестр сыграл пару номеров - зал скучал. Но вот заиграли "Крещендо в голубом" - старую, известную пьесу Дюка, солировал в ней тенор-саксофонист Пол Гонзалвес. Может быть ярость музыкантов придала им энергии, но ритм они взяли бешеный. Через несколько минут потрясенный зал вскочил на ноги. Испугавшись, что могут возникнуть беспорядки, продюсер фестиваля попросил Дюка заканчивать пьесу, но разгоряченного саксофониста Гонзалвеса было уже не остановить. Его соло длилось шесть с половиной минут. И даже в записи это производит магическое воздействие. Зал бесновался в восторге. А ведь это были люди эпохи первых рок-н-роллов - острых и безумных.

Уже на следующий день сенсация в Ньюпорте стала содержанием всех газет. Пластинка с записью фестиваля вышла в сотнях тысяч экземпляров. Оркестр Дюка Эллингтона вновь вернул себе славу одного из лучших. Теперь уже навсегда.

Оркестр Дюка


К тому времени сам Дюк не был больше тщеславным молодым человеком. К маэстро пришло осознание своей художественной и общественной миссии. Он пишет и исполняет крупные оркестровые произведения. Франция награждает его орденом Почетного легиона, он выступает с оркестром в Белом доме и резиденции английской королевы. Кстати сказать, для последней Дюк написал специальную "Королевскую сюиту", выпустил пластинку в единственном экземпляре и подарил ее монаршей особе. Воистину, подарок герцога королеве!

Автор: Владимир Грибанов
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Дюк Эллингтон: аристократ джаза

Читайте также: