Можем ли мы увидеть музыку сообщение
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
Можем ли мы увидеть музыку?
специальность 44.02.03. Педагогика дополнительного образования
ПМ.01.МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности
Ф.И.О. преподавателя: Снежкова Татьяна Владимировна
ПМ.01. МДК01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности
специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков студентами.
Вид урока: комбинированный, с использованием методов современных образовательных технологий
Можем ли мы увидеть музыку?
Задачи урока:
- расширение знаний о творчестве А.П.Бородина; симфония №2, 1 часть.
- совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам
- развитие эмоциональной отзывчивости на произведение;
- ф ормирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке;
- готовности открыто выражать свою позицию на уроках; формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;
- формирование: умения слушать и слышать педагога, студентов; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
- углубление представлений о взаимосвязи музыки и ИЗО, музыкальном образе и содержании музыкальных и живописных произведений;
- формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- умения видеть ошибку;
-умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Формы, приёмы и методы, технологии
Словесный, наглядный, практический, поисковый. Метод размышления о музыке, метод интеграции искусств, метод ранжирования, метод импровизации, технология полилог, ИКТ.
Формируемые компетенции
ПК.1. 3. Демонстрировать владение музыкальной деятельностью;
ПК.1.4 Оценивать процесс и результаты музыкальной деятельности;
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК.3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
ОК.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК.6. Работать в коллективе, взаимодействовать с руководством, коллегами;
Образовательные ресурсы:
Учебник, рабочая тетрадь
Раздаточный материал, таблицы
ТСО (компьютер, проектор, мультимедийное приложение к учебнику, презентация, разработанная учителем)
1.Организационный момент. Давайте поприветствуем друг друга!
Музыкальное приветствие.
Педагог. Добрый день вам, добрый день!
Студенты. В мире музыки, фантазии и песен.
Педагог. Добрым будь, щедрым будь
Студенты: И с искусством в дивный путь!
2.Вступительное слово
Педагог. Наш урок я хотела бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них и выразите своё отношение: “Настоящий зритель, слушатель – это такой же творец, как и композитор, художник, поэт”. Настоящий зритель, слушатель чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом, тогда говорят, что зритель, слушатель начинает творить, глядя на произведение. Я хочу, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на уроке, работа души, сердца, трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить в конечном счёте свою душу красотой и богатством.
Студенты. Высказывают свое отношение к проблеме.
Педагог. Каждый раз, отправляясь на урок, вы надеетесь узнать что-то новое и интересное. Оправдаются ли ваши надежды? Уверенна, что - да, причем благодаря вашему воображению и волшебной силе музыке.
3. Актуализация знаний.
Ответы студентов: Праздник, радость, мир волшебных звуков, добра и справедливости, музыкальные инструменты, композитор, концерт, искусство.
Педагог. А для меня музыка – это вдохновение. А вот, что говорили о музыке композиторы, писатели, философы. Обратите внимание на слайд, прочитайте.
И так, что же получилось?
Студенты . Музыка – это искусство!
Педагог. А какие виды искусств еще вы знаете?
Студенты . Литература, живопись, кино, скульптура…
Педагог. А с какими искусствами музыка наиболее тесно связана? Что мы поставим из искусств в порядке убывания. Сейчас мы проведем ранжирование, Вам знаком этот метод?
Студенты . Да!
Педагог. Мы с вами будем работать в подгруппах, чтобы выяснить ваше мнение по этому вопросу. В каждой подгруппе есть карты с названием искусств, вам необходимо на доске расположить их в порядке убывания. Представитель каждой подгруппы аргументирует свой ответ.
( Студенты на доске располагают карты с названием выбранных искусств в порядке убывания)
Педагог. Немногие или (многие) из вас поставили на первое место - живопись.
4. Изучение нового материала
Педагог. На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись), существуют независимо друг от друга, но на самом деле между ними существует тесная, неразрывная связь. Как же осуществляется эта связь?
Студенты. Способность мысленно, в своём творческом воображении увидеть ту или иную картину, тот или иной образ, услышать ту или иную музыку.
. Развитие этих представлений – основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, где бы вы, не работали.
Скажите, можете ли вы вывести тему нашего занятия? О чем мы будем с вами говорить?
Скажите, а что роднит музыку и живопись?
. Они рождаются из единого источника – это жизнь, человек с его мыслями, чувствами, переживаниями, характером, миром который его окружает.
Жизнь - подлинный источник художественных произведений.
Педагог. А вот, что говорили о музыке:
Воспринимая музыку, мы всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под её влиянием рождается в нашей душе, в нашем сознании, то есть то, что создаёт уже наше собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нас сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного её восприятия. К творчеству композитора и творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя.
Сейчас мы с вами выступим в роли слушателя и послушаем музыку русского композитора А.П.Бородина, знакомо вам имя этого композитора, обратите внимание на его портрет(Слайд №4 А.П.Бородин, он был и гениальным композитором и одним из создателей органической химии, выдающимся педагогом и передовым общественным деятелем, он достиг высот профессионализма, став учёным, профессором, доктором медицины, академиком и композитором с мировым именем.
Слушать будем - фрагмент Симфонии №2
- А что такое симфония? Обратите внимание на слайд № 5 и прочитайте.
Симфония – (от греч. гармония звуков, созвучие) большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.
- Определите характер мелодии. Подберите слова, чтобы обозначить эмоционально-образное содержание фрагмента. Можно воспользоваться словарем настроений, информационная карта №3
Здесь мало услышать
Здесь вслушаться нужно
Что б в душу созвучья
Видео А.П.Бородин (симфония №2)
Студенты. Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер.
Педагог. Какие чувства вы, испытали, слушая главные темы 1 части Симфонии №2.
Студенты. Чувство: гордости, национальной мощи русского народа, величия русского народа.
- А можем ли мы увидеть эту музыку, нарисовать в своем воображении картину созвучную характеру музыки, может ли музыка вызвать в нашем сознании живописные образы?
Творческое задание. Представьте, что вы художники и вам необходимо написать картину созвучную характеру музыки? Какими будут наши зрительные образы? Какие краски вы выбрали для создания образа созвучного характеру музыки в своем воображении?
Представьте мысленно – это теплые тона: красный, оранжевый, голубой, или холодные – серый, коричневый, фиолетовый и почему? Слайд №7.
- А теперь обратите внимание на репродукции картин известных художников, выберите на ваш взгляд, созвучную по настроению прозвучавшей музыке и аргументируйте свой ответ. Слайд №8.
Педагог. Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Педагог. Что объединяет эти произведения? Как вы думаете почему?
Студенты. Оба произведения связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины, ее защитников. Эта тема актуальна в искусстве всегда. С давних пор и можно сказать до нашего времени на Русь наступали враги. Они пытались завладеть нашими богатствами, землями. Поэтому эта тема всегда была актуально в творчестве поэтов, литераторов, музыкантов и художников. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Педагог. Обратите внимание на его портрет. (Слайд № 10.).Всмотритесь в лицо этого художника. Каким на ваш взгляд он был человеком?
Ответы студентов.
Педагог. Музыка многожанровое искусство. Мы слушали композиторскую музыку. А как называется музыка, у которой нет конкретного автора, ее создает целый коллектив?
Студенты. Народная.
Педагог. А какие народные песни вы знаете, какие народные песни любят в ваших семьях и поют?
Педагог. Хорошо, молодцы. Сейчас мы с вами побываем в роли исполнителей, создадим творческий коллектив – ансамбль ударных инструментов.
- У меня на столе лежат инструменты, вы можете их назвать?
Студенты. Название инструментов: ложки, бубны, треугольник, свистульки, трещетки.
Педагог. Кто может сказать, что их объединяет?
Студенты. Они шумовые; они народные; они русские народные.
Педагог. Я предлагаю вам подойти и выбрать понравившийся инструмент.
(Студенты выбирают понравившийся инструмент)
- А какой образ рисует эта музыка?
Студенты. Образ праздника, веселья, удали, хорошего настроения.
Педагог. Какие краски вы бы использовали, рисуя этот образ в своем творческом воображении - холодные тона или теплые тона.
Студенты. Холодные; теплые; синтез холодных и теплых тонов.
(Импровизация в исполнении студентов)
Педагог. Хорошо. У вас получилась яркая, живописная импровизация на тему русской народной песни.
Педагог. С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?
Что объединяет музыку и живопись?
- Музыка и живопись помогли друг другу, в точном образном восприятии.
- И композитора, и художника подтолкнула на создание одного произведения одно и то же событие.
Педагог. Правильно, молодцы.
Дарите музыку друг другу!
Пусть каждый день и каждый час
Подобно радостному чуду,
Она звучит в сердцах у нас.
Заключительным аккордом нашего урока пусть прозвучит музыка, которая нарисует в душе каждого из нас звучащий образ Родины.
Звучит видео-фрагмент музыки П.И.Чайковский - 1-й фортепианный концерт в исполнении Д. Мацуева.
Домашнее задание. Составить презентацию на тему: биография и творчество А.П.Бородина.
Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством (живописью, скульптурой), хотя связь эта, конечно, проявляется совсем по-другому: стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (ее характер, содержание) можно выразить стихами или прозой. Связь музыки с изобразительным искусством иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.
Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. С древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Здесь стоит обратить внимание ребят на то, что у человека есть ас только внутренний слух (способность услышать мысленно, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и
внутреннее зрение (способность увидеть мысленно, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами).
При исполнении арии Кутузова целиком (когда после главной мелодии учитель играет среднюю часть) учащимся надо разобраться в том, как трехчастная форма арии связана (и даже определена) с ее содержанием. 1-я часть, светлая, мужественная, воплощает уверенность Кутузова в победе. Но ведь на следующее утро ему предстоит выполнить свое решение: сдать французам Москву без боя. Мы не поверили бы в то, что Кутузов мог оставаться в эту минуту совершенно спокойным. И Прокофьев это отлично понимал. Поэтому 2-ю часть арии сделал тревожной, беспокойной. Мажор сменился минором; напевная мелодия — мелодией с острыми изгибами; плавное движение — движением драматически напряженным. Но главное — для Кутузова оставалась все же вера в правильность принятого решения, вера в победу, и 3-я часть окончательно утверждает мужественный, героический образ Кутузова.
Музыка, вызывающая в нашем представлении различные картины природы, — новая грань темы. Искусство и природа вообще неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты час то воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там окажется связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и любовь к природе — такие близкие, родственные чувства.
По желанию учащихся (или по предложению учителя) желательно исполнить одно - два ранее выученных произведения, музыка которых связана с природой.
Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством (живописью, скульптурой), хотя связь эта, конечно, проявляется совсем по-другому: стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (ее характер, содержание) можно выразить стихами или прозой. Связь музыки с изобразительным искусством иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.
Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. С древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Здесь стоит обратить внимание ребят на то, что у человека есть ас только внутренний слух (способность услышать мысленно, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и
внутреннее зрение (способность увидеть мысленно, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами).
При исполнении арии Кутузова целиком (когда после главной мелодии учитель играет среднюю часть) учащимся надо разобраться в том, как трехчастная форма арии связана (и даже определена) с ее содержанием. 1-я часть, светлая, мужественная, воплощает уверенность Кутузова в победе. Но ведь на следующее утро ему предстоит выполнить свое решение: сдать французам Москву без боя. Мы не поверили бы в то, что Кутузов мог оставаться в эту минуту совершенно спокойным. И Прокофьев это отлично понимал. Поэтому 2-ю часть арии сделал тревожной, беспокойной. Мажор сменился минором; напевная мелодия — мелодией с острыми изгибами; плавное движение — движением драматически напряженным. Но главное — для Кутузова оставалась все же вера в правильность принятого решения, вера в победу, и 3-я часть окончательно утверждает мужественный, героический образ Кутузова.
Музыка, вызывающая в нашем представлении различные картины природы, — новая грань темы. Искусство и природа вообще неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты час то воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там окажется связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и любовь к природе — такие близкие, родственные чувства.
По желанию учащихся (или по предложению учителя) желательно исполнить одно - два ранее выученных произведения, музыка которых связана с природой.
На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись), существуют независимо друг от друга, но на самом деле между ними существует тесная, неразрывная связь. Как же осуществляется эта связь? Мы с вами уже знаем, что у человека, помимо слуха и зрения, есть ещё и “внутренний слух” и “внутреннее зрение”. Что это значит? Способность мысленно, в своём воображении увидеть ту или иную картину, тот или иной образ, услышать ту или иную музыку. В этой способности человека проявляется связь музыки с изобразительным искусством. Когда мы слышим музыку – видим, представляем то, о чём она нам рассказывает, а когда видим картину – можем услышать “мысленно, внутри себя” музыку.
Что ещё роднит музыку и живопись? Человек, с его чувствами, настроением, миром, который его окружает, то есть жизнь в центре любого искусства. И художник, и композитор-музыкант видит мир по-своему и выражает его средствами своего искусства (композитор – звуками, художник – линиями, красками).
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Можно ли увидеть музыку . Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.Тютчев
Музыка и Изобразительное искусство мелодия-рисунок ритм-линия лад-краска тембр-колорит форма-композиция
Вывод: Мы знаем, что внутри каждого человека есть не только внутренний слух и внутреннее зрение. Многие произведения, звучавшие на уроке, заставляют нас вспомнить русскую природу, картины художников-пейзажистов. В них мы слышали отзвуки песенности, которая неотделима от природы. Мы смогли в музыке увидеть богатырские и героические образы, ибо музыка, используя свои музыкальные краски, способна выражать и изображать.
Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку. Что такое эта музыка? Расскажите мне скорей. Птичьи трели - это музыка, И капели — это музыка. Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей. Видишь, лист кленовый кружится, Тихо кружится под музыку. Видишь, тучка в небе хмурится – Будет музыка дождя. И у ветра, и у солнышка, И у тучки, и у дождика, И у маленького зернышка Тоже музыка своя.
Читайте также: