Можем ли мы увидеть музыку сообщение

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

Можем ли мы увидеть музыку?

специальность 44.02.03. Педагогика дополнительного образования

ПМ.01.МДК.01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности

Ф.И.О. преподавателя: Снежкова Татьяна Владимировна

ПМ.01. МДК01.02. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности

специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков студентами.

Вид урока: комбинированный, с использованием методов современных образовательных технологий

Можем ли мы увидеть музыку?

Задачи урока:

- расширение знаний о творчестве А.П.Бородина; симфония №2, 1 часть.

- совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам

- развитие эмоциональной отзывчивости на произведение;

- ф ормирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке;

- готовности открыто выражать свою позицию на уроках; формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;

- формирование: умения слушать и слышать педагога, студентов; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

- углубление представлений о взаимосвязи музыки и ИЗО, музыкальном образе и содержании музыкальных и живописных произведений;

- формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- умения видеть ошибку;

-умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Формы, приёмы и методы, технологии

Словесный, наглядный, практический, поисковый. Метод размышления о музыке, метод интеграции искусств, метод ранжирования, метод импровизации, технология полилог, ИКТ.

Формируемые компетенции

ПК.1. 3. Демонстрировать владение музыкальной деятельностью;

ПК.1.4 Оценивать процесс и результаты музыкальной деятельности;

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК.3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК.6. Работать в коллективе, взаимодействовать с руководством, коллегами;

Образовательные ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь

Раздаточный материал, таблицы

ТСО (компьютер, проектор, мультимедийное приложение к учебнику, презентация, разработанная учителем)

1.Организационный момент. Давайте поприветствуем друг друга!

Музыкальное приветствие.

Педагог. Добрый день вам, добрый день!

Студенты. В мире музыки, фантазии и песен.

Педагог. Добрым будь, щедрым будь

Студенты: И с искусством в дивный путь!

2.Вступительное слово

Педагог. Наш урок я хотела бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них и выразите своё отношение: “Настоящий зритель, слушатель – это такой же творец, как и композитор, художник, поэт”. Настоящий зритель, слушатель чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом, тогда говорят, что зритель, слушатель начинает творить, глядя на произведение. Я хочу, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на уроке, работа души, сердца, трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить в конечном счёте свою душу красотой и богатством.

Студенты. Высказывают свое отношение к проблеме.

Педагог. Каждый раз, отправляясь на урок, вы надеетесь узнать что-то новое и интересное. Оправдаются ли ваши надежды? Уверенна, что - да, причем благодаря вашему воображению и волшебной силе музыке.

3. Актуализация знаний.

Ответы студентов: Праздник, радость, мир волшебных звуков, добра и справедливости, музыкальные инструменты, композитор, концерт, искусство.

Педагог. А для меня музыка – это вдохновение. А вот, что говорили о музыке композиторы, писатели, философы. Обратите внимание на слайд, прочитайте.

И так, что же получилось?

Студенты . Музыка – это искусство!

Педагог. А какие виды искусств еще вы знаете?

Студенты . Литература, живопись, кино, скульптура…

Педагог. А с какими искусствами музыка наиболее тесно связана? Что мы поставим из искусств в порядке убывания. Сейчас мы проведем ранжирование, Вам знаком этот метод?

Студенты . Да!

Педагог. Мы с вами будем работать в подгруппах, чтобы выяснить ваше мнение по этому вопросу. В каждой подгруппе есть карты с названием искусств, вам необходимо на доске расположить их в порядке убывания. Представитель каждой подгруппы аргументирует свой ответ.

( Студенты на доске располагают карты с названием выбранных искусств в порядке убывания)

Педагог. Немногие или (многие) из вас поставили на первое место - живопись.

4. Изучение нового материала

Педагог. На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись), существуют независимо друг от друга, но на самом деле между ними существует тесная, неразрывная связь. Как же осуществляется эта связь?

Студенты. Способность мысленно, в своём творческом воображении увидеть ту или иную картину, тот или иной образ, услышать ту или иную музыку.

. Развитие этих представлений – основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, где бы вы, не работали.

Скажите, можете ли вы вывести тему нашего занятия? О чем мы будем с вами говорить?

Скажите, а что роднит музыку и живопись?

. Они рождаются из единого источника – это жизнь, человек с его мыслями, чувствами, переживаниями, характером, миром который его окружает.

Жизнь - подлинный источник художественных произведений.

Педагог. А вот, что говорили о музыке:

Воспринимая музыку, мы всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под её влиянием рождается в нашей душе, в нашем сознании, то есть то, что создаёт уже наше собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нас сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного её восприятия. К творчеству композитора и творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя.

Сейчас мы с вами выступим в роли слушателя и послушаем музыку русского композитора А.П.Бородина, знакомо вам имя этого композитора, обратите внимание на его портрет(Слайд №4 А.П.Бородин, он был и гениальным композитором и одним из создателей органической химии, выдающимся педагогом и передовым общественным деятелем, он достиг высот профессионализма, став учёным, профессором, доктором медицины, академиком и композитором с мировым именем.

Слушать будем - фрагмент Симфонии №2

- А что такое симфония? Обратите внимание на слайд № 5 и прочитайте.

Симфония – (от греч. гармония звуков, созвучие) большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

- Определите характер мелодии. Подберите слова, чтобы обозначить эмоционально-образное содержание фрагмента. Можно воспользоваться словарем настроений, информационная карта №3

Здесь мало услышать

Здесь вслушаться нужно

Что б в душу созвучья

Видео А.П.Бородин (симфония №2)

Студенты. Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер.

Педагог. Какие чувства вы, испытали, слушая главные темы 1 части Симфонии №2.

Студенты. Чувство: гордости, национальной мощи русского народа, величия русского народа.

- А можем ли мы увидеть эту музыку, нарисовать в своем воображении картину созвучную характеру музыки, может ли музыка вызвать в нашем сознании живописные образы?

Творческое задание. Представьте, что вы художники и вам необходимо написать картину созвучную характеру музыки? Какими будут наши зрительные образы? Какие краски вы выбрали для создания образа созвучного характеру музыки в своем воображении?

Представьте мысленно – это теплые тона: красный, оранжевый, голубой, или холодные – серый, коричневый, фиолетовый и почему? Слайд №7.

- А теперь обратите внимание на репродукции картин известных художников, выберите на ваш взгляд, созвучную по настроению прозвучавшей музыке и аргументируйте свой ответ. Слайд №8.

Педагог. Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Педагог. Что объединяет эти произведения? Как вы думаете почему?

Студенты. Оба произведения связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины, ее защитников. Эта тема актуальна в искусстве всегда. С давних пор и можно сказать до нашего времени на Русь наступали враги. Они пытались завладеть нашими богатствами, землями. Поэтому эта тема всегда была актуально в творчестве поэтов, литераторов, музыкантов и художников. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Педагог. Обратите внимание на его портрет. (Слайд № 10.).Всмотритесь в лицо этого художника. Каким на ваш взгляд он был человеком?

Ответы студентов.

Педагог. Музыка многожанровое искусство. Мы слушали композиторскую музыку. А как называется музыка, у которой нет конкретного автора, ее создает целый коллектив?

Студенты. Народная.

Педагог. А какие народные песни вы знаете, какие народные песни любят в ваших семьях и поют?

Педагог. Хорошо, молодцы. Сейчас мы с вами побываем в роли исполнителей, создадим творческий коллектив – ансамбль ударных инструментов.

- У меня на столе лежат инструменты, вы можете их назвать?

Студенты. Название инструментов: ложки, бубны, треугольник, свистульки, трещетки.

Педагог. Кто может сказать, что их объединяет?

Студенты. Они шумовые; они народные; они русские народные.

Педагог. Я предлагаю вам подойти и выбрать понравившийся инструмент.

(Студенты выбирают понравившийся инструмент)

- А какой образ рисует эта музыка?

Студенты. Образ праздника, веселья, удали, хорошего настроения.

Педагог. Какие краски вы бы использовали, рисуя этот образ в своем творческом воображении - холодные тона или теплые тона.

Студенты. Холодные; теплые; синтез холодных и теплых тонов.

(Импровизация в исполнении студентов)

Педагог. Хорошо. У вас получилась яркая, живописная импровизация на тему русской народной песни.

Педагог. С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?

Что объединяет музыку и живопись?

- Музыка и живопись помогли друг другу, в точном образном восприятии.

- И композитора, и художника подтолкнула на создание одного произведения одно и то же событие.

Педагог. Правильно, молодцы.

Дарите музыку друг другу!
Пусть каждый день и каждый час
Подобно радостному чуду,
Она звучит в сердцах у нас.

Заключительным аккордом нашего урока пусть прозвучит музыка, которая нарисует в душе каждого из нас звучащий образ Родины.

Звучит видео-фрагмент музыки П.И.Чайковский - 1-й фортепианный концерт в исполнении Д. Мацуева.

Домашнее задание. Составить презентацию на тему: биография и творчество А.П.Бородина.

Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством (живописью, скульптурой), хотя связь эта, конечно, проявляется совсем по-другому: стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (ее характер, содержание) можно выразить стихами или прозой. Связь музыки с изобразительным искусством иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.

Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. С древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Здесь стоит обратить внимание ребят на то, что у человека есть ас только внутренний слух (способность услышать мысленно, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и

внутреннее зрение (способность увидеть мысленно, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами).




При исполнении арии Кутузова целиком (когда после главной мелодии учитель играет среднюю часть) учащимся надо разобраться в том, как трехчастная форма арии связана (и даже определена) с ее содержанием. 1-я часть, светлая, мужественная, воплощает уверенность Кутузова в победе. Но ведь на следующее утро ему предстоит выполнить свое решение: сдать французам Москву без боя. Мы не поверили бы в то, что Кутузов мог оставаться в эту минуту совершенно спокойным. И Прокофьев это отлично понимал. Поэтому 2-ю часть арии сделал тревожной, беспокойной. Мажор сменился минором; напевная мелодия — мелодией с острыми изгибами; плавное движение — движением драматически напряженным. Но главное — для Кутузова оставалась все же вера в правильность принятого решения, вера в победу, и 3-я часть окончательно утверждает мужественный, героический образ Кутузова.

Музыка, вызывающая в нашем представлении различные картины природы, — новая грань темы. Искусство и природа вообще неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты час то воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там окажется связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и любовь к природе — такие близкие, родственные чувства.

По желанию учащихся (или по предложению учителя) желательно исполнить одно - два ранее выученных произведения, музыка которых связана с природой.

Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством (живописью, скульптурой), хотя связь эта, конечно, проявляется совсем по-другому: стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (ее характер, содержание) можно выразить стихами или прозой. Связь музыки с изобразительным искусством иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.

Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. С древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Здесь стоит обратить внимание ребят на то, что у человека есть ас только внутренний слух (способность услышать мысленно, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и

внутреннее зрение (способность увидеть мысленно, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами).

При исполнении арии Кутузова целиком (когда после главной мелодии учитель играет среднюю часть) учащимся надо разобраться в том, как трехчастная форма арии связана (и даже определена) с ее содержанием. 1-я часть, светлая, мужественная, воплощает уверенность Кутузова в победе. Но ведь на следующее утро ему предстоит выполнить свое решение: сдать французам Москву без боя. Мы не поверили бы в то, что Кутузов мог оставаться в эту минуту совершенно спокойным. И Прокофьев это отлично понимал. Поэтому 2-ю часть арии сделал тревожной, беспокойной. Мажор сменился минором; напевная мелодия — мелодией с острыми изгибами; плавное движение — движением драматически напряженным. Но главное — для Кутузова оставалась все же вера в правильность принятого решения, вера в победу, и 3-я часть окончательно утверждает мужественный, героический образ Кутузова.

Музыка, вызывающая в нашем представлении различные картины природы, — новая грань темы. Искусство и природа вообще неотделимы друг от друга. Художники, композиторы, поэты час то воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там окажется связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и любовь к природе — такие близкие, родственные чувства.

По желанию учащихся (или по предложению учителя) желательно исполнить одно - два ранее выученных произведения, музыка которых связана с природой.

На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись), существуют независимо друг от друга, но на самом деле между ними существует тесная, неразрывная связь. Как же осуществляется эта связь? Мы с вами уже знаем, что у человека, помимо слуха и зрения, есть ещё и “внутренний слух” и “внутреннее зрение”. Что это значит? Способность мысленно, в своём воображении увидеть ту или иную картину, тот или иной образ, услышать ту или иную музыку. В этой способности человека проявляется связь музыки с изобразительным искусством. Когда мы слышим музыку – видим, представляем то, о чём она нам рассказывает, а когда видим картину – можем услышать “мысленно, внутри себя” музыку.
Что ещё роднит музыку и живопись? Человек, с его чувствами, настроением, миром, который его окружает, то есть жизнь в центре любого искусства. И художник, и композитор-музыкант видит мир по-своему и выражает его средствами своего искусства (композитор – звуками, художник – линиями, красками).

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Можно ли увидеть музыку . Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.Тютчев

Музыка и Изобразительное искусство мелодия-рисунок ритм-линия лад-краска тембр-колорит форма-композиция

Вывод: Мы знаем, что внутри каждого человека есть не только внутренний слух и внутреннее зрение. Многие произведения, звучавшие на уроке, заставляют нас вспомнить русскую природу, картины художников-пейзажистов. В них мы слышали отзвуки песенности, которая неотделима от природы. Мы смогли в музыке увидеть богатырские и героические образы, ибо музыка, используя свои музыкальные краски, способна выражать и изображать.

Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку. Что такое эта музыка? Расскажите мне скорей. Птичьи трели - это музыка, И капели — это музыка. Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей. Видишь, лист кленовый кружится, Тихо кружится под музыку. Видишь, тучка в небе хмурится – Будет музыка дождя. И у ветра, и у солнышка, И у тучки, и у дождика, И у маленького зернышка Тоже музыка своя.

Читайте также: