Московский кружок станкевича сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Лит.: Поэты кружка Н. В. Станкевича. [Вступ. ст. С. И. Машинского], М. — Л., 1964; Насонкина Л. И., Московский университет после восстания декабристов, М., 1972.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Станкевича кружок" в других словарях:

СТАНКЕВИЧА КРУЖОК — лит. филос. объединение прогрессивно настроенной моек, молодёжи, группировавшейся вокруг Н. В. Станкевича. Возник зимой 1831 32. Первоначально в него входили Станкевич, Я. М. Неверов, И. П. Клюшников, В. И. Красов, С. М. Строев, Я. Почека … Философская энциклопедия

СТАНКЕВИЧА КРУЖОК — литературно философский, в Москве в 1831 39. Организатор и руководитель Н. В. Станкевич, с 1837 В. Г. Белинский. В числе членов: К. С. Аксаков, В. П. Боткин, М. А. Бакунин, Т. Н. Грановский, М. Н. Катков, Ю. Ф. Самарин и др. В кружке изучались… … Большой Энциклопедический словарь

Станкевича кружок — литературно философский, в 1831 39, Москва. Организатор и руководитель Н. В. Станкевич, с 1837 В. Г. Белинский. В числе членов: К. С. Аксаков, В. Н. Боткин, М. А. Бакунин, Т. Н. Грановский, М. Н. Катков, Ю. Ф. Самарин и др. В кружке изучались… … Энциклопедический словарь

КРУЖОК — КРУЖОК, кружка, муж. 1. уменьш. к круг в 4 знач. Металлический кружок. Деревянный кружок. Кружок (подставка) для пивной кружки. 2. уменьш. к круг в 7 знач. Интимный кружок друзей. 3. Группа лиц, объединенных общностью взглядов и занятий. Кружок… … Толковый словарь Ушакова

Кружок Станкевича — литературно философское объединение, сложившееся вокруг в конце 1831. До 1834 в кружок входили студенты Я.М. Неверов (будущий деятель народного просвещения), С.М. Строев (впоследствии историк), поэты В.И. Красов, И.П. Клюшников, А.А. Беер… … Москва (энциклопедия)

СТАНКЕВИЧ — Николай Владимирович (21 сент. 1813 – 24/25 июня 1840) – рус. мыслитель и поэт; основатель прогрессивного лит. филос. кружка (см. Станкевича кружок). В философии С. прошел сложный путь, испытав воздействие идей Шеллинга, Фихте, Канта и Гегеля, а… … Философская энциклопедия

БЕЛИНСКИЙ — Виссарион Григорьевич [30.5(11.6).1811, Свеаборг, ныне Суоменлинна, Финляндия, 26.5(7.6). 1848, Петербург], рус. революц. демократ, лит. критик, философ. Род. в семье флотского врача, в 1829 1832 студент словесного отделения Моск.… … Философская энциклопедия

Станкевич Николай Владимирович — (1813 1840), общественный деятель, философ, поэт. Главную силу исторического прогресса видел в просвещении, основной задачей русской интеллигенции считал пропаганду идей гуманизма. В 1831 организовал литературно философский кружок (см. Станкевича … Энциклопедический словарь

Станкевич Николай Владимирович — [27.9(9.10). 1813, с. Удеревка Острожского уезда Воронежской губернии, ‒ 25.6(7.7).1840, Нови Лигуре, Италия], русский общественный деятель, философ, поэт. Окончил Московский университет (1834), в университете находился под влиянием профессора М … Большая советская энциклопедия

Кружок Станкевича стал литературным и философским объединением. В нем участвовали представители прогрессивно настроенной студенческой молодежи. Группировались члены тайного кружка вокруг писателя, поэта и публициста Н. Станкевича.

Предпосылки формирования кружка

Кружок Станкевича литературно-финансовой направленности был основан в рамках Московского университета. Импульс для его появления дал ход истории Российского государства после восстания декабристов 1825 г., когда в русском обществе лучшие умы стали задумываться о прошлом своей державы и ее настоящем, об историческом и культурном пути развития. В состав членов кружка вошли молодые люди, талантливые представители студенческого общества. С деятельностью кружка связывают имена западников и славянофилов В. Белинского, М. Бакунина, М. Каткова.

1830-1837. Деятельность кружка Н. Станкевича в Москве

В этот период российской истории кружки выступили в качестве главных центров развития отечественного философского направления науки. Они объединили в своем составе прогрессивно ориентированных единомышленников, которые негативно относились к политике российского правительства во главе с императором. С помощью такого инструмента, как кружки, студентам удавалось активно обсуждать интересующие их проблемы литературного и философского характера. При этом ряд объединений имел антиправительственную направленность.

Особенности функционирования

Кружок Станкевича отыграл особую, важную роль в становлении российской философской мысли на протяжении 30-40 гг. XIX в. При этом участники объединения в большей степени увлекались дискуссиями относительно философских проблем. Социальные и политические вопросы их интересовали в значительно меньшей степени. Кружок имел популярность среди талантливой молодежи Москвы. Это было обусловлено особой дружеской атмосферой, которая царила на его творческих собраниях.

Участниками кружка в середине 30-х гг. все больше внимания уделялось вопросам немецкой философии. В частности, Станкевич много времени посвятил изучению Шеллинга, что позволило ему прийти к выводу о его связи с Кантом. Именно этого деятеля Станкевич рассматривал в качестве основателя науки философии.

Члены кружка Станкевича также изучали работы Гегеля. М. Бакунин в 1837 г. подробно рассмотрел философию права Гегеля, а затем вместе с Белинским начал заниматься вопросами философии. Для России того периода философские взгляды Гегеля играли огромную роль.

Кружок Станкевича просуществовал до 1829 г., после чего многие участники влились в состав других тайных творческих объединений.


Состав/Структура : Н.В. Станкевич – писатель, организатор и глава кружка. Михаил Бакунин, Виссарион
Белинский, В. Боткин, К. Аксаков, И.С. Тургенев, А.В. Кольцов, Грановский, Януарий Неверов, Иван Клюшников, Василий Красов, Сергей Строев, Яков Почека, Иван Оболенский, Александр Ефремов, Александр Келлер, Алексей Топорнин, Осип Бодянский, Павел Петров. Но, на самом деле тайным лидером был М. Бакунин (который позже еще отметится), или, как тогда было принято говорить - лидер левого крыла, который увлек писателей-человеколюбцев идеей Гегеля.

Причина развала : Станкевич заболел туберкулезом, уехал за границу в 1837г., кружок распустили.

Состав/Структура : Помимо упомянутых, уже известный М. Бакунин, и студенты Московского Ун-та, 11 человек: Е.И. Сазонов, Н.М. Сатин, А.Н. Савич В.В. Пассек и др.

Устав/Цель: Герцен и Огарев были дальними родственниками и в 13 лет, по преданию наслышавшись о подвигах декабристов, поклялись отдать свою жизнь в борьбе за свободу народа, при этом оба они получили дворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы (Шиллера в частности), но что конкретно они собирались делать тогда неизвестно, но их время еще придет.



Между тем, в русском обществе сильно распространились, одновременно с идеями немецкой философии, социалистические идеи Прудона, Кабе, Фурье, Луи Блана.

Большая часть бывшего кружка Станкевича сблизилась с Герценом и Огаревым, образуя лагерь западников ; другие примкнули к лагерю славянофилов .

Состав/Структура :

Западники - П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Х. Кетчер, В. П. Боткин, П. В. Анненков, Е. Ф. Корш , К. Д. Кавелин, Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.

Славянофилы - основоположником кружка славянофилов и главным его идеологом в России был литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.



Цель :

Славянофилы, как 1-е националистическое общество России, объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли православия, как единственно истинного христианского вероучения. Пытались показать, что западноевропейская цивилизация имеет тупиковый, ущербный, бездуховный характер. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам. Западники отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России, и идти проторенным европейским путем развития, предлагали католичество или атеизм.

Состав: Белинский создал свой более узкий кружок западников (туда входили практически все западники).



Т.е. было решено сделать также либеральную оппозицию по освобождению крестьян.



Это письмо писалось им заграницей в лечебнице, там же он встретился снова с Бакуниным и Герценом, которые начинали разворачивать освободительную деятельность оттуда, дабы 3-е отделение их больше не ссылало.

Петрашевский, служащий в министерстве иностранных дел, познакомился как-то с Достоевским и сманил его у Белинского философскими идеями Ш. Фурье – еще одного французского реформатора, который мечтал о свободе труда, свободе женщин и т.п.

Но сгубило их не это…

Н.А. Спешнев, который учился когда-то с Петрашевским в Царскосельском лицее, славился своей красотой и байроновским характером.

(До жути похож на мою бывшую любовь).



Жизнь его окружала куча сплетен, в 1842 году, он сбежал с женой своего друга за границу в Швейцарию, где она, то ли отравилась, то ли умерла после вторых родов, а Спешнев с отчаянья принялся за благоустройство общества.



Также присоединились Филлипов, Мордвинов, Милютин, Григорьев и пр.

Спешнев ввел жесткую структуру: комитет из 5-ти руководителей, смертная казнь за разглашение тайн общества.

В любое время дня и ночи, члены братства Спешнева должны были быть готовы взяться за оружие. Был готов план Зимнего дворца, готовилось покушение на царскую семью на маскараде.

Причина развала : Бдительное 3-е отделение внедрило к Петрашевскому своего агента П. Антонелли, и уже через 10 дней после этого, 22 апреля 1849г. арестовали 123 человека. Многих отпустили сразу.

Кара : Это, пожалуй, было 2-е по громкости дело после декабристов и даже драматичнее.


Кружок Н. В. Станкевича

В то время как в герценовском кружке теоретические искания были неотделимы от стремления к активной политической деятельности, в другом студенческом объединении, сыгравшем видную роль в идейной жизни 30-х годов,— кружке Н. В. Станкевича — вопросы революционной практики не поднимались.

Философские искания в кружке Станкевича носили необычайно острый, страстный характер. Ни философия Шеллинга, ни системы Канта и Фихте, штудировавшиеся в кружке, не давали ответа на вопросы, выдвигавшиеся русской действительностью.

Не идейное единомыслие, а в значительной мере личное обаяние самого Станкевича объединяло членов кружка. Его пытливый ум и глубина его философских исканий невольно привлекали к нему лучших представителей тогдашней студенческой молодежи. Изучение философии Гегеля, толкование его системы углубили идейные расхождения среди членов кружка. Для многих его участников кружок был как бы школой, где развивалась теоретическая мысль, повлиявшая на последующую идейную дифференциацию. В своем первоначальном составе кружок по существу изжил себя ко времени отъезда Н. В. Станкевича за границу осенью 1837 г.

Судьба Николая Владимировича Станкевича почти уникальна. Кто не знает имени этого человека, сыгравшего столь замечательную роль в истории русской общественной мысли! Но много ли сыщется людей, которым было бы знакомо его литературное наследство? Оно очень невелико – около пятидесяти стихотворений, одна трагедия в стихах да несколько прозаических фрагментов. Вот и все. Как это несоизмеримо по своему значению с тем громадным духовным влиянием, какое оказал Станкевич на целое поколение передовых русских людей!

Сохранилось акварельное изображение Станкевича, сделанное художником Л. Беккером. На вас смотрит молодой человек лет двадцати двух-трех в сюртуке и белом жилете; длинные, ниспадающие до самых плеч волосы, тонкие, необыкновенно выразительные черты одухотворенного лица и большие, с почти неуловимой иронической лукавинкой глаза.

Человек с широким полетом мысли и тонким чувством юмора, философ и поэт, страстно влюбленный в жизнь и с юношеских лет пораженный смертельным недугом, – таким рисуется нам этот выдающийся человек, давший свое имя знаменитому кружку и интереснейшему эпизоду в историй русской общественной мысли и литературы.

Таков был единодушный голос его близких друзей.

Кружок Станкевича возник зимой 1831 – 1832 годов. Первоначально в него входили Николай Станкевич, Януарий Неверов, Иван Клюшников, Василий Красов, Сергей Строев, Яков Почека, Иван Оболенский. В 1833 году состав кружка претерпел изменения. Выбыл в связи с переездом в Петербург ближайший друг Станкевича Я. Неверов, но зато кружок пополнился значительной группой молодых людей. В их числе – Виссарион Белинский, Константин Аксаков, Александр Ефремов, Александр Келлер, Алексей Топорнин, Осип Бодянский, Павел Петров. А еще позже, в 1835 году, – Василий Боткин, Михаил Бакунин и Михаил Катков.

Периодом наиболее интенсивной жизни кружка можно считать 1833 – 1837 годы, до отъезда Станкевича за границу 4 . Хотя кружок продолжал формально существовать и позднее, он уже стал утрачивать свое влияние, участники его собирались уже не так регулярно, все сильнее начинали сказываться центробежные силы. С отъездом осенью 1839 года Белинского в Петербург кружок фактически прекратил существование.

Совершенно несостоятельно традиционное представление о кружке Станкевича, согласно которому его участники были далеки от интересов современной общественной жизни и исключительно сосредоточены на решении абстрактных философских и эстетических проблем. Нет нужды, как это делается обычно, противопоставлять кружки Герцена и Станкевича. Они действительно были различны по составу и преобладающему направлению интересов их участников. В одном случае превалировал интерес к политике, в другом – к философии и эстетике. Но, и это самое главное, политика вовсе не была изолирована от философии, как философия отнюдь не мешала интересоваться политикой. И сам Герцен достаточно определенно высказывался в том смысле, что между обоими кружками было немало общего.

Кружок Станкевича возник в тяжелой политической атмосфере 30-х годов, в условиях, когда мысль передовых русских людей напряженно искала выхода из того тупика, в который завела страну торжествующая реакция. Что же дальше? Какими путями пойдет развитие России? – вот главные вопросы, от которых не мог уйти ни один честный, мыслящий человек. Но силы прогрессивно настроенных людей были рассредоточены, неорганизованы. Угроза свирепых репрессий, доносительство, предательство – все это угнетало и парализовало волю к действию, к борьбе. И тем не менее в сознании общества подспудно происходили процессы, отражавшие нарастающее напряжение общественно-политической жизни в стране.

Читайте также: