Московская соборная мечеть сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).


История Московской Соборной мечети

Московская Соборная мечеть была построена в 1904 г. по инициативе муллы второго мусульманского прихода Москвы Бедретдина Алимова на средства московского купца 2-й гильдии Салиха Юсуповича Ерзина на земле в Выползовом переулке, которую в конце 1901 г. выкупили касимовский купец Хабибулла Акбулатов и малмыжский мещанин Сабирзян Бакиров.

Прошение о разрешении открытия молитвенного дома для мусульман было подано Московским магометанским обществом в мае 1904 г., в июне уже был утвержден проект, сделанный техником архитектуры Н.А. Жуковым, а в октябре того же года каменное здание мечети уже было построено. В конце ноября 1904 г. временный имам-хатыб новой мечети Бедретдин Алимов подал прошение совершить в ней первый намаз. Сохранилась переписка активных прихожан мечети с муфтием ОМДС Мухамедьяром Султановым с просьбой разрешить возглавить новый приход вышеназванному имаму.

В отличие от многих других мечетей, Московская Соборная мечеть в Выползовом переулке никогда не закрывалась. Даже в годы жесточайших репрессий, направленных против служителей культа, когда по всей стране были репрессированы тысячи имамов, эта мечеть продолжала собирать верующих на пятничные и праздничные молитвы, таравихи, мавлиды.

Таким образом, произошло изменение государственной политики в отношении религии и частичная нормализация отношений властей к мусульманам Москвы. Соборная мечеть в годы войны стабильно действовала и собирала по пятницам по 900­–1200 человек, а в праздничные дни – до 5­–6 тыс. верующих. Стабильное положение сохранялось и в первые послевоенные годы. В 1946­–1947 гг. число прихожан мечети по пятницам составляло более 1 тыс. человек, по праздникам – около 13 тыс. (10 тыс. мужчин и около 2­–3 тыс. женщин) – рабочих, служащих, работников торговых сетей, а также и группу молодых прихожан. В 1949 г. было образовано Религиозное общество мусульман (РОМ) г. Москвы, которое сразу же заключило договор с властями о бессрочном и бесплатном пользовании зданием мечети.

К началу 1950-х гг. благожелательное отношение властей вновь сменилось на идеологический и политико-административный диктат. В те годы отчетливо проявилось негласное противостояние двух тенденций в советской политике – идеологической и прагматической. Прагматические подходы во внешней политике, возобладавшие после смерти Сталина, оказывались все сильнее идеологических догм. Это обстоятельство впоследствии обеспечило выживание московской мусульманской общины и Соборной мечети Москвы как религиозного и социального института в условиях хрущевской антирелигиозной кампании конца 1950-х – начала1960-х гг.

Со второй половины 1950-х гг. огромную роль приобрела международная деятельность Соборной мечети Москвы. Начало работы имам-хатыбом Камаритдина Салихова (1956 г.) совпало с визитами в Москву глав мусульманских государств: шахиншаха Ирана Реза-шаха Пехлеви, президента Индонезии А. Сукарно, президента Сирии Ш. Куатли, наследного принца Йемена Мухаммада аль-Бадра, которые в том числе посещали для богослужения Соборную мечеть. Об интенсивности международных встреч конца 1950-х – начала 1960-х гг. может свидетельствовать то, что только в 1961 г. Московскую Соборную мечеть посетили представители Йемена, Индонезии, Ливии, делегаты Всемирного форума молодежи из Цейлона, Индонезии, Ямайки, Китая. Нередко в один день мечеть посещало несколько делегаций.

В те годы РОМ г. Москвы неоднократно ставило перед властями вопрос о передаче в пользование прихода одного из трех домов-флигелей, находящихся во дворе мечети и возведенных на средства мусульман еще в дореволюционный период (ныне на их месте административное здание муфтията). Общество намеревалось переоборудовать возвращенный дом под служебные и представительские функции. Пытаясь поддержать реноме Советского государства в глазах многочисленных иностранных гостей из дружественных стран Востока, отдельные чиновники-прагматики поддержали этот запрос, и в августе 1958 г. Обществу было разрешено построить на старом фундаменте новое кирпичное здание площадью в 250 кв. м.

Несмотря на идеологический диктат, РОМ удалось упрочить положение мечети, которая получила статус центра мухтасибата Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) по Московской и Горьковской областям, Чувашской и Мордовской АССР. Чиновники-прагматики проявляли повышенный интерес в привлечении имамов Соборной мечети к работе по укреплению международных связей СССР. В этих условиях административно-идеологический диктат государства в отношении мечети стал неизбежно ослабевать, хотя властные структуры, которые отвечали за идеологию, были крайне враждебно настроены по отношению к столичным мусульманам.

Московская Соборная мечеть оставалась центром притяжения для всех мусульман города независимо от их национальности. Стоит учитывать, что в 1970-е гг. среди прихожан мечети было большое количество студентов московских вузов, прибывших на учебу в СССР из стран мусульманского мира. Однако в целом мечеть имела особое, не только культовое, но и институциональное значение для татарской общины города. Как и у всех мусульман, у московских татар этническая и конфессиональная идентичность были взаимосвязаны, и татарское самосознание одновременно означало принадлежность к мусульманской религии. В значительной мере именно Московская Соборная мечеть способствовала сохранению этнического самосознания у татар столицы. К примеру, торжественные проповеди имамов Ахметзяна Мустафина и Ризаутдина Басырова в Московской Соборной мечети были для прихожан образцами владения татарским языком. Во дворе мечети в Выползовом переулке звучала татарская речь, здесь встречались земляки и знакомые.

Для восстановления попранных позиций религиозного образования уже в первый сезон своей работы, в октябре 1987 г., Р. Гайнутдин открыл для всех желающих – от школьников до докторов наук – медресе по обучению основам ислама при Соборной мечети. Он же стал главным преподавателем, взяв на себя ключевой идеологический и богословский курс по основам ислама. Многие московские мусульмане первые сведения о своей религии почерпнули именно там.

Московской соборной мечети суждено было стать стартовой площадкой для множества необходимых российской умме начинаний и инициатив в области образования, просвещения, воспитания подрастающего поколения, книгоиздания, государственно-конфессионального взаимодействия, организации религиозной жизни и консолидации мусульманских общин.

В 1994 г. по инициативе Р. Гайнутдина был учрежден Московский высший духовный исламский колледж для подготовки специалистов по исламу на регулярной основе, а в 1995 г. – Московский исламский университет, перерегистрированный в 2012 г. в качестве аккредитованного теологического вуза – Московского исламского института.

Как по статусу (являясь главной мечетью столицы), так и по масштабу выполняемых задач, за считанные годы Московская Соборная мечеть была признана главным мусульманским храмом Российской Федерации.

С новейшей эпохой связано возникновение на базе Соборной мечети значимых в жизни российских мусульман религиозных организаций, поскольку именно эта мечеть исполняла роль координатора и главного центра мусульманских общин, официальных и нелегальных, на огромных пространствах Центральной России. В 1994 г. на учредительном съезде мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России Р. Гайнутдин был избран муфтием – председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России. В 1998 г. оно было переименовано в Духовное управление мусульман Европейской части России, а в 2014 г. перерегистрировано Министерством юстиции РФ в качестве Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ).

В 1996 г. в условиях административного кризиса и хаоса в среде российских религиозных мусульманских учреждений по инициативе муфтия Р. Гайнутдина был учрежден Совет муфтиев России (СМР), в который в качестве сопредседателей входят руководители крупнейших Духовных управлений мусульман страны. За короткий период ДУМ РФ и СМР стали авторитетными органами, представляющими интересы мусульман страны.


Мечети в столице России являются не только молитвенным местом для мусульман, но и значимой культурной достопримечательностью. Вторая по численности верующих религия в России – ислам (около 23 миллионов мусульман). В Москве, в которой молитвенных заведений чуть более 100, живет более 1,5 миллиона мусульман.

В статье более подробно представлено описание самой большой в Москве мечети.

Мечети в Москве

Число мусульман в Москве буквально за последние 10 лет увеличилось до 1,5 миллиона человек в связи с ростом прибытия трудовых мигрантов, особенно из Азербайджана, Центральной Азии и российского Кавказа. Соответственно, все больше распространяется и ислам.

Фасад мечети

Количество мечетей в Москве на сегодня составляет 5, небольших молитвенных домов около 100. Однако этого ненедостаточно, судя по количеству молящихся. Часто наблюдается картина, когда прихожанами расстилаются коврики прямо на улице (в связи с переполненностью мечетей), у самого входа, и совершаются молитвы. Особенно это касается пятничных и праздничных мусульманских дней. Такую картину можно наблюдать даже во время дождя, сильного ветра.

К сведению, Москва имеет второе мусульманское поселение по величине после Парижа. В столице Франции насчитывается 1,7 миллиона мусульман, которые представляют самую большую составляющую любого города Европы.

Далее представлены сведения о том, где находится самая большая мечеть в Москве и что она представляет собой.

Праздничные молитвы

История

В 1902 году (в декабре) мещанин Бакиров Сабирзян и купец Акбулатов Хабибулла передали свои участки земли, находящиеся в Выползовом переулке, в пользование ОМДС (магометанское духовное собрание Оренбурга). В мае 1904 года этим собранием было подано прошение о строительстве мусульманского молельного дома. Уже в июне того же года проект здания архитектора Николая Жукова был утвержден. Благодаря помощи Салиха Ерзина – татарского купца - стало возможным строительство этого дома, и к концу 1904 года оно было завершено. В 1999 году на фасаде мечети была установлена доска мемориальная в память о меценате.

На строительство дома жилого прямо во дворе мечети община получила разрешение в 1913 году. Кроме квартир в нем расположилось религиозное училище, которое после революционных событий 1917 года стало светской татарской школой.

В период СССР мечеть была единственной действующей в Центральной России. В 1936 году ей был присвоен статус соборной. Благодаря инициативе муфтия Равиля Гайнутдина в 1994 году на территории большой татарской мечети в Москве был организован Московский исламский высший духовный колледж, а в следующем, 1995 году, – Московский исламский университет.

С 1996 года в отдельном здании, расположенном на территории мечети, разместилась резиденция муфтия Р. Гайнутдина, а также Совет муфтиев России. Далее этой мечети пришлось претерпеть довольно крупные и хорошие преобразования.

Местоположение

Центральная мечеть Москвы была снесена в 2011 году. Вновь построена на том же месте и открыта в сентябре 2015 года.


Описание Московской соборной мечети

Впечатляющее своим величием новое сооружение, являющееся центральной московской мечетью, достаточно велико, чтобы вместить в себе около 10 тысяч мусульманских верующих.

Соборная мечеть как снаружи, так и внутри здания оформлена элементами азиатской, европейской и исламской архитектуры. Строителями и дизайнерами были приложены огромные усилия, чтобы превратить ее в величественное и очень красивое архитектурное произведение.

Основные зеленые и белые оттенки оформления самой большой в Москве мечети завершены большим позолоченным куполом (12 карат) и тремя куполами минаретов. Их высота достигает 70 метров. Использованы в оформлении и прочие ценные отделочные материалы (например, гранит), в числе которых и доставленные из Канады.

Купола московской соборной мечети

Просторный интерьер внутреннего помещения с великолепно оформленным потолком с хрустальной люстрой, а также с декоративными белыми балконами смотрится очень красиво. На большей части полов лежат ковры ручной работы, а большие двухуровневые залы для молитв освещаются солнечным светом через большие витражные окна.

Кроме молитвенных залов, шестиэтажная Московская соборная мечеть вмещает:

  • музей (третий этаж);
  • библиотеку;
  • выставочную площадку.

На территории двора находится сувенирная лавка, где можно приобрести национальные платки, ароматические масла, четки, обереги, книги с молитвами и пр.

Внутреннее оформление

Оснащение и условия

Оснащена Московская соборная мечеть чистой зоной омовения, шкафчиками для обуви и одежды. Есть отдельная зона для совершения молитв женщинами. У входа в здание женщинам выдают платки, если нет своих.

Добрая атмосфера поддерживается миролюбивыми, приветствующими друг друга людьми. Посещение мечети, позволяющее верующим очиститься духовно и расслабиться, вселяет в сердца покой. В пятницу, около 13 часов дня – период пятничных молитв. Полиция в это время следит за порядком, а на входе совершается проверка в целях безопасности прихожан.

Туристам любопытствующим лучше избегать пятничного молитвенного времени, так как полностью насладиться красотой этого сооружения в этот день не удастся. Стоит посетить эту мечеть даже ради того, чтобы увидеть прекрасную архитектуру и прочувствовать умиротворенную спокойную атмосферу, царящую внутри нее.

Внутренний интерьер мечети

Некоторые значимые факты

Самая большая мечеть в Москве

В заключение

Во время намаза любой верующий мусульманин может посетить одну из московских мечетей или молельных домов, взяв с собой коврик и разместившись в тихое место. Пять мечетей столицы:

  1. Соборная мечеть (самая большая в Москве).
  2. Мечеть Инам.
  3. Историческая.
  4. Мечеть Ярдэм.
  5. Мемориальная.

Каждая из них отмечена на картах Москвы, что позволяет верующим выбрать удобный для себя маршрут.

Московская соборная мечеть в районе проспекта Мира чаще всего становилась известной жителям города в дни больших мусульманских праздников — Ураза-байрам и Курбан-байрам, когда все прилегающие кварталы перекрывались и заполнялись толпами молящихся, а в СМИ появлялись впечатляющие снимки многотысячной коллективной молитвы. Теперь, после открытия 23 сентября нового комплекса мечети, она становится и одной из важных архитектурных доминант местности — высокие минареты мечети видны далеко от Олимпийского проспекта. Мусульманская жизнь здесь кипит уже более 100 лет, и даже в советскую эпоху во время религиозных праздников на улице Дурова приостанавливалось движение трамваев.


Фотография: Глеб Леонов

Сейчас уже трудно представить, что местность вокруг мечети вплоть до конца семидесятых имела полупровинциальный облик. Здесь преобладала малоэтажная застройка, в том числе деревянная, окруженная многочисленными заборами, палисадниками, старыми амбарами для хранения дров. Столичная жизнь напоминала о себе, по существу, лишь трамвайной линией, уводившей в более энергичные районы. Весь этот старомосковский уклад исчез в ходе подготовки к Олимпиаде 1980 года, и лишь энергичная работа приходского совета мечети и обращения посольств арабо-мусульманских стран в советские партийные органы спасли здание от разрушения.


Фотография: Глеб Леонов

Сама же мечеть, основанная в 1904 году на средства купца Салиха Ерзина, торговавшего тканями и пушниной, никогда не закрывалась. Поначалу она была второй в Москве, а после закрытия в 1937 году мечети в Замоскворечье именно адрес Выползов переулок, дом 7, стал восприниматься в мире в качестве одного из символов советского ислама. Охранная грамота Сталина, выданная в виде благодарственной телеграммы мечети в годы войны за помощь фронту, и послевоенные визиты лидеров мусульманских стран в скромный Выползов переулок сохраняли здесь религиозную жизнь. Гамаля Абделя Насера, Сукарно, Муаммара Каддафи и многих других политиков, искавших благосклонности СССР, в Москве возили не только в Кремль и на какое-нибудь передовое предприятие, но и в мечеть — чтобы продемонстрировать веротерпимость коммунистов. Каждый визит проходил сложно и часто не по сценарию. К примеру, посетивший мечеть в 1981 году эксцентричный лидер Ливийской Джамахирии не слишком следовал дипломатическому протоколу — Каддафи расспрашивал имамов о причинах отсутствия молодежи в молельном зале, о том, где вообще купить в Москве религиозную литературу, пытался помочь мечети деньгами. Примерно в эти же годы иранцы оставляли на подоконниках мечети портреты аятоллы Хомейни, настойчиво приглашали имама Ахметзяна Мустафина посетить Тегеран, хотя ни СССР, ни тем более советские мусульманские религиозные деятели еще не определились в своем отношении к внезапно произошедшей Исламской революции. Так или иначе, именно международный статус мечети сохранил ее и позволил в советской Москве открыто проводить молитвы. Имамов приглашали на правительственные приемы.

Во дворе Московской соборной мечети. Рамазан. 1958 год. Здесь и далее — фотографии из архива исследователя Дмитрия Опарина

Московская соборная мечеть

Среди известных имамов, служивших в мечети в разные годы: Бедретдин Алимов (первый имам мечети), Сафа Алимов, Абдулвадуд Фаттахетдинов, Исмаил Муштарий, Ахметзян Мустафин Ризаутдин Басыров, Равиль Гайнутдин, Раис Билялов, Ильдар Аляутдинов.

История

Мечеть была построена в 1904 году архитектором Н. А. Жуковым, на средства татарского купца Салиха Ерзина (в память о меценате на фасаде мечети в 1999 году установлена мемориальная доска).

В советский период не закрывалась и была единственной действующей мечетью в Москве на тот момент.

С 1996 года на участке Московской соборной мечети в отдельном здании располагается Совет муфтиев России и резиденция муфтия Равиля Гайнутдина.

Перестройка с полным сносом

В мае 2005 года началась крупномасштабная реконструкция мечети.

30 июня 2008 года президиум Историко-культурного экспертного совета при Москомнаследии решил причислить мечеть к объектам культурного наследия. Однако в ноябре 2009 года это решение отменили, а мечеть запланировали разобрать.

В апреле 2010 года авторы проекта реконструкции и строительства Московской Соборной мечети архитекторы И. Тажиев и А. А. Колентеев обратились за адвокатской помощью в связи с нарушением договора заказчиком, инвестором и пользователем данного объекта Духовным Управлением Мусульман Европейской части России (ДУМЕР).

Авторы проекта были отстранены от объекта, не имели возможности осуществлять авторский надзор и участвовать в реализации собственного проекта, что привело к серьёзным нарушениям строительных норм. Эти нарушения, в свою очередь, привели к появлению трещин несущих колонн, осадке конструктивной части возводимой мечети, и угрозе её полного обрушения.

Попытки урегулирования конфликта были проигнорированы Равилем Гайнутдином, и после необходимых консультаций с духовными лидерами Северного Кавказа был начат ряд судебных процессов против ДУМЕР.

Сегодняшним заявлением о том, что Тажиев был отстранён от проекта, Совет муфтиев вынес приговор самому себе. У меня на руках документы правительства Москвы, подтверждающие авторство Тажиева.

— Известия, 8 июля 2011 г.

Дело было закончено признанием иска ответчиком и подписанием мирового соглашения об опровержении недостоверных фактов, распространённых через официальный сайт Совета Муфтиев России. Однако ответчик до сих пор не выполнил условий мирового соглашения, тем самым заставив возбудить исполнительное производство по делу.

В Мещанском районном суде было возбуждено третье дело, теперь уже о защите авторских прав архитекторов. Одним из Ответчиков по данному делу также является ДУМЕР. Рассмотрение дела было назначено на 23 августа 2011 года.

11 сентября 2011 года рабочие с помощью спецтехники снесли здание исторической мечети до основания, что стало первым с 1978 года в Москве сносом религиозного храма.

В феврале 2012 года адвокат архитекторов Тажиева и Колентеева обратился к мэру Москвы Сергею Собянину и прокурору столицы Юрию Семину с просьбой изучить вопрос вокруг строительства мечети. В заявлении, в частности, говорится:

Прошу изучить правовую ситуацию, сложившуюся со строительством комплекса соборной мечети, с целью недопущения угрозы жизни людей в результате возведения этого объекта с массовыми нарушениями законодательства Российской Федерации.

Открытие перестроенной мечети состоялось 23 сентября 2015 года. На церемонии присутствовали президенты России Владимир Путин, Турции Реджеп Эрдоган, Палестины Махмуд Аббас, а также делегации из Азербайджана, Иордании, Ирана, Казахстана, Катара, Кувейта, Кыргызстана, Саудовской Аравии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, главы российских мусульманских регионов Р. Минниханов, Р. Кадыров, Р. Абдулатипов, Ю. Евкуров, представители христианских религиозных организаций Митрополит Иларион (Алфеев), Паоло Пецци, католический архиепископ, Ряховский С. В. глава евангелистов .

Характеристики новой мечети

Новая мечеть имеет шестиэтажное основное здание в византийском стиле с несколькими разноразмерными минаретами, башенками и куполами. Для богослужения предназначены три из шести этажей. В мечети имеются мужской и женский молельные залы, комнаты для омовения, конференц-зал с кабинами для синхронного перевода, выставочная галерея. Высота покрытого сусальным золотом главного купола — 46 метров, диаметр — 27 метров. Два главных минарета имеют высоту по 78 метров (по другим данным 72 м), что делает мечеть самой высокой в России (наряду со строящейся уфимской мечетью Салавата Юлаева). Их форма символизирует многовековую дружбу российских народов: минареты похожи одновременно и на башни Московского Кремля, и на башню Сююмбике Казанского Кремля. Малый минарет венчает историческую часть комплекса. Крыша и башенки окрашены в голубовато-зеленый цвет, как и у первой Московской мечети. На золочение купола и минаретов было использовано 12 килограммов сусального золота; таким образом проектировщики сделали отсылку к образу Москвы златоглавой.

Общая площадь сооружения — 18 900 квадратных метров (до реконструкции площадь мечети равнялась 964 м²). Вместимость может достигать 10 000 молящихся.

В основание мечети для укрепления конструкций была вбита 131 свая, поскольку рядом находится метро и под зданием протекает подземная река Неглинная. Старые стены вписали в новый комплекс — их разобрали и собрали заново из современных материалов, сохранив тот же вид, что и в 1904 году.

Многочисленные узоры в интерьерах и внешнем убранстве храма выполнены в соответствии с традициями зодческой школы российских мусульман. Внутри купол, потолки и стены расписаны аятами (текстами) из Корана. От правительства Турции переданы в дар мечети парадные двери, люстры, молельные коврики. Кроме того, турецкие мастера безвозмездно выполнили работы по дизайну и расписали стены храма. В здании установлены семь скоростных лифтов, система видеонаблюдения с мониторами для ведения трансляций, новейшая система очистки воздуха, кондиционеры. Для отделки здания мрамор привезли из Канады, так как именно этот сорт подходил для Москвы по климатическим условиям, большим перепадам температур зимой и летом.

Мечеть освещают более 320 настенных и потолочных люстр из хрусталя, разных по размеру и форме. Большинство из них сделаны в виде куполов мечети. Главная хрустальная люстра в центральном зале имеет 350 лампочек и весит 1,5 тонны, её ширина — 4,3 метра, а высота — 7,6 метра. Этот гигантский светильник 50 мастеров из Турции делали три месяца.

Все желающие смогут приходить в Соборную мечеть на экскурсию, как самостоятельно, так и в группе.

Читайте также: