Морской транспорт сообщение по географии 10 класс
Обновлено: 04.07.2024
Морской транспорт - составная часть водного транспорта. Он призван осуществлять перевозки грузов и пассажиров с помощью океанов и морей и характеризуется небольшими затратами на перевозки.
Развитие морского транспорта России определяется:
географическим положением
характером морей, омывающих нашу страну
уровнем развития производительных сил
Вложенные файлы: 1 файл
География морского транспорта России.docx
География морского транспорта России
Морской транспорт - составная часть водного транспорта. Он призван осуществлять перевозки грузов и пассажиров с помощью океанов и морей и характеризуется небольшими затратами на перевозки.
Развитие морского транспорта России определяется:
а) перевозки при экспорте и импорте;
б) перевозки между иностранными портами.
В зависимости от вида плавания различают:
- большой каботаж (плавание между портами разных бассейнов с заходом в загранпорты)
- малый каботаж - плавание в пределах одного - двух бассейнов без заходов в иностранные порты
Организация морского судоходства имеет две основные формы:
судоходство на направлениях с регулярным грузопотоком: на таких линиях суда закрепляются не менее чем на 3 месяца
2)рейсовая или трамповая
при непостоянном потоке, без закрепления за линией судов
Морской транспорт занимает особое место в экономике страны . Им выполняются 50% всех экспортно-импортных перевозок . Особенно велико его значение в районах Севера , Северо - Востока .
Морские порты России
Основные порты бассейна: Александровск-Сахалинский, Владивосток,
Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Провидения, Советская
Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск.
Охватывает значительную территорию
Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингово пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки.
Основные порты этого бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи,
занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей
Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов.
Основными портами этого бассейна являются Архангельск, Беломорск, Диксон, Кандалакша, Мурманск,
Нарьян-Мар, Онега, Певск.
перевозит грузы четырёх прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно-Сибирского и частично
Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими портами, как Тикси, устьями рек
Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом Певск.
Основными морскими портами здесь являются:
Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.
к нему тяготеют Северо-западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей.
Крупным портом является Махачкала, а также совмещенный морской и речной Астраханский. Возведена первая очередь глубоководного порта Оля.
К нему примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономический районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами Европейской части России.
Для морского транспорта характерны показатели:
- материально- технической базы,
-работы флота и портов.
Преимущества и недостатки морского транспорта
относительно низкая себестоимость перевозок;
требует наличия оборудованных портов.
большая грузоподъемность, что позволяет перевозить значительные партии груза;
практически нет ограничений на пропускную способность;
единое правовое и юридическое поле с 400-летней историей
Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой. Такой способ перевозки выбирается для снижения себестоимости транспортировки груза. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших объёмов.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Для погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные); для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы.
По типу используемых акваторий подразделяется на: Речной транспорт (перевозки по озёрам обычно относят к речному транспорту (за исключением самых крупных озёр — таких, как Каспийское море); Морской транспорт.
История речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет. Считается, что первые крупные речные суда стали строить в Древнем Египте ещё в четвёртом тысячелетии до н. э. Древние речные суда были гребными или парусными. Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей (бурлаков). Существовали также суда, приводящиеся в движение лошадьми, находящимися на самом судне. В XIX веке на внутренних водных путях начали использоваться пароходы, а первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в 1903 году в России. Речной транспорт
Грузовые перевозки Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки — стройматериалы (например, песок, уголь, кокс, зерно и т. П). Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы. Речной транспорт
К судам специального назначения относят плавучие мастерские, плавучие магазины, суда для дноуглубительных работ, а также паромы. Речной транспорт
Морским транспортом перевозится большая часть грузов по всему миру. Особенно это касается наливных грузов, таких как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукты химической промышленности наливом. Второе место по объему перевозок морским транспортом занимают контейнеры. Суда-контейнеровозы вытеснили с рынка универсальные суда, так как в стандартный 20- или 40-футовый контейнер может быть помещен любой груз от иголок до автомобилей. Морской транспорт
В настоящее время морской транспорт является неотъемлемой частью мировой транспортной системы. Морской транспорт и его деятельность регулируется как национальными законами, так и международными нормативными документами, конвенциями и правилами, выполнение и соблюдение которых строго контролируется со стороны всех стран-участников, подписавших определенные обязательства. Особенно большое внимание уделяется экологии и безопасности мореплавания. Учитывая тот объем груза, который может перевезти одно судно за один раз, морской транспорт нельзя назвать медленным. Пример: 300000 тонн сырой нефти за один раз может быть перевезено из восточных портов Великобритании в один из портов США на восточном берегу за десять дней. Морской транспорт
В зависимости от задач и рода груза, морской транспорт делится на: Линейные суда — суда, которые курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию. Трамповые суда (англ. tramp — бродяга) составляют половину единиц мирового флота, занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов. Они не привязаны к определенным географическим точкам и не обременены долгосрочными контрактами на перевозку. Пассажирские суда и паромы занимают отдельную нишу в перевозках морским транспортом. Чаще всего являются линейными. К ним со стороны контролирующих органов предъявляются очень высокие требования по конструкции и снабжению. Морской транспорт
Преимущества: относительно низкая себестоимость перевозок; большая грузоподъемность, что позволяет перевозить значительные партии груза; практически нет ограничений на пропускную способность; единое правовое и юридическое поле с 400-летней историей. Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой. Такой способ перевозки выбирается для снижения себестоимости транспортировки груза. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших объёмов. Недостатки: требует наличия оборудованных портов; низкая скорость передвижения. Морской транспорт
Транспорт — отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая перевозку грузов, пассажиров, энергии, информации от места к месту. Включает: средства для перевозки грузов и людей, дороги, трубопроводы, линии электропередачи и связанное с ними функциональное оборудование.
Состояние национальной транспортной системы определяется уровнем социально-экономического развития страны и зависит от размеров её территории и участия в международном разделении труда.
По доминированию перемещаемых элементов транспорт делится на грузовой и пассажирский.
По технологии перемещения транспорт бывает:
- сухопутным;
- водным;
- воздушным.
Для оценки работы транспорта за год (или любой другой промежуток времени) используются два показателя:
Пассажирооборот — количество пассажиров, перевезённых на определённое расстояние за определённую единицу времени.
Грузооборот — количество грузов, перевезённых на определённое расстояние за определённую единицу времени.
СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ
Сухопутный транспорт включает:
- железнодорожный транспорт;
- автомобильный транспорт;
- трубопроводный транспорт.
■ Железнодорожный транспорт
- отличается регулярностью движения;
- имеет низкую себестоимость перевозки грузов;
- подходит для транспортировки грузов на средние и дальние расстояния;
- отличается высокой грузоподъёмностью;
- всепогодный;
- всесезонный.
Страны — лидеры по длине железных дорог: США, Россия, Китай, Индия, Канада.
Лидер по густоте железных дорог — Европейский союз (Бельгия, Германия, Швейцария).
Страны, не имеющие железных дорог : Исландия, Андорра, Бутан, Кувейт, Мальта, Оман, Катар и др.
Лидеры по длине электрифицированных железных дорог: Россия, Китай, Индия, Франция, Украина.
■ Автомобильный транспорт
Страны — лидеры по длине автомобильных дорог:
Страны — лидеры по густоте автомобильных дорог: Западная Европа (Монако, Мальта, Бельгия, Нидерланды), Бахрейн, Сингапур, Барбадос, Япония.
■ Трубопроводный транспорт
- используется для транспортировки жидких и газообразных грузов;
- один из самых экономичных видов транспорта;
- не требует больших затрат ни обслуживание и значительных трудовых ресурсов;
- обеспечивает непрерывную по ставку грузов;
- всепогодный и всесезонный;
- эффективен в различных климатических зонах (в том числе в условиях Крайнего Севера).
Страны — лидеры по длине трубе проводов:
- 1) США;
- 2) Россия;
- 3) Канада;
- 4) Китай;
- 5) Мексика.
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
- самый дешёвый;
- имеет наибольшую грузоподъёмность;
- характеризуется высокой провозной способностью (может провозить грузы любых размеров);
- используется для перевозки грузов на сверхдальние расстояния;
- низкая скорость передвижения;
- зависит от погодных условий;
- требует наличия портов, строительство которых не обходится без больших затрат.
Водный транспорт делится на два вида: морской и внутренний водный.
■ Морской транспорт
В международном судоходстве существуют две основные организационные формы перевозок: линейные (регулярные) и трамповые (нерегулярные). Линейное судоходство связывает между собой основные экономические районы (Западную Европу, Северную Америку, Дальний Восток) и эти районы с другими районами. Трамповое зависит от наличия грузов и осуществляется на основе фрахта (предварительного заказа) судна.
Наиболее оживлённые морские транспортные пути проходят через Атлантический океан. На него приходится больше 50 % морских перевозок. Велика транспортная роль Тихого океана, в бассейне которого находятся такие мощные морские державы, как США, Россия, Китай, Япония.
Для характеристики тоннажа морского флота используются два показателя грузовместимости судна: валовая (полная) вместимость — измеряется в брутто-регистровых тоннах и грузоподъёмность (масса груза, которую может принять судно) — измеряется в тоннах-дедвейт.
Наибольший тоннаж имеют следующие страны: Панама, Либерия, Мальта, Гонконг, Сингапур, Маршалловы острова, Багамские острова.
Мировое судоходство обслуживают более 2000 морских портов. Основная их часть расположена на берегах Атлантического океана и его морей. Порты делят на универсальные и специализированные (принимают только определённый вид грузов). Главный показатель работы порта — его грузооборот.
Крупнейшие порты по грузообороту:
- в мире — Шанхай, Шеньчжень, Нинбо, Гонконг (Китай), Сингапур (Сингапур), Пусан (Республика Корея);
- в Европе — Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия).
Географию и эффективность морских перевозок в значительной мере определяют морские каналы, которые существенно сокращают морские пути.
Крупнейшие судоходные каналы мира: Суэцкий (соединяет Средиземное и Красное моря), Панамский
(соединяет Тихий и Атлантический океаны), Кильский (соединяет Балтийское и Северное моря), Беломорско-Балтийский (соединяет Белое море с Онежским озером) и др.
■ Внутренний водный транспорт
Осуществляет перевозки на внутренних водных путях (реках, озёрах, каналах). Состав грузов, перевозимых этим видом транспорта, зависит от специализации прилегающих территорий. В основном перевозятся; уголь, нефть, железная руда строительные материалы, лес, зерни и др.
Наибольшую протяжённость внутренних водных путей имеют: России, Китай, США, Бразилия.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
- самый скоростной;
- подходит для освоения труднодоступных районов;
- перемещает пассажиров (и частично грузы, например почту) на сверхдальние расстояния.
Основные международные авиаперевозки осуществляются через Атлантический океан. Северная Америка и Европа связаны воздушными линиями со всеми уголками мира.
Самые загруженные по пассажирским перевозкам аэропорты мира:
- Атланта (Атланта, США);
- Шоуду (Пекин, Китай);
- Дубай (Дубай, ОАЭ);
- Ханэда (Токио, Япония);
- Лос-Анджелес (Лос-Анджелес, США);
- О’Хара (Чикаго, США);
- Хитроу (Лондон, Великобритания).
Авиакомпании, лидирующие по числу перевезённых пассажиров: American Airlines, Delta Air Lines, United Airlines, Southwest Airlines (все — США), Ryanair (Ирландия).
Быстрый рост воздушного транспорта во многом обусловлен увеличением числа туристов мире. Самыми посещаемыми странами являются Франция, США, Испания, а наибольший доход от туризма получают США, Испания и Китай.
1 Водный транспорт России Выполнила ученица 10 В класса Гимназии 1 Орлова Ксения
2 Водный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по водным путям, как естественным (реки, озера, моря, океаны, проливы), так и искусственным (каналы, водохранилища и др.). Морской Внутренний
3 Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны. Морской транспорт
4 Основные города-порты: на Чёрном море Новороссийск, Туапсе; на Азовском море Таганрог; на Балтийском Санкт-Петербург, Калининград, Балтийск, Выборг; на Баренцевом Мурманск; на Белом Архангельск; на Японском Ванино, Владивосток, Находка, Порт Восточный.
5 Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. Основные порты в нем редко замерзающие Владивосток и Находка. Около Находки сооружен современный порт Восточный с терминалами для экспорта угля и лесных грузов. Большое значение имеет также порт Ванино, расположенный на завершающем участке Байкало- Амурской железнодорожной магистрали. В этом порту действует паром, связывающий железнодорожную сеть материковой России с сетью острова Сахалин (портом Холмск). Дальневосточный бассейн
6 На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Основные порты Дудинка, через которую вывозятся рудные концентраты из Норильска, и Игарка, через которую идет лес и лесная продукция. Участок Северного морского пути между устьем Енисея и Мурманском является круглогодично действующим, что обеспечивается использованием мощных ледоколов, в том числе атомных. Северный бассейн.
7 Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озёр. В России насчитывается более 100 тыс. рек, имеющих общую протяжённость около 2,5 млн км, из них свыше 500 тыс. км пригодны для судоходства. Однако существенную роль внутренний водный транспорт играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн) либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны). Речной транспорт
8 Больше половины грузооборота речного транспорта страны приходится на Волжско-Камский бассейн. Он соединен каналами с соседними бассейнами (Дон, Нева, Северная Двина, Белое море), являясь основой Единой глубоководной системы европейской части страны. Здесь же расположены крупнейшие речные порты: Нижний Новгород, Северный, Южный и Западный в Москве, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. Волжско-Камский бассейн
9 На втором месте по объему грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. В нем кроме строительных материалов значительную долю в перевозках составляют нефтяные грузы. Основные порты: Новосибирск, Тобольск, Сургут и Тюмень. Западно-Сибирский бассейн
Читайте также: