Многонациональность советской литературы сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Советские литературные произведения, а также направления и течения, в которых они созданы. Вклад советских писателей в русскую литературу. Влияние идеологической цензуры на литературные процессы. Характеристика основных литературных направлений.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.11.2018
Размер файла 33,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Первый Санкт-Петербургский Государственный университет им. И.П. Павлова

Кафедра Истории Отечества

Выполнила студентка группы 196

Научный руководитель: Ярмолич Ф.К.

Глава 1. Разделение литературы на три ветви

Глава 2. Основные литературные направления

Целью моей работы является истинное отображение ситуации, происходящей во времена Советского Союза на литературном олимпе, а также доказательство того, насколько ощутимый вклад в русскую литературу внесли советские писатели, несмотря на сильное влияние идеологической цензуры.

Практическое значение работы состоит в попытке разобраться в литературных направлениях и течениях того времени.

Глава 1. Разделение литературы на три ветви

советский литературный писатель

Раскол произошел по идеологической, политической причине. Но в большой исторической перспективе, в которой проверяются художественные ценности, идеология и политика не столь уж важны: язычник Гомер или мусульманин Низами велики и для христианина, и для атеиста, а их политические взгляды мало кому интересны. Идеологическое же разделение ветвей русской литературы не было ни абсолютным, ни однозначным. При всей идеологической унификации в Советском Союзе были несоветски и антисоветски настроенные писатели, а в русском зарубежье - настроенные просоветски, и вообще там была большая идеологическая дифференциация писателей.

Глава 2. Основные литературные направления

Символизм, акмеизм, футуризм в чистом виде прекращают свое существование вскоре после 1917 г., однако их представители и наследники продолжают обновлять и обогащать литературу. Еще до революции критика заговорила о неореализме - реализме, впитавшем некоторые черты модернистских направлений.

Социалистический реализм - не выдумка Сталина. Он действительно существовал и действительно был реализмом, основанным на социально-историческом детерминировании развития всего общества, я не только судеб отдельных людей или даже больших социальных групп и народов.

В русском зарубежье были писатели некоренных национальностей, но не было русскоязычных национальных литератур. То, что ГайтоГазданов по национальности осетин, на его творческом облике практически не отразилось. Печатавший свои русские стихи в основном за рубежом чувашский поэт Геннадий Айги использует вполне интернациональные художественные средства.

Сегодня на занятии речь пойдет:

- о фантастике как жанре художественной литературы,

- о лучших представителях этого жанра в советской литературе, их жизни и творчестве,

- о тех вопросах и проблемах, которые они раскрывают в своих произведениях,

- о многонациональности советской литературы;

- о художественном мастерстве Ч. Айтматова.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Развитие жанра фантастики в произведениях А.Беляева, И.Ефремова, К. Булычева и др.

Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения, невозможного с точки зрения читателя либо героев произведения. Читатель получает возможность пересмотреть привычные и обыденные ситуации, а также переосмыслить более глобальные ценности. Действие книг часто помещалось в будущее, а герои имели дело с новейшими открытиями, изобретениями, неизведанными явлениями.


В 1920-е-1930-е годы были опубликованы десятки книг Александра Беляева (1884-1942). Основным жанром, в котором работал Беляев, была научная фантастика. За 16 лет творчества были написаны 17 романов и десятки повестей и рассказов, что делает Беляева самым плодотворным советским писателем, работающим в этом жанре в первой половине XX века.

Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии?

В середине 50-х годов в советской научно-фантастической литературе рождается новая тенденция, которая и течение последующих десяти лет совершенно изменила облик этого жанра. Научная фантастика завоевала свое истинное и всеобщее признание как полноценная и неотъемлемая часть художественной литературы. Но это произошло не сразу, а после неоднократных споров и обсуждений этой проблемы на страницах печати.

Изменения, которые произошли в характере советской научной фантастики (преимущественно переход от чисто научных проблем к социальным проблемам) объясняются разными причинами. Главная из них характерна для всей советской художественной литературы. Это – расширение творческих возможностей писателей после XX съезда партии, когда были отвергнуты вульгарные литературные теории, ограничивавшие и даже тормозившие всестороннее развитие советской художественной литературы.

Вторым толчком, послужившим развитию этого жанра во всей мировой литературе в последние годы явился тот факт, что интерес людей к науке значительно возрос. Такие достижения науки, как открытие атомной энергии и развитие кибернетики тревожили людей, и наука оказалась в центре их внимания. Еще одно достижение науки – вторжение в космос тоже оказало свое влияние, хотя в отличие от первых двух это открытие вызвало чувство гордости человеческим разумом. Оно дало человеку ощущение могущества и величия. Писатели – выразители человеческой мысли, не могли быть безразличными к этим событиям. Они стали уделять больше внимания проблемам соотношения между наукой, человеком и обществом.

И авторы приходят к правильному решению: развитое общество может и должно оказывать помощь отстающему обществу по его просьбе, но невозможно создать новый строй за какой-нибудь другой народ, если этот народ не подготовлен к этому; для каждого народа крайне важен собственный исторический опыт.


Кир Булычёв (настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко) (1934-2003) в своих произведениях охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.

Великий Гусляр – цикл о вымышленном городе, прототипом которого послужил Великий Устюг Вологодской области. В Гусляр наведываются инопланетяне, там множество странных жителей, там происходят необычайные события. И там же живут обычные нормальные люди, которым, из-за особенностей окружения, время от времени приходится решать совершенно неожиданные проблемы и даже в самых странных обстоятельствах оставаться, прежде всего, людьми. Произведения цикла написаны очень легко и с юмором, их приятно и неутомительно читать, при том, что в них нередко затрагиваются вполне серьёзные вопросы и проблемы. Гуслярский цикл содержит около семидесяти произведений, в нём семь повестей (некоторые из них в разное время издавались под разными названиями), остальное — рассказы.

Доктор Павлыш – цикл повестей и рассказов, повествующих о полётах землян в космос, на другие планеты и об их приключениях там. Цикл объединяет один общий герой — доктор Владислав Павлыш, космический врач.

Интергалактическая полиция – Серия книг о приключениях агента Коры Орват. Кора — девушка, найденная в космосе, воспитывалась в школе-интернате для необычных найдёнышей, затем была привлечена к работе в ИнтерГполе начальником этой организации, комиссаром Милодаром. Книги этой серии - фантастические детективы, по ходу сюжета Кора занимается раскрытием преступлений и распутыванием различных загадок.

Река Хронос – цикл альтернативной истории, рассматриваются возможные альтернативные сценарии развития истории России. Герои цикла получают возможность путешествовать во времени по параллельным мирам и быть свидетелями различных исторических событий.

Таким образом, мы можем проследить становление и развитие жанра в Советском Союзе – от преобладания жестких рамок, строгой цензуры и определенной основной идеи, вкладываемой в каждую книгу, до постепенного обретения направлением некой свободы и условности, перехода от твердой научной фантастики к более абстрактным и социальным поджанрам. Метаморфозы фантастики в СССР оказали значительное влияние на еѐ дальнейшее положение на книжном рынке и привели к сегодняшнему разнообразию направлений.

Многонациональность советской литературы.

Советская литература многонациональна и многоязычна. Она создавалась общими усилиями писателей разных национальных культур.

В начале 80‑х гг. в Советском Союзе насчитывалось 78 национальных литератур народов и народностей, населяющих СССР. До Октября их было значительно меньше – не все народы бывшей царской России имели свою письменность и литературу.

Некоторые народы Средней Азии, Северного Кавказа, Поволжья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока к 1917 г. имели лишь устную народную поэзию – прекрасные песни, героические сказания о богатырях, красочные легенды и предания. Поэтому возникшие после Октября литературы этих народов принято называть младописьменными.

Лишь в 20–30‑е гг. чукчи, ненцы, нанайцы, удэгейцы, коряки, эвенки обрели свою письменность и за короткий срок создали национальную литературу.

Особенно значимым для советской литературы второй половины XX века стало переосмысление связей личности с национальной традицией. Если на начальном этапе развития в советском искусстве создавались образы людей, порывающих с традициями старого мира, то в 1950-1980-е годы писатели все пристальнее вглядывались в те черты, которыми личность связана с психологией и культурой своего народа.

Октябрьская революция выдвинула перед писателями острую проблему — за революцию или против нее.

Признанными мастерами художественного слова встретили революцию М. Горький, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. С. Серафимович, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, С. А. Есенин, Г. Табидзе, П. Тычина, В. Сосюра, Янка Купала, Якуб Колас, А. Акопян, А. Ширванзаде, А. Исаакян, Ст. Зорьян, Ш. Дадиани, Л. Киачели, Н. Лордкипанидзе, Н. Нариманов, М. Ордубады, А. Шаик, А. Ахвердов и другие.

В 1921 г. начинает свою литературную работу Д. А. Фурманов, бывший комиссар 25‑й Чапаевской дивизии.

С первых шагов советская литература обращается к новому герою — участнику революции, показывая его в обстановке непримиримой борьбы двух миров.

Эти произведения русской советской литературы ярко и талантливо запечатлели на своих страницах остродраматические, героические картины рождения нового мира.

Советские писатели показали, что именно народ творит историю, что он её главная сила. Произведения русских писателей прокладывали путь новому искусству, помогали развитию литературы народов СССР.

Советская литература многонациональна и многоязычна. Это литература новой исторической общности людей — советского народа. Она создается общими усилиями писателей разных национальных культур.

В начале 80‑х гг. в Советском Союзе насчитывалось 78 национальных литератур народов и народностей, населяющих нашу страну. До Октября их было значительно меньше — не все народы бывшей царской России имели свою письменность и литературу.

Некоторые народы Средней Азии, Северного Кавказа, Поволжья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока к 1917 г. имели лишь устную народную поэзию — прекрасные песни, героические сказания о богатырях, красочные легенды и предания. Поэтому возникшие после Октября литературы этих народов принято называть младописьменными.

Лишь в 20–30‑е гг. чукчи, ненцы, нанайцы, удэгейцы, коряки, эвенки обрели свою письменность и за короткий срок создали национальную литературу.

В грузинской литературе Г. Табидзе воспевает социалистическое обновление жизни:

Успешно развиваются в условиях советского строя литературы Средней Азии и Казахстана, где впервые появляются произведения прозы и драматургии.

О, рабы! Подымайтесь из праха, Красным знаменем мир озаря! Сбросьте иго покорства и страха — Засияла свободы заря. (Пер. И. Л. Сельвинского)

Среди поэтов нового поколения Средней Азии и Казахстана выделяются голоса П. Сулаймони (Таджикистан), поэта и драматурга Хамзы Хакимзаде Ниязи (Узбекистан), С. Сейфуллина (Казахстан), поэта и прозаика Б. Кербабаева (Туркмения). Всесоюзную известность после революции приобрели песни казахского акына Джамбула, киргизского народного поэта Токтогула, народного певца Дагестана Сулеймана Стальского. Воспевая великие перемены в жизни своих народов, акыны сравнивали мрачное прошлое и светлое настоящее.

В 20‑е гг. в различных национальных литературах возникают разнообразные творческие объединения писателей. Каждое из них отстаивало свое понимание нового искусства революционной эпохи.

Первый Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в августе 1934 г. под председательством М. Горького. Участниками съезда стали представители различных национальностей Советского Союза. На съезде было отмечено, что уже в первое советское десятилетие литературы народов СССР дали читателям замечательные произведения, ставшие отечественной классикой. В эти же годы в основном сложились основные принципы нового советского искусства: коммунистической партийности и народности.

Советская литература — это литература поистине народная, потому что отражает жизнь народа, его устремления. Это также литература партийная, активно отстаивающая идеалы коммунизма. О боевой коммунистической направленности нашей литературы, о её великой воспитательной силе хорошо сказал замечательный поэт нашей революционной эпохи Владимир Маяковский:

…я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек.

Наряду с произведениями, где в центре стоит участник революционных битв, герой штурма Зимнего, взятия Перекопа, красногвардеец, партизан, появляются книги, главный герой которых — человек труда. Впервые в мировой литературе он изображается не как угнетенный, а как хозяин своей страны.

В 30‑е гг. появляется много произведений, посвященных историческому прошлому. Рисуя дореволюционную жизнь, писатели стремились дать представление о тех путях, которые привели народы нашей страны к Октябрю.

В 30‑е гг. перед советским обществом встали новые задачи. Началась эпоха первых пятилеток. Советская литература не отделяет своих задач от жизни народа.

Писатели едут в колхозы, на фабрики, на новые, социалистические стройки и создают произведения по следам живых событий. Художественные очерки 30‑х гг. нередко становятся основой для создания повестей и романов.

Поэзия этих лет многообразна: от стиха‑агитки до лирической песни, баллады, поэмы. Широкую известность приобретают стихи и поэмы В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, М. А. Светлова, Б. П. Корнилова, Э. Г. Багрицкого, А. А. Прокофьева, И. Л. Сельвинского, М. Ф. Рыльского, М. Бажана, П. Г. Тычины, Г. Табидзе, Г. Леонидзе, А. А. Кулешова, П. Бровки, Х. Алимджана, Г. Б. Сарьяна и других поэтов, создающих многоцветную картину жизни советского народа.

В 1939–1940 гг. братская семья советских писателей пополнилась новыми художниками слова Латвии, Литвы, Эстонии, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии, присоединившихся к Советскому Союзу. В 20–30‑е гг. многие из них создавали произведения в условиях буржуазного режима. В своих книгах революционные художники звали народ на борьбу, мечтали об освобождении. В этих литературах среди известных писателей следует назвать А. М. Упита, В. Лациса, Я. Судрабкална (Латвия), С. Нерис, П. Цвирку (Литва), Й. Барбаруса, Ю. Сютисте (Эстония), Я. Галана, А. Гаврилюка (Западная Украина), М. Танка (Западная Белоруссия), Е. Н. Букова, А. П. Лупана (Бессарабия).

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой, С фашистской силой темною, С проклятою ордой.

Эта песня на слова В. Лебедева-Кумача написана в первый день Великой Отечественной войны. Вместе со всем народом поднялась на борьбу с врагом наша единая многонациональная литература. Больше тысячи писателей — свыше трети состава Союза писателей — ушли добровольцами на фронт. Многие из них стали военными корреспондентами центральных, фронтовых, армейских и дивизионных газет.

В памяти народа навсегда сохранятся имена М. Джалиля, А. П. Гайдара, Ю. С. Крымова, Е. П. Петрова, В. П. Ставского, О. Десняка, Б. М. Лапина, Э. Капиева, М. Геловани, А. А. Шогенцукова, Т. Гуряна, Х. Юсуфи, Н. Сарыханова и многих других советских писателей, павших смертью храбрых.

В стихах, поэмах и песнях военных лет проникновенно воплощаются раздумья о жизни, Родине, смерти, любви:

Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви.

Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.

Важнейшая тема литературы военных лет — тема братской дружбы народов в трудных испытаниях войны.

Среди произведений военного времени можно назвать книги, которые и сегодня

Герой литературы первых послевоенных лет — советский воин-освободитель, вернувшийся к мирному, созидательному труду. В поэзии, прозе и драматургии этих лет писатели изображают героя-современника, борца за мир.

Герои книг 50–60‑х гг. — участники напряженной борьбы за дальнейшее развитие социалистического общества, пионеры новостроек и освоения целины — воплощают лучшие черты советского характера.

Наряду с широкоизвестными советскими поэтами Н. С. Тихоновым, Н. Н. Асеевым, А. Т. Твардовским, А. А. Прокофьевым, В. А. Луговским, А. А. Ахматовой, С. П. Щипачевым, Л. Н. Мартыновым, П. Бровкой, М. Ф. Рыльским, Я. Судрабкалном, Н. М. Заболоцким, Я. В. Смеляковым и другими стали популярны имена В. Д. Федорова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Р. И. Рождественского, Е. А. Исаева, Д. С. Самойлова и многих других.

Проблемы жизни деревни, образы современников, актуальнейшие нравственные проблемы нашли глубокое и яркое воплощение в произведениях русских прозаиков — Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, В. И. Белова, С. П. Залыгина, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина, А. Я. Яшина и других.

Изображение труда как творчества, жизни как деяния было в свое время открытием советской литературы. За прошедшие годы она накопила громадный опыт изображения трудового человека, созидателя мира социализма. Главное направление поисков советских художников — создание крупного характера современника, созвучного эпохе.

Так формируется и обогащается национальное самосознание в новых исторических условиях, выходя на широкий простор социалистического интернационализма.

Советскому читателю хорошо известны книги даргинского писателя Ахмедхана Абу-Бакара. Он рассказывает о переменах в облике Дагестана, о формировании новых, советских традиций в быту и сознании своих земляков. Самобытные художественные произведения о людях нашей эпохи создают А. Кешоков, Т. Керашев, А. Шогенцуков, Ф. Алиева.

Поэты братских литератур — С. Чиковани, И. Абашидзе, Р. Гамзатов, М. Турсун-Заде, К. Кулиев, Д. Вааранди, С. Капутикян, Ю. Марцинкявичюс, Д. Кугультинов, Мустай Карим, А. Лупан, Г. Виеру, О. Вациетис, И. Аузинь, И. Зиедонис и многие другие стали известны многомиллионному, многонациональному читателю.

В 60–80‑е годы стали появляться книги, знаменующие рождение новых советских литератур ряда народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Произведения большой прозы — повести и романы, созданные чукотскими, нанайскими, нивхскими, ненецкими, манси и другими писателями, — своеобразная летопись жизни народа, увиденной в смене эпох, в период бурного социального и культурного развития.

Широкую известность приобрели чукотский писатель Юрий Рытхэу, нанаец Г. Ходжер, манси Ю. Шесталов.

Большой творческий вклад в развитие советской литературы внесла и многонациональная драматургия. Признание зрителя завоевали пьесы Л. М. Леонова, А. Н. Афиногенова, А. Е. Корнейчука, К. Симонова, К. Крапивы, С. Вургуна, М. Ауэзова, С. Шаншиашвили, П. Какабидзе, А. Гулакяна, В. Вагаршяна, Дж. Джабарлы. Жизнь и проблемы современного советского общества получили отражение в пьесах А. Н. Арбузова, В. С. Розова, А. Д. Салынского, Л. Г. Зорина, А. В. Вампилова, М. М. Рощина, И. М. Дворецкого, Г. К. Бокарева, Г. А. Тер-Григоряна, И. Касумова, М. Ибрагимова и других драматургов.

В этой книге советской детской и юношеской литературе посвящена специальная статья. Однако нельзя все же не назвать писателей, чьи книги широко известны, любимы юными и взрослыми читателями у нас в стране и за рубежом: А. П. Гайдар и С. Я. Маршак, К. И. Чуковский и Л. А. Кассиль, С. В. Михалков и А. Л. Барто, В. В. Бианки, Н. Н. Носов, Л. Пантелеев, А. Г. Алексин и Н. И. Дубов, А. А. Лиханов и А. Н. Рыбаков, М. П. Прилежаева и С. П. Алексеев, З. И. Воскресенская и А. А. Кузнецова, Р. П. Погодин и Ю. А. Яковлев, О. Д. Иваненко и В. К. Железников, С. А. Иванов и Г. Т. Виеру, Ю. А. Коваль и Э. Н. Успенский, И. Зиедонис и В. Пальчинскайте, Э. Огнецвет, С. Вангели и К. Мухаммади, Н. Юсупов и Ю. И. Коринец, Х. Берулава и Э. Рауд…

Единая и многообразная советская литература вбирает в себя многочисленные потоки национального искусства наших народов, помогая великому делу воспитания нового человека — участника строительства социализма.

Советская литература с первых лет своего возникновения стала играть большую роль в

судьбах мирового искусства. Произведения наших писателей переведены на многие языки и помогают в борьбе за утверждение коммунистических идеалов во всем мире. Художественный метод советской литературы — социалистический реализм — стал в наши дни важнейшим явлением мирового литературного процесса.

Произведениям 60–80‑х гг. присуще внимание к внутреннему миру человека, его социальным действиям, духовным поискам. В этой связи современная литература обращается к национальным этическим и эстетическим традициям, стремясь выявить в национальном культурном наследии все жизнеспособное, что может приумножить духовное достояние современника.

Художественное исследование современности идет и в очерке, и в рассказе, и в мемуарно-документальной литературе, и, конечно же, в крупных жанрах прозы — повести и романе. Образ современника, мир его мыслей и чувств предстают в стихах и поэмах, в лирических, эпических и лиро-эпических произведениях.

Яркость и свежесть национальных красок в книгах, воссоздающих современность и историю, говорят об обновлении художественных традиций советских народов, всем своим историческим опытом деятельно участвующих в строительстве социалистической культуры.

Примечательная черта нашей многонациональной поэзии — стремление к глубоким раздумьям, осмыслению общественных и нравственных проблем. Поэты ведут разговор с читателем о самых острых и волнующих вопросах сегодяшней жизни; поэтому так популярны вечера и дни поэзии, собирающие большую читательскую аудиторию.

Размышляя о современнике, о человеке, выражающем то время, литература 60–80‑х гг. обращается к социальным и нравственно-психологическим процессам, которые сопровождают научно-технический прогресс и его ускорение. Особый интерес проявляет она к тем сферам жизни, где идет битва за будущее. Труд как духовная потребность человека наших дней, нравственная сторона его практической деятельности, реальные противоречия социально-экономических и технических преобразований становятся предметом изображения в книгах современных художников.

Советская литература 60–80‑х гг. стала новым этапом в развитии военной темы. Великий подвиг народа, отстоявшего свою свободу и будущее человечества, предстает в ней прежде всего в изображении нравственного облика советского солдата и труженика.

Ставя в центр художественного исследования характер современника в его исторической перспективе, в истоках и развитии, в ситуациях социально-мировоззренческого и этического самоопределения, литература последних десятилетий открывает читателю богатство содержания народной жизни.

На всем протяжении своего развития, в творческих писательских поисках и критических дискуссиях советская литература стремится ответить на главный вопрос — о герое нового общества, о путях и возможностях его художественного изображения.

Литература Советского Союза — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других союзных республик после установления там Советской власти. Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР (по данным 1987 года), хотя литература на русском языке была преобладающей. Литература СССР включала в себя и старописьменные литературы (такие как армянская, которая старше русской), но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших до революции письменности.

Социалистический реализм

Поэзия

Диссидентская проза

Фантастика

Детективы

Детская литература

Поэты

Литература на других языках СССР

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Советская литература" в других словарях:

СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, многонациональное единство литератур народов СССР, сложившееся в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции и в ходе построения социализма. Как идейно эстетическое целое С. л. характеризуется единой… … Литературный энциклопедический словарь

Советская литература — художественная литература народов Советского Союза; см. СССР. Литература (См. СССР. Литература и искусство) … Большая советская энциклопедия

Советская литература и Лермонтов — СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА и Лермонтов. Повышенный интерес к Л., к его личности и творчеству нашел отражение как в прямых высказываниях сов. писателей, так и в их худож. творчестве воссоздание образа поэта, развитие характерных для Л. тем и мотивов,… … Лермонтовская энциклопедия

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Русская советская литература — Русская советская литература как литература социалистического реализма представляет собой принципиально новый этап в развитии мировой литературы. Она унаследовала все лучшее, передовое, что было создано в области духовной культуры русским народом … Литературный энциклопедический словарь

ЕВРЕЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ЕВРЕЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Зачинателями Е. с. л. явились поэты О. М. Шварцман, Д. Н. Гофштейн, Л. М. Квитко, П. Д. Маркиш, приветствовавшие Октябрьскую революцию. В первые годы Советской власти выступили поэты А. Д. Кушниров, С. З. Галкин, Э … Литературный энциклопедический словарь

НЕМЕЦКАЯ СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — НЕМЕЦКАЯ СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература немцев, живущих в СССР, развивается на немецком языке на основе немецких и русских классических литератур. Значительное место в доокт. литературе занимал фольклор (частушки, песни, сказки, шванки). В… … Литературный энциклопедический словарь

"НОВАЯ СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ" — ежемес. информационно библиографич. бюллетень книг и статей из сборников и журналов издается (на ротапринте) Фундамент. б кой обществ. наук АН СССР им. В. П. Волгина с 1949. Является продолжением выходившего в 1947 48 бюллетеня Новая лит ра по… … Советская историческая энциклопедия

Литература Таджикистана — литература на таджикском языке. Кратко Письменные и устные произведения, составляющие литературу, сложились на территории современного Таджикистана в 16–20 веках. Таджикскую литературу, возможно, более, чем какие либо другие, кроме иранских,… … Википедия

ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, литературы, жен. (лат. litteratura). 1. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература. 2.… … Толковый словарь Ушакова

Читайте также: